Использование образовательной робототехники при изучении правил дорожного движения.
рабочая программа (5, 6 класс)
Рабочая программа по ПДО для 5-6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_robototehnika_i_pdd.docx | 198.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Использование образовательной робототехники при изучении ПДД»
для 5-6 классов
Составитель: Хохрякова Людмила Викторовна
г. Магнитогорск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная робототехника - это общетехнический школьный предмет, построенный на базе конструкторов LEGO для обучения школьников конструированию, моделированию и автоматическому управлению с помощью компьютера.
Использование образовательной робототехники повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин, включая изучение Правил Дорожного Движения. Межпредметные занятия опираются на формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности на дорогах.
Сегодня актуальной проблемой становится стремление многих школьников, особенно средних классов, развивать свои навыки программирования в обучении, которое могло бы обеспечить им высокий уровень программирования, возможность узнавать что-то новое и интересное, особенно если это касается сохранения жизни, здоровья граждан путём предупреждения дорожно - транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий. Совершенно очевидно, что назрела необходимость создания такой образовательной среды для школьников, которая позволила бы им получить полноценное обучение, не механически заучивая ПДД, а создавая модели с помощью конструктора и разбирая отдельные ситуации на дорогах. Образовательная робототехника – это современное средство обучения детей. Разнообразие конструкторов ЛЕГО позволяет заниматься с обучающимися разного возраста и по разным направлениям. Дети с удовольствием посещают занятия, участвуют и побеждают в различных конкурсах. Дальнейшее внедрение образовательной робототехники в дополнительном образовании детей разного возраста помогает решить проблему занятости детей, а также способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования тактильных качеств, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети собирают модели транспортных средств, перекрёстков, светофоров, решают конструктивные задачи на ПДД; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется изучению Правил Дорожного Движения. Школьники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Направленность дополнительной образовательной программы - техническая и предназначена для получения обучающимися дополнительного образования в области изучения ПДД.
Новизна программы заключается в том, что образовательная робототехника предлагает такие методики и такие решения, которые помогают стимулировать творческое мышление, обучают работе в команде способствуют запоминанию ПДД. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение и прийти к правильному выводу.
Актуальность
• необходимость вести работу в естественнонаучном направлении для создания базы, позволяющей повысить интерес к дисциплинам среднего звена (физике, биологии, технологии, информатике, геометрии и к изучению ПДД);
• востребованность развития широкого кругозора обучающихся и формирования основ инженерного и пространственного мышления;
- сохранение жизни, здоровья граждан путём предупреждения дорожно - транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;
- приобщение школьников средних классов к изучению норм и существующих правил поведения пешехода как одного из участников дорожного движения.
Данная программа для обучающихся 5-6 классов. Включает 2 года обучения, каждый год рассчитан на 35 учебных часов (1 час в неделю). В рамках обучения у школьников есть возможность поучаствовать в различных конкурсах, фестивалях и выставках на любом уровне (муниципальном, региональном).
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Занятия проходят в классе с использованием образовательной робототехники, мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД.
Цель программы
Формирование знаний у обучающихся закона «О безопасности дорожного движения» и ПДД с помощью образовательной робототехники. Предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи программы:
- Обеспечение целенаправленного применения образовательной робототехники в учебном процессе.
- Формирование представления о применении образовательной робототехники, ее значении в жизни человека.
- Организация целенаправленной работы по применению и изучению образовательной робототехники, создавая модели с помощью конструктора и разбирая отдельные ситуации на дорогах.
- Расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах.
- Изучение Правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге.
- Повышение интереса родителей к образовательной робототехнике через организацию активных форм взаимодействия с родителями и детьми.
Содержание программы
5 класс
Раздел I: «Введение»
- Ознакомление с образовательной робототехникой. Названия и назначения деталей. Изучение типовых соединений деталей.
- Безопасный маршрут «Дом-Школа -Дом».
Раздел II: «Простые механизмы и их применение при изучении ПДД»
- Понятие о простых механизмах и их разновидностях.
- Построение моделей улиц из конструкторов.
Раздел III: «Построение управляемых машин при изучении безопасного движения на дорогах»
- Знакомство с микропроцессором из набора «Лего Mindstorms». Создание машин по технологическим картам. Управление созданными машинами с предустановленными программами.
- Создание дорожных ситуаций с помощью программированных машин.
Раздел IV: «Программно управляемые модели»
- Построение и программирование конструкции для изучения ПДД с применением датчиков.
- Создание модели безопасного города.
6 класс
Раздел I: «История развития транспорта и правил дорожного движения»
- Виды передач, основные определения. Применение различных видов передач в построении моделей служебных машин.
- Дорожные знаки и их значение.
Раздел II: «Применение возобновляемых источников энергии при строительстве безопасного города»
- Понятие возобновляемых источников энергии.
- Ознакомление с конструктором «Возобновляемые источники энергии».
- Построение безопасного города.
Раздел III: «Построение конструкций с преобразованием энергии»
- Построение «умных» перекрестков.
- Создание дорожных ситуаций с помощью программированных конструкций.
Раздел IV: «Программно управляемое движение на дорогах»
- Создание и защита проектов по теме «Безопасное движение на дорогах города».
Формы оценки знаний и творческих достижений участников объединения
- Индивидуальные зачеты в процессе занятий.
- Итоговая работа в виде проекта.
Учебно-тематический план 5 класс
№ п/п | Наименование разделов программы | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Простые механизмы и их применение при изучении ПДД | 8 |
3 | Построение управляемых машин при изучении безопасного движения на дорогах | 10 |
4 | Программно управляемые модели | 15 |
Итого часов: | 35 |
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ занятия | Содержание | Примечание |
«Введение» | ||
Ознакомление с Лего конструктором. Названия и назначения деталей. ПДД – залог безопасности (инструктаж). | ||
Изучение типовых соединений деталей. Создание безопасного маршрута «Дом-Школа-Дом» (на пластинах из деталей конструктора Лего) | ||
«Простые механизмы и их применение при изучении ПДД» | ||
Конструкция. Основные свойства конструкции при ее построении. Виртуальная экскурсия по дорогам города Повторение правил дорожного движение пешехода. | ||
Создание простейших конструкций из Лего по теме «Город». | ||
Понятие о простых механизмах и их разновидностях. Основные определения. | ||
Блоки, их виды. Применение блоков в технике. | ||
Построение сложных моделей по теме «Блоки». | ||
Конструирование рычажных механизмов. | ||
Построение моделей транспортных средств. | ||
Движение транспорта и пешеходов на улице города (с использование собранных моделей из деталей Лего). | ||
«Построение управляемых машин при изучении безопасного движения на дорогах» | ||
Беседа «Труд водителя». Знакомство с микропроцессором из набора «Лего Mindstorms». Создание машин по технологическим картам. | ||
Понятие алгоритма, виды алгоритмов, система команд исполнителю (на примере перехода через улицу), языки программирования. Знакомство со средой программирования. | ||
Программирование моделей на движение вперед. Изучение с помощью этих моделей правил на дорогах с двухсторонним движением. | ||
Светофор, его особенности для пешеходов и для велосипедистов. Типы светофоров. Из истории светофора. | ||
Создание светофора из конструктора Лего. | ||
Программирование светофора (цикл). | ||
Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке (с помощью собранной модели). | ||
Сборка машины для объезда препятствия. | ||
Программирование машины для объезда препятствия без датчиков. | ||
Создание ситуаций объезда препятствия на дорогах города (изучение дорожных знаков). | ||
«Программно управляемые модели» | ||
Дорожная разметка. | ||
Построение модели «Машина для разметки дорог». | ||
Программирование модели «Машина для разметки дорог». | ||
Практическая работа: «Разметка дороги с помощью созданной модели». | ||
Правила поведения пассажира в общественном транспорте. | ||
Построение модели по теме «Общественный транспорт» (Автобус, поезд, трамвай). | ||
Программирование модели общественного транспорта. | ||
Дорожные ловушки. Обыгрывание ситуаций по правилам поведения пассажиров в общественном транспорте с помощью собранной модели. | ||
Остановочный путь и скорость движения. Сборка модели транспортного средства для практической работы на нахождение скорости. | ||
Практическая работа по теме «Скорость движения». | ||
Безопасное движение на дорогах города. Проектирование моделей. | ||
Сборка проекта по безопасному движению на дорогах города. | ||
Сборка и программирование проекта по безопасному движению на дорогах города. | ||
Отладка программ для проекта по безопасному движению на дорогах города. | ||
Защита проектов. |
Учебно-тематический план 6 класс
№ п/п | Наименование разделов программы | Количество часов |
1 | История развития транспорта и правил дорожного движения | 11 |
2 | Применение возобновляемых источников энергии при строительстве безопасного города | 11 |
3 | Построение конструкций с преобразованием энергии | 8 |
4 | Программно управляемое движение на дорогах | 5 |
Итого часов: | 35 |
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№ занятия | Содержание | Примечание |
История развития транспорта и правил дорожного движения | ||
1 | Диагностика знаний ПДД и основ программирования моделей из конструкторов ЛЕГО. | |
2 | История создания правил дорожного движения. Виды передач: ременная, зубчатая, червячная. | |
3 | История развития автомобиля. Сборка и программирование модели автомобиля с использованием ременной передачи. | |
4 | Сборка и программирование модели автомобиля с использованием зубчатой передачи. | |
5 | Сборка и программирование модели автомобиля с использованием червячной передачи. | |
6 | Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в ДТП. История развития кареты скорой помощи. | |
7 | Сборка и программирование модели машины скорой помощи. | |
8 | Передвижение по схеме, рисунку, плану с использованием модели машины скорой помощи. | |
9 | Разновидности спецтранспорта, правила приоритета по ПДД. Сборка моделей спецтранспорта. | |
10 | Программирование и отладка работы моделей спецтранспорта. | |
11 | Выставка движущихся моделей спецтранспорта. | |
Применение возобновляемых источников энергии при строительстве безопасного города | ||
12 | Виды светофоров и их значение. Движение при отключенных светофорах. | |
13 | Необходимость использования возобновляемых источников энергии при строительстве безопасного города. Знакомство с конструктором «Возобновляемые источники энергии». | |
14 | Сборка модели «Ветряная мельница». | |
15 | Практическая работа «Зависимость эффективности генерации энергии ветра от мощности воздушного потока и длины лопастей» | |
16 | Сборка модели «Солнечная электростанция». | |
17 | Практическая работа «Эффективность генерации энергии в зависимости от положения солнечной панели по отношению к источнику света и от разных источников света». | |
18 | Альтернативные виды транспорта для города. Электромобиль. ПДД для подростков на современных средствах передвижения. | |
19 | Проектирование модели улицы города с использованием ветрогенератора и солнечной батареи. | |
20 | Сборка модели улицы города с использованием ветрогенератора и солнечной батареи. | |
21 | Программирование и отладка работы модели улицы города с использованием ветрогенератора и солнечной батареи. | |
22 | Дидактическая игра на изучение дорожных знаков и ПДД с помощью модели улицы, собранной из конструктора ЛЕГО. | |
Построение конструкций с преобразованием энергии | ||
23 | Датчики: их возможности и ограничения. Использование датчиков на дорогах города при организации движения. | |
24 | Сборка робота с датчиком освещенности. | |
25 | Программирование движения по траектории. | |
26 | Нерегулируемые и регулируемые перекрёстки. Понятия «равнозначные» и «неравнозначные» дороги. Организация движения на перекрестках. | |
27 | Проектирование модели «умного» перекрестка с использованием возобновляемых источников энергии, датчиков цвета, освещенности, касания и расстояния. | |
28 | Сборка модели «умного» перекрестка. | |
29 | Сборка и программирование модели «умного» перекрестка. | |
30 | Отладка программ для модели «умного» перекрестка. Обыгрывание ситуаций при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке с помощью выполненной модели. | |
Программно управляемое движение на дорогах | ||
31 | Зачет по ПДД. Проектирование моделей безопасного города с «умными» перекрестками. | |
32 | Сборка проекта безопасного города. | |
33 | Сборка и программирование проекта безопасного города. | |
34 | Отладка программ для проекта безопасного города. | |
35 | Защита проектов. |
Эффективность обучения зависит от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов:
- Объяснительно-иллюстративный — предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
- Эвристический — метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
- Проблемный — постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
- Программированный — набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
- Репродуктивный — воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
- Частично — поисковый — решение проблемных задач с помощью педагога;
- Поисковый – самостоятельное решение проблем;
- Метод проблемного изложения — постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.
- Метод проектов — технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.
Основные принципы реализации
- проблемность — реализуемая как постановка научно-творческой задачи, имеющая, может быть не одно возможное решение;
- наглядность, объективно вытекающая из самой сути занятий по легоконструированию: чертежи, схемы, реальные механизмы и конструкции;
- активность и сознательность обучающихся в процессе обучения — обеспечивающаяся самостоятельным переводом теоретических положений в готовый технический продукт – модель из лего конструктора;
- доступность — как вариативность в выборе уровня сложности решаемой технической задачи;
- прочность обучения и его цикличность, проявляющаяся в проверке достигнутого на каждом последующем этапе изготовления модели;
- научная обоснованность и практическая применимость, необходимых на каждом новом этапе
- единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения, реализующихся через коллективный интеллектуальный труд, общение с педагогами, заинтересованное отношение ученых к данному виду деятельности и поддержка родителей.
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Ожидаемые успехи и достижения:
- устойчивый интерес к конструированию, технике, электронике;
- желание продолжать обучение в новой сфере - робототехнике;
- способность быстро и эффективно решить творческую задачу на заданную тему;
- умение легко собрать модель по готовой схеме;
- четкая речь и культура речевого поведения;
- успешно выполненная итоговая работа и промежуточные зачеты.
Условия, необходимые для реализации программы
Конструкторы LEGO (свободный стиль Free Stale)
Платформы для строительства
Готовальня и альбом для черчения
Компьютеры
Интерактивная доска
Проектор мультимедийный
Помещение для занятий, столы и стулья
Шкаф для книг и технических средств обучения.
Достаточное освещение.
Список литературы для педагога:
1. DACTA. Pneumatics Guide. – LEGO Group, 1997. - 35 pag.
2. http://festival.1september.ru/articles/648369/
3. LEGO DACTA. Early Control Activities. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1993. - 43 pag.
4. LEGO DACTA. Motorised Systems. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1993. - 55 pag.
5. LEGO Dacta: The educational division of Lego Group. 1998. – 39 pag.
6. LEGO Technic 1. Activity Centre. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1990. – 143 pag.
7. LEGO Technic 1. Activity Centre. Useful Information. – LEGO Group, 1990.- 23 pag.
8. LEGO TECHNIC PNEUMATIC. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1992. - 23 pag. Наука. Энциклопедия. – М., “РОСМЭН”, 2001. – 125 с.
9. Витезслав Гоушка “Дайте мне точку опоры...”, - “Альбатрос”, Изд-во литературы для детей и юношества, Прага, 1971. – 191 с.
10. Инструкции к наборам LEGO.
11. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab). Эксперименты с моделью вентилятора: Учебно-
12. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие, - М., ИНТ, 1998. –150 стр. методическое пособие, - М., ИНТ, 1998. - 46 с.
13. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие. - Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998.
14. Примерные программы начального образования.
15. Проекты примерных (базисных) учебных программ по предметам начальной школы.
16. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.
17. С. И. Волкова “Конструирование”, - М: “Просвещение”, 2009.
18. Т. В. Безбородова “Первые шаги в геометрии”, - М.:“Просвещение”, 2009.
19. Энциклопедический словарь юного техника. – М., “Педагогика”, 1988. – 463 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения учащихся «Внимание дети!»
Программа по профилактикедорожно-транспортных происшествийи изучению правилдорожного движения учащихсяМБОУ «Мульминская СОШ«Внимание дети!»...
ПРОГРАММА изучения правил дорожного движения «ДЕТИ - участники дорожного движения »
Программу «Дети-участники дорожного движения» создана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироват...
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения учащихся «Молодое поколение России – за безопасность дорожного движения»
Мы живем в поселке, где из года в год стремительно растет число транспорта. Часто выезжаем в город. Случаются ситуации, когда не знаешь, как поступить при переходе улицы без пешеходного и подземного п...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по составлению образовательной учебной программы по изучению правил дорожного движения и привитию навыков культурного поведения на дорогах во внеурочное время «АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» для учащихся 5 - 9 классов
Методические рекомендации для учителей и классных руководителей, которые на классных часах изучают ПДД...
Программа ДОЛ «Дружба» по изучению правил дорожного движения «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
Программа ДОЛ «Дружба» по изучению правил дорожного движения«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»...
Конспект занятий по изучению правил дорожного движения "Правила дорожного движения для дошколят"
Конспект занятий по изучению правил дорожного движения "Правила дорожного движения для дошколят"...
Программа по изучению правил дорожного движения «Азбука дорожной науки» для детей школьного возраста с 1 по 11класс на 11 лет обучения
Программапо изучению правил дорожного движения«Азбука дорожной науки»для детей школьного возраста с 1 по 11классна 11 лет обучения...