Программа Т/О "В мире животных"
рабочая программа

Цакоева Людмила Борисовна

Дополнительная общеобразовательная программа "В мире животных" имеет естественнонаучную направленность.

В мире практически нет таких мест, где не водились бы животные. Животные есть везде: в горах, в океанских глубинах, в холодной, скованной льдом Антарктике и пышущей жаром пустыне Сахара. В густой листве на верхушках деревьев. В глубоких подземных норах, в реках, морях, озёрах, в больших и маленьких городах, населённых людьми – везде можно встретить тех или иных животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsakoeva_programma.docx199.1 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление:

1. Пояснительная записка:

а. Новизна

б. Актуальность

в. Педагогическое обоснование

г. Цель

д. Задачи

е. Возраст детей и сроки реализации программы

ж. Механизм реализации программы

з. Условия реализации программы

и. Прогнозируемые результаты

к. Формы контроля

л. Нормативно-правовая база

2. Учебно-тематический план объединения «В мире животных» (144)

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа "В мире животных" имеет естественнонаучную направленность.

В мире практически нет таких мест, где не водились бы животные. Животные естьвезде: в горах, в океанских глубинах, в холодной , скованной льдом Антарктике и пышущейжаром пустыне Сахара. В густой листве на верхушках деревьев. В глубоких подземныхнорах, в реках, морях, озёрах, в больших и маленьких городах, населённых людьми – вездеможно встретить тех или иных животных.

Никто точно не знает, сколько в мире видов животных. По примерным подсчетам, ихболее 30 миллионов. Самых мелких животных, к примеру, амёбу, крохотное существоменьше миллиметра, не разглядишь невооружённым взглядом: нужен микроскоп. А самыекрупные могли бы запросто проглотить человека целиком.К сожалению многие тысячи животных оказались сейчас на грани полногоисчезновения. Такие виды называются исчезающими или вымирающими.Вот некоторые из них: тигры, носороги, слоны, голубые киты, гигантские панды. Всезнают про птицу Додо, которая вымерла более 300 лет назад, но с тех пор ещё множестворазных животных исчезло с лица Земли. Учёные приводят невесёлые цифры: каждый годна планете вымирает как минимум 1000 видов животных.

Новизна данной программы заключается в том, что при ее реализации предусматривется выполнение принципа разноуровневости,обозначенного в «Концепции развития дополнительного образования детей» (утвержденное Распоряжением Правительства РФ лт 04 сентября 2014 года№1726-р). Ведь именно технология разноуровневости обучения, лежащая в основе программы «В мире животных», предполагает создание педагогических условий для включения каждого обучающегося в деятельность, соответсвующую зоне его равития. Уровневая дифференциация образовательного процесса в свою очередь способствует его персонализации.

Актуальность.В программе «В мире животных»  изучаются способы наблюдения за животными, особеннности повередния и образа жизни. Те ребята, которые по различным причинам не могут держать животных дома,имеют возможность общаться со своими питомцами в живом уголке.  

Педагогическое обоснование. Основная идея программы – развитие, формирование интереса к миру животных в природе; в их естественной среде обитания; в условиях зооуголка; в домашних условиях. Узнавая повадки животных, их внешний вид, среду обитания изменяется сам человек, формы и способы его мышления, личностные качества. Поэтому важно научить ребенка, ориентироваться в окружающем мире; формировать активную жизненную позицию; окружать ребенка атмосферой постоянных открытий. Формирование полноценной личности было и остается важной задачей дополнительного образования и предполагает гармоничное сочетание умственного и физического развития, стремление к поиску.

Цель: Формирование у обучающихся гуманной позиции по отношению к живой природе, приобретение необходимых навыков поведения в природе, развитие познавательного интереса к окружающему миру.

Задачи:

- познакомить обучающихся с разнообразными видами и жизнью животных, сособенностями внутривидовых и межвидовых отношений;

- обучить практическим умениям исследовательской деятельности;

- привлечь внимание к проблемам исчезновения популяций животных;

- развивать творческие способности;

- формировать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

-воспитывать умение общаться в коллективе, воспитывать чувство толерантности;

- воспитывать любовь и интерес к животным.

Возраст детей и сроки реализации программы

Возраст обучающихся – 8-13 лет. Программа «В мире животных» рассчитана на двагода обучения. Общий объём реализации программы составляет 288 часов, по 144часов каждый год обучения. В группах проводятся занятия 2 раза в неделю, по 2часа, с 5-10 минутным перерывом каждый час. Количество обучающихся в группе 5-10 человек.10 человек первого года обучения, 8-10 лет. 5-8 человек второй год оучения, 11-13 лет. Обучащиеся набираются на основе баз седнеобразовательных школ №2 и №3 г.Дигора.

Механизм реализации программы

Реализация программы "Юный зоолог" формирует знания, умения и навыки о мире животных, воспитывает бережное отношение к животному миру. Специфической особенностью организации образовательной деятельности является, то, что весь период обучения делится на два этапа. Это даст возможность более эффективно организовать учебно-воспитательный процесс. Дать каждому ребенку основу знаний о животных и привить ему навыки исследовательской деятельности.

Каждый этап имеет свои особенности:

I этап – этап вхождения в программу "В мире животных" через постоянное общение с животными зооуголка; наблюдение за их поведением. Он поможет обучающимся углубить знания о взаимосвязи организмов с окружающей средой, об их взаимном влиянии, об особенностях внутривидовых и межвидовых отношений. Полученные знания помогут обучающимся выбрать направление в дальнейшем изучении животных.

II этап – поможет обучающимся расширить знания и представления о многообразии животных РСО-Алания и других мест обитания, о связи животных со средой обитания, о необходимости охраны отдельных видов и целых сообществ живых организмов.

В процессе обучения используются следующие формы занятий:

- комбинированное учебное занятие;

- вводное занятие;

- итоговое занятие;

- экскурсия;

- игра;

- акция;

- тест.

Одним из важных развивающих компонентов программы являются экскурсии, наблюдения за животными в природе и в зооуголке, за домашними животными. В программу входит посещение зоопарка в г. Владикавказ, зооуголка СЮН. Главными задачами посещения  зоопарка и зооуголка являются: введение ребенка в мир природы; способствование развитию интереса к миру животных; формирование ответственного, бережного отношенияк природе.

Условия реализации программы

Все этапы обучения обеспечены дидактическим материалом: таблицами, карточками иллюстративным, фото и видео материалом. Для проведения занятий необходимы: помещение,  ТСО,  плакаты,  живые  объекты,  энциклопедическая и художественная литература, определители животных и растений.

Прогнозируемые результаты

I год обучения

II год обучения

Будут знать

- многообразие животного

мира;

- среды обитания

животных;

 - правила обращения с

животными зооуголка.

- животный мир планеты;

- редких и исчезающих

видов животных;

- особенности

жизнедеятельности

различных районов

земли;

- особенности

жизнедеятельности

животных зооуголка.

Будут уметь

- ухаживать за животными

зооуголка;

- описывать животных;

- наблюдать за

животными и их

повадками;

- применять правила

поведения в природе.

- составлять сложные

пищевые цепи;

- определять по внешнему

виду название животных;

- делать выводы на

основании своих

исследований;

- составлять сообщения на

заданную тему;

- работать с

определителями;

- вести дневники

наблюдений.

Будет

сформиро

ван

- познавательный интерес

к природным объектам.

- устойчивый,

познавательный интерес к

миру животных.

Формы контроля

Для оценки результативности знаний и умений, учащихся в программе предусмотрены вводный, текущий и заключительный мониторинг ЗУН. Мониторинг качества обучения проводится в виде форм: тестирование, беседа, зачет, контрольный опрос, творческая работа, конкурс, викторина.

При оценивании используется система баллов:

3 балла (отлично):

- дает ответы без ошибок;

- самостоятельно выполняет практическую работу;

- умеет анализировать и делать выводы;

- умеет пользоваться лабораторным оборудованием и оснащением.

2 балла (хорошо):

- выполняет практическую работу с помощью педагога;

- умеет пользоваться лабораторным оборудованием и оснащением с помощью педагога;

- ошибки составляют до 40% от общего задания.

1 балл (удовлетворительно):

- выполняет практическую работу вместе с педагогом;

- ошибки составляют более 50% от общего задания.

В конце третьего года обучения воспитанник выбирает тему исследовательской работы, выполняет и защищает её. Участие в муниципальных и областных конкурсах и мероприятиях являются дополнительными формами выявления результатов усвоения обучающимися программного материала.

Нормативно-правовая база.

1.  Конвенция ООН о правах ребенка

2.  Конституция РФ

3.  Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года

4.  Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. № 273-ФЗ)

5.  Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

6.  Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима

работы образовательных организаций дополнительного образования детей

7.  Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей

8.  Новая национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

9.  Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства

РФ от 04.09.2014г. № 1726-р)

10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

11. Закон Республики Северная Осетия – Алания  от 28.12.2017г. № 31-РЗ «Об образовании в РСО-Алания»

12. Устав МКУДО СЮН г. Дигора

Учебно-тематический план

объединения «В мире животных» 1 год обучения

Тема

Всего

Теория

Практика

1

Вводная часть.  

2

1

1

2

Многообразие животного мира.

80

40

40

3

Среда обитания.  

4

2

2

4

Обитатели пресных водоёмов.  

4

2

2

5

Животные водной, воздушной и наземной среды обитания.

8

4

4

6

Лес, как среда обитания животных.  

8

4

4

7

Животные – обитатели луга (степи).  

8

4

4

8

 Растительный и животный мир культурных ландшафтов.

4

2

2

9

Животные РСО-Алания

22

11

11

10

Человек и животный мир. Охрана природы.

4

2

2

ИТОГО  

144

72

72

Содержание

программы «В мире животных»

1 –й год обучения (144)

1. Вводная часть (2:1:1.).

Организационные вопросы. Техника безопасности. Экскурсия по зданию СЮН. Знакомство с зооуголком. Вводный мониторинг.

2. Многообразие животного мира (80:40;40.).

Знакомство с многообразием животного мира. Зоогеографические области. Современный мир животных Земли. Зоология – наука о животных. Сходства и различия между животными и растениями. Классификация животных. Роль животных в природе. Значение животных для человека. Закон об охране и использовании животного мира. Экскурсия в лес.

3. Среда обитания (4:2:2).

Понятие о физической и биологической среде обитания животных. Факторы внешней среды, регулирующие  распространение  животных.  Морфологические  и  физиологические приспособления животных к различным условиям среды. Покровительственная окраска, приспособления одних видов к другим. Биологическая обусловленность и регулирование численности отдельных видов и популяций. Условия содержания животных в неволе – зооуголок СЮН.

4. Обитатели пресных водоемов (4:2:2).

Характеристика водоёма: (примерная площадь, характер берегов, рельеф дна, глубина, источник водоснабжения, зависимость уровня воды от впадающих вод и атмосферных осадков, влияние на уровень воды растительности окружающей водоём). Загрязнение водоёма, прозрачность воды. Температурные режимы. Условное деление водоёма на области: прибрежную, глубоководную, пелагическую. Органический мир водоёма. Флора. Береговая растительность; растения с листьями плавающими на поверхности воды; растенияс погруженными в воду листьями и цветками, вынесенными над водой; целиком погруженные растения. Глубоководная и пелагическая растительность. Значение растений ворганической жизни водоема. Экскурсия на водоем «Наблюдение за поведением птиц». Фауна. Многообразие животных, населяющих пресные водоёмы: моллюски, ракообразные,пауки, жуки, многочисленные личинки насекомых: мух, комаров, стрекоз. Приспособление животных к условиям жизни в водной среде. Влияние факторов водной среды на жизнь рыб:прозрачность воды и проникновение света, содержание кислорода в воде. Температура воды. Рыбы РСО-Алания. Наиболее распространенные рыбы местных пресных водоемов.

5. Животные водной, воздушной и наземной среды (8:4:4).

Хвостатые и бесхвостые земноводные – наиболее примитивная группа наземных позвоночных. Температура и влажность – основные факторы внешней среды, влияние на ихжизнедеятельность. Развитие в водной среде. Земноводные, их виды, распространение, образ жизни. Движение, дыхание, зрение, слух, питание. Суточная активность. Значение земноводных (лягушки, жабы). Птицы водоема, их видовой состав; сроки сезонной миграции; биология и охрана. Птицы РСО-Алания. Водные млекопитающие – ценные пушные животные (бобр, выдра, ондатра, нутрия), их биология. Связь с водной средой, охрана, акклиматизация. Животные «Красной книги». Взаимосвязь живых организмов водоема: места обитания, образ жизни, цепи питания, размножение, забота о потомстве. Наблюдение за животными зооуголка СЮН. Составлениесписка водной фауны местности. Экскурсия на водоем.

6. Лес, как среда обитания животных (8:4.4.).

Леса России. Основные породы деревьев, образующих леса. Разнообразие видов животных, обитающих в лесах: млекопитающие, птицы, земноводные и пресмыкающиеся, насекомые,паукообразные, черви и т.д. Особенности животных, жизнь которых на протяжении долгогопериода связана с лесом. Животные ельников, сосновых и лиственных лесов. Животные, жизнь которых связана с подлеском, травяным покровом, лесной подстилкой (гнезда, норы,кормовые угодья, убежища от врагов). Значение снегового покрова в защите лесных обитателей от неблагоприятных погодных условий и врагов. Кормовые ресурсы леса. Растительные и древесные корма, кустарники и полукустарники, ягодные кустарники, травянистые растения, мхи, лишайники, грибы. Животные корма: беспозвоночные, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, мышевидные, зайцы, белки. Сезонные изменениязапасов кормов и кормодобывание, влияние этих факторов на состав животных.

Взаимоотношения: связь по питанию, покровительственная окраска, квартиранство, симбиоз, паразитизм. Годовая и суточная активность животных, изменения в поведении животных, связанных с сезонными изменениями в природе, с погодными условиями. Миграция, спячка. Роль животных в жизни леса: опыление растений, распространение семян, использование урожая семян и плодов животными и распространение семян. Промысловые животные, их хозяйственное значение. Законы об охране животных и охоте на них. Акклиматизация пушных зверей. Звероводство. Редкие и исчезающие животные леса. «Красная книга» РСО-Алания. Экскурсия в лес.

7. Животные – обитатели луга (степи) (8:4:4).

Характеристика растительного сообщества луга (степи). Развитие растительности в течение сезона и изменение состава растений с возрастом луга (степи). Обилие цветущих растений. Луга степи, как естественная среда обитания животных. Животные – постоянные обитатели луга (степи). Насекомые, птицы, грызуны, пресмыкающиеся. Особенности луговой и степной фауны; преобладание насекомых, влияние на видовой состав фауны близости водоема, леса, поля. Покровительственная окраска (кузнечики, дневные бабочки). Насекомые – опылители растений луга (степи). Птицы луга (степи) – перепела, трясогузка, коростель, дрофа, серая куропатка, журавль – красавка и др. Особенности гнездования птицлуга (степи). Влияние человека на фауну луга (степи). Животные «Красной книги» луга (степи).

8. Растительный и животный мир культурных ландшафтов (4:2:2.).

Флора.  Растительность  культурных  ландшафтов.  Преобладание  растений, интродуцированных в процессе труда человека из других месть земного шара, особенностикультурных растений. Поле, огород. Культуры: полевые, овощные. Фауна: полёвки и другиемышевидные грызуны. Биологические особенности, образ жизни. Насекомые – вредители, их биология, меры борьбы. Полезные насекомые, распространение на РСО-Алания. Птицы –обитатели поля, сада. Экскурсия в лес. Подсчет плотности птиц для определения численности. Охрана и привлечение птиц для борьбы с насекомыми – вредителями сада, парка. Годовой цикл, миграция.

9. Животные РСО-Алания (22:11:11.).

Разнообразие животных РСО-Алания: водные млекопитающие, рыбы, птицы моря, океана и другие. Особенности образа жизни, питание. Миграция. Редкие и исчезающие животные РСО-Алания. «Красная книга» РСО-Алания. Экскурсия наплощадь Мира, наблюдение за птицами моря.

10. Человек и животный мир. Охрана природы (4:2:2.).

История охраны природы в нашей стране. Заповедники, заказники, национальные парки как форма сохранения отдельных участков нетронутой природы для научных, хозяйственных и воспитательных  целей.  Заповедники,  заказники,  национальные  парки  России. Международные организации, работающие над вопросом охраны природы. Красная книга России, РСО-Алания. Экскурсия в лес, наблюдение за живыми обитателями в разных эко системах.

Учебно-тематический план

объединения «В мире животных».

2-й год обучения

Тематический план  

Всего

  Теория

Практика

1

Вводное занятие  

4

2

2

2

Животные – зооуголка.  

40

20

20

3

 Домашние животные.

26

13

13

4

Обитатели морей и океанов.  

20

10

10

5

 Животные тропических лесов.

20

10

10

6

Животные холодных районов Земли.  

12

6

6

8

Животные рекордсмены.  

12

6

6

9

Красная книга. Лесные заповеди.  

10

5

5

ИТОГО:  

144

72

72

Содержание

программы «В мире животных»

2  –й год обучения (144)

1. Вводная часть (4:2:2.).

Организационные вопросы. Техника безопасности. Экскурсия по СЮН. Знакомство с планом работы объединения. Обзор периодической печати: «Муравейник», «Свиристель», «Юный натуралист». Вводный мониторинг.

2. Животные зооуголка (40:20:20.).

Животные, содержащиеся в зооуголке. Условия, необходимые для жизни животных зооуголка. Наблюдение за поведением животных зооуголка, составление рационов питания. Заяц и кролик. Сходство и различие. Наблюдение за птицами в зооуголке. Составление рационов питания для канареек, волнистых попугайчиков. Изучение аквариумных рыбок. Кормление. Виды кормов. Растение аквариума. Уход за аквариумом. Хорёк и его родственники. Образ жизни, питание, размножение, уход. Составление рациона питания хорька. Крысы и мыши: дикие и домашние. Образ жизни, питание, размножение, уход. Составление рациона питания для крыс и мышей. Разновидности ежей. Образ жизни. Наблюдения за шиншиллами. Изменение в поведении животных, связанных с сезонными изменениями в природе. Подготовка рефератов, участие в научно- практической конференции.Зоогигиена при содержании животных в зооуголке. Дезинфекция клеток Профилактиказаболеваний. Оказание первой помощи заболевшему животному (кошке, кролику, собаке и др.).

3. Домашние животные (26:13:13.).

Пути одомашнивания животных. Происхождение животных и породы животных. Наука о совершенствовании существующих и выведении новых пород домашних животных. Значениедомашних животных в жизни и хозяйственной деятельности человека. Собаки. Предки собак. Уход и кормление щенка. Экскурсия в зоомагазин. Породы собак и ихпредназначение. Определение пород по определителю.Кошки. Породы кошек. Уход за котёнком, его рацион питания. Определение пород по определителю. Экскурсия в зоомагазин. Пр. работа. «Посев зерна пшеницы и овса в ящики».Домашние птицы (куры, гуси, утки, голуби). Породы птиц. Внешний вид, содержание, питание,размножение, значение для человека. Экскурсия на подсобное хозяйство. Особенности содержания домашних животных

4. Обитатели морей и океанов. (20:10:10.).

Планктон-главный обитатель океана. Состав планктона его роль в жизни океана. Флора океана. Разнообразие водорослей, их значение. Обитатели кораллов, их особенности. Морские звёзды, ежи, медузы, морские губки, крабы, морскойконёк. Рыба-зебра. Анемоны и рыба-клоун- почему они дружат? Разнообразие моллюсков: морской гребешок, морская улитка, осьминог, кальмар. Опасные моллюски.Разнообразие рыб. Хрящевые (акула, скат, рыба-молот). Костные (мурена, рыба-хирург и другие). Экскурсия в музей моря. Млекопитающие (киты, дельфины). Разнообразие видов. Особенности жизни, питания, размножения. Глубоководные рыбы: латимерия, рыба-топорик, удильщик. Рыбы , имеющие причудливую форму тела: морской дракон, морская лисичка, рыба-ёж, летучаярыба. Просмотр фильма. Морские птицы. Внешнее строение. Особенности питания Пищевые цепи моря, океана. Экологические проблемы моря, океана. Охрана морей и океанов. День моря.

5.  Животные тропических лесов. (20:10:10.).

Характеристика тропических лесов. Особенности тропиков. Гориллы, шимпанзе-обитатели тропиков Африки. Птицы тропиков – бананоед, птица-носорог. Летучие мыши. Особенности животных австралийских тропических лесов-кенгуру, дикая собака, коала, ехидна, кускус, сумчатая куница. Особенности райских птиц. Казуар, атласный шалашник, попугай Ларк, волнистые попугайчики. Большой венценосный голубь. Просмотр и обсуждение фильма «Жизнь животных».

6. Животные холодных районов Земли. (12:6:6.).

Характеристика материков Арктики, Антарктиды. Птицы Антарктики. Императорские пингвины. Пингвины Адели. Полярные крачки. Странствующие альбатросы. Просмотр и обсуждение фильма «Пингвины». Млекопитающие: тюлени ,морской слон, белый медведь, овцебык, северный олень, лемминги.Образ жизни, миграция, способы выживания.

7. Животные – рекордсмены. (12:6:6.).

Места обитания. Особенность жизнедеятельности. Специфические черты строения, поведения, питания. Интересные факты необычного поведения, питания. Самые большие. Синий кит, китовая акула, тигровая акула.Самые высокие и длинные. Касатки.Самые быстрые. Гепард. Сокол сапсан. Парусник. Долгожители черепахи. Самое длинное путешествие полярной крачки.

8. Охрана природы  . (10:5:5.).

Закон об охране животного мира. (Красная книга РСО-Алания.) Охота и браконьерство. Заказники, заповедники и национальные парки, как форма сохранения отдельных участков природы для научных, хозяйственных и воспитательных целей. Международные организации, работающие над решением вопросов охраны природы. Лесные заповеди. Красная книга России. Красная книга РСО-Алания. Редкие и исчезающие животные. Участие в конкурсе экологических плакатов и листовок. Рисование природоохранных знаков. Участие в учебно- практической конференции обучающихся. Участие в акции «Каждой пичужке своя кормушка» (март-апрель). Разработка и защита собственных эко проектов (март, апрель, май). Мониторинги (февраль, март, апрель).

Список литературы для педагога

1. Аксенова М. Энциклопедия для детей. М.: Экология. Аванта,2001

2. Антипов В. Животные леса. М.: Эгмонт, Россия, 2001

3. Бондарчук М. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и

ответах. Учитель,Волгоград 2005

4. Братюха С. Болезни ваших питомцев. Киев. Альтер-пресс, 1999

5. Бровкина Е. Животные водоема и побережий. М.: Просвещение, 2000

6. Бровкина Е. Птицы леса. М. :Эгмонт Россия, 2002

7. Брэм А. Жизнь животных. 3 тома. М.: Терра, 1992

8. Воронов Г. Красная книга Сах. обл. Сахалин, Ю – Сахалинск, 2001

9. Горбачева Н. Породы кур. Искусство и мода.- М., 2001

10. Гусль В. Наши питомцы. Лесная промышленность, 1987

11. Дозье Т. Жизнь на коралловом рифе. Терра.- М., 1998

12. Дроздов Н. В мире животных. Колос.- М., 2000

13. Зверьки шиншиллы. Феникс. Ростов. 2002г. Ростов 2004

14. Зяблова Г. Собаки и кошки. Час пик. С-П .-1999

15. Кузнецов М О полярных животных. М.: Мысль, 2003

16. Лиредит С. Хомячки. -РОС МЭН.- М., 2003

17. Мигин В. Звери в природе. Киев Аквариум, 1999

18. Михайлов В. Морская свинка. Просвещение.- М., 2000

19. Москоу. Домашние животные. М.:Терра, 1998

20. Мясников А. Домашний зоопарк. М.: Бухиэн, 2000

21. Нири Дж . Насекомые и пауки. М.:Терра, 1990

22. Опасные животные и ядовитые растения. Просвещение.- М., 2002

23. Поляков М. Учебно-справочные материалы. Окружающий мир.М .: Просвещение,

2011

24. Сивоглазов В. Животные леса. М.: Эгмонт Россия, 2002

25. Сосновский А. О редких животных. С-П.:Экспресс, 1998

26. Стейнманн М. Животный мир островов. М.:Терра , 1998

27. Теннер О. Способы защиты у животных. М:. Терра , 1998

28. Тинберген Н. Поведение животныхМ.: Мир, 2001

29. Фабр Ж. Инстинкты и нравы насекомых. М .:Терра,1993

30. Чередниченко И. Внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность

учащихся. Волгоград: Учитель, 2010.

Список литературы для родителей и обучающихся

1. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Экология. М .: Аванта, 2001

2. Антипов В. Животные леса. М.: Эгмонт Россия, 2001

3. Брэм А. Жизнь животных. 3 тома. М .: Терра, 1992

4. Воронов Г. Красная книга Сах. обл. Сахалин, Ю – Сахалинск, 2001

5. Дозье Т. Жизнь на коралловом рифе. М.: Терра, 1998

6. Дроздов Н. В мире животных. М.: Колос, 2000

7. Зверьки шиншиллы. Феникс. Ростов. 2002г., Ростов 2004

8. Зяблова Г. Собаки и кошки. Час пик. С-П .-1999

9. Мясников А. Домашний зоопарк. М.: Бухиэн, 2000

10. Москоу. Домашние животные. М.: Терра, 1998

11. Стейнманн М. Животный мир островов.М.: Терра , 1998

12. Теннер О. Способы защиты у животных. М.: Терра, 1998

13. Тинберген Н. Поведение животных. М.: Мир, 2000

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

образовательной программы дополнительного образования детей

Направленность (образовательная область)        - Естественнонаучная.

Вид образовательной деятельности        - Зоология.

Название программы– «В мире животных»

Сведения об авторе (авторах), контактный телефон - Цакоева Людмила Борисовна  педагог дополнительного образования тел.8-989-743-56-09.

Аннотация программы

  1. Возраст детей – 8-13 лет.
  2. Сроки реализации программы – 2 года.
  3. Цель и задачи:

Цель: Формирование у обучающихся гуманной позиции по отношению к живой природе, приобретение необходимых навыков поведения в природе, развитие познавательного интереса к окружающему миру.

Задачи:

- познакомить обучающихся с разнообразными видами и жизнью животных, с особенностями внутривидовых и межвидовых отношений;

- обучить практическим умениям исследовательской деятельности;

- привлечь внимание к проблемам исчезновения популяций животных;

- развивать творческие способности;

- формировать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

-воспитывать умение общаться в коллективе, воспитывать чувство толерантности;

- воспитывать любовь и интерес к животным.

4. Ожидаемые результаты.

I год обучения

II год обучения

Будут знать

- многообразие животного

мира;

- среды обитания

животных;

 - правила обращения с

животными зооуголка.

- животный мир планеты;

- редких и исчезающих

видов животных;

- особенности

жизнедеятельности

различных районов

земли;

- особенности

жизнедеятельности

животных зооуголка.

Будут уметь

- ухаживать за животными

зооуголка;

- описывать животных;

- наблюдать за

животными и их

повадками;

- применять правила

поведения в природе.

- составлять сложные

пищевые цепи;

- определять по внешнему

виду название животных;

- делать выводы на

основании своих

исследований;

- составлять сообщения на

заданную тему;

- работать с

определителями;

- вести дневники

наблюдений.

Будет

сформиро

ван

- познавательный интерес

к природным объектам.

- устойчивый,

познавательный интерес к

миру животных.

  1.  Кадровое обеспечение программы - педагог первой кваификационной категории Цакоева Л.Б.
  2. Год разработки - 2018 год.

Перечень методических приложений к программе:

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога...(Баран)

Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала…(Ёжик)

Ёжик вырос в десять раз, 
Получился…(Дикобраз)

У него огромный рот,
Он зовется…(Бегемот)

Рыжий молокозавод
День жует, ночь жует.
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко!..(Корова)

Всю жизнь ношу я два горба,
Имею два желудка!
Но каждый горб - не горб, амбар!
Еды в них на семь суток!..(Верблюд)

Гладкий, бурый, неуклюжий,
Он не любит зимней стужи.
До весны в норе глубокой
Посреди степи широкой 
Сладко спит себе зверёк!
Как зовут его?..(Сурок)

Длинная, носатая, 

Целый день стоит, как статуя. 
У меня ходули — 
Не боюсь болота. 
Лягушат найду ли, — 
Вот моя забота!..(Цапля)

На овчарку он похож, 
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть…(Волк)

Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Грызёт морковку…(Кролик)

На шесте - дворец, 
Во дворце - певец, 
А зовут его... (Скворец)

На лугу живет скрипач, 
Носит фрак 
И ходит вскачь…(Кузнечик)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу…(Белка)

Роет, роет,
Ход подземный строит,
Роет, строит ловко
Спальню и кладовку…(Крот)

Серая хохлатка — 
Детей с полдесятка!..(Курица)

Я родился в желтой шубке: 
Прощайте, две скорлупки!..(Цыплёнок)

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала…(Лиса)

Есть в реке работники
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину -
Хоть пиши картину…(Бобры)

Ходит по двору будильник, 
Разгребает лапкой сор, 
Расправляет с шумом крылья 
И садится на забор…(Петух)

На месте стоит, 

Называется на И... 
Из упрямства ни на шаг 
Не продвинется...(Ишак)

Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко…(Жираф)

Живёт спокойно, не спешит, 

На всякий случай носит щит. 
Под ним, не зная страха, 
Гуляет...(Черепаха)

Весь день рыбак в воде стоял, 
Мешок рыбешкой набивал. 
Закончив лов, забрал улов, 
Поднялся ввысь и был таков…(Пеликан)

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора…(Заяц)

Надели коняшки
Морские рубашки…(Зебра)

У кого из зверей
Хвост пушистей и длинней?..(Лиса)

Мал конек, да за морем бывал: 
Спереди — шильце, 
Сзади — вильце, 
Сверху — черное суконце, 
Снизу — белое полотенце…(Ласточка)

С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерёт,
А лаптей не имеет…(Коза)

Не пахарь, не столяр,
Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник…(Конь)

Что за зверь,

Скажите, братцы,
Может сам в себя забраться?..(Норка)

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь…(Осёл)

Днем спит, 

Ночью летает, 
Прохожих в лесу пугает…(Сова)

В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход!..(Крокодил)

По реке плывёт бревно -
Ох и злющее оно!..(Крокодил)

Ходит тега с теганятами, - 

Не ногами, а лопатами. 
Все пловцы неплохие, 
Выходят из воды сухие…(Гусь)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко…(Лось)

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает…(Медведь)

Летом, в болоте, вы её найдёте. 

Зелёная квакушка. Кто это?...(Лягушка)

Непоседа пестрая, 

Птица длиннохвостая, 
Птица говорливая, 
Самая болтливая…(Сорока)

Кто в лесу глухом живёт,

Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу…(Медведь)

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она…(Мышка)

Ты его узнаешь сразу: 

Черноклювый, черноглазый, 
Он за плугом важно ходит, 
Червяков, жуков находит...(Грач)

Хочет - прямо полетит, 

Хочет - в воздухе висит, 
Камнем падает с высот, 
А весной в полях поет…(Жаворонок)

Не прядёт, не ткёт,

А людей одевает.
Шубу дважды в год снимает.
Кто под шубою гуляет?..(Овечка)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти-рожки…(Рысь)

Вьётся верёвка,

На конце головка…(Змея)

В серой шубке перовой 

И в морозы он герой 
Скачет, на лету резвится,- 
Не орел, - а все же птица!..(Воробей)

Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос…(Слон)

Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка?
За щекой!
Вот я хитренький какой!..(Хомяк)

Черен, да не ворон, 

Рогат, да не бык, 
Шесть ног без копыт. 
Летит — воет, 
Сядет — землю роет…(Жук)

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком…(Собака)

 На ногах железо, 

И в зубах — железо. 
По приступке железной 
Я в седло залезу…(Конь)

Она, как змейка в траве мелькает, 

Хвостом виляет. 
Хвост потеряет — 
Другой вырастает…(Ящерица)

Позапасливее всех я:
У меня, друзья, щека
Вроде сумки для орехов
Или, скажем, вещмешка…(Суслик)

Чтобы разгадать эти сложные загадки про животных ребенку понадобится помощь взрослых и знание зоологии.

Мы маленькие мошки,
Мы черненькие крошки.
Мы над землёй летаем
И живность всю кусаем.
Одним коротким словом
Назвать вы нас готовы?
(Гнус)

***

Не даёт спокойно спать —
Так и лезет к нам в кровать.
Я его ладошкой — хлоп!
И, испортил воздух … .
(Клоп)

***

Красная капелька в черную точку
К солнышку в гости ползет по листочку.
(Божья коровка)

***

От измененья освещенья,
Похолоданья, потепленья
Иль если изменился фон
Менять окраску может он.
(Хамелеон)

***

Он играет с нами в прятки,
Прячется в сырой земле.
И еду — свои запасы
Он хранит в большой норе.
(Суслик)

Статус программы        - авторская.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"

Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация  используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...

Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» спортивно-познавательное мероприятие "В мире животных"

тетрализованное музыкальное спортивно - познавательное меропирятие для детей 6-9 лет в процессе мероприятия задействованы дети-артисты, ведущий, музыкальное мопорвождение, жюри. Цели и задачи мероприя...

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «В мире животных»

рабочая программа внеурочного курса "в мире животных"...

Программа факультативного курса "В мире животных" для 7-х классов

Данная программа разработана на основе авторской программы «Занимательная зоология» для учащихся 7-х классов 34 часа. Программа элективного курса «Занимательная зоология» направлена на формиров...

Презентация внеклассного мероприятия "МАТЕМАТИКА В МИРЕ ЖИВОТНЫХ И ЖИВОТНЫЕ В МАТЕМАТИКЕ"

Презентация  внеклассного  мероприятия  по  математике  "Математика  в  мире  животных  и  животные  в  математике"  для...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире животных»

Создание в учреждениях дополнительного  образования специальных программ, формирование эколого-ориентированного  сознания у детей среднего школьного возраста  целесообразно и актуально ...

Рабочая программа кружка "В мире животных" в 1 классе

Рабочая программа кружка "В мире животных" в 1 классе....