Методическая разработка краеведческой игры онлайн «Летний сад»
методическая разработка (5 класс)

Представленная методическая разработка краеведческой онлайн-игры «Летний сад» может быть использована в педагогической деятельности, поможет разнообразить занятия с детьми, принести детям радость познания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»

ГБУ ДО ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА

МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРУРГА

Дистанционные формы проведения

краеведческих мероприятий со школьниками.

Методическая разработка

краеведческой игры онлайн «Летний сад»

Автор:

Клишина Елена Петровна, педагог-организатор ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»

Контактные данные:

Тел. +7 911 004 33 22

klishina.elena@gmail.com

Санкт-Петербург

2021

Содержание:

 

Введение

1. Технология создания онлайн-игры

2. Описание онлайн-игры

3. Итоги

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

  1. Скриншот страницы обсуждений в социальной сети «ВКонтакте»
  2. Положение о конкурсе
  3. Скриншот основного поста онлайн-игры «Летний сад».
  4. Скриншот 1 этапа игры (Вопрос № 1)
  5. Скриншот 2 этапа игры (Вопрос № 2)
  6. Скриншот 3 этапа игры (Вопрос № 3)
  7. Скриншот 4 этапа игры (Вопрос № 4)
  8. Скриншот страницы почты с полученными ответами от участников
  9. Протокол конкурса
  10. Скриншот страницы игры (дата обращения 15.01.2021)

3

4

5

9

10

11

12

13

17

18

19

20

21

22

23

26

Введение

Д.С. Лихачев писал: «Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки».

Краеведение сегодня становится важным средством повышения качества знаний. Краеведческие занятия активизируют мыслительную деятельность детей, позволяют разнообразить методику занятий, участвуют в патриотическом воспитании учащихся.

Игры по краеведению относятся к интегрированным играм, где хорошо прослеживается связь различных предметов, которая помогает учащимся быстро адаптироваться в реалиях нашей жизни. Игра помогает многое вспомнить, осмыслить в короткий промежуток времени. Другими словами, игра является комплексным носителем информации.

Практика показывает, что на уроках, где проводятся игры, отмечается активизация деятельности обучающихся. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, реализовать и восполнить острый дефицит времени – все эти игровые элементы активизируют учебную деятельность обучающихся. Позволяют развить интерес к родному краю.

Введение ограничительных мер в связи с пандемией способствует разработке новых форм проведения краеведческих игр и других мероприятий в дистанционном формате с использованием электронных цифровых ресурсов.

Представленная методическая разработка краеведческой онлайн-игры «Летний сад» может быть использована в педагогической деятельности, поможет разнообразить занятия с детьми, принести детям радость познания.

Анализ результатов использования цифровых ресурсов в проведении дистанционных игр и конкурсов позволяет говорить о преимуществах данных разработок:

  • большее количество участников;
  • возможность изучения и виртуального посещения тех мест, куда сложно или невозможно попасть, или если нет возможности выехать;
  • обогащение навыков обучающихся в пользовании электронными цифровыми ресурсами.

Актуальность:

  • в связи с отменой массовых мероприятий по причине распространения коронавирусной инфекции остро встает вопрос реализации дистанционных методов обучения, как в основном, так и в дополнительном образовании;  
  • в условиях, когда у учащихся нет возможности выйти в пространство города, становится необходимым создание таких форм работы, которые соединят теоретические знания с практическими.

Задачи:

  • расширение кругозора, углубление знаний, полученных на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и во внеурочной краеведческой деятельности;
  • создание представления о многогранном культурном наследии Петербурга;
  • воспитание у юных петербуржцев любви к родному городу, чувства ответственности и своей причастности к сохранению культурного наследия;
  • вовлечение школьников в игровую деятельность;
  • создание условий для формирования умений и навыков командной работы.

Краеведческая онлайн-игра «Летний сад», как и другие игры с использованием цифровых ресурсов апробированы во Дворце Детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга среди обучающихся 5-6 классов в первом полугодии 2020-2021 гг.

Технология создания онлайн-игры

Для создания игры использовались ресурсы сети Интернет, которые дают возможность конструирования самого сайта (ресурс https://wix.com) и конкретно игровых заданий (ресурс https://learningapps.org).

Ресурс https://wix.com.

Плюсы: ресурс дает возможность широкого использования шаблонов, разнообразной цветовой палитры и форм, которые отвечают большинству запросов пользователей при конструировании простых сайтов. Большой плюс использования именно этого ресурса – интуитивный интерфейс и большое количество бесплатных инструментов для работы.

Минусы: сложность использования конструктора для пользователей, не имеющих определенных навыков. Ограничения по использованию некоторых инструментов сайта в бесплатной версии. Интернет-адрес третьего уровня.

В данной игре использовались формы: обратной связи для ввода информации об участнике (название команды, школа, класс, ФИО руководителя, контактные данные) и для ввода ответов на вопросы, а также возможность интегрирования (вставки) скриптов с других сайтов (широко использовались вставки заданий, созданных на ресурсе https://learningapps.org).

Ресурс https://learningapps.org.

Плюсы: ресурс дает возможность широкого использования шаблонов заданий (найди пару, классификация, хронологическая линейка, кроссворд и другие). Большой плюс использования именно этого ресурса – интуитивный интерфейс и бесплатное использование.

Минусы: практически нет, однако также может вызывать некоторые сложности для пользователей, не имеющих определенных навыков. Однако рекомендуется при создании заданий уделить внимание точности формулировок для выполнения заданий.

В онлайн-игре «Летний сад» использовались такие функции  ресурса https://learningapps.org как викторина с выбором правильного ответа (вопрос № 1), пазл «Угадай-ка» (вопрос № 2), сортировка картинок (вопрос № 3).

Кроме вышеперечисленных ресурсов для информационной поддержки конкурса использовались социальные сети. В данном случае: группа Отдела гуманитарных программ и социокультурного проектирования ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга «Московский ряДОМ» в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/ddutkraeved).

Вся информация (анонс, основной пост, дополнительный посты, заключительный пост) публиковались на стене группы с хэштегом #летнийсад2020 для удобства поиска. А для обратной связи было создано обсуждение, где все желающие могли получить ответы на свои вопросы (Приложение 1).

Описание онлайн-игры.

Онлайн-игра «Летний сад» в дистанционном формате проводилась с 10 сентября 2020 года по 09 октября 20202021 учебного года:

с 10 сентября по 21 сентября 2020 г. – приём ответов игры и творческих заданий,

с 21 сентября по 01 октября 2020 г. – оценка конкурсных работ и подведение итогов.

Порядок организации и проведения Конкурса подробно изложен в Положении о конкурсе (Приложение 2).

В ходе игры участникам предлагалось выполнить различные задания на знание парковой скульптуры Летнего сада, исторических событий, культуры и быта петровского времени. А также попробовать окунуться в другую эпоху и понять значение этого удивительного парка не только в истории города, но и для каждого жителя Петербурга.

Старт игры был заранее анонсирован на сайте ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга и в официальной группе отдела. 10 сентября 2020 годы в 16:00 на сайте и в группе в социальной сети появилась ссылка на специально созданный сайт игры https://eleshka9.wixsite.com/ddut/letniysad (Приложение 3). Все желающие в период, определенный организаторами (12 дней, с 10 по 21 сентября 2020 г.) могли по опубликованной ссылке зайти на сайт и принять участие в онлайн-игре.

Проходить игру можно было самостоятельно дома, однако предполагалось, что команды в школе, либо на уроке, либо во время внеурочной деятельности будут проходить этапы онлайн-игры под руководством педагога.

В классе для успешной работы необходимы:

  • Компьютер (ноутбук) с выходом в интернет;
  • Проектор, если игра проводится в кабинете или зале.

Демонстрируя на экран вопросы, педагоги вовлекают в игровой процесс обучающихся, контролируя их работу и помогая, если возникают сложности, в процессе прохождения этапов игры.

Этапы конкурса:

Вопрос № 1.

Первая  группа вопросов связана с историческими фактами из истории Летнего сада и Санкт-Петербурга.

Здесь сочетается несколько игровых форм – викторина и анаграмма. Необходимо отвечать на вопросы викторины, из правильных ответов выбирать по 1 указанной букве (первую по порядку, вторую и т.д.) и из этих букв составить ключевое слово. В данном случае это слово «фонтан». Слово вписывается в строку формы. Требование к участникам – не просто ответить на вопрос, но и дать развернутый ответ, как это слово связано с Летним садом (вариант ответа: именно в Летнем саду появились первые в России фонтаны).

Вопросы викторины достаточно просты и призваны закрепить ту информацию об объекте, которую участники уже получили ранее. А также игровой аспект – найти буквы, составить слово. Так веселое и несложное задание должно заинтересовать игроков и вызвать повышенный интерес к прохождению игры (Приложение № 4).

Вопрос № 2.

Эта группа вопросов больше касалась знания личностей и эпох. Необходимо было, чтобы у участников появилось более четкое представление о времени существования Летнего сада.

 Здесь также присутствует сочетание несколько игровых форм – пазл-викторина (распределить по категориям: кто бывал в Летнем саду, и кто точно не бывал в Летнем саду). Правильно распределив исторические личности по двум категориям, игроки видят сложившийся пазл и окошко с ключевым вопросом, на который необходимо дать ответ. Ключевой вопрос: «Сколько сейчас лет Летнему саду?».

Для распределения по категориям подобраны такие личности, чтобы после недолгих размышлений (или наводящих вопросов педагога) можно было догадаться. Например: кто бывал в Летнем саду – Петр I, Елизавета Петровна, Александр II (императоры, которые точно бывали в главном парке Санкт-Петербурга), А.А.Ахматова и А.С.Пушкин (они оставили свои воспоминания о парке). Кто точно не бывал в Летнем саду – баснописец Эзоп, Александр Невский, Илья Муромец, отец Петра I царь Алексей Михайлович (личности, которые жили до создания Летнего сада), шведский король Карл XII, Наполеон Бонапарт (руководители государств, которые так и не смогли попасть в Санкт-Петербург) (Приложение № 5).

Вопрос № 3.

Группа вопросов была связана с географией и архитектурой Летнего сада.

В этом задании предлагается карта Летнего сада с указанными точками и фотографиями объектов, которые на этих точках располагаются. Если определить правильно местоположение всех загаданных объектов, то появляется вопрос, развернутый ответ на который необходимо вписать в окошко формы.

Здесь предлагаются как известные, так и редко изучаемые объекты Летнего сада, Среди них: Летний дворец, памятник И.А.Крылову, Красный огород, Коронный фонтан, а также: скульптура «Амур и Психея», фонтан «Лакоста», Школьная аллея.

Вопрос, на который ребята должны найти ответ – это поиск на карте точки с номером 27 (фото в задании – пионеры с инвентарем идут по одной из аллей Летнего сада). Именно черно-белое фото должно подсказать игрокам, почему аллея, которую они нашли называется Школьная, а задача учителя либо заранее, либо в ходе игры дать некоторую информацию о жизни Летнего сада в период Великой Отечественной войны (Приложение № 6).

Вопрос № 4.

Это задание призвано показать значимость Летнего сада в истории Санкт-Петербурга.

Само задание предполагает поиск информации в интернете. Для ответа необходимо дать точные ответы, раскрывающие суть этих событий (1-2 предложения).

Предложены для поиска даты самые знаковые в истории не только Летнего сада, но и Санкт-Петербурга. Поиск информации даст возможность педагогу на основе предложенных дат показать значимость Летнего сада в истории нашего города.

Что нужно было найти: 25 мая 1752 г. (указ Елизаветы Петровны о разрешении гулять в Летнем саду прилично одетой публике), 10 сентября 1777 г. (первое наводнение, нанесшее большой урон Летнему саду), 12 мая 1855 г. (открытие памятника поэту-баснописцу И.А.Крылову), 4 апреля 1866 г. (покушение на императора Александра II у центральных ворот Летнего сада), 23 сентября 1924 г. (третье сильное наводнение, нанесшее большой урон Летнему саду, погибло 600 деревьев, повреждены бюсты и статуи. Его наблюдала Ахматова и написала стихотворение "Я к розам хочу в тот единственный сад…"), 27 мая 2012 г. (открытие Летнего сада после трехлетней реконструкции) (Приложение № 7).

Творческое задание.

Выполнение творческого задания – необходимое условие участия в конкурсном зачете. Творческим заданием было написание эссе на заданную тему «Как будет выглядеть Летний сад через 100 лет?» с обязательной иллюстрацией (не менее 1).

После заполнения всех форм обратной связи (ответы на ключевые вопросы игры) педагог отправлял ответы, нажав на кнопку «Отправить».

Результаты игры автоматически направлялись на электронный адрес организаторов, что позволило после окончания срока приема ответов подсчитать результаты и определить победителей и призеров (Приложение № 8).

Оценивались ответы на конкурсные задания по таким критериям:

Критерии

Пояснения

Баллы

Всего по разделу

Ответы на вопросы онлайн-игры

1

Достоверность

Ответы на вопросы должны быть точными и аргументированными

Максимум - 5 баллов

Максимум 20 баллов

Творческое задание

2

Эссе. Аргументированность, самостоятельность мышления.

Умение выразить свои впечатления по конкретному вопросу и доказать это в литературной форме.

Максимум - 5 баллов

Максимум 10 баллов

3

Рисунок.

Иллюстративность.

Соответствие текста и рисунка. Креативность, новизна.

Максимум - 5 баллов

По результатам оценки определялись:

От 29 до 30 баллов – дипломант I степени;

От 28 до 28 баллов – дипломант II степени;

От 27 до 27 баллов – дипломант III степени;

До 26 баллов включительно – участник (награждается сертификатом).

Итоги

В дистанционном конкурсе «Летний сад» в формате онлайн-игры приняли участие 29 команд из образовательных учреждений Московского района Санкт-Петербурга в составе 3-6 человек (Морская школа, школы №№ 519, 370, 508, 372, 643, 358, 510, 543, 355, 684, 524, 489, 613, 495, 354).

Всего по результатам подсчёта баллов в конкурсе были определены призеры по двум возрастным группам (5 классы и 6 классы), а также в спецноминации (ОВЗ). Всего по результатам конкурса были награждены дипломами 15 команд: победители (5 команд получили дипломы I степени), призёры  (5 команд получили дипломы II степени, (5 команд получили дипломы II степени) сертификатами (14 команд получили сертификаты участника (Приложение № 9).

Результаты были опубликованы на сайте учреждения, а также в группе в социальной сети.

К моменту публикации итогов игры для участников был подготовлен видеоролик, позволяющий повторить и закрепить знания, полученные в результате онлайн-игры «Летний сад». Видеоролик был снят в городской среде на территории Летнего сада и сочетал как достоверные исторические материалы, так и фантазии участников игры, присланные в качестве творческих работ (эссе и рисунки) (https://youtu.be/ijMtf0OZM-g).

Заключение

Таким образом, условия дистанционного обучения и введения ограничительных мер открыли для педагогов новые возможности использования интернет-ресурсов для создания конкурсов и игр.

Педагоги уже достаточно активно в своей работе используют ресурс https://learningapps.org. Он несложен в разработке и дает возможность создания бесконечного количества заданий. Недостаток ресурса – нет обратной связи, т.е. можно играть в классе. Но если дать ссылку для самостоятельного прохождения заданий, то отслеживания результата дистанционно этот ресурс не позволяет. Однако сочетание 2х ресурсов (https://wix.com с формой обратной связи и встраивание в этот сайт заданий https://learningapps.org ) позволили создать игровой квест, который можно использовать для создания подобных онлайн-игр для практически неограниченного количества участников в дистанционном формате.

Данная методическая разработка дает 2 пути использования материала:

1. Возможность самостоятельно проиграть с обучающимися все конкурсные задания и выполнить творческое задание, проведя в классе 1-2 занятия и подведя итоги или в конкурсном зачете или в индивидуальном на усмотрение педагога. Сайт, где создавалась игра, https://eleshka9.wixsite.com/ddut/letniysad действует, все задания открыты для использования, ссылки рабочие (Приложение № 10).

2. Используя указанные в работе интернет-ресурсы, возможно самостоятельно разработать и создать подобную онлайн-игру по любой теме.

Список использованной литературы:

  1. Раков Ю.А. Скульптурный Олимп Петербурга. – СПб.: «Искусство – СПб», 2000. – 23 с., ил.
  2. Коренцвит В.А. Летний сад Петра Великого. Рассказ о прошлом и настоящем. – СПб.: «Искусство – СПб», 2000. – 37 с., ил.
  3. Кузнецова О.Н., Борзин Б.Ф. Летний сад и летний дворец Петра I. - Л.: Лениздат, 1988. – 104 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интерактивной игры «СВОЯ ИГРА. ПАВЛОВСК» для краеведческого конкурса «Я – павловчанин»

Организация и проведение конкурсов  с использованием игровых технологий наиболее эффективный способ активизации мыслительного процесса школьников.        «Игра ...

Методическая разработка "Проведение КТД в летне-оздоровительных лагерях"

Лагерь с дневным пребыванием – это оздоровительный лагерь, который в первую очередь ориентирован на укрепление здоровья детей. Такой лагерь стал палочкой - выручалочкой для работающих родителей ...

Методические разработки к программе курса летней полевой практики " Лес как экосистема"

В разработке представлены карточки - инструкции для выполнения программы "Лес как экосистема"...

Методическая разработка Краеведческая викторина

Методическая разработка     Краеведческая викторина...

Методическая разработка краеведческой игры-ориентирования "Путешествие с продолжением"

Методическая разработка краеведческой игры "Путешествие с продолжением" посвящена вопросам организации районного краеведческого мероприятия, направленного на изучение школьниками городской с...

Методическая разработка "Как создать онлайн-тест"

Пошагово рассматривается процесс создания онлайн-теста, даны рекомендации по оптимизированию этого процесса, а также рекомендуется, как удобнее просматривать полученные результаты учащихся....