Программа Т/О "В мире животных"
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная программа "В мире животных" имеет естественнонаучную направленность.
В мире практически нет таких мест, где не водились бы животные. Животные есть везде: в горах, в океанских глубинах, в холодной, скованной льдом Антарктике и пышущей жаром пустыне Сахара. В густой листве на верхушках деревьев. В глубоких подземных норах, в реках, морях, озёрах, в больших и маленьких городах, населённых людьми – везде можно встретить тех или иных животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsakoeva_programma.docx | 199.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление:
1. Пояснительная записка:
а. Новизна
б. Актуальность
в. Педагогическое обоснование
г. Цель
д. Задачи
е. Возраст детей и сроки реализации программы
ж. Механизм реализации программы
з. Условия реализации программы
и. Прогнозируемые результаты
к. Формы контроля
л. Нормативно-правовая база
2. Учебно-тематический план объединения «В мире животных» (144)
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа "В мире животных" имеет естественнонаучную направленность.
В мире практически нет таких мест, где не водились бы животные. Животные естьвезде: в горах, в океанских глубинах, в холодной , скованной льдом Антарктике и пышущейжаром пустыне Сахара. В густой листве на верхушках деревьев. В глубоких подземныхнорах, в реках, морях, озёрах, в больших и маленьких городах, населённых людьми – вездеможно встретить тех или иных животных.
Никто точно не знает, сколько в мире видов животных. По примерным подсчетам, ихболее 30 миллионов. Самых мелких животных, к примеру, амёбу, крохотное существоменьше миллиметра, не разглядишь невооружённым взглядом: нужен микроскоп. А самыекрупные могли бы запросто проглотить человека целиком.К сожалению многие тысячи животных оказались сейчас на грани полногоисчезновения. Такие виды называются исчезающими или вымирающими.Вот некоторые из них: тигры, носороги, слоны, голубые киты, гигантские панды. Всезнают про птицу Додо, которая вымерла более 300 лет назад, но с тех пор ещё множестворазных животных исчезло с лица Земли. Учёные приводят невесёлые цифры: каждый годна планете вымирает как минимум 1000 видов животных.
Новизна данной программы заключается в том, что при ее реализации предусматривется выполнение принципа разноуровневости,обозначенного в «Концепции развития дополнительного образования детей» (утвержденное Распоряжением Правительства РФ лт 04 сентября 2014 года№1726-р). Ведь именно технология разноуровневости обучения, лежащая в основе программы «В мире животных», предполагает создание педагогических условий для включения каждого обучающегося в деятельность, соответсвующую зоне его равития. Уровневая дифференциация образовательного процесса в свою очередь способствует его персонализации.
Актуальность.В программе «В мире животных» изучаются способы наблюдения за животными, особеннности повередния и образа жизни. Те ребята, которые по различным причинам не могут держать животных дома,имеют возможность общаться со своими питомцами в живом уголке.
Педагогическое обоснование. Основная идея программы – развитие, формирование интереса к миру животных в природе; в их естественной среде обитания; в условиях зооуголка; в домашних условиях. Узнавая повадки животных, их внешний вид, среду обитания изменяется сам человек, формы и способы его мышления, личностные качества. Поэтому важно научить ребенка, ориентироваться в окружающем мире; формировать активную жизненную позицию; окружать ребенка атмосферой постоянных открытий. Формирование полноценной личности было и остается важной задачей дополнительного образования и предполагает гармоничное сочетание умственного и физического развития, стремление к поиску.
Цель: Формирование у обучающихся гуманной позиции по отношению к живой природе, приобретение необходимых навыков поведения в природе, развитие познавательного интереса к окружающему миру.
Задачи:
- познакомить обучающихся с разнообразными видами и жизнью животных, сособенностями внутривидовых и межвидовых отношений;
- обучить практическим умениям исследовательской деятельности;
- привлечь внимание к проблемам исчезновения популяций животных;
- развивать творческие способности;
- формировать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;
-воспитывать умение общаться в коллективе, воспитывать чувство толерантности;
- воспитывать любовь и интерес к животным.
Возраст детей и сроки реализации программы
Возраст обучающихся – 8-13 лет. Программа «В мире животных» рассчитана на двагода обучения. Общий объём реализации программы составляет 288 часов, по 144часов каждый год обучения. В группах проводятся занятия 2 раза в неделю, по 2часа, с 5-10 минутным перерывом каждый час. Количество обучающихся в группе 5-10 человек.10 человек первого года обучения, 8-10 лет. 5-8 человек второй год оучения, 11-13 лет. Обучащиеся набираются на основе баз седнеобразовательных школ №2 и №3 г.Дигора.
Механизм реализации программы
Реализация программы "Юный зоолог" формирует знания, умения и навыки о мире животных, воспитывает бережное отношение к животному миру. Специфической особенностью организации образовательной деятельности является, то, что весь период обучения делится на два этапа. Это даст возможность более эффективно организовать учебно-воспитательный процесс. Дать каждому ребенку основу знаний о животных и привить ему навыки исследовательской деятельности.
Каждый этап имеет свои особенности:
I этап – этап вхождения в программу "В мире животных" через постоянное общение с животными зооуголка; наблюдение за их поведением. Он поможет обучающимся углубить знания о взаимосвязи организмов с окружающей средой, об их взаимном влиянии, об особенностях внутривидовых и межвидовых отношений. Полученные знания помогут обучающимся выбрать направление в дальнейшем изучении животных.
II этап – поможет обучающимся расширить знания и представления о многообразии животных РСО-Алания и других мест обитания, о связи животных со средой обитания, о необходимости охраны отдельных видов и целых сообществ живых организмов.
В процессе обучения используются следующие формы занятий:
- комбинированное учебное занятие;
- вводное занятие;
- итоговое занятие;
- экскурсия;
- игра;
- акция;
- тест.
Одним из важных развивающих компонентов программы являются экскурсии, наблюдения за животными в природе и в зооуголке, за домашними животными. В программу входит посещение зоопарка в г. Владикавказ, зооуголка СЮН. Главными задачами посещения зоопарка и зооуголка являются: введение ребенка в мир природы; способствование развитию интереса к миру животных; формирование ответственного, бережного отношенияк природе.
Условия реализации программы
Все этапы обучения обеспечены дидактическим материалом: таблицами, карточками иллюстративным, фото и видео материалом. Для проведения занятий необходимы: помещение, ТСО, плакаты, живые объекты, энциклопедическая и художественная литература, определители животных и растений.
Прогнозируемые результаты
I год обучения | II год обучения | |
Будут знать | - многообразие животного мира; - среды обитания животных; - правила обращения с животными зооуголка. | - животный мир планеты; - редких и исчезающих видов животных; - особенности жизнедеятельности различных районов земли; - особенности жизнедеятельности животных зооуголка. |
Будут уметь | - ухаживать за животными зооуголка; - описывать животных; - наблюдать за животными и их повадками; - применять правила поведения в природе. | - составлять сложные пищевые цепи; - определять по внешнему виду название животных; - делать выводы на основании своих исследований; - составлять сообщения на заданную тему; - работать с определителями; - вести дневники наблюдений. |
Будет сформиро ван | - познавательный интерес к природным объектам. | - устойчивый, познавательный интерес к миру животных. |
Формы контроля
Для оценки результативности знаний и умений, учащихся в программе предусмотрены вводный, текущий и заключительный мониторинг ЗУН. Мониторинг качества обучения проводится в виде форм: тестирование, беседа, зачет, контрольный опрос, творческая работа, конкурс, викторина.
При оценивании используется система баллов:
3 балла (отлично):
- дает ответы без ошибок;
- самостоятельно выполняет практическую работу;
- умеет анализировать и делать выводы;
- умеет пользоваться лабораторным оборудованием и оснащением.
2 балла (хорошо):
- выполняет практическую работу с помощью педагога;
- умеет пользоваться лабораторным оборудованием и оснащением с помощью педагога;
- ошибки составляют до 40% от общего задания.
1 балл (удовлетворительно):
- выполняет практическую работу вместе с педагогом;
- ошибки составляют более 50% от общего задания.
В конце третьего года обучения воспитанник выбирает тему исследовательской работы, выполняет и защищает её. Участие в муниципальных и областных конкурсах и мероприятиях являются дополнительными формами выявления результатов усвоения обучающимися программного материала.
Нормативно-правовая база.
1. Конвенция ООН о правах ребенка
2. Конституция РФ
3. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года
4. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. № 273-ФЗ)
5. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей
7. Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей
8. Новая национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
9. Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства
РФ от 04.09.2014г. № 1726-р)
10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
11. Закон Республики Северная Осетия – Алания от 28.12.2017г. № 31-РЗ «Об образовании в РСО-Алания»
12. Устав МКУДО СЮН г. Дигора
Учебно-тематический план
объединения «В мире животных» 1 год обучения
№ | Тема | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводная часть. | 2 | 1 | 1 |
2 | Многообразие животного мира. | 80 | 40 | 40 |
3 | Среда обитания. | 4 | 2 | 2 |
4 | Обитатели пресных водоёмов. | 4 | 2 | 2 |
5 | Животные водной, воздушной и наземной среды обитания. | 8 | 4 | 4 |
6 | Лес, как среда обитания животных. | 8 | 4 | 4 |
7 | Животные – обитатели луга (степи). | 8 | 4 | 4 |
8 | Растительный и животный мир культурных ландшафтов. | 4 | 2 | 2 |
9 | Животные РСО-Алания | 22 | 11 | 11 |
10 | Человек и животный мир. Охрана природы. | 4 | 2 | 2 |
ИТОГО | 144 | 72 | 72 |
Содержание
программы «В мире животных»
1 –й год обучения (144)
1. Вводная часть (2:1:1.).
Организационные вопросы. Техника безопасности. Экскурсия по зданию СЮН. Знакомство с зооуголком. Вводный мониторинг.
2. Многообразие животного мира (80:40;40.).
Знакомство с многообразием животного мира. Зоогеографические области. Современный мир животных Земли. Зоология – наука о животных. Сходства и различия между животными и растениями. Классификация животных. Роль животных в природе. Значение животных для человека. Закон об охране и использовании животного мира. Экскурсия в лес.
3. Среда обитания (4:2:2).
Понятие о физической и биологической среде обитания животных. Факторы внешней среды, регулирующие распространение животных. Морфологические и физиологические приспособления животных к различным условиям среды. Покровительственная окраска, приспособления одних видов к другим. Биологическая обусловленность и регулирование численности отдельных видов и популяций. Условия содержания животных в неволе – зооуголок СЮН.
4. Обитатели пресных водоемов (4:2:2).
Характеристика водоёма: (примерная площадь, характер берегов, рельеф дна, глубина, источник водоснабжения, зависимость уровня воды от впадающих вод и атмосферных осадков, влияние на уровень воды растительности окружающей водоём). Загрязнение водоёма, прозрачность воды. Температурные режимы. Условное деление водоёма на области: прибрежную, глубоководную, пелагическую. Органический мир водоёма. Флора. Береговая растительность; растения с листьями плавающими на поверхности воды; растенияс погруженными в воду листьями и цветками, вынесенными над водой; целиком погруженные растения. Глубоководная и пелагическая растительность. Значение растений ворганической жизни водоема. Экскурсия на водоем «Наблюдение за поведением птиц». Фауна. Многообразие животных, населяющих пресные водоёмы: моллюски, ракообразные,пауки, жуки, многочисленные личинки насекомых: мух, комаров, стрекоз. Приспособление животных к условиям жизни в водной среде. Влияние факторов водной среды на жизнь рыб:прозрачность воды и проникновение света, содержание кислорода в воде. Температура воды. Рыбы РСО-Алания. Наиболее распространенные рыбы местных пресных водоемов.
5. Животные водной, воздушной и наземной среды (8:4:4).
Хвостатые и бесхвостые земноводные – наиболее примитивная группа наземных позвоночных. Температура и влажность – основные факторы внешней среды, влияние на ихжизнедеятельность. Развитие в водной среде. Земноводные, их виды, распространение, образ жизни. Движение, дыхание, зрение, слух, питание. Суточная активность. Значение земноводных (лягушки, жабы). Птицы водоема, их видовой состав; сроки сезонной миграции; биология и охрана. Птицы РСО-Алания. Водные млекопитающие – ценные пушные животные (бобр, выдра, ондатра, нутрия), их биология. Связь с водной средой, охрана, акклиматизация. Животные «Красной книги». Взаимосвязь живых организмов водоема: места обитания, образ жизни, цепи питания, размножение, забота о потомстве. Наблюдение за животными зооуголка СЮН. Составлениесписка водной фауны местности. Экскурсия на водоем.
6. Лес, как среда обитания животных (8:4.4.).
Леса России. Основные породы деревьев, образующих леса. Разнообразие видов животных, обитающих в лесах: млекопитающие, птицы, земноводные и пресмыкающиеся, насекомые,паукообразные, черви и т.д. Особенности животных, жизнь которых на протяжении долгогопериода связана с лесом. Животные ельников, сосновых и лиственных лесов. Животные, жизнь которых связана с подлеском, травяным покровом, лесной подстилкой (гнезда, норы,кормовые угодья, убежища от врагов). Значение снегового покрова в защите лесных обитателей от неблагоприятных погодных условий и врагов. Кормовые ресурсы леса. Растительные и древесные корма, кустарники и полукустарники, ягодные кустарники, травянистые растения, мхи, лишайники, грибы. Животные корма: беспозвоночные, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, мышевидные, зайцы, белки. Сезонные изменениязапасов кормов и кормодобывание, влияние этих факторов на состав животных.
Взаимоотношения: связь по питанию, покровительственная окраска, квартиранство, симбиоз, паразитизм. Годовая и суточная активность животных, изменения в поведении животных, связанных с сезонными изменениями в природе, с погодными условиями. Миграция, спячка. Роль животных в жизни леса: опыление растений, распространение семян, использование урожая семян и плодов животными и распространение семян. Промысловые животные, их хозяйственное значение. Законы об охране животных и охоте на них. Акклиматизация пушных зверей. Звероводство. Редкие и исчезающие животные леса. «Красная книга» РСО-Алания. Экскурсия в лес.
7. Животные – обитатели луга (степи) (8:4:4).
Характеристика растительного сообщества луга (степи). Развитие растительности в течение сезона и изменение состава растений с возрастом луга (степи). Обилие цветущих растений. Луга степи, как естественная среда обитания животных. Животные – постоянные обитатели луга (степи). Насекомые, птицы, грызуны, пресмыкающиеся. Особенности луговой и степной фауны; преобладание насекомых, влияние на видовой состав фауны близости водоема, леса, поля. Покровительственная окраска (кузнечики, дневные бабочки). Насекомые – опылители растений луга (степи). Птицы луга (степи) – перепела, трясогузка, коростель, дрофа, серая куропатка, журавль – красавка и др. Особенности гнездования птицлуга (степи). Влияние человека на фауну луга (степи). Животные «Красной книги» луга (степи).
8. Растительный и животный мир культурных ландшафтов (4:2:2.).
Флора. Растительность культурных ландшафтов. Преобладание растений, интродуцированных в процессе труда человека из других месть земного шара, особенностикультурных растений. Поле, огород. Культуры: полевые, овощные. Фауна: полёвки и другиемышевидные грызуны. Биологические особенности, образ жизни. Насекомые – вредители, их биология, меры борьбы. Полезные насекомые, распространение на РСО-Алания. Птицы –обитатели поля, сада. Экскурсия в лес. Подсчет плотности птиц для определения численности. Охрана и привлечение птиц для борьбы с насекомыми – вредителями сада, парка. Годовой цикл, миграция.
9. Животные РСО-Алания (22:11:11.).
Разнообразие животных РСО-Алания: водные млекопитающие, рыбы, птицы моря, океана и другие. Особенности образа жизни, питание. Миграция. Редкие и исчезающие животные РСО-Алания. «Красная книга» РСО-Алания. Экскурсия наплощадь Мира, наблюдение за птицами моря.
10. Человек и животный мир. Охрана природы (4:2:2.).
История охраны природы в нашей стране. Заповедники, заказники, национальные парки как форма сохранения отдельных участков нетронутой природы для научных, хозяйственных и воспитательных целей. Заповедники, заказники, национальные парки России. Международные организации, работающие над вопросом охраны природы. Красная книга России, РСО-Алания. Экскурсия в лес, наблюдение за живыми обитателями в разных эко системах.
Учебно-тематический план
объединения «В мире животных».
2-й год обучения
№ | Тематический план | Всего | Теория | Практика | |
1 | Вводное занятие | 4 | 2 | 2 | |
2 | Животные – зооуголка. | 40 | 20 | 20 | |
3 | Домашние животные. | 26 | 13 | 13 | |
4 | Обитатели морей и океанов. | 20 | 10 | 10 | |
5 | Животные тропических лесов. | 20 | 10 | 10 | |
6 | Животные холодных районов Земли. | 12 | 6 | 6 | |
8 | Животные рекордсмены. | 12 | 6 | 6 | |
9 | Красная книга. Лесные заповеди. | 10 | 5 | 5 | |
ИТОГО: | 144 | 72 | 72 |
Содержание
программы «В мире животных»
2 –й год обучения (144)
1. Вводная часть (4:2:2.).
Организационные вопросы. Техника безопасности. Экскурсия по СЮН. Знакомство с планом работы объединения. Обзор периодической печати: «Муравейник», «Свиристель», «Юный натуралист». Вводный мониторинг.
2. Животные зооуголка (40:20:20.).
Животные, содержащиеся в зооуголке. Условия, необходимые для жизни животных зооуголка. Наблюдение за поведением животных зооуголка, составление рационов питания. Заяц и кролик. Сходство и различие. Наблюдение за птицами в зооуголке. Составление рационов питания для канареек, волнистых попугайчиков. Изучение аквариумных рыбок. Кормление. Виды кормов. Растение аквариума. Уход за аквариумом. Хорёк и его родственники. Образ жизни, питание, размножение, уход. Составление рациона питания хорька. Крысы и мыши: дикие и домашние. Образ жизни, питание, размножение, уход. Составление рациона питания для крыс и мышей. Разновидности ежей. Образ жизни. Наблюдения за шиншиллами. Изменение в поведении животных, связанных с сезонными изменениями в природе. Подготовка рефератов, участие в научно- практической конференции.Зоогигиена при содержании животных в зооуголке. Дезинфекция клеток Профилактиказаболеваний. Оказание первой помощи заболевшему животному (кошке, кролику, собаке и др.).
3. Домашние животные (26:13:13.).
Пути одомашнивания животных. Происхождение животных и породы животных. Наука о совершенствовании существующих и выведении новых пород домашних животных. Значениедомашних животных в жизни и хозяйственной деятельности человека. Собаки. Предки собак. Уход и кормление щенка. Экскурсия в зоомагазин. Породы собак и ихпредназначение. Определение пород по определителю.Кошки. Породы кошек. Уход за котёнком, его рацион питания. Определение пород по определителю. Экскурсия в зоомагазин. Пр. работа. «Посев зерна пшеницы и овса в ящики».Домашние птицы (куры, гуси, утки, голуби). Породы птиц. Внешний вид, содержание, питание,размножение, значение для человека. Экскурсия на подсобное хозяйство. Особенности содержания домашних животных
4. Обитатели морей и океанов. (20:10:10.).
Планктон-главный обитатель океана. Состав планктона его роль в жизни океана. Флора океана. Разнообразие водорослей, их значение. Обитатели кораллов, их особенности. Морские звёзды, ежи, медузы, морские губки, крабы, морскойконёк. Рыба-зебра. Анемоны и рыба-клоун- почему они дружат? Разнообразие моллюсков: морской гребешок, морская улитка, осьминог, кальмар. Опасные моллюски.Разнообразие рыб. Хрящевые (акула, скат, рыба-молот). Костные (мурена, рыба-хирург и другие). Экскурсия в музей моря. Млекопитающие (киты, дельфины). Разнообразие видов. Особенности жизни, питания, размножения. Глубоководные рыбы: латимерия, рыба-топорик, удильщик. Рыбы , имеющие причудливую форму тела: морской дракон, морская лисичка, рыба-ёж, летучаярыба. Просмотр фильма. Морские птицы. Внешнее строение. Особенности питания Пищевые цепи моря, океана. Экологические проблемы моря, океана. Охрана морей и океанов. День моря.
5. Животные тропических лесов. (20:10:10.).
Характеристика тропических лесов. Особенности тропиков. Гориллы, шимпанзе-обитатели тропиков Африки. Птицы тропиков – бананоед, птица-носорог. Летучие мыши. Особенности животных австралийских тропических лесов-кенгуру, дикая собака, коала, ехидна, кускус, сумчатая куница. Особенности райских птиц. Казуар, атласный шалашник, попугай Ларк, волнистые попугайчики. Большой венценосный голубь. Просмотр и обсуждение фильма «Жизнь животных».
6. Животные холодных районов Земли. (12:6:6.).
Характеристика материков Арктики, Антарктиды. Птицы Антарктики. Императорские пингвины. Пингвины Адели. Полярные крачки. Странствующие альбатросы. Просмотр и обсуждение фильма «Пингвины». Млекопитающие: тюлени ,морской слон, белый медведь, овцебык, северный олень, лемминги.Образ жизни, миграция, способы выживания.
7. Животные – рекордсмены. (12:6:6.).
Места обитания. Особенность жизнедеятельности. Специфические черты строения, поведения, питания. Интересные факты необычного поведения, питания. Самые большие. Синий кит, китовая акула, тигровая акула.Самые высокие и длинные. Касатки.Самые быстрые. Гепард. Сокол сапсан. Парусник. Долгожители черепахи. Самое длинное путешествие полярной крачки.
8. Охрана природы . (10:5:5.).
Закон об охране животного мира. (Красная книга РСО-Алания.) Охота и браконьерство. Заказники, заповедники и национальные парки, как форма сохранения отдельных участков природы для научных, хозяйственных и воспитательных целей. Международные организации, работающие над решением вопросов охраны природы. Лесные заповеди. Красная книга России. Красная книга РСО-Алания. Редкие и исчезающие животные. Участие в конкурсе экологических плакатов и листовок. Рисование природоохранных знаков. Участие в учебно- практической конференции обучающихся. Участие в акции «Каждой пичужке своя кормушка» (март-апрель). Разработка и защита собственных эко проектов (март, апрель, май). Мониторинги (февраль, март, апрель).
Список литературы для педагога
1. Аксенова М. Энциклопедия для детей. М.: Экология. Аванта,2001
2. Антипов В. Животные леса. М.: Эгмонт, Россия, 2001
3. Бондарчук М. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и
ответах. Учитель,Волгоград 2005
4. Братюха С. Болезни ваших питомцев. Киев. Альтер-пресс, 1999
5. Бровкина Е. Животные водоема и побережий. М.: Просвещение, 2000
6. Бровкина Е. Птицы леса. М. :Эгмонт Россия, 2002
7. Брэм А. Жизнь животных. 3 тома. М.: Терра, 1992
8. Воронов Г. Красная книга Сах. обл. Сахалин, Ю – Сахалинск, 2001
9. Горбачева Н. Породы кур. Искусство и мода.- М., 2001
10. Гусль В. Наши питомцы. Лесная промышленность, 1987
11. Дозье Т. Жизнь на коралловом рифе. Терра.- М., 1998
12. Дроздов Н. В мире животных. Колос.- М., 2000
13. Зверьки шиншиллы. Феникс. Ростов. 2002г. Ростов 2004
14. Зяблова Г. Собаки и кошки. Час пик. С-П .-1999
15. Кузнецов М О полярных животных. М.: Мысль, 2003
16. Лиредит С. Хомячки. -РОС МЭН.- М., 2003
17. Мигин В. Звери в природе. Киев Аквариум, 1999
18. Михайлов В. Морская свинка. Просвещение.- М., 2000
19. Москоу. Домашние животные. М.:Терра, 1998
20. Мясников А. Домашний зоопарк. М.: Бухиэн, 2000
21. Нири Дж . Насекомые и пауки. М.:Терра, 1990
22. Опасные животные и ядовитые растения. Просвещение.- М., 2002
23. Поляков М. Учебно-справочные материалы. Окружающий мир.М .: Просвещение,
2011
24. Сивоглазов В. Животные леса. М.: Эгмонт Россия, 2002
25. Сосновский А. О редких животных. С-П.:Экспресс, 1998
26. Стейнманн М. Животный мир островов. М.:Терра , 1998
27. Теннер О. Способы защиты у животных. М:. Терра , 1998
28. Тинберген Н. Поведение животныхМ.: Мир, 2001
29. Фабр Ж. Инстинкты и нравы насекомых. М .:Терра,1993
30. Чередниченко И. Внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность
учащихся. Волгоград: Учитель, 2010.
Список литературы для родителей и обучающихся
1. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Экология. М .: Аванта, 2001
2. Антипов В. Животные леса. М.: Эгмонт Россия, 2001
3. Брэм А. Жизнь животных. 3 тома. М .: Терра, 1992
4. Воронов Г. Красная книга Сах. обл. Сахалин, Ю – Сахалинск, 2001
5. Дозье Т. Жизнь на коралловом рифе. М.: Терра, 1998
6. Дроздов Н. В мире животных. М.: Колос, 2000
7. Зверьки шиншиллы. Феникс. Ростов. 2002г., Ростов 2004
8. Зяблова Г. Собаки и кошки. Час пик. С-П .-1999
9. Мясников А. Домашний зоопарк. М.: Бухиэн, 2000
10. Москоу. Домашние животные. М.: Терра, 1998
11. Стейнманн М. Животный мир островов.М.: Терра , 1998
12. Теннер О. Способы защиты у животных. М.: Терра, 1998
13. Тинберген Н. Поведение животных. М.: Мир, 2000
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
образовательной программы дополнительного образования детей
Направленность (образовательная область) - Естественнонаучная.
Вид образовательной деятельности - Зоология.
Название программы– «В мире животных»
Сведения об авторе (авторах), контактный телефон - Цакоева Людмила Борисовна педагог дополнительного образования тел.8-989-743-56-09.
Аннотация программы
- Возраст детей – 8-13 лет.
- Сроки реализации программы – 2 года.
- Цель и задачи:
Цель: Формирование у обучающихся гуманной позиции по отношению к живой природе, приобретение необходимых навыков поведения в природе, развитие познавательного интереса к окружающему миру.
Задачи:
- познакомить обучающихся с разнообразными видами и жизнью животных, с особенностями внутривидовых и межвидовых отношений;
- обучить практическим умениям исследовательской деятельности;
- привлечь внимание к проблемам исчезновения популяций животных;
- развивать творческие способности;
- формировать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;
-воспитывать умение общаться в коллективе, воспитывать чувство толерантности;
- воспитывать любовь и интерес к животным.
4. Ожидаемые результаты.
I год обучения | II год обучения | |
Будут знать | - многообразие животного мира; - среды обитания животных; - правила обращения с животными зооуголка. | - животный мир планеты; - редких и исчезающих видов животных; - особенности жизнедеятельности различных районов земли; - особенности жизнедеятельности животных зооуголка. |
Будут уметь | - ухаживать за животными зооуголка; - описывать животных; - наблюдать за животными и их повадками; - применять правила поведения в природе. | - составлять сложные пищевые цепи; - определять по внешнему виду название животных; - делать выводы на основании своих исследований; - составлять сообщения на заданную тему; - работать с определителями; - вести дневники наблюдений. |
Будет сформиро ван | - познавательный интерес к природным объектам. | - устойчивый, познавательный интерес к миру животных. |
- Кадровое обеспечение программы - педагог первой кваификационной категории Цакоева Л.Б.
- Год разработки - 2018 год.
Перечень методических приложений к программе:
Заплелись густые травы, | Лежала между ёлками |
Ёжик вырос в десять раз, | У него огромный рот, |
Рыжий молокозавод | Всю жизнь ношу я два горба, |
Гладкий, бурый, неуклюжий, | Длинная, носатая, Целый день стоит, как статуя. |
На овчарку он похож, | Длинное ухо, |
На шесте - дворец, | На лугу живет скрипач, |
Хожу в пушистой шубе, | Роет, роет, |
Серая хохлатка — | Я родился в желтой шубке: |
Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая, | Есть в реке работники |
Ходит по двору будильник, | На месте стоит, Называется на И... |
Узнать его нам просто, | Живёт спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. |
Весь день рыбак в воде стоял, | У косого нет берлоги, |
Надели коняшки | У кого из зверей |
Мал конек, да за морем бывал: | С бородой, а не старик, |
Не пахарь, не столяр, | Что за зверь, Скажите, братцы, |
Сер, да не волк, Длинноух, да не заяц, | Днем спит, Ночью летает, |
В реках Африки живёт | По реке плывёт бревно - |
Ходит тега с теганятами, - Не ногами, а лопатами. | Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, |
Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает…(Медведь) | Летом, в болоте, вы её найдёте. Зелёная квакушка. Кто это?...(Лягушка) |
Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, | Кто в лесу глухом живёт, Неуклюжий, косолапый? |
Эта маленькая крошка Рада даже хлебной крошке, | Ты его узнаешь сразу: Черноклювый, черноглазый, |
Хочет - прямо полетит, Хочет - в воздухе висит, | Не прядёт, не ткёт, А людей одевает. |
Меньше тигра, больше кошки, | Вьётся верёвка, На конце головка…(Змея) |
В серой шубке перовой И в морозы он герой | Очень много силы в нём, |
Я устраиваюсь ловко: | Черен, да не ворон, Рогат, да не бык, |
С хозяином дружит, | На ногах железо, И в зубах — железо. |
Она, как змейка в траве мелькает, Хвостом виляет. | Позапасливее всех я: |
Чтобы разгадать эти сложные загадки про животных ребенку понадобится помощь взрослых и знание зоологии.
Мы маленькие мошки,
Мы черненькие крошки.
Мы над землёй летаем
И живность всю кусаем.
Одним коротким словом
Назвать вы нас готовы?
(Гнус)
***
Не даёт спокойно спать —
Так и лезет к нам в кровать.
Я его ладошкой — хлоп!
И, испортил воздух … .
(Клоп)
***
Красная капелька в черную точку
К солнышку в гости ползет по листочку.
(Божья коровка)
***
От измененья освещенья,
Похолоданья, потепленья
Иль если изменился фон
Менять окраску может он.
(Хамелеон)
***
Он играет с нами в прятки,
Прячется в сырой земле.
И еду — свои запасы
Он хранит в большой норе.
(Суслик)
Статус программы - авторская.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"
Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...
Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» спортивно-познавательное мероприятие "В мире животных"
тетрализованное музыкальное спортивно - познавательное меропирятие для детей 6-9 лет в процессе мероприятия задействованы дети-артисты, ведущий, музыкальное мопорвождение, жюри. Цели и задачи мероприя...
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «В мире животных»
рабочая программа внеурочного курса "в мире животных"...
Программа факультативного курса "В мире животных" для 7-х классов
Данная программа разработана на основе авторской программы «Занимательная зоология» для учащихся 7-х классов 34 часа. Программа элективного курса «Занимательная зоология» направлена на формиров...
Презентация внеклассного мероприятия "МАТЕМАТИКА В МИРЕ ЖИВОТНЫХ И ЖИВОТНЫЕ В МАТЕМАТИКЕ"
Презентация внеклассного мероприятия по математике "Математика в мире животных и животные в математике" для...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире животных»
Создание в учреждениях дополнительного образования специальных программ, формирование эколого-ориентированного сознания у детей среднего школьного возраста целесообразно и актуально ...
Рабочая программа кружка "В мире животных" в 1 классе
Рабочая программа кружка "В мире животных" в 1 классе....