Методические рекомендации
методическая разработка

Михайлова Елена Александровна

Технология создания хореографического коллектива в рамках реализации ДПП "Хореографическое творчество в условиях Детской школы искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mihaylova_e.a.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технология создания хореографического коллектива в рамках реализации ДПП "Хореографическое творчество в условиях Детской школы искусств.

Коллектив занимает важное место в жизни каждого человека.

Коллектив (от лат. colltctivus - собирательный) - группа лиц, объединенных какой либо общей деятельностью, работой учебой, решением определенной общественной задачи.

Детский коллектив - это группа детей, в которой создается система высоко нравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого ее члена. В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра, художественно творческая деятельность и другие аспекты которым необходимо уделять специальное внимание.

Учебный хореографический коллектив - это единый не прерывно развивающийся организм, в котором действуют определенные психолого-педагогические закономерности.

Технологию создания творческого коллектива можно разделить на несколько этапов.

1. Формирование мотивации участников коллектива.  

На данном этапе применяются игровые методы, словесные беседы. Они направлены на снятие мышечных зажимов, позволяющие так же снимать и психологическое напряжение, тренинги и игры на развитие взаимодействия и сплоченности. Тимбилдинг (teambuilding) - в переводе с английского "построение команды". На первом уроке эффективным себя показало проведение игры "Снежный ком": все стают по кругу, педагог называет свое имя, рядом стоящий ученик повторяет имя педагога, а затем представляется сам. Следующий уже называет двух предыдущих ребят по именам, потом сообщает своё имя. Игра продолжается, заканчивает её первый игрок, который называет всех по очереди по именам.  Для младших ребят игру можно разнообразить тем, что участники, называя свое имя, выполняют какое-либо движение, которое затем все повторяют.  Помимо упражнений заданных программой, целесообразно ввести в урок упражнения, имеющие психологический смысл. Упражнение "Дом", цель - осознание своей роли в коллективе, стиля поведения (коллектив должен стать полноценным домом, каждый должен выбрать, кем он будет в этом доме, дом должен быть многофункциональным). Таким образом, каждый понимает, что он важен и нужен, каждый несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным.

2.  Создание постановочной работы, совместной вместе с воспитанниками.  

Приемы работы с детьми при создании образа могут быть разными. Основываясь личном небольшом опыте, удалось выделить следующие: педагог-хореограф всегда должен учитывать интересы, мысли своих подопечных. Попытаться приблизиться к миру ребенка. В связи с этим поиск хореографического образа может происходить в сотворчестве детей и педагога. Например, при восприятии воспитанниками музыкального материала, несущего в себе образное содержание, дети должны на листе бумаги нарисовать то, что бы им хотелось увидеть в рамках данного музыкального материала. Таким образом, мир взрослого человека и мир ребенка могут найти общие образные решения при создании хореографического номера. Но не всегда и не все дети открывают мир своих фантазий. Некоторым нужно время, чтобы воплотить в рисунке придуманные образы. Тогда задание может быть следующим: необходимо задать конкретный образ, который дети должны нарисовать или под музыку изобразить в движениях. Главное для хореографа – это увидеть мир глазами ребенка. Ведь дети радуются каждой возможности поговорить, то есть высказать свое мнение, активно стремятся к общению, эмоционально воспринимают все, с чем их знакомит педагог, проявляют большой интерес к окружающему миру. Такие задания, помогают  детям в их творческом самоутверждении. Пусть это будет, например, «бабочка», но у каждого ребенка найдется свой подход к воплощению этого образа.
При создании хореографического номера по сюжетам сказок работа может строиться следующим образом: дети самостоятельно находят сказки, которые, по их мнению, можно приблизить к заданной теме. Таким образом, невольно выбирают интересующие их образы героев, взаимоотношения между ними и возникающие ситуации, знакомится с сюжетами сказок. Творческое воображение, произвольность и потребность самостоятельно действовать образуют совершенно иной подход ребенка к занятиям хореографией. Возникает активность детей в поиске новых сюжетов, персонажей. А для хореографии это – создание номеров, интерес к которым не иссякнет долгое время. 

Таким образом, создание хореографических образов в работе с детьми процесс определенно творческий и увлекательный. Тот хореограф испытывает затруднения в создании детских номеров, который не интересуется уровнем творческого мышления детей. Лишь коллективный подход, заинтересовывающий всех его участников, поможет найти образное воплощение любимых сюжетов и персонажей. Красивые, яркие, необычные, профессиональные номера, несомненно, будут способствовать успеху коллектива.

3. Участие в конкурсах.

Совместные поездки на  конкурсы ещё одно составляющее в создании коллектива.  Любой ребенок, участвуя в конкурсах, приобретает новые знания, получает возможность развития своих способностей. Это новые эмоции, новые люди, новые места, это доступный и мирный способ для соревнования с другими. Личный опыт работы показал, что применение данных форм оказывает положительное влияние на достижение качественных результатов учебной и внеучебной деятельности, что является актуальным в условиях реализации стандартов нового поколения.

Далее в пример приведены достижения учащихся автора, принимающих активное участие в конкурсах, мастер классах. Наиболее широкий опыт удалось получить, посетив проект «Танцевальная древня», с участием в 4 конкурсах, 100 часах  мастер-классов по всем танцевальным направлениям, в числе которых народный танец, модерн,  street dance, современный танец, эстрада, детский танец, contemporary, классика, степ, клубнные танцы, джаз, хип-хоп. Там же стали участниками  семинаров, презентаций, уроков по композиции и методики работы с коллективами, семинаров по психологии, отдельных семинаров для руководителей. Получили уроки у лучших педагогов.

Всего в работе "Танцевальной деревни" принимало участие более 30 педагогов, хореографов, членов жюри, почетных гостей. Составы жюри всех четырех конкурсов проводили индивидуальные разборы каждого увиденного номера, что изменило личное отношение к выполняемой работе. Психологические зажимы были сняты не только с воспитанников, но и с преподавателя, являющимся автором данной работы. Там, как ни на одном конкурсе всему коллективу удалось ощутить себя командой, в разы усовершенствовался навык работы в команде, появилось сопереживание друг за друга и т.д. Каждый день, проведенный там - это новые знания, интересные встречи, встряска! На сцене как впервые: страх, успех, восторг! После этой поездки особую роль уделяется актерскому мастерству и эмоциональному настрою. Дети должны осознавать, что они выражают тем или иным движением, жестом, взглядом.  Внутреннее состояние и даже дыхание имеют огромное значение. При таком подходе дипломанты превращаются в лауреатов, третьи места сменяются первыми и наконец, появляется долгожданный Гран-При!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования

Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ

Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...