Статья: «Витраж, как один из видов росписи в декоративно-прикладном творчестве»
статья
Статья предназначена для педагогов, занимающихся с детьми 7-12 лет декоративно-прикладным творчеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Витраж, как один из видов росписи в декоративно-прикладном творчестве»
Из истории витража
Витраж — одно из самых замечательных явлений декоративно-прикладного искусства. Свое название он получил от французского слова «vitrage» — стекло. Под этим определением понимается орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.
По данным ученых, простейшие витражи существовали уже в Древнем Египте со II тысячелетия до н.э., а с I тысячелетия н.э. — в Древнем Риме.
Во все времена самыми роскошными и нарядными считались окна в виде витражей. «Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного стекла». Эти слова весьма точно отражают зрительный эффект, достигаемый создателями витражей в восприятии человека. Почувствовав эту великую магию цветного стекла, духовные отцы ввели витражи в оборот церковной жизни как элемент для оформления храмов. Так, выйдя за пределы материальной культуры, витраж становится знаковым носителем определенных духовных ценностей. В X-XII вв. в романских соборах Франции появляются витражи с религиозными сюжетами, которые состоят из кусков цветного стекла. Стекла вырезаны по контуру изображений и скреплены свинцовыми полосками. В эпоху готики витражи обогащаются цветовым набором стекол, усложняются сюжеты.
Постепенно, наряду с религиозными сюжетами, появляются бытовые, и в витражах главное место занимает роспись. Формы мельчают и дробятся. В эпоху Возрождения витраж чаще предстает как живопись на стекле со светскими сюжетами. В эпоху классицизма и барокко витраж вырождается в настенные картины на стекле.
В отличие от Западной Европы витражное искусство в России имеет сравнительно недолгую историю. Ученые связывают ее с первой четвертью XIX века, когда в 1820 г. отечественными фабрикантами были предприняты первые опыты в столь деликатной области стеклоделания. Уже к 1900—1910 гг. витражное искусство в России достигло расцвета. С момента своего появления в России витражи сразу же стали весьма распространенным украшением в интерьерах богатых русских дворянских особняков. Однако революция 1917 г. прервала развитие русского витража.
Во второй половине XX века попытки возрождения витража сводятся к декоративной стилизации, не имевшей большого художественного значения. Витраж превращают в перегородки для защиты от ветра перед входом в здание, в панно с подсветом и т.п. Наряду с витражами все чаще появляется имитирующая роспись по стеклу.
Сегодня благодаря новым технологическим возможностям витражное искусство получило свое дальнейшее развитие. Современные материалы позволяют заниматься созданием витражей и росписью в витражной технике не только специалистам, но и любителям и даже детям.
С этим видом декоративно-прикладного творчества могут соприкоснуться, познакомиться и освоить даже дети дошкольного возраста.
Декорирование витражными красками стеклянных предметов (посуды, баночек, рамочек и т.п.), рисование маленьких оконных картинок приводит детей в полный восторг. Творческий процесс способствует, прежде всего, развитию мелкой моторики и пространственного мышления, художественного вкуса, дети приобретают навык уверенного рисования по контуру. Все эти факторы важны будущим первоклассникам!
«Изготовление сложного витража»
Материалы и инструменты:
- стекло,
- акриловые контуры,
- витражные краски,
- бумажные салфетки,
- ватные палочки,
- зубочистки,
- булавки,
- цветная бумага для ксерокса,
- ножницы.
Технология изготовления сложного витража:
- Протереть стекло специальной влажной салфеткой.
- Поместить стекло на эскиз. Контуром, слегка надавливая, обвести рисунок.
3. Линии должны быть ровными и замкнутыми. Если где-то неровно поправить зубочисткой. Дать подсохнуть 15-20 минут.
Определив цветовую гамму рисунка, начать заливку красками.
- Поднести флакон к выбранному фрагменту, выдавить капельку краски, распределить зубочисткой. Если краска попадет за край фрагмента, убрать ее ватной палочкой.
Таким образом, постепенно красками, выбранной цветовой гаммы, заполняем весь рисунок.
- Облако: в центр нанести белую краску, голубую - по краям, зубочисткой плавно соединить голубую краску и белую. Образовавшиеся пузырьки проколоть булавкой. Дать краске высохнуть.
6. Подобрать и вырезать из бумаги фон по размеру стекла. Заправить фон под стекло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация детей из образовательных учреждений VII вида на занятиях декоративно-прикладным искусством
Данная работа представляет материалы которые отображают особенности социально-эмоционального развития детей сирот, а также социализация детей как педагогическая проблема, причи...
Социальная адаптация детей из образовательных учреждений VII вида на занятиях декоративно-прикладным искусством. Призентация
Призентация материала по социальной адаптации детей vll вида через занятия ДПИ...
Урок ИЗО в 7 классе по программе 8 вида "Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство. Витраж. Тест Люшера".
Данный комплект для проведения урока включает в себя тезисы, сценарий и структуру урока, презентацию "Витраж" и презентацию "Тест". Этот комплект позволит проводить качественный урок изобразитель...
Презентация "Виды и техники декоративно-прикладного творчества"
Выступление на МО центра "Семья" для педагогических работников: презентация разных техник декоративно-прикладного творчества, разгадывание кроссворда....
виды современного выставочного декоративно-прикладного искусства
материал о различных видах ДПИ...
Статья "Формирование личности и патриота своей страны через декоративно-прикладное творчество"
Целью гражданско-патриотического воспитания является формирование у молодежи ценностного отношения к своему отечеству, развитие устойчивого желания способствовать развитию общества, процветанию страны...