Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа танцевальной студии " Созвездие"
рабочая программа

Марсадолова Наталья Александровна

Программа внеурочной деятельности по хореографии в коррекционной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sozvezdie_19-20_litsenziyan.docx538.02 КБ

Предварительный просмотр:

D:\пфдо\ДОПЫ 2019-20\переделанные мной\обложки программы\Марсадолова НА.jpg

Содержание

Пояснительная записка

3

Модуль №1

9

Календарно- тематический план.  Младшая группа

13

Планируемые результаты. Младшая группа

19

Модуль №2

20

Календарно- тематический план. Средняя  группа

25

Планируемые результаты. Средняя группа

30

Модуль №3

31

Календарно-тематический план. Старшая группа

36

Планируемые результаты. Старшая группа

45

Методические материалы

48

Приложение

51


Пояснительная записка

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественного направления«Созвездие» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; на основе методического пособия Л.Н. Буйловой «Технология разработки и оценки качества ДООП»[1].

Данная программа является модифицированной, составлена на основе программ по  хореографии (сборник «Программы общеобразовательных школ (классов) с хореографическим направлением» под редакцией О.А.Петрошевича – Национальный институт образования 2005г. – 40%), а также методики Е.В.Горшковой « От жеста к жесту» (по развитию у детей  творчества в танце) -  10%; Программа по танцам для детей с ОВЗ г.Ижморка- 2014г. – 30%). применима для детей 8-18 лет специальных коррекционных образовательных учреждений и рассчитана на три года обучения.

Направленность программы.

Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка с ОВЗ, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей, на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.

Актуальность и новизна программы.

В данной программе танец рассматривается как средство преодоления трудностей, связанных с ограничениями здоровья.

Для детей с нарушениями интеллектуального развития очень значимой является эмоциональная окраска танца, возможность совместных общих сильных переживаний. Они начинают активно общаться с партнерами, произносят звуки и слоги, которые от них редко можно услышать, переживают радостное волнение, часто помогают и поправляют друг друга в отдельных движениях.

Выполняя музыкально - ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.

Перед педагогом стоит сложная задача: нужно, с одной стороны, создать для ребенка развивающую среду, а с другой - помочь ему научиться адекватно вести себя в ней, несмотря на постоянное изменение ситуации. Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка. Танцы создают эмоциональное равновесие в группе: собирают, успокаивают детей, облегчают переход от одного занятия к другому.

Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные танцам, способствуют общему развитию, исправлению недостатков физического развития, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

  Дети с нарушениями общения, в отличие от остальных, обычно пропускают в своем развитии очень важный этап обучения через подражание. В результате занятий танцами такие дети начинают подражать действиям других людей, что создает новые возможности для их обучения.

    У детей с познавательными проблемами на фоне положительного эмоционального подкрепления формируется моторная и зрительно-моторная координация, развиваются пространственные представления, двигательная память, серийная организация действий.

Педагогическая целесообразность.

Педагогическая целесообразность данной программы в том, что позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, способствует формированию  творческих и физических качеств, пробуждение интереса детей с ОВЗ к новой деятельности в области танцевального и музыкально искусства. Освоив данную программу, ребенок получит возможность использовать танец как средство расслабления, преодоления эмоционального напряжения, приобретет опыт общения со сверстниками. Возможность попасть в «ситуацию успеха», преодолеть трудности поможет в дальнейшем жизненном самоопределении.

Адресат программы.

Данная программа разработана в соответствии с основным положением Федерального государственного образовательного стандарта дополнительного образования и ориентирована для групповой работы с детьми с ОВЗ.

Дети с ОВЗ – особые дети. Им необходима поддержка и помощь, у такого ребёнка обострённая потребность во внимании и доброжелательности в основе общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети ОВЗ испытывают дефицит общения с окружающими, вызывающий общую задержку в усвоении ребёнком общественного опыта, трудности адаптации таких людей в общество. Они отличаются незрелостью  форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, склонность к тормозным реакциям, слабость концентрации внимания и памяти, замедленность переключения психических процессов, пассивность, нарушения речи. Для детей характерны поздние сроки становления сенсорных функций. Типична недостаточная обобщенность восприятия, нечеткость образов, представлений. Часть детей имеет малую дифференцированность эмоциональных реакций, их неадекватность. Общая моторика недоразвита, дети неловки в навыках самообслуживания, для них характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания. Художественно-эстетическая деятельность  обучающихся с ОВЗ в системе дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченные возможности  здоровья (ОВЗ). В самом деле, обучение и воспитания такого ребенка во многом затрудняется по причине того, что с ранних лет он воспринимает окружающий мир в большей степени как агрессивную, враждебную среду, что порождает его стремление «спрятаться», уйти в сторону. Преодолеть такую «защиту» даже опытному педагогу бывает крайне непросто.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. 

Программа «Созвездие» направлена на создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов, оказание помощи в укреплении физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей, всестороннего воспитания, на основе организации разнообразной творческой деятельности.

Цель: Формирование стартовых, базовых умений и навыков, основ хореографии у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Задачи:

- формировать познавательный интерес к хореографическому искусству;

- способствовать формированию устойчивого интереса к виду деятельности;

- развивать элементарные  двигательные навыки, координацию   движений, музыкальный  слух, чувства ритма, память,  внимание;

- развивать артистические, эмоциональные качества у детей, способность  к творческому самовыражению;

- учить правилам общения в совместной деятельности;

- формировать положительные качества характера: обязательность, трудолюбие, доброту, уважение к коллективу (партнеру), стремление к взаимопомощи;

- формировать устойчивую мотивацию к самовыражению, как на сцене, так и в жизни путем стимулирования творческой активности;

- приобщать детей с ОВЗ к здоровому образу жизни.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы:
  • формирование умений работать по словесной инструкции;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;
  • коррекция отклонений в интеллектуальном развитии;
  • помочь самовыражению через занятия танцевальной деятельностью.

Отличительные особенности:

Данная образовательная программа рассчитана на детей с ОВЗ, не имеющих жестких противопоказаний  для занятий танцами.

Формы и режим занятий.

Формы организации занятий: групповые

Для занятий танцами школа имеет необходимые ресурсы: просторное помещение, с деревянными полами, оборудованное специальными станками и зеркалами.

Танцевальная студия объединяет 3 возрастные группы: младшая, средняя и старшая.  

Программа рассчитана на 612 часов в год.

Младшая группа 1-3 классы 153 часа в год, в неделю 4,5 часа, в каникулярные дни занятия не проводятся. Группа делится на 2 подгруппы, занятия проводятся по 1 часу 4раза в неделю в каждой подгруппе, 0,5 часа в неделю сводное занятие для группы по 40 минут, с перерывом 10 минут.

Средняя группа 4,5,6 классы также делится на две подгруппы, занятия проводятся по 1 часу 4раза в неделю в каждой подгруппе, 0,5 часа в неделю сводное занятие для группы,  по 40 минут, с перерывом 10 минут (на группу 4,5 часа в неделю, в год 153 часа, в каникулярное время занятия не проводятся).

Старшая группа7-9 классы занятия проводятся  по 2 часа 4 раза в неделю , 1 час в неделю сводное занятие для группы,  по 40 минут, с перерывом 10 минут (на группу 9 часов в неделю, в год 306 часов, в каникулярное время занятия не проводятся).

Каждое занятие начинается и заканчивается 2-х – 3-х минутной релаксацией (в начале занятия, - настрой на урок, в конце, - снятие нагрузки).

Календарно-учебный график на 2019-2020 учебный год.

Младшая

 группа 1

Младшая

группа 2

Средняя

 группа 1

Средняя

группа 2

Старшая

группа  

понедельник

13.00-13.40

13.00-13.40

13.50-14.30

14.40-15.20

15.30-16.10

16.20-17.00

вторник

12.30.-13.10

13.20-14.00

14.00-14.40

14.50-15.30

15.40-16.20

16.30-17.10

среда

12.30.-13.10

13.20-14.00

14.00-14.40

14.50-15.30

15.40-16.20

16.30-17.10

четверг

13.00.-13.30

13.40-14.20

14.20-15.00

15.10-15.50

16.00-16.40

пятница

13.00-13.40

13.50-14.30

14.40-15.20

14.40-15.20

15.30-16.00

16.10-16.50

Формирование групп происходит после диагностики стартовых танцевальных способностей детей, в соответствии с уровнем способностей и возрастными особенностями.

Так как занятия проводятся с детьми с ОВЗ, то первоначально педагог собирает информацию у медицинского работника о противопоказаниях для занятий.

Формы итоговой аттестации

Для текущего и промежуточного контроля знаний учащихся по итогам изучения каждой темы проводятся показательные выступления, творческие отчёты. Также предусмотрена входная, промежуточная и итоговая диагностика.

Входная и итоговая аттестация (Приложение 1,2)

Возрастная группа

Начало учебного года

Конец первого полугодия

Конец учебного года

Дата проведения

Форма

аттестации

Дата проведения

Форма

аттестации

Дата проведения

Форма аттестации

Младшая группа

28.08.-05.09.

Входная диагностика

24.12.

Мониторинг промежуточных результатов

28.05.-31.05.

Итоговая диагностика

Средняя группа

28.08.-05.09.

Входная диагностика

25.12.

Мониторинг промежуточных результатов

28.05.-31.05.

Итоговая диагностика

Старшая группа

28.08.-05.09.

Входная диагностика

26.12.

Мониторинг промежуточных результатов

28.05.-31.05.

Итоговая диагностика

План воспитательной работы объединения

Мероприятие

Срок

1

Размещение текущей информации о жизнедеятельности коллектива на сайте школы

еженедельно

2

Размещение информации об отчетных концертах, мероприятиях на сайте школы

Раз в четверть

3

Проведение родительских собраний

Раз в четверть

4

Индивидуальные консультации с родителями

Четверг, пятница в 16-40

5

Диагностика

В начале, конце учебного года

6

Мониторинг промежуточных результатов

Раз в полугодие

Модуль 1. Младшая возрастная группа.

Цель: Формирование представлений о хореографическом искусстве, основ танцевальной культуры.

Задачи:

- Формировать познавательный интерес к танцевальной культуре.

- Расширить информированность в области хореографии.

- Познакомить с элементарными понятиями танцевальных движений.

- Учить правилам общения в совместной деятельности.

Учебно-тематический план

№ п\п

Содержание и виды работы

младшей  группы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Организационное занятие

1

1

Первичная диагностика

2.

Учебно-тренировочная деятельность

1.Азбука музыкальных движений

30

4

26

Тематический контроль

2.Элементы классического танца

20

4

16

Участие к праздничных концертах

Мониторинг промежуточных результатов

3.Элементы народного танца

30

4

26

Участие в фольклорных праздниках

Тематический контроль

4.Элементы эстрадного танца

30

4

26

Тематический контроль

3.

Специальная танцевально-художественная программа:

Постановочная работа

14

2

12

Репетиционная работа

26

4

22

Итоговое занятие

2

2

Итоговая диагностика

Отчетный концерт

Всего часов в год

153

23

130

Содержание изучаемого курса

  Организационное занятие (1 час.)

    Техника безопасности. Цели и задачи, содержание и форма занятий в кружке. Расписание занятий (количество часов, время занятий). Внешний вид и форма одежды для занятий для девочек и мальчиков (туфли, репетиционный костюм, прически). Беседа с родителями о целях и задачах, составление перспективного плана.

 Организация групп по возрастам, знакомство с вновь пришедшими учениками. Выбор родительского комитета. Первичная диагностика.

Азбука музыкального движения (30 час.)

Теория (4час.)

Мелодия и движение. Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры. Контрастная музыка: быстрая – медленная, весёлая – грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота вправо и влево. Такт и затакт.

Практические занятия (26 час.)

Музыкальная структура движения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево. Пространственные упражнения: повороты на месте (строевые), продвижение на углах, с прыжком (вправо, влево). Фигурная маршировка с перестроениями: из колонны в шеренгу и обратно; из одного круга в два и обратно; продвижения по кругу (внешнему и внутреннему), звездочка, конверт (по 5-6 человек на углах и в центре круга в шеренгу). Танцевальные шаги (с носка на пятку) с фигурной маршировкой. Танцевальные шаги в образах, например: оленя, журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птички и др. Дирижерский жест на 2/4, 4/4, 3/. Выделение сильной доли.         

Элементы классического танца (20 час.)

 Теория (4час.)

     Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции и положения ног и рук.

Практические занятия (16 час.)

Упражнения у станка. Постановка корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку, со второго полугодия – держась за станок одной рукой). Позиции ног – 1, 2, 3,5. Позиции рук – подготовительная 1, 2, 3 (разучивается на середине, при неполной выворотности ног, затем держась одной рукой, стоя боком к станку. (Деми плие, батман тандю, демирон де жамб пар тер, сюрле ку де пье, батман фраппе, батман релеве лян на 45º). Партерная гимнастика.

 Элементы народноготанца (30 час.)

 Теория (4час.)

Особенности народных  движений. Характерные положения рук в сольном, групповом танце, в хороводах, рисунки хороводов.

Практические занятия (26 час.)

     Русский танец. Позиции рук – 1, 2, 3 – на талии. Шаги танцевальные, с носка: простой шаг вперед; переменный шаг вперед. Притоп – удар всей стопой; шаг с притопом в сторону; тройной притоп. Припадание на месте с продвижением в сторону; поднявшись на полупальцы поставленной назад ногой. «Ковырялочка». Подготовка к присядке . Хлопушки. Вращение на подскоках по 1/4 круга.

     Элементы белорусского народного танца. Ход в полуприседании, проскальзывание на одной ноге на низкихполупальцах с одновременным подъемом другой согнутой ноги в прямом положении, с тремя последующими переступаниями на месте, с передвижением вперед, назад с поворотом. Притопы в полуприседании. Присядка мальчика.

  Элементы эстрадного танца (30час.) 

Теория (4час.)

     Особенности эстрадного танца. Поклоны, позы, шаги. Эстрадные костюмы и прически, манера движений персонажей.

Практические занятия (26 час.)

   Позиции рук, ног. Разминочный тренаж. Ритмико- гимнастические упражнения. Прыжки и вращения по диагонали. Волны и изгибы. 

 Итоговое занятие (2часа.)

     Открытое занятие для родителей. Отчетный концерт.

Итоговая диагностика.

Постановочная деятельность 14 часов

      Исследование творческих запросов и возможностей исполнителей.Посещение концертов с последующим анализом просмотренного. Привлечение старших ребят для показа движений данных номеров, разучивание этих движений. Различные перестроения. Ходы и выходы.

Репетиционная деятельность 26 часов

Упражнения на перестроения в соответствии с установленным постановкой рисунком, свободные перемещения на заданные рисунки (круг, линия, колонна, полукруг). Соблюдение интервалов и ровности. Поэтапное разучивание комбинаций в методической раскладке по элементам. Последующее соединение выученного материала воедино. Понятие чистоты исполнения. Надо научить ребят слышать замечания педагога - репетитора. Прослушивание и разбор музыкального материала используемого в номерах. Разъяснение необходимой связи движения с музыкальным оформлением. Беседы о роли костюма в хореографической постановке, о внешнем облике, как одной из составляющих цельного художественного образа. Первоначальное формирование навыков выразительности, эмоциональная подготовка к первому выходу на сцену. Выявление учащихся с природной выразительностью. Просмотр и разбор видеоматериалов.


Календарный учебный график. Младшая возрастная группа.

1 четверть (36 ч.)

месяц

число

Кол-во часов

Тема занятия, форма проведения

Форма контроля

примечание

Организационное занятие 1 ч

Сентябрь

1

Техника безопасности.  Построение.

Входной контроль

Первичная диагностика

Азбука музыкальных движений 30ч

2

Мелодия и движение.

Темп (быстро, медленно, умеренно).

Текущий контроль

1

Прослушивание народных мелодий. Хороводный шаг.

Текущий контроль

2

Хороводный и приставной шаг.

Текущий контроль

1

Музыкальные размеры. Теория.

Тематический контроль

2

Фигурная маршировка с перестроением.

Текущий контроль

1

Продвижения по кругу.

Текущий контроль

2

Перестроения по линиям.  ДО-ЗА-ДО.

Текущий контроль

2

Движения по кругу, с поворотом.

Текущий контроль

4

Перестроения в рисунках ( круг, звездочка, змейка).

Текущий контроль

Октябрь

2

Движения на ускорение и замедление.

Текущий контроль

2

Повороты на месте, вокруг себя.

Текущий контроль

3

Перестроение в рисунки с соблюдением дистанций.

Текущий контроль

2

Движения в колонке с различной вариацией рук.

Текущий контроль

1

Правила перестроения из одних рисунков в другие. Теория.

Тематический контроль

3

Упражнения в партере на расслабление.

Текущий контроль

Постановочная работа 5 ч

2

Свободное перемещение на заданные рисунки.

Текущий контроль

1

Прослушивание и разбор музыкального материала.

Текущий контроль

2

Постановка танцевальной композиции .

Младшая группа 2 четверть (36ч)

Месяц

дата

Кол-во часов

Тема занятия, форма проведения

Формы контроля

примечание

Элементы классического танца 20 ч

Ноябрь

3

Прослушивание классической музыки. Теория классического танца.

Текущий контроль

1

Постановка корпуса. Позиции ног, рук. Теория.

Тематический контроль

1

Постановка корпуса. Позиции ног, рук. Практика.

Текущий контроль

1

 Партерная гимнастика для стоп и спины.

Текущий контроль

1

Демиплие, батман тандю.

Текущий контроль

1

1 пор де бра.  Партерная гимнастика.

Текущий контроль

1

Прыжки по 1.6 позиции.

Текущий контроль

1

 Упражнения на выворотность ног, гибкость суставов.

Текущий контроль

1

Релеве  с демиплие.

Текущий контроль

1

 Упражнения для стоп в партере.

Текущий контроль

2

Постановка корпуса на середине в 1,3, 5 позиции.

Текущий контроль

1

Партерная гимнастика на укрепление спины.

Текущий контроль

1

Постановка  на середине по 5 позиции.

Текущий контроль

1

2 пор де бра. Работа с руками.

Текущий контроль

1

Упражнения у станка. Растяжки с опорой и в партере.

Текущий контроль

Декабрь

1

1, 2 пор де бра.  Шаг польки по диагонали.

Текущий контроль

1

Партерная гимнастика. Разминочный тренаж по кругу.

Тематический контроль

Репетиционная работа  12 часов

2

Поэтапное разучивание комбинаций танца.

Текущий контроль

2

Отработка движений по кругу.

Текущий контроль

2

Отработка движений в линиях.

Текущий контроль

2

Последовательное соединение выученных комбинаций.

Текущий контроль

2

Последовательное соединение выученных комбинаций.

Мониторинг промежуточных результатов

2

Классический танец

Открытый урок

Постановочная работа 4 часа

2

Выходы, переходы по линиям. Перестроения по группам.

Текущий контроль

2

Полька в парах. Подскоки в парах и с поворотами

Текущий контроль

Младшая группа 3 четверть (45 часов)

Месяц

дата

Кол-во часов

Тема занятия, форма проведения

Формы контроля

примечание

Элементы народного танца 30 ч

Январь

4

История Русского народного танца.   Теоретический курс

Тематический контроль

1

Шаг с носка: простой, переменный.

Текущий контроль

2

Притоп- удар всей стопой.

Текущий контроль

1

Шаг на носок поворот по 6 позиции.

Текущий контроль

Февраль

2

Ковырялочка. Хлопушки.

Текущий контроль

2

Вращения на подскоках по 1.4 круга.

Текущий контроль

2

Приставные шаги с работой плеч, руки на поясе. Гармошка.

Текущий контроль

1

Хлопушки. Притопы в полуприседании.

Текущий контроль

2

Повороты по 6 позиции на полупальцах.

Текущий контроль

1

 Притопы с продвижением вперед, в сторону.

Текущий контроль

2

 Прыжки с поджатыми ногами.

Текущий контроль

1

Приставной шаг с приседанием в сторону.

Текущий контроль

2

Ковырялочка с  тройным притопом.

Тематический контроль

2

Шаг с притопом.

Текущий контроль

2

Переступания. Хлопки на ускорение.

Текущий контроль

Март

1

Упражнения для рук с накидками.

Текущий контроль

2

Присядка для мальчиков. Повороты по диагонали.

Тематический контроль

Постановочная работа 5 часов

2

 Перестроения по группам. Переходы по линиям.

Текущий контроль

1

Движения по кругу, сцепленными руками в корзиночку.

Текущий контроль

2

 Разводка танцевальных рисунков.

Текущий контроль

Репетиционная деятельность 10 часов

2

Работа над актерским исполнением. Теоретический курс.

Текущий контроль

1

Отработка движений танца по рисунку.

Текущий контроль

1

Упражнения на перестроения в соответствии с установленным рисунком.

Текущий контроль

1

Отработка движений в линиях. Отработка элементов.

Текущий контроль

2

Последующее соединение танцевального материала воедино.

Текущий контроль

1

Соединение композиции танца.

Текущий контроль

1

Сводная репетиция групп.

Тематический контроль

1

Народный танец

Открытое занятие

Младшая группа 4 четверть (36 ч)

Месяц

дата

Кол-во часов

Тема занятия, форма проведения

Форма контроля

примечание

Элементы эстрадного танца 30 ч

Апрель

4

Эстрадный танец. История танца.

Тематический Контроль

4

Повороты на месте и с продвижением.

Текущий контроль

2

По диагонали махи, прыжки, подскоки.

Текущий контроль

2

Волны. Не выворотные позиции.

Текущий контроль

2

Разминка по кругу. Партер для укрепления спины.

Текущий контроль

2

Упражнения со скакалкой (прыжки, перескоки, вращения, броски).

Текущий контроль

2

Шаг, притоп, поворот..

Текущий контроль

Май

2

Прыжки по диагонали. Махи ногами руки в стороны.

Текущий контроль

2

Растяжки и прогибы в партере

Текущий контроль

2

Упражнения с предметом (скакалка, мяч).

Текущий контроль

2

Комбинация на прыжках в хип-хоп

Текущий контроль

1

Закрепление прыжковой комбинации.

Текущий контроль

1

Вариации движений с руками.

Текущий контроль

2

Ритмико–гимнастические упражнения.

Текущий контроль

Репетиционная деятельность 4 часа

2

Разбор отчетного концерта. Теория выступлений.

Тематический контроль

2

Работа над образом Отработка четкости исполнения.

Текущий контроль

Итоговое занятие 2 часа

Итоговая диагностика

2

Отчетный концерт

Планируемые результаты

         Данный курс ориентирован на формирование гармонически развитой личности средствами курса по хореографии «Созвездие».

На начальном этапе обучения дети получают основные знания о хореографическом искусстве, общие знания о народном и классическом танце, изучают позиции рук и ног, осваивают постановку корпуса и головы. Постигают азы искусства танца.

К концу первого года обучения ученики будут знать:

-историю возникновения танца;

-азы классического, народного и эстрадного танцев;

-позиции рук и ног;

-постановку корпуса и головы.

Будут уметь:

-выполнять движения с помощью педагога;

-исполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением;

-красиво и правильно стоять по линиям и держать круг.

Личностные результаты

Учащиеся:

 - будут знать о роли хореографии в жизни человека.

- участвовать в художественных событиях школы

- будут демонстрировать понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

Метапредметные результаты.

Учащиеся научатся:

- наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их;          

- передавать свои впечатления в устной форме, с помощью жестов.

Предметные результаты.

Учащиеся научатся:

- понимать роль хореографии в жизни человека;

- смогут различать лирические, эпические, драматические образы в танце;

- определять по характерным признакам хореографических композиций к соответствующему танцевальному направлению и стилю- танец классический, народный, эстрадный, современный;

- эмоционально воспринимать и оценивать танец;

Формы итоговой аттестации

Для текущего и промежуточного контроля знаний учащихся по итогам изучения каждой темы проводятся показательные выступления, творческие отчёты. Также предусмотрена входная, промежуточная и итоговая диагностика.

Формы подведения итогов

Формой подведения итогов является участие детей с ОВЗ в различных  школьных, городских и краевых концертах, конкурсах и фестивалях.

Модуль 2. Средняя возрастная группа.

Цель: Формирование базовых умений и навыков хореографического искусства.

Задачи:

- Способствовать формированию устойчивого интереса к хореографии, как искусству.

- Расширить спектр специальных знаний  в области танцевальной культуры.

-Сформировать знания в области танцевальных элементов;

- Обогащать знания детей в области понятийного аппарата танцевальных движений.

- Развивать танцевальные данные (выворотности, гибкости, устойчивости и координации)

- Способствовать формированию ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности;

- Побуждать детей к ведению здорового образа жизни.

- Развивать общую физическую подготовку (силы, выносливости, ловкости);

- Развивать коммуникативные умения в совместной деятельности.

Учебно-тематический план        

№ п\п

Содержание и виды работы

младшей  группы

Количество часов

Формы аттестации\контроля

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Организационное занятие

2

2

Первичная диагностика

2.

Учебно-тренировочная деятельность

1.Азбука музыкальных движений

30

4

26

Тематический контроль

2.Элементы классического танца

20

4

16

Участие в праздничных концертах

Промежуточный мониторинг

3.Элементы народного танца

30

4

26

Участие в фольклорных праздниках

4.Элементы эстрадного танца

30

4

26

Тематический контроль

3.

Специальная танцевально-художественная программа:

Постановочная работа

14

2

12

Репетиционная работа

26

4

22

Итоговое занятие

2

2

Итоговая диагностика

Отчетный концерт

Всего часов в год

153

23

130


Содержание изучаемого курса.Средняя возрастная группа

 Организационное занятие (2 час.)

    Техника безопасности. Цели и задачи, содержание и форма занятий в кружке. Расписание занятий (количество часов, время занятий). Внешний вид и форма одежды для занятий для девочек и мальчиков (туфли, репетиционный костюм, прически). Беседа с родителями о целях и задачах, перспективный план.

 Организация групп по возрастам, знакомство с вновь пришедшими учениками. Выбор родительского комитета.

Азбука музыкального движения (30 час.)

Теория (4час.)

        Мелодия и движение. Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры. Контрастная музыка: быстрая – медленная, весёлая – грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота вправо и влево. Такт и затакт.

Практические занятия (26 час.)

           Акцентировка на сильную долю такта в шагах и дирижерском жесте. Музыкальная структура движения: половинный каданс – полный каданс. Вступительные аккорды. Заключительные аккорды. Прослушивание народных мелодий в исполнении оркестров народных инструментов.

   Музыкальная структура движения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево. Пространственные упражнения: повороты на месте (строевые), продвижение на углах, с прыжком (вправо, влево). Фигурная маршировка с перестроениями: из колонны в шеренгу и обратно; из одного круга в два и обратно; продвижения по кругу (внешнему и внутреннему), звездочка, конверт (по 5-6 человек на углах и в центре круга в шеренгу). Танцевальные шаги (с носка на пятку) с фигурной маршировкой. Танцевальные шаги в образах, например: оленя, журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птички и др. Дирижерский жест на 2/4, 4/4, 3/. Выделение сильной доли.

Элементы классического танца (20час.)

 Теория (4 час.)

     Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции и положения ног и рук.

Практические занятия (16 час.)

      Упражнения у станка. Постановка корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку, со второго полугодия – держась за станок одной рукой). Позиции ног – 1, 2, 3. Позиции рук – подготовительная 1, 2, 3 (разучивается на середине, при неполной выворотности ног, затем держась одной рукой, стоя боком к станку.  Партерная гимнастика.

Деми плие в 1,2,3,4,5-й позициях (вначале лицом к станку, позднее боком к станку, держась одной рукой), батман тандю с 1-й позиции, позднее с 5-й позиции в сторону, вперед, позднее назад, демирон де жамб пар тер – вначале лицом к станку, позднее держась за станок одной рукой.

 Элементы народно танца (30 час.)

 Теория (4час.)

     Особенности народных  движений. Характерные положения рук в сольном, групповом танце, в хороводах, рисунки хороводов.

Практические занятия (26 час.)

Подготовка к каблучным движениям. Упражнения на середине. Повторение и закрепление элементов русского и белорусского танцев. Положение рук, положение ног. Положение в групповых танцах в фигурах.  Поклоны – на месте и с движением вперед и назад.  Ходы. Притоп. «Гармошка», «Ковырялочка», «Веревочка».

  Русский танец. Позиции рук – 1, 2, 3 – на талии. Шаги танцевальные, с носка: простой шаг вперед; переменный шаг вперед. Притоп – удар всей стопой; шаг с притопом в сторону; тройной притоп. Припадание на месте с продвижением в сторону; поднявшись на полу пальцы оставленной назад ногой.Подготовка к присядке. Хлопушки. Вращение на подскоках по 1/4 круга.

Ход в полуприседании, проскальзывание на одной ноге на низких полупальцах с одновременным подъемом другой согнутой ноги в прямом положении, с тремя последующими переступаниями на месте, с передвижением вперед, назад с поворотом. Притопы в полуприседании. Присядка мальчика.  

Элементы эстрадного танца (30час.) 

Теория (4 ас.)

     Особенности эстрадного танца. Поклоны, позы, шаги. Эстрадные костюмы и прически, манера движений персонажей.

 Практические занятия (26 час.)

   Позиции рук, ног в джаз - модерне, хип-хопе. Разминочный тренаж. Ритмико- гимнастические упражнения. Прыжки и вращения по диагонали. Волны и изгибы. 

Постановочная деятельность (14 часов)

      Исследование творческих запросов и возможностей исполнителей. Посещение концертов с последующим анализом просмотренного материала. Привлечение старших ребят для показа движений данных номеров, разучивание этих движений. Различные перестроения. Ходы и выходы. Знакомство с чувством ансамбля, точностью и слаженностью действий. Развитие мимики, жестов, общения друг с другом. Понятие качества исполнительских навыков. Развитие пластики, легкости исполнения, силы и грации. Воспитание чувства ответственности и положительного отношения к репетиционному процессу. Подготовка ребят к собранности на сводных репетициях. Концертные выступления - как итог подготовительной репетиционной работы. Просмотр снятых на видео постановок с последующим детальным анализом, как достижений, так и недочетов.

Репетиционная деятельность (26 часов)

Упражнения на перестроения в соответствии с установленным постановкой рисунком, свободные перемещения на заданные рисунки (круг, линия, колонна, полукруг). Работа над техническим совершенствованием движений Соблюдение интервалов и ровности. Поэтапное разучивание комбинаций в методической раскладке по элементам. Последующее соединение выученного материала воедино. Понятие чистоты исполнения. Надо научить ребят слышать замечания педагога - репетитора. Прослушивание и разбор музыкального материала используемого в номерах. Разъяснение необходимой связи движения с музыкальным оформлением. Беседы о роли костюма в хореографической постановке, о внешнем облике, как одной из составляющих цельного художественного образа. Первоначальное формирование навыков выразительности, эмоциональная подготовка к первому выходу на сцену. Выявление учащихся с природной выразительностью. Просмотр и разбор видеоматериалов.

Итоговое занятие (2часа.)

Открытое занятие для родителей. Отчетный концерт.


Календарный учебный график. Средняя возрастная группа.

1 четверть (36 ч.. 4,5 ч. в неделю)

Месяц

дата

Кол-во часов

Тема занятия, форма проведения

Форма контроля

примечание

Организационное занятие 2 ч

Сентябрь

2

Техника безопасности. Построение в зале. Входной мониторинг.

Входная диагностика

Азбука музыкальных движений 30 ч

2

Мелодия и движение. Темп (быстро, медленно, умеренно).

Текущий контроль

1

 Свободные движения под музыку.

Текущий контроль

1

Прослушивание народных мелодий.

Текущий контроль

2

Хороводный и приставной шаг.

Текущий контроль

2

Музыкальные размеры. Контрастная музыка:

Текущий контроль

2

Фигурная маршировка с перестроением.

Текущий контроль

1

Продвижения по кругу. Разминка по кругу.

Текущий контроль

2

Перестроения по линиям.  ДО-ЗА-ДО.

Текущий контроль

2

Движения по кругу, с поворотом.

Текущий контроль

Октябрь

2

Перестроения в рисунках (круг, звездочка, змейка)

Текущий контроль

2

Движения на ускорение и замедление.

Текущий контроль

2

Повороты на месте, вокруг себя.

Текущий контроль

2

Перестроение в рисунки с соблюдением дистанций.

Текущий контроль

2

Движения в колонке с различной вариацией рук.

Текущий контроль

2

Правила  перестроения из одних рисунков в другие.

Тематический контроль

1

Ритмические упражнения на середине.

Текущий контроль

2

Упражнения в партере на расслабление.

Текущий контроль

Постановочная  деятельность 2 часов

1

Выходы и заходы, перестроение в линиях.

Текущий контроль

1

Переходы в круги и полукруг.

Текущий контроль

Репетиционная деятельность 2 ч

Текущий контроль

1

Соблюдение интервалов и ровности.

Отработка движений.

Текущий контроль

1

Соединение изученного материала воедино.

Открытое занятие

Средняя группа 2 четверть (36 часов)

Месяц

дата

Кол-во часов

Тема занятия, форма проведения

примечание

Классический танец 20 часов

Ноябрь

4

Прослушивание классической музыки. Теория классического танца.

Тематический контроль

1

Постановка корпуса. Позиции ног, рук

Текущий контроль

1

Демиплие, батман тандю, релеве. 1 пор де бра.  

Текущий контроль

1

Прыжки по 1.6 позиции

Текущий контроль

1

Релеве  с демиплие.

Текущий контроль

1

Упражнения на выворотность ног, гибкость суставов.

Текущий контроль

1

Постановка корпуса на середине в 1,3, 5 позиции.

Текущий контроль

1

Упражнения с опорой.  релеве, гранд батман.

Текущий контроль

1

Прыжки по 1.2.6 позиции.        

Текущий контроль

1

Партерная гимнастика.1 пор де бра.

Текущий контроль

1

Прыжки на середине зала по1,2 ,5,6 позициям

Текущий контроль

1

Постановка  на середине по 5 позиции.

Текущий контроль

1

2 пор де бра. Работа с руками.

Текущий контроль

1

1, 2 пор де бра.  Шаг польки по диагонали.

Текущий контроль

1

Скользящий шаг па шассе.

Текущий контроль

Декабрь

1

Жете, фрапе у станка

Текущий контроль

1

Гран батман, адажио у станка

Тематический контроль

Постановочная работа 5 ч

2

Свободное перемещение на заданные рисунки.

Текущий контроль

1

Прослушивание и разбор музыкального материала используемого в номере.

Тематический контроль

2

Постановка танцевальной композиции .

Текущий контроль

Репетиционная работа 11 часов

2

Поэтапное разучивание комбинаций для танца.

Текущий контроль

2

Отработка движений по кругу.

Текущий контроль

1

Отработка движений в линиях.

Текущий контроль

2

Последующее соединение выученных комбинаций.

Текущий контроль

2

Отработка чистоты исполнения.

Открытое занятие

2

Отработка эмоционального восприятия.

Промежуточный мониторинг

Средняя  группа 3 четверть 45 часов

Месяц

дата

Кол-во часов

Тема занятия, форма проведения

Формы контроля

примечание

Элементы народного танца 30 часов

Январь

4

История Русского народного танца.  Позиции рук, ног.

Тематический контроль

1

Русский танец. Позиции рук, ног.

Текущий контроль

1

Шаг с носка : простой, переменный.

Текущий контроль

1

Тройной притоп.

Текущий контроль

1

Шаг на носок поворот по 6 позиции.

Текущий контроль

Февраль

2

Ковырялочка. Хлопушки.

Текущий контроль

2

Вращения на подскоках. Присядка для мальчиков.

Текущий контроль

2

Приставные шаги с работой плеч, руки на поясе.

Текущий контроль

1

Гармошка. Плие, батман тандю по 6 позиции.

Текущий контроль

1

Припадание на месте с продвижением в сторону.

Текущий контроль

1

Хлопушки. Притопы в полуприседании.

Текущий контроль

1

Повороты  на месте и по диагонали.

Текущий контроль

1

Притопы с продвижением вперед, в сторону.

Текущий контроль

1

Вращения на подскоках  по 1.4 круга.

Текущий контроль

1

Прыжки с поджатыми ногами.

Текущий контроль

1

Притоп – удар всей стопой; шаг с притопом в сторону.

Текущий контроль

1

Вращение на подскоках по  кругу.

Текущий контроль

1

Упражнения для рук с накидками.

Текущий контроль

1

Переходы по линиям с притопами.

Текущий контроль

1

Приставные  шаги на высоких полупальцах, с подниманием рук.

Текущий контроль

1

Переступания  с тройным притопом из затакта.

Текущий контроль

Март

1

Хлопки на ускорение.

Текущий контроль

1

Притопы в полуприседание.

Текущий контроль

1

Перескоки в парах.

Текущий контроль

Постановочная работа 5 часов

2

Выходы, переходы по линиям.

Текущий контроль

2

Разводка танцевальных рисунков.

Текущий контроль

1

Работа над образом.

Тематический контроль

Репетиционная деятельность 10 часов

1

Упражнения на перестроения в соответствии с установленным рисунком

Тематический контроль

1

Соблюдение интервалов и ровностей в танце.

Текущий контроль

1

Поэтапное соединение движений.

Текущий контроль

2

Галопы в парах с поворотом.

Текущий контроль

1

Отработка движений танца по рисунку.

Текущий контроль

1

Последовательное соединение танцевального материала воедино.

Текущий контроль

1

Работа над актерским исполнением.

Теоретический курс.

Текущий контроль

2

Соединение композиции танца.

Открытое занятие

Средняя возрастная группа 4 четверть 36 часов

Месяц

дата

Кол-во часов

Тема занятия, форма проведения

Форма контроля

примечание

Элементы эстрадного танца 30 часов

Апрель

4

Понятие эстрадного танца. Современные танцевальные течения.

Тематический контроль

2

Разминочный тренаж.

 По диагонали махи, прыжки, подскоки.

Текущий контроль

2

Волны. Не выворотные позиции.

Текущий контроль

2

Упражнения со скакалкой ( прыжки, перескоки, вращения, броски).

Текущий контроль

2

Плие, тандю по 2,6 невыворотной позиции.

Текущий контроль

2

Ритмико- гимнастические упражнения.

Текущий контроль

2

Повороты на месте и с продвижением.

Текущий контроль

2

Повороты с хлопками, с выбрасыванием рук вверх, в стороны.

Текущий контроль

Май

2

Подскоки, бег на носках, галопы в повороте на 2.4.

Текущий контроль

2

Прыжки, махи, колеса, повороты по диагонали.

Текущий контроль

2

Растяжки и прогибы в партере

Текущий контроль

2

Акробатические элементы.

Текущий контроль

2

Прыжковые комбинации.

Текущий контроль

2

Различные вариации прыжков со  скакалкой.

Текущий контроль

Постановочная деятельность 2 часов

1

Отработка движения в парах.  

Текущий контроль

1

Голопы в парах и с поворотами.

Текущий контроль

Репетиционная деятельность 3часа

1

 Отработка элементов танца, четкости исполнения.

Текущий контроль

1

Отработка движений танца по рисунку.

Текущий контроль

1

Работа над актерским исполнением.

Тематический контроль

Итоговое занятие 2 часа

Итоговая диагностика

2

Отчетный концерт

Планируемые результаты.

На втором этапе обучения вводятся усложнённые элементы народного, классического, эстрадного танца. Идёт углубленное изучение историко-бытовых танцев. Продолжается работа над постановкой корпуса, положением рук, выворотностью ног в позициях.

К концу второго года обучения ученики будут знать:

-технику исполнения движений народного, классического, эстрадного танца;

Будут уметь:

-исполнять усложнённые элементы разного вида танцев;

-исполнять композиции танцев.

Планируемые результаты

Личностные результаты

Учащиеся научатся:

 - высказывать личностно-оценочные суждения о роли хореографии в жизни человека.

- смогут решать творческие задачи, участвовать в художественных событиях школы

 - будут демонстрировать творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в танцевально-эстетической жизни класса, школы(музыкальные вечера, концерты)

- будут демонстрировать понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

Метапредметные результаты.

Учащиеся научатся:

- наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их;          

 - выявлять особенности взаимодействия хореографии с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр и др.)

-- передавать свои впечатления в устной форме, в виде танцевальных движений.

Предметные результаты.

Учащиеся научатся:

- понимать роль хореографии в жизни человека;

- различать лирические , эпические, драматические образы в танце;

- определять по характерным признакам хореографических композиций к соответствующему танцевальному направлению и стилю- танец классический, народный, эстрадный, современный;

- эмоционально воспринимать и оценивать танец;

- понимать специфику хореографического языка;

 - получать представление о средствах танцевальной выразительности ; - исполнять народный танец, изученные классические танцевальные комбинации,

Формы итоговой аттестации

Для текущего и промежуточного контроля знаний учащихся по итогам изучения каждой темы проводятся показательные выступления, творческие отчёты. Также предусмотрена входная, промежуточная и итоговая диагностика.

Формы подведения итогов

Формой подведения итогов является участие детей с ОВЗ в различных  школьных, городских и краевых концертах, конкурсах и фестивалях.

Модуль 3. Старшая возрастная группа.

Цель: Формирование базовых умений и навыков хореографического искусства.

Задачи:

- Способствовать формированию устойчивого интереса к хореографии, как искусству.

- Расширить спектр специальных знаний  в области танцевальной культуры.

 -Сформировать знания в области танцевальных элементов;

- Обогащать знания детей в области понятийного аппарата танцевальных движений.

- Развивать танцевальные данные (выворотность, гибкость, устойчивость и координацию)

- Способствовать формированию ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности;

- Побуждать детей к ведению здорового образа жизни.

- Развивать общую физическую подготовку (силы, выносливости, ловкости);

- Развивать коммуникативные умения в совместной деятельности.

Учебно-тематический план        

№ п\п

Содержание и виды работы младшей  группы

Количество часов

Формы аттестации, контроля.

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Организационное занятие

2

1

1

Первичная диагностика

2.

Учебно-тренировочная деятельность

1.Азбука музыкальных движений

55

5

50

Тематический контроль

2.Элементы классического танца

55

4

51

Участие к праздничных концертах

Мониторинг промежуточных результатов

3.Элементы народного танца

60

4

56

Участие в фольклорных праздниках

4.Элементы эстрадного танца

55

4

51

Тематический контроль

3.

Специальная танцевально-художественная программа:

Постановочная работа

35

2

33

Репетиционная работа

42

4

38

Итоговое занятие

2

2

Итоговая диагностика

Отчетный концерт

Всего часов в год

306

23

130

Содержание изучаемого курса. Старшаявозрастная группа

  Организационное занятие (2 час.)

    Техника безопасности. Цели и задачи, содержание и форма занятий в кружке. Расписание занятий (количество часов, время занятий). Внешний вид и форма одежды для занятий для девочек и мальчиков (туфли, репетиционный костюм, прически). Беседа с родителями о целях и задачах, перспективный план.

 Организация групп по возрастам, знакомство с вновь пришедшими учениками. Выбор родительского комитета.

Азбука музыкального движения (55 час.)         

Теория (5час.)

Темповые обозначения: адажио – медленно, виво – живо,  ленто – протяжно, ларго – широко, анданте – не спеша, аллегро – скоро, бодро – применительно к практическому материалу по классическому, народному и историко-бытовому танцу.

Музыкальные размеры. Контрастная музыка: быстрая – медленная, весёлая – грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота вправо и влево. Такт и затакт.

Практические занятия (50 час.)

           Акцентировка на сильную долю такта в шагах и дирижерском жесте. Музыкальная структура движения: половинный каданс – полный каданс. Вступительные аккорды. Заключительные аккорды. Прослушивание народных мелодий в исполнении оркестров народных инструментов.

   Музыкальная структура движения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево. Пространственные упражнения: повороты на месте (строевые), продвижение на углах, с прыжком (вправо, влево). Фигурная маршировка с перестроениями: из колонны в шеренгу и обратно; из одного круга в два и обратно; продвижения по кругу (внешнему и внутреннему), звездочка, конверт (по 5-6 человек на углах и в центре круга в шеренгу). Танцевальные шаги (с носка на пятку) с фигурной маршировкой. Танцевальные шаги в образах, например: оленя, журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птички и др. Дирижерский жест на 2/4, 4/4, 3/. Выделение сильной доли.

Элементы классического танца (55 часов)

 Теория (4час.)

    Обобщение полученных практических навыков и знаний. Типы координации движения по степени трудности – однонаправленные, разнонаправленные, одновременные (ног, рук), разновременные. Рисунок положений, уровней ног и рук, большие и маленькие позиции рук, позы классического танца. Последовательность и расклад движений на элементы. Типы прыжков (с двух на две, с одной на другую, с двух на одну и с одной на две

Практические занятия (51 час.)

     Исполняются все пройденные элементы движений в различных комбинациях, в более быстром темпе. Упражнения на середине. Исполняются упражнения, изученные у станка, кроме батмана фондю, батмана фраппэ. Перегибы корпусаУпражнения у станка. Постановка корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку, со второго полугодия – держась за станок одной рукой). Позиции ног – 1, 2, 3. Позиции рук – подготовительная 1, 2, 3 (разучивается на середине, при неполной выворотности ног, затем держась одной рукой, стоя боком к станку.  Партерная гимнастика.

Деми плие в 1,2,3,4,5-й позициях (вначале лицом к станку, позднее боком к станку, держась одной рукой), батман тандю с 1-й позиции, позднее с 5-й позиции в сторону, вперед, позднее назад, демирон де жамб пар тер – вначале лицом к станку, позднее держась за станок одной рукой.

 Элементы народно танца (60 час.)

 Теория (4 час.)

     Особенности народных движений. Характерные положения рук в сольном, групповом танце, в хороводах, рисунки хороводов.

Практические занятия (56 час.)

Подготовка к каблучным движениям. Упражнения на середине. Повторение и закрепление элементов русского и белорусского танцев. Положение рук, положение ног. Положение в групповых танцах в фигурах.  Поклоны – на месте и с движением вперед и назад.  Ходы. Притоп. «Гармошка», «Ковырялочка», «Веревочка».

  Русский танец. Позиции рук – 1, 2, 3 – на талии. Шаги танцевальные, с носка: простой шаг вперед; переменный шаг вперед. Притоп – удар всей стопой; шаг с притопом в сторону; тройной притоп. Припадание на месте с продвижением в сторону; поднявшись на полупальцы поставленной назад ногой.. Подготовка к присядке (мужск.). Хлопушки. Вращение на подскоках по 1/4 круга.

Ход в полуприседании, проскальзывание на одной ноге на низких полупальцах с одновременным подъемом другой согнутой ноги в прямом положении, с тремя последующими переступаниями на месте, с передвижением вперед, назад с поворотом. Притопы в полуприседании. Присядка мальчика.  

Элементы эстрадного танца (55час.) 

Теория (4час.)

     Особенности эстрадного танца. Поклоны, позы, шаги. Эстрадные костюмы и прически, манера движений персонажей.

 Практические занятия (51 час.)

   Позиции рук, ног в джаз - модерне, хип-хопе. Разминочный тренаж. Ритмико- гимнастические упражнения. Прыжки и вращения по диагонали. Волны и изгибы. 

 Итоговое занятие (2часа.)

     Открытое занятие для родителей. Отчетный концерт.

Постановочная деятельность 35 часов

      Исследование творческих запросов и возможностей исполнителей. Посещение концертов с последующим анализом просмотренного; использование для детального разбора видеоматериалов. Привлечение старших ребят для показа движений данных номеров, разучивание этих движений. Различные перестроения. Ходы и выходы. Знакомство с чувством ансамбля, точностью и слаженностью действий. Развитие мимики, жестов, общения друг с другом. Понятие качества исполнительских навыков. Развитие танцевальных навыков, пластики, легкости исполнения, силы и грации. Воспитание чувства ответственности и положительного отношения к репетиционному процессу. Подготовка ребят к собранности на сводных репетициях. Концертные выступления - как итог подготовительной репетиционной работы. Просмотр снятых на видео постановок с последующим детальным анализом, как достижений, так и недочетов.

Репетиционная деятельность 42часа

Упражнения на перестроения в соответствии с установленным постановкой рисунком, свободные перемещения на заданные рисунки (круг, линия, колонна, полукруг). Работа над техническим совершенствованием движений Соблюдение интервалов и ровности. Поэтапное разучивание комбинаций в методической раскладке по элементам. Последующее соединение выученного материала воедино. Понятие чистоты исполнения. Надо научить ребят слышать замечания педагога - репетитора. Прослушивание и разбор музыкального материала используемого в номерах. Разъяснение необходимой связи движения с музыкальным оформлением. Беседы о роли костюма в хореографической постановке, о внешнем облике, как одной из составляющих цельного художественного образа. Продолжать формирование навыков выразительности, эмоциональную подготовку к выходу на сцену. Выявление учащихся с природной выразительностью. Просмотр и разбор видеоматериалов


Календарный учебный график. Старшая группа.

1 четверть (72ч)

Месяц

дата

Кол-во часов

Тема занятия, форма проведения

Форма контроля

примечание

Организационное занятие 2 ч

Сентябрь

2

Техника безопасности.  Построение в зале.

Входная диагностика

Азбука музыкальных движений 55ч

2

Мелодия и движение. Темп (быстро, медленно, умеренно).

Тематический контроль

4

Вальсы (быстрые, медленные).

Текущий контроль

1

Прослушивание народных мелодий в исполнении оркестров.

Текущий контроль

4

Хороводный, приставной и скользящий шаг.

Текущий контроль

4

Фигурная маршировка с перестроениями.

Текущий контроль

4

Перестроение из одного рисунка в другой

Текущий контроль

4

Перестроения по линиям.  ДО-ЗА-ДО.

Текущий контроль

4

Движения по кругу, с поворотом.

Текущий контроль

2

Правила перестроения из одних рисунков в другие.

Текущий контроль

4

Правила перестроения из одних рисунков в другие.

Текущий контроль

Октябрь

4

Движения на ускорение и замедление.

Текущий контроль

4

Перестроение в рисунки с соблюдением дистанций.

Текущий контроль

4

Движения в колонке с различной вариацией рук.

Текущий контроль

4

Перестроения в рисунках (круг, звездочка, змейка)

Текущий контроль

2

Ритмические упражнения на середине.

Текущий контроль

4

Упражнения в партере на расслабление

Текущий контроль

2

Выходы и заходы, перестроение в линиях.

Текущий контроль

4

Переходы в круги и полукруг.

Текущий контроль

Репетиционная деятельность 9 ч

2

Соблюдение интервалов и ровности.

Текущий контроль

2

Поэтапное разучивание комбинаций.

Текущий контроль

2

Соединение изученного материала воедино.

Текущий контроль

Открытое занятие

2

Отработка движений.

Тематический контроль

1

Работа над образом.

Текущий контроль

   Старшая группа 2 четверть 72часа

Месяц

дата

Кол-во часов

Тема занятия, форма проведения

Форма контроля

примечание

Элементы классического танца 55 ч

Ноябрь

4

 История классического танца.. Теоретический курс.

Тематический контроль

4

Постановка корпуса.

Текущий контроль

2

Позиции ног, рук. 1,2 пор де бра.

Текущий контроль

2

Партерная гимнастика для стоп и спины.

Текущий контроль

2

Партерная гимнастика. Растяжки.

Текущий контроль

2

 Экзерсиз на середине.

Текущий контроль

2

 Комбинации у станка.

Текущий контроль

2

Партерная гимнастика. Адажио у станка.

Текущий контроль

4

Комбинации прыжков.

Текущий контроль

2

Партерная гимнастика.

Текущий контроль

2

Упражнения на выворотность ног, гибкость суставов.

Текущий контроль

2

Упражнения для стоп в партере.

Текущий контроль

2

Прогибы корпуса у станка.

Текущий контроль

2

Постановка корпуса на середине в 1,3, 5 позиции.

Текущий контроль

Декабрь

4

Упражнения  на середине релеве, гранд батман.

Текущий контроль

4

Прыжки по 1.2.5,6 позиции.        

Текущий контроль

2

Партерная гимнастика на укрепление спины.

Текущий контроль

2

Упражнения на середине, адажио.

Текущий контроль

2

Вращения по диагонали

Текущий контроль

2

Комбинация на гранд батман

Текущий контроль

2

Партерная гимнастика. Растяжки.

Текущий контроль

2

Прыжки на середине зала по1,2 ,5,6 позициям

Текущий контроль

1

Партерная гимнастика на укрепление стоп и ног.

Текущий контроль

Постановочная работа 5 ч

1

Свободное перемещение на заданные рисунки.

Текущий контроль

2

Прослушивание и разбор музыкального материала используемого в номере. Теория.

Тематический контроль

2

Постановка танцевальной композиции.

Текущий контроль

Репетиционная работа 12 часов

2

Поэтапное разучивание комбинаций для танца.

Текущий контроль

1

Отработка движений по кругу.

Текущий контроль

1

Отработка движений в линиях.

Текущий контроль

2

Последующее соединение выученных комбинаций.

Текущий контроль

2

Отработка чистоты исполнения.

Текущий контроль

1

Отработка эмоционального восприятия.

Текущий контроль

1

Последующее соединение выученных комбинаций.

2

Показательные выступления.

Промежуточный мониторинг

Открытое занятие

Старшая  группа 3 четверть (90 ч)

Месяц

дата

Кол-во часов

Тема занятия, форма проведения

Форма контроля

примечание

Элементы народного танца 60 ч

Январь

4

История славянских танцев. Теоретический курс.

Тематический контроль

2

Русский танец. Позиции рук, ног.

Текущий контроль

2

Шаг с носка: простой, переменный.

Текущий контроль

2

Дробный шаг.

Текущий контроль

2

Вращения по диагонали.

Текущий контроль

2

Вращения по кругу. Присядка для мальчиков.

Текущий контроль

2

Припадание на месте с продвижением в сторону.        

Текущий контроль

2

Хлопушки. Притопы в полуприседании.

Текущий контроль

Февраль

2

Повороты по 6 позиции с подниманием руки вверх.

Текущий контроль

2

Притопы с продвижением вперед, в сторону.

Текущий контроль

2

Вращения по диагонали и по кругу.

Текущий контроль

2

Приставные шаги с работой плеч, руки на поясе.

Текущий контроль

2

Прыжки с поджатыми ногами в повороте.

Текущий контроль

2

Переступания  с тройным притопом из затакта.

Текущий контроль

2

Притопы в полуприседание.

Текущий контроль

2

Перескоки в парах.

Текущий контроль

2

Прыжки с поджатыми ногами в повороте.        

Текущий контроль

2

Переходы в сторону с выставлением ноги на пятку.

Текущий контроль

2

Приставной шаг с приседанием в сторону.

Текущий контроль

2

Переходы в сторону с подскоком, с работой рук.

Текущий контроль

2

Дробный шаг.

Текущий контроль

2

Повороты по точкам.

Текущий контроль

2

Шаг с притопом с продвижением в сторону.

Текущий контроль

2

Переступание с пятки на всю ступню с  тройным притопом.

Текущий контроль

2

Притоп – удар всей стопой;

 шаг с притопом в сторону.

Текущий контроль

2

Вращение на ускорение.

Текущий контроль

Март

2

Упражнения для рук с накидками.

Текущий контроль

2

Переходы по линиям с притопами.

Текущий контроль

2

Приставные шаги на высоких полупальцах, с подниманием рук.

Текущий контроль

Постановочная работа 16 часов

2

Новые связки для флешмоба.

Текущий контроль

2

Выходы, переходы по линиям.

Текущий контроль

2

Перестроения по группам.

Текущий контроль

2

Движения по кругу  сцепленными руками в корзиночку.

Текущий контроль

2

Новые комбинации.

Текущий контроль

2

Работа над образом.

Текущий контроль

4

Разводка танцевальных рисунков.

Тематический контроль

Участие к концертной деятельности

Репетиционная деятельность 14 часов

1

Отработка движений танца по рисунку.

Текущий контроль

1

Работа над актерским исполнением.

Текущий контроль

1

Отработка движений в линиях.

Текущий контроль

1

Последующее соединение танцевального материала воедино.

Текущий контроль

1

Соблюдение интервалов и ровностей в танце.

Текущий контроль

1

Упражнения на перестроения в соответствии с установленным рисунком.

Текущий контроль

1

Подскоки в повороте. Отработка комбинаций танца.

Текущий контроль

1

Отработка движений рук.

Текущий контроль

2

Соединение композиции танца.

Текущий контроль

2

Галопы в парах с поворотом.

Текущий контроль

2

Народный танец

Открытое занятие

Старшая  группа 4 четверть (72 ч)

Месяц

дата

Кол-во часов

Тема занятия, форма проведения

Форма контроля

примечание

Элементы эстрадного танца 55 ч

Апрель

4

Современные течения в танцах. Теоретический курс.

1

 По диагонали махи, прыжки, подскоки.

Текущий контроль

2

Волны. Тренаж по не выворотным позиции.        

Текущий контроль

4

Ритмико- гимнастические упражнения.

Текущий контроль

2

Разминка по кругу. Партер для укрепления спины.

Текущий контроль

2

Повороты на месте и с продвижением.

Текущий контроль

2

Упражнения со скакалкой ( прыжки, перескоки, вращения, броски).

Текущий контроль

4

Плие, тандю, жете, ронд по 2,6 невыворотной позиции.

Текущий контроль

2

По диагонали прыжки, переворот, махи.

Текущий контроль

4

Повороты с хлопками.

Текущий контроль

2

Повороты с махом ноги.

Текущий контроль

2

Подскоки, бег на носках.

Текущий контроль

2

Растяжки и прогибы в партере

Текущий контроль

4

Акробатические элементы.

Текущий контроль

Май

4

Ритмические упражнения

Текущий контроль

4

Прыжки по диагонали.

Текущий контроль

2

Прыжки, махи, колеса, повороты по диагонали.

Текущий контроль

4

Ритмико–гимнастические упражнения в партере и на середине.

Текущий контроль

2

Прыжковые комбинации.

Текущий контроль

1

Различные вариации прыжков со  скакалкой.

Тематический контроль

1

Эстрадный танец в современности

Открытое занятие

Постановочная деятельность 8 часов

2

 Подскоки в парах и с поворотами.

Текущий контроль

1

Галопы в парах и с поворотами.

Текущий контроль

1

Работа над образом.

Текущий контроль

4

Разводка танцевальных рисунков.

Текущий контроль

Репетиционная деятельность 5 часов

1

Отработка четкости исполнения.

Текущий контроль

1

Работа над актерским исполнением.

Текущий контроль

1

Соединение композиции танца

Текущий контроль

2

Сводная репетиция групп.

Текущий контроль

2

Отчетный концерт

Итоговая диагностика

концерт

Планируемые результаты.

Третий курс обучения включает в себя закрепление азбуки классического танца. Продолжается изучение и совершенствование русского народного танца, классического танца и эстрадного. К концу третьего года обучения ученики будут  знать:

-основы классического танца;

-основы русского народного танца;

-элементы эстрадного танца;

- Как исполнять движения в портере;

- Знать отличие эстрадного танца от других видов танцев;

Будут уметь:

-исполнять композиции классических танцев;

-исполнять композиции эстрадных танцев;

-исполнять композиции русских народных танцев;

-анализировать свою деятельность.

-Уметь ориентироваться на сценической площадке;

-Исполнять танец синхронно и выразительно.

Личностные результаты

Учащиеся научатся:

 - высказывать личностно-оценочные суждения о роли хореографии в жизни

- решать творческие задачи, участвовать в художественных событиях школы

 -проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в танцевально-эстетической жизни класса, школы

(музыкальные вечера, концерты)

- будут демонстрировать понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

Метапредметные результаты.

Учащиеся научатся:

- наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их;

- выявлять особенности взаимодействия хореографии с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр и др.)

- находить ассоциативные связи между художественными образами в танце и других видов искусства;

- передавать свои впечатления в устной и письменной форме.

Предметные результаты.

Учащиеся научатся:

- понимать роль хореографии в жизни человека;

- различать лирические, эпические, драматические образы в танце;

- определять по характерным признакам хореографических композиций к соответствующему танцевальному направлению и стилю- танец классический, народный, эстрадный, современный;

- эмоционально воспринимать и оценивать танец;

- размышлять о знакомых танцевальных поставочных работах; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; - понимать специфику хореографического языка;

 - получать представление о средствах танцевальной выразительности; - исполнять народный танец, изученные классические танцевальные комбинации,

Формы итоговой аттестации

Для текущего и промежуточного контроля знаний учащихся по итогам изучения каждой темы проводятся показательные выступления, творческие отчёты. Также предусмотрена входная, промежуточная и итоговая диагностика.

Формы подведения итогов

Формой подведения итогов является участие детей с ОВЗ в школьных, городских и краевых концертах, конкурсах и фестивалях.

Методические материалы.

Педагогические методики и технологии

В процессе освоения дополнительной образовательной дисциплины предполагается использование различных видов занятий:

преимущественно направленные на теоретическую подготовку

  • Беседа
  • Объяснение
  • Самостоятельная работа по освоению теории

преимущественно, направленные на практическую подготовку

  • Игры
  • Практический показ
  • Репетиция
  • Импровизационная фантазия

преимущественно, направленные на контроль

  • Концерт
  • Импровизационная фантазия
  • Фестиваль
  • Конкурс

преимущественно, направленные на культурно – досуговую деятельность

  • Праздник
  • Календарные мероприятия

Сочетаются фронтальные, групповые, парные формы обучения.)

Методы обучения.

Словесный:

Объяснение музыкального сопровождения, история рождения танца, обсуждение концертных выступлений.

Наглядный:

Показ упражнений, просмотр видеоматериалов с танцами.

Практический:

Практический метод используется в форме урока, репетиции, постановочная работа, концерт.

Формы подведения итогов реализации программы

1. Открытые занятия 1 раз в год.

2. Концертные программы.

Оценочные материалы

Сроки проведения

 Направленность исследования

Методики исследования

сентябрь - октябрь

Социальная адаптация личности учащихся

Исследование психологического климата в коллективе учащихся: - Анкета «Психологический климат в коллективе» для учащихся 8 - 11 лет. - Анкета «Психологический климат в коллективе» для учащихся 12-16 лет.

декабрь - январь

Профориентация и направленность личности

1.Методика определения мотивации учебной деятельности (Акимова М. Н., Бодягина Н. В.). 2.Методика «ПРОФИЛЬ» (автор Г. Резапкина). 3. Психогеометрия Деллингер

Январь-февраль

Социальная адаптация личности учащихся

Исследование психологического климата в коллективе учащихся: - Анкета «Психологический климат в коллективе» для учащихся 8 - 11 лет. - Анкета «Психологический климат в коллективе» для учащихся 12-16 лет.

апрель - май

Оценка эффективности образовательной программы (удовлетворенность учащихся и родителей в обучении)

1.Анкета «Выявления уровня удовлетворенности для учеников по А.А. Андрееву». 2.Анкета «Выявления уровня удовлетворенности родителей, учащихся по А. А. Андрееву».

Дидактические материалы.

Для освоения дисциплины используется учебно-методический комплекс, включающий:

Нормативно-правовая документация: программа

Средства обучения:

-методические пособия с адаптированным теоретическим и практическим материалом

-задания для самостоятельной внеаудиторной работы

-медиа продукция(видеозаписи, фотографии)

-электронные образовательные ресурсы

Перечень дидактических и методических материалов.

Список литературы для педагога:

  • Барышникова Т. «Азбука хореографии»- «Рольф», М., 2000;
  • Чибрикова А.Е. Ритмика- М., «Дрофа», 2006 ;
  • Буренина А.И. «Ритмическая мозаика»: программа по ритмической пластике для детей младшего школьного возраста»-4-е изд., Фонд «Петербургский центр творческой педагогики «Аничков мост», 2015;
  • Пин Ю. Перспективные направления и формы обучения танцам. – СПб., 2006;
  • Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца», «Лань», М., 2006;
  • Бурмистрова И., Силаева К. Школа танцев для юных., СПб, 2003;
  • Смит Л. Танцы. Начальный курс, М., 2001;
  • Климов А.А. «Основы русского народного танца»; Москва, МГИК, 1964;
  • Красикова И.С. «Осанка» Санкт-Петербург,»Корона принт», 2003;
  • Ваганова А. «Основы классического танца» - 6-е изд., С-Пб., 2001;
  • Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца», -С-Пб.Планета Музыки;»Лань» 2010г.

Список литературы для учащихся:

  • Физкультурные минутки. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Изд-во «Лстрель» Аст-Ермак 2004
  • Заикин Н., Заикина Н. Областные особенности русского народного танца». Орел, 2004
  • Фонарева М.И. Развитие движений ребенка – М., «Просвещение», 2006 г

Электронные образовательные ресурсы:

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
  • Информационный портал Департамента образования Москвы. Методы использования мультимедиа в обучении школьников http://www.mosedu.ru/tutor/methods/multimedia.php
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
  • http://www.3dvideo.ru – образовательные и обучающие видео–программы
  • http://www.mp3.ru – Российский информационно – музыкальный Сервер


Приложение 1.

Мониторинг образовательного процесса

Педагогическая диагностика-оценка индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических действий, лежащих в основе их дальнейшего планирования проводится педагогическим работником.

Диагностика должна обеспечить комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы.

Периодичность диагностики 2 раза в год обеспечивает возможность оценки динамики.

Цель первичной диагностики - выявить исходный уровень развития; (сентябрь).

Цель итоговой диагностики - оценить степень реализации поставленных задач (май).

Цель мониторинга хореографического развития детей:

  • подтверждение эффективности педагогических воздействий с учётом современных требований организации хореографического воспитания.
  • внутренняя и внешняя коррекция хореографической деятельности детей, её содержания и отношения к ней.

В конце каждого периода обучения (учебного года), на протяжении контрольно-учетных занятий проводится мониторинг степени освоения детьми основ хореографии по следующим показателям:

  • Чувство ритма
  • Координация движений
  • Музыкально - ритмическая координация
  • Артистичность
  • Двигательная память
  • Импровизация
  • Выразительность движений
  • Физические данные

Для выявления степени сформированности каждого показателя применяется несколько заданий, игровых упражнений. Используемые музыкальный материал и задания должны соответствовать возрастным особенностям детей и требованиям основной образовательной программы образования.

Оценка проявлений детей производится по каждому показателю и осуществляется по 3-бальной системе (высокий уровень - 3 балла, средний - 2 балла, низкий - 1 балл). Выявление уровня анатомо-физиологических способностей детей проводится по усмотрению педагога для отслеживания эффективности работы. Диагностика анатомо-физиологических способностей не подразумевает четкого деления на уровни развития, высокий, средний, низкий, педагог только определяет, справился ребенок с заданием или нет.

Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы являются:

▪ конкурсы на лучшее исполнение сольного и коллективного танца;

▪ праздничные выступления;

▪ фольклорные праздники («Масленица» и т.д.);

▪ развлечения и досуги («Осенины», «Посиделки на завалинке»);

▪ отчётные концерты;

▪ участие в смотрах, конкурсах;

Приложение 2.

Промежуточный мониторинг.

Ход контрольного учебного занятия:

1. Основы классического экзерсиса: выполнить позиции ног (1, 2, 3, 6) и

позиции рук (подготовительная, 1, 2, 3), педагог оценивает постановку корпуса

и головы, лѐгкость и правильность исполнения позиций.

2. Музыкально-ритмическая координация (элементы игровой технологии):

- игра «Ритмическое эхо» – воспроизведение ритмического рисунка в хлопках под музыкальное сопровождение, методом включѐнного наблюдения оценивается правильность и чѐткость исполнения:

высокий – ребѐнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;

средний – допускает 2-3 ошибки;

низкий – неверно воспроизводит ритмический рисунок.

- игра «Угадай мелодию»: концертмейстер проигрывает несколько мелодий

разного характера (на пианино или диске), дети поочередно должны ответить,

какая детская песня прозвучала. За каждый правильный ответ ребѐнок получает

«фанты», общее количество которых, соответствует набранным баллам;

- метод «Логоритмика» (по теме «Развитие координации движений»).

Цель: Выявить уровень развития координации детей на начальном этапе

Цель: Выявить уровень развития координации детей на начальном этапе.

Задание: дети должны выполнить комплекс движений (проученный ранее) с

одновременным проговариванием слов (элемент логоритмики). Оценивается

соответствие ритма движений ритму стихов (в усложнѐнном варианте следует

добавить музыкальное сопровождение):

высокий – чѐткое выполнение движений;

средний – выполнение движений с ошибками;

низкий – движение выполняется не ритмично.

Слова

Раз, два

Острова

Три, четыре

мы приплыли

Пять, шесть

сходим здесь

Семь, восемь

сколько сосен?

 Девять, десять

 мы в пути…

Досчитай до десяти!

Движения

два хлопка.

открыть руки в стороны (2-я позиция)

два хлопка

выполнить круговые движения от себя

два хлопка

руки опустить вниз с одновременным выполнением 2-х шагов на месте

два хлопка

руки поднять в открытую 3-ю позицию

движения рук и головы

руки поднять в открытую 3-ю позицию

шаги в повороте на месте с хлопками над головой

.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа студия раннего развития "Малыш"

Программа студии раннего развития "малыш" предназначена для детей в возрасте 4-6лет. Программа разработа с использованием новых технологий согласно рекомендациям . Программа состоит из 5 разделов : "В...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных занятий дефектологов с детьми с ТМНР

Программа  относится к программам социально-педагогической направленности и основана на ведущих положениях общеобразовательной программы, дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей адап...

Дополнительная общеразвивающая программа Танцевальное созвездие

Программа "Танцевальное созвездие"  предназначена для старшего школьного возраста...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Резьба по дереву»

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья резьбе по дереву...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа ( «Путешествие в мир природы»)

Программа «Путешествие в мир природы» ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению дополнительного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в...