Ненецкий миф о происхождении Ямальской земли
план-конспект
Предложенный материал является методической разработкой занятия для детей 6-10 лет, направленной на развитие познавательного интереса, творческой личности учащихся и обращённой к национальному духовному наследию и художественным традициям. Используя на занятии различные методы и приёмы (художественное слово, рассказ, беседа, объяснение, демонстрация образца и способов действия), педагог знакомит учащихся с одним из ненецких мифов о происхождении Ямальской земли. В конспекте представлена технологическая карта изготовления ненецкого оберега «Взлетающая птица Гагара».
Данная методическая разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ и воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nikitina_l.v._zanyatie_nenetskiy_mif_o_poyavlenii_zemli_yamalskoy.docx | 776.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Ненецкий миф о происхождении Ямальской земли
Конспект занятия
Никитина Людмила Викторовна,
педагог дополнительного образования,
МБОУ ДО ГДТ «Академия талантов»,
г. Новый Уренгой, ЯНАО, 2022г.
Аннотация. Предложенный материал является методической разработкой занятия для детей 6-10 лет, направленной на развитие познавательного интереса, творческой личности учащихся и обращённой к национальному духовному наследию и художественным традициям. Используя на занятии различные методы и приёмы (художественное слово, рассказ, беседа, объяснение, демонстрация образца и способов действия), педагог знакомит учащихся с одним из ненецких мифов о происхождении Ямальской земли. В конспекте представлена технологическая карта изготовления ненецкого оберега «Взлетающая птица Гагара».
Данная методическая разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ и воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Цель: Создание условий для развития познавательной и творческой активности детей через совместную практическую деятельность при изготовлении ненецкого оберега.
Задачи:
- формировать представления учащихся о разнообразии фольклора коренных народов Крайнего Севера; объяснить значение слов «миф», «легенда»;
- познакомить с одним из ненецких мифов о происхождении земли Ямальской; рассказать интересные факты о полярной гагаре;
- закрепить первоначально полученные знания учащихся через ответы на вопросы мини-викторины;
- научить изготавливать ненецкий оберег «Взлетающая птица Гагара» своими руками;
- развивать познавательную активность при изучении материала, внимание, память, воображение, мелкую моторику рук;
- воспитывать интерес к изучению уникальной истории и культуры коренных народов Крайнего Севера, бережное отношение к природе родного края.
Оборудование и материалы:
- компьютер, телевизор, мультимедийная презентация, столы, стулья;
- на каждого обучающегося: клей-карандаш, резиновые коврики для работы, пластмассовые тарелочки для хранения раздаточного материала, вырезанные заготовки оберега для склеивания.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с ненецким мифом о происхождении Ямальской земли, а также сделаем ненецкий оберег «Взлетающая птица Гагара».
- Сегодняшнее занятие я хотела бы начать с красивого стихотворения, которое написал ненецкий писатель и поэт Леонид Васильевич Лапцуй о родном Ямале.
Где б ни бодрствовал, где бы ни спал,
Я вижу тебя, мой далёкий Ямал!
Я вижу тебя наяву и во сне.
Дыхание твоё пламенеет во мне!
Строкою и песней к тебе я спешу.
Я имя твоё в своём сердце ношу!
2. Основная часть
Рассказ педагога
- Ямало-Ненецкий автономный округ является исторической родиной коренных северных народов, а история Ямала очень богата на разные предания или сказания. Сказки, мифы и легенды сопровождают оленеводов всю жизнь, да и каждый человек обязан знать историю того края, в котором он живёт.
- А знаете ли вы, что означают слова «миф», «легенда»? В переводе с греческого языка – они означают «предание» или «сказание», т.е. это пересказ людьми какого-либо исторического события, который передаётся из поколения в поколение (в стихотворении или рассказе).
- С глубокой древности люди Крайнего Севера пытались объяснить окружающий мир и явления, которые в нём происходят. Вот и придумывали они свои предания. Их существует великое множество. Но мы сегодня познакомимся с одним из них - это «Ненецкий миф о сотворении мира». Я вам ему прочитаю, а вы внимательно слушайте и запоминайте!
Ненецкий миф о сотворении мира
Это древняя легенда, которую из поколения в поколение рассказывают ненцы. Давно это было. Тогда ещё не было ни земли, ни гор, ни людей.
Жил на небе бог Нум. А в подземном мире - его брат Нга. Каждый из них занимался своим делом. Вот только Нуму стало скучно. Решил он сделать для себя человека. Сделать-то сделал, а где поселить его – не знает?!
И решил тогда Нум создать землю. Долго думал, вокруг море плещется, а земля под водой находится. Как оттуда ее вытащить?
Нум и говорит человеку: «Подойди ко мне, Человек! Спустись под воду и принеси немного ила. Из него я сделаю тебе большую землю. А чтобы тебе было легче нырять, превращу-ка я тебя в полярную гагару».
Так и сделал бог Нум. Полетела гагара к морю. Долго летела. Прилетела к середине моря. Три раза ныряла на дно. Семь дней не было гагары.
А на восьмой день - первый раз в клюве принесла она Нуму песок. Второй раз ил со дна морского. А на третий раз принесла гагара кусочек земли. Тогда бог Нум и начал работать.
Он соединил песок, ил и землю. Слепил лепёшку и бросил на воду. Суша, которую создал Нум, была сухой и ровной. Он продолжал творить: создал много рек, озёр, населил землю большими и малыми животными, воды - рыбами, небо – птицами, а из глины он сделал людей. И назвал Нум эту землю Ямал – что означает Край земли.
Вначале все люди говорили по-ненецки, хотели попросить Нума разделиться на разные племена, а, чтобы бог их услышал - начали они строить лестницу на небо. Нуму это не понравилось, он послал ветер и разрушил эту лестницу, а в наказание люди перестали понимать друг друга и начали говорить на разных языках. Вот так возникли ненцы, ханты, манси и другие народы на Ямальской земле.
Но все они до сих пор помнят эту историю о создании мира и называют гагару – птицей счастья.
- Вот так, ребята, по ненецким поверьям, появилась Ямальская земля и живущие на ней люди.
- А сейчас ответьте мне, пожалуйста, на вопросы мини-викторины, а я проверю, как вы внимательно меня слушали?!
Мини-викторина «Гагара – создатель мира»
1. Гагара принесла землю на какой день?
а) шестой
б) седьмой
в) восьмой
- Что слепил Нум из песка, ила и земли?
а) блин
б) лепёшку
в) пирожок
3. В какой раз гагара принесла землю?
а) первый
б) второй
в) третий
4. Как коренные народы Крайнего Севера называют птицу гагару?
а) птица скорби
б) птица счастья
в) птица радости
- Молодцы, ребята!
Полярная гагара | |
Гагара – священная птица! Средь мира, где правила мгла, Ты в воды смогла устремиться И землю из них принесла! Над миром великим летая По воле богов и своей, Всё знает гагара святая Доныне о судьбах людей. | |
Краснозобая гагара | |
- Гагары - прекрасные пловцы и ныряльщики, а летают они быстро и долго. Без усилия и шума могут они исчезнуть в водах и плавают там в любом направлении, прижимая плотно к телу свои крылья и быстро двигая лапками. А на берег гагары выходят редко, так как ходить они почти не могут, а передвигаются по суше или очень медленно или с удивительной быстротой. Поэтому, оказавшись на берегу, сразу же хотят вернуться в воду. Гнёзда свои гагары строят в пресных водоёмах, где-нибудь на острове поблизости от моря.
- Практическая часть
Изготовление ненецкого оберега «Взлетающая птица Гагара»
- Предлагаю вам изготовить ненецкий оберег «Взлетающая птица гагара» своими руками. Считается, что он оберегает маленьких детишек и взрослых людей от болезней, приносит им счастье и долголетие.
- Перед каждым из вас лежат вырезанные заготовки будущего оберега, нам необходимо их склеить в определённой последовательности. Вы внимательно следите и повторяйте этапы склеивания. Итак, приступим!
Технологическая карта по изготовлению оберега
«Взлетающая птица Гагара»
№ п/п | Последовательность и содержание операции | Графическое изображение | Материалы и инструменты |
1. | Необходимые материалы и инструменты |
| - клей-карандаш, - три маленьких кружочка из красного картона, - стразы круглые белые плоские на клеевой основе (для украшения оберега); - полоски бумаги шириной 1 см (для петли); - три маленькие полоски бумаги и кружочки (для украшения); - сам орнамент «Взлетающая гагара» (приклеивается в середину оберега); - круг из жёлтого картона диаметром 4,5 см; - круг из белого картона диаметром 4 см (для задней части оберега) |
2. | Приклеить орнамент «Взлетающая птица Гагара» на середину жёлтого круга | - орнамент, - клей-карандаш, - круг жёлтого картона | |
3. | Склейте края бумажной полоски так, чтобы получилась петля | - полоски бумаги шириной 1 см, - клей-карандаш | |
4. | Приклейте петлю к кругу из белого картона | - петля, - круг из белого картона, - клей-карандаш | |
5. | Приклейте с противоположной стороны круга (внизу, напротив петли) три тонкие полоски белой бумаги | - заготовка, - три тонкие полоски белой бумаги, - клей-карандаш | |
6. | Приклейте на белую заготовку круг жёлтого цвета с орнаментом «Гагара» | - клей-карандаш, - заготовки склеить между собой | |
7. | Приклейте вниз на тонкие белые полоски маленькие красные кружочки | - заготовка, - маленькие круги из красного картона, - клей-карандаш | |
8. | Приклейте в серединки красных кружочков круглые белые плоские стразы на клеевой основе для украшения оберега | - заготовка, - круглые белые стразы на клеевой основе | |
9. | Готовый оберег | Готовый оберег «Взлетающая птица Гагара» |
- Подведение итога занятия. Рефлексия
- Какие красивые обереги у вас получились! Молодцы, ребята!
Ямал – прекрасный полуостров,
Его сравнить нельзя ни с чем.
Здесь в тундре строят путь в столетья
Для нас, живущих на Земле.
И мы продолжим путь в столетья
На радость людям и стране,
Мы любим этот полуостров,
И пусть цветёт он для других!
- На этом наше занятие подходит к концу, но мне бы хотелось узнать о том, понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие? (Ответы детей)
- С какой легендой вы сегодня познакомились? («О сотворении Ямальской земли»)
- Как называется птица, при помощи которой бог Нум сотворил Ямальскую землю? (Гагара)
- Кто помнит, что приносит людям оберег, который вы изготовили? (Здоровье, счастье, долголетие)
- Что вам понравилось больше всего на занятии? (Ответы детей)
- А что сегодня было для вас самым сложным? Почему? (Ответы детей)
- А теперь давайте встанем в круг и возьмёмся за руки, приветливо посмотрим друг на друга, улыбнёмся и скажем: «Спасибо за работу! До свидания!»
- До новых встреч, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Происхождение жизни на Земле
Презентация к уроку, посвященному гипотезам происхождения жизни на Земле, для 9 класса...
Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"
Происходящие в современном обществе перемены требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...
Презентация "Происхождение жизни на Земле"
Основные представления о возможных путях возникновения жизни на Земле....
Тестовая проверочная работа 11 класс по теме "Гипотезы происхождения жизни на Земле"
Проверочная работа по теме"Гипотезы происхождения жизни на Земле" составлена в форме ЕГЭ, имеет два вида заданий: с выбором одного правильного ответа, с выборм нескольких ответов....
Презентация "Сын ямальской земли"
Презентация о творчестве местного писателя Ивана Григорьевича Истомина....
"Происхождение планеты Земля". Интегрированный урок биология-литература в 5 классе.
Интегрированный урок по биологии-литературе предназначен для учащихся 5 классов. Раскрывает межпредметные связи при изучении предметов биологии и литературы. Развивает интерес учащихся к изучению данн...
Возникновение жизни на Земле. Взгляды и теории о происхождении жизни на Земле
Цели и задачи урока: расширить знания учащихся по проблеме возникновения жизни на Земле; сформировать умение дискутировать; закрепить знания об этапах химической эволюции и её переходе в биологич...