Конспект занятия "Путешествие в удивительную страну "Этикет"
план-конспект

Лариса Анатольевна Коленченко

Цель: Формировать знания об основных правилах этикета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_etiket.docx35.59 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДО «Москаленский ЦДО»

Утверждаю

Директор

--------------

Конспект занятия

Тема: Путешествие в удивительную страну «Этикет»

Подготовил:

Педагог д.о. Геншель Л.И.

Провёл:

Педагог д.о. Коленченко Л.А.

Р. п. Москаленки

  Тема: Путешествие в удивительную страну «Этикет»

Цель: Формировать знания об основных правилах этикета.

Задачи: 1. Обобщить знания правил этикета. Развивать умение высказывать                                                            свою точку зрения и участвовать в обсуждении.

2. Формировать понятие необходимости соблюдения в обществе этикетных норм. Развитие коммуникативных  способностей учащихся.

3. Воспитывать культуру общения и поведения.

I.Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в путешествие по удивительной стране. По какой, вы узнаете, отгадав кроссворд.

э

г

о

и

с

т

с

о

в

е

с

т

ь

к

о

н

с

т

и

т

у

ц

и

я

т

а

к

т

и

ч

н

о

с

т

ь

в

е

ж

л

и

в

о

с

т

ь

о

т

з

ы

в

ч

и

в

о

с

т

ь

  1. Человек, который свои личные интересы ставит выше других и даже в ущерб интересам других людей. (эгоист)
  2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок. (совесть)

3.Свод правил, по которым живёт наше государство.(конституция)

4.Это слово обозначает воспитанность во взаимоотношении с другими    людьми. (тактичность)

5.Качество культурного человека, начинается на «В». (вежливость)

6. Готовность помочь, отозваться на чужие нужды.(отзывчивость)

7.Какое слово ключевое? Читаем хором этикет.

Вы уже слышали это слово. Что такое этикет? (Ответы детей)

        

Что такое этикет

Знать должны вы с детских лет.

Это нормы поведения:

Как ходить на день рождения?

Как знакомиться? Как есть?

Как звонить? Как встать?  Как сесть?

Как здороваться со взрослыми?

Много разных есть вопросов.

И на них даёт ответ

Этот самый этикет.

Как вы думаете, как называют человека, который знает правила этикета и соблюдает их?

- воспитанным, культурным.

Чтобы и вас называли культурными и воспитанными, надо поближе познакомиться с этой страной, узнать, что это за правила. Для этого мы и отправляемся в путешествие по этой стране.

Ребята, на чём можно путешествовать? (Ответы детей)

- Страна «Этикет» очень большая, поэтому мы с вами будем путешествовать на самолёте. А самолёты – это вы сами. (Показать движение)

1. Приготовиться к полёту. ( руки перед грудью, согнуты в локтях, ладони сжаты в кулачок).

2. Запустить мотор .(делают  руками вращательное движение и голосом изображают мотор).                                                                                                                                    

3. Полетели. (руки в стороны, наклоны вправо, влево)

4. Приземлились. (руки опустили, сели)

5. Выключить моторы. (замолчать)

- Мы прибыли в 1 город. «Спасибоград»

        В разговоре культурного человека всегда присутствуют вежливые слова. Какие вы знаете вежливые слова? (Ответы детей).

    Давайте составим словарь вежливых слов. Я читаю, а вы добавляете вежливое слово. (Слова на доске закрыты, по мере называния – открываются).

                          Словарь вежливых слов

- здравствуй

 - привет

- до свидания

- благодарю

- извините

 -спасибо

- добрый день

- пожалуйста

1.Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома.

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче------здравствуй

2.Вылез крот на белый свет

И сказал ежу ------привет

3.Если встретилась компания -

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите ------до свидания

4.Когда я что – то подарю

Мне говорят  ------благодарю

5. Порвал воробей паутинные нити -

Чирикнул смущённо, ну-------извините

6.Если словом или делом

Вам помог кто - либо

Не стесняйтесь, громко, смело

Говорить  -------спасибо

7.Вежливым людям никогда не лень

Сказать при встрече------добрый день

8. Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова.

В день пожалуй раз до ста

Говорить ------пожалуйста

Это, конечно, малая часть вежливых слов. Их очень важно знать и произносить. Но и произносить их тоже можно по – разному. Ведь недаром есть такие пословицы: (открыть на доске,   читать хором)

 - Порою доброе слово исцеляет лучше, чем лечебное снадобье.

- Доброе слово лечит, а злое калечит.

Я предлагаю вам простое  задание: одну и ту же фразу – «Как ты хорошо сегодня выглядишь» – сказать с разными чувствами. С какими – написано на карточке. Каждая команда готовится, выбирает представителя, он озвучивает, а остальные должны догадаться, с каким чувством они сказаны:

1.С удивлением

2.С раздражением

3. С восхищением

4. с усмешкой

Проверка.

 - Спасибо, ребята! Как видите, одно и то же слово может приносить добро, а может зло. Старайтесь разговаривать с хорошим настроением, с любовью, с добротой.

А теперь пора отправляться в путь.

         (Выполнение движений)

Город «Приветск»

Самое первое правило этикета, которое мы запоминаем с детства – это приветствие. Какие формы приветствия вы знаете? (Ответы детей)

Самое простое слово «Здравствуйте» - означает: Я вижу тебя, человек! Ты мне приятен, я тебя уважаю, желаю здоровья.

        Здравствуйте, ты скажешь человеку.

        Здравствуй, улыбнётся он в ответ.

        И. наверно, не пойдёт в аптеку

        И здоровым будет много лет.

 -Ребята, зачем нужны приветствия? (ответы)

- Кого можно приветствовать словами: «здорово, привет» -( ответы)

- Как общаться со взрослыми? (ответы – уважительно)

- Ребята,давайте  поиграем в театр. Каждая команда получит карточку с заданием - разыграть сценку, приготовится, а потом разыграет. Все должны найти ошибку.

1.Встреча двух друзей

Два мальчика встречаются

1- й – Как дела, чувак? Хлопает по плечу                                                                     2-й –Будь здоров, кабан! – толкает первого

(приветствие хорошее, но обращения злые, нельзя толкаться, хлопать)

2.Мальчик вошёл в класс, здоровается с учителем. Прозвенел звонок, учитель начинает урок, ученик входит в класс, подходит к учителю, протягивает руку, здоровается: Здравствуйте, Ольга Сергеевна! Ошибки: опоздал, не постучал, не поздоровался со всеми.

3.Мальчик здоровается с девочкой: мальчик пробегает мимо девочки, дёргает за косичку и кричит в ухо: Здравствуй, Петрова!

  Ошибки: дёрнул за косичку, назвал по фамилии, крикнул.

4.В школьном коридоре разговаривают два учителя. Ученик проходит мимо, видит своего учителя и вежливо говорит: Здравствуйте, Марья Ивановна!

Ошибка: надо сказать обоим учителям «Здравствуйте!»

Молодцы, думаю, что теперь вы будете приветствовать друг друга и знакомых вежливо. Пора отправляться дальше.

(Выполнение движений)

Прибыли мы в город «Гостийск»

- Как вы думаете, зачем люди ходят в гости? Ответы детей.

Хочется кого- то увидеть, пообщаться. Окружение любого человека- это семья, близкие друзья, коллеги по работе, по учёбе, знакомые и незнакомые. Общаются люди: по телефону, обмениваются  письмами,совершают  кратковременные визиты, встречаются  на улице. И всё же из всех видов общения наиболее приятный связан с походом в гости, с гостеприимством. У разных народов сложились свои традиции.

Например, на Кавказе, такой обычай: если гостю понравится какая-то вещь, то хозяин обязательно подарит её гостю и даже обидится, если тот будет отказываться.

В Японии не принято принимать гостей дома, но если это всё-таки случится, они будут долго извиняться за скромность стола, хотя на столе будет изобилие угощений.

В Средней Азии гостей принимают во дворе, который является как бы частью дома.

В Турции могут пригласить гостей даже в баню, которая кроме своего основного назначения (помыться), выполняет роль клуба: там беседуют, играют в шахматы. Слушают певцов и рассказчиков, играют на различных инструментах.

Англичане не будут накрывать обильный стол. Они считают, что в гости ходят не для того, чтобы есть и пить, а чтобы приятно провести время за беседой с людьми, к которым ты чувствуешь расположение.

За долгое время выработались очень ясные и определённые правила, как вести себя хозяину и как вести себя гостю.

 Представьте, что вас пригласили на день рождения. С чего начать? (Ответы детей).

- Важно подумать, как вы оденетесь.

Игра: «Идём в гости»

На столе карточки с изображением одежды, выбрать карточку и объяснить, почему данный предмет одежды подходит для данной ситуации. ( по одному представителю от команды)

- Вы подобрали одежду, теперь надо подумать о том, как поздравить именинника, что ему пожелать.

Подарок надо выбирать так, чтобы он понравился другу, а не вам.

 Если согласны- хлопайте в ладоши, если нет- топайте ногами.

Можно подарить:

  1. Старая любимая игрушка ( почему нет? -Старая ,

– она для нас вас любимая)

  1. Цветы . А всем можно подарить цветы?( если девочке – да, мальчику –нет
  2.  Аппликация , сделанная своими руками ( в принципе можно, но это очень маленький подарок, лучше сходить с мамой в магазин)
  3. Вспомнить, что нравится вашему другу или подруге.

Подарок готов, его надо красиво упаковать

Задание: упаковать подарок  .

 Задание для команд: каждая команда придумывает своё поздравление , командир произносит его вслух.

Принимая подарок, именинник должен обязательно сказать что- нибудь гостю. А что надо сказать- узнаем, когда поиграем в игру.  Если вам понравится мой ответ, хлопайте в ладоши, если нет – говорите у-у-у-у-у.Один представитель команды дарит мне подарок, который вы упаковали, а я отвечаю.

Ответы именинника:

  1. Спасибо, я очень рада, замечательный подарок!
  2. Ой, ты подарил мне такой же подарок, как и мои родители.
  3. Спасибо, я давно мечтала о таком подарке!
  4. Как жаль, а я думала, что ты мне подаришь куклу!

- Вы в гостях повеселились,

Ели, пили и плясали,

Отдохнули, порезвились,

Собираться дружно стали.

В заключении, конечно,

Я напомню без утайки:

Не забудьте вы сердечно

Похвалить за всё хозяйку:

За внимание, за участие,

За гостеприимный дом,

Пожелайте дому счастья

И расстанемся на том.

С самого детства, ребята, надо осваивать науку общения, вести себя среди людей, так, чтобы всем было приятно, легко, удобно. Нужно быть хорошим гостем и хорошим хозяином.

Полетели дальше. (Выполнение упражнений)

Приземлились мы в городе «Общественск».Какие места называют общественные? ( Ответы детей)  Приведите примеры общественных мест. Какие из них есть в нашем посёлке.

Наш ДДТ является общественным местом?

Какие правила надо соблюдать, приходя в общественное место?

- Поздороваться не нужно?

-  хлопать дверью можно?

- кричать можно?

-  бегать можно?

- драться можно?

-  сорить можно?

- имущество и вещи портить можно?

 - Вы собираетесь в кинотеатр или  музей.  Если да – хлопаем в ладоши, если нет, топаем.

-Надо изменить свой внешний вид

- Надо спешить к началу представления

- Сядь, устройся поудобней и начала жди.

Проходя через сиденья

К людям повернись лицом.

И скажи: «Прошу прощенья»

Будешь просто молодцом!

- Во время представления надо есть конфеты, грызть семечки, болтать.

(Почему нет?Мешаешь зрителям, отвлекаешь актёров)

- Ещё не зажёгся свет, а вы уже встали и спешите к выходу .(Почему нет? Неуважение к актёрам,  работникам,  зрителям).

Ребята! А школа является общественным местом?

Я прочитаю вам стихотворение, а вы скажите, какие ошибки допустили герои.

Каждой команде раздаётся карточка,  определить по карточкам  правила поведения в школе. (Проверка  - показать карточку и назвать правила)

Каждая команда называет по одной ошибке.

В классе «Умный» ученик

Взял изрисовал дневник.

Стены тоже красить стал,

Стул ногою раскачал,

Дверь открыл пинком ноги

Что неверно, помоги?

        (Ответы)

- Пора продолжить путешествие. (Выполнение движений)

Прибыли в город«Этикетск», это столица страны «Этикет».

Поиграем в игру «Вставь словечко». Вставить слова, чтобы они соответствовали  правилам этикета.

1.Девочка встретила учительницу и поздоровалась…………..

2.Миша уходил от друга и сказал ему……   (пока), а его родителям…………

3. Когда Света узнала, что Тамару Андреевну положили в больницу, она позвонила ей и спросила………

4. В буфете Игорь нечаянно толкнул Олесю и произнёс……..

5. После еды сын сказал маме………..

Итог: Ребята! Это только малая часть правил поведения. Конечно,  правила поведения есть для детей, есть и для взрослых. Давайте составим детский этикет.

Каждой команде раздаются карточки с номерами.  Команда выходит на сцену и вместе читают. :

Педагог: Быть воспитанным ребёнком

        Очень важно с малых лет.

        Вам девчонки и мальчишки

.        Этот детский этикет.

Дети:

1.Помни правило №1 в воспитании:

Говорить всегда «здравствуй и до свидания»

2.Всем детям надо вежливыми быть:

Пожалуйста, спасибо говорить.

3. Когда говоришь, ты спешить не пытайся

    И знай – невоспитанно перебивать.

   Сначала услышать вопрос постарайся

   И только потом на него отвечать.

4. Нельзя говорить никому, никогда

   Обидные или плохие слова

5. Не дразнись, не будь задирой никогда

    Всех ребят зови по имени всегда.

6. Беседе взрослых не мешай,

    Их разговор не прерывай.

7. Запомни правило простое

   Без спроса не бери чужое.

8. Старшим старайся во всём помогать,

 В транспорте место всегда уступать.

 9.Мять нельзя траву, цветы

   Листья рвать, ломать кусты.

   Ведь природа так красива,

   Относись к ней бережливо.

(Дети садятся на места, карточки отдают педагогу,

Рефлексия.

      Ребята, перед вами на столах лежат деревья и листочки -  зелёные и жёлтые.

Кто запомнил правила этикета, и будет стараться их выполнять,   приклеивает на дерево зелёный листок. А кому правила этикета не понравились, и он не хочет их выполнять, приклеивает жёлтый листок. (Выполняют задание)

- Какие красивые деревья получились, они украсят страну. (Приклеить их на карту страны)

 Что такое этикет?

 Кто- то знает, кто- то нет -

Это правила такие поведения, когда

Мы привычки все плохие

Забываем навсегда.

Ты усвоил этикет

И дурных привычек нет.

          Спасибо! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Удивительный мир муравьёв"

Данный конспект интегрированного занятия предназначен для педагогов дополнительного образования художественно – эстетической и эколого – биологической направленностей  в работе с дошкольниками 5-...

План - конспект урока в 8 классе по теме "Удивительный мир симметрии"

Урок повторения и обобщения темы "Симметрия": осевая симметрия, центральная симметрия, презентация урока....

Конспект урока: "Вода - удивительное вещество природы"

Данный урок комбинорованный, но конспект составлен с учетом развития общеучебных умений школьников, в том числе и коммуникативных. Систематизация знаний о воде, первичное усвоение знаний о строении и ...

Конспект интегрированного урока "Удивительный мир металлов"

В природе существует несколько десятков металлов, которые человек использует в разных хозяйственных целях. Производство этих металлов обеспечивает две отрасли: черная и цветная металлургия. Основу чер...

Конспект внеурочного занятия "Удивительное рядом"

Внеурочное занятие в рамках предметно-творческой лаборатории,  использование АМО...

Конспект родительского собрания- "Удивительное рисование"

Конспект родительского собрания- "Удивительное рисование" Цель: Создать условия для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями с последующим применением в совместной...

Конспект внеклассного мероприятия "Удивительный мир английского языка"

Внеклассное мероприятие "Удивительный мир английского языка" посвящено Дню английского языка 23 апреля. Главная цель: формирование у обучающихся интереса к изучению английского языка. Рассчи...