ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
статья

Павлова Ирина Григорьевна

В статье рассматривается ключевые характеристики и современные технологии дополнительных общеобразовательных программ технической направленности

Ключевые слова: дополнительная общеразвивающая программа, образовательная технология, разноуровневость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Павлова И.Г.

ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Техническая направленность дополнительного образования отличает сегодня активное обновление технологий, связанных со сменой технологических укладов и появление новых материалов.

Расширяется применение новых образовательных форм (сетевое, электронное обучение и др.) и технологий (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых, компьютерно-мультипликационных и др.).

Центр внимания смещается от индивидуальной работы к групповой, наиболее ценными и востребованными являются soft skills, 4К компетенции.

Развивается рынок услуг и сервисов информального образования (образовательные онлайн-ресурсы, виртуальные читальные залы, мобильные приложения и др.).

Расширяется применение новых образовательных форм (сетевое, электронное обучение и др.) и технологий (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых, компьютерно-мультипликационных и др.).

К функциям дополнительных общеобразовательных программ технической направленности относят:

  • инвариантную часть функций, универсально актуальных для любых программ дополнительного образования,
  • инвариантную часть функций, характерных для всех программ одной направленности,
  • вариативная часть функций, характерных для отдельных программ одной направленности (различающихся по уровню и профилю программ).

Дополнительные общеразвивающие программы технической направленности решают специфические задачи:

  • творческое и интеллектуальное развитие учащихся;
  • профессиональная ориентация обучающихся;
  • допрофессиональное образование обучающихся;
  • формирование технологической грамотности;
  • формирование инженерного мышления;
  • подготовка и поддержка поступления в организации профессионального образования;
  • создание условий для формирования класса технологических энтузиастов (мейкеров);
  • и другие.

Техническая направленность дополнительного образования включает образовательные программы по нескольким группам, связанным с определенной областью знаний, науки и техники:

  • первая группа программ направлена на развитие технологической культуры и компетенций в области создания и производства технических объектов и устройств – моделирование, конструирование, прототипирование и макетирование;
  • вторая группа программ направлена на формирование компетенций по управлению техническими устройствами и объектами;
  • третья группа программ направлена на развитие информационной культуры и компетенций в области информационных технологий;
  • четвертая группа программ направлена на формирование умений работы с материалами и инструментами в области производственных технологий.

Для дополнительных общеразвивающих программ технической направленности характерны следующие пути развития:

  • использование технологий на основе организации образовательного процесса с использованием современных цифровых технологий (смешанное обучение, парковая технология, концентрированное обучение, технология портфолио, образовательная навигация и др.)
  • использование технологий активизации деятельности учащихся и персонализации (проектное обучение, технологии саморазвития, технологии развивающего обучения, творческо-продуктивные технологии, электронное обучение, дистанционные технологии, конвергентное обучение, тьюторские технологии, технологии самоопределения и профессиональных проб и др.)

Инновационность образовательных технологий в дополнительном образовании, развитие технологий и методов в дополнительном образовании детей обуславливается двумя параллельными тенденциями:

  • развитие цифровых технологий меняют существующие организационно- педагогические (образовательные) технологии и методы работы
  • развитие науки и техники, культуры, экономики и социальной сферы становятся основой для появления собственно новых организационно-педагогических (образовательных) технологий

Эффективное планирование инструментария организационно-педагогических (образовательных) технологий, их комбинирование будет способствовать обновлению образовательного процесса в сфере дополнительного образования детей [4].

Дополнительные общеразвивающие программы могут реализовываться с использованием сетевой формы, различных образовательных технологий, в том числе дистанционных, и электронного обучения:

  • сетевая форма реализации дополнительных общеразвивающих программ обеспечивает возможность их освоения обучающимися с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Закрепление практик учебного характера обучающихся на реальных производствах (промышленных и сельскохозяйственных), в организациях социальной сферы, культурной индустрии в качестве самостоятельных образовательных форм,
  • реализация дополнительных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий реализуются с частичным использованием дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать дистанционное взаимодействие педагога и учащегося, или полностью дистанционно, с использованием специализированной дистанционной оболочки (платформы), посредством которой полностью обеспечивается взаимодействие педагога и учащегося.

Применение дистанционных образовательных технологий обуславливается содержанием дополнительной общеразвивающей программы, локальной нормативной базой, материально-технической базой и уровнем кадрового потенциала образовательной организации [1].

При реализации дополнительных общеразвивающих программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательной организации должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, которые обеспечивают освоение учащимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения учащегося.

Данные формы и технологии могут применяться на основе композиции контингента обучающихся (одновозрастные учебные группы или разновозрастные, взрослые, совместные детско-взрослые).

Реализация принципов «разноуровневости» и возрастосообразности программ будет формировать интерес к участию в дополнительном образовании на более ранних ступенях возрастного развития, обеспечивать преемственность в освоении программ, на высоких уровнях – формировать мотивацию к достижению результата. У родителей повысится уровень готовности к инвестициям в дополнительное образование детей. У семей с низким уровнем доходов будет сформирована уверенность в возможности найти бесплатные программы высокого качества и отвечающие их содержательным запросам [3].

При определении образовательных результатов следует ориентироваться на формирование двух блоков способностей:

Компетентность в социально-коммуникативной деятельности, характеризующий развивающий, воспитательный компонент содержания. Образовательные результаты, непосредственно связанные с общим развитием личности учащегося: качества, способности, знания, умения и навыки, компетенции, универсальные учебные действия.

Показатели результативности выполнения каждой из функций дополнительного образования технической направленности могут быть различны. Данное условие задает возможность дифференциации результатов по уровням образовательных программ[5].

Для дополнительных общеразвивающих программ в законодательстве не предусмотрены особые формы оценки, промежуточной и итоговой аттестации.

В то же время образовательный результат является неотъемлемой, ключевой, частью любой образовательной программы. Проверка и оценка знаний, умений и навыков, компетенций обучающихся направлена на выявление и сравнения на том или ином этапе обучения результатов образовательной деятельности с требованиями (задачами и ожидаемыми результатами), задаваемыми образовательными программами [2].

Для отслеживания результатов можно применять ряд следующих способов и методов: контрольные задания, тестирование, викторины, выставки, соревнования, конкурсы и конференции в течение учебного года; анализ практической деятельности, изготовленных конструкций; анкетирование; анализ общественной деятельности; полезные дела в объединении, социальной среде, демонстрационный экзамен и др.

Универсализации учета достижений учащегося может стать единое портфолио – как средство обобщения, аккумуляции разнородных образовательных результатов.

Обеспечение соответствия содержания и технологий дополнительного образования ожиданиям и потребностям населения должно рассматриваться не только применительно к тематике программ, но также к их уровневой организации, форматам, используемым принципам взаимодействия с участниками (интерактивность, групповые формы работы и др.). Необходимо также обеспечивать возрастосообразность предлагаемых программ дополнительного образования, учет в содержании образования особенностей современной подростковой субкультуры.

Решение поставленных задач требует принципиально новых подходов к организации среды обучения, ухода от традиционных учебных планов, наличия современного цифрового оборудования, высококвалифицированных кадров, причем, не только, и порой не столько педагогических, а инженерно- технических.

Список литературы

  1. Барахович И. И. Программный подход к организации дополнительного образования школьников / И. И. Барахович, Н. В. Кашапова // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2019. № 5 (май). — 2019. — No 5. — URL: http://emissia.org/offline/2019/2726.htm/ (дата обращения: 03.04.2021).
  2. Буйлова Л. Н. Методические советы по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности / Л. Н. Буйлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 403-408. — URL: https://moluch.ru/archive/96/21529/ (дата обращения: 03.04.2021).
  3. Бруцкая Л. А. Воспитание в медийном пространстве Центра / Л. А. Бруцкая, И. В. Сибагатуллина // Внеурочная деятельность в условиях реализации Стратегии развития воспитания в РФ: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – С. 58–60.
  4. Голованов В. П. Современное дополнительное образование детей как личное образовательное пространство детства / В. П.  Голованов // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 5. – С.160-165.
  5. Поволяева М. Н. Дополнительные общеобразовательные программы нового поколения и оценка их результативности / М. Н. Поволяева, И. Н. Попова //– М., ООО «Новое образование», Санкт Петербург, 2017 – 80 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Шаг в мир информатики»

Срок реализации программы: 2года Возраст учащихся, на который рассчитана данная программа – 7-11 лет...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Диапазон» (базовый уровень)

Дополнительная общеразвивающая программа «Диапазон» предназначена для гармоничного формирования у детей научно-технического мировоззрения через занятия любительской радиосвязью на коротких...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Юный умелец»

образования администрации городского округа ЭлектростальМосковской области.Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования«Станция юных техников»Дополнительная общераз...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Моделист"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моделист". Пояснительная записка, КТП....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Умелые руки»

Настоящая программа предусматривает работу с учащимися по развитию технического мышления на занятиях творческого объединения «Умелые руки». Актуальность программы состоит в том, что она имеет техниче...

Дополнительная общеразвивающая программа ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный техник»

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Юный техник» направлена на привлечение обучающихся к современным технологиям конструирования, 3D моделирования, про...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Начальное техническое моделирование для малышей»(начальн.62часа),Титова Е.В.2021-2022 уч.год

Дополнительная общеразвивающая программатехнической направленности«Начальное техническое моделированиедля малышей» Возраст обучающихся: 5 – 7 лет Срок реализации: 1 год...