Общеразвивающая программа по виду спорта Пауэрлифтинг
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа разработана на основе общеразвивающей программы по пауэрлифтингу в области физической культуры и спорта. Настоящая программа предназначена для работы с воспитанниками спортивно оздоровительной группы.
Цель: Сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование физических качеств и двигательных способностей, формирование красивого телосложения, улучшение физической подготовленности и физического развития посредством занятий пауэрлифтингом.
Программа предназначена для детей от 6-ти лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка для ДЮСШ по силовым видам спорта | 107.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ_______________ |
Педагогическим советом | Директор |
Спортивной школы г. Алдан | Спортивной школы г. Алдан |
Протокол № _____ | А. В. Плоцкий |
«____»_________________2021 г | «____»_________________2021 г |
Спортивная школа г. Алдан
Дополнительная общеразвивающая
программа по виду спорта пауэрлифтинг
Разработчики программы:
Тренер-преподаватель отделения пауэрлифтинга
Калинчук Людмила Васильевна
Методист Згонникова Галина Сергеевна
Программа расчината на детей и подростков: с 6 до 23 лет
Срок реализации программы: (3 г.)
Алдан 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………. | 3 | |||||
I. | НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………... | 6 | ||||
II. | МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………. | 10 | ||||
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ …………. | 29 | |||||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время развитие силовых видов спорта, в частности пауэрлифтинга, получило невиданный размах. Безусловно, пауэрлифтинг нельзя назвать народным видом спорта, но не было на Руси ни одного праздника, где не выступали бы силачи-самородки. Для них ничего не стоило сломать подкову, взвалить на спину лошадь, взять на плечи столб и катать на нем, как на карусели, с десяток человек.
Пауэрлифтинг (англ. powerlifting; power — «сила, мощь» + lifting — «поднятие») — силовой вид спорта, суть которого заключается в преодолении веса максимально тяжелого отягощения. Пауэрлифтинг также называют силовым троеборьем. Связано это с тем, что в качестве соревновательных дисциплин в него входят три упражнения: приседания со штангой на плечах, жим штанги лежа на горизонтальной скамье и тяга штанги — которые в сумме и определяют квалификацию спортсмена. Если вы задумали укрепить свое здоровье, если хотите стать хотя бы чуть-чуть сильнее, то непременно подружитесь с пауэрлифтингом. Занятия этим видом спорта преображают любого человека. Имея в арсенале почти весь набор упражнений, применяемых культуристами и тяжелоатлетами, занимающиеся пауэрлифтингом гармонично развивают
мускулатуру всего тела. Уже после нескольких месяцев регулярных тренировок заметно улучшается внешний облик спортсмена. Благодаря упражнениям с отягощениями, у атлета укрепляется костно-связочный аппарат, мышцы становятся рельефнее и намного объемнее. Молодой человек приобретает правильную осанку. Более того, занятия пауэрлифтингом исключительно благотворно сказываются на работе внутренних органов. Это следствие мышечной деятельности, столь необходимой организму человека.
Работа со штангой и другими отягощениями относится к самому трудоемкому и наиболее интенсивному виду физической деятельности. А это значит, что у занимающегося значительно улучшается кровообращение органов и тканей. Дозированные физические нагрузки положительно влияют на центральную нервную систему спортсмена. Вся система подготовки в пауэрлифтинге, начиная с подготовительного периода, имеет задачу плавного увеличения веса отягощений, что влечет за собой и увеличение силы занимающегося.
Поэтому, не имея идеальных данных, при упорном занятии пауэрлифтингом вы не только сможете победить самого себя — прежде слабого, худосочного или тучного, но и преодолеть путь от новичка до чемпиона. Попробуйте преодолеть собственную слабость, неразвитость и будьте уверены: скоро у вас появится вкус к маленьким победам не только над самим собой, но и над сильными соперниками, на которых вы ранее могли смотреть только "снизу вверх". Этим видом спорта никогда не поздно заняться как мужчинам, так и женщинам, юношам и девушкам. Используя упражнения пауэрлифтинга, спортсмены в других видах спорта могут значительно повысить свои результаты.
Рабочая программа разработана на основе общеразвивающей программы по
пауэрлифтингу в области физической культуры и спорта.
Настоящая программа предназначена для работы с воспитанниками спортивно оздоровительной группы.
Основными задачами программы являются следующие:
1. Содействие всестороннему физическому развитию организма ребенка,
устойчивости против неблагоприятных сил природы, укреплению здоровья, воспитанию навыков и привычек соблюдения правил личной гигиены.
2. Формирование школы движений, практических двигательных умений и навыков, сознательное управление своим телом, сообщение теоретических знаний из области физической культуры и здорового образа жизни.
3. Формирование интереса, потребности к систематическим занятиям пауэрлифтинга.
4. Формирование навыков и привычек к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Овладение учащимися методиками для самостоятельных занятий.
5. Достижение возможного для каждой возрастной группы уровня развития физических качеств.
6. Развитие специальных физических качеств и способностей, необходимых при совершенствовании техники.
7. Создание в процессе обучения атмосферы доброжелательности, сотрудничества, включение в активную деятельность, создание комфортной обстановки, ситуации успеха.
Рабочая программа для спортивно-оздоровительных групп рассчитана на 276 часов учебных занятий, 6 часов в неделю. Контингент обучающихся с 6 до 23 лет. Механизмом оценивания полученных результатов является промежуточный контроль освоения технических элементов, прием контрольно-переводных нормативов по общей и специальной физической, а также технической подготовке. Группы комплектуются по желанию обучающихся (юношей, девушек), имеющих медицинский допуск для занятий пауэрлифтингом, на основании приказа директора. Допускается формирование разновозрастных групп.
Учебное занятие состоит из двух часов. Продолжительность одного учебного часа - 45 мин. с перерывом 5 мин. для отдыха спортсменов.
Структура занятия состоит из трех частей:
1. подготовительной (разминочный комплекс, ОРУ);
2. основной (атлетическая тренировка на основные и дополнительные мышечные группы, ОФП, силовое троеборье, постановка индивидуальной техники);
3. заключительная (упражнения на расслабление и растяжку, упражнения в парах, подтягивания, висы).
Форма занятий - групповая.
Материально- техническое обеспечение программы.
Для эффективного обеспечения образовательной программы необходимо:
-тренажерный зал, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям к данному виду деятельности и техники безопасности;
- гантели сборные (0,5-30 кг);
-гири весом 8,16,24,32 кг;
- скакалки;
- скамейка;
- тренажеры для проработки мышечных групп;
- турник;
- стойки для гантелей, блинов;
- стойки для приседаний, жимов;
- скамьи для жима лежа;
- штанга сборная.
Цели и задачи
Цель: Сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование физических качеств и двигательных способностей, формирование красивого телосложения, улучшение физической подготовленности и физического развития посредством занятий пауэрлифтингом.
Образовательные задачи:
- изучение истории и терминологии пауэрлифтинга;
- изучение основ анатомии и физиологии;
- изучение правил соревнований пауэрлифтинга;
- изучение правил гигиены и питания, витаминизации и закаливания.
Развивающие задачи:
- развитие общефизической подготовленности, дыхательной системы, сердечнососудистой системы, укрепление опорно-двигательного и костно-связочного аппарата;
- развитие двигательных качеств: силы, силовой выносливости, скоростно-силовых, общей выносливости, координации, гибкости;
- формирование правильной осанки, пропорционального телосложения, увеличение силы и мышечного объема;
- обучение основным приемам техники пауэрлифтинга.
Воспитательные задачи:
- воспитание у подростков желания самостоятельно заниматься физической культурой и спортом, сознательно применять полученные знания в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- расширение сферы спортивно-культурных контактов детей и подростков, занимающихся в объединении.
Ожидаемый результат по итогам реализации программы на спортивно-оздоровительном этапе:
- освоение всех разделов программы на спортивно-оздоровительном этапе;
- успешная сдача промежуточных и итоговых контрольных нормативов;
- овладение техникой выполнения упражнений силового троеборья (приседания со штангой на плечах, жим лежа на прямой скамье средним хватом, становая тяга);
- повышение уровня физической подготовленности обучающихся.
I НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Нормативная часть программы содержит основные требования по возрасту, численному составу обучающихся, объему учебно-тренировочной работы, по технико-тактической, физической и спортивной подготовке.
Спортивно-оздоровительный этап СО (предварительный этап). Эта форма работы охватывает всех желающих, основная задача – укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта в процессе регулярных многолетних физкультурно-спортивных занятий.
К занятиям на этом этапе допускаются дети и подростки от 6 до 23-х летнего возраста, имеющие допуск врача и заявление от одного из родителей. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на укрепление здоровья, на разностороннюю физическую подготовку, на овладение основами техники классического троеборья.
Этот этап имеет определенную педагогическую направленность и на нем решаются определенные, свойственную ему задачи.
Режимы тренировочной работы
и требования по физической, технической и спортивной подготовке
Таблица № 1
Наименование этапа | Год обучения | Минимальное кол-во учебных часов в неделю | Максимальное кол-во учебных часов в неделю | Продолжит. одного занятия (в акад. часах) | Кол-во занятий в неделю | Минимальное кол-во учебных часов в год н а 46 уч. недель | Максимальное кол-во учебных часов в год н а 46 уч. недель | Требования к уровню спортивной подготовленности |
Спортивно-оздоровительный | Весь период | 6 | 6 | 2 | 3 | 276 | 276 | Прирост показателей ОФП |
Численный состав обучающихся, максимальный объем
тренировочной работы и требования по технико-тактической,
физической и спортивной подготовке
Таблица № 2
Год подготовки | Минимальный возраст для зачисления | Минимальное число в группе обучающихся | Максимальное число в группе обучающихся | Максимальное количество учебных часов в неделю | Требования к подготовке на конец года |
Спортивно-оздоровительный этап | |||||
Весь период | Весь период | 15 | 15 | 6 | Контрольные испытания по физической подготовке |
Задачи и преимущественная направленность тренировочного процесса:
- укрепление здоровья и закаливание организма;
-формирование интереса к физической культуре и спорту;
-всестороннее физическое развитие;
-обучение техники упражнений пауэрлифтинга;
-воспитание моральных и волевых качеств.
Соотношение объемов тренировочного процесса
по разделам обучения на спортивно-оздоровительном этапе обучения по пауэрлифтингу: на 46 недель тренировочных занятий и 6 недель самостоятельной работы
Таблица 3
Виды подготовки | Объём деятельности % |
Общая физическая подготовка | 50-60 |
Специальная физическая подготовка | 40-50 |
Технико-тактическая подготовка | 7-15 |
Теоретическая подготовка | 3-10 |
Психологическая подготовка | 5 |
Медицинское обследование | 1,5 |
Самостоятельная работа | 11 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебный план 46 недель тренировочных занятий спортивно - оздоровительного этапа
Таблица 4
№ п/п | Виды подготовки | СОГ |
1 | Объёмы реализации по предметным областям (час.) | |
1.1 | ОФП | 115 |
1.2 | Специальная физическая подготовка | 109 |
1.3 | Технико-тактическая подготовка | 22 |
1.4 | Теоретическая подготовка | 10 |
1.5 | Психологическая подготовка | 16 |
1.6 | Медико-восстановительные мероприятия | 4 |
1.7 | Общее количество часов в год (46 недель) | 276 |
Самостоятельная работа (вне учебного плана) | В летний период 36 |
Таблица 5
План - график распределения учебных часов
в спортивно-оздоровительных группах
Разделы подготовки | месяцы | Всего за год | |||||||||||
IX | Х | ХI | ХII | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | ||
ОФП | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 10 | 11 | 11 | 11 | 11 | 6 | 0 | 115 |
Специальная физическая подготовка | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 11 | 10 | 10 | 11 | 7 | 0 | 109 |
Технико-тактическая подготовка | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 0 | 22 |
Теоретическая подготовка | 2 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 10 |
Психологическая подготовка | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 16 |
Медико-восстановительные мероприятия | - | 2 | - | - | - | - | 2 | - | - | - | - | 0 | 4 |
Общее количество часов в год (46 недель) | 26 | 26 | 26 | 26 | 26 | 24 | 28 | 26 | 26 | 26 | 16 | 0 | 276 |
Самостоятельная работа (вне учебного плана) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 10 | 26 | 36 |
Итого общее количество в год (52 недели) | 312 |
Материально-техническая база, оборудование и спортивный инвентарь
- Тренажерный зал
- Раздевалки
- Душевые
N п/п | Наименование оборудования, спортивного инвентаря | Единица измерения | Количество изделий |
1 | Весы (до 200 кг) | штук | 1 |
2 | Гантели разборные (переменной массы) от 3 до 35 кг | пар | 10 |
3 | Гири спортивные (16, 24, 32 кг) | пар | 2 |
4 | Зеркало (0,6x2 м) | штук | 2 |
5 | Магнезница | штук | 1 |
6 | Плинты (подставки 5 см, 10 см, 15 см) | пар | 3 |
7 | Помост для пауэрлифтинга | комплект | 2 |
8 | Секундомер | штук | 2 |
9 | Скамейка гимнастическая | штук | 1 |
10 | Скамья для жима лежа | штук | 2 |
11 | Стенка гимнастическая | штук | 1 |
12 | Стойка под гантели | штук | 2 |
13 | Стойка под диски и грифы | штук | 4 |
14 | Стойки для приседания со штангой | штук | 2 |
15 | Турник навесной на гимнастическую стенку | штук | 1 |
16 | Штанга для пауэрлифтинга (350 кг) | комплект | 3 |
17 | Мяч футбольный | штук | 1 |
18 | Мяч баскетбольный | штук | 1 |
19 | Мяч волейбольный | штук | 1 |
II МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Методическая часть учебной программы включает учебный материал по основным предметным областям, его распределение в годовом цикле; рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, а также содержит практические материалы и
методические рекомендации по проведению тренировочных занятий.
Содержание и методика работы по предметным областям
Общая и специальная физическая (двигательная) подготовка с акцентом на развитие качеств быстроты, общей выносливости, ловкости и координации. Теоретическая подготовка дает представления о спорте и его общественной значимости, истории развития пауэрлифтинга в стране и за рубежом, о спортивной гигиене, основ биомеханики технических действий.
Психолого-педагогические установки тренера направлены на формирование черт спортивного
характера, патриотизма, позитивного отношения к окружающему миру, воспитание дисциплины, навыков сотрудничества и коллективизма. Внедряются разнообразные контрольные испытания и игровые задания, прививается самостоятельность при ответственном отношении к занятиям и техническим средствам, к спортивному инвентарю.
Теория и методика физической культуры и спорта
Содержание предметной области для организации теоретических и практических занятий применительно к избранному виду спорта:
Физическая культура и спорт в России.
Массовый народный характер спорта. Единая спортивная классификация и её значение. Разрядные нормы и требования по пауэрлифтингу. Международные связи Российских спортсменов. Олимпийские игры. Российские спортсмены на Олимпийских играх. Развитие пауэрлифтинга в России и за рубежом. Значение и место пауэрлифтинга в системе физического воспитания. Российские соревнования по пауэрлифтингу: Чемпионаты и Кубки России. Современный пауэрлифтинг и пути его дальнейшего развития. Лучшие Российские команды, тренеры, спортсмены. Сведения о строении и функциях организма человека. Опорно-двигательный аппарат. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности организма. Влияние физических упражнений на организм ребёнка. Влияние физических упражнений на дыхательную систему, кровообращение, укрепление здоровья. Развитие физических способностей и достижение высоких спортивных результатов. Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим дня и питание спортсмена. Гигиена. Личная гигиена, уход за кожей головы, тела, ног. Гигиена полости рта. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, баня, купание). Гигиена сна. Режим дня и гигиена юного атлета. Закаливание, роль закаливания для повышения работоспособности организма. Использование естественных сил природы (солнце, воздух и вода) для закаливания. Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой помощи. Врачебный контроль при занятиях пауэрлифтингом. Значение и содержание самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: вес, рост, спирометрия, кровяное давление. Субъективные данные: самочувствие, сон, настроение, работоспособность.
Физиологические основы спортивной тренировки. Мышечная деятельность. Тренировка как процесс формирования двигательных навыков.
Утомление и причины. Нагрузка и отдых. Восстановление физиологических функций.
Общая и специальная физическая подготовка (ОФП и СФП).
Значение ОФП – важного фактора укрепления здоровья и повышения функциональных
способностей организма. Краткая характеристика средств и методов ОФП и СФП. Утренняя
зарядка, разминка перед тренировкой и соревнованиями.
Техническая подготовка.
Понятия спортивной техники. Классификация и терминология технических приёмов. Техника
владения основами спортивного мастерства пауэрлифтера.
Тактическая подготовка.
Понятие о стратегии, системе, тактике и стиле. Тактические варианты.
Перспективы развития тактики. Планирование спортивной тренировки.
Роль и значение планирования как основы управления процессом тренировки. Периодизация
тренировочного процесса. Сроки, задачи и средства тренировочных этапов и периодов. Дневник спортсмена.
Правила соревнований. Организация и проведение соревнований.
Разбор правил. Обязанности судей, способы судейства. Положение о соревнованиях. Заявки, их
форма и оформление, представление заявок. Назначение судей. Место занятий, оборудование и
инвентарь.
Тяжелоатлетический помост для проведения занятий и тренировок, требования к его состоянию.
Тренировочный городок. Подсобное оборудование и их применение.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Общая физическая подготовка (ОФП).
Общая физическая подготовка (ОФП) является необходимым звеном спортивной тренировки. Она решает следующие задачи: укрепление здоровья и гармоническое физическое развитие обучающегося; развитие и совершенствование силы, гибкости, быстроты, выносливости и ловкости; расширение круга двигательных навыков и повышение функциональных возможностей организма; использование физических упражнений с целью активного отдыха и
профилактического лечения.
В процессе многолетней подготовки не только повышается объем, но и изменяется состав тренировочных средств. Влияние физических качеств и телосложения на результативность в виде спорта пауэрлифтинг представлены в Таблице 6.
Влияние физических качеств и телосложения на результативность
в виде спорта пауэрлифтинг
Таблица 6.
Физические качества и телосложение | Уровни влияния |
Скоростные способности | 2 |
Мышечная сила | 3 |
Вестибулярная устойчивость | 1 |
Выносливость | 3 |
Гибкость | 3 |
Координационные способности | 2 |
Телосложение | 1 |
Условные обозначения в таблице:
3 – значительное влияние;
2 – среднее влияние;
1 – незначительное влияние.
Под скоростными способностями понимают возможности спортсмена, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Все двигательные реакции, совершаемые спортсменом, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией.
Мышечная сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий. Абсолютная сила мышц спортсмена определяется максимальной величиной преодолеваемого им сопротивления, например, пружины динамометра или весом штанги. Относительная сила мышц – это показатель абсолютной силы, взятый относительно веса тела. Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного аппарата. Выносливость является способностью поддерживать заданную, необходимую для обеспечения спортивной деятельности, мощность нагрузки и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы. Поэтому, выносливость проявляется в двух основных формах: в продолжительности работы на заданном уровне мощности до появления первых признаков выраженного утомления; в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления. Гибкость является интегральной оценкой подвижности звеньев тела. Если же оценивается амплитуда движений в отдельных суставах, то принято говорить о подвижности в них. В теории и методике спортивной подготовки гибкость рассматривается как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела. Различают две формы ее проявления: активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря своим мышечным усилиям; пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил (например, с помощью партнера или отягощения и т. п.). Общая гибкость характеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость – предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной деятельности.
Под координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи
(особенно сложные и возникающие неожиданно). Проявление координационных способностей
зависит от целого ряда факторов, а именно: 1) способности спортсмена к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков).
Телосложение оценивается путем измерения (спортивной метрологии) пропорций и особенности частей тела, а также особенности развития костной, жировой и мышечной тканей.
Одна из задач ОФП – общее физическое воспитание и оздоровление будущих атлетов.
Общая физическая подготовка (ОФП) – направлена на всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья, подъем функциональных возможностей организма, совершенствование важнейших физических и волевых качеств, приобретение жизненно необходимых навыков. Такая подготовка содействует умственному, эстетическому развитию, создает базу для дальнейшего совершенствования. Поэтому, на первых этапах изучения пауэрлифтинга используется широкий комплекс общеразвивающих упражнений, отличающихся естественностью движений и не требующих специального разучивания: различные виды ходьбы, бега, прыжков, простейшие гимнастические упражнения, броски мячей, упражнения с набивными мячами, скакалками, палками, подвижные и спортивные игры, плавание. Другая задача ОФП заключается в расширении функциональных, двигательных возможностей и укреплении опорно-двигательного аппарата будущих атлетов с учетом специфики пауэрлифтинга как особого вида спорта. Так, элементы легкой атлетики необходимы борцам для совершенствования навыков, связанных с быстрым пробеганием коротких дистанций, выполнением прыжков, плавание, кросс помогают вырабатывать общую выносливость, совершенствуют функции сердечно-сосудистой и дыхательной; игровые виды и единоборства
совершенно необходимы будущим атлетам как средство развития ловкости, приспособительной
вариативности движений. Особенно важную роль занятия по ОФП должны занимать в работе с начинающими пауэрлифтерами в спортивно-оздоровительных группах. В дальнейшем, по мере спортивного совершенствования, ОФП начинает играть роль важного вспомогательного, кондиционного средства, содействующего поддержанию должного физического состояния, оздоровлению и реабилитации занимающихся.
К средствам физической подготовки относятся разнообразные физические упражнения:
общеразвивающие, специально подготовительные, подводящие, вспомогательные виды спорта и основные упражнения из приемов и действий пауэрлифтинга. Все они охватывают широкий круг двигательной деятельности и обеспечивают развитие необходимых атлету качеств, умений и навыков. При подборе средств физической подготовки следует учитывать основные особенности пауэрлифтинга:
1. Комплексное проявление физических и волевых качеств в спортивном единоборстве;
2. Ациклический характер двигательных действий, непрерывную смену интенсивности
нервно-мышечных усилий, требующих максимальных усилий, силовой выносливости, выдержки;
3. «Взрывную» силу максимально быстрых двигательных действий при контрастных переходах от статики к динамике действий;
4. Повышенную требовательность к остроте зрительного, слухового, двигательного и вестибулярного анализаторов при выполнении команд старшего судьи на помосте;
5. Регламентированное правилами время выполнения упражнения.
В физической подготовке пауэрлифтера широко используются упражнения на восприятие и чувство точных усилий и движений, направленных на развитие отдельных мышечных групп, качеств и систем организма, а также упражнения, требующие комплексного проявления всех физических качеств: гибкости, координации, силы и выносливости.
В пауэрлифтинге чрезвычайно важно развитие силовых и скоростно-силовых качеств и способностей реагировать на быстро изменяющуюся ситуацию. Для педагога, также важны эти
качества в его работе. Поэтому, при подборе упражнений специальной направленности следует
руководствоваться следующими принципами:
1. Упражнения по возможности должны иметь структурное сходство с основными движениями пауэрлифтинга и включать в активную работу преимущественно те группы мышц, которые несут основную нагрузку при выполнении передвижений, принятие исходного положения, непосредственно базовых упражнений и их сочетаний;
2. Упражнения должны выполняться преимущественно в скоростных режимах, характерных
для вида спорта действиям; внимание следует уделять скоростно-силовым, силовым, координационным упражнениям;
3. Специальные упражнения должны предусматривать тренировку в быстрых переключениях
от скоростно-силовых действий к другим по командам тренера.
К таким упражнениям можно отнести следующие:
Упражнения в беге: обычный бег, с ускорениями, передвижения приставными шагами, бег с перекрестной постановкой ног, бег с выпрыгиванием и поворотом с изменением направления движения, с внезапными рывками вперед на 5-10 м, челночный бег, стартовые разбеги из различных исходных положений.
Прыжковые упражнения:
- прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении, с изменением направлений, с поворотами; прыжки на и через гимнастическую скамейку;
- продвижения вперед и назад прыжками в стороны с ноги на ногу, со сменой направления; прыжки в длину с места;
- тройные и пятерные прыжки;
- переходы от бега к прыжкам и наоборот, прыжки по сигналу и т. п.
Упражнения в стойке:
- приседания и выпрыгивания из положения стойки;
- передвижения в стойке вперед и назад семенящим бегом, с высоким подниманием колен; скачки в стойке, маневрирования в стойке со сменой ритма по команде или сигналу; «дриблинг» в стойке;
- маневрирования со сменой скорости и длины шагов; «броски» в сочетании с другими передвижениями.
- Упражнения в выпадах: пружинистые покачивания в положении легкоатлетического выпада; смена ног прыжком;
- выполнений выпада из стойки;
- покачивания и возвраты в стойку, тоже в сочетании с передвижениями, с постепенным ускорением и удлинением выпада;
- выпады с плавным началом и активным завершением;
- упражнения в выпадах максимальной длины, самостоятельно и в парах с партнером.
При выполнении физических упражнений всегда следует устанавливать их правильное сочетание и выгодное чередование, целесообразную дозировку в сочетании с активным отдыхом.
Специальная физическая подготовка (СФП)
Специальная физическая подготовка (СФП) в пауэрлифтинге – процесс, включающий в себя систему методов и приемов, направленных на развитие или поддержание оптимального уровня конкретных двигательных качеств, обеспечивающих технически правильное, надежное выполнение технических элементов, соединений и соревновательных комбинаций.
Направленность СФП разнообразна. Она используется как для общего, так и местного, локального воздействия; как развивающее и поддерживающее средство. Нагрузка, получаемая
спортсменами при СФП, может носить «ударный» или щадящий характер, использоваться для
восстановления функций организма и т.д.
В процессе биологического развития физические, психомоторные качества спортсменов и их двигательные возможности развиваются в соответствии с общими закономерностями эволюции организма человека и ростом мастерства спортсмена. Поэтому параллельно с обучением, технической подготовкой и тренировкой спортсменов должна вестись планомерная работа по развитию, совершенствованию и поддержанию оптимального физического, функционального
состояния пауэрлифтеров на всех этапах их спортивной карьеры.
Наиболее важным аспектом СФП применительно к современной практике пауэрлифтеров является комплексное развитие физических качеств в специфических режимах работы. При этом особо возрастает значимость так называемой базовой физической подготовки, которая включает в себя комплекс специальных средств и методов, обеспечивающих эффективное становление и реализацию основных навыков в соревновательной практике. В этой связи правомерно говорить о СФП применительно к освоению различных структурных групп движений и базовых двигательных действий.
Избранный вид спорта
Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства. Спортивная техника – это способ выполнения спортивного действия, который
характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей.
Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова, она позволяет развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, экономить расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена, обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений, обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы.
Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий. В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы: средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия.
К ним относятся:
- беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;
- показ техники изучаемого движения;
- демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей;
- использование предметных и других ориентиров;
- звуко- и светолидирование;
- различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации.
Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений. В этом случае применяются:
- общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями
и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде
спорта;
- специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они направлены на овладение техникой своего вида спорта;
- методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;
- равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений.
Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.
Повышение уровня специальной физической и функциональной подготовленности.
Действия спортсмена. Биомеханические условия сохранения равновесия.
Выполнение команд судьи. Дыхание при выполнении упражнения. Расстановка ног.
Положение туловища. Движение рук. Положение ног, головы, туловища, рук, величины углов в
коленных, голеностопных и тазобедренных суставах. Работа мышц разгибателей ног и туловища.
Овладение основами техники и тактики.
Оптимальное соотношение техники и тактики. Техника. Тактика. Ритмовая структура.
Направление, амплитуда и скорость. Целостное и расчлененное выполнение отдельных периодов и фаз упражнения. Специально-вспомогательные упражнения. Избирательная тренировка отдельных мышц или мышечных групп.
Приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях.
Разбор, изучение и обсуждение правил соревнований. Виды и характер соревнований.
Положение о соревнованиях. Программа соревнований. Права и обязанности участников.
Требования к спортивной экипировке. Представители, тренеры. Правила выполнения упражнений. Определение результатов соревнований. Помещение для соревнований. Оборудование и инвентарь. Организация и проведение соревнований. Работа главной судейской коллегии. Работа судей и секретарей. Проверка мест соревнований, заявок, судейских документов. Распределение обязанностей между судьями. Процесс судейства. Медицинское обслуживание соревнований. Работа со зрителями. Информация о ходе соревнований. Проведение торжественного открытия и закрытия соревнований. Награждение призеров соревнований. Отчет о проведенном соревновании. Итоговые протоколы и подведение итогов соревнований.
Развитие специальных физических и психических качеств.
Формирование мотивации к занятиям. Развитие личностных качеств, способствующих совершенствованию и контролю. Совершенствование внимания (интенсивности, устойчивости,
переключения), воображения, памяти. Развитие специфических чувств. Формирование межличностных отношений в спортивном коллективе. Психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие
спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств, следует использовать все имеющиеся средства и методы психологического воздействия, необходимые для формирования психически уравновешенной, полноценной, всесторонней личности. Оценка эффективности воспитательной работы и психолого-педагогических воздействий в учебно-тренировочном процессе. Анализ различных материалов, характеризующих личность спортсмена. Освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся тренировочных и соревновательных нагрузок. Причины возникновения ошибок, их систематизация. Контроль над техникой выполнения упражнений с помощью технических
средств. Критерии технического мастерства. Порядок и характер возбуждения отдельных мышечных групп. Ритм выполнения отдельных периодов и фаз движения. Временные и амплитудные соотношения характеристик техники.
Технико-тактическая подготовка (ТТП)
Освоение основ технических и тактических действий. Обеспечение эффективного становления и реализации основных спортивных навыков в соревновательной практике посредством выполнения соревновательных упражнений (тренировочные формы) и моделирования соревновательной ситуации. Достижение стабильности и экономичности техники соревновательного упражнения посредством выполнения специально-подготовительных
упражнений и соревновательных упражнений (тренировочные формы) и моделирования соревновательной ситуации. Совершенствование рациональной (индивидуальной) техники соревновательной деятельности спортсмена. Освоение координационной и ритмической структуры действия, точности усилий. Совершенствование средств ведения подхода. Совершенствование основных положений и передвижений, комбинаций передвижений. Совершенствование приемов (действий) в ситуациях реагирования на обусловленный зрительный (тактильный сигнал). Моделирование параметров выполнения действий. Совершенствование адекватности выбора преднамеренных действий. Стабилизация техники соревновательных действий и дальнейшее совершенствование их отдельных деталей посредством выполнения специально-подготовительных упражнений. Совершенствование технического мастерства с учетом всего многообразия условий, характерных для соревновательной деятельности.
Обеспечение максимальной степени согласованности двигательных и вегетативных функций при выполнении соревновательных упражнений Совершенствование способности распределения сил посредством выполнения специально-подготовительных упражнений и соревновательных упражнений (тренировочные формы) и моделирования соревновательной ситуации. Развитие способности быстро и адекватно реагировать на неожиданно возникающие ситуации соревновательной деятельности, изменять тактику прохождения дистанции посредством моделирования соревновательной ситуации. Совершенствование рациональной тактики соревновательной деятельности спортсмена. Адаптация к вариативным пространственно-временным и типичным тактическим помехам. Адаптация к вариативным помехам в условиях интеллектуального и эмоционального затруднения, высокой мотивации успеха. Разработка индивидуальной тактической схемы ведения подхода в соответствии с ее спецификой, а также с уровнем физической, технической и психической подготовленностью спортсмена. Совершенствование основных элементов, приемов, вариантов предполагаемой тактической модели в тренировочных занятиях и контрольных соревнованиях. Реализация тактической схемы выступления в ответственных соревнованиях, анализ эффективности тактики и ее основных элементов, разработка путей дальнейшего тактического совершенствования.
Теоритическая подготовка
Теоретические занятия имеют немаловажное значение в подготовке спортсменов.
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно в тренировке. Она органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой.
На этапе СОГ тренер-преподаватель знакомит обучающихся с правилами гигиены, спортивной дисциплины и соблюдением чистоты в спортивном сооружении. Большое внимание уделяет рассказам о традициях пауэрлифтинга, его истории и предназначению. Причем, в группах СОГ знакомство детей с особенностями вида спорта проводится непосредственно перед занятиями или в ходе разучивания каких-либо двигательных действий. Основное внимание при построении бесед и рассказов направлено на то, чтобы привить детям гордость за выбранный вид спорта и желание добиться высоких спортивных результатов.
В теоретической подготовке этих групп большое внимание уделяется системе контроля и самоконтроля за уровнем различных сторон подготовленности и состоянием здоровья. Тренер-преподаватель знакомит юных спортсменов с принципами ведения спортивного дневника, личными картами тренировочных заданий и планами построения тренировочных циклов.
План теоретической подготовки для спортивно-оздоровительной группы
Таблица 7
№ п/п | Наименование темы | Краткое содержание темы | Кол-во часов |
1 | Места занятий. Оборудование и инвентарь. | Техника безопасности Требования к спортивному залу для занятий пауэрлифтингом. Размеры зала. Тренажёры и техника безопасности. Освещение. Вентиляция. Покрытие пола, стен, помостов. | 1 |
2 | Физическая культура и спорт в России | Физическая культура и спорт - одно из средств воспитания, укрепления здоровья, всестороннего физического развития граждан. Коллективы физкультуры, спортивные секции, детско-юношеские спортивные школы. | 1 |
3 | Краткий обзор развития пауэрлифтинга в России и за рубежом | Характеристика пауэрлифтинга. Возникновение и развитие пауэрлифтинга как вида спорта. Первые чемпионаты России по подниманию тяжестей. Международная федерация пауэрлифтинга. | 1 |
4 | Краткие сведения о строении и функциях организма человека | Влияние физических упражнений с отягощениями на организм занимающихся. Опорно-двигательный аппарат: кости, связки, мышцы, их строение и функции. Центральная нервная система и её роль в жизнедеятельности всего организма. Роль физических упражнений для организма. | 1 |
5 | Гигиена, закаливание, Личная гигиена троеборца. Гигиена сна. | Режим и питание спортсменов. Гигиена одежды и обуви. Гигиена жилища и места занятий пауэрлифтингом. Гигиеническое значение водных процедур. Роль режима для спортсмена. Режим питания у троеборцев. | 1 |
6 | Врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи. | Понятие о врачебном контроле и его роли для юного троеборца. Самоконтроль. Дневник самоконтроля. Понятие о травмах. Страховка и самостраховка. Первая помощь при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах, открытых ранениях. | 1 |
7 | Основы техники пауэрлифтинга | Техника выполнения упражнений в пауэрлифтинге - один из главных разделов подготовки спортсмена. Необходимость всестороннего физического развития. Сила и скорость сокращения мышц - фактор, определяющий спортивный результат. Режимы мышечной деятельности: преодолевающий, уступающий, удерживающий. Скоростно силовая подготовка троеборца. Гибкость - одно из основных качеств троеборца. | 2 |
8 | Краткие сведения о физиолог-х основах спортивной тренировки | Мышечная деятельность – необходимое условие физического развития, поддержания здоровья и работоспособности. Спортивная тренировка как процесс формирования двигательных навыков. Понятие о физиологических основах физических качеств, необходимых троеборцу. Методы развития силы мышц. Методы и средства ликвидации утомления и ускорения процессов восстановления. | 1 |
9 | Общая и специальная физическая подготовка | Общая подготовка как основа развития различных качеств, способностей, двигательных функций спортсмена и повышения спортивной работоспособности. Контрольные тесты для выявления уровня развития общей физической подготовки. Контрольные нормативы для выявления уровня развития специальной физической подготовки. | 2 |
Психологическая подготовка
Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, развитие специализированных
психических функций и психомоторных качеств.
В процессе занятий необходимо формировать устойчивый интерес к спорту, пауэрлифтингу, дисциплинированность, соблюдение тренировочного режима, чувства долга перед коллективом и тренером, чувство ответственности за выполнение плана подготовки, трудолюбие и аккуратность. Тренер-преподаватель формирует у спортсменов такие важные качества, как общительность, доброжелательность, уважение, требовательность к самому себе и к другим, самокритичность, спортивное самолюбие, стремление к самовоспитанию, целенаправленность и выдержка при утомлении.
К специализированным психическим функциям относятся:
- оперативно-тактическое мышление (способность к мгновенной ориентировке в соревновательной ситуации и принятию решения, коррекции плана выступления и отдельных
действий анализу своего выступления и конкурентов и др.);
- специализированное восприятие (пространства, времени, усилий, темпа);
- комплексные специализированные восприятия (чувство снаряда, дистанции и др.);
- простые и сложные сенсомоторные реакции, свойства внимания (концентрация, распределение, переключение).
Средства и методы психолого-педагогических воздействий, применяемых для формирования личности и межличностных отношений:
1. Информация спортсменам об особенностях развития свойств личности.
2. Методы словесного воздействия: разъяснения, убеждения, советы, похвала, требования,
критика, ободрение, осуждение, внушение, примеры авторитетных людей и др.
3. Методы смешанного воздействия: поощрение, наказание, общественные и личные поручения.
4. Морально-психологическое просвещение спортсменов в ходе лекций, бесед, консультаций,
объяснений.
5. Личный пример тренера и ведущих спортсменов.
6. Воспитательное воздействие коллектива (группы занимающихся).
7. Совместные общественные мероприятия группы: коллективные обсуждения выполнения
индивидуального и тренировочного планов, дисциплины и поведения спортсменов, итогов
соревнований и др.
8. Постепенное осознание повышения трудности тренировочных заданий и уровня нагрузок.
9. Создание жестких условий тренировочного режима.
Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям.
Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общей – проводимой в течение всего года, и специальной – к конкретному соревнованию.
В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируется высокий уровень
соревновательной мотивации, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и
саморегуляции в соревновательной обстановке.
При психологической подготовке к конкретным соревнованиям воспитывается специальная (предсоревновательная) психологическая боевая готовность спортсмена, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлениях к обязательной победе, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, 18 способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнить во время выступления действия, необходимые для победы.
Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям осуществляется путем разъяснения цели и задач участия в соревнованиях, условий и содержания предсоревновательной подготовки, значения высокого уровня психической готовности к выступлению, регуляции тренировочных нагрузок и средств подготовки для улучшения психического состояния занимающихся, моделирования условий основных соревнований сезона, уменьшение действия внешних, отрицательно влияющих факторов, обучения приемам самоконтроля и саморегуляции и систематической их тренировки.
Специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию.
В процессе подготовки используются: общественное мнение коллектива для поддержания принятых целевых установок, уверенности и поощрения оптимальных мотивов выступления;
моделируются условия предстоящей соревнований и тактики борьбы с конкретными соперниками; проводятся беседы; применяются методы саморегулирования для настройки к предстоящему выступлению и оптимизации психического напряжения.
Управление нервно-психическим восстановлением спортсменов.
В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается
нервно-психическая напряженность, восстанавливается психическая работоспособность после
тренировок, соревновательных нагрузок, в перерывах между выступлениями, формируется
способность к самостоятельному восстановлению.
Нервно-психическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий, отдыха, переключения, рекламации и других средств. Для этой цели используются также рациональное сочетание средств ОФП в режиме дня, средства культурного отдыха и развлечения, система аутовоздействий.
В подготовительном периоде выделяются средства и методы, связанные с морально- психологическим просвещением спортсменов, воспитанием их спортивного интеллекта, разъяснением цели и задач участия в соревнованиях, развитием волевых качеств и специализированных восприятий, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным
совершенствованием общей психологической подготовленности. В соревновательном периоде упор делается на совершенствование эмоциональной устойчивости, свойств внимания, достижение специальной психической и мобилизационной готовности в соревнованиях. В переходном (восстановительном) периоде преимущественно используются средства и методы нервно-психического восстановления спортсменов. В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера и приемы психической регуляции спортсменов. В ходе тренировочных занятий также существует определенная тенденция и преимущественном применении некоторых средств и методов психологического воздействия. Во вводной части тренировочного занятия в основном используются методы словесного и смешанного воздействия, направленные на развитие разных свойств личности, сообщается информация, способствующая развитию интеллекта и психических функций. В подготовительной части тренировочного занятия – методы развития внимания, сенсомоторики и волевых качеств. В основной части тренировочного занятия – совершенствуется специализированные психические функции и психомоторные качества, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции, выполняется уровень психической специальной готовности спортсменов. В заключительной части тренировочного занятия совершенствуется способность к саморегуляции и нервно-психическому восстановлению. Акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей занимающихся, задач их индивидуальной подготовки и направленности тренировочных занятий.
Восстановительные мероприятия и медицинское обследование
Неотъемлемой составной частью спортивной подготовки должно быть использование средств восстановления. Все многочисленные средства восстановления подразделяются на три группы: педагогические, психологические, медико-биологические. Система профилактических и восстановительных мероприятий носит комплексный характер и включает в себя средства психолого-педагогического и медико-биологического воздействия.
Под психолого-педагогическими средствами подразумеваются:
- творческое использование тренировочных и соревновательных нагрузок;
- применение средств ОФП с целью переключения форм двигательной активности и
создания благоприятных условий для протекания процесса восстановления;
- оптимальная продолжительность отдыха между занятиями, варьирование интервалов
отдыха между упражнениями;
- применение средств и методов психорегулирующей тренировки.
Эффективность средств во многом зависит от профессионального уровня тренера и активности самого спортсмена.
К медико-биологическим средствам относятся:
1) специализированное питание, фармакологические средства;
2) распорядок дня;
3) спортивный массаж (ручной и вибрационный);
4) гидропроцедуры (контрастные ванны, разнообразные души: дождевой, циркулярный,
Шарко, подводный душ-массаж, шотландский душ, вибрационный, «жемчужные ванны»,
суховоздушная и парная баня);
5) отдельные виды бальнеопроцедур – хлоридно-натриевые ванны, хвойные ванны;
6) электротерапия – динамические токи, токи Бернара, электростимуляция, ультрафиолетовое
облучение;
7) баротерапия;
8) кислородотерапия;
9) витаминизация.
Применение восстанавливающих средств должно осуществляться на фоне гигиенически
целесообразного распорядка для спортсменов и рационального питания. Режим дня и питание
могут иметь специальную восстанавливающую направленность.
Следует умело использовать восстанавливающую роль сна. Продолжительность ночного сна после значительных тренировочных нагрузок может быть увеличена до 9-10 часов за счет
более раннего отхода ко сну (на 1-1,5 часа) и более позднего подъема (на 30-50 минут), особенно в осенне-зимний сезон. Дневной сон спортсмена на сборах обусловливает восстановление и поддержание спортивной работоспособности на высоком уровне во второй половине дня. После тренировок и соревнований для спортсмена в течение дня наиболее приемлемы пассивные формы отдыха, не связанные с большой эмоциональной нагрузкой, но создающие положительный эмоциональный фон. Восстановительный пищевой рацион спортсменов должен быть построен на основе сбалансированности, т.е. соответствия калорийности рациона суточным энергозатратам спортсмена и оптимального соотношения, как основных пищевых веществ, так и их компонентов. Он должен включать продукты, богатые легкоусвояемыми углеводами (молоко, особенно молочные изделия, хлеб из пшеничной муки высшего сорта, мед, варенье, компоты и др.) Следует включать растительные масла без термической обработки как основной источник полиненасыщенных жирных кислот, усиливающих восстановительные процессы. Массаж и физиотерапевтические средства. Значительную роль в ускорении процессов восстановления, особенно при выраженном общем и локальном утомлении, вызванном проведенными занятиями или соревнованиями, играет массаж, гидропроцедуры, бальнеопроцедуры, электросветотерапия, общее ультрафиолетовое
облучение, кислородные коктейли, местная барокамера, аэромонизация. Восстановление защитно-приспособленных механизмов у спортсменов посредством физиотерапевтических процедур обусловлено тем, что они снимают общую усталость и утомление мышц, стимулируют функции нервной и сердечно-сосудистой системы, повышают сопротивляемость организма. Все это способствует восстановлению регулирующего внимания ЦНС на деятельность других функций и систем, оказывая в целом общее воздействие на организм, все физиотерапевтические средства имеют и направленное действие.
Спортивный массаж (ручной, вибромассаж, ультразвуковой):
а) ручной массаж используется в предупредительных и восстановительных целях, во всех
видах спорта; предупредительный – за 15-30 мин до выступления; восстановительный – через 2-30 мин после работы; при сильном утомлении – через 1-2 часа;
б) вибрационный массаж осуществляется вибраторами и рекомендован как эффективное
средство борьбы с утомлением, особенно при локальном утомлении мышц;
в) ультразвуковой массаж усиливает химические реакции, ускоряет протекание окислительновосстановительных процессов, повышает работоспособность мышц, устраняет неприятные болевые ощущения, связанные с мышечным перенапряжением.
Растирки и спортивные кремы способствуют более быстрому восстановлению, лечению спортивных травм и используются как средства, повышающие работоспособность. Массаж с растирками эффективнее, так как достигается более глубокая обработка мышц и более длительно сохраняется тепло в мышцах.
К гидротерапии относится:
1) парные и суховоздушные бани;
2) душ (дождевой, игольчатый, пылевой, струйный, Шарко, шотландский, веерный, циркулярный);
3) ванны (контрастные, вибрационные, хлоридно-натриевые (солевые), хвойные, жемчужные;
Баротерапия. В барокамере создается декомпрессия до высоты 1500-2000м над уровнем
моря в зависимости от величины нагрузки в тренировках: чем больше нагрузка, тем меньше
степень декомпрессии.
Электросветопроцедуры занимают важное место в системе восстановительных средств. К ним относятся:
1. токи Бернара;
2. соллюкс;
3. электростимуляция.
Восстановительные средства должны осуществляться по специальным схемам медицинским работником – специалистом в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей спортсмена.
Витаминизация
Подготовительный период
Основными задачами фармакологического обеспечения на подготовительном этапе являются:
- подготовка к восприятию интенсивных физических и психоэмоциональных нагрузок.
Базовый период
Цели и задачи этого периода:
- вывести на «пик» общей и специальной работоспособности;
- уменьшить воздействие неблагоприятных факторов тренировочного процесса на внутренние органы;
- не допустить перетренировки;
- создать оптимальный мышечный объём без ущерба для выносливости и скоростных качеств.
Предсоревновательный период
Цель этого периода – подводка к соревновательному режиму.
Этот период отмечен значительным сокращением количества применяемых фармакологических средств.
Соревновательный период
Фармакология соревнования должна:
- максимально реализовать возможности спортсмена;
- поддерживать пик суперкомпенсации;
- продлевать работоспособность на всё время стартов;
- подавлять нежелательные реакции, не снижая работоспособность
В этот период количество принимаемых фармакологических препаратов должно быть минимальным.
Другие виды спорта и подвижные игры
Бег - один из распространенных и доступнейших видов физических упражнений - служит прекрасным средством развития быстроты, силы и других важных качеств. Вовлекая в работу
многие мышечные группы, бег вызывает усиление деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и всего организма в целом, представляет возможность, варьируя различными дистанциями, добиваться более высоких уровней быстроты и выносливости. Бег с места, ускорения с ходу по травянистым склонам вниз, вверх или траверсами и по песчаному грунту. Бесконечное разнообразие беговых упражнений делает бег одним из основных средств ОФП. Прыжки и подскоки совершенствуют координацию движений, функции вестибулярного
аппарата, улучшают ориентировку в пространстве. Гимнастика успешно развивает координацию движений, силу, ловкость и быстроту. Упражнения на кольцах и перекладине требуют смелости и решительности. Прыжки через различные гимнастические снаряды позволяют в короткое время полета прочувствовать положение отдельных частей тела в безопорном положении. Спортивные игры - разнообразные и быстрые действия в условиях постоянно меняющейся обстановки - развивают быстроту, ловкость, выносливость и тактическое мышление. Они эмоциональны, вызывают интерес у занимающихся, дают возможность мобилизовать усилия занимающихся без особого волевого напряжения, разнообразно и интересно проводить тренировки. В играх присутствует элемент соревнования, стремление к победе, что, бесспорно, ценно и необходимо любому спортсмену. Волейбол - наиболее доступная, интересная и простая игра, которую можно рекомендовать для активного отдыха. Баскетбол дает большую физическую нагрузку в процессе самых разнообразных действий. Доступность и высокая эмоциональность этой игры не нуждаются в рекомендациях. Однако высокий травматизм, особенно в холодные осенние месяцы, ограничивает его использование как средства ОФП. Езда на велосипеде по своим двигательным характеристикам и воздействию на организм спортсмена весьма близка к движениям на горнолыжных трассах. Сгибания и разгибания ног, наклоненное, обтекаемое положение туловища и рук, затрудненное дыхание, идентичность нагрузок на мышцы шеи, спины и живота, необходимость сохранять равновесие, внимательность и быстрота реакции на меняющиеся условия — все это приближает к средствам специальной подготовки. Занятия по спортивным и подвижным играм направлены на развитие быстроты, ловкости, общей и скоростной выносливости, пространственной ориентировки; на формирование навыков в коллективных действиях, воспитание настойчивости, решительности, инициативы и находчивости; поддержание умственной и физической работоспособности; снятие эмоционального напряжения напряженной деятельности.
Занятия по спортивным и подвижным играм организуются зимой в спортивном зале, летом - на открытом воздухе. Обучение приемам техники спортивных игр начинается с разучивания стоек и способов передвижения по площадке. Затем, изучаются способы держания и ведения мяча, способы передач, подач, ловли мяча, бросков мяча в корзину или в ворота, нападающие удары, блоки, заслоны. Обучение тактическим действиям осуществляется одновременно с совершенствованием технических приемов, в учебных двухсторонних играх, которые вначале проводятся по упрощенным правилам (увеличение или уменьшение игроков в командах, изменение размеров площадки, применение в некоторых случаях нестандартного оборудования и инвентаря, предъявление пониженных требований к соблюдению правил игры), а по мере овладения занимающимися техническими приемами и тактическими действиями - по официальным правилам соревнований. При этом руководитель дает обучаемым определенную установку на игру.
Требования техники безопасности и предупреждение травматизма
В зависимости от условий и организации занятий, а также условий проведения спортивных соревнований подготовка по виду спорта пауэрлифтинг осуществляется на основе соблюдения
необходимых мер безопасности в целях сохранения здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку, которые определены в инструкции по технике безопасности. Учет ознакомления (информирования) спортсменов с техникой безопасности на тренировочных занятиях по избранному виду спорта ведется в журнале учета работы учебной группы. Травмы в пауэрлифтинге могут возникать при различном сочетании внешних и внутренних факторов. Несомненно, возможны и несчастные случаи, когда травма возникает вследствие трагического
стечения обстоятельств и причин, которые трудно предвидеть. Тем не менее, основные факторы, влияющие на возникновение и характер травм, необходимо систематизировать для выработки принципиальных мер безопасности, направленных на их устранение.
Внешние факторы спортивного травматизма:
- неправильная общая организация тренировочного процесса;
- методические ошибки тренера при проведении УТЗ;
- нарушение спортсменами дисциплины и установленных правил во время проведения
тренировочного процесса;
- неудовлетворительное состояние мест занятий, оборудования и экипировки спортсменов;
- неблагоприятные санитарно-гигиенические условия, неподготовленность мест при
проведении тренировочных занятий.
К неправильной организации тренировочных занятий относится: проведение
тренировочных занятий с числом спортсменов, превышающим установленные нормы;
- проведение занятий без тренера;
- неправильная организация направления движения спортсменов в процессе выполнения
тренировочных упражнений;
При планировании и проведении тренировочных занятий тренер обязан учитывать
организационные условия проведения занятий и в случае необходимости незамедлительно
вносить в них коррекцию.
Внутренние факторы спортивного травматизма:
- наличие врожденных и хронических заболеваний;
- состояние утомления и переутомления, изменение функционального состояния организма
спортсмена.
При проведении тренировочных занятий предусматриваются основные организационно- профилактические меры обеспечения безопасности и снижения травматизма, обязательные к выполнению.
1. Тренировочные занятия разрешается проводить:
- при условии наличия у спортсмена медицинского допуска к тренировочному процессу по
пауэрлифтингу;
- при соответствии спортивной экипировки, предусмотренной правилами соревнований,
санитарно-гигиеническим нормам, методике тренировки;
- при соответствии мест проведения тренировочного процесса санитарным нормам;
- при условии готовности инвентаря и оборудования к тренировочному процессу;
- все тренировочные занятия должны проводиться только под руководством тренера и
согласно утвержденному расписанию.
Тренировочный процесс может быть начат только после выполнения всех требований настоящих правил и принятия мер, обеспечивающих профилактику спортивного травматизма и
безопасности проведения мероприятий.
2. Требования безопасности перед началом занятий:
Надеть спортивную форму и обувь. Начинать тренировочное занятие только по разрешению тренера и только в его присутствии. Тренеру необходимо проверить надежность оборудования и инвентаря. Занимающимся строго соблюдать дисциплину и указания тренера.
3. Требования безопасности во время занятий
Не выполнять упражнений без заданий тренера.
Во время тренировки по сигналу тренера все должны прекратить упражнения.
Запрещается:
- толкать друг друга, ставить подножки, бить по рукам и ногам.
– широко расставлять ноги и выставлять локти;
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
При появлении болей, плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом тренеру.
При получении спортсменом травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить администрации и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в лечебное учреждение. В случае непредвиденных форс-мажорных обстоятельств, угрожающих безопасности спортсменам, тренер отменяет занятия, срочно эвакуирует спортсменов из опасной зоны.
5. Требования безопасности по окончании занятий.
Убрать в отведенное место спортинвентарь. Вывести спортсменов из зала (тренер выходит последним). Принять душ или тщательно вымыть руки и лицо с мылом. Обязательно переодеться в чистую, сухую одежду.
Организационно-методические рекомендации к построению
спортивно-оздоровительного этапа подготовки
Наиболее важной задачей подготовки на данном этапе следует считать обеспечение общей всесторонней подготовленности юного троеборца. Многолетний практический опыт и научные
исследования доказывают, что именно такой подход обеспечивает ту базовую подготовку, на которой в дальнейшем строится эффективное совершенствование специальных качеств пауэрлифтера. Организм человека - единое целое. Отставание или несоразмерное развитие каких-либо органов или функциональных систем неизбежно скажется на деятельности всего организма, особенно в экстремальных условиях спортивной деятельности. Поэтому установка на укрепление здоровья, содействие полноценному разностороннему развитию организма должна быть методическим положением, определяющим структуру и содержание подготовки юного спортсмена на данном этапе. Спортивно-оздоровительный этап подготовки совпадает с пубертатным (лат. pubertas) периодом, обусловленным бурным развитием организма (увеличением длины и массы тела, гормональными изменениями и др.). В этот период растущий организм юного спортсмена испытывает, помимо тренировочной, большую возрастную «биологическую нагрузку». Следовательно, параметры тренировочных воздействий должны строго дозироваться с учетом индивидуальных темпов развития организма подростка. Совершенствование двигательных качеств юного спортсмена должно идти по пути содействия их естественному развитию. Уделяя внимание быстроте, координационным способностям, нельзя забывать и о совершенствовании выносливости - двигательного качества, необходимого троеборцам. Часто дети и подростки слишком поздно приобщаются к тренировочным нагрузкам, направленным на повышение уровня выносливости. Это наносит значительный ущерб всестороннему физическому развитию ребенка, не позволяя постепенно подвести организм к большим тренировочным нагрузкам на последующих этапах многолетней подготовки. На спортивно-оздоровительном этапе подготовки уже следует уделять необходимое внимание развитию мышечной силы, укреплению мышц двигательного аппарата юного спортсмена. Упражнения, содействующие развитию силы, должны сопровождаться строго нормированными напряжениями, исключающими натуживание и значительные по длительности напряжения. Обычно у детей слабо развиты мышцы живота, тазового дна, мышцы задней поверхности бедра, приводящие мышцы ног, мышцы плечевого пояса. Одной из центральных задач спортивно-оздоровительного этапа подготовки является овладение базовыми элементами техники пауэрлифтинга. Необходимо стремиться к тому, чтобы сразу обучать начинающих атлетов основам рациональной техники, расширять запас разнообразных двигательных навыков и умений. В последующем это обеспечит успешное совершенствование спортивной техники в пауэрлифтинге.
Программный материал для практических занятий
Строевые упражнения. Понятие о строе: шеренга, фланг, фронт, ширина и глубина строя, дистанция, интервал, направляющий, замыкающий. Выполнение команд. Расчет на группы. Повороты. Движение: строевым шагом, обычным, бегом, на носках, на пятках. Изменения направления при беге и ходьбе.
Общеразвивающие упражнения без предметов:
- упражнения для рук и плечевого пояса: движение руками из различных исходных положений
(стоя, сидя, лежа), сгибание, разгибание, вращение, махи, отведение, приведение, рывковые
движения руками одновременно и разноименно во время движения шагом и бегом;
- упражнения вдвоем с сопротивлением. Отталкивание;
- упражнения для шеи и туловища: наклоны, вращения и повороты головы.
Наклоны туловища вперед, назад, в стороны, круговые движения туловищем, повороты туловища, сочетание поворотов и наклонов туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине, седы из положения лежа на спине, упражнения для ног: поднимание на носки, различные движения прямой и согнутой ногой, приседания на одной и обеих ногах, выпады, перемены выпадов с дополнительными пружинящими движениями, прыжки на месте и т.д.
- упражнения для всех частей тела, сочетание движений различными частями тела (приседания
с наклоном вперед и движением руками, выпады с наклоном и движениями руками, выпады с
наклоном и движениями туловища, вращение туловища с круговыми движениями руками и др.), разноименные движения на координацию, упражнения на формирование правильной осанки, упражнения на растягивание и расслабление, различные упражнения с сопротивлением партнера, имитационные упражнения (имитация техники пауэрлифтинга), общеразвивающие упражнения с предметом:
- упражнения со скакалкой, с гимнастической палкой, с набивными мячами,
Упражнения на гимнастических снарядах:
- на гимнастической скамейке, на канате, на гимнастическом козле, на кольцах, на брусьях, на
перекладине, на гимнастической стенке;
Упражнения из акробатики:
- кувырки, стойки, перевороты, прыжки на мини-батуте;
Легкая атлетика:
- бег на короткие дистанции (30, 60, 100 м.),
- прыжки в длину с места и разбега,
- прыжки в высоту с места,
- метание диска, гранаты, толкание ядра, гири,
Спортивные игры:
- баскетбол, волейбол, ручной мяч, бадминтон, настольный теннис, футбол,
- спортивные игры по упрощенным правилам,
Подвижные игры:
- игры с бегом, прыжками, с метаниями, с элементами сопротивления, перетягивание каната,
эстафеты,
- ПРИСЕДАНИЕ. Действия спортсмена до съема штанги со стоек. Выполнение команд судьи. Съем штанги со стоек Положение спины и расстановка ног. Действия атлета при уходе в подсед, способствующие дальнейшему подъему штанги. Способы ухода в подсед. Площадь опоры и центр тяжести системы в подседе. Зависимость высоты фиксации штанги от подвижности в голеностопных, коленных, и тазобедренных суставах. Величины углов в этих суставах.
- Вставание из подседа. Биомеханические условия сохранения равновесия и вставания в разных
способах подседа. Фиксация. Выполнение команд судьи. Дыхание при выполнении упражнения.
- ЖИМ ШТАНГИ ЛЕЖА. Действия спортсмена до съема штанги со стоек. Расстановка ног.
Ширина хвата. Положение туловища на скамье. Выполнение команд судьи. Опускание и
остановка штанги на груди. Жим от груди. Фиксация. Выполнение команд судьи. Дыхание при
выполнении упражнения.
- СТАНОВАЯ ТЯГА. Стартовое положение. Расстановка ног. Способы захвата и оптимальная
ширина хвата. Положение ног, головы, туловища, рук на старте, величины углов в коленных, голеностопных и тазобедренных суставах. Разновидности старта (динамический, статический).
Дыхание во время выполнения упражнения. Съем штанги с помоста. Работа мышц разгибателей ног и туловища. Фиксация штанги в верхней точке подъема. Выполнение команд судьи.
Требования к результатам освоения программы
по предметным областям
Результатами освоения Программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области теории и методики физической культуры и спорта:
- история развития избранного вида спорта;
- основы философии и психологии спортивных единоборств;
- место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;
- основы спортивной подготовки и тренировочного процесса;
- основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, требования, нормы и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями; предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и об ответственности за такое противоправное влияние);
- уголовная, административная и дисциплинарная ответственность за неправомерное использование навыков приемов борьбы, в том числе за превышение пределов необходимой обороны;
- необходимые сведения о строении и функциях организма человека;
- гигиенические знания, умения и навыки;
- режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;
- основы спортивного питания;
- требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;
- требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта.
в области общей и специальной физической подготовки:
- освоение комплексов физических упражнений;
- развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и базирующихся на них способностях и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта;
- укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию, воспитанию личностных качеств и нравственных чувств (коллективизм, взаимопомощь).
в области избранного вида спорта:
- повышение уровня специальной физической и функциональной подготовленности;
- овладение основами техники и тактики в избранном виде спорта;
- приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;
- развитие специальных физических (двигательных) и психологических качеств;
- повышение уровня функциональной подготовленности;
- освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся тренировочных и соревновательных нагрузок;
в области других видов спорта и подвижных игр:
- умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с требованиями вида спорта
и правилами подвижных игр;
- умение развивать специфические физические качества в избранном виде спорта, дисциплине вида спорта (при наличии) средствами других видов спорта и подвижных игр;
- умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении
упражнений;
- навыки сохранения собственной физической формы.
Комплексы контрольных упражнений для оценки результатов
освоения программы
Для оценки уровня освоения Программы по предметной области «Теория и методика физической культуры и спорта» проводится устный экзамен по пройденным темам. Для тестирования уровня освоения Программы по предметной области «Общая и специальная физическая подготовка» используют комплексы контрольных упражнений. Используются упражнения (таблицы прилагаются), которые дают оценку развития основных
физических качеств.
Система контроля и зачетные требования
Осуществление комплексного контроля тренировочного процесса и уровня спортивной подготовленности обучающихся по предметным областям является обязательным разделом Программы.
Цель контроля – в соответствии с Программой обеспечить оптимальность воздействий тренировочных и соревновательных нагрузок на организм занимающихся. Задача спортивного
контроля – на основе объективных данных о состоянии спортсмена обосновать и осуществить
реализацию закономерного хода подготовки и в случае его нарушения внести необходимую коррекцию тренировочного процесса.
Основными нормативами в подготовке лиц, занимающихся пауэрлифтингом, являются:
- общая посещаемость тренировок;
- теоретические знания основ избранного вида спорта, спортивной тренировки, гигиены, здоровья человека, антидопингового образования.
- стабильность состава обучающихся, посещаемость ими тренировочных занятий;
- положительная динамика индивидуальных показателей развития физических качеств спортсмена;
- уровень освоения основ гигиены и самоконтроля.
Для оценки уровня освоения Программы проводятся промежуточная (ежегодно) аттестация спортсменов.
Основные требования к контролю:
1. Контроль подготовки спортсменов предусматривает регистрацию и анализ основных количественных характеристик тренировочного процесса – тренировочных нагрузок, а также тех необходимых дополнительных параметров, которые своей информативной значимостью отражают специфику подготовки в виде спорта. При проведении промежуточной аттестации спортсменов учитываются результаты освоения Программы.
Ежегодно приказом Учреждения утверждаются сроки сдачи аттестации и члены аттестационной комиссии. Явка на прохождение аттестации обязательна для всех спортсменов. Для спортсменов, не явившихся на аттестацию по уважительной причине аттестация будет назначена на другое время. По окончании освоения данной Программы, по результатам промежуточной аттестации, спортсмену-выпускнику выдается свидетельство, форма которого устанавливается локальным нормативным актом Учреждения.
Контрольные нормативы
Развиваемое физическое | Контрольные упражнения (тесты) | |
качество | Юноши | Девушки |
Скоростные качества | Бег на 30 м (не более 6 с) | Бег на 30 м (не более 6,5 с) |
Координация | Челночный бег 3x10 м (не более 9 с) | Челночный бег 3x10 м (не более 10,5 с) |
Сила | Подтягивание из виса на перекладине (не менее 2 раз) | Подтягивание из виса на низкой перекладине (не менее 7 раз) |
Силовая выносливость | Подъем туловища, лежа на спине (не менее 12 раз) | Подъем туловища, лежа на спине (не менее 7 раз) |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (не менее 9 раз) | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (не менее 5 раз) | |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места (не менее 130 см) | Прыжок в длину с места (не менее 125 см) |
Подъем туловища, лежа на спине за 20 с (не менее 8 раз) | Подъем туловища, лежа на спине за 20 с (не менее 5 раз) | |
Гибкость | Наклон вперед из положения, стоя с выпрямленными ногами (пальцами рук коснуться пола) |
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «пауэрлифтинг» от 07.12.2015 г. № 1121
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
- Методическими рекомендациями по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства спорта Российской Федерации.
- Бычков А.Н. Пауэрлифтинг. Силовое троеборье. Программа для детско-юношеских спортивных школ.- Красноярск, 2001.
- Васильева В.В. Физиология человека: Учебник.- М: Физкультура и спорт, 2011.
- Джо Вейдер Система строительства тела. - М: Просвещение,2012 г.
- Дикуль В.И., Зиновьева А.А. Как стать сильным.- М, 1990
- Дворкин Л.С. Силовые единоборства.- Ростов на Дону: Феникс, 2001.
- Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки.- М.: Лентос, 2014.
- Зязюн И.П. Основы педагогического мастерства: Учебник.- М: Просвещение,2015.
- Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки: Учебник.- М: ФиС, №28,с. 14-15.- 2007.
- Смирнов В.М., Дубровский В.И.. Физиология физического воспитания и спорта: Учебник для студентов вузов.- М: Владос-пресс, 2002.
- Холодов Ж.К, Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов вузов. – М: Академия, 2001.
- Шейко Б.И. Пауэрлифтинг.- М.: Издание исследовательского отдела ЗАА ЕАМ Спорт сервис, 2003.
- Спортивные игры. Учебник для вузов под редакцией Ю.Д. Железняка и Ю.М. Портнова. - М: Академия, 2002
Интернет-ресурсы:
- www.minsport.gov.ru — Официальный сайт Министерства спорта РФ
- https://edu.gov.ru/ - Сайт Министерства просвещения РФ
- https://allpowerlifting.com/ - Сайт федерации пауэрлифтинга России
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта плавание
Общеразвивающая программа по плаванию разработана на основе Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерв...
Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта "вольная борьба"
Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта "вольная борьба"...
Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта "Баскетбол"
Дополнительная общеразвивающая программа по баскетболу, 2018г...
Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта "футбол"
Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта "футбол" создана на основе методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые...
Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта "волейбол"
Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта "волейбол" создана на основе методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноур...
Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта "гиревой спорт"
Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта "гиревой спорт" создана на основе методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноур...
Авторская программа. Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта "Хоккей"
Актуальность разработки данной программы связана с активным развитием и ростом популярности детского хоккея в стране, городе, необходимостью создания системы подготовки спортсменов в соответствии с со...