Психологический комфорт на занятиях как условии развития, устойчивой к стрессам личности
материал
Предварительный просмотр:
Психологический комфорт на занятиях как условии развития,
устойчивой к стрессам, личности.
Сегодня я хочу поговорить с вами о психологическом комфорте на занятиях как условии развития, устойчивой к стрессам, личности.
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.
Создание эмоционального комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, либ , становится пассивным, замкнутым, отстраненным.
Уважаемые коллеги, а теперь я предлагаю вам расшифровать слово «комфорт», где каждая буква будет ассоциироваться с любым понятием, связанным с комфортом
К – красочный, креативный
О – оптимизм
М – мудрый, мягкий
Ф – фееричный, фантастичный
О – общение, обаяние
Р – радостный, родной, радужный
Т – творчество, темпераментный
Вот именно такими и должны быть наши занятия.
Эмоционально-психологический климат в коллективе - это преобладающий в группе эмоциональный настрой, общее психическое состояние детского коллектива, непосредственными компонентами которого являются: общая эмоциональная атмосфера; преобладающее настроение; уровень активности детей. В создании эмоционально-психологического комфорта на занятии большая роль отводится педагогу.
Прежде всего, педагог должен обладать специфическим качеством педагога — педагогическим тактом. Без педагогического такта невозможно полноценное общение с детьми. С этим качеством связано чувство меры.
К.Д.Ушинский писал, что в классе должны царствовать серьёзность, допускающая шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма.
Проявление такта педагогом предполагает педагогическую интуицию, т. е. быстрое понимание главного в личности конкретного ребенка и ситуации, создавшейся в кружке. Обладающий интуицией педагог не выглядит слабым и наивным, его трудно обмануть, что вызывает уважение детей.
Работая с детьми, педагогу необходимо соблюдать следующие условия: объективно оценивать учащихся; уважительно вести диалог с детьми; воспитывать добротой. Не допустимо: унижать личность, проявлять личную неприязнь к учащемуся, допускать бестактность, оскорблять, говорить повышенным тоном.
Поддерживать ребенка - значит верить в него. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей ребенка, его положительных сторон.
Для того чтобы поддержать ребенка, необходимо:
опираться на сильные стороны ребенка;
не подчеркивать его промахи, а подчеркивать временный характер его неудач;
научить ребенка оптимизму;
принимать индивидуальность ребенка;
предоставлять больше самостоятельности;
вносить юмор в отношения с учащимся.
В работе педагогу следует придерживаться правил лечебной психологии:
относится с глубоким уважением к личности ребенка;
уметь видеть душу в глазах ребёнка;
никогда не высмеивать, не злится, не кричать;
быть терпеливым;
повышать самооценку учащихся;
быть в хорошем настроении и чаще улыбаться;
добиваться доверия учащихся;
беречь здоровье учащихся и своё тоже.
Я считаю, что для создания психологического климата необходимы методы, которые отражают уважение человеческого достоинства ребенка, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно.
На своих занятиях я использую формы обращения к учащимся:
1) Деловая форма обращения (приглашение к деловым отношениям): “Сейчас, ребята, мы с вами займемся делом, общим для всех и очень нужным для каждого, но сначала договоримся, как будем работать, хорошо?”, “Кто может предложить другое?”.
2) Личностно-доверительное обращение: “Я уверена, что вы это для меня сделаете, ведь это вам совсем не трудно”; “Ты мог бы помочь мне во многом, и я тебе буду благодарна, если исполнишь мою просьбу” и т.п. Особенно такая форма обращения полезна в общении с детьми 10 -12 лет, когда у них выражена потребность сотрудничать с взрослыми на равных, а при таком обращении подчеркивается их взрослость, так как к ним обращаются за помощью.
3) Эмоционально-личностное обращение: “У меня ребята был сегодня тяжелый день, и вы устали – побережем друг друга” или “я знаю у вас сегодня была контрольная, как справились, трудная?...”Таким путем устанавливается взаимное понимание, бережное отношение друг к другу, а дети постигают разные формы обращения к другому человеку. Главное здесь – зафиксировать общие переживания всех детей и показать, что присоединяешься к ним.
В целях положительного эмоционального настроя, снятия напряжения, стимулирования интереса к изучаемому материалу можно использовать разнообразные фильмы, слайды, книги – всё то, что оживляет общение на занятии, вызывает удивление, притягивает внимание.
(рассказать о проблеме отсутствия оборудования)
В заключении своего доклада я хочу вспомнить старую притчу
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать на наших занятиях такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».
Чаще улыбайтесь своим ученикам;
Обращайся к детям по имени;
Не бойся перехвалить;
Умейте слушать;
И помните, терпение + любовь + понимание залог психологического комфорта на занятиях.
Всего вам хорошего
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности
В отечественной психологии проблема взаимодействия педагога и учащихся интенсивно разрабатывалась в русле теории общения. Однако вопрос влияния п...
Создание психологического комфорта на уроке как условие развития личности
Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему. Наиболее активны в общении с учителями ученики начальных классов. Э...
Выступление на методическом совете«Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника»
Ничему меня не научит ТО, что тычет, талдычит и жучит... Урок — зона психологического комфорта. ...
«Психологический комфорт на уроках как условие развития личности ребёнка»
Создание психологического комфорта на уроках способствует повышению качества образования и развитию личности ребёнка...
Семинар для педагогов: "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка"
Семинар для педагогов "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка" проводится с целью сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на урок...
«Психологический комфорт на уроках как условие развития личности ребёнка»
Психологический комфорт на уроках...
Психологический комфорт в школе как условие развитие личности обучающихся. Анализ психологической комфортности обучающихся в школе.
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему стан...