Материалы по организации школьного музея
рабочая программа
В материале представлены документы, необходимые для поспартизации школьного музея .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_muzeya_na_god.docx | 410.25 КБ |
perspektivnyy_plan_raboty_muzeya.docx | 419.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт призван обеспечить формирование гражданской идентичности обучающихся как составной части их социальной идентичности, что невозможно без формирования таких личностных черт как патриотизм и гражданственность. Формирование гражданственности и патриотизма происходит в ходе изучения истории родной страны, края, города, школы и истории семьи. В соответствии с Концепцией преподавания курса «История России», утвержденной Министерством просвещения РФ в 2020 году, именно курс Истории России служит стержнем для формирования у молодого поколения общероссийской идентичности и патриотизма, уважения к пути, пройденному предшествующими поколениями.
Такие личностные качества как гражданственность и патриотизм формируются на уроках истории, литературы, географии в ходе урочной деятельности обучающихся. Однако, в соответствии с Федеральным образовательным стандартом воспитательная деятельность школы должна осуществляется по средством единства урочной и внеурочной деятельности обучающихся. В этих условиях одной из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения, является школьный музей. Школьный музей является продолжением личносто-орентированной среды образовательного учреждения, которое создает более широкие возможности для совместного творчества и активности учеников и учителей.
Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Школьный музей выполняет следующие функции
-научно-документальная – все единицы хранения являются различными видами исторических источников
-исследовательская - изучение экспонатов музея дает возможность для исследовательской и проектной деятельности обучающихся
-образовательно-воспитательная - мероприятия в музее проводят обучающиеся школы, реализуя, таким образом, принцип взаимного обучения.
Основные направления деятельности музея:
1. Сохранение и ретрансляция памяти о Великой Отечественной войне.
2. Изучение истории и культуры Калужского края
3. Изучение истории школы
Цель работы школьного музея: формирование культурного кода личности на основе воспитания гражданственности и патриотизма, вовлеченности в судьбу страны, родного края, школы, семьи.
Задачи музея истории школы:
- развивать патриотизм у подрастающего поколения;
-воспитывать уважительное, бережное отношение к обычаям и традициям школы, ее прошлому и настоящему;
- углублять знания учащихся в области истории Калужского края;
- расширяя кругозор, формировать познавательные интересы и способности;
-способствовать развитию социальной ответственности учащихся;
-осваивать практические навыки поисковой, исследовательской работы.
Поставленные цели и задачи работы школьного музея могут быть реализованы в следующей форме:
1. Массовая экскурсионная работа;
2. Включение школьного музея в образовательный и воспитательный процесс
3. Участие в научно – исследовательских и краеведческих конференциях различного уровня;
4. Учебно – исследовательская деятельность;
5. Проведение уроков на базе музея тематических экскурсий и внеклассных мероприятий.
№ п/п | Мероприятие | Дата | Ответственные |
Организационная работа | |||
1 | Утверждение плана работы школьного музея на 2021-2022 учебный год. | Сентябрь 2021 г. | директор школы, Руководитель музея |
2 | Оформление музейной документации. | Сентябрь – ноябрь 2021 г. | Руководитель музея |
3 | Работа с фондами. Инвентаризация архива. | В течение года | Заместитель директора Руководитель музея |
4 | Формирование актива и Совета школьного музея, распределение обязанностей между членами актива школьного музея. | Сентябрь 2021 г. | Руководитель музея |
5 | Анализ работы школьного музея за 2019-2020 учебный год, определение задач развития музея на 2021-2022 учебный год | В течение года | Руководитель музея |
6 | Проведение заседаний Совета и актива школьного музея. | В течение года | Руководитель музея |
Экскурсионно-массовая работа | |||
1 | Формирование группы экскурсоводов. | Сентябрь 2021г. | Руководитель музея |
2 | Организация работы по подготовке экскурсоводов (6-10 классы). | В течение года | Руководитель музея |
3 | Разработка материалов для проведения обзорных и тематических экскурсий
| В течение года | Руководитель музея, члены актива музея |
4 | Проведение бесед к знаменательным датам года: 4 ноября – День народного единства 16 ноября – день памяти и скорби, 5 декабря – Битва под Москвой, 9 декабря – День Героев 12 декабря – День конституции РФ. 27 января – День снятия блокады Ленинграда 23 февраля – День защитника Отечества 9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. | В течение года | Руководитель музея, члены актива музея |
Учебно-воспитательная работа | |||
1 | Проведение уроков Мужества. | В течение года | Классные руководители Учителя истории |
2 | Профориентация учащихся. Использование материалов музея на уроках. | В течение года | Руководитель музея, учителя |
3 | Проведение музейных уроков | В течение года | Руководитель музея, учителя истории, учителя-предметники |
4 | Проведение уроков истории и краеведения | В течение года |
Учителя истории |
5 |
Проведение классных часов и праздников, посвященных Дням Воинской славы
| Декабрь 2021 г. Февраль 2022 г. Май 2022 г. | Руководитель музея |
6 | Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн, тружениками тыла, интересными людьми на классных часах.
| В течение года | Руководитель музея, классные руководители |
7 | Встреча с ветеранами школы | В течение года | Руководитель музея |
Работа с фондами музея. | |||
1 | Учет, регистрация и хранение музейных экспонатов. | По мере поступления В течение года | Руководитель музея |
2 | Проведение инвентаризации архива музея. | Сентябрь -декабрь | Руководитель музея |
3 | Организация работы в архивах с целью пополнения, уточнения материалов музея | В течение года | Руководитель музея, патриотический отряд «Связные»
|
4 | Связь с музеями, общественными и детскими организациями и учреждениями. |
В течение года | Руководитель музея |
Общественно-полезная работа | |||
1 | Поисковая работа | В течение года | Руководитель музея актив музея |
2 | Запись воспоминаний участников Великой Отечественной войны, ветеранов труда, жителей города | В течение года | Руководитель музея актив музея |
3 | Участие в муниципальных, областных, всероссийских конкурсах. | В течение года | Руководитель музея актив музея |
4 | Уборка воинских захоронений на городском кладбище | В течение года | Патриотический отряд «Связные» |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт призван обеспечить формирование гражданской идентичности обучающихся как составной части их социальной идентичности, что невозможно без формирования таких личностных черт как патриотизм и гражданственность. Формирование гражданственности и патриотизма происходит в ходе изучения истории родной страны, края, города, школы и истории семьи. В соответствии с Концепцией преподавания курса «История России», утвержденной Министерством просвещения РФ в 2020 году, именно курс Истории России служит стержнем для формирования у молодого поколения общероссийской идентичности и патриотизма, уважения к пути, пройденному предшествующими поколениями.
Такие личностные качества как гражданственность и патриотизм формируются на уроках истории, литературы, географии в ходе урочной деятельности обучающихся. Однако, в соответствии с Федеральным образовательным стандартом воспитательная деятельность школы должна осуществляется по средством единства урочной и внеурочной деятельности обучающихся. В этих условиях одной из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения, является школьный музей. Школьный музей является продолжением личносто-орентированной среды образовательного учреждения, которое создает более широкие возможности для совместного творчества и активности учеников и учителей.
Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Школьный музей выполняет следующие функции
-научно-документальная – все единицы хранения являются различными видами исторических источников
-исследовательская - изучение экспонатов музея дает возможность для исследовательской и проектной деятельности обучающихся
-образовательно-воспитательная - мероприятия в музее проводят обучающиеся школы, реализуя, таким образом, принцип взаимного обучения.
Основные направления деятельности музея:
1. Сохранение и ретрансляция памяти о Великой Отечественной войне.
2. Изучение истории и культуры Калужского края
3. Изучение истории школы
Цель работы школьного музея: формирование культурного кода личности на основе воспитания гражданственности и патриотизма, вовлеченности в судьбу страны, родного края, школы, семьи.
Задачи музея истории школы:
- развивать патриотизм у подрастающего поколения;
-воспитывать уважительное, бережное отношение к обычаям и традициям школы, ее прошлому и настоящему;
- углублять знания учащихся в области истории Калужского края;
- расширяя кругозор, формировать познавательные интересы и способности;
-способствовать развитию социальной ответственности учащихся;
-осваивать практические навыки поисковой, исследовательской работы.
Поставленные цели и задачи работы школьного музея могут быть реализованы в следующей форме:
1. Массовая экскурсионная работа;
2. Включение школьного музея в образовательный и воспитательный процесс
3. Участие в научно – исследовательских и краеведческих конференциях различного уровня;
4. Учебно – исследовательская деятельность;
5. Проведение уроков на базе музея тематических экскурсий и внеклассных мероприятий.
Программы развития исторического музея МБОУ «СОШ №13 города Калуги»
Цели:
1. Выявление позитивного опыта школьного музея и ресурсов для расширения поля дальнейшей деятельности;
2. Определение приоритетных направлениях развития музея
3. Создание образовательного пространства музея
4. Разработка программы развития музея
5. Разработка и внедрение экскурсионных программ
6. Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся
Направления деятельности | сроки | Ответственные лица |
Инвентаризация оборудования музея. | Август 2021 | Руководитель музея, администрация |
Проверка комплектации и сохранности основного и научно - вспомогательного музейных фондов. | Август 2021 | Руководитель музея, администрация |
Подготовка материалов и оформление тематических папок и альбомов. | Август 2021 | Руководитель музея, администрация, патриотический отряд «Связные» |
Оформление документации музея. | Сентябрь-октябрь 2021 | Руководитель музея, администрация |
Сбор экспонатов для музея. Проведение оценки фондов музея. Организация учета и хранения фондов музея. | В течение года | Руководитель музея, администрация, патриотический отряд «Связные» |
Разработка перспективного плана работы музея на 2021-2024 гг. | Сентябрь-октябрь 2021 | Руководитель музея, администрация |
Создание групп экскурсоводов, группы поисковиков, группы оформителей и хранителей фондов музея. | Октябрь 2021 | Руководитель музея, администрация, патриотический отряд «Связные» |
Создание Совета и актива музея. | Октябрь 2021 | Руководитель музея, администрация, патриотический отряд «Связные» |
Проведение экскурсий по разделам музея для учащихся и гостей. | В учебного течение года | Актив музея, патриотический отряд «Связные» |
Проведение лекций, бесед и иных мероприятий соответственно тематике музея. | В учебного течение года | Актив музея, патриотический отряд «Связные», учителя-предметники |
Оформление экспозиции «Ничто не забыто, никто не забыт» | 2021-2022 учебный год | Руководитель музея, администрация, патриотический отряд «Связные», родительское сообщество школы |
Оформление экспозиции «Калужский край-душа России» | 2021-2022 учебный год | Руководитель музея, администрация, патриотический отряд «Связные», родительское со-общество школы |
Оформление экспозиции «История школы» | 2022-2023 учебный год | Руководитель музея, администрация, патриотический отряд «Связные», родительское сообщество школы |
Оформление экспозиции «История советского быта» | 2023-2024 учебный год | Руководитель музея, администрация, патриотический отряд «Связные», родительское сообщество школы |
Создание и реализация экскурсионной программы, посвященной памятным датам Великой отечественной войны | 2021-2024 гг. | Руководитель музея, учителя-предметники, патриотический отряд «Связные», актив музея, Совет музея |
Создание и реализация экскурсионной программы по истории города Калуги и Калужского края | 2021-2024 гг | Руководитель музея, учителя-предметники, патриотический отряд «Связные», актив музея, Совет музея |
Создание и реализация экскурсионной программы по истории МБОУ «СОШ №13 города Калуги» | 2022-2024 гг. | Руководитель музея, учителя-предметники, патриотический отряд «Связные», актив музея, Совет музея |
Создание и реализация экскурсионной программы по предметам быта советского периода | 2023-2024 гг | Руководитель музея, учителя-предметники, патриотический отряд «Связные», актив музея, Совет музея |
Формирование проектных и исследовательских групп | Сентябрь 2022 г | Руководитель музея, учителя-предметники, патриотический отряд «Связные», актив музея, Совет музея |
Осуществление проектной деятельности на основе экспонатов музея | 2022-2023 гг | Руководитель музея, учителя-предметники, патриотический отряд «Связные», актив музея, Совет музея |
Осуществление исследовательской и поисковой деятельности учащихся | 2022-2024 гг | Руководитель музея, учителя-предметники, патриотический отряд «Связные», актив музея, Совет музея |
Работа по взаимодействию с учреждениями культуры города Калуги. | 2021-2024 гг | Руководитель музея, администрация учителя-предметники, патриотический отряд «Связные», актив музея, Совет музея |
Представление экскурсионного опыта на уровне муниципального образования | 2023-2024 гг | Руководитель музея, патриотический отряд «Связные», актив музея, Совет музея |
Представление проектных и исследовательских работ на уровне школьного научного общества | 2022-2023 гг | Руководитель музея, патриотический отряд «Связные», актив музея, Совет музея |
Представление проектных и исследовательских работ на уровне муниципального образования, области. | 2023-2024 | Руководитель музея, патриотический отряд «Связные», актив музея, Совет музея |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование материалов школьного музея МБОУ «СОШ № 19» города Череповца на уроках и во внеурочной деятеятельности.
Использование материалов школьного музея МБОУ «СОШ № 19» города Череповца на уроках и во внеурочной деятеятельности.Слово музей происходит от греческого mouseĩon, что означает «храм музы»....
Методические рекомендации в помощь педагогам туристско-краеведческой направленности "ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ"
Рекомендации по оформлению документации школьных музеев и комнат славы:примерное положение о музее образовательного учрежденияучёт и хранение экспонатовсобирательская карточкаэкспозиционная работа...
Материалы стенда для школьного музея
Представленная публикация содержит материалы для оформления стенда в школьном краеведческом музее в форме презентации. Слайды были распечатаны, заламинированы и размещены на пластиковом основании...
Использование материалов школьного музея на уроках информатики
Интеграция информатики и школьного музея...
Презентация к 70 летнему юбилею Победы по материалам Сизябского школьного музея "Не стареют душой ветераны"
Презентация к 70 летнему юбилею Победы по материалам Сизябского школьного музея "Не стареют душой ветераны"...
«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...
Материалы по организации школьного музея
Материал может быть использован для поспартизации школьного музея...