Роль концертмейстера в реализации музыкальных программ с выраженным этнографическим компонентом. Личный опыт.
статья
В данной статье отражена роль концертмейстера в жизни коллектива, занимающегося традиционной музыкальной культурой. Мой личный опыт позволяет сделать вывод, что функция концертмейстера не сводится только к механической работе аккомпаниатора, а имеет более широкую интерпретацию. Концертмейстер совмещает в себе множество ролей, является неотъемлемой частью учебного процесса. Выступая в творческом тандеме с педагогом, концертмейстер при этом не утрачивает своей самостоятельности как творческая единица, активно влияющая на процесс освоения программы.
В статье затронуты следующие темы;
1. Направления работы концертмейтера.
2. Специфика работы концертмейстера с этнографическим материалом.
3. Необходимость участия концертмейстера в подготовке и проведении конкурсов, смотров, фестивалей.
4. Участие концертмейстера в проведении праздников годового обрядового круга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_kontsertmeytera._artemenko_ga.docx | 23.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Роль концертмейстера в реализации музыкальных программ с выраженным этнографическим компонентом. Личный опыт.
В фольклорном коллективе концертмейстер является неоспоримо важной фигурой, ближайшим соратником руководителя, а в детском фольклорном коллективе эта роль основополагающая. Искусство концертмейстера требует высокого музыкального мастерства, знаний основ традиционной музыкальной культуры, основ этнографии и умения передать свои знания подрастающему поколению.
За мою профессиональную деятельность я совершил более 30 фольклорно-этнографических экспедиций по южным регионам нашей страны. Накопленные знания и исполнительский опыт позволяют мне максимально точно и достоверно воспроизвести традиции гармонной игры разных регионов России и познакомить своих учеников с их особенностями.
Областью моих научных интересов является изучение традиционных гармонных наигрышей в их исконном этнографическом звучании.
В рамках образовательного процесса учащиеся приобщаются к сокровищнице русской нематериальной культуры, развивают музыкальный слух, чувство ритма, учатся уважительному отношению к истории своей страны.
Занятия в объединение «Детский фольклор» и «Школа русской традиционной культуры «ГОРНИЦА» - это сложный многосоставной процесс, рассмотрев который, с точки зрения направлений педагогической работы, можно выделить три основных направления:
- педагогическое (непосредственное участие в учебном процессе) концертмейстеру необходимо создать у обучающегося точный художественный образ народной песни, пляски, научить верному, этнографически достоверному воспроизведению материала;
- творческое (индивидуальная работа над репертуаром) подбор аккомпанемента в соответствии со знанием специфики исполнительского материала, особенностей каждого исполнителя;
- воспитательное (подготовка к конкурсам) помощь в организации поездок на конкурсы и т. д.
Основной целью моей работы, как концертмейстера, является передача этнографически достоверного варианта традиционной пляски либо песни так, как это было зафиксировано в ходе экспедиционной работы, без искажений.
Для успешного освоения материала важно передать региональные особенности исходного материала, соблюсти баланс между бытовым исполнением и сценическим, научить понимать глубинный смысл исполняемого материала и не превратить традиционную песню или пляску в обычный концертный номер.
Каждое занятие включает в себя несколько блоков:
непосредственно учебный процесс;
подготовку к фестивалям и конкурсам;
подготовку к проведению традиционных праздников согласно календарному циклу (Рождество, Сретенье, Пасха и т.д.)
Основываясь на собственном опыте изучения традиционной пляски и данных, полученных мной в этнографических экспедициях, можно предположить, что роль концертмейстера на занятиях по традиционной культуре перекликается с образом гармониста на традиционной деревенской вечерке.
Во время проведения занятий мы стараемся приблизиться к традиционному способу изучению пляски.
Основными особенностями изучения пляски в свете традиционной культуры становятся:
- Непрерывный диалог танцора и музыканта. Умение вести общение в ходе пляски нарабатывается с исполнительским опытом, если нет взаимодействия между гармонистом и исполнителем, то пляска становится просто набором хореографических элементов. Многое в традиционной пляске зависит от гармониста, своей игрой он может как разжечь, раззадорить плясунов, так и погасить, задавить танцора. Именно от гармониста зависит насколько органично и правильно будет танцор плясать.
- О взаимоотношениях танцора и гармониста можно судить по частушкам, бытовавшим в народной среде.
Мужской вариант:
Гармонист, гармонист,
Давай с тобой спориться.
Ты играть, а я плясать.
Кто быстрей умориться.
Женский вариант:
Гармонист, гармонист.
Не смотри глазами вниз.
Смотри прямо на меня.
Завлекать буду тебя.
- Присутствует соревновательный момент. Соревнование гармониста и танцора – традиционное противостояние, где непременно нужно выяснить кто кого переиграет или перепляшет. Гармонист в ходе одной пляски может сменить наигрыш, ускорить или замедлить его, а пляшущий должен своевременно уловить перемены в музыке. Такие взаимоотношения предают пляске особую живость и самобытность, а также, вырабатывают у обучающихся чувство ритма, темпа и умение быстро реагировать на их смену.
- Обогащается музыкальный словарь воспитанников. Изучая различные региональные традиции и присущие им наигрыши дети учатся определять принадлежность той или иной пляски, песни к местной локальной традиции. Осваивая локальные особенности исполнения, дети знакомятся со всем многообразием фольклорного наследия своей страны. Чем богаче и разнообразнее учебный материал, осваиваемый на занятиях, тем интереснее и активнее развитие воспитанников в музыкальном плане.
Во время проведения занятий по традиционной культуре я стараюсь дать возможность ученикам прикоснуться к своим корням, ощутить духовную связь поколений.
Помимо аккомпаниаторского сопровождения учебного процесса, я также являюсь постоянным концертмейстером фольклорного ансамбля «Горница», который уже третий раз удостаивается звания «Образцовый детский коллектив».
Ансамбль ведет активную концертную деятельность, выступает на ведущих концертных площадках города, является призером и дипломантом региональных и всероссийских конкурсов.
Важной частью жизни ансамбля является участие воспитанников в фестивалях и конкурсах, а также процесс подготовки к ним. Для успешного выступления на мероприятиях необходимо присутствие концертмейстера, непосредственно участвовавшего в работе над концертными номерами.
Успешное выступление складывается из множества факторов:
- общий настрой,
- достаточная подготовленность номера,
- мотивация и конечно же участие в номере «своего» концертмейстера.
Выделю основные особенности данного утверждения:
- Психологический комфорт выступающего обеспечивает концертмейстер. Для ребенка очень важно во время выступления на сцене чувствовать поддержку знакомого человека, понимать, что в такую напряженную минуту он не один, поймать ободряющий взгляд. Педагог не всегда может присутствовать на сцене вместе с выступающим, и здесь на первый план выходит концертмейстер, сопровождающий концертный номер.
•Ученики привыкают к определенной манере игры, чувствуют себя на сцене уверенно и раскованно. У каждого исполнителя «своя» манера игры на музыкальном инструменте, а у гармониста исполняющего народную музыку тем более. Разные гармонисты сыграют один и тот же традиционный наигрыш по-разному, но для успешного выступления ученикам необходимо чтобы наигрыш звучал привычно, так как на репетиции.
• Концертмейстер, занимаясь с учениками, отмечает их особенности и учитывает их в своей работе. Каждый ребенок уникален, и изучая один и тот же танец один исполнитель будет замедлять темп, а другой торопиться. Зная особенности каждого ученика есть возможность «помочь» исполнителю выступить наиболее удачно. Концертмейстер может замедлить или ускорить темп, играть тише, если исполнитель тихо поет или выделить сильную долю в ритме если того требует танец.
Подводя итог можно говорить о том, что роль концертмейстера в жизни коллектива, занимающегося традиционной музыкальной культурой, не сводится только к механической работе аккомпаниатора. Концертмейстер совмещает в себе множество функций, является неотъемлемой частью учебного процесса. Выступая в творческом тандеме с педагогом, концертмейстер при этом не утрачивает своей самостоятельности как творческая единица, активно влияющая на процесс освоения программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»
В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...
Роль концертмейстера на уроках хореографии.
Искусство танца без музыки существовать не может. Задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений. Особенностью концертмейстерской деятельности является ее...
РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В РАБОТЕ С КАМЕРНЫМ ОРКЕСТРОМ И СВОДНЫМ ХОРОМ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВ
РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В РАБОТЕ С КАМЕРНЫМ ОРКЕСТРОМ И СВОДНЫМ ХОРОМ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВРабота концертмейстера занимает значительное место в повседневной профессиональной деятельности пианиста....
«Роль концертмейстера (баяниста) в работе с детским фольклорным ансамблем».
Этот материал представляет собой методические рекомендации для работы концертмейстера с фольклорным ансамблем. В материале говорится об особенностях подбора аккомпанемента на...
Роль концертмейстера дополнительного образования в формировании толерантности посредствам творческого потенциала образовательной программы
Высшим результатом образования является терпимость.Хелен Келлер, американская писательница ХХ в....
Опыт реализации образовательных программ музыкально-эстетической направленности в практике педагога дополнительного образования
В статье обосновывается роль дополнительного музыкального образования в процессе формирования личности обучающихся, указаны задачи общеразвивающих программ дополнительного обра...
Роль концертмейстера в сохранении традиций музыкально-исполнительского искусства в современном обществе
Доклад "Роль концертмейстера в сохранении традиций музыкально-исполнительского искусства в современном обществе"...
- Мне нравится (1)