Краткосрочная программа по краеведению "Интереснее пешком" для учащихся 9-11 лет
рабочая программа (5 класс)
Эта краткосрочная краеведческая программа ставит своей целью познакомить юных жителей Петербурга с историческими ансамблями Московского района -площадью Московские ворота, площадью Победы и Московской площадью. Каждый из ансамблей отражает определенное время в истории нашего города, позволяет поговорить с ребятами не только о самих достопримечательностях, которые образуют ансамбль, но и представить героев того времени, когда сформировался ансакмбль. Программа "Интереснее пешком" направлена на развитие практической ориентации в городском пространстве, на формирование умения пользоваться инфраструктурой города; формирование собственного взгляда и личной позиции по отношению к окружающему миру и истории города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Краткосрочная программа по краеведению для учащихся 9-11 лет | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества
Московского района Санкт-Петербурга
Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Интереснее-пешком»
Возраст учащихся: 10-12 лет
Срок реализации: 1 неделя
Разработчик:
Чернышева О. И., педагог-организатор, педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Программа «Интереснее пешком» направлена на развитие у школьников интереса к изучению своей малой родины-Московского района и имеет туристско-краеведческую направленность. Название программы связано с замечательной книгой стихов Майи Борисовой о Петербурге для детей, которая носит одноименное название.
Актуальность программы обусловлена необходимостью сохранения и возрождения традиций петербургской культуры.
В программе общеобразовательной школы недостаточно внимания уделяется изучению истории и культуры Санкт-Петербурга, поэтому особенно важным представляется дать маленьким жителям Петербурга возможность через систему дополнительного образования познакомиться с его культурным наследием, со своим родным районом. дает его жителям безграничные возможности не только для образования, но и для духовного становления и воспитания.
Отличительная особенность программы заключается в личностном осмыслении учащимися событий истории родного города как событий собственной истории.
Программа разработана в соответствии с современными требованиями и следующими документами:
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16);
- Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы "Петербургские перспективы". Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 16.01.2020 №105-р
Адресат программы: учащиеся 5-6 классов, интересующиеся краеведением и стремящиеся расширить свой кругозор.
Цель программы: создание условий для воспитания личности юных петербуржцев через изучение истории и культуры Санкт-Петербурга.
Задачи:
Развивающие:
-Развитие познавательных интересов детей.
-Развитие когнитивной сферы ребенка: художественно-эстетического восприятия, творческого воображения.
-Развитие активного словаря ребенка, умения рассказывать о городе. Проявлять собственное отношение к событиям и фактам из жизни города.
-Развитие умений устанавливать связи между историческими событиями.
-Развитие умений замечать необычное, интересное
-Развитие у детей интереса к изучению истории и культуре родного края;
Обучающие:
-Формирование у учащихся представления о городе как среде обитания горожан.
-Формирование у учащихся понятия «Культурная столица» через раскрытие значения культурных и архитектурных объектов, как памятников истории и культуры.
-Формирование у учащихся способности к обобщению и систематизации знаний о городе, уметь устанавливать причинно-следственные связи.
-Формирование у учащихся потребности в самостоятельном поиске информации по истории и культуре Санкт-Петербурга.
-Формирование нравственно-этических норм поведения в городе.
Воспитательные:
-Воспитание любви к родному городу и бережного отношения к традициям и культурному наследию Санкт-Петербурга.
-Воспитание чувства сопричастности к жизни города.
-Воспитание культуры общения и культуры поведения.
Условия реализации программы
Объем и срок реализации: продолжительность образовательного процесса – 6 часов в течение одной недели.
Условия набора и формирования групп: формирование групп (до 10 человек) происходит по заявлению родителей до начала каникул.
Формы организации деятельности: в зависимости от задач, стоящих перед педагогом на занятии, выбирается адекватная форма деятельности с учащимися (работа в мини-группах либо индивидуальная).
Формы и методы занятий, используемые при реализации программы: эвристическая беседа, экскурсии, занятия-игры и другие.
Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся три раза в неделю по 2 академических часа в каждом занятии в пространстве Московского района.
Кадровое обеспечение: занятия проводит педагог дополнительного образования отдела гуманитарных программ и социокультурного проектирования, имеющий профильное образование.
Материально-техническое оснащение: смартфон с возможностью выхода в сеть интернет, карты Санкт-Петербурга.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
∙ осознание чувства причастности к истории своей Родины
∙ чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой
∙эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Метапредметные результаты:
∙ адекватно воспринимать оценку педагога;
∙вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
∙в сотрудничестве с педагогом ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
∙ составлять план решения учебной проблемы совместно с педагогом;
∙ пользоваться интернет-ресурсами
∙ строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
∙ выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
∙ быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
Предметные результаты:
∙ Находить информацию о городе, используя краеведческие интернет-ресурсы
∙ Работать с картой, обобщать, ориентироваться по карте Петербурга;
∙Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также со знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Раздел 1. Презентация программы. Техника безопасности. | 0.5 | 0.3 | 0.2 | Беседа |
2. | Раздел 2. Площадь Московские ворота | 1.5 | 0.5 | 1.0 | Педагогическое наблюдение |
3. | Раздел 3. Московская площадь | 2 | 0.5 | 1.5 | Диагностическая игра |
4. | Раздел 4. Площадь Победы | 1.5 | 0.5 | 1.0 | Викторина |
5. | Раздел 5. Подведение итогов | 0.5 | 0 | 0.5 | Анкетирование (Google-форма) |
Всего | 6 | 1.8 | 4.2 |
Календарный учебный график
к программе «Интереснее пешком»
на 2021 - 2022 учебный год
ФИО педагога | Год | № | Дата начала | Дата окончания обучения | Всего | Кол-во | Режим занятий |
Чернышева Ольга Ивановна | 1 | 101 | 6.06 | 8.08 | 1 | 6 | 3 раза в неделю |
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества
Московского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Интереснее пешком»
Содержание программы
1. Презентация программы.
2. Техника безопасности.
3. Тема. Площадь Московские ворота.
Теория.
Допетербургское прошлое территории. Старая Новгородская дорога. Ближняя Рогатка. Лиговский канал. Топонимика Московского проспекта: Царскосельский, Забалканский, Международный, Сталина проспект. Московские ворота. «Скороход», вагоностроительный завод. Сегодняшний день территории (район современной застройки).
Практика.
Обследование территории вокруг площади Московские ворота: нанесение на карту -схему памятного знака Московская застава, верстового столба «5 верста», памятника Милорадовичу, Заставной пожарной части, Лиговского проспекта, богадельни имени Чубыкина, здания ветеринарной лаборатории. Разгадывание ребусов и создание кроссворда «Ближняя Рогатка», поиск объекта по его детали.
4. Тема. Московская площадь
Теория. План переноса центра Ленинграда в южном направлении 30-х г.г.20 века. Дом Советов. 1941 -1944 гг. учебное минное поле, наблюдательный пункт командующего ленинградским фронтом Л. А. Говорова. Формирование ансамбля Московской площади в 70-х годах 20 века. Фонтанный комплекс.
Практика.
Обследование территории вокруг Дома Совета: изучение барельефа и архитектурного убранства Дома Советов. Отыскание «следов войны» вокруг Дома Советов. Сравнение нынешнего ансамбля площади с изображенным на фотографиях 30-х, 40-х, 50-х, 70-х гг. Игра «найди лишнее», «петербургская арифметика», «ассоциации», «крокодил».
5. Тема. Площадь Победы
Теория. История территории с 17 века. Средняя Рогатка. Среднерогатский путевой дворец у четырех рук». Немецкая Среднерогатская колония. Верстовые столбы и фонтаны Пулковского водовода. Формирование ансамбля площади в 70-х годах 20 века. Монумент героическим защитникам Ленинграда. Пулковский парк.
Практика.
Обследование территории вокруг площади Победы. Игра-ориентирование «У четырех рук». Составление схемы территории, нанесение на нее главных объектов: Монумента героическим защитникам Ленинграда, гостиницы «Пулковская», РНИИ «Электронстандарт», зданий Московского универмага, 22-этажные дома. Минута молчания у скульптурной группы «Блокада» Монумента героическим защитникам Ленинграда.
6. Подведение итогов.
Календарно-тематическое планирование
Программа: «Интереснее пешком»
Год обучения: 1 год обучения
Группа(ы):101
Педагог дополнительного образования: Чернышева О.И.
Условия реализации программы
Условия реализация ДООП | Условия реализации РП-КТП | ||||
Срок реализации ДООП | 1 неделя | Год обучения по рабочей программе | 1 | ||
Возраст обучающихся по ДООП | 10-12 лет | Возраст обучающихся в текущем году | 10-12 | ||
Количество часов в году в соответствии с учебным планом на реализуемый год обучения (все варианты по ДООП) | 6 | Количество часов в текущем учебном году | 6 | ||
Режим занятий на реализуемый год обучения в соответствии с ДООП (все варианты) | 3 раза в неделю | Режим занятий текущего года обучения | 3 раза в неделю |
Распределение часов по разделам
Обозначения разделов | Название разделов | Количество часов по РП_КТП |
Р1. | Презентация программы. Техника безопасности | 0.5 |
Р2. | Площадь Московские ворота | 1.5 |
Р3. | Московская площадь | 2 |
Р4. | Площадь Победы | 1.5 |
Р5. | Подведение итогов | 0.5 |
Календарно-тематическое планирование по датам
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов по программе | Кол-во часов по факту | Даты занятий |
1 | Презентация программы Техника безопасности | 0.5 | 6.06 | |
2 | Площадь Московские ворота | 1.5 | 6.06 | |
3 | Московская площадь | 2 | 7.06 | |
4 | Площадь Победы | 1.5 | 8.06 | |
5 | Подведение итогов | 0.5 | 8.06 | |
Всего: | 6 |
Оценочные и методические материалы
к программе «Интереснее пешком»
Методическое обеспечение
№ п\п | Раздел программы | Форма проведения занятий | Приемы, методы, технологии организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение | Форма подведения итогов |
1. | Презентация программы Техника безопасности | беседа | Рассказ педагога, эвристическая беседа | Инструкции по ТБ, журнал по ТБ, персональный компьютер | опрос |
2. | Площадь Московские ворота | Экскурсия-игра | Работа с картой, эвристическая беседа, репродуктивно-творческая технология, проблемно-поисковая технология, информационная технология | Карта района (бумажная), яндекс-карта в смартфоне педагога, контурная карта-схема территории, ребусы, исторические фотографии, цветные карандаши | Педагогическое наблюдение |
3. | Московская площадь | Познавательная игра | Игровая технология, работа с картой, составление карты-схемы, проблемно-поисковая технология, информационная технология | Карта района (бумажная), яндекс-карта в смартфоне педагога, исторические фотографии, контурная карта-схема территории, цветные карандаши | Диагностическая игра |
4. | Площадь Победы | Занятие-игра | Технология развивающего обучения, игровая технология, информационная технология | Карта района (бумажная), яндекс-карта в смартфоне педагога, исторические фотографии, контурная карта-схема территории, цветные карандаши | Викторина |
5. | Подведение итогов | Беседа, тестирование | Проведение Google-тестирования по итогам прохождения программы | ПК или смартфон | анкетирование |
Информационные источники
Список литературы
- Московский район. События. Судьбы. Воспоминания. Под редакцией Л. Я. Лурье. СПб, 2017.-356 с.
- «Про Московские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге. 1838-2018. Издательство «Красный матрос», 2018г, 250 с.
- «Ленинградский Дом Советов. Архитектурные конкурсы 1930-х годов. Каталог. «-СПб.:ГМИ СПб, 2006 г..-108с.
- И.Грабарь «Петербургская архитектура в 18-19 веках» Спб, Лениздат, 1994
- Б.К. Пукинский Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов , СПб, «Норинт», 1998г.
Интернет-источники
- Сайт, посвященный Московскому району «моймосковский.рф»
http://xn--b1ambccbkbqcb8ad.xn--p1ai/
- Мобильное приложение по Московскому району https://apps.apple.com/ru/app/id1569795532
- Топонимический портал Санкт-Петербурга https://toponimika.spb.ru/
- Московские ворота https://www.citywalls.ru/house8145.html?s=6ft0so0ir19rj3unst6dtff107
- Музей истории Санкт-Петербурга. Филиал «Монумент героическим защитникам Ленинграда» https://www.spbmuseum.ru/themuseum/museum_complex/monument_lenigrad/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа краткосрочного элективного курса предпрофильной подготовки учащихся (9 класс) "Окислительно-восстановительные реакции"
Рабочая программа для занятий по химии на уроках предпрофильной подготовки в 9 классе....
Программа краткосрочного элективного курса предпрофильной подготовки учащихся (9 класс) "Вода - как много тайн хранит она"
Рабочая программа для занятий на уроках предпрофильной подготовки по химии в 9 классе....
Программа краткосрочного элективного курса предпрофильной подготовки учащихся (9 класс) "Химические элементы - путешественники"
Рабочая программа элективного курса для занятий на уроках предпрофильной подготовки в 9 классе....
Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»
Основная цель курса – формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:· Фо...
Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»
Основная цель курса – формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:· Фо...
Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»
Основная цель курса – формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:· Фо...
Краткосрочная программа классного часа в 6 классе Игра «Наш адрес - Россия!»
Цели классного часа: прививать обучающимся гражданское чувство ответственности, патриотизма; расширить знания о России, ее быте, культуре, истории, обрядах, кругозоре детей; развивать творческие спосо...