Рабочая программа по финансовой грамотности
рабочая программа

Пакина Ирина Васильевна

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (НОО, ОО, СОО)

на основе авторской программы по курсу «Введение в финансовую грамотность» , авт. О.Н. Исупо ва, А. А. Козлова, Е.С. Королькова, издательство «Банк России», Москва, 2018 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_finansovoy_gramotnosti_1-3_klass.docx80.99 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

(общеинтеллектуальное направление)

(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс)      начальное общее, 1- 3 классы (7 – 9 лет).

                                                    (начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)  

Количество часов 1 кл. – 33 ч.;  2 кл., 3 кл. – 34 ч.

Учитель: Пакина Ирина Васильевна

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (НОО, ОО, СОО)

на основе авторской программы по курсу «Введение в финансовую грамотность» , авт. О.Н. Исупо ва, А. А. Козлова, Е.С. Королькова, издательство «Банк России», Москва, 2018 год.

указать автора(ов) программы, которая взята за основу, УМК)

Пояснительная записка.

Программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным  образовательным стандартом  начального общего образования, Москва  2013 год, на основе авторской программы по курсу «Введение в финансовую грамотность», авт. О.Н. Исупова, А. А. Козлова, Е.С. Королькова, издательство «Банк России», Москва, 2019 год.

Курс «Финансовая грамотность» для 1-3 классов является пропедевтическим. При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста.

Место учебного курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность», 1-3 классы, в плане внеурочной деятельности 1 класс – 33 часа, 1 час в неделю; 2 класс - 34 часа, 1 час в неделю;   3 класс - 34 часа.

Цель  программы:

развитие экономического образа мышления;

воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Содержание программы:

При отборе содержания, учитывался личный социальный опыт учащихся и их интересы. Учебно-методический комплекс (УМК) по данному курсу, в состав которого входят учебное пособие, практикум и комплект рабочих тетрадей, ориентирован на изучение вопросов финансовой грамотности в рамках основной образовательной программы начальной школы по предметам «Окружающий мир», «Математика», «Технология».

Они строятся на разнообразных жизненных ситуациях, связанных с миром финансов . Ситуации ориентируют учащихся на осмысление предложенных моделей поведения участников описываемых процессов и событий, выражение собственного мнения относительно их действий, приведение аргументов и контраргументов . Некоторые из ситуаций не имеют однозначного решения и побуждают выстраивать варианты возможных и целесообразных способов действия

Весь учебный материал сгруппирован в 5 модулей. Модули определены сообразно различным сферам финансовых отношений в обществе. В содержание каждого модуля вошли доступные возрасту младших школьников аспекты финансовой грамотности, отражаемые в темах отдельных занятий.

Темы занятий от первого до третьего  класса выстроены в определённой содержательной преемственности . Каждая тема занятия представлена во всех элементах учебно-методического комплекса: в пособии, практикуме, рабочей тетради .

Содержание заданий даёт возможность применить их как для индивидуальной деятельности, так и для групповой работы учащихся. Место и форма работы с тем или иным заданием определяются учителем в зависимости от уровня подготовленности учащихся, их личного учебного опыта, а также целей и задач урока .

         Каждый модуль в УМК имеет свою цветовую маркировку, в соответствии с которой та или иная тема занятия в пособии, практикуме и рабочей тетради даётся определённым цветом.

Модули по финансовой грамотности

№ п\п

Модуль

Содержание модуля (аспекты финансовой грамотности)

Цветовая

маркировка

Зачем нужны деньги и как они появились

Зачем нужны деньги . Как появились деньги . Деньги в разных странах

фиолетовый

Доходы и расходы семьи

Семейный бюджет . Планирование семейного бюджета . Доходы и расходы семьи . Заработная плата родителей

синий

Учимся копить и тратить

Личные денежные средства. Товары и покупки. Финансовые цели и планы

зелёный

Осторожно! Финансово опасно!

Опасности финансового рынка (финансовый обман)

красный

Своё дело

Основы предпринимательства в игровой форме

жёлтый

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты

У младшего школьника будут сформированы:

  • осознание себя как члена семьи, готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
  • учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
  • самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;
  • ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;
  • понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
  • понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.

Младший школьник получит возможность для формирования:

  • понимания необходимости освоения финансовой грамотности  семейного  бюджета и основные принципы его составления;
  • понимания обязательных и желательных расходов;
  • основ грамотного поведения покупателя;
  • понимания  мошенничества и основных способах защиты от него.

Метапредметные результаты

Познавательные:

Младший школьник научится:

  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;
  • использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
  • примененять математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач .
  • владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.
  • осозновать  нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Младший школьник получит возможность научиться:

• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные:

Младший школьник  научится:

• определять личные цели развития финансовой грамотности;

• ставить финансовые цели;

• составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

• проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;

• оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;

• корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;

• использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;

• корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.

Младший школьник получит возможность научиться:

• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

Коммуникативные:

Младший школьник научится:

• осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;

• слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;

• излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;

• осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Младший школьник получит возможность научиться:

• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;

• формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.

Предметные результаты

Младший школьник научится:

  • понимать и правильно использовать экономические термины;
  • представлять  роль денег в семье и обществе;
  • уметь характеризовать виды и функции денег;
  • знать источники доходов и направлений расходов семьи;
  • рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения;
  • проводить элементарные финансовые расчёты.

Младший школьник получит возможность научиться:

• понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно);

• понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;

• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет);

• распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица);

• планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц;

• объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.

Занятия, направленные на изучение финансовой грамотности, ориентированы на перенос полученных знаний на самостоятельные мотивированные действия обучающихся начальной школы, выражающиеся в финансово грамотных моделях поведения

Учебно – тематический план

Наименование разделов,

блоков, тем.

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Аудиторных

Внеаудиторных

I год обучения

33

22

11

Модуль 1. Зачем нужны деньги и как они появились

5

4

1

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников

Моделировать в ходе практической работы ситуации с банковскими картами.

Оценивать личное отношение к семейному бюджету

Проводить элементарные финансовые расчёты.

Рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет.

Извлекать необходимую информацию о доходах и расходах семьи

Обсуждать и объяснять экономические термины

Определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения

Моделировать в ходе практической деятельности финансовые маршруты

Обсуждать и объяснять правила разумных покупок

Моделировать и оценивать ситуации, когда рискуешь деньгами

Извлекать необходимую информацию о доходах и расходах «Своего дела»

Зачем нужны деньги

1

1

Как появились деньги .

1

1

Деньги в разных странах

1

1

Зачем семье сбережения

1

1

Банковские карты

1

1

Модуль 2. Доходы и расходы семьи

9

6

3

Семейный бюджет .

1

1

Планирование семейного бюджета .

1

1

Что такое расходы.

1

1

Важные расходы

1

1

Вредные покупки

1

1

Доходы и расходы семьи .

1

1

Заработная плата родителей

1

1

Покупки для семьи

1

1

«Хочу» или  «Нужно»

1

1

Модуль 3. Учимся копить и тратить

7

5

2

Личные денежные средства.

1

1

Как распоряжаться карманными деньгами

1

1

Разумные покупки

1

1

Товары и покупки.

1

1

Финансовые цели и планы

1

1

Сколько стоит автомобиль?

1

1

Траты после покупки

1

1

Модуль 4. Осторожно! Финансово опасно!

8

4

4

Кто такие мошенники

1

1

Деньги настоящие и ненастоящие

1

1

Когда рискуешь деньгами

1

1

Если нужно взвешивать

1

1

Опасности финансового рынка (финансовый обман)

1

1

«Жизненная математика»

1

1

Что такое страхование

1

1

Когда берешь в долг

1

1

Модуль 5. Своё дело                                                                                                                    

4

3

1

1.

Что такое «Свое дело»

1

1

3.

Легко ли вести свое дело

1

1

4.

Основы предпринимательства в игровой форме

1

1

5.

Привлекательное дело

1

1

II год обучения

34

25

9

Модуль 1. Зачем нужны деньги и как они появились

6

5

1

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний

Моделировать в ходе практической работы ситуации с банковскими картами

Оценивать личное отношение к семейному бюджету

Проводить элементарные финансовые расчёты.

Рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет.

Извлекать необходимую информацию о доходах и расходах семьи

Обсуждать и объяснять экономические термины

Определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения

Моделировать в ходе практической деятельности финансовые маршруты

Обсуждать и объяснять правила разумных покупок

Моделировать и оценивать ситуации, когда рискуешь деньгами

Умело действовать в чрезвычайных ситуациях

Обсуждать коллективно суть финансовой информации

Характеризовать опасные и безопасные ситуации. Извлекать необходимую информацию о доходах и расходах «Своего дела»

Зачем нужны деньги .

1

1

Как разумно делать покупки

1

1

Купюры и монеты

1

1

Картинки для плаката

1

1

Разумные действия

1

1

Список покупок

1

1

Модуль 2. Доходы и расходы семьи

9

9

Семейный бюджет .

1

1

Из чего состоят доходы семьи

1

1

Как я могу помочь семье

1

1

Полезное увлечение

1

1

Зачем планировать расходы

1

1

Лакомство для Мишки

1

1

Расходы семьи. Задачи.

1

1

Расходы семьи. Составление плаката.

1

1

Пословицы о труде

1

1

Модуль 3. Учимся копить и тратить

7

4

3

Личные денежные средства.

1

1

Как распоряжаться личными денежными средствами

1

1

Сдача

1

1

Подарок на день рождения

1

1

Полезный плакат

1

1

Покупки

1

1

Траты после покупки

1

1

Модуль 4. Осторожно! Финансово опасно!

7

3

4

Кто такие мошенники

1

1

Поговорки. Жертвы обмана.

1

1

Советы одноклассникам

1

1

Где можно встретить мошенников

1

1

Опасности финансового рынка (финансовый обман)

1

1

«Жизненная математика»

1

1

Поход на рынок

1

1

Модуль 5. Своё дело                                                                                                                    

5

4

1

1.

Сколько надо заплатить

1

1

2.

Легко ли вести свое дело

1

1

3.

Мишка - бизнесмен

1

1

4.

Загадочная надпись

1

1

5.

Итоговое занятие  «Загадочный кроссворд»

1

1

Обсуждать и объяснять экономические термины

III год обучения

34

29

5

Модуль 1. Зачем нужны деньги и как они появились

5

5

Извлекать необходимую инормацию из учбника и дополнительных источников знаний

Моделировать в ходе практической работы ситуации с банковскими картами.

Оценивать личное отношение к семейному бюджету

Проводить элементарные финансовые расчёты.

Рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет.

Извлекать необходимую информацию о доходах и расходах семьи

Обсуждать и объяснять экономические термины

Определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения

Моделировать в ходе практической деятельности финансовые маршруты

Обсуждать и объяснять приобретение разумных  покупок

Моделировать и оценивать ситуации, когда рискуешь деньгами

Закрепитьзнания о доходах и расходах «Своего дела»

Для чего  нужны деньги .

1

1

Рубли и копейки .

1

1

Загадки

1

1

Поговорки

1

1

Деньги в разных странах

1

1

Модуль 2. Доходы и расходы семьи

9

8

1

Доходы и расходы семьи.

1

1

Список расходов

1

1

Составление бюджета на месяц

1

1

Хватит ли денег

1

1

В гостях у сказки

1

1

Доходы и расходы семьи .

1

1

Цель и ваши средства. Что делать?

1

1

Покупки семьи

1

1

Стихи - загадки

1

1

Модуль 3. Учимся копить и тратить

7

5

2

Покупки на рынке. Овощи

1

1

Ваша сдача

1

1

Памятка покупателю

1

1

Товары и покупки.

1

1

Финансовые цели и планы

1

1

Задачи «Если нужно взвешивать»

1

1

Кроссворд «Если нужно взвешивать»

1

1

Модуль 4. Осторожно! Финансово опасно!

8

7

1

Деньги настоящие и ненастоящие

1

1

Сувенирные деньги

1

1

Когда рискуешь деньгами

1

1

Рискованные действия

1

1

Трудное решение

1

1

Кто потеряет деньги

1

1

Плакат - предупреждение

1

1

Когда берешь в долг

1

1

Модуль 5. Своё дело                                                                                                                    

5

4

1

1.

Легко ли вести свое дело

1

1

3.

Подсчитаем убытки

1

1

4.

Помогите Пекарю. Конкуренция.

1

1

5.

Рекламный плакат. Слоган.

1

1

6

Поиграем в дизайнера

1

1

Содержание программы

Наименование раздела (модуля)

Всего

1 класс

2 класс

3 класс

Зачем нужны деньги и как они появились

16

5

6

5

Доходы и расходы семьи

27

9

9

9

Учимся копить и тратить

21

7

7

7

Осторожно! Финансово опасно!

22

8

7

8

Своё дело

14

4

5

5

33

34

34

 

1 класс

Раздел (модуль)

Формы организации

Виды деятельности

Зачем нужны деньги и как они появились

Зачем нужны деньги .

круглый стол

познавательная  

Как появились деньги .

игра

познавательная

Деньги в разных странах

путешествие

проблемно –ценностное общение

Зачем семье сбережения

день встречи с родителями

проблемное общение

Банковские карты

беседа

познавательная

Доходы и расходы семьи

Семейный бюджет .

беседа

познавательная

Планирование семейного бюджета .

познаваельная игра

игровая

Что такое расходы.

ролевая игра

познавательная

Важные расходы

познавательная игра

познавательная

Вредные покупки

моделирующая игра

игровая

Доходы и расходы семьи .

социально-моделирующая игра

игровая

Заработная плата родителей

проблемно-ценностная дискуссия

познавательная

Покупки для семьи

поход в магазин

опыт социального действия

«Хочу» или  «Нужно»

работа с иллюстративным материалом, беседа, мозговой штурм

познавательная

Учимся копить и тратить

Личные денежные средства.

ролевая игра

игровая

Как распоряжаться карманными деньгами

Социально-моделирующая игра

игровая

Разумные покупки

познавательные беседы

социальная

Товары и покупки.

беседа

познавательная

Финансовые цели и планы

беседа

проблемно –ценностное общение

Сколько стоит автомобиль?

детские исследовательские проекты

познавательная

Траты после покупки

Проблемно-ценностное общение

социальная

Осторожно! Финансово опасно!

Кто такие мошенники

познавательные беседы

социальная

Деньги настоящие и ненастоящие

беседа

познавательная

Когда рискуешь деньгами

проблемно-ценностное общение

социальная

Если нужно взвешивать

экскурсия

опыт социального действия

Опасности финансового рынка (финансовый обман)

познавательные беседы

социальная

«Жизненная математика»

коллективно-творческое дело

социальная

Что такое страхование

познавательные беседы

социальная

Когда берешь в долг

познавательные беседы

социальная

Своё дело

Что такое «Свое дело»

познавательные беседы

социальная

Легко ли вести свое дело

тематический диспут

социальная

Основы предпринимательства в игровой форме

деловая игра

социальная

Привлекательное дело

выставка

социальная

2 класс

Раздел (модуль)

Формы организации

Виды деятельности

Модуль 1. Зачем нужны деньги и как они появились

Зачем нужны деньги .

круглый стол

досуговое общение

Как разумно делать покупки

диспут

проблемно-ценностное общение

Купюры и монеты

путешествие

проблемно –ценностное общение

Картинки для плаката

Социальные проекты на основе художественной деятельности

Художественное творчество

Разумные действия

беседа

познавательная

Список покупок

ролевая игра

игровая

Модуль 2. Доходы и расходы семьи

Семейный бюджет .

деловая игра

игровая

Из чего состоят доходы семьи

беседа

познавательная

Как я могу помочь семье

социально-моделирующая игра

игровая

Полезное увлечение

беседа

проблемно –ценностное общение

Зачем планировать расходы

беседа

проблемно –ценностное общение

Лакомство для Мишки

социально-моделирующая игра

игровая

Расходы семьи. Задачи.

беседа

проблемно –ценностное общение

Расходы семьи. Составление плаката.

детские исследовательские проекты

познавательная

Пословицы о труде

Социальные проекты на основе художественной деятельности

Художественное творчество

Модуль 3. Учимся копить и тратить

Личные денежные средства.

беседа

познавательная

Как распоряжаться личными денежными средствами

беседа

познавательная

Сдача

социально-моделирующая игра

игровая

Подарок на день рождения

путешествие

проблемно –ценностное общение

Полезный плакат

Социальные проекты на основе художественной деятельности

Художественное творчество

Покупки

детские исследовательские проекты

познавательная

Траты после покупки

беседа

проблемно –ценностное общение

Модуль 4. Осторожно! Финансово опасно!

Кто такие мошенники

беседа

познавательная

Поговорки. Жертвы обмана.

детские исследовательские проекты

познавательная

Советы одноклассникам

беседа

познавательная

Где можно встретить мошенников

путешествие

проблемно –ценностное общение

Опасности финансового рынка (финансовый обман)

профориентационная беседа

познавательная

«Жизненная математика»

социально-моделирующая игра

игровая

Поход на рынок

экскурсия

социальная

Модуль 5. Своё дело                                                                                                                    

Сколько надо заплатить

беседа

познавательная

Легко ли вести свое дело

тематический диспут

социальная

Мишка - бизнесмен

Загадочная надпись

Социальные проекты на основе художественной деятельности

Художественное творчество

Итоговое занятие  «Загадочный кроссворд»

викторина

тематическая игровая

3 класс

Раздел (модуль)

Формы организации

Виды деятельности

Модуль 1. Зачем нужны деньги и как они появились

Для чего  нужны деньги .

тематический диспут

социальная

Рубли и копейки .

беседа

познавательная

Загадки

соревнования

игровая

Поговорки

Социальные проекты на основе художественной деятельности

Художественное творчество

Деньги в разных странах

путешествие

проблемно –ценностное общение

Модуль 2. Доходы и расходы семьи

Доходы и расходы семьи.

беседа

познавательная

Список расходов

экскурсия

опыт социального действия

Составление бюджета на месяц

беседа

проблемно –ценностное общение

Хватит ли денег

тематический диспут

социальная

В гостях у сказки

викторина

познавательная

Доходы и расходы семьи .

социально- моделирующая игра

социальная

Цель и ваши средства. Что делать?

детские исследовательские проекты

познавательная

Покупки семьи

ролевая игра

игровая

Стихи - загадки

соревнования

игровая

Модуль 3. Учимся копить и тратить

Покупки на рынке. Овощи

экскурсия

проблемно –ценностное общение

Ваша сдача

социально- моделирующая игра

социальная

Памятка покупателю

Социальные проекты на основе художественной деятельности

Художественное творчество

Товары и покупки.

беседа

проблемно –ценностное общение

Финансовые цели и планы

беседа

познавательная

Задачи «Если нужно взвешивать»

беседа

проблемно –ценностное общение

Кроссворд «Если нужно взвешивать»

викторина

познавательная

Модуль 4. Осторожно! Финансово опасно!

Деньги настоящие и ненастоящие

путешествие

проблемно –ценностное общение

Сувенирные деньги

Социальные проекты на основе художественной деятельности

Художественное творчество

Когда рискуешь деньгами

тематический диспут

социальная

Рискованные действия

социально- моделирующая игра

социальная

Трудное решение

беседа

проблемно –ценностное общение

Кто потеряет деньги

беседа

нравственная

Плакат - предупреждение

выставка

игровая

Когда берешь в долг

круглый стол

досуговое общение

Модуль 5. Своё дело                                                                                                                    

Легко ли вести свое дело

поисковые исследования

проектная

Подсчитаем убытки

беседа

познавательная

Помогите Пекарю. Конкуренция.

соревнования

игровая

Рекламный плакат. Слоган.

путешествие

проблемно –ценностное общение

Поиграем в дизайнера

Социальные проекты на основе художественной деятельности

Художественное творчество

Содержание программы

Содержание программы

1 класс  (33 ч.)

МОДУЛЬ 1. Зачем нужны деньги и как они появились (5 ч.)

Зачем нужны деньги . Как появились деньги . Деньги в разных странах. Зачем семье сбережения. Банковские карты.

МОДУЛЬ 2. Доходы и расходы семьи (9 ч.)

Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета . Что такое расходы. Важные расходы. Вредные покупки. Доходы и расходы семьи . Заработная плата родителей.  Покупки для семьи. «Хочу» или  «Нужно»

МОДУЛЬ 3. Учимся копить и тратить (7 ч.)

Личные денежные средства. Как распоря жаться карманными деньгами. Разумные покупки. Товары и покупки.  Финансовые цели и планы. Сколько стоит автомобиль?Траты после покупки

МОДУЛЬ 4. Осторожно! Финансово опасно! (8 ч.)

Кто такие мошенники. Деньги настоящие и ненастоящие. Когда рискуешь деньгами.  Если нужно взвешивать. Опасности финансового рынка (финансовый обман). «Жизненная математика». Что такое страхование. Когда берешь в долг.

МОДУЛЬ 5. Своё дело (4 ч.)

Что такое «Свое дело». Легко ли вести свое дело. Основы предпринимательства в игровой форме. Привлекательное дело

2 класс  (34 ч.)

МОДУЛЬ 1. Зачем нужны деньги и как они появились (6 ч.)

Зачем нужны деньги . Как разумно делать покупки . Купюры и монеты. Картинки для плаката. Разумные действия. Список покупок

МОДУЛЬ 2. Доходы и расходы семьи (9 ч.)

Семейный бюджет. Из чего состоят доходы семьи. Как я могу помочь семье. Полезное увлечение. Зачем планировать расходы. Лакомство для Мишки. Расходы семьи. Задачи. Расходы семьи. Составление плаката. Пословицы о труде.

МОДУЛЬ 3. Учимся копить и тратить (7 ч.)

Личные денежные средства. Как распоряжаться карманными деньгами. Сдача . Подарок на день рождения. Полезный плакат. Покупки. Траты после покупки

МОДУЛЬ 4. Осторожно! Финансово опасно! (7 ч.)

Кто такие мошенники. Поговорки. Жертвы обмана. Где можно встретить мошенников. Опасности финансового рынка (финансовый обман). «Жизненная математика». Поход на рынок

МОДУЛЬ 5. Своё дело (5 ч.)

Сколько надо заплатить.  Легко ли вести свое дело. Мишка – бизнесмен. Загадочная надпись. Итоговое занятие  «Загадочный кроссворд»

3 класс  (34 ч.)

МОДУЛЬ 1. Зачем нужны деньги и как они появились (5 ч.)

Для чего  нужны деньги . Рубли и копейки . Загадки. Поговорки. Деньги в разных странах.

МОДУЛЬ 2. Доходы и расходы семьи (9 ч.)

Доходы и расходы семьи. Список расходов. Составление бюджета на месяц. Хватит ли денег. В гостях у сказки. Доходы и расходы семьи. Цель и ваши средства. Что делать? Покупки семьи. Стихи – загадки.

МОДУЛЬ 3. Учимся копить и тратить (7 ч.)

Покупки на рынке. Овощи. Ваша сдача. Памятка покупателю. Товары и покупки. Финансовые цели и планы. Задачи «Если нужно взвешивать». Кроссворд «Если нужно взвешивать»

МОДУЛЬ 4. Осторожно! Финансово опасно! (8 ч.)

Деньги настоящие и ненастоящие . Сувенирные деньги. Когда рискуешь деньгами. Рискованные действия. Трудное решение. Кто потеряет деньги. Плакат – предупреждение. Когда берешь в долг.

МОДУЛЬ 5. Своё дело (5 ч.)

Легко ли вести свое дело. Подсчитаем убытки. Помогите Пекарю. Конкуренция. Рекламный плакат. Слоган. Поиграем в дизайнера.

Учебная литература

  1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. Методические рекомендации по разрабртке и реализации программы курса в общеобразовательных организациях. М.: Банк России
  2. В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2016;
  3. А.П. Горяев, В.В. Чумаченко «Финансовая грамота для школьников», Российская экономическая школа, 2010;
  4. А.В. Паранич «Путеводитель по финансовому рынку», М. И-трейд, 2010;
  5. Н.Н. Думная, О.В. Карамова, О.А. Рябова «Как вести семейный бюджет: учебное пособие», М. Интеллект-центр, 2010;
  6. Н.Н. Думная, М.Б. Медведева, О.А. Рябова «Выбирая свой банк:              учебное пособие»,М. Интеллект-центр, 2010;
  7. Н.Н. Думная, С.И. Рыбаков, А.Ю. Лайков «Зачем нам нужны страховые компаниии страховые услуги?», М. Интеллект-центр, 2010;
  8. Сборник демонстрационных материалов на основе примерной парциальной образовательной программы «Экономическое воспитание: формирование предпосылок финансовой грамотности». Банк России. Министерство Просвещения РФ, 2019-10-14
  9. «Введение в финансовую грамотность». Рабочая тетрадь для начальной школы (1-3 классы) автю:О.Н. Исупова, А.А.Козлова, М.А. Лангер, Банк России, 2019 г.
  1. Методические рекомендации к сборнику математических задач

«Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 1 для 1–4 классов /

Составители: Н.В. Новожилова, Н.П. Моторо, М.М. Шалашова. –

Москва, 2019. – 80 с.

  1. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 1 для 1–4 классов / Составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. – Москва,2019. – 58 с.
  2.  «Введение в финансовую грамотность» учебное пособие для начальной школы. Москва, 2019
  3. Введение в финансовую грамотность. Практикум к учебному пособию для начальной школы. Банк России. Москва, 2019 г.

Интернет-источники

  1. http://basic.economicus.ru/ – сайт «Основы экономики».
  2. http://ecschool.hse. ru/ – сайт журнала «Экономика в школе».
  3. http://muzey-factov.ru/ – сайт «Интересные факты обо всём на свете. Музей фактов».
  4. http://www. azbukafinansov.ru/ – портал «Азбука финансов».
  5. http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».
  6. http://zanimatika.narod.ru/ – сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя».

7.http://открытыйурок.рф/ – сайт педагогической мастерской «Открытый урок».

  1. https://fmc.hse.ru – Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность" 7 класс

Программа рассчитана на 1 час в неделю для 7 классов...

рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа курса Основы финансовой грамотности для 9 класс....

Рабочая программа курса Финансовая грамотность 11 класс

Главная цель образовательной школы воспитание гармоничной личности, а гармоничная личность  должна быть всесторонне развитой, т.е.  владеть различными знаниями, умениями и навыками, обладать...

Рабочая программа по "Финансовой грамотности" для 6-7 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности", 6-7 классы, составлена на основе авторской программы по финансовой грамотности «Спецпроект Российской...

Рабочая программа по финансовой грамотности 5-9 классы

Рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность для основной школы....