Образовательная программа "Акробатика"
рабочая программа

Швецова Ольга Викторовна

программа по акробатике в дополнительном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akrobatika.docx970.1 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Дивеевского муниципального района Нижегородской области

МБОУ ДО «Дом творчества»

Согласована:                                                                                      Утверждена

На заседании педсовета                                                                    приказом и.о. директора МБОУ «Дом

МБОУ ДО «Дом творчества»                                                           творчества»

Протокол № 6 от 31.08.2021 г.                                                          № 57   от 01.09.2021

                                                                                                             И.о. директора_____   С.С. Шимарова

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Акробатика»

Нормативный срок реализации – 2 года

Возраст – с 5 лет

Педагог-составитель – Швецова О.В.

с. Дивеево

2021 год

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акробатика» соответствует  физкультурно-спортивной направленности.

    Данная программа разработана на основе учебных пособий: «Акробатика» Коркин В.И., М. Физкультура и спорт: 1983, «Методика обучения акробатическим упражнениям и прыжкам в школе» Петров П.К. и Пономарев Г.И., Ижевск: издательство Уд ГУ -1994.

Программа соответствует базовому уровню сложности.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время  динамика уровня физического здоровья детей характеризуется неблагоприятными тенденциями. Причиной этого факта является выраженная гиподинамия детей в современном обществе. К сожалению, двигательная активность детей на уроках физической культуры недостаточна, что делает занятия физической культурой и спортом в сфере дополнительного образования просто необходимыми.

  Педагогическая целесообразность программы обоснована её ориентацией на поддержку каждого воспитанника в его самопродвижении  по индивидуальной траектории обучения.

Специфика предполагаемой деятельности обусловлена тем,  что акробатика – отличное средство пропаганды спорта. Акробатические упражнения необычайно зрелищны. Их используют в различных показательных выступлениях. Именно благодаря своей зрелищности занятия акробатикой стали особенно популярными среди детей школьного возраста.

В структуру дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы входят два образовательных блока: теория и практика. В основе теоретической работы лежит овладение детьми основных терминов акробатики, а практической  овладение детьми базовых элементов акробатики и гимнастики.

Новизна и отличительные особенности данной ДООП программы от уже существующих состоит в том, что в ней большое внимание уделяется обучению детей не только элементам спортивной акробатики, но и формированию компетенций в области обеспечения безопасной жизнедеятельности.

Главной особенностью данной программы является привитие детям понятия о здоровом образе жизни, необходимость которого разъясняется во время бесед о теории и методике спортивной тренировки и показывается на примерах достижения активного долголетия известными мастерами гимнастики и акробатики. Программа направлена на создание психологически комфортной обстановки, эмоционального благополучия ребёнка в игровых формах занятий

        Цель программы:  укрепление   здоровья   учащихся, повышение уровня физического развития и физической подготовленности посредством обучения   акробатическим элементам.

Задачи программы:

Обучающие   задачи:

-   формировать основы знаний в области физической культуры и спорта, в частности, по  акробатике;

- обеспечить   осознанное   овладение движениями, развивать самоконтроль и   самооценку    при   выполнении   физических   упражнений;

-  формировать навыки   выполнения   отдельных    двигательных   действий, развивать   умение   быстро   переходить   от   выполнения   одних   движений   к другим;

-  содействовать   развитию    пространственных   ориентировок   в   статике   и   динамике.

Развивающие    задачи:

- повышать уровень физического развития и физической подготовленности;

-  способствовать   формированию   опорно-двигательного   аппарата, правильной осанки   и   навыков   координации   движений;

- содействовать   развитию   адаптационных   возможностей   и   улучшению   работоспособности   детского   организма;

- способствовать комплексному развитию физических качеств (скоростно-силовых, гибкости, силы, ловкости, выносливости, быстроты).

Воспитательные   задачи:

- формировать необходимость в здоровом образе жизни;  

-  вызывать   и   поддерживать   интерес   к   двигательной   активности и систематическим занятиям  акробатикой;

- воспитывать   доброжелательные   отношения со   сверстниками   в   совместной   двигательной   деятельности;

-   побуждать   к   проявлению   настойчивости   при   достижении   конечного результата, стремления    к    качественному    выполнению   движений;

-  способствовать    развитию   творческих способностей и творческой самореализации детей, духовному, нравственному и физическому совершенствованию.

  Адресат программы: Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы с 5 лет. Дети с 5 лет способны на среднем уровне выполнять предлагаемые задания. 

Набор детей - свободный, с предъявлением медицинской справки об отсутствии противопоказаний к занятиям акробатикой. Группы могут формироваться по возрастному признаку.

Основной контингент обучающихся – младшие школьники. Выполнение акробатических упражнений в этом возрасте способствует развитию силы, ловкости, гибкости, быстроты реакций, ориентировки в пространстве, совершенствованию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и связок суставов, особенно голеностопного, плечевого, тазобедренного и лучезапястного.

Объем программы и режим занятий

Программа рассчитана на 2 года обучения. Объем программы и количество занятий: 1-й год обучения – 216 часов , 2-й год - 144 часа. Режим занятий: 1-й год: 2 часа 3 раза в неделю, 2-й год: 2 часа 2 раза в неделю. Занятия проводятся по 45 минут с перерывом 10 минут.

Для обучающихся, окончивших полный курс и желающих  продлить его, может разрабатываться индивидуальный  маршрут. Так же индивидуальный маршрут может разрабатываться для детей с ОВЗ.

Формы и методы  организации образовательного процесса

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практика. Предусмотрены  как теоретические – рассказ, рассказ и одновременный показ упражнений инструктором, беседы с детьми так  и практические – выполнения упражнений, разучивание  акробатических композиций, выступления на праздниках.

 Приоритетными формами организации образовательного процесса являются: фронтальная (работа со всеми одновременно), групповая (разделение детей на группы для выполнения определённой работы). Однако при отработке технических действий часто применяется индивидуальная форма занятий (ребёнку даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей).     

Ожидаемые  результаты:

1 год обучения

Знать:

– основные виды гимнастики;

– терминологию и основы знаний по  акробатике;

Уметь:

– выполнять простые акробатические элементы;

 - выполнять строевые команды и упражнения, направленные на повышение уровня общей физической подготовки;

– выполнять упражнения, направленные на повышение уровня специальной физической подготовки и на развитие физических качеств;

2 год обучения

Знать:

– форму организации и проведения соревнований по акробатике, правила проведения соревнований;

– значение акробатики как вида спорта в повседневной жизни.

Уметь:

– выполнять сложные акробатические элементы;

– выполнять упражнения групповой акробатики, сотрудничать и взаимодействовать в парах и тройках;

- выполнять готовые акробатические этюды и составлять их самостоятельно, реализуя тем самым свой творческий потенциал;

- свободно чувствовать себя во время выступления на сцене, акробатической дорожке, не зависимо от количества зрителей, качества покрытия и освещения.

Важным  моментом работы  по данной  программе является  оценка результативности обучения.

Формы подведения итогов реализации программы и методы диагностики

Текущий контроль успеваемости направлен на выявление уровня освоения конкретного изучаемого раздела в рамках содержания учебных модулей. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в форме итогового занятия. 

На итоговом занятии знания, умения, навыки оцениваются с помощью наблюдения.

С целью выявления промежуточного уровня теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам данной программы проводится промежуточная аттестация.

Промежуточная аттестация проводится в конце каждого года обучения в форме зачета. Зачет предполагает выполнение детьми элементов акробатики, тестирование.

Учебный план

Наименование учебного модуля

Количество часов

Форма промежуточной аттестации

всего

теория

практика

1.

Учебный модуль первого года обучения

216

12

204

Зачет

2.

Учебный модуль второго года обучения

144

10

206

Зачет

Итого:

360

22

338

Рабочая программа учебного модуля 1 года обучения

Темы занятий

Всего

Теория

Практика

1.

Партерная гимнастика

16

4

12

Вводное занятие

2

2

-

Виды упражнений партерной гимнастики

2

2

-

Упражнения на мышцы брюшного пресса в положении лежа на спине

4

-

4

Махи ногами назад и вверх с прогибом корпуса,

6

-

6

grand batman на четвереньках

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

-

2

2.

Элементы художественной гимнастики

108

2

106

Беседа: «Кто такие эквилибристы»

2

2

-

Стойка на локтях, мостик, шпагат

14

-

14

Комплекс акробатических упражнений в паре

20

-

20

Комплекс акробатических упражнений с элементами танца

20

-

20

Композиция пирамидковых упражнений

16

-

16

Движения на столике

10

-

10

Упражнения с лентой

10

-

10

Упражнения с обручем

12

-

12

Повторение материала

2

-

4

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

-

2

3.

Искусство жонглирования

34

2

32

 Беседа: «Виды жонглирования»

2

2

-

Владение 2 мячами

8

-

8

Владение 3 мячами

10

-

10

Работа в паре

10

-

10

Повторение материала

2

-

2

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

-

2

4.

Разучивание композиций:

56

2

54

Презентация на тему: «Акробатика»

2

2

-

* Танец с лентой

Разучивание основных движений танца

10

-

10

Постановка композиции

16

-

16

*Птички

Разучивание основных движений танца

10

-

10

Постановка композиции

16

-

26

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

-

2

5.

Промежуточная аттестация

2

2

-

Итого

216

12

204

Рабочая программа учебного модуля 2 года обучения

Тема занятий

Всего

Теория

Практика

1.

Повторный курс

14

2

12

Вводное занятие

2

2

-

Партерная гимнастика

10

-

10

Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости.

2

-

2

2.

Элементы спортивной гимнастики

28

2

26

Презентация на тему: «Спортивная гимнастика»

2

2

-

Упражнения на развитие гибкости

6

-

6

Упражнения на развитие ловкости и координации

6

-

6

Упражнения на формирование осанки

6

-

6

Упражнения с предметом

6

-

6

Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости.

2

-

2

3.

Вольные упражнения

8

-

8

Подскоки по кругу

2

-

2

Бег в колонне по рисунку

4

-

4

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

-

2

4.

Акробатическая подготовка

36

-

36

Колесо на одну руку

4

-

4

Рандат

4

-

4

Стойка на груди

4

-

4

Переворот назад

6

-

6

Стойка на руках

6

-

6

Парные упражнения

10

-

10

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

-

2

5.

Фитнес разминка

24

2

22

Презентация: «Что такое фитнес?»

2

2

-

Упражнения на координацию движений

4

-

4

Кардио упражнения

4

-

4

Упражнения со скакалкой

4

-

4

Танцевальный фитнес микс

8

-

8

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

-

2

6.

Разучивание композиций:

32

2

30

 Презентация на тему: «Акробатика»

2

2

-

* «Акробатичекий этюд»

 Разучивание основных движений танца

14

-

14

Постановка композиции

14

-

14

 Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

-

2

7.

Промежуточная аттестация.

2

2

-

Итого:

144

10

134

Содержание модуля 1 полугодия

  1. Партерная гимнастика.

Теоретический компонент – 4 часа: вводное занятие, беседа «Виды упражнений партерной гимнастики»

Практический компонент – 12 часов: знакомство с базовыми упражнениями партерной гимнастики (упражнения на мышцы брюшного пресса в положении лежа на спине и т.д.)

  1. Элементы художественной гимнастики.

Теоретический компонент – 2 часа: беседа «Кто такие эквилибристы».

Практический компонент – 106 часов: разучивание базовых элементов гимнастики: стойка на локтях, движения на столике, упражнения с лентой, комплекс акробатических упражнений в паре, с элементами танца, композиция пирамидных  упражнений.

  1. Искусство жонглирования.

Теоретический компонент – 2 часа: беседа о видах жонглирования.

Практический компонент – 32 часа: разучивание искусства жонглирования: владение 2 мячами, владение 3 мячами.

  1. Разучивание композиций.

Теоретический компонент – 2 часа: презентация на тему «Акробатика».

Практический компонент – 54 часа: разучивание композиций и постановка танцев «Птички» и «Танец с лентой»

  1. Промежуточная аттестация - 2 часа.

Содержание модуля 2 полугодия

  1. Повторный курс.

Теоретический компонент – 2 часа: вводное занятие

Практический компонент – 12 часов: повторение партерной гимнастики.

  1. Элементы спортивной гимнастики.

Теоретический компонент – 2 часа: презентация на тему «Спортивная гимнастика»

Практический компонент – 26 часов: упражнения на развитие гибкости, ловкости, координации и осанки.

  1. Вольные упражнения.

Практический компонент – 8 часов: знакомство с вольными упражнениями: подскоки, бег в колоне по рисунку.

  1. Акробатическая подготовка.

Практический компонент – 36 часов: разучивание базовых элементов акробатики: колесо, рандат, стойка на груди и руках, переворот назад и т.д.

  1. Фитнес разминка.

Теоретический компонент – 2 часа: презентация на тему «Что такое фитнес?»

Практический компонент – 22 часа: кардио упражнения, упражнения со скакалкой и фитнес микс.

  1. Разучивание композиций.

Теоретический компонент – 2 часа: презентация на тему «Акробатика».

Практический компонент – 30 часов: разучивание композиции и постановка танца «Акробатический этюд».

  1. Промежуточная аттестация – 2 часа.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Всего недель/

часов

01.09.-05.09.

06.09.-12.09.

13.09.-19.09.

20.09.-03.10

04.10.-10.10.

11.10.-17.10.

18.10.-24.10.

25.10.-31.10.

01.11.-07.11.

08.11.-14.11.

15.11.-21.11.

22.11.-28.11

29.11.-05.12.

06.12.-12.12.

13.12 .-19.12.

20.12.-26.12.

27.12.-02.01.

03.01.-09.01.

10.01.-16.01.

17.01.-23.01.

24.01.-30.01.

31.01.-06.02.

07.02.-13.02.

14.02.-20.02.

21.02.-27.02

28.02.-06.03.

07.03.-13.03.

14.03.-20.03.

21.03.-27.03.

28.03.-03.04

04.04.-10.04.

11.04.-17.04.

18.04.-24.04.

25.04.-01.05

02.05.-08.05.

09.05.-15.05.

16.05.-22.05.

23.05.-29.05.

30.05.-05.06.

06.06.-12.06.

13.06.-19.06.

20.06.-26.06.

27.06.-03.07

04.07.-10.07.

11.07.-17.07.

18.07.-24.07.

25.07.-31.08

01.08.-07.08.

08.08.-14.08.

15.08.-21.08.

22.08.-28.08.

29.08.-31.08.

1-й

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

0

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

36/216

2-й

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

0

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

36/144

                                                   Условные обозначения:

                               промежуточная  аттестация

                              ведение занятий по расписанию

                               каникулярный период

                              общая нагрузка часов в неделю        

Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение

- Помещение для занятий. Занятия проводятся в танцевальном зале, который   оснащен   музыкальным   центром,   зеркалами,   матами,   спорт инвентарем.

- учебно-наглядные пособия: справочники, учебники.

Информационно-методическое обеспечение

В процессе работы используются информационно-методические материалы:

  • подборка информационной и справочной литературы;
  • сценарии массовых мероприятий, а также игровых занятий, разработанных для досуга обучающихся;
  • наглядные пособия (карточки с описанием основных понятий и изображением базовых элементов);
  • диагностические карты-методики для определения уровня знаний, умений и творческих способностей детей;
  • видеоподборка гимнастических и акробатических  номеров

Кадровое обеспечение

  •  Работу по программе осуществляет педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории  с высшим педагогическим образованием по специальности «Дошкольная педагогика и психология», прошедший курсы на базе НИРО «Искусство движения: проблемы и тенденции развития».

Методическое обеспечение: обеспечение программы методическими видами продукции (учебно-наглядные пособия (журналы,    книги), обручи, ленты, гантели, мячи и др.)


Оценочные и методические материалы

Тест «Акробатика»

1.Как называется данное упражнение

2.В этот вид спорта входят: у мужчин — вольные упражнения, упражнения на коне, на кольцах, на брусьях, на перекладине, опорные прыжки; у женщин — опорные прыжки, упражнения на разновысоких брусьях, на гимнастическом бревне и вольные упражнения. Что за вид спорта?

А) Художественная гимнастика

Б) Спортивная акробатика

В) Спортивная гимнастика


3.С какими предметами не выступают спортсмены в художественной гимнастике?

а. Скакалка б. Булава в. Гимнастическая палка г. Лента


4.На каком снаряде НЕ выступают мужчины в спортивной гимнастике?

а. Бревно б. Перекладина в. Кольца г. Конь

5.Какой снаряд относится к спортивной гимнастике?

6.Как называется данное исходное положение?

(упор сидя, упор присев, сидя, приседание)

7. Напиши названия акробатических упражнений.

8.Напиши названия предметов для художественной гимнастики.

9. Выпиши физические качества, которые развивает гимнастика.

Сила, доброта, выносливость, вспыльчивость, гибкость, скромность, эгоизм, ловкость

10. Какими видами спорта занимаются спортсмены? Напиши.


Оценка результатов:

8-10 правильных ответов – высокий уровень;

7-5 правильных ответов – средний уровень;

Менее 5  правильных ответов – низкий уровень.

Литература для педагогов:

  1. В.В. Козлов «Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. Акробатика», Москва, «Владос», 2003г.
  2. Т.А. Гусева «Вырастай-ка! Гармоническая спортивная игровая гимнастика» Тобольск ТГПИ им. Д.И. Менделеева 2004г.
  3. М.Л. Журавин, Н.К. Меньшикова «Гимнастика» Москва «Академия» 2005г.
  4. С.А. Левина, С.И. Тукачева «Физкультминутки» Волгоград «Учитель» 2006г.
  5. С.А. Левина, С.И. Тукачева «Физкультминутки» выпуск 2 Волгоград «Учитель» 2006г.
  6. Т.К. Барышникова «Азбука хореографии» Санкт-Петербург «Респекс», «Люкси», 1996г.
  7. Л.И. Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет». Москва, «Владос», 2001г.
  8. Л.Д. Глазырина «Физическая культура – дошкольникам». Москва, «Владос» 2001г.
  9. Т.Н. Образцова «Подвижные игры для детей». Москва «Лада», «Этрол», 2005г.
  10. Т.А. Гусева «Гимнастическая терминология на уроках физической культуры в общеобразовательной школе» Тобольск ТГПИ им. Д.И. Менделеева 2002г.
  11. Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста». Москва, «Владос» 2001г.
  12. Г.И. Семенова, Н.Я. Городничева «Развитие физических качеств». Тобольск, ТГПИ им. Д.И. Менделеева 1998г.

Литература для обучающихся и их родителей:

  1. М.Л. Журавин, Н.К. Меньшикова «Гимнастика» Москва «Академия» 2005г.
  2. Т.К. Барышникова «Азбука хореографии» Санкт-Петербург «Респекс», «Люкси», 1996г.
  3. Л.И. Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет». Москва, «Владос», 2001г.
  4. Т.Н. Образцова «Подвижные игры для детей». Москва «Лада», «Этрол», 2005г.
  5. Г.И. Семенова, Н.Я. Городничева «Развитие физических качеств». Тобольск, ТГПИ им. Д.И. Менделеева 1998г.

Календарный план воспитательной работы

Наименование мероприятия

Срок проведения

1

Беседа  «Урок мира»

Сентябрь

2

Викторина: «Огонь-друг, огонь-враг»

Октябрь

3

Праздник: «День Матери»

Ноябрь

4

Новогодняя сказка

Декабрь

5

Бесела на тему «Правила безопасного поведения на водоеме зимой»

Январь

6

Викторина: «Умники и умницы»

Февраль

7

Праздник: «8 Марта»

Март

8

Акция «Скажем наркотикам нет!»

Апрель

9

Беседа: «Правила безопасного передвижения на велосипеде»

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...