Спортивный туризм
рабочая программа (5, 6, 7 класс)
Спортивный туризм — один из наиболее массовых видов спорта. Тысячи туристов ежегодно выходят на свои маршруты, находят средства и способы хотя бы на неделю-две выйти из города и окунуться в чарующий мир первозданной природы. Но там же и подстерегают опасности, от которых нас отучил комфорт. Не только путешественник, любой человек может оказаться в экстремальной ситуации, например, заблудиться в лесу.
Экстремальность ситуации — понятие субъективное. Одна и та же ситуация может быть экстремальной для городского жителя и обыденной для таежного охотника, и наоборот. Поэтому можно утверждать, что любой конфликт человека с природой всегда возникает по вине человека, поскольку природа беспристрастна и ведет себя одинаково со всеми. Сейчас не часто человеку приходится сталкиваться с действительно первобытной природой, однако для современного жителя может стать экстремальным даже поход за грибами, если при этом возникнут непредвиденные обстоятельства, например: резкое ухудшение погоды, лесной пожар, потеря ориентировки, препятствие на пути, травма и т.п.
К сожалению, современное образование в большинстве случаев не дает ответа на конкретные вопросы, связанные с выживанием человека в той или иной ситуации. А занятие туризмом позволяет на практике отработать возможные непредвиденные ситуации.
Туризм — это не только спорт. Это философия, образ и стиль жизни. Путешествуя, человек знакомится с родной страной, иногда попадая в условия, близкие к тем, в которых жили наши предки, на практике знакомится с бытом и традициями различных народов. И в один прекрасный момент он задумывается о своем месте в жизни. Именно отсюда и начинается патриотизм — с отождествления себя со страной, в которой живешь, с ее культурой и обычаями.
Наш двадцатый век, а теперь и новый двадцать первый – век, далеко шагнувшего вперед технического прогресса, принес с собой множество негативных факторов, влияющих на здоровое развитие наших детей и подростков. Поэтому составляющей программы стал Здоровый Образ Жизни, который реализуется за счет введения в образовательную программу методик и технологий, ведущих обучающихся к постепенному физическому совершенствованию и формированию выносливости. Все это является важным фактором повышения мотивации к образовательно-воспитательной деятельности воспитанников. Учитывая суровость климата на территории Красноселькупского района (в течение семи-восьми месяцев температура воздуха отрицательная), методика проведения тренировок по спортивному туризму разработана как для занятий на открытом воздухе, так и в закрытых помещениях
Ожидаемый результат после завершения обучения по данной программе, это физическое и спортивное совершенствование, участие в спортивно-туристских мероприятиях районного, регионального, межрегионального и Российского уровней, участие в пеших и горных походах различных форм и различной категории сложности, выполнение нормативов спортивных квалификаций и разрядов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sportivnyy_turizm.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Красноселькупский центр дополнительного образования детей»
Рассмотрена | Принята | Утверждена |
на заседании | Общим собранием работников | Приказом директора |
Педагогического Совета | МУ ДО «КЦ ДОД» | МУ ДО «КЦДОД» |
Протокол № 1 | Протокол № 6 | Приказ № 1 |
от «31» августа 2019 г. | от «31» августа 2019 г. | от « 02» сентября 2019 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Спортивный туризм»
Возраст обучающихся 12 – 14 лет.
Срок обучения - 3 года
Педагог дополнительного образования
Чесноков Павел Александрович
с. Красноселькуп, 2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению природных особенностей нашей Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности, профилактике подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и табакокурения.
Спортивный туризм — один из наиболее массовых видов спорта. Тысячи туристов ежегодно выходят на свои маршруты, находят средства и способы хотя бы на неделю-две выйти из города и окунуться в чарующий мир первозданной природы. Но там же и подстерегают опасности, от которых нас отучил комфорт. Не только путешественник, любой человек может оказаться в экстремальной ситуации, например, заблудиться в лесу.
Экстремальность ситуации — понятие субъективное. Одна и та же ситуация может быть экстремальной для городского жителя и обыденной для таежного охотника, и наоборот. Поэтому можно утверждать, что любой конфликт человека с природой всегда возникает по вине человека, поскольку природа беспристрастна и ведет себя одинаково со всеми. Сейчас не часто человеку приходится сталкиваться с действительно первобытной природой, однако для современного жителя может стать экстремальным даже поход за грибами, если при этом возникнут непредвиденные обстоятельства, например: резкое ухудшение погоды, лесной пожар, потеря ориентировки, препятствие на пути, травма и т.п.
К сожалению, современное образование в большинстве случаев не дает ответа на конкретные вопросы, связанные с выживанием человека в той или иной ситуации. А занятие туризмом позволяет на практике отработать возможные непредвиденные ситуации.
Туризм — это не только спорт. Это философия, образ и стиль жизни. Путешествуя, человек знакомится с родной страной, иногда попадая в условия, близкие к тем, в которых жили наши предки, на практике знакомится с бытом и традициями различных народов. И в один прекрасный момент он задумывается о своем месте в жизни. Именно отсюда и начинается патриотизм — с отождествления себя со страной, в которой живешь, с ее культурой и обычаями.
Наш двадцатый век, а теперь и новый двадцать первый – век, далеко шагнувшего вперед технического прогресса, принес с собой множество негативных факторов, влияющих на здоровое развитие наших детей и подростков. Поэтому составляющей программы стал Здоровый Образ Жизни, который реализуется за счет введения в образовательную программу методик и технологий, ведущих обучающихся к постепенному физическому совершенствованию и формированию выносливости. Все это является важным фактором повышения мотивации к образовательно-воспитательной деятельности воспитанников. Учитывая суровость климата на территории Красноселькупского района (в течение семи-восьми месяцев температура воздуха отрицательная), методика проведения тренировок по спортивному туризму разработана как для занятий на открытом воздухе, так и в закрытых помещениях
Ожидаемый результат после завершения обучения по данной программе, это физическое и спортивное совершенствование, участие в спортивно-туристских мероприятиях районного, регионального, межрегионального и Российского уровней, участие в пеших и горных походах различных форм и различной категории сложности, выполнение нормативов спортивных квалификаций и разрядов.
Цель данной программы - вооружение новыми знаниями, умениями и навыками, расширение кругозора средствами туризма и краеведения и формирование всесторонне развитой личности путём единства патриотического и нравственного воспитания, создание у детей мотивации к занятиям спортивным туризмом как видом спорта и формой активного отдыха для укрепления здоровья, стимуляция их для достижения новых спортивных результатов, выполнение спортивных разрядов от массовых до разрядов высшего спортивного мастерства, профессиональная ориентация на деятельность, связанною с туризмом и спортом .
Для выполнения цели ставятся следующие задачи:
- пропаганда туристско-спортивной и туристско-краеведческой деятельности;
- пропаганда здорового образа жизни через занятие спортом;
- участие в туристских соревнованиях, проводимых районом, краем;
- формирование из числа старших и наиболее опытных учащихся инструкторского звена, помогающего в реализации данной программы;
- изучение культуры и природы родного края через туристские походы.
-совершенствование мастерства в технике туризма и рост их спортивной квалификации (выполнение требований для присуждения очередных спортивных разрядов и званий);
- овладение знаниями, умениями и навыками в области топографии и ориентирования, организации туристского быта, основ медицины, экологии, краеведения;
- развитие природных способностей подростков посредством укрепления собственного здоровья, физического и интеллектуального саморазвития.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Первый год – программа подготовительного уровня. Второй и третий год обучения предполагают совершенствование знаний, компетенции воспитанников, повышение их спортивной квалификации.
Программа рассчитана на обучающихся 12-17 лет. При поступлении в объединение специальной туристской подготовленности не требуется.
В основу реализации программы положена технология обучения, предусматривающая три уровня:
- минимальный;
- базовый;
- вариативный (творческий).
Минимальным уровнем знаний и умений должны овладеть все обучающиеся по окончании каждого последующего года обучения.
Базовым уровнем должны овладеть все обучающиеся при условии соблюдения правил коммуникативности в общении.
Вариативный (творческий) уровень предполагает индивидуальную работу, нацеленную на рост результатов в спортивном туризме, технике и тактике на дистанциях различного класса и уровня, туристских маршрутах. Обучающиеся, достигшие вариативного уровня, переходят к индивидуальному плану развития.
Самыми важными разделами программы являются технические и тактические приемы и способы, используемые на маршрутах и дистанциях, самые необходимые и обязательные элементы действий в туристских походах, поэтому занятия спортивным туризмом совершенствуют умения обучающихся передвигаться по незнакомой местности, преодолевать различные препятствия, встречающиеся на маршрутах и дистанциях.
Непременным компонентом обучения техники и тактики, которую в дальнейшем будут использовать воспитанники при преодолении дистанций спортивных состязаний, являются учебно-контрольные соревнования (УКС). Такие соревнования призваны определить достигнутый учащимися уровень технико-тактической специальной подготовки на момент их проведения. Учебно-контрольные соревнования обычно завершают определенный этап обучения темы, или же они могут быть предусмотрены планом подготовки спортсменов разного уровня мастерства (завершать определенный период тренировочного цикла, моделировать основные соревнования и пр.). Одновременно такие соревнования являются и эффективным средством обучения туристской технике и тактике, так как заставляют «работать» учащихся в обстановке приближенной к настоящим походным условиям: с преодолением характерных для данного вида похода естественных препятствий в условиях «дефицита» времени. Таким образом, учебно-контрольные соревнования не являются официальными стартами, их результаты не служат основанием для присвоения очередных разрядов и званий участникам. В то же время они важны для самих обучающихся, и, особенно для педагогов и тренеров, с точки зрения оценки промежуточных результатов туристской подготовки учащихся и корректировки ее планов.
Ожидаемым результатом и формой подведения итогов реализации данной образовательной программы являются:
- промежуточная и итоговая аттестация воспитанников на каждом году обучения;
- учебно-контрольные соревнования;
- соревнования участников, проводимых в рамках туристических слетов и соревнований на уровне района, региона и пр.;
- участие в пеших, горных и водных походах 1,2 категории сложности.
Планируемые результаты и способы их определения
По окончании 1-го года обучения обучающиеся должны знать:
- правила техники безопасности и соблюдение основных правил личной гигиены в походе и на тренировках;
- перечень личного, специального и группового снаряжения для однодневных походов, тренировок по спортивному туризму;
- оказание первой медицинской помощи, принципы врачебного контроля и самоконтроля, профилактики травматизма;
- функциональные обязанности каждого члена группы на маршруте и каждого члена команды на спортивной дистанции;
- правила приготовления пищи и устройство бивака в природной среде.
По окончании 1-го года обучения, обучающиеся должны уметь:
- применять указанные знания на практике;
- ориентироваться на местности;
- самостоятельно пользоваться личным, групповым и специальным снаряжением во время походов и тренировок;
- проходить дистанции 1 класса (лично, связкой, группой) по спортивному туризму в соответствии с требованиями Регламента
По окончании 2-го года обучения, обучающиеся должны знать:
- структуру и основные разделы Регламента по группе дисциплин
" дистанция" и основные правила по виду спорта «Спортивный туризм»;
- состав ремонтного набора и медицинской аптечки для одно – и многодневных походов и соревнований
- виды условных знаков спортивных и топографических карт;
- приёмы оказания первой доврачебной помощи;
- планирование и организацию походов;
- методику краеведческих исследований в походе;
- виды и принципы организации страховки и сопровождения при преодолении препятствий.
По окончании 2-го года обучения, обучающиеся должны уметь:
- проверять комплектность и исправность снаряжения для походов и соревнований;
- формировать походную аптечку, безопасно эксплуатировать бивачное снаряжение;
- пользоваться основным туристским снаряжением согласно Регламента для постановки и прохождения спортивных дистанций;
- проходить дистанции 2 класса (лично, связкой, группой) по спортивному туризму в соответствии с требованиями Регламента.
По окончании 3-го года обучения, обучающиеся должны знать:
- нормативно – правовые документы по виду спорта «спортивный туризм»;
- структуру системы обеспечения безопасности в туристском походе и на спортивных дистанциях;
- задачи, выполняемые участниками на соревнованиях по поисково – спасательным работам;
- профилактику и оказание первой медпомощи ;
- причины возникновения экстремальных ситуаций и меры их предупреждения, действия в экстремальных ситуациях;
По окончании 3-го года обучения, обучающиеся должны уметь:
- организовывать походный быт в любых погодных условиях и на любом характере местности;
- проходить дистанции 3-4 класса (лично, связкой, группой) по спортивному туризму в соответствии с требованиями Регламента;
- основы оборудования этапов на дистанциях 1-2-3 классов сложности;
- решать вопросы судейства на этапах спортивных дистанций.
Личностные навыки в результате обучения:
По окончании 1 года: соблюдение норм экологического поведения на маршруте; норм поведения в коллективе и в обществе; умение выполнять поручения руководителя в группе обучающихся; соблюдение основных правил техники безопасности и личной гигиены в походе и на тренировках.
По окончании 2 года: навыки оптимального поведения в экстремальной ситуации, навыки самоорганизации, понимание общественной значимости совершаемых дел, достаточный уровень коммуникативности во взаимоотношениях с обучающимися и педагогами; мотивация занятий физической культурой и спортом для разностороннего развития личности и достижения спортивных результатов, навыки самостоятельной организации досуга.
По окончании 3 года: осознанная гражданская позиция, самостоятельность и взаимопомощь на занятиях, соревнованиях и в учебно-тренировочном походе, стремление соблюдать нормы экологического и общественного поведения, оптимальный уровень коммуникативности, стремление к здоровому образу жизни, физическому совершенствованию и росту спортивного мастерства.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 года обучения.
№ | Наименование | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Снаряжение | 4 | 1 | 3 |
3. | Узлы | 12 | 4 | 8 |
4. | Классификация и постановка спортивных дистанций | 12 | 3 | 9 |
5. | Отдельные технические приемы | 76 | 8 | 68 |
6. | Поход выходного дня (ПВД) | 13 | 1 | 12 |
7. | Учебно-контрольные соревнования | 8 | - | 8 |
8. | Соревнования «дистанции-пешеходные) | 12 | - | 12 |
9. | Учебно- тренировочный поход. | 18 | 2 | 16 |
ИТОГО: | 144 | 20 | 124 |
Содержание тем первого года обучения.
Вводное занятие. Цели и задачи. Планирование работы. Инструктаж.
Снаряжение. Основные требования к использованию снаряжения. Карабины, зажимы, спусковые устройства. Блоки и полиспасты. Индивидуальные страховочные системы. Экипировка участника.
Узлы. Специальные узлы, используемые на маршрутах и дистанциях.
Классификация и постановка спортивных дистанций. Дистанции и условия их прохождения. Технические этапы и блоки этапов.
Отдельные технические приемы. Переправа первого участника через различные препятствия. Организация страховочных перил, страховки и самостраховки. Движение по перилам. Самонаведение и снятие перил. Вертикальный и горизонтальный маятник. Транспортировка снаряжения.
Поход выходного дня (ПВД). Организация ПВД. План подготовки похода. Разработка маршрута, распределение обязанностей. Установка и снятие палатки. Разведение костра. Организация питания в походе. Топография и ориентирование. Организация временных укрытий и стоянок.
Учебно-контрольные соревнования (УКС). Подведение итогов курса обучения. Соревнования включают в себя личные и командные виды спортивно-туристических навыков.
Соревнования «дистанции-пешеходные». Подготовка и участие в соревнованиях для выполнения норм для присвоения спортивных разрядов.
Учебно- тренировочный поход. Маршрут и этапы похода включают в себя ориентирование, преодоление препятствий (переправы, овраги и пр.), организация ночлега и питания, распределение обязанностей в экипажах. Отличный способ проверить и подтвердить свои знания и умения на практике.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 года обучения.
№ | Наименование | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Снаряжение | 4 | 1 | 3 |
3. | Оборудование и прохождение технических этапов | 12 | 4 | 8 |
4. | Тактика | 24 | 6 | 18 |
5. | Отдельные технические приемы | 53 | 7 | 46 |
6. | Поход выходного дня (ПВД) | 12 | 1 | 11 |
7. | Учебно-контрольные соревнования | 8 | - | 8 |
8. | Соревнования «дистанции-пешеходные) | 12 | - | 12 |
9. | Учебно- тренировочный поход. | 18 | 2 | 16 |
ИТОГО: | 144 | 22 | 122 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Вводное занятие. Цели и задачи. Инструктаж по безопасности.
Снаряжение. Снаряжение, применяемое командой или участником на дистанции для организации страховки, натяжения перил и переправ.
Оборудование и прохождение технических этапов. Этапы и блоки этапов. Организация страховки и самостраховки на блоках этапов. Групповое прохождение.
Тактика. Тактика спортсмена. Групповая тактика.
Отдельные технические приемы. Групповое прохождение дистанции и отдельных этапов. Виды страховок. Точки опоры. Транспортировка личного и командного снаряжения. Укладка бревна через водное препятствие и овраги.
Поход выходного дня (ПВД). Организация временных стоянок. Отработка навыков преодоления естественных препятствий (овраги, ручьи, болота). Ориентирование в заданном направлении.
Учебно-контрольные соревнования (УКС). Подведение итогов курса обучения. Соревнования включают в себя личные и командные виды спортивно-туристических навыков.
Соревнования «дистанции-пешеходные». Подготовка и участие в соревнованиях для выполнения норм для присвоения спортивных разрядов.
Учебно- тренировочный поход. Прохождение контрольно-туристического маршрута с организацией ночевок и выполнением специальных заданий по туристской технике и тактике.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 года обучения.
№ | Наименование | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Специальное туристское снаряжение | 3 | 1 | 2 |
3. | Судейская практика и оснащение технических этапов | 12 | 4 | 8 |
4. | Тактика | 16 | 4 | 12 |
5. | Отдельные технические приемы | 64 | 4 | 60 |
6. | Инструкторская и медицинская подготовка | 8 | 2 | 6 |
7. | Поход выходного дня (ПВД) | 12 | 2 | 10 |
8. | Учебно-контрольные соревнования | 12 | - | 12 |
9. | Соревнования | 12 | - | 12 |
10. | Учебно- тренировочный поход. | 4 | - | 4 |
ИТОГО: | 144 | 18 | 126 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Специальное туристское снаряжение. Снаряжение, используемое
Техника пешеходного туризма. Командная ТПТ. Организация и снятие перил. Спортивный спуск. Подъем по склону с верхней командной страховкой.
Преодоление препятствий. Отдельные технические приемы. Транспортировка груза на этапе. Транспортировка пострадавшего по навесной переправе, «ПОДЪЕМ» и «СПУСК» по склону.
Топография. Съемка местности. Разработка маршрутов для походов 1 и 2 категории сложности. Топографические знаки. Топографические диктанты.
Спортивное ориентирование. Командное ориентирование. Ориентирование по легенде. Ориентирование по выбору.
Физическая подготовка. ФП включает в себя упражнения на развитие ловкости, внимательности, выносливости. Занятия рекомендуется проводить как в спортивном зале, так и на открытом воздухе.
ПВД (Походы выходного дня). В походах ребята отрабатывают умения, необходимые в категорийных походах различной сложности. Разбивка и обустройство стоянок. Разработка маршрутов. Ведение хронометража. Приготовление пищи в походных условиях.
Учебно-контрольные соревнования. Оттачиваются упражнения в технике ориентирования, передвижения и страховки, транспортировки.
Пятидневный тренировочный поход. Специальная подготовка к походу 1-й категории сложности. Снаряжение и оформление маршрутных документов. Подведение итогов похода. Ведение хронометража. Составление творческого отчета.
Методическое обеспечение.
Для реализации образовательного процесса по программе туристического мастерства используются различные формы занятий, как в помещение (кабинет площадью 60,5 кв. м.), так и в природных условиях:
- игры;
- физические разминки;
- соревнования;
- беседы;
- конкурсы;
- походы выходного дня;
- экскурсии и т.д.
для проведения которых используется туристическое снаряжение:
- страховочная система (обвязка) (20 комп.);
- верёвка страховочно - спасательная статическая (600 м);
- карабины ((100 шт.);
- жумар (2 шт.);
- спусковое устройство (6 шт.);
- блок – ролики(4 шт.);
- каски (10 шт.);
- набор котелков (8 шт.);
- флажковое ограждение (200 м.);
- секундомер механический (2 шт.);
- коврик туристический (20 шт.);
- палатка трёхместная (4 шт.);
- компас (10 шт.);
- спальный мешок (10 шт.);
- рюкзак (10 шт.);
- тент туристический (2 шт.);
- лодка «ветерок» (1 шт.)
- гермомешки с рукоятями для транспортировки (2 шт.);
- фонарь туристический налобный (10 шт.)
Список использованной литературы:
- Анфиногенов Т.К. «Туристско-краеведческая работа со школьниками» Новосибирск 1990г.
- Безопасность в альпинизме. Винокуров В.К. ФиС. 1983г.
- Круглов Ю.Г Основы безопасности и жизнедеятельности.. М., 1982.- 81
- Основы туристического мастерства В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. Редкол.: Л.Г.Андреев, Н.И. Балашов, А.Г.Бочаров и др.- М.: Сов. Энциклопедия, 1987ю-752 с.
- Правила соревнований по туристской технике. ЦСТиЗ. 1989г.
- Панкеев Иван Детско–юношеский туризм. - М., Бета-сервис, 1998.-542 7.Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. «Спортивно-оздоровительный Туризм» 2002г. 8. Правила по виду спорта «Спортивный туризм» Минспорттуризма России от “10” ноября 2010 г. № 1199.
9. Регламент проведения соревнований по группе дисциплин «дистанция-пешеходная». Москва 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и методика подготовки спортсменов в спортивном туризме.
Туризм, в том числе спортивный, всегда вызывает интерес у широкой аудитории. В данной работе дано определение спортивного туризма, а так же рассмотрены различные аспекты всесторонней подгот...
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ОСОБЕННОСТИ ВОДНЫХ ПОХОДОВ. УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ БАЙДАРКИ «ТАЙМЕНЬ – 2»» с учащимися группы УТ-1. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 3 октября 2012 г. Время проведения: 8-30 – 10-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 3 (левый берег реки Протока) Вид труда: Теоретическое занятие элементами практическо...
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «УЗЛЫ» с учащимися группы НП-1. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 12 октября 2012 г. Время проведения: 10-50 – 12-20 Место проведения: МБОУ СОШ № 3 Вид труда: теоретическое занятие с элементами практического закрепления...
Реферат "Подготовка и организация старта и финиша спортивных соревнований по спортивному туризму на лыжных дистанциях"
Все циклические виды спорта оборудуются стартом и финишем. В соревнованиях по спортивному туризму дистанции-лыжные так же необходим старт и финиш. Старт и финиш в данных соревнованиях не является техн...
адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"
в программе размещены все необходимые сведения для работы...
Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме
Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...