«Использование поисково-краеведческих материалов на уроках Мужества и уроках Памяти»
статья

Актуальность заявленной темы определяет одну из главных задач общества: патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения. Меняется наше общество, но воспитание у подрастающего поколения любви к своему народу, своему родному краю и Родине необходимо всегда. В современной России, в условиях быстроменяющихся экономических, политических, социальных проблем, формирование единой, целостной системы нравственных основ воспитания молодежи становится просто необходимым условием. Настала необходимость создания системы гражданско - патриотического воспитания, в основе которой, лежала бы национальная идея, способная объединить всю Россию, поднять патриотический дух в обществе. Эта идея должна пронизывать всю жизнь человека, все его дела и поступки, начиная с детского возраста и до глубокой старости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Х региональный научно-практический форум «Дни истории в Кузбассе»

(в рамках январской площадки КонференциАля 8К: Управляя изменениями»)

«Использование поисково-краеведческих материалов

на уроках Мужества и уроках Памяти»

Автор опыта:

Надежда Александровна Кригер,

                                                    педагог дополнительного

                                                             образования «МБУ ДО «ДДТ»,

Киселевского городского округа        

     

Киселёвск 2022

     Поиск и исследование - универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире. Руководство поисково-исследовательской деятельностью учащихся - одно из направлений в работе современного педагога. Организация данного вида деятельности опирается на ряд условий. И главным из них можно считать наличие у педагога и учащегося общей точки соприкосновения в какой-либо области, интересной для исследования и поиска. Именно отсутствие этого общего интереса делает многие темы поисковой работы бесперспективными.  

 Актуальность заявленной темы определяет одну из главных задач общества: патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения. Меняется наше общество, но воспитание у подрастающего поколения любви к своему народу, своему родному краю и Родине необходимо всегда. В современной России, в условиях быстроменяющихся экономических, политических, социальных проблем, формирование единой, целостной системы нравственных основ воспитания молодежи становится просто необходимым условием. Настала необходимость создания системы гражданско - патриотического воспитания, в основе которой, лежала бы национальная идея, способная объединить всю Россию, поднять патриотический дух в обществе. Эта идея должна пронизывать всю жизнь человека, все его дела и поступки, начиная с детского возраста и до глубокой старости.

Особое место в гражданско-патриотическом воспитании занимает дополнительное образование. Оно расширяет разновозрастное и межнациональное взаимодействия в объединениях. Я хочу на примере музея «Память» рассказать о том, как ведется работа в данном направлении.

Задача музея – воспитание патриотизма, любви к Родине, созидательных начал в ученике через  историю своего края и судьбу конкретного человека. Музей является центром духовно-нравственного воспитания. Формирует чувство причастности и уважения к прошлому, целостное отношение к культурно - историческому наследию. Музей можно назвать «волшебной машиной времени». В ней за считанные минуты, за короткое время, учащийся может совершить путешествие в минувшие десятилетия, увидеть не только прошлое и день сегодняшний, но и сопоставить, сравнить события разных времен.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Используя краеведческий материал на уроках мужества, я заметила, что он активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании учащихся.

Целью краеведения является духовно-нравственное образование и воспитание подрастающего поколения. При этом решаются важнейшие педагогические задачи: нравственного воспитания, формирования патриотизма и гражданства, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию мировой и отечественной культуры, любви к отечественной истории, к осознанию себя потомками славного прошлого России, Кемеровской области – Кузбасса. Сохраняются и передаются от поколения к поколению традиции наших предков. Ребенок осознает: без прошлого - нет настоящего.

Краеведческая работа помогает учащимся устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи.

Моя практика, убедительно доказывает, что использование поисково - краеведческого материала обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков, практического применения полученных знаний в жизни. Благодаря краеведению мне удалось внести в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания. Это достигается путем исторических экскурсий (например, пропиши какие проводила????), встречи с участниками боевых действий (тоже пропиши с кем?). Ребята погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму времени. Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью и, когда на уроках мужества они сталкиваются с материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что исторический материал ложится на уже подготовленную базу знаний. Краеведческий подход позволяет вести учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам, т.е. организовывать процесс познания наиболее естественным и доступным путем.

     Мне интересны такие области поисково – исследовательской деятельности, как история и промышленность родного края. Огромная роль в этой работе принадлежит краеведению.  

   Первое основное требование к ученическим работам - поисковый, научный характер. Надо организовать работу с учащимися так, чтобы они решали не учебную задачу, а настоящую научную проблему. Именно краеведение предоставляет такие возможности довольно широко.

     Поисковая и научно-исследовательская краеведческая работа разнообразна и многопланова. На основе собственного многолетнего опыта работы с детьми в Доме детского творчества в качестве руководителя Музея «Память сердца», мне бы хотелось выделить следующие формы деятельности: (Вы видите на слайде)

1) Опрос местных жителей и составление летописи родного края.

 2) Фотосъемка.

3) Изучение и создание топонимических словарей.

4) Сбор вещественных памятников для музейной экспозиции, документов.

5) Создание музейной экспозиции.

6) Работа в архивах.

7) Сотрудничество с краеведческим музеем города Киселёвска.

8) Работа с Ветеранскими и другими общественными, государственными организациями.

9) Работа по сохранению памятников истории и культуры на территории Киселёвского городского округа.

Использование поисково- краеведческого материала на уроках мужества и уроках памяти открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия, создания творческих работ. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний.

Поисково - краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Краеведческая работа педагогически очень многогранна. Одновременно она может носить исследовательский и прикладной, общественно полезный и образовательно-воспитательный характер. Краеведение многогранно по своему содержанию, так как в нем сочетаются история, география, природа и этнография, фольклор.

Краеведческий материал в учебно-воспитательном процессе эффективен тогда, когда он:

а) является не только средством иллюстрации и конкретизации общеисторических событий и явлений, но и источником получения новых знаний, расширения кругозора учащихся;

б) удобен для сравнения и сопоставления – в этом случае учащиеся учатся мыслить и делать выводы;

в) тесно связан с общеисторическими событиями и раскрывает специфические особенности развития родного Кузбасса – дает положительный результат в патриотическом и духовно-нравственном воспитании личности.

Базой для использования краеведческого материала в проведении уроков мужества служит музей «Память».

В музее собраны основные и вспомогательные музейные экспонаты (Основные экспонаты: орудия труда, предметы быта, изделия местных промыслов, монеты, медали, ордена, предметы культа. Вспомогательные экспонаты: ксерокопии фотографий, документов, газеты и журналы, грамоты), артифакты привезенные с Вахты Памяти.

Музей является не только хранилищем экспонатов, но и базой для проведения уроков мужества и воспитательных мероприятий. Ребята с интересом и удовольствием занимаются в музее, не только собирают, но и сами ведут контроль за состоянием музейных экспонатов, самостоятельно составляют тематические экспозиции, проводят экскурсии, помогают вести основную музейную документацию.

      Организация поисковой - исследовательской работы в Доме детского творчества предполагает:

1. Выявление учащихся имеющих склонности к поисковой и исследовательской работе. Стоит учесть, что общая успеваемость учащегося не является главным показателем его реальных способностей. Исследовательской и поисковой деятельности можно научить человека без выдающихся способностей. Но для этого необходимо, чтобы учащийся обладал такими качествами как – трудолюбие, ответственность, любознательность.

 2. Следующий шаг - выявление направлений в краеведении, по которым школьники хотели бы вести исследовательскую и поисковую работу. Чтобы работа была продуктивной, нужно выбрать с учащимися направление краеведческой исследовательской и поисковой работы, которые были бы знакомы педагогу и интересны ученику: история, экология, география, литературное наследие или фольклорное направление. С ребятами, которые начали вести исследовательскую работу и решили писать работу по выбранному направлению, мы просматриваем поисково- исследовательские работы сверстников– призѐров различных конференций. Знакомлю их со структурой исследовательской работы, как выстроена логическая последовательность данной поисковой работы, какие источники использовались, как она оформлена. После чего приступаем с учащимся к составлению плана его работы над выбранной темой. Работаем по материалам, которые имеются в музее учреждения, в библиотеках,  в краеведческом музее города. Собираем статистический материал в различных организациях, воспоминания очевидцев, по необходимости работаем в архивах. Если поездки в архив с учащимися не возможны, работаю с документами архива сама, а затем вместе анализируем полученную информацию, т.е. стараюсь научить школьников широко использовать различные источники краеведческой информации в своей работе.

Источники краеведческой информации: (Вы видите на слайде)

1. Письменные - официальные, научные, научно-популярные, учебные, справочные и художественно краеведческая литература. 

2. Архивные документы:

а) документы местных организаций, учреждений и предприятий;

 б) документы местных деятелей;

в) письменные памятники истории, права, искусства, художественной литературы, кино-, фотодокументы. В настоящее время появилась возможность использовать архивные документы бывших закрытых фондов, и материалы «спецхранов» музеев и библиотек, с интернетом стали доступны некоторые архивы.

3. Вещественные источники, которые помогают лучше понять условия жизни и атмосферу соответствующей эпохи в истории края, характеризовать разнообразные материальные предметы, условия жизни, занятия населения или конкретного человека, его профессиональные качества и интересы. С вещественными источниками ребята работают в музее учреждения или краеведческом музее.

4. Устные краеведческие источники. Прежде чем выбрать тему важно самому педагогу вначале проанализировать направление на наличие информации, ее доступности. Очень важно для исследования и  поиска учащихся не ставить глобальных задач перед ними, чем конкретнее будет звучать проблема, тем реальнее получить результат. Если по данной теме материала очень мало, но набирается параллельно другая информация, важно ее проанализировать и возможно подкорректировать тему  исследовательской и поисковой работы. Появится результат, ребенку будет интереснее работать дальше. Главное он должен понять, выбранная тема не догма и в данном направлении открываются новые горизонты поиска, научных открытий и что-то на данный момент может оказаться более интересным.

После выбора темы поисково-исследовательской работы и сбора информации приступаем к написанию работы. Я представляю автору большую самостоятельность в работе, учащийся систематически отчитывается, на каком этапе работы находится. Вместе с ним работаем над содержанием. Важно правильно оформить работу, научить работать с литературой и обязательно ссылаться на авторов.

Таким образом, работа не должна быть реферативной, нужно избегать большого количества литературного материала. Тема работы должна быть созвучна с целью и отражать суть проделанной работы. Не использовать в поисково – исследовательских работах рекламные слоганы.

 Из выше сказанного следует, что обязанностями руководителей ученической поисково - исследовательской работы должны быть следующими:

- оказание помощи учащимся в выборе тем для исследований;

- составление плана работы;

- подбор источников информации и проработка их вместе с учащимся;

 - текущее руководство, методическая, организационно-техническая помощь, консультирование учащихся;

 - выработка рекомендаций по применению результатов исследовательской работы;

 - оказание помощи исполнителям исследовательских и исследовательских работ перед участием в конференциях и конкурсах творческих работ;

-оказание помощи учащимся в публикации результатов выполненных исследований и дальнейшей исследовательской деятельности.

При этом педагогу необходимо:

- владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовывать исследовательскую работу учащихся;

- уметь организовывать и проводить дискуссии, не называя свою точку зрения;

- направлять учащихся на поиск и решение поставленной проблемы;

- уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных работ.

При выполнении исследовательской работы, учащемуся  необходимо представлять:

- что изучать, то есть ясно представлять себе объект и предмет исследования; - как изучать, то есть, какие методы исследования использовать;

- на чем основываться, то есть иметь первоначальное представление об источниках краеведческой информации, на которых можно базироваться;

 - как искать, то есть знать основные правила поиска источников краеведческой информации и выявления в них нужных фактов, данных, сведений;

- где искать, то есть знать основные виды библиотек, архивов и музеев, специфику их фондов;

- как оформлять результаты исследования.

  Можно сделать вывод, что факторами успешности исследовательской деятельности учащегося являются:

- соблюдение принципа добровольности в выборе темы;

- максимальная самостоятельность  в процессе исследования;

- компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;

 - материально-техническая поддержка руководителей и исполнителей исследовательских работ.

Продукт поисково-исследовательских материалов по краеведению используются на уроках Мужества, Памяти, экскурсионных мероприятий при встречах с родственниками ВОВ, участниками локальных войн.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному городу. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. Мне удалось заинтересовать ребят историей родного края и результаты говорят сами за себя: участники и призеры городских, региональных, СФО (Сибирских федеральных округов), Всероссийских конкурсах и олимпиад, акций.

В заключении хотелось бы отметить, совершенно очевидно, что результаты поисково – исследовательской деятельности учащихся во многом зависят от педагога. Именно педагог должен правильно организовать работу, заинтересовать учащегося, контролировать деятельность учащихся, помогать ему при затруднении.

И главным условием успеха своей работы, считаю, оптимистично-позитивное отношение ко всем учащимся, постоянное поощрение не только достигнутых результатов, но и стараний, вера в их возможности и способности.

Желаем творческих успехов!

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Урок мужества, посвященный Дню памяти воинов-интернационалистов»

«Урок мужества, посвященный Дню памяти воинов-интернационалистов» Посвящается памяти Владимира Лазариди.Цели занятия: военно-патриотическое воспитание;повышение интереса к истории нашей страны;ф...

Урок мужества "Навеки в памяти народной"

Разработка урока мужества...

Урок Мужества « Мы этой памяти верны», посвященный Памятным датам России и Дням воинской славы России «Славься, Отечество!».

Урок Мужества нацелен на воспитание патриотизма. Наиболее действенным средством воспитания детей в духе любви к Родине, к народу России являются уроки мужества. Эти уроки позволяют сформировать пред...

Урок мужества "Международный день памяти жертв фашизма"

Целью классного часа является формирование у подрастающего поколения активной жизненной позиции, негативного отношения к идеологии фашизма....

Презентация для урока мужества в день памяти российских войнов-интернационалистов.

Презентация время "Время выбрало их". Подготовлена дл проведения внеклассного мероприятия в честь дня памяти воинов-интернационалистов....

Урок мужества, посвященный Дню памяти воинов-интернационалистов

Цель мероприятия: формирование у подростков патриотических качеств.Задачи:воспитание любви к Родине;формирование уважительного отношения к советским воинам-интернационалистам, продемонстрировавши...