Программа "Юный садовод"
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ezeev_programma.docx | 198.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка
- Направленность программы
− Актуальность программы
− Отличительные особенности программы
− Цель программы
− Задачи программы
− Адресат программы
− Объём программы
− Формы организации образовательного процесса, виды занятий
− Срок освоения программы
− Режим занятий
− Планируемые результаты
− Формы подведения итогов реализации программы
− Нормативно-правовое обеспечение программы−
- Учебные планы и содержание учебных планов образовательных модулей
- Учебный план
− Учебно – тематический план
− Содержание программы
− Календарный учебный график−
- Комплекс организационно-педагогических условий
- Диагностический инструментарии
− Методическое обеспечение программы.
− Условия реализации программы.
− Список информационных ресурсов.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Занятия творческого объединения « Юный садовод» углубляет знания обучающихся по биологии ,химии и другим предметам прививают им интерес и любовь к природе и сельскому хозяйству, практические умения и навыки по выращиванию растений, изучению и охране природы. Занятия имеют также большое воспитательное значение. Кроме того знания по садоводству не предусмотрены в школьной программе.
Главное внимание уделяется изучению агротехники плодово- ягодных культур, методов получения высоких урожаев плодов и ягод, выращиванию высококачественного посадочного материала ,опытнической работе. Опыты проводятся на учебно-опытном участке МКУДО СЮН. Обучающиеся проводят наблюдения за ростом и развитием растений, за погодой, записывая их в дневники. Темы и перечень практических работ , а также часы на теоретические занятия и практические работы , предусмотренные программой исходя из местных условий могут изменяться .Ряд работ , связанных с уходом за растениями , проводится систематически независимо от прохождения той или иной темы. В процессе занятий предусмотрены экскурсии в сад МКУДО СЮН ознакомление обучающихся с методами работы передовиков .
При проведении практических занятий педагог воспитывает у обучающихся навыки культуры труда ( своевременное , аккуратное и тщательное выполнение порученной работы; содержание в чистоте инвентаря ,оборудования, инструментов), требовать от них соблюдения правил техники безопасности.
Работа обучающихся по борьбе с вредителями и болезнями проводится с использованием агротехнических , механических и биологических методов.
Актуальность программы
Эта программа дает возможность обучающимся развивать свои способности в области изучения растительного мира в частности садовых культур , применения полученных знаний и навыков на приусадебных участках у себя дома , расширить свой кругозор.
Занятия проводятся в нетрадиционной форме .Программа предусматривает активные формы и методы обучения конкурсы , викторины , конференции, экскурсии, то есть создавая условия для развития личности обучающегося.
Успех детей дает им стимул, способствует развитию самостоятельности мышления, мотивирует на создание более сложных и интересных работ, создает благоприятные условия для обучающихся с разным уровнем подготовки. В дальнейшем приобретённые специальные умения и навыки могут оказаться полезными при профессиональной ориентации обучающихся.
Новизна и главная отличительная особенность настоящей образовательной программы заключается в том, что при её реализации предусматривается выполнение принципа разноуровневости, обозначенного в Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р). Ведь именно технология разноуровневого обучения, лежащая в основе программы «Юный садовод», предполагает создание педагогических условий для включения каждого обучающегося в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Уровневая дифференциация образовательного процесса в свою очередь способствует выполнению ещё одного принципа дополнительного образования – его персонализации. Кроме того, отличительными особенностями данной программы является то, что она разработана на основе многолетнего опыта и, не только отвечает интересам обучающихся , их потребностям и желаниям, но и учитывает возрастные психологические особенности обучающихся. Программа личностно-ориентирована и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него. Использование современных образовательных технологий позволяет комплексно решать задачи обучения, воспитания и развития личности обучающегося.
Программа рассчитана на широкое использование всех видов межпредметных связей: с ботаникой, экологией. Программой предусмотрены различные формы проведения занятий: беседы, экскурсии, просмотр видеофильмов, составление проектов, проведение опытнической и исследовательской работы.
Цель программы
Целью данной программы является формирование экологической культуры во взаимоотношениях человека и природы ,развития мотивации обучающегося к познанию и дальнейшего профессионального самоопределения.
Задачи программы
Обучающие:
- Учить овладевать методами практической работы экологической направленности.
- Обучать методам самостоятельного поиска , систематизации , обобщения и научной информации.
- Воспитательные:
- Воспитывать в обучающихся бережное и ответственное отношение к окружающей среде , всему живому.
-способствовать воспитанию активной жизненной позиции младших школьников.
-формировать целостную личность , развивающуюся в гармонии природы.
- Развивающие:
- развивать навыки практической работы , исследовательской и проектной деятельности, творческие способности обучающихся.
-основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы , экскурсии, мониторинг , поисковая и исследовательская деятельность.
Адресат программы
Занятия в творческом объединении « Юный садовод» - групповые. В реализации программы принимают участие обучающиеся от 10 до 16 лет на основе добровольного вступления в объединение. Обучающиеся принимаются в объединение по заявлению от родителей. Обучающиеся объединяются в группы .
Группы первого и второго года обучения могут быть разновозрастными. Обучающиеся изучают единый теоретический материал , предусмотренный программой объединения , а практическое задание выбирают в зависимости от степени владения теоретической подготовкой и практическими навыками работы на учебно-опытном участке .
Объем программы
На освоение программы отводится всего 288 академических часов , из них :в первый год обучения (стартовый уровень) – 144 академических часов ;
второй год обучения (базовый уровень ) - 144 академических часов.
Режим работы
Занятия проводятся на протяжении всего учебного года за исключением официальных праздничных дней:
В первый год обучения – 2 раза в неделю по два академических часа
Во второй год обучения - 2 раза в неделю ;
Во время осенних , зимних и весенних каникул используются для проведения совместно с родителями обучающихся внеаудиторных занятий: праздников , экскурсий в музеи , в парки отдыха и досуга , в дендрарий , выставки, конкурсы рисунков, соревнования .
Планируемые результаты
Программа предполагает достижение обучающимися следующих личностных и предметных результатов.
Первый год обучения : (стартовый уровень)
Личностные результаты
- проявление начального уровня познавательного интереса к земле ,природе, мотивации к дополнительной образовательной деятельности по естественнонаучному творчеству ;
-способствовать реализовать творческий потенциал в собственной деятельности при работе на учебно-опытном участке.
-приобретение и развитие навыков сотрудничества в объединении , повышение уровня ценностных отношений друг к другу ,формирование коммуникативной компетентности в процессе практической , игровой деятельности;
-возросший уровень самостоятельности в приобретении новых знаний и умений, суждений , независимости и нестандартности мышления ;
-проявление первоначальных представлений о профессиях сферы сельскохозяйственного направления в соответствии с собственными интересами и возможностями обучающихся;
-изучать ягодные культуры :
Разбивать участки под ягодные культуры;
-обрабатывать почву под ягодные культуры;
-уметь ухаживать за ягодными культурами для получения экологически чистого урожая;
-умение использовать знания основ экологии в первичной исследовательской деятельности;
Второй год обучения ( базовый уровень)
Личностные результаты:
-проявление устойчивого интереса к выбранному профилю.
-изучать и научиться выращивать плодовые культуры;
-отбор типичных образцов ;
-закладка опытов и уход за плодовыми культурами;
-наблюдения и учеты;
-прививка плодовых культур ;
-обрезка плодовых деревьев ;
-определение состава почвы ;
-расчет экономической эффективности опытнической работы ;
-оформление результатов опытнической работы согласно стандартным требованиям.
-
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ:
- по направлению деятельности - исследовательская;
- по виду деятельности - практическая;
- по образовательной деятельности –естественнонаучная;
- по форме реализации - групповая, индивидуальная;
- по возрасту детей - для учащихся основной средней школы;
- по продолжительности реализации – трехгодичная;
- по функциональному назначению – образовательная.
Режим занятий:
Программа рассчитана на 2 года обучения.
В группах 1-го года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по два академических часа;
В группах 2-го года обучения – 3 раза в неделю по два академических часа.
Возраст обучающихся 9-16 лет.
Планируемые результаты
Результатом полученных знаний, умений и творчества обучающихся является создание проекта выбранного объекта озеленения, защита проекта и по мере возможности его реализация.
Программа предполагает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
На стартовом уровне: Личностные результаты - проявление начального уровня познавательного интереса к ландшафтному проектированию,
-приобретение и развитие навыков сотрудничества в объединении, повышение уровня ценностных отношений друг к другу, формирование коммуникативной компетентности в процессе практической, продуктивной, игровой деятельности;
- возросший уровень внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
- возросший уровень самостоятельности в приобретении новых знаний и умений, суждений, независимости и нестандартности мышления;
- повышенный уровень ответственности за результаты обучения;
Метапредметные результаты
- овладение простейшими составляющими исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, проводить несложные эксперименты, делать заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной и практической деятельности; планировать, организовывать, оценивать свои действия;
- овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- формирование умений работать в команде с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.
Предметные результаты:
обучающиеся должны знать:
- элементарную терминологию при чтении специальной литературы;
- технику безопасной работы;
обучающиеся должны уметь: - пользоваться специализированной литературой;
- использовать в практической деятельности по ландшафтному проектированию грамотную терминологию;
На базовом уровне
Личностные результаты - проявление устойчивого интереса к выбранному профилю;
- проявление интереса к исследовательской деятельности;
- проявление навыков самостоятельной работы (способность самостоятельно подбирать и использовать в работе специальную литературу;
- проявление адекватной самооценки при выполнении творческих работ;
-проявление социально-ценностных личностных качеств (трудолюбие, организованность, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и др.);
- овладение навыками сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в учебно-исследовательской, проектной творческой деятельности;
- укрепление здоровья детей. возросший уровень работоспособности.
Метапредметные результаты
- умение осуществлять «грамотный» поиск информации в сети интернет, работать с различным информационным материалом, самостоятельно подбирать необходимый инструментарий для реализации своих замыслов;
- развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;
- умение адекватно воспринимать оценку своих работ;
Подведение итогов реализации программы.
Формами предъявления результативности освоения программы является показательное выступление обучающихся на конференции, проводимой на Республиканском эколого-биологическом центре г. Владикавказ в виде защиты научно-исследовательских работ, а также оформления и участия в Республиканской выставке «Урожай года».
Нормативно-правовое обеспечение программы
1. Конвенция ООН о правах ребенка
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
3. Закон РСО- Алании «Об образовании»
4. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р)
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413)
6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008)
7. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (утв. письмом Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844)
8. Письмо МО и Н РФ от 18.11.15 № 09-3242 о направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
9. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»)
10. Инструкция по технике безопасности
11. Квалификационная характеристика педагога дополнительного образования (утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»)
2. Учебные планы и содержание учебных планов образовательных программ
Учебно - тематический план 1-года обучения
№п/п | Наименование темы | Количество часов | |||
Теория. | Практика | Экскурс. | Всего 144часа | ||
1 | Введение. Инструктаж по Т.Б. | 1 | - | 1 | 2 |
2 | Ягодные культуры ,их биологические особенности | 2 | 4 | 2 | 8 |
3 | Посадка ягодных культур. | 2 | 5 | 2 | 9 |
4 | Осенние работы на участке ягодников | 2 | 6 | - | 8 |
5 | Плодово-ягодный питомник | 2 | 4 | 1 | 7 |
6 | Плодородие почвы- основа высокого урожая ягодных культур | 3 | 2 | 1 | 6 |
7 | Вредители и болезни ягодных культур, меры борьбы с ними | 4 | 2 | 2 | 8 |
8 | Подготовка к опытнической работе | 2 | 4 | 2 | 8 |
9 | Садовый инвентарь | 3 | 2 | 1 | 6 |
10 | Зимние работы на участке ягодников и в питомнике | 2 | 3 | 1 | 6 |
11 | Размножение ягодных кустарников | 3 | 4 | 1 | 8 |
12 | Весенние работы на участке ягодников | 3 | 12 | - | 15 |
13 | Весенние работы в питомнике | 3 | 4 | 1 | 8 |
14 | Летние работы на участке ягодников | 2 | 4 | 2 | 8 |
15 | Летние работы в питомнике | 2 | 5 | 2 | 9 |
16 | Сбор урожая ягод | 2 | 6 | 1 | 8 |
17 | Переработка ягод | 2 | 3 | - | 5 |
18 | Размножение и посадка земляники | 2 | 4 | - | 6 |
19 | Подведение итогов | 3 | 3 | - | 6 |
ИТОГО: | 144 | 77 | 20 | 47 |
Учебно-тематический план второго года обучения
№п/п | Наименование темы | Количество часов | |||
Теория | Практика | Экскурс. | Всего 144часа | ||
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 | 2 |
2. | Культурные и декоративные плодовые культуры | 3 | 5 | 2 | 10 |
3. | Закладка плодового сада | 2 | 6 | 2 | 10 |
4. | Осенние работы в плодовом саду | 6 | 2 | - | 8 |
5. | Осенние работы в питомнике | 3 | 6 | 1 | 10 |
6. | И.В.Мичурин – великий преобразователь | 2 | 2 | - | 4 |
7. | Удобрения .Питание растений из почвы | 4 | 5 | - | 9 |
8. | Зимние работы в саду и питомнике | 3 | 5 | - | 8 |
9. | Вредители и болезни плодовых культур, меры борьбы с ними | 6 | 4 | - | 10 |
10 | Современный стиль разбивки сада | 6 | 3 | - | 9 |
11 | Научно-исследовательская работа | 4 | 6 | - | 10 |
12 | Формирование кроны и обрезка плодового дерева | 2 | 7 | - | 9 |
14 | Прививки плодовых деревьев | 5 | 5 | - | 10 |
15 | Весенние работы в плодовом саду | 3 | 6 | 1 | 10 |
16 | Весенние работы в питомнике | 3 | 4 | 2 | 9 |
17 | Сбор урожая плодов | 1 | 6 | - | 7 |
18 | Переработка плодов | 2 | 4 | - | 6 |
19 | Подведение итогов | - | 3 | - | 3 |
итого | 61 | 74 | 9 | 144 | |
Содержание учебно-тематического плана 1 года обучения
Раздел I. Введение. Инструктаж по технике безопасности (2 ч)
Теория .Знакомство с обучающимися . Внутренний распорядок учреждения; правила поведения в учебном кабинете, учреждении. Требования к учащимся. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с целями и задачами образовательной программы «Юный садовод « Ознакомление с режимом работы объединения, расписанием занятий.
Экскурсия. Фенологическое наблюдение за деревьями и кустарниками.
Раздел II. Ягодные культуры , их биологические особенности (8ч)
Теория: Ягодные культуры их биологические особенности и хозяйственная характеристика.
Практика: Ознакомление с ягодными культурами , и установление различий между видами. Определение возраста куста ягодного кустарника. Работа со справочной литературой.
Экскурсия .На пришкольный учебно-опытный участок ягодников.
Раздел III. Посадка ягодных культур (9ч).
Теория: Требования к участку и почве для ягодных культур в связи с их биологическими особенностями ; требования к качеству посадочного материала; значение высококачественного посадочного материала ягодников для их последующего роста и урожая; техника и сроки посадки , послепосадочный уход и его значение для приживаемости , дальнейшего роста и развития растений.
Практика. Составление схемы посадки растений на участке ягодников .Разбивка участка под посадку. Подготовка почвы. Внесение удобрений. Копка ям. Подготовка посадочного материала к посадке. Посадка ягодных культур. Послепосадочный уход. Работа со справочной литературой.
Экскурсия. На ООО Артель «САДОВОД» для ознакомления с машинами и орудиями , применяемые в садоводстве.
Раздел IV. Осенние работы на участке ягодников ( 8ч).
Теория: Значение своевременной подготовки ягодников к зиме ; виды осенних работ на участке ; сроки их проведен
Практика: Уборка опавших листьев и мусора. Внесение удобрений и перекопка почвы. Вырезка сухих побегов у малины
Раздел V. Плодово-ягодный питомник (7ч)
Теория: Назначение питомника. Способы размножения плодово-ягодных растений. Выращивание саженцев ягодных кустарников и плодовых деревьев. Требования к участку , подготовка почвы под питомник. Виды и сорта плодовых культур, используемых для подвоев, значение осеннего посева семян яблонь ,груш и осенней посадки черенков смородины.
Практика: Презентация «Плодовый питомник».
Заготовка семян яблонь ,груш. Составление схемы размещения полей в питомнике. Подготовка почвы. Осенний посев семян яблонь , груш. Посадка черенков смородины .Общественно полезный труд. Помощь ООО Артель « САДОВОД» в уборке урожая плодов. Сбор семян плодовых и лесных пород. Посев семян и посадка черенков в питомнике учебно-опытного участка МКУ ДО СЮН. Участие в посадке и охране зеленых насаждений ; сбор кормов для подкормки зимующих птиц.
Раздел VI. Плодородие почвы - основа высокого урожая ягодных культу (6ч).
Теория: Понятие о почве и ее плодородии; требования ягодных растений к основным элементам питания из почвы. Виды удобрений , их значение для роста , развития ; и урожайности ягодных растений.
Практика: Презентация « Почва и ее плодородие». Определение механического состава , влажности, влагоёмкости и водопроницаемости почвы на участке ягодников. Распознавание минеральных удобрений
Раздел VII. Вредители и болезни ягодных культур , меры борьбы с ними (8ч).
Теория: Наиболее распространенные вредители и болезни ягодных растений , вред , причиняемый ими. Меры борьбы с болезнями и вредителями. Биологический метод борьбы с вредителями ; охрана и привлечение полезных птиц.
Практика: Ознакомление с основными вредителями и болезнями ягодных культур по коллекциям , изготовление искусственных гнездовий птиц , составление5 календаря борьбы с вредителями и болезнями на участке ягодников. Работа со справочной литературой.
Раздел VIII. Подготовка к опытнической работе (8ч).
Теория: Значение науки в развитии садоводства, в продвижении его на север , в повышении урожай ности плодов и ягод .Достижения ученых и передовиков –садоводов. Значение опытнической работы обучающихся , основные требования к закладке опытов с ягодными культурами. Встреча со специалистами сельского хозяйства ; беседа о задачах исследовательской работы , о достижениях науки и практики по получению высоких урожаев ягод , по выведению новых перспективных сортов , о тематике опытов с ягодными культурами , доступной для юных опытников.
Практика : Презентация « Учись ставить полевые опыты». Разработка планов проведения опытов , оформление записей в дневнике . Работа со справочной литературой.
Раздел IX. Садовый инвентарь (6ч).
Теория: Устройство и назначение садового инвентаря , требования к его качеству.
Практика :Ознакомление с садовым инвентарем ,его ремонт. Подготовка к работе..
Раздел X. Зимние работы на участке ягодников и в питомнике (6ч).
Теория: Понятие о фенофазах , стадиях покоя и вегетации растений. Биологическая сущность стратификации семян ; техника стратификации .
Практика: Отряхивание и уплотнение снега в плодово-ягодном саду пришкольного участка ; подкормка зимующих птиц ; изготовление искусственных гнездовий для птиц ; сбор гнезд зимующих вредителей
Раздел XI.Размножение ягодных кустарников (8ч).
Теория .Способы размножения ягодных кустарников (отводками , корневыми
отпрысками , стеблевыми черенками и т.д. ) , техника размножения.
Практика: Размножение крыжовника отводками . Срезка и посадка в питомнике черенков смородины. Презентация «Вегетативное размножение растений».
Раздел XII. Весенние работы на участке ягодников(15ч).
Теория: Биологические основы обрезки ягодных кустарников и техника обрезки ; виды весенних работ по уходу за ягодниками и особенности их проведения в связи с фенофазами развития , требования к качеству выполнения работ.
Практика: Обрезка кустов ягодников , внесение удобрений , перекопка , рыхление , мульчирование почвы на участке ягодников , повязка малины. Проведение борьбы с насекомыми – вредителями. Наблюдение за ростом и развитием ягодных культур.
Раздел XIII. Весенние работы в питомнике(8ч).
Теория: Условия произрастания семян , роста и развития сеянцев ; условия обеспечивающие приживаемость, рост и развитие черенков ягодников. Техника работ по посеву и пикировке сеянцев. Посадка черенков ягодников. Требования к выполнению работы.
Практика: Подготовка почвы и посев стратифицированных семян плодовых растений . Посадка черенков смородины. Пикировка всходов . Уход за сеянцами и черенками . Наблюдения за ростом и развитием растений .Запись наблюдений в дневник.
Экскурсия. Общественно полезный труд. Участие в посадке кустарников и весенних работах на Аллее Славы. Участие в пикировке сеянцев в питомнике учебно-опытного участка. Развешивание искусственных гнездовий для птиц на пришкольном участке и учебно-опытном участке МКУ ДО СЮН. Участие в озеленении дорог , села , города.
Раздел XIV. Летние работы на участке ягодников (8ч).
Теория: Виды агротехнических работ по уходу за ягодными культурами летом. Значение этих работ , сроки и техника их проведения.
Практика: Рыхление почвы , прополка , подкормка ягодных культур , удаление усов земляники , распознавание вредителей и болезней ягодников , борьба с ними. Определение потребности растений , в питательных веществах по внешнему виду и приборами. Изготовление наглядных пособий.
Раздел XV.Летние работы в питомнике (9ч).
Теория : Летний уход за растениями в питомнике. Сроки и техника проведения работ. Размножение ягодников зелёными черенками, сроки и техника черенкования. Окулировка – основной способ размножения плодовых растений, подготовка подвоев к окулировке, заготовка черенков, техника и сроки окулировки.
Практика: Прополка, подкормка растений в питомнике, борьба свредителями. Определение потребности растений в питательных веществах по их внешнему виду и с помощью приборов. Посадка зелёных черенков. Окулировка дичков. Изготовление наглядных пособий.
Раздел XVI. Сбор урожая ягод(8ч).
Теория : Понятие о сорте , районирование сортов их биологическая и хозяйственная характеристика и техника сбора ягод.
Практика: Ознакомление с сортами ягодных культур , их описание , дегустация ягод. Сбор урожая ягод , учет урожая. Изготовление наглядных пособий.
Экскурсия: В ООО Артель « САДОВОД» для ознакомления с сортами ягодников.
Раздел X VII. Переработка ягод (4ч).
Теория : Значение , способы и техника переработки ягод; требования к качеству продукции.
Практика : Подготовка ягод к переработке. Консервирование ягод. Приготовление варенья , компотов и соков.
Экскурсия : На консервный завод по переработке плодов и ягод.
Раздел XVIII. Размножение и посадка земляники (6ч).
Теория: Размножение земляники усами . Условия , способствующие получению хорошего посадочного материала земляники. Требования к участку и почве. Правила посадки и уход за посаженными растениями.
Практика: Подготовка почвы под посадку земляники. Заготовка усов , посадка их. Уход за посаженными растениями. Изготовление наглядных пособий.
Раздел XIX. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ (6ч).
Теория : Итоги научно-исследовательских работ. Оформление дневников. Участие в Республиканском конкурсе «Юные исследователи окружающей среды». Изготовление наглядных пособий. Участие в празднике урожая в муниципальном и республиканском уровнях. Участие в работах по уходу за ягодными культурами на учебно-опытном участке МКУДО СЮН и пришкольных участках.
Содержание учебно-тематического плана2 года обучения
Раздел I : Вводное занятие ( 2ч).
Теория: Знакомство с планом работы творческого объединения «Юный садовод».Инструктаж по ТБ.
Экскурсия : Учебно – опытный участок СЮН.
Раздел II: Культурные и декоративные плодовые культуры, их биологические особенности (10ч).
Теория : Наиболее распространенные плодовые культуры, их биологические особенности и хозяйственная характеристика. Строение плодового дерева, его возрастные периоды.
Практика: Ознакомление с внешними признаками дерева. Определение возраста плодового дерева. Распознавание плодовых образований (кольчатки, копьеца, прутика). Изготовление наглядных пособий.
Экскурсия на участок станции. Требования к качеству посадочного материала. Агробиологические требования к посадке плодовых деревьев и послеосадочному уходу за ними. Механизация работ по закладке сада.
Раздел III : Закладка плодового сада (10ч.)
Теория: Виды, сроки и техника проведения работ. Требования к качеству их выполнения.
Практика. . Закладка плодового сада. Требования плодовых культур к условиям жизни. Выбор участка под сад, разбивка участка, подготовка почвы, внесение удобрений. Копка ям под плодовые культуры. Требования к качеству посадочного материала. Агробиологические требования к посадке плодовых деревьев и послеосадочному уходу за ними. Механизация работ по закладке сада. Разбивка участка под посадку сада. Подготовка почвы и внесение удобрений. Копка ям. Подготовка саженцев к посадке, посадка. Уход за посаженными растениями. Работа со справочной литературой.
Раздел IV. Осенние работы в плодовом саду.
Теория: виды, сроки и техника проведения работ. Требования к качеству их выполнения .
Практика: Перекопка почвы и внесения удобрений, выкопка корневой поросли косточковых. Окучивание и обвязка лапником молодых деревьев в саду. Очистка и побелка штамбов. Сбор гнезд зимующих вредителей и их уничтожение. Взятие образцов почв сада для анализа.
Общественно полезный труд в осенний период. Участие в осенних работах по уходу за участкам станции.
Сбор семян плодовых и лесных пород. Участие в посадке и охране зеленых насаждений.
Раздел V. Осенние работы в питомнике (10ч.)
Теория: виды, сроки и техника проведения работ. Требования к качеству их выполнения .
Практика: выкопка, сортировка, прикопка сеянцев. Выкопка саженцев. Ревизия окулировок. Перекопка почвы и внесения удобрений.
Экскурсия в плодовый питомник СЮН, пришкольный участок. Сбор семян плодовых и лесных пород.
Раздел VI. И.В.Мичурин – великий преобразователь природы.
Теория: Работы И.В.Мичурина по выведению новых сортов плодовых растений. Основные сорта плодовых растений, выведенные И.В.Мичуриным. Новые плодовые растения , введенные в культуру. Презентация Ролика «Мичурин».
Практика: Подготовка и поведения вечера, посвященного И.В.Мичурину. Выступления обучающихся о жизни и работе И.В.Мичурина. Организация выставки.
Раздел VII. Удобрения. Питание растений из почвы.(9ч.)
Теория: Потребность плодовых растений в питательных веществах в разные фазы роста и развития. Виды минеральных удобрений, используемых в плодоводстве, их влияние на рост, развитием плодоношение растений. Техника проведения простейшего анализа почвы и удобрений.
Практика: Знакомство с приборами, применяемыми для анализа почвы, подготовка образцов почвы к анализу. Проведение анализов почвы на кислотность , содержание гумуса, подвижных форм фосфора, калия. Составление картограмм. Распознание удобрений с помощью простейших химических реакций. Расчет доз удобрений под плодовые растения. Работа со справочной литературой.
Экскурсия в агрохимическую лабораторию, ознакомление с приборами и работами по проведению анализа почв.
Раздел VIII/. Зимние работы в саду. (8ч.)
Теория: Виды зимних работ в саду. Зимняя прививка. Биологическая сущность и хозяйственная целесообразность зимних прививок.
Практика: Стряхивани е снега с ветвей для предупреждения поломок. Сбор и уничтожение зимующих гнезд насекомых – вредителей. Уплотнение снега деревьев. Снегозадержание. Зимняя прививка. Уход за привитыми растениями. Заготовка черенков для весенних прививок.
Раздел IX. Вредители и болезни плодовых культур, меры борьбы с ними.(10ч.)
Теория: Наиболее распространенные вредители и болезни плодовых культур. Меры борьбы с ними.
Практика: Ознакомление с болезнями и вредителями плодовых культур по коллекциям. Составление календаря плодовых культур, работ по борьбе с вредителями и болезнями в саду.
Раздел X. Опытническая работа.(9ч.)
Теория: продолжение опытнической работы с плодовыми культурами, начатой по плану первого года занятий (Тема 8) . Подведение итогов. Общественно-полезный труд. Проведение работ по снегозадержанию на учебно-опятном участке. Сбор зимующих вредителей.
Раздел XI. Формирование кроны и обрезка плодового дерева.
Теория: Агробиологические требования к формированию и обрезке плодового дерева в зависимости от сорта и возраста дерева.
Практика: Формирование и обрезка плодовых деревьев разного возраста. Работа с литературой.
Экскурсия: в плодовый пришкольный сад с целью знакомство сформированием и обрезкой плодовых деревьев.
Раздел XII. Прививки плодовых растений.(10ч.)
Теория: Прививки как один из способов вегетативного размножения .Виды ,сроки и техника прививок. Условия сращивания подвоя с привоем. Процессы , происходящие при срастании тканей привоя и подвоя.
Практика:. Заготовка черенков, прививка дичков. Прививка черенков в крону взрослых деревьев. Уход за прививками, изготовление наглядных пособий.
Раздел XIII. Весенние работы в саду(10ч)
Теория:. Виды весенних работ по уходу за молодым и плодоносящим садом. Сроки и техника их проведения. Механизация работ в плодовом саду.
Практика: Очистка и побелка штамбов. Сбор и уничтожение гнезд вредителей.
Перекопка почвы и внесения удобрений. Мульчирование приствольных кругов.
Раздел XIV.Весенние работы в питомнике.(9ч.)
Теория: Биологические основы закладки кроны, плодового дерева. Сроки и техника проведения весенних работ в питомнике. Механизация работ в плодовом саду.
Практика: весенняя ревизия окулировок. Обрезка на шип, обрезка однолеток, посадка подвоев. Обработка почвы. Внесение удобрений. Участие в посадке плодовых деревьев и в озеленении дорог села, города.
Раздел XV. Летние работы по уходу за садом.(10ч.)
Теория: Виды летних работ по уходу за молодым и плодоносящим садом. Сроки и техника их проведения. Механизация работ по уходу за садом.
Практика. Прополка, рыхление почвы. Подкормка и полив. Прищипка и удаление побегов у двухлеток. Вырезка шипа. Борьба с вредителями. Изготовление наглядных пособий.
Раздел XVI. Летние работы в питомнике.(9ч.)
Теория: Виды, сроки и техника проведения летних работ в питомнике. Механизация работ в питомнике.
Практика: прополка, рыхление почвы. Подкормка и полив. Прищипка и удаление побегов у двухлеток. Вырезка щипа. Борьба с вредителями. Изготовление наглядных пособий.
Раздел XVII. Сбор урожая плодов. (9ч.)
Теория: Основные районированные сорта плодовых растений. Их биологическая и хозяйственная характеристика. Биологическая и хозяйственная спелость плодов. Сроки и техника сбора урожая.
Практика. Знакомство с сортами плодовых культур, описание, различных сортов и косточковых и семечковых пород. Сбор урожая и учет его. Изготовление наглядных пособий.
Раздел XVIII. Переработка плодов . (8ч.)
Теория: Способы и техника переработки плодов. Требования качеству продукции.
Практика: Подготовка плодов к переработке. Сушка, консервирование. Приготовление варенья, компотов, соков.
Раздел XIX.
Теория: Подведение итогов. Работа проводится по программе первого года занятий.
Общественно-полезный труд. Участие в работе по уходу за плодовыми растениями на учебно-опытном участке СЮН.
3.Комплекс организационно- педагогических условий
- Диагностический инструментарии.
При изучении разделов образовательной программы стартового уровня обучающиеся получат первоначальные представления и умения по изучению садоводства , технологий и их влиянии на людей и окружающую нас среду , о сфере деятельности и общественных производствах. Для первого года обучения на базовом уровне численность младших обучающихся в группах реально –возможная 12-15 человек .В этой возрастной группе обучающиеся получают базовыe навыки работы в саду , на участке , в работе с литературой. Изложение теоритического материала и все пояснения даются одновременно всем членам объединения фронтально. В практической части занятия все обучающиеся выполняют одно и то же задание. При проведении занятий используются метод консультаций и работы со справочной литературой.
Обучение на базовом уровне требует организации деятельности, направленной на значительное изменение прототипа, существенным образом меняющее первоначальный образец.
Методическое обеспечение:
Формы организации работы в творческом объединении
- коллективная
- групповая
- индивидуальная.
Занятия проводят в нетрадиционной форме, в виде круглого стола, в виде викторины, конференции:
- беседы
- конкурсы
- выставки
- экскурсии
- праздники
Во время занятий используется:
- практический метод
- дидактический материал
- технические средства
- работой с книгой
- словесный метод.
Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Данная программа может быть выполнена при реализации следующих условий :
-наличие квалифицированных , увлеченных педагогов дополнительного образования ;
- наличие лаборатории или учебного кабинета , оборудованных современными приспособлениями и программным обеспечением ;
- организация образовательного процесса в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству , содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования и инструкциями по технике безопасности и охране труда , требованиями противопожарной безопасности ;
-наличие информационного обеспечения – аудио -, видео-, фото-, интернет источников ;
Требования к помещению:
Общая площадь не менее 70-80 кв/м. ( включая помещение для складирования инструментов (20 кв/м).
Должно быть освещено в соответствии с существующими нормами и правилами;
Комплектация помещения:
Аптечка медицинская
Доска классная
Стол преподавателя
Стол рабочий
Стул
Шкаф для хранения работ (поделок из природного материала).
Учебное оборудование
- Компьютерный комплекс:
а) компьютерный стол – один
б) компьютер - один
в) принтер – один
г) сканер – один
д) модем – один
е) интерактивная доска – один
ж) фотоаппарат – один
Ручной инструмент
Садовый инвентарь – все виды.
Методическая литература :
1. Азбука садовода ( в вопросах и ответах ) М. Колос , 1968 год.
2 .Бурмистров А.Д. « Ягодные культуры « , Колос , 1972 г
3. Камшилов Н.А. « Практические советы по садоводству « Москва Колос , 1971 г.
4. Кордон Р.Я., Карамышева В.И. , «Яблоня « , Лениздат , 1968 год.
5. Мичурин И.В. « Итоги полувековых работ « , Москва , Сельхозиздат , 1939 г.
6. Перевод с английского , Москва Колос , 1971 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Садовод-любитель. Из цикла "Мир моих увлечений"
Совместно с ребятами из класса мы работали над темой "Я в мире, мир во мне". Начальный этап работы состоял из презентаций на тему "Мир моих увлечений". Я, как классный руководитель, приняла участие и ...
Из опыта работы, статья "Исследовательская деятельность в рамках реализации образовательной программы «Юные садоводы»"
Исследовательская деятельность обучающихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, став...
Применение информационно- коммуникационных технологий на занятиях в объединении «Юные садоводы»
Однозначно, применение компьютерной техники на занятиях объединения позволяет сделать его привлекательным, более эмоциональным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения. Комп...
Авторская программа кружка "Юный садовод"
Данная рабочая программа предназначена для учащихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости и разработана в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка организации...
НОД "Знакомство с профессией садовода"
НОД по познавательному развитию в старшей группе детского сада....
Программа дополнительного образования "Юный садовод"
Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, сменившее, традиционное представление в программах ознакомления детей с природой. Отличительная особенность программы состоит в гарм...