Мотивация выбора обучения шахматам
методическая разработка

Занятия  шахматами оказывают влияние на личностное и психологическое становление детей разных возрастов, поэтому очень важна мотивация выбора данным видом спортивной игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_vybora_obucheniya_shahmatam.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация выбора обучения шахматам

Часто, когда уже идет учебный процесс и набраны группы, подходят родители с просьбой принять их детей в секцию, потому что ребенок силен в математике, или наоборот слаб в этой науке; с помощью шахмат хотят развить логическое мышление. Другая распространенная мотивировка - ребенок очень неусидчив, - занятия шахматами должны помочь решить эту проблему; посоветовал учитель, в силу каких-то показаний посоветовал врач.

Цели обучения шахматам

Современная концепция образования во главу угла ставит идею развития личности человека, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение шахматам.

Преподаватель шахмат поможет развить:

  • способность самостоятельно мыслить;
  • логику, системность, дисциплину и другие элементы культуры мышления;
  • память, внимание, наблюдательность;
  • творческое воображение и ассоциативное мышление;
  • навыки изучения литературы;
  • навыки самостоятельной исследовательской работы.

Рассмотрим подробнее некоторые моменты развивающей роли обучения шахматам.

Уже на первых уроках шахмат учащийся убеждается, что одного желания выиграть недостаточно. Ход становится сильным только тогда, когда он подготовлен грамотными предыдущими действиями. Урок шахмат: для выбора правильных решений следует опираться на объективный учёт и оценку имеющихся условий.

Обучение шахматам способствует воспитанию:

  • силы воли
  • самостоятельности
  • трудолюбия
  • целеустремлённости
  • способности к самоконтролю, адекватной самооценке и самокоррекции
  • культуры поведения, дисциплинированности
  • честности
  • толерантности

Способность самостоятельно мыслить

На уроках шахмат игрок учится самостоятельно использовать имеющиеся у него знания и навыки в разнообразных позициях. Таким образом, при обучении шахматам человек овладевает искусством сравнительного анализа, умением находить существенные различия в похожих ситуациях и сходство во внешне различных.

Развитие памяти

Значительно влияние обучения шахматам на развитие памяти. На уроках шахмат преподаватель помогает ученику совершенствовать способность к смысловому, логическому запоминанию информации, основанному на особенностях расположения и взаимодействия объектов.

Культура и дисциплина мышления

Обучение шахматам развивает культуру и дисциплину мышления. Под руководством преподавателя шахмат учащийся прочно осваивает пятиэтапную схему обдумывания и принятия решений: анализ позиции, общая оценка позиции, выбор плана, выбор хода, проверка выбранного хода и выполнение.

Эта схема мышления имеет универсальный характер и применяется для решения учебных, научных, экономических, военных и других задач.

Развитие внимания

Преподаватель шахмат поможет развить необходимую степень концентрации для игры. Уроки шахмат требуют длительного, устойчивого, интенсивного и объёмного внимания. Ведь стоит на мгновение ослабить, совершить одну грубую ошибку, и плоды всей предыдущей работы будут утеряны. Дисциплинирует мышление такая особенность обучения шахматам, как ограничение времени на обдумывание. Под руководством преподавателя шахмат игрок учится рациональному распределению времени, объективной оценке временных интервалов и быстрому принятию решений в стрессовой ситуации.

Дисциплинированность

Обучение шахматам оказывает большое влияние на развитие не только мыслительных способностей, но и характера. Шахматы требуют дисциплинированности, постоянного самоконтроля, учат ответственности за каждый сделанный во время соревнования ход, который невозможно отменить. Урок шахмат состоит в необходимости сочетания смелости и решительности с ответственностью и осмотрительностью.

Выдержка

Каждая партия и соревнование в целом неизбежно становятся серьёзным психологическим испытанием для юного человека. Это подготовка и ожидание борьбы с трудным соперником в присутствии конкурентов и болельщиков, сама схватка, наполненная переживаниями за сильные и красивые ходы, реальные и мнимые ошибки (отличить первые от вторых часто удаётся лишь в анализе после игры), ответственность за результат, в том числе перед родителями, преподавателем шахмат, товарищами по команде. Урок шахмат заключается в умении проявлять выдержку, самообладание, стойкость и упорство в экстремальных ситуациях, преодолевая как неуверенность и отрицательные эмоции, так и неоправданную эйфорию, преждевременно расслабляющую и лишающую объективности. Поэтому неудивительно, что школьники и студенты, шахматисты высоких разрядов сдают различные экзамены гораздо лучше, чем не шахматисты, имеющие равный с ними уровень текущей успеваемости.

Самооценка

Урок шахмат заключается в переходе к объективной самооценке, как к результату корректного сопоставления своих притязаний с личными результатами и сравнительными достижениями других. Шахматы учат не только аргументировано отстаивать своё мнение, но и уважать чужое. Обучение шахматам воспитывает объективность в отношении не только себя, но и соперников и вообще других людей. Шахматисту приходится анализировать не только позиции на доске, но также сильные и слабые стороны соперника, особенности его характера. При этом человек учится мысленно ставить себя на место другого. Несомненно, такой опыт облегчает взаимопонимание и взаимодействие с людьми в различных ситуациях.

Умение вести себя в обществе

Уроки шахмат и соревнования с их чёткими и справедливыми правилами прививают учащимся корректность, умение вести себя в обществе, уважение к людям. Увлечение шахматами позволяет школьнику заинтересованно и, в определённом смысле, на равных общаться с взрослыми шахматистами. Изучая с преподавателем шахмат теорию и историю игры, учащиеся видят вклад талантливых представителей многих стран и народов в их развитие, своеобразную перекличку, взаимопроникновение и взаимообогащение шахматных идей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся, способствующие формированию и поддержанию положительной мотивации в обучении

Опыт работы учителя иностранного языка МБОУ Егорлыкской СОШ №7 Егорлыкского района Ростовской области Жарковой Ларисы Ивановны, раскрывающие подход автора к формированию и поддержанию положительной мо...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШАХМАТАМ ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ

Актуальность заключается в том, что имеющиеся до настоящего времени устаревшие методики не рассчитаны на современные нормативы работы с детьми 7-8 лет  и не содержат новейшей информации. Ша...

Применение технологий проблемного обучения и учебных ситуаций как средство мотивации к обучению учащихся на этапе актуализации знаний по биологии в 6 классе

Материал предложеный в этой работе поможет учителю создать проблемную ситуацию на укорах биологии в 6 классе при изучении темы "Строение растений"...

Примерный план обучения. Шахматы.

Очень примерный план обучения шахматам школьников....

Современные концепции обучения шахматам

Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умению концентрировать внимание, решать задачи в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и ...