О некоторых особенностях проведения уроков биографического типа
методическая разработка

В работе рассматриваются особенности проведения уроков биографического типа по предмету "Музыкальная литература"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_provedeniya_biograficheskih_urokov.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Методическое сообщение на тему:

«О некоторых особенностях проведения уроков биографического типа»

Подготовила:

 Космачева Н.В.,

преподаватель теоретических дисциплин

Нефтеюганск

2020

Изучение биографических тем в курсе музыкальной литературы является необходимым. Курс музыкальной литературы опирается на программу, построенную по монографическому принципу, поэтому именно биографический урок раскрывает индивидуальность композитора, предваряет разговор обо всех жанровых сферах его деятельности.

Биографический материал представляет для преподавателя огромный простор для творчества и инновационных идей. Такие темы дают возможность активно использовать межпредметные связи, подключать смежные виды искусств: живопись, архитектуру, литературу.

      Биографий в курсе музыкальной литературы не так уж много, но они масштабные, объемные. Сложность для преподавателя заключается в том, чтобы выбрать основное в процессе объяснения. Что подчеркнуть, на чем сделать акцент, чтобы образ композитора раскрылся ярче и убедительнее, – такие вопросы неизбежно возникают у каждого преподавателя. К тому же, биография – это первая тема, с нее начинается знакомство учащихся с новым композитором. Биографический урок создает базу для освоения и понимания музыкального материала.

При подготовке к уроку биографического типа необходимо:

- продумать последовательное изложение жизненных фактов биографии, сделать общий обзор творчества, чтобы акцентировать внимание учеников на наиболее ярких и новаторских произведениях;

- стремиться к прослушиванию произведений, не входящих в основную программу, тем самым расширяя музыкальный кругозор учащихся;

- давать характеристику творческой личности на фоне исторической обстановки, прослеживая влияние той или иной эпохи на творчество.

      Преобладающий метод объяснения биографических тем – рассказ. Преподавателем излагаются основные факты биографии, в хронологическом порядке. Рассказ - связный, внятный, раскрывающий индивидуальность автора. Необходима вводная часть, в которой определяется роль композитора в истории музыки, принадлежность к тому или иному художественному направлению. Именно здесь преподаватель, знакомя учеников с очередным стилем, может приводить примеры из произведений других видов искусств (литературы, театра, живописи, архитектуры), относящихся к тому же направлению. Возможны цитаты из литературных произведений, высказывания исследователей творчества.

Желательно, чтобы кроме рассказа на уроке были еще черты беседы. Преподавателем задаются вопросы, вовлекающие детей в процесс объяснения, заставляющие их размышлять. Можно использовать вопросы, вызывающие ассоциации с ранее изученными темами.

Важной задачей любого биографического урока следует считать формирование представлений о личности композитора, а через факты биографии – прочных представлений о его жизненном и творческом пути. Кроме того, через биографию композитора раскрывается эпоха, историко-художественный аспект изучаемой темы.

     На биографическом уроке широко используется наглядность и информационные технологии (фрагменты фильмов, концертов и т.д.). Из наглядных примеров – портреты композитора в различные периоды жизни и в разных ситуациях, фото городов, в которых он жил или только посещал, фото членов его семьи, друзей, известных современников, а также открытки с живописными полотнами, видами архитектурных сооружений или скульптур, имеющих отношение к теме. Для объяснения биографии также создаются презентации с основными датами и фактами.

      С особым вниманием преподаватель должен рассказывать о детских годах композитора. Что его интересовало, чем он был увлечен, где учился, как возникло решение связать жизнь с музыкой – ответы на эти вопросы обязательны. Показательными будут музыкальные примеры, написанные композиторами в детстве и юношестве (например, детские пьесы В.А. Моцарта, С.С. Прокофьева).

           В целом, уроки биографического типа должны давать представление о яркой творческой личности с индивидуальными чертами музыкального стиля. В качестве примера рассмотрим план по теме «Н. А. Римский-Корсаков. Жизненный и творческий путь».

Эта монографическая тема проходится на третьем году обучения музыкальной литературы, то есть перед нами 4-е классы народных и духовых инструментов и 6-е классы фортепианного, струнного отделений.

Тема «Н. А. Римский-Корсаков» в целом охватывает 8 часов, следовательно, жизненный и творческий путь будет занимать 1 урок – 1 час. Работа педагога над подачей информации очень важна, так как объем и уровень сложности здесь – довольно велики. Прежде всего, необходимо построить план, который будет охватывать три периода. Такая четкость в распределении периодов помогает детям лучше запоминать и усваивать новый учебный материал.

Первый период: 1844-1874 г. Акцентируем внимание на семейных традициях, учебе в морском корпусе, кругосветном плавании. Рассказывая детям об экзотике кругосветного путешествия, мы не можем не затронуть тему моря в творчестве композитора. В качестве музыкальных иллюстраций можно использовать, немного забегая вперед, и, фрагменты вступления к опере «Садко», и первой части  сюиты «Шехеразада». Используя принцип межпредметных связей, можно поговорить с учениками о живописи, в частности о художнике – маринисте И. Айвазовском.

Детям также будет интересно узнать о любви Н. А. Римского-Корсакова к астрономии, большом увлечении, которое найдет свое отображение в опере «Сказка о царе Салтане», «Ночь перед рождеством» (образы и темы звёздного неба).

Затрагиваем дружбу с Балакиревским кружком (активизируем память учеников, вспоминаем, кто из предшествующих композиторов также был с ними дружен и кто входил в кружок Балакирева). Упоминаем о работе Н. А. Римского-Корсакова над симфонией №1, а также о его занятиях в области фольклора, этнографии. Отсюда весьма логично будет поговорить о цитатах русских народных песен в его творчестве. В качестве примера можно привести фрагменты из опер: «Садко» («Высота ли высота»), «Снегурочка» (III действие), «Ай, во поле липенька».

Второй период – 1874-1894. Это двадцать лет, на протяжении которых Н.А. Римский-Корсаков занимается как композиторской, так и педагогический, литературной и общественной деятельностью. Как мы видим, обилие фактологии может создать ученикам трудность в восприятии и запоминании. Поэтому мы четко отбираем учебный материал по разделам:

- композиторская деятельность – оперы «Майская ночь», «Снегурочка», симфоническая сюита «Шехеразада»;

- литературная, научная, критическая деятельность. Затрагиваем такие труды как «Летопись моей музыкальной жизни», «Основы оркестровки», «Учебник гармонии»;

 - педагогическая деятельность, ученики, работа в Капелле.

Еще раз подчеркнем, что четкое деление по разделам помогает детям легче усваивать учебный материал.

Третий период 1894-1908г. Здесь делаем акцент и говорим о новаторстве, эволюции творчества и стиля, красочности оркестра, о разных типах опер в творчестве: сказка-сатира, притча, былина. Сотрудничество с Мамонтовской оперой, Н. Забела - Врубель. Естественно, подачу теоретического материала можно и необходимо чередовать с музыкальными фрагментами из опер, например: «Сказка о царе Салтане», «Ночь перед Рождеством», «Кощей Бессмертный». А также использовать пройденный материал – «Полет шмеля».

Помимо композиторской деятельности, в третьем периоде не забудем и связи Н. А. Римского-Корсакова с «Русскими сезонами»- это не только красочная музыка, но и костюмы, декорации, балет «Шехеразада», творчество художников «Мира искусства».

Завершая обзор жизни и творчества, делаем выводы о месте композитора в русской музыкальной культуре, о влиянии  Н. А. Римского-Корсакова на творчество других композиторов XX в.

Заключение.

Изучение биографий на уроках музыкальной литературы – важная и непростая часть учебной программы. Знакомство с новым именем готовит учащихся к восприятию творчества. На биографическом уроке формируется представление о личности композитора. Кроме этого, через биографию раскрывается эпоха, художественный контекст, исторические события. Биографический урок должен перекликаться с заключительным уроком по творчеству композитора. Черты стиля, жанровые, тематические особенности, о которых говорится на первом уроке, находят подтверждение в изученных произведениях и обобщаются на итоговом уроке.

Список использованной литературы

1. Гейлиг М. «Очерки по методике преподавания музыкальной литературы». М.1986.

2. Давыдов В. «Виды обобщения в обучении». М.1992

3. Как преподавать музыкальную литературу в XXI веке. – М., 2009.

4. Лагутин А. «Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ», М. 1982.

5. Лагутин А. «Основы педагогики музыкальной школы», М. 1985.

6. Марейчева О.А. Записки преподавателя музыкальной литературы.    Екатеринбург, 2005.

7. Прохорова И. «Преподавание музыкальной литературы в школе», М. 1965.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведения уроков баскетбола

Основы теоретических знаний, практическое развитие двигательных способностей, координации движений, скорости, силы, выносливости, гибкости - задачи уроков спортивных игр. Технические прие...

Мастер-класс "Подготовка и проведение уроков различного типа на основе использования ЭОР"

Методические рекомендации для организации и проведения уроков физики с использованием ЭОР...

Особенности проведения уроков физической культуры в ГБОУ СКОШ VII вида

В статье освещены особенности проведения уроков физкультуры в школе VII вида, трудности, формы работы с детьми с ЗПР на уроках для учащихся начальной школы. В приложении даны упражнения на релаксацию,...

Выступление на ШМО учителей начальных классов "Методические особенности проведения уроков физической культуры в соответствии с Требованиями ФГОС ноо"

Выступление на ШМО учителей начальных классов "Методические особенности проведения уроков физической культуры в соответствии с Требованиями ФГОС ноо"...

Подготовка и проведение уроков различного типа по истории на основе ЭОР

Материал предназначен для педагогов желающих ознакомится с рядом электронных образовательных ресурсов...