Система социального партнерства в условиях дополнительного образования на примере объединения «Фантазии из теста»
методическая разработка
Социальное партнерство выступает как путь к содружеству, способ разрешения противоречий между интересами организаций и повышения образовательного воспитательного потенциала субъектов партнерской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotspartenrstvo_pavlova_22.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА
«ЦЕНТР «СОЗВЕЗДИЕ»
имени Героя Советского Союза генерал-полковника
Гришина Ивана Тихоновича»
Система социального партнерства
в условиях дополнительного образования
на примере объединения «Фантазии из теста»
Автор: Павлова Галина Даутовна
педагог дополнительного образования
г. Советский, 2021 г.
Аннотация
Данная работа представляет собой обобщённый опыт по созданию системы взаимодействия творческого объединения с социальными партнёрами в условиях дополнительного образования. В работе описаны эффективные формы взаимодействия с объектами социума.
Социальное партнерство в системе российского образования основано на привлечении дополнительных ресурсов для развития образовательного процесса учреждения или отдельного кружка. Оно приводит участников процесса к созданию, разработке моделей эффективного решения посредством сотрудничества появляющихся, в том числе и комплексных, проблем.
Социальное партнерство выступает как путь к содружеству, способ разрешения противоречий между интересами организаций и повышения образовательного воспитательного потенциала субъектов партнерской деятельности.
Актуальность социального партнерства обусловлена коренными изменениями содержания деятельности в сфере образования. В широком смысле социальное партнерство рассматривается как совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками эффектам. Открытость образовательного учреждения выражается в построении системы социального партнерства, кооперативных связей с другими сферами общества: органами власти, бизнесом, учреждениями образования, культуры и науки, направленной на взаимовыгодное сотрудничество в тактическом и стратегическом плане, совместную деятельность образовательного учреждения и социальных партнеров. Таким образом, социальное партнерство образовательного учреждения в целом и отдельного объединения в частности, качественно отличается от иных форм взаимодействия: шефства, спонсорства, попечительства. Его основная идея взаимовыгодная кооперация, в которой образовательное учреждение или отдельное объединение выступает не в роли просителя, а является полноправным партнером.
Данные материалы могут быть использованы как в условиях дополнительного образования, так и всеми педагогами дополнительного образования, заинтересованными в установлении эффективного взаимодействия с объектами социума.
Цель, задачи, способы реализации социального партнерства
Цель: создание целостной системы взаимодействия объединения «Фантазии из теста» с различными социальными институтами
Задачи:
- Создание и отработка модели взаимодействия с учреждениями города в системе социального партнёрства.
- Профессиональная ориентация обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.
- Создание условий для личностно-творческой самореализации обучающихся в различных сферах деятельности.
- Обеспечение общественной поддержки деятельности объединения.
- Развитие ресурсного обеспечения деятельности объединения.
- Формирование положительного имиджа учреждения в целом.
Предполагаемый результат:
- Структурирование деятельности объединения, и как следствие, повышение его привлекательности.
- Расширение участия детского объединения в развитии социокультурного пространства.
- Внедрение инновационных форм и методов работы.
- Создание системы взаимодействия с учреждениями социума города на основе совместных планов.
- Повышение общекультурного уровня участников образовательно-воспитательного процесса, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.
Плюсы и минусы социального партнёрства в образовании:
Плюсы | Минусы |
Взаимовыгодное сотрудничество. | Отсутствие достаточной нормативно-правовой базы, регламентирующей социальное партнёрство в образовании. |
Улучшение качества образования. | Отсутствие координирующего центра, объединяющего и направляющего усилия сторон. |
Внесение вклада в развитие гражданского общества | Непродуманность муниципальной политики в сфере взаимодействия социальных партнеров и образовательных организаций |
К субъектам социального партнёрства относятся:
- Местное самоуправление: в рамках своих полномочий обеспечивает возможность наиболее эффективного решения социальных проблем через реализацию конкретных проектов; действует совместно с общественными объединениями и представителями бизнеса, заинтересованными в развитии местного сообщества.
- Предприятия и ССУЗы/ВУЗы: упрощается доступ к информации о рынке труда и образовательных услугах; обеспечивается учет требований работодателей к содержанию подготовки специалистов; открываются более широкие возможности для профессиональной пробы и самоопределения обучающихся.
- Коммерческие предприятия: предоставляют благотворительные пожертвования; предоставляют возможность использовать опыт и профессионализм компетентных менеджеров в решении общественно значимых проблем.
- Некоммерческий сектор (образовательные организации, учреждения культуры, спорта, социальной защиты, правоохранительные органы, родительская общественность): поддерживают социальные инициативы, выдвигают новые ценностные ориентиры (экологическое движение, защита животных, волонтерская деятельность и т.д.).
Формы сотрудничества:
- совместная организация и проведение мероприятий,
- вечера-встречи с интересными людьми,
- консультации, круглые столы,
- профориентация,
- волонтерская деятельность, участие в совместных проектах,
- конкурсы, выставки,
- спонсорская помощь объединению.
Комплексный план работы творческого объединения с социальными партнёрами на год
№ п/п | Субъекты социального партнёрства | Характеристика взаимодействия | Формы взаимодействия | Период |
1. | Местное самоуправление: | Формирование у подрастающего поколения гражданской позиции, правовой культуры. Содействие в профориентационной работе. | Встречи Участие в совместных проектах Консультативная и правовая помощь | В течение года |
Предприятия и ССУЗы/ВУЗы: | Профориентация обучающихся, творческое развитие, социализация. | Участие в совместных проектах Мастер-классы Экскурсии на предприятия | 2 раза в год | |
Коммерческие предприятия: | Профориентация обучающихся, формирование активной жизненной позиции, социализация. | Волонтерская деятельность Участие в совместных проектах | По согласованию | |
Некоммерческий сектор | ||||
3.1. | Образовательные организации | Творческое развитие обучающихся, социализация, формирование активной гражданской позиции, вовлечение в общественно-значимую деятельность, формирование установок на ЗОЖ | Участие в совместных проектах Проведение мероприятий различной направленности Мастер-классы Командные соревнования | В течение года |
3.2. | Организации социальной защиты | Волонтерская деятельность Организация поздравлений | ||
Правоохранительные органы | Профилактическая деятельность | |||
3.3. | Учреждения культуры и спорта | Мастер-классы Организация экскурсионной деятельности Проведение мероприятий различной направленности | ||
3.4. | Родительская общественность | Проведение мероприятий различной направленности Включение родителей в образовательный процесс Мастер-классы |
Основой социального партнёрства выступает:
- Заинтересованность каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения социальных проблем;
- Объединение усилий и возможностей каждого из партнеров для их реализации;
- Конструктивное сотрудничество между сторонами в разрешении спорных вопросов;
- Стремление к поиску реалистичных решений социальных задач, а не к имитации такого поиска;
- Взаимоприемлемый контроль и учет интересов каждого из партнеров.
Основные шаги по созданию системы социального партнерства в образовании, в частности для отдельно взятого объединения:
Шаг 1. Проведение предварительных консультаций с потенциальными участниками и создание переговорной площадки, удобной для всех заинтересованных сторон.
Шаг 2. Выявление на переговорной площадке оснований партнерства, то есть взаимных интересов, потребностей, ресурсов сторон, а также ограничений и рисков партнерства.
Шаг 3. Выявление в процессе переговоров тех направлений деятельности в сфере воспитания, на которых партнеры готовы сосредоточить свои усилия.
Шаг 4. Определение наиболее приемлемых для участников организационных форм социального партнерства.
Шаг 5. Формирование нормативно-правовой базы социального партнерства (договоры о взаимном сотрудничестве и т.д.)
Шаг 8. Разработка и согласование основных мероприятий плана взаимодействия
Шаг 9. Текущий анализ и коррекция партнерской деятельности.
Заключение
Полноценное партнерство как механизм взаимодействия объединения «Фантазии из теста» и местного сообщества относится уже к «зрелому» этапу деятельности. На нем отношения между социальными партнерами формализуются, субъектами партнерства создаются планы совместной деятельности, разрабатываются и реализуются проекты, направленные на улучшение жизни самого объединения и местного сообщества, проводятся различного рода мероприятия. Таким образом, объединение «Фантазии из теста» способствует формированию «открытого пространства» своей деятельности, вовлекая в него всех, кто заинтересован в его развитии и продвижении. Педагог, родительская общественность и обучающиеся начинают ощущать себя своеобразным центром, «зоной сопряжения интересов» всех, кто не равнодушен к судьбе развития объединения. Инициируя, актуализируя и координируя социальное партнерство, объединение растет и поднимается на новый уровень своего развития.
Основная литература:
- Заславская О. В., Сальникова О. Е., Кожурова О. Ю. Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания // Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/sotsialnoe-partnerstvo-semi-i-shkoly-v-sfere-vospitaniya-vektory-vzaimodeystviya
- Иванов С. А. Социальное партнерство как феномен цивилизации. URL: http://ecsocman. hse.ru/data/196/762/1219/007-Ivanov.pdf
- Рашидова А. И. Социальное партнерство в профессиональном образовании // Universum: Вестник Герценовского университета. 2/2012. С. 31–33.
- Тиховодова А. В. Социальное партнерство: сущность, функции, особенности развития в России // Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoepartnerstvo-suschnost-funktsii-osobennosti-razvitiya-v-rossii
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчетная работа Тема: «Индивидуальный подход в обучении с учетом особых образовательных потребностей учащихся в условиях дополнительного образования на примере физкультурно-спортивной направленности
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовател...
Экологическое воспитание детей в системе дополнительного образования на примере детского творческого объединения "Задумка" МБОУ ДО ДДТ р.п. Усть-Донецкий Ростовской области
Завершается 2016-2017 учебный год, но работа по экологическому воспитанию детей в системе дополнительного образования продолжается. Детское творческое объединение , имеющее художественную ...
Система взаимодействия творческого объединения с социальными партнерами в условиях дополнительного образования
Система взаимодействия творческого объединения с социальными партнерами в условиях дополнительного образования...
Система воспитательной работы в условиях дополнительного образования на примере детского объединения декоративно- прикладного направления
Система воспитательной работы в условиях дополнительного образования на примере детского объединения декоративно- прикладного направления ...
Развитие социальной креативности учащихся в условиях дополнительного образования (на примере деятельности студии ДПИ)
В статье рассматривается ряд компонентов, составляющих структуру социальной креативности, и описываются способы развития социальной креативности учащихся на занятиях по программе студии ДПИ в системе ...
Воспитательный потенциал в учреждении дополнительного образования на примере объединения «Фабрика идей».
Воспитательный потенциал в объединении «Фабрика идей» раскрывается с помощью педагогических технологий и методик обучения....
Статья "Социальное партнерство в дополнительном образовании (из опыта работы МЭШДОМ)"
Статья посвящена актуальной в современных условиях проблеме социального партнерства. На примере школы дополнительного образования МЭШДОМ рассмотрено социальное партнерство как эффективная форма взаимо...