Что помнит Хопер.
материал

Щербакова Екатерина Евгеньевна

Адаптированный сценарий произведения Загоскина "Вечер на Хопре". Литературно - краеведческий материал, предполагающий инсценировку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_pomnit_hopyor.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Что помнит старик Хопёр…

Цели и задачи:

- развитие познавательного интереса к природе;

- воспитание бережного, гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле;

- развитие нравственных качеств личности, чувства товарищества;

- привлечение к творчеству, культуре, быту казаков.

Действующие лица: парень, казак, Заруцкий, хозяин, хозяйка.

В основу сценария взят отрывок из произведения:  М.А. Шолохов «Тихий Дон».

Долина Хопра являлась одним из мест расселения донских казаков. Первые официальные сведения о казаках на реке Хопре, впадающем в Дон, относятся к началу XVII века. Здесь, после Смутного Времени, одно время был со своими ватагами Атаман Заруцкий с Мариною Мнишек и ее сыном  (голос за сценой).

У костра сидят молодые ребята (тихо читают/напевают)/ Под песню «Ах ты,  степь широкая»/ под минусовку.

Эх, казацкая ты воля!

Шашки, конь да чисто поле!

Встречный ветер и ковыль!

 Да земли родимой пыль!

Парень:  Никогда не забуду я нескольких дней, проведенных мною под конец осени, помнится, в 1806 году, в его саратовской деревушке, на Хопре. Как теперь, гляжу надесятка два крестьянских изб, разбросанных по высокому берегу реки, на его огромные кирпичные палаты (воспоминание).

Парень: А еще я помню старинного приятеля и сослуживца, Заруцкого.

Сцена 1

   Казак: Откуда бог несет?

  Заруцкий: В деревню, к дяде. А ты как здесь?

   Казак: По делам.

   Заруцкий: Поедем вместе со мною. Я познакомлю тебя с дядюшкою, он старик предобрый.

   Казак: Нет, милый, не могу; мне надобно много еще хлопотать по моему делу.

  Заруцкий: Поедем, братец, ведь это близехонько, верстах в двадцати отсюда, на Хопре...

   Казак: Верстах в двадцати!.. На Хопре?.. А как зовут твоего дядю?

   Заруцкий: Иваном Алексеевичем...

   Казак: Асановым?

  Заруцкий: Да.

  Казак:О! Если так... едем, мой друг!

  Заруцкий: Ты знаком с ним?

  Казак: Нет, но я так много о нем наслышался... Подожди! Я сейчас заверну домой, возьму с собой узелок, прибегу назад, и катанем!

  Парень:  Вокруг нас видыкакие приятные! С левой стороны расстилаются золотистые поля, на которых кое-где разбросаны  запоздалые копны сжатого хлеба; с правой тянутся густой лес, и от времени до времени вдали, сквозь широкие просеки, светлеют голубоватые воды живописного Хопра…

  Заруцкий: Пока усталые кони, идя шагом, отдыхали, не утомил я тебя рассказами про настоящее свое житье-бытье, про сельские хлопоты, хозяйство и, наконец, про пламенную любовь свою к  деревенской соседке, молодой вдовушке?!

(смеются)

ХОЗЯЙКА. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

ХОЗЯИН. Веселья вам да радости!

ХОЗЯИН. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

ХОЗЯЙКА. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому-сказку, кому-правду, кому-песенку.

Хозяин:

На станице говорили, 
         что я парень не простой.
Девки по пятам ходили, 
         приглашали на постой.
А теперь хожу, вздыхая, 
         за казачкой, словно тень...
Я нечаянно влюбился – 
         вот такая канитель.

У неё глаза бездонны, 
         утонул я невзначай.
Позови меня казачка, 
         да с улыбкою встречай.
Если ты меня полюбишь – 
         атаманом стану я.
Только мне в ответ смеётся 
         ненаглядная моя:

Хозяйка:

 Ты сначала атаманом стань, 
         любезный мой дружок,
И тогда ко мне поближе 
         будешь на один шажок.
Да на деле, а не в пляске 
         свою удаль покажи.
Атамана не словами – 
         верой-правдой заслужи!

Хозяин:

Называют на станице 
         меня парнем не простым.
Из-за чёрных глаз казачки 
         быть мне долго холостым.
Атаман у нас серьёзный – 
         до него сто лет расти. 
Ох, прощай, моя казачка, 
         и за всё меня прости.
Не печалься, и как звали, 
         ты меня не поминай.
Но тебя любить я буду, 
         как и прежде – так и знай.
Чтобы не пропала удаль
         и головушка моя,
Уезжаю завтра утром 
         за далёкие моря.

Хозяйка:

Но казачка улыбнулась, 
         алой зорькой расцвела,
Да лебёдушкою белою 
         навстречу поплыла.
– Для чего за море ехать, 
         атаман любимый мой?
Любо-дорого в станице 
         на луну смотреть со мной.
Если верным атаманом 
         станешь для меня одной,
Будешь называть любимой, 
         ненаглядной и родной,
Будем жить в любви, согласье, 
         чтить родительский завет,
То для нас одним мгновеньем 
         пролетят сто двадцать лет.

Сцена 2.

Парень:  Многое повидал Хопёр. История его с историей Дона – кормильца связана. Никто не спрашивал прибывших сюда, кто они, откуда. Требовалось только одно: чтобы пришелец стал казаком по существу, т.е. всегда быть готовым к защите этих земель. Пришельцев манили на Хопер привольные земли, отсутствие крепостной кабалы, барщины, свободное отправление старой веры с правом ношения бороды. И сам Батюшка Хопер! И где бы небыли казаки, в каких дальних краях не служили, они всегда с грустью и тоской вспоминали родную сторонку.

(песня «Здравствуй,Хопёр»)

- Река Хопёр, её красивые берега и репутация самой чистой реки Европы всегда манили людей. Увы, но сегодня Хопёр тоже в чёрном списке.

- Все чаще местное население с тревогой говорит о ее загрязнении и обмелении.

-  На протяжении последних нескольких лет специалисты Саратовского областного гидрометеорологического центра отмечают повышенное содержание в реке нефтепродуктов.

              - Мелеет река не только из-за жары и смены климата, но и с легкой руки предпринимателей, чьи фермы и сельскохозяйственные предприятия неконтролируемо сбрасывают в реку отходы.

               - Но, и конечно, мы сами наносим ущерб Хопру.

Девушка:

Величальная песнь Хопру
Старик Хопёр для блага земляков.
Связал узлом двенадцать родников,
И, ложе прорубая на века,
Рванулась вдаль красавица – река.
Навек осело в памяти реки,
Как здесь Круги чинили казаки.
Как с первым зубом сына – огольца
Казак сажал верхом на жеребца.
Хопёр – река петляет сквозь века,
И заживляет раны казака,
Но, коль заплачут заводи реки,
Поднимет вновь на ворога клинки.
Мы в добрый час сказать Хопру «Люблю»
Придём к реке с поклоном «на Илью»,
Подарим гимны щедрые свои
От сердца вам, хопёрские струи:
«Лети, Хопёр, наш озаряя край,
По берегам расти зелёный рай.
Лети, Хопёр, и силы умножай,
Неси на Дон поклон издалека.
А Дон – твой дом на вечные века».

Чтобы навредить – и одной руки много,

чтоб добро творить – и двух мало!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знать, чтобы помнить! «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»

Разработка Единого Всекубанского классного часа «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!» в 10-11 классах. Форма классного часа: презентация фото-летописи «Помнить, забыть нельзя»  с просмот...

«Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить». (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).

Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. Урок затрагивает очень непростую тему - отношение современной молодёжи к проблеме репрессий....

Презентация Помните! Через века, через года – помните!

Данная презентация может быть использована для классного часа о ВОв или на уроках литературы при изучении произведений о Великой Отечественной войне....

Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»

Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»...

Презентация "Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай..."

В презентации представлены фотографии Махунова Семена Петровича, отца мужа, дедушки моих сыновей, которого они не видели, но подвиг которого восстанавуливают по крупицам. Вся семья была потрясена архи...

Покуда сердца стучатся,— помните! Какою ценой завоевано счастье,— пожалуйста, помните!

Моим внукам посвящается.Я хочу вам, мои внуки Руслан и Юля, рассказать о человеке, с которым мне в жизни не довелось встретиться. Это мой дед Гамов Федор Федорович. Добровольцем он ушел в далеком 42 н...

С.А.Диденко. Программа «Помнить - значит жить, а жить - значит помнить».

Трудно представить себе лучший метод воспитания,чем тот, который открыт и проверен опытом веков;он может быть выражен в двух положениях:гимнастика для тела и музыка для души...ПлатонПриоритетной целью...