Статья «Методист дополнительного образования»
статья

Коннова Светлана Юрьевна

С чего начинается работа методиста? Безусловно, первым шагом является составление плана или тематической программы. Далее необходимо утвердить свои методические разработки, оформить всю необходимую документацию. Методист организует и координирует работу всего коллектива. На его плечах лежит ответственность за повышение квалификации работников. Он не только является постоянным участников совещаний, конференций, семинаров, но и занимается подготовкой докладов, готовит методические материалы (памятки, рекомендации и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Методист дополнительного образования»

С чего начинается работа методиста? Безусловно, первым шагом является составление плана или тематической программы. Далее необходимо утвердить свои методические разработки, оформить всю необходимую документацию. Методист организует и координирует работу всего коллектива. На его плечах лежит ответственность за повышение квалификации работников. Он не только является постоянным участников совещаний, конференций, семинаров, но и занимается подготовкой докладов, готовит методические материалы (памятки, рекомендации и др.)

Профессия методиста относится к профессиям исключительного умственного (творческого или интеллектуального) труда. В процессе работы важна деятельность сенсорных систем, внимания, памяти, активизация мышления и эмоциональной сферы. Методисты отличаются эрудированностью, любознательностью, рациональностью, аналитическим складом ума.

Направления и содержание методической работы

  • Дидактическое – обновление знаний по наиболее актуальным проблемам обучения, воспитания, развития учащихся.
  • Частнометодическое – изучение нового содержания учебных предметов и частных предметных методик.
  • Психолого-физиологическое – повышения квалификации педагогов в области общей, социальной, возрастной физиологии и школьной гигиены, охраны здоровья детей.
  • Техническое – подготовка педагогов по изучению основ компьютерной грамотности, различных видов учебного образования.
  • Работа по повышению интеллектуального уровня, эрудиции педагогических кадров.
  • Воспитательное.

Опытно-экспериментальное

направления методической деятельности

в современных условиях

  • Оказание практической помощи учителю, воспитателю, в выборе образовательных программ, образовательного учебного материала, технологий (учебных и воспитательных), с учетом типа и вида образовательного учреждения.
  • Диагностика уровня профессионального мастерства и результативности деятельности педагога.
  • Методобъединения – предметные, межпредметные, цикловые, кафедры (для инновационных). (Основы работы: открытые уроки, педконсилиумы, особенности классных коллективов, творческие отчеты, информация о ходе самообразовательной работы, исследовательской деятельности).
  • Творческие группы педагогов (3-6 человек). Группы создаются на тот период, когда необходимо освоить новое (методику, опты, идею). Основы объединения (по стажу, по опыту, по интересам, по творческим индивидуальному характеру, симпатиям). Каждый член группы может изучать какой-то новый опыт его теорию, практику, обмен мнениями, выработка направления, идеи концепции. Затем члены группы реализуют выработанную сообща идею на практике, идет процесс взаимопосещения, самооанализа, анализа, подведение полученных результатов. Освоенный опыт доводится до всего коллектива.
  • Педагогические мастерские (школы передового опыта) - создаются только в тех коллективах, где есть мастера педагогического труда.
  • Методические аукционы, дни, недели и т.д.
  • Психолого-педагогические семинары, научно-методические семинары  (требуют подготовки, привлечение по возможности специалистов, научных работников).
  • Научно-практические конференции учащихся (в конце года)
  • Педагогические клубы для проведения досуга, неформальные объединения.

В каждом учреждении дополнительного образования необходим или методический уголок, методический кабинет, выставки, видеотека, методические бюллетени и др.

Профессия методиста по предмету труда относится к типу «Человек-Знак», так как ориентирована на разработку и использование в процессе работы знаковых систем – текстов, таблиц, схем, шаблонов и пр. Дополнительный тип профессии - «Человек–Человек», она связана с непосредственным и опосредованным взаимодействием с людьми. По характеру труда профессия методиста относится к эвристическому (творческому) классу, связанному с анализом, планированием, контролем, созданием нового, управлением другими людьми.

Методист - педагог, работающий над изучением, выработкой методов преподавания; специалист по методике какого-либо предмета.

Образование - высшее педагогическое образование.

Место работы  зависит от специализации, полученной в вузе (учреждения дополнительного образования, школы, колледжи, техникумы, вузы, информационно-педагогические центры и др.)

Обязанности: организация учебного процесса‚ планирование учебно-методической работы‚ оказание педагогам методической помощи, проведение методических мероприятий (семинары, деловые игры, круглые столы и др.); организация открытых занятий / уроки, и контроль за их работой, контакты с внешними организациями, ведение документации и др.

Методист должен быть в курсе новинок, изучать их и наиболее удачные стремится внедрять в практику педагогов. Для методиста процесс познания никогда не завершается. Это учитель учителей и вечный студент в одном лице. Методистами часто становятся специалисты из числа рядовых педагогов.

Необходимые качества:

  • Профессиональные: навыки делопроизводства, знание принципов и порядка разработки учебно-программной документации‚ учебных планов‚ образовательных программ.
  • Личностные: организованность, ответственность, аккуратность, коммуникабельность.
  • Педагогические и организаторские способности, интерес к овладению новыми знаниями. Хороший методист продолжает своё образование постоянно: он посещает тематические конференции, семинары, проходит курсы повышения квалификации.

Миссия современного методиста

Миссия методиста - быть связующим звеном не только между наукой и практикой, но и между поколениями. Извечная проблема общественного развития – связь поколений, передача жизненного и исторического опыта от одного поколения другому. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, должно овладеть обобщенным опытом предыдущих поколений, который отражен в научных знаниях, морали, обычаях, традициях и т.д. Миссия методиста как раз и состоит в том, чтобы аккумулировать этот опыт и в концентрированном виде передать своим педагогам, а педагоги – детям. Можно сказать, что методисты - живое звено между прошедшим и будущим.

Миссия не такая простая и однолинейная, поэтому и диапазон деятельности методиста достаточно широк, и формы и способы работы многообразны. Именно их разнообразие и позволяет методисту осуществлять свою миссию:

Функции методистов:

  • Информационно-организаторская функция.

Главная задача методиста в этой функции – подать информацию педагогам таким образом, чтобы она была воспринята ими, осмыслена, примерена и применена по назначению.

  • Организационно-педагогическая функция предполагает оказание методической помощи различным категориям педагогических работников. Спектр мероприятий, форм и средств достаточно богат и разнообразен, что позволяет методисту дифференцированно оказывать методическую поддержку педагогам.
  • Пропагандистская функция обеспечивает обобщение и диссимиляцию инновационного педагогического опыта; пропаганду современных педагогических технологий, пособий, Учебно-методических комплектов, пропаганду педагогических знаний через СМИ.
  • Диагностико-аналитическая функция одна из важнейших функций методиста. Она позволяет изучить кадровый потенциал учреждений, педагогов, выявить внутренние педагогические резервы для повышения качества образования, строить свою работу на диагностической основе.
  • Контрольно-диагностическая функция предполагает посещение и анализ практической работы педагогов, диагностику эффективности реализуемых педагогом программ и применяемых педагогических технологий, состояния образовательного процесса в учреждении.
  • Функция прогнозирования - без прогнозирования образовательного процесса в учреждениях невозможно выработать стратегию развития учреждений и системы образования в целом.
  • Инновационная функция - методист обеспечивает сопровождение экспериментальной работы в учреждениях; внедрение и реализацию развивающих программ и технологий, апробацию УМК.
  • Конструктивная функция . В функцию методиста входит и разработка учебно-методической документации, корректировка образовательных программ учреждений, выработка методических рекомендаций, пособий, положений. Все это охватывает конструктивная функция.
  • Координационная функция - методист обеспечивает координацию сетевого взаимодействия учреждений образованиясотрудничество образовательных учреждений с разными социальными институтами детства.
  • Стимулирующая функция - все вышеперечисленные функции, так как они так или иначе стимулируют деятельность педагогов, но необходимо помнить еще и о моральном и материальном стимулировании. Все эти функции взаимосвязаны и взаимодополняющие. Выполнение всех перечисленных функций невозможно без высоких профессиональных качеств методиста.

Как профессионал, методист сознательно выбирает цели, превращая работу в свободный самостоятельный творческий труд. Он не только должен усваивать нормы профессии, но и добиваться в ней достаточно высоких результатов, самоутверждаться, осознавать себя профессионалом, развивать в себе профессионализм. И стремиться к суперпрофессионализму, т.е. выйти за пределы профессии, творчески обогатить профессию своим личным вкладом. Именно этот уровень профессионализма методиста наиболее существенно влияет на прогресс системы образования в целом. Каждый, кто ставит перед собой цель стать настоящим методистом, учителем учителя, наставником, новатором, изначально должен ориентироваться на высокий уровень профессионального мастерства.

И коль у методиста есть миссия, значит, есть заповеди: приметить застенчивого; возвеличить скромного; возвысить вежливого; успокоить пылкого; напоить жаждущего; просветить заблудшего; мобилизовать ленивого; зажечь инертного; взорвать равнодушного; озарить примитивного; вдохновить творческого.

И ни одна миссия, в том числе и миссия методиста, не выполнима без личностных человеческих качеств. Еще великий К.Д. Ушинский писал, что личность формируется личностью, характер формируется характером. Личность методиста, его отдельные качества как бы проецируются на педагогов, с которыми он работает. Высокий моральный облик, нравственная чистота, деликатность и такт – необходимые качества личности методиста. Ответственность и добросовестность, трудолюбие и терпение, настойчивость и оптимизм, гуманистическая направленность – вот «арсенал» личностных качеств методиста.

Профессионально значимые личностные качества методиста

В современных условиях методист должен обладать следующими качествами:

аналитический склад ума; развитый социальный интеллект; широкий кругозор

и общекультурная эрудиция; высокий уровень развития абстрактно-логического мышления; открытость новому, инициативность; развитая грамотная речь;большой лексический запас; ораторские и организаторские способности; развитые коммуникативные навыки, способность к концентрации внимания, высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно); способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью и др. Кроме профессионально личностных качеств современный методист должен иметь и обширный объем теоретических и прикладных знаний из следующих областей: общей педагогики, диагностики, теории воспитания, сравнительной педагогики, методологии и методики педагогического исследования, эксперимента; общей, педагогической, социальной психологии; социологии, методики социологических исследований; общей и педагогической инноватики. Все эти знания необходимо органично соединить в своем сознании с конкретными знаниями из области дополнительного образования детей, о своем учреждении, особенностях и возможностях его коллектива, состоянии функционирования, перспективах и планах развития и т.д.

Методисту необходимо знать

  • Конституцию РК,   законы (Закон РК "Об образовании"; Концепцию развития образования, Концепцию воспитания ), нормативно-правовые акты; специальную терминологию;
  • Основные положения республиканской и областной программы развития образования; нормативные документы по вопросам деятельности учреждений дополнительного образования детей;
  • региональные положения об экспериментальных площадках, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
  • Устав образовательного учреждения;
  • положения о различных структурных подразделениях учреждения;
  • особенности и возможности социального окружения образовательного учреждения, характеристики социального заказа на образовательные услуги;
  • круг потенциальных партнеров для организации совместной образовательной, культурно-досуговой, оздоровительной, реабилитационной деятельности; работы по развитию учреждения, организации экспериментальной работы и др.;
  • состояние образовательно-воспитательного процесса учреждения, педагогического коллектива; проблем инновационного процесса;
  • особенности систематизации методических и информационных материалов;
  • порядок разработки различных программ; методической документации;
  • процесс организации педсоветов, методических объединений, научно-практических конференций, семинаров и т.д.;
  • методику выявления, обобщения и распространения передового педагогического опыта и др.

Методист должен уметь

  • эффективно использовать программно-методический материал, нормативно-правовую базу и кадровый потенциал методической службы;
  • разрабатывать и внедрять новые образовательные программы, технологии обучения, инновационные проекты, методики обучения и воспитания, а также модифицировать существующие;
  • активно использовать современные информационные технологии в области создания, сохранения, управления и обработки данных;
  • пользоваться современными мультимедийными средствами;
  • четко, ясно излагать свои мысли;
  • анализировать, сопоставлять, дифференцировать, объединять;
  • работать на результат;
  • выявлять причины и сущность события;
  • диагностировать проблемы, предвидеть благоприятные возможности их ликвидации;
  • организовать работу по прогнозированию, подготовке вероятных сценариев развития ситуаций;
  • организовать повышение квалификации педагогических кадров, совместную деятельность творческих групп, координировать их работу и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методиста (дополнительное образование) 2018-2019 уч.г.

План работы методиста на 2018-2019  учебный год Цель  работы: Методическое сопровождение различных сфер деятельности педагогов дополнительного образования для эффективного использования...

План работы методиста (дополнительное образование)

План работы методиста на 2017-2018  учебный год Цель  работы: Методическое сопровождение различных сфер деятельности педагогов дополнительного образования для эффективного использования...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ В помощь методисту дополнительного образования

В пособии раскрываются цели и содержание методической работы в учреждении дополнительного образования, рассмотрены деятельность и профессиональная компетентность методиста, содержатся практические мат...

Методист дополнительного образования детей

Презентация на тему: "Методист дополнительного образования детей"...

Методическое пособие "В помощь методисту дополнительного образования"

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ В помощьметодисту дополнительного образования...

Организационно-техническая деятельность методиста дополнительного образования детей, направленная на совершенствование обобщения результатов педагогической диагностики ОДОД на примере ГБОУ школа №464 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Данная разработка предлагается в помощь методистам дополнительного образования.  В ней раскрываются основные шаги по организации взаимодействия методиста и педагогов ОДОД по совершенствованию сис...