МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка (7 класс)

Чувилина Анна Евгеньевна

Данные методические рекомендации могут оказаться полезными при организации и проведении экологических школ   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.rekomendatsii_ekoshkola.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

 «Областной центр внешкольной воспитательной работы»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методические рекомендации

(для педагогов дополнительного образования и общеобразовательных школ)

Автор-составитель:

Анна Eвгеньевна Чувилина

руководитель ООЗЭШ

 «Зелёный остров»,

ст. методист ГБОУ ДО ОЦВВР

г. Южно-Сахалинск, 2018 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время возникла необходимость широкого развития экологического образования и воспитания, выработки у людей экологического мышления, формирования экологической грамотности. Экологическая некомпетентность является одной из основных причин возникновения отрицательных явлений во взаимоотношениях человека и общества с природой, которые в последнее время резко обострились и угрожают негативными последствиями, создают проблему выживания человечества. С целью предостеречь человеческое общество от экологической катастрофы необходима постоянная работа в формировании экологического мышления и экологического образования.

Заботливое отношение к окружающему миру и к себе, как части этого мира, должно формироваться с детских лет. Экология сегодня — это не только наука о связях организмов с окружающей средой, а практика выживания человека в сложных условиях. Экологическое образование и воспитание должно осуществляться в комплексе, через различные виды деятельности и систематически, т.е. во время учёбы и во время отдыха детей.

Экологическая школа – является одной из важнейших составляющих экологического образования и воспитания учащихся. Основная цель экологической школы – это практическое обучение участников основным методам полевых исследований по направлениям учебной программы.

Задачи экологической школы, следующие:

  1. Изучение и исследование биологического разнообразия острова Сахалин, а также взаимоотношений видов друг с другом и с окружающей средой.
  2. Знакомство с методами исследования в экологии.
  3. Формирование экологической культуры через исследовательскую и практическую деятельность.

В ходе проведения экологической школы для ребят организуются: различные экскурсии, семинары-тренинги, практикумы, учебно-исследовательское проектирование, игры, конкурсы, обустройство экологических троп, туристских площадок, написание и защита экологического проекта.

Профильная школа организуется в период летних каникул (21 день), формируется из числа учащихся школ Сахалинской области в возрасте 13-15 лет.

В экошколе проводятся практические и лабораторные работы. Итоговой формой отчетности является написание учащимися экологического проекта.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Введение. Экология как наука

Понятие об экологии, цель и задачи экологии. Предмет и объект экологии. Связь экологии с другими науками. Теоретическое и практическое значение экологических исследований.

Тема 2. Методы исследования в экологии

Полевые и лабораторные методы экологических исследований. Описание, наблюдение и экспериментирование в экологии. Методы оценки состояния среды, в том числе мониторинг и биоиндикация. Методы количественного учета живых организмов и биомассы. Методы изучения влияния экологических факторов на организмы. Методы исследования взаимоотношений между живыми организмами в многовидовых сообществах. Методы математической статистики.

Тема 3. Факторы среды и их действие на живые организмы

Понятие об окружающей среде, факторах среды. Классификация факторов среды. Абиотические (свет, влага, тепло, рельеф, почвенные факторы), биотические (фитогенные, зоогенные; внутривидовые, межвидовые) и антропогенные факторы. Общие закономерности действия экологических факторов на живые организмы.

Тема 4. Среды жизни.

Понятие о среде жизни. Адаптации живых организмов к водной, наземно-воздушной, почвенной среде; живой организм как среда обитания.

Тема 5. Популяция, биоценоз и экосистема: понятие, классификация, структура.

Понятие о популяции. Разнообразие и классификация популяций. Состав и структура популяции: половая, возрастная, пространственная, этологическая.

Понятие о биоценозе. Фитоценоз, зооценоз, микоценоз и сообщество микроорганизмов. Биотоп. Видовая, пространственная и экологическая структура биоценоза. Связи в биоценозе: трофические, топические, фабрические, форические. Понятие об агроценозе как искусственном биоценозе.

Понятие об экосистеме, биогеоценозе. Классификация экосистем. Трофическая структура экосистемы.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Секция 1. Экология растений

Видовое разнообразие растений Сахалинской области. Экологические группы растений по отношению к факторам среды. Морфологические и анатомические особенности растений различных экологических групп. Жизненные формы растений по эколого-морфологической классификации И.Г. Серебрякова.

Фитоценоз и его структура. Разнообразие растительных сообществ района исследований.

Значение растений в природе и жизни человека. Лекарственные, ядовитые, дикорастущие пищевые растения. Редкие и охраняемые растения Сахалинской области

Секция 2. Экология беспозвоночных

Видовое разнообразие беспозвоночных. Экологические группы беспозвоночных района исследований. Морфологические адаптации беспозвоночных различных экологических групп.

Секция 3. Экология позвоночных (орнитология, ихтиология, экол. животных)

Видовое разнообразие птиц Сахалинской области. Адаптации птиц различных экологических групп. Значение птиц в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые птицы Сахалинской области.

Секция 4. Геоэкология

Обучение подбора растений с учётом почвенной среды района. Оформление пришкольных участков.

Секция 7. Прикладная экология

Исследование состояния атмосферного воздуха, водной и почвенной среды.

ТРЕБОВАНИЯ К содержанию и оформлению исследовательской работе ПО ЭКОЛОГИИ

Учебно-исследовательская деятельность учащихся - процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.

Целью учебно-исследовательской работы учащихся является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

- формировать интересы, склонности учащихся к учебно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;

- развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т.п.);

- развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;

- способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся включает несколько последовательных этапов. Научными руководителями учащихся являются учителя, преподаватели вузов, педагоги дополнительного образования или иные работники. Направление и содержание учебно-исследовательской работы определяется учащимся совместно с научным руководителем. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления стратегии развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога. Научный руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики, оформления и представления результатов исследования.

Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся являются:

  • проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
  • аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
  • диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений об их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования);
  • изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
  • экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
  • проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

Одним из важных этапов учебно-исследовательской деятельности учащихся является оформление результатов проведенного научного исследования.

Учебно-исследовательские работы учащихся должны строиться по стандарту, отступать от которого не рекомендуется. Каждая научная работа состоит из трех (четырех) частей: введения, основной (главной) части, выводов и приложений (если это необходимо).

Введение вводит читающего в тему: в нем дается обоснование актуальности выбранной темы, определяется цель и задачи данного исследования, объект и предмет исследования, его методологическая база. Желательно обозначение практической значимости проведенного исследования. Выдвигается гипотеза. Объем введения составляет 1-2 листа.

В главной (основной) части учебно-исследовательской работы содержатся данные, полученные в результате исследования, их систематизация, объяснение. Главная часть делится на главы или подглавы, согласно содержанию работы.

Первая глава носит теоретический характер, здесь определяется:

  • предмет исследования;
  • рассматривается история вопроса, которому посвящена работа;
  • сопоставляются различные точки зрения ученых - т. е. намечается тот конфликт (проблема), который должен быть разрешен в следующих главах.

Вторая глава - аналитическая.

В третьей главе отражаются основные этапы проведения экспериментальной работы, определяются результаты эксперимента.

Итогом работы являются выводы.

Предваряет каждую учебную работу содержание, в конце работы приводится список литературы.

Рассмотрим составные части научно-исследовательской работы более подробно.

Титульный лист

Предваряется учебно-исследовательская работа титульным листом, который оформляется по установленной форме (Приложение 1).

Содержание

За титульным листом следует содержание (оглавление). Содержание отражает последовательность расположения составных частей работы: введение, название всех глав и подглав, выводы и предложения, библиографический список, приложения. В содержании указывается номер страницы, с которой начинается изложение каждой части.

Введение

Введение должно содержать:

обоснование выбора темы

актуальность

цели и задачи исследования

объект исследования

предмет исследования

гипотезу исследования

методы исследования

практическую значимость исследования

Тема исследования – это свёрнутое (сокращённое) описание изучаемого свойства объекта или явления. Например: «Зависимость заболеваемости органов дыхания от концентрации вредных веществ в воздухе». Объект – «органы дыхания» или, как возможный, но менее предпочтительный вариант, «заболеваемость органов дыхания». Изучаемое свойство объекта (предмет исследования) – «реакция органов дыхания на содержащиеся в воздухе вредные вещества».

Актуальность – важный элемент любого исследования, показывающий важность, значимость (социальную и/или личную) изучения именно этого экологического объекта или явления для фундаментальной науки или для решения вполне конкретных экологических проблем. Для обоснования значимости исследования используются ссылки на работы или высказывания известных в обществе людей – учёных, деятелей, педагогов и др.  

Цель исследования – это свёрнутое (сокращённое, сжатое) описание предполагаемого (планируемого) результата изучения экологического объекта (явления) и обобщённое описание направленной на объект деятельности (получение новой информации об объекте, изменение свойств объекта, передача информации об объекте заинтересованной общественности).

Например: «Выявить зависимость уровня заболеваемости дыхательных путей от количества вредных веществ, содержащихся в воздухе и предложить систему мер, направленных на снижение уровня заболеваемости».

Задачи исследования – это краткое описание действий, которые необходимо выполнить для достижения намеченного в цели результата.

Например: «1. Выявить вредные вещества, содержащие в выхлопных газах автомобилей. 2. Рассчитать концентрацию вредных веществ во вдыхаемом воздухе, опираясь на количество вредных веществ, выбрасываемых одним, «усреднённым» автомобилем, и среднюю интенсивность движения. 3. Установить влияние на органы дыхания человека вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей. 4. Выявить связь заболеваемости органов дыхания от количества содержащихся в воздухе вредных веществ».

При этом формулировку цели и задач лучше начинать с глагола в повелительном наклонении: «изучить», «проанализировать», «раскрыть», «выявить», «обосновать», «разработать», «апробировать», «показать», «определить», «охарактеризовать», «провести анализ». Цели и задачи должны быть сформулированы чётко, лаконично, конкретно и понятно. Число задач зависит от содержания моделируемого исследования и, как правило, не превышает пять.

Гипотеза – предположение о причинно-следственной связи между изучаемым в исследовании свойств экологического объекта и определёнными факторами среды. В гипотезе раскрывает возможный характер связи (отношения) между объектом и фактором среды. Гипотеза определяет подход к изучению объекта и проверяется опытным путём в ходе исследования. Гипотеза выражается формулой, включающей две части: «Если [далее следует описание фактора и/или состояния объекта], то [далее следует описание характера связи между объектом и фактором]».

Например: «Если концентрация вредных веществ, источником которых являются выхлопные газы, в атмосферном воздухе увеличится, то количество и степень тяжести заболеваний органов дыхания возрастёт».  

Основная часть

Основная часть ориентировочно подразделяется на две (три) части. В первой части формулируются теоретические положения работы, основанные на глубоком изучении литературы по теме и обобщении результатов практической деятельности. Теоретические положения направлены на выяснение связи данного изучаемого вопроса с основными проблемами дальнейшего развития и совершенствования исследуемых явлений.

Аналитическая часть содержит анализ основных аспектов выбранной темы, круг проблем.

Практическая часть - эмпирическое исследование (проведение опыта, эксперимента, социологического исследования и др.).

Выводы

Написание выводов является завершающей частью всей работы. Здесь подводится итог всей предыдущей работы по теме, поставленных перед работой задач и кратко формулируются результаты исследования. Опровергается или подтверждается гипотеза исследования. Здесь необходимо отразить теоретические выводы и практические предложения (рекомендации) по улучшению дальнейшей деятельности исследованного объекта. Выводы в сжатом виде описывают основные результаты исследования. Количество выводов должно примерно соответствовать количеству задач исследования и показывать результаты их выполнения. Выводы должны быть краткими, чёткими, лаконичными, конкретными и соответствовать цели и задачам исследования.

Список литературы

После текста работы приводится список использованных литературных источников в соответствии с правилами оформления (Приложение 2).

Приложения

После списка использованных литературных источников приводятся приложения, которые могут быть представлены в виде схем, диаграмм, графиков и т.д. Они содержат справочный материал, служащий исходной базой для расчетов и вычислений и включающий в себя:

промежуточные доказательства, формулы и расчеты

таблицы вспомогательных цифровых данных

протоколы и акты испытаний и обследований

описание аппаратуры и приборов, использованных при проведении испытаний, измерений

методики, алгоритмы и программы, решаемых на ЭВМ задач и т.д.

Все приложения должны быть пронумерованы.

При использовании в тексте работы каких-либо материалов или данных из приложений следует делать ссылки на номер соответствующего приложения.

Работа должна быть написана простым литературным языком, и иметь логическую последовательность от одной главы к другой.

Оформление работы

Работа печатается на лазерном или струйном принтере на одной стороне листа  формата А4 (210x297мм) через полтора межстрочных интервала с выравниванием текста по ширине, шрифт Times Roman размером 14 пунктов. При печати необходимо задать следующие размеры полей: левое – 30 см, правое – 10-15, нижнее – 20-25 и верхнее – 20 мм.

В содержании указываются названия всех разделов и подразделов работы с номером страницы, с которой они начинаются. Указание «стр.» должно отсутствовать. Пример оформления содержания приведен  в Приложении 3.

Введение, выводы, список литературы не нумеруются. Заглавием должны служить слова «Введение», «Выводы», «Список литературы» напечатанные на отдельной строке прописными буквами.

Текст работы должен быть четким и кратким, не допускающим неоднозначных толкований. Не допускается применение для одного и того же понятия различных научных терминов, если есть равнозначные в русском языке.

Не разрешается произвольное сокращение слов, замена слов буквенными обозначениями и математическими знаками.

Список литературы должен содержать перечень источников, использованных при выполнении работы и пронумерованных арабскими цифрами с точкой. Если в список включаются все документы, изученные по теме, независимо от того, ссылаются на них в работе или нет, список озаглавливают одним словом - ЛИТЕРАТУРА. Если в список включается только то, что используется в работе, то предпочтительнее второй вариант названия – СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Если кроме литературы изучались другие источники информации (ресурсы Интернета, ГОСТы и т.п.), то выбирается третий вариант названия раздела – СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Способ расположения литературы в списке основан на алфавитном расположении. Авторов располагают по алфавиту, а однофамильцы – инициалам. Труды одного автора – в хронологическом порядке. Это же касается работ, написанных на иностранных языках. В этом случае вначале идут ссылки, написанные на кириллице, затем – на латинице, а потом – все остальные.

Если в работе имеются приложения, которые являются поясняющим материалом, то они располагаются в порядке их упоминания в тексте работы. Каждое приложение желательно располагать на отдельном листе.

Требования к изложению текста

Сокращения слов в тексте не допускаются. Исключения составляют сокращения, общепринятые в русском языке, например: гг. – годы, м. – метр.

В тексте допускается применять аббревиатуры. Применять аббревиатуры можно только после разъяснения их значения, которое достаточно дать один раз при первом употреблении, причем сначала записывается полная расшифровка, а затем в круглых скобках приводится аббревиатура. Например, Всемирная метеорологическая организация (ВМО), срединно-океанический хребет (СОХ). Для стандартных процедур расшифровка не требуется. Например, ЭВМ, ГИС.

Аббревиатуры целесообразно вводить в том случае, если они используются в тексте работы многократно.

Фамилии, названия учреждений, организаций и другие имена собственные в научно-исследовательской работе приводятся на языке оригинала.

В тексте работы не допускается:

  • Применять обороты разговорной речи;
  • Применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу, а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке.

Нумерация страниц и глав

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу или по середине без точки и других символов (тире, кавычки и т.п.). Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, однако номер страницы на титульном листе не проставляется. Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.

Основная часть научно-исследовательской работы делится на главы, подглавы, пункты и подпункты. Они нумеруются арабскими цифрами, например, Глава 1, подглава 2.1 пункт 2.1.1, подпункт 3.2.1.1. Главы и подглавы должны иметь заголовки. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание глав, ПОДГЛАВ и т.д. ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ПРИЛОЖЕНИЯ не нумеруются.

Заголовки глав печатаются симметрично тексту прописными буквами и отделяются от текста пропуском одной строки. Заголовки подглав печатаются строчными буквами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Подчеркивать заголовки не допускается.

«Содержание», «Список используемой литературы» следует располагать посередине строки без точки в конце и писать (печатать) прописными буквами, не подчеркивая, отделяя от текстами ДВУМЯ межстрочными интервалами. Переносы слов в заголовках не допускаются. Каждая глава, «Введение», «Выводы», «Содержание», «Список используемой литературы» начинаются с новой страницы, которые не нумеруются, но включаются в общую нумерацию работы.

Графический материал

Иллюстрации (графики, схемы, карты, диаграммы, фотоснимки, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Использование иллюстраций без ссылок для украшения оформления работы не допускается. Иллюстрации обязательно должны иметь название, которое помещают под ней. Они обозначаются словом «Рисунок», затем указывают его номер. Рисунки следует нумеровать арабскими цифрами с точками в пределах всей работы. При необходимости после названия рисунка помещают поясняющие данные.

Графиком называется изображение функциональной зависимости двух или более величин в системе координат. Значение переменных величин на графике следует откладывать в виде шкал на осях координат или линиях координатной сетки, которые ограничивают поле графика. Они выполняются сплошной основной линией и должны быть разделены на графические интервалы делительными штрихами или сочетанием координатной сетки и делительных штрихов, которые наносят сплошной тонкой линией. Делительные штрихи, соответствующие кратным графическим интервалом, допускается удлинять, а также линии координатной сетки выполнять линией удвоенной толщины.

Оси координат должны быть обязательно подписаны. Переменные величины следует указывать одним из следующих способов: символом, наименованием, математическим выражением, - или их сочетанием.

Таблицы

Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы слева, справа и снизу ограничиваются линиями. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать после слова «Таблица». Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается после слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится. Заголовок не подчеркивается.

Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки со строчных, если последние подчиняются заголовку. Заголовки граф указываются в единственном числе. Таблицу следует размещать так, чтобы читать ее без поворота работы, если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы ее можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке. При переносе таблицы головку таблицы следует повторить, и над ней размещают слова «Продолжение таблицы», с указанием ее номера. Если заголовок таблицы велик, допускается его не повторять, в этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице.

Пример таблицы:

Таблица 1 - Основные параметры температуры воздуха

Месяц

X

σ

Cn

E

Xмакс

Xмин

Январь

-12,4

1,9

0,15

-0,74

-8,8

-16,7

Апрель

2,9

1,1

0,36

-0,50

5,6

1,3

Июль

15,4

1,3

0,09

-0,15

18,1

12,1

Октябрь

6,9

1,0

0,15

0,35

9,5

4,9

Если цифровые или иные данные в какой-либо строке отсутствуют, то ставится прочерк. Разделять заголовки или подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Если все показатели, приведенные в таблице, выражены в одной и той же единице, то ее обозначение помещается над таблицей справа. Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента, обозначения марок материала, обозначения нормативных документов не допускается. Однако, если повторяющийся в графе таблицы текст состоит из одного слова, его можно заменять словами «То же», а далее – кавычками.

Единицы величин указывают в заголовке каждой графы. Если все параметры, размещенные в таблице, или большая их часть выражены в одной и той же величине измерения, сокращенное обозначение помещают над таблицей, а сведения о других единицах указывают в заголовках соответствующих граф.

Слова «более», «не более», «менее», «не менее», «в пределах» следует помещать рядом с наименованием соответствующего параметра или показателя (после единицы величины). Единицы измерения углов (градусы, минуты, секунды) при отсутствии горизонтальных линеек указывают только в первой строке таблицы. При наличии в таблицах горизонтальных линеек единицы измерения угловых величин проставляют во всех строках.

Цифры в графах располагают так, чтобы классы чисел во всей граф были точно один под другим. Числовые значения в одной графе должны иметь одинаковое число десятичных знаков. Исключение составляют числа с интервалами величин.

При наличии в тексте небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять таблицы, а следует давать в виде вывода (текста), располагая цифровые данные в колонки.

Ссылки

При ссылке на литературный источник после упоминания о нем в тексте научно-исследовательской работы проставляют в круглых скобках (Иванов, 1989; Петров, 2000).

Ссылки на таблицы, рисунки, приложения берутся в круглые скобки. При ссылке следует писать: «в соответствии с данными таблицы 5», «в соответствии с приложением 1».

Приложения

Приложение следует оформлять как продолжение учебно-исследовательской работы на ее последующих страницах, как ее продолжение со сквозной нумерацией страниц. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием вверху посередине страницы слово «Приложение» и его номер. Располагать приложение следует в порядке появления ссылок на них в тексте. Распечатки на ЭВМ помещаются в качестве приложений и складываются по формату листов работы.

Защита научно-исследовательских работ (экологических проектов) по экологии

При защите учебно-исследовательских работ (экологических проектов) учащиеся не только представляют общественности результаты своей исследовательской работы, выполненной ими в период подготовки, но и демонстрируют своё умение дискутировать на экологические темы, аргументировано отстаивая свою позицию.

Конкурс экологических проектов проходит в два этапа. Первый этап проходит без присутствия учащихся. На первом этапе на конкурс учащиеся выставляют рукописи экологических проектов, которые рекомендуется оценивать, используя следующие критерии:

1. Обоснованность темы проекта – целесообразность аргументов, подтверждающих актуальность темы проекта.

2. Конкретность, ясность формулировки цели, задач, а также их соответствие теме проекта.

3. Инструментальность гипотезы – обеспечивает гипотеза или нет достижение цели проекта.

4. Фундаментальность обзора – использование современных основополагающих (основных) работ по проблеме.

5. Всесторонность и логичность обзора – освещение значимых для достижения цели аспектов проблемы.

6. Теоретическая значимость обзора – представлена и обоснована модель объекта, показаны её недостатки.

7. Обоснованность методик доказана логически и/или ссылкой на авторитеты и/или приведением фактов.

8. Доступность методик для самостоятельного выполнения автором проекта (учащимся или учащимися).

9. Логичность и обоснованность эксперимента (/наблюдения), обусловленность логикой изучения объекта.

10. Наглядность (многообразие способов) представления результатов – графики, гистограммы, схемы, фото.

11. Дискуссионность (полемичность) обсуждения полученных результатов с разных точек зрения, позиций.

12. Оригинальность позиции автора – наличие собственной позиции (точки зрения) на полученные результаты.

13. Соответствие содержания выводов содержанию цели и задач; оценивание выдвинутой гипотезы.

14. Конкретность выводов и уровень обобщения – отсутствие рассуждений, частностей, общих мест, ссылок на других.

Второй этап защиты учебно-исследовательской работы – защита результатов исследования, которая проходит в виде выступления учащегося с последующим обсуждением его содержания. На выступление рекомендуется отводить не более десяти минут, предложив учащимся освещать только собственные результаты, то есть результаты, полученные ими самостоятельно.

Критерии оценки сообщения результатов учебно-исследовательской работы:

1. Соответствие сообщения заявленной теме, цели и задачам проекта.

2. Структурированность (организация) сообщения, которая обеспечивает понимание его содержания.

3. Культура выступления – чтение с листа или рассказ, обращённый к аудитории.

4. Доступность сообщения о содержании проекта, его целях, задачах, методах и результатах.

5. Целесообразность, инструментальность наглядности, уровень её использования.

6. Соблюдение временного регламента сообщения (не более 7 – 10 минут).

7. Чёткость и полнота ответов на дополнительные вопросы по существу сообщения.

8. Владение специальной терминологией по теме проекта, использованной в сообщении.

9. Культура дискуссии – умение понять собеседника и аргументировано ответить на его вопрос.

ПРИМЕРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

  1. Биология и экология заносных растений Сахалина (можно взять представителей только какого-либо семейства).
  2. Биология и экология …. (вид растения).
  3. Биология и экология гелиофитов (сциофитов).
  4. Биология и экология гидрофитов (гигрофитов, мезофитов, ксерофитов).
  5. Биолого-экологические особенности растений различных экологических групп по отношению к кислотности почвы.
  6.  Биолого-экологические особенности растений различных экологических групп по отношению к механическому составу почвы.
  7. Видовой состав растительных сообществ (какого-либо района).
  8. Биология и экология дикорастущих пищевых растений…(какого-либо района).
  9. Особенности сезонного развития эфемероидов Сахалина.
  10. Особенности сезонного развития раннецветущих растений Сахалина.
  11. Жизненные формы древесных (травянистых, полудревесных) растений (животных) окрестностей г. Южно-Сахалинск (какого-либо района области).
  12. Представители дендрофлоры городского парка.
  13. Особенности биологии и экологии представителей дендрофлоры г. Южно-Сахалинск (или другого города).
  14. Загрязнение атмосферного воздуха и его воздействия на растительные организмы на примере флуктуирующей ассиметрии.
  15. Консортивные связи отдельных представителей семейства (рода).
  16. Морфолого-экологическая характеристика отдельных представителей дендрофлоры (района)
  17. Растения-индикаторы.
  18. Строение почек и прогнозирование урожая какого-либо дикорастущего пищевого растения.
  19. Урожайность …. (вид растения)
  20. Фенология …..(вид растения)
  21. Фитоценотическая приуроченность вида растения
  22. Эндемики Сахалина (полынь илистая, колокольчик Уемуры, прострел Татеваки, каллиантемум сахалинский, щавель Фори, ива тонтомусирская, ива поронайская, ива побежистая, ярутка безушковая, горечавка болотолюбивая).
  23. Охраняемые растения (животные) какого-либо района Сахалинской области.
  24. Морфологический анализ и определение растений различных отделов: покрытосеменных, голосеменных, папоротникообразных, мхов, лишайников.
  25. Изучение биоразнообразия территорий.
  26. Изучение искусственных и естественных экосистем.
  27. Изучение биологических ритмов.
  28. Лекарственные растения, их биология и культивирование.
  29. Исследования, сопровождающие создание экологических троп.
  30. Изучение охраняемых территорий и охраняемых видов.
  31. Оценка загрязнённости воздуха, воды, почвы методами биоиндикации и биотестирования.
  32. Оценка санитарно-гигиенического состояния учебных и жилых помещений.
  33. Интродукция и их использование в озеленении.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бейдеман И.Н. Методика изучения фенологии растений и растительных сообществ. – Новосибирск: Наука, 1974. – 156 стр.
  2. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем. /Под ред. Р. Шуберт. - М.: Мир, 1988
  3. Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование / О.П. Мелехова, Е.И. Егорова, Т.И. Евсеева и др.; под ред. О.П. Мелеховой и Е.И. Егоровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2007
  4. Богатов В.В., Затравкин М.Н.  Моллюски  пресных  и  солоноватых  вод
    Дальнего Востока. Определитель. - Владивосток, 1990
  5. Бязров Л.Г. Лишайники в экологическом мониторинге. – М.: Научный мир, 2002
  6. Воронов А.Г. Геоботаника. – М.: Высшая школа, 1972
  7. Горышина Т.Н. Экология растений. - М.: Высшая школа, 1979
  8. Демин Л.В. Гидрохимические и гидробиологические условия озера Тунайча. -Владивосток:   ДВГУ , 1990
  9. Жизнь моря. Дальний Восток // Материалы института биологии моря ДВНЦ
    АН СССР, 1986
  10. Засосов А.В. Теоретические основы рыболовства. - М., 1970
  11. Зданович В.В., Крискунов Е.А. Гидробиология и общая экология. – М.: Дрофа, 2004. – 192 стр.
  12. Земцова А.И. Климат Сахалина. - Л.: Гидрометеоиздат. 1968
  13. Зенкевич Л.А. Биология морей СССР. - М., 1977
  14. Ивлев A.M. Почвы Сахалина. - М.: Наука, 1965
  15. Ивлев А.И. Почвы Сахалина. – Южно-Сахалинск: Изд-во Советский Сахалин, 1957
  16. Кароль Б.П. Микроклимат и методы его изучения // Полевая геоботаника. - М.:
    Изд-во АН СССР, 1959. - Т. 1 стр. 100-137.
  17. Константинов А.С. Общая гидробиология. - М., 1986
  18. Красикова В.И. Биология и рациональное использование красники на
    Сахалине. - Владивосток, 1987
  19. Красикова В.И. и др. Дикорастущие пищевые растения острова Сахалин. -
    Южно-Сахалинск, 2000
  20. Красная книга Сахалинской области. Животные. - Южно-Сахалинск: Южно-Сахалинское книжное издательство, 2001
  21. Красная книга Сахалинской области. Растения. - Южно-Сахалинск: Южно-Сахалинское книжное издательство, 2005
  22. Кушинг Д.Х. Морская экология и рыболовство. - М., 1979
  23. Лабай   B.C.   Атлас-определитель   высших   ракообразных   пресных   и
    солоноватых вод острова Сахалин. Южно-Сахалинск, 1999
  24. Микишин Ю.А., Рыбаков В.Ф., Бровко П.Ф. Южный Сахалин. Озеро Тунайча // История озер севера Азии. /Под ред. Н.Н. Давыдовой. - Санкт-Петербург: Наука. 1995. – стр. 112-121
  25. Нечаев В.А.  Птицы острова Сахалин. – Владивосток: Уссурийский центр по изучению биоразнообразия птиц, 1991
  26. Никаноров В. Е. Внутренние водоемы и любительское рыболовство на
    Сахалине, 1960
  27. Никольский Г.В. Частная ихтиология. - М.: Высшая школа, 1971
  28. Никольский Г.В. Экология рыб. - М., 1974
  29. Одум Е. Основы экологии. - М., 1975
  30. Одум Ю. Экология. - М., 1968
  31. Определитель высших растений Сахалина и Курильских островов. - Л: Наука, 1974
  32. Орлов Б.Н. и др. Ядовитые животные и растения СССР: Справочное пособие. – М.: Высш. Шк., 1990. – 272 стр.
  33. Пономарева И.Н. Экология растений и основами биогеоценологии. - М.:
    Просвещения, 1978
  34. Приоритетные территории российского Дальнего Востока для сохранения
    биоразнообразия. – Владивосток, 1999
  35. Рамад Ф. Основы прикладной экологии / Ф. Рамад. - Л.: Гидрометеоиздат, 1981
  36. Раменский Л.Г., Цаценкин И.А, Чижиков О.Н, Антипин Н.А. Экологическая оценка кормовых угодий по растительному покрову. - М.: Изд-во сельскохозяйственной литературы, 1956
  37. Сафронов С.Н. Никифоров С.Н. Видовой состав и распределение ихтиофауны пресных и солоноватых вод Сахалина // Материалы XXX науч.-метод, конф. преподавателей ЮСГПИ, 1995. ч. II
  38. Серябряков И.Г. Жизненные формы высших растений и их изучение // Полевая геоботаника. - М.: Наука. 1969. - Т. З. - С. 146-205
  39. Сукачев В.Н., Зонн С.В. Методические указания к изучению типов леса. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1961
  40. Таран А.А. Флора и растительность районов, примыкающих к трассе магистрального трубопровода на острове Сахалин. – Южно-Сахалинск: Сахалинский ботанический сад ДВО РАН, 2003
  41. Толмачев А.И. Геоботаническое районирование острова Сахалина. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955
  42. Учись и сохраняй природу Сахалина: Учебно-методические материалы областной экологической школы «Зеленый остров» / Сост.: В.И. Красикова, Я.В. Денисова, А.В. Копанина, Т.Н. Калганова и др. – Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2003. – 116 стр.
  43. Шлотгауэр С.Д. Времена года: Хрестоматия дальневосточной природы. – Хабаровск: Изд. Дом «Приамурские ведомости», 2002. – 256 стр.
  44. Экология: учебно-методическое пособие к лабораторно-практическим занятиям. / Сост. Пьянзина Г.И., Денисова Я.В. – Южно-Сахалинск, Изд-во СОИПиПКК, 2008. – 64 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации мониторинга образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей

Для оценки освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимися в учреждениях дополнительного образования детей, разработана система мониторинга, являющаяся инструментом оценки качества д...

Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей

данная памятка в помощь педагогу дополнительного образования в разработтке учебно-методической продукции...

Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей

Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей...

Методические рекомендации по реализации образовательных программ основного и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по предметам «Иностранный язык», «Физическая культура» и «Основы бе

Настоящие методические рекомендации разработаны на основе следующих документов:- письмо Минпросвещения РФ от 19.03.2020г. № ГД 39/04 «О направлении методических рекомендаций»;- письмо депа...

Возможности реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в информационной образовательной среде учреждения дополнительного образования детей.

Практика функционирования информационной образовательной среды сектора туризма Государственного бюджетного  учреждения дополнительного образования Детско-юношеского центра Петродворцового ра...

Методические рекомендации по реализации Федеральных рабочих программ в период перехода на обновленные ФГОС основного общего образования и среднего общего образования

Методические рекомендации по реализацииФедеральных рабочих программ в период перехода на обновленные ФГОСосновного общего образования и среднего общего образования...