Конспект беседы: «Что в этом мире интересного»
материал
Тема беседы: «Что в этом мире интересного»
Цель: Пополнить и закрепить знания о животном мире, явлениях природы.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения;
- воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств;
- расширять и обобщать имеющиеся знания; формировать у детей познавательный интерес к окружающему нас миру природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_v_etom_mire_interesnogo.docx | 28.34 КБ |
chto_v_etom_mire_interesnogo.pptx | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕГОРЛЫКСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Конспект беседы: «Что в этом мире интересного»
педагог дополнительного образования
Невакшонова Л.А.
Ст. Егорлыкская, 2021г.
Тема беседы: «Что в этом мире интересного»
Цель: Пополнить и закрепить знания о животном мире, явлениях природы.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения;
- воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств;
- расширять и обобщать имеющиеся знания; формировать у детей познавательный интерес к окружающему нас миру природы.
Ход беседы:
1. Организационный момент.
Педагог: Скорей за работу,
Скорей за работу!
Итак, друзья, внимание –
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей занятие!
2. Сообщение темы и цели занятия.
Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в котором вас ожидает много увлекательного и интересного. Называется наше путешествие «Что в этом мире интересного».
ПЛАНЕТА-ДОМ
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Педагог: О какой же планете говорится в стихотворении? Земля - наш общий огромный дом для всех: для людей, животных, растений. И сегодня мы отправимся в удивительное путешествие в мир природы.
Наше путешествие пройдет под девизом: «Наблюдай и восхищайся, Изучай и береги!».
3. Основная часть.
Педагог: Какая бывает природа? (живая и неживая) Отгадав загадки, мы вспомним явления в неживой природе.
1.На небе стукнет, на земле слышно. (Гром.)
2.Ни огня, ни жару не имею, а все пожигаю. (Молния.)
3.Не огонь, а жжется. (Мороз.)
4.Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Метель, вьюга.)
5.Седой дедушка у ворот Всем глаза заволок. (Туман.)
6.Поднялись врата - всему миру красота. (Радуга.)
7.Что случается, если вулкан «сердится»? (Извержение.)
8.По синему морю, белые гуси плывут. (Облака.)
9.Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.)
10.Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица. (Ветер.)
Педагог: Какие еще явления природы вы знаете?
- Продолжаем наше путешествие. Скажите, что относится к живой природе? (животные, растения…)
Педагог: А теперь, внимание! Смотрим все на экран.
Слайд 2.
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет -
Рухнул мост, и щепок нет.
Что это? Да, Это удивительное явление природы -------радуга!
Педагог: Очень часто мы куда – то спешим, не видя всего удивительного, что происходит с нами. Возможно, стоит остановиться и посмотреть по сторонам. В своей повседневной жизни мы встречаемся с чудом, но не замечаем его…….
Педагог: Держали ли вы когда–нибудь в жизни в руках останки древнего организма, возраст которого миллионы лет. (Да/нет). Все сегодня сидящие в кабинете точно держали в своих руках останки древних организмов. Как вы думаете, о чем я говорю? (камни, мел…)
Слайд 3.
- Удивительно, но это мел………….. Мел вы держите каждый день в школе. Сколько много у нас удивительного на планете…..Абсолютно всё!
Педагог: Сегодня вы узнаете много о мире природы. А сейчас несколько интересных фактов о животных.
- Знаете ли вы, что некоторые виды скорпионов могут жить без еды целый год?
- Кошки – это не простые домашние животные. Ученые доказали, что они умеют лечить своих хозяев. Конечно, делают они это не сознательно, однако польза очевидная.
- Собаки машут хвостом не просто так. Когда они радуются – движения одни, когда беспокоятся – другие.
- Бобры – это удивительные животные, которые строят свои дома прямо посредине водоема. Их плотины по высоте достигают одного метра, представьте себе!
- У коровы четыре желудка. Они нужны для того, чтобы кушать по определённой схеме. Видя много травы, они набивают ею живот, не прожевывая. А потом, когда есть время, они отрыгивают эту траву и начинают тщательно пережевывать. Таких животных называют жвачными, то есть такими, которые жуют жвачку.
- Самое быстрое существо на планете – это птица сапсан. Она относится к семейству соколов.
- А вот самая умная птица, каким бы удивительным вам не показался данный факт, – это ворона. Ее интеллект настолько велик, что ученые давно проводят исследования над этой загадочной пернатой.
- У страуса глаза больше, чем мозг. Поэтому их часто сравнивают с очень глупым существом.
- Улитка может спать до 3 лет. Представляете, какая соня!
Педагог: Сейчас мы поговорим о погоде. Как мы узнаем о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? (Можно узнать по радио, телевидению, из газет.)
- Да, эти сведения нам дают синоптики. Кто такие синоптики? (Это люди, которые наблюдают за погодой и сообщают прогноз погоды.)
Слайд 4.
Педагог: Давайте заглянем в словарь Ожегова и узнаем точное толкование этого слова: «Синоптик - специалист по прогнозированию погоды».
- А как вы думаете, есть ли природные синоптики?
(Выслушиваются высказывания детей.)
- Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Их называют растениями и животными синоптиками.
- Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами. Ну не удивительно ли?
Животные-синоптики. Слайд 5.
Педагог: Отгадайте загадку.
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела.)
Слайд 6.
Педагог: Посмотрите, чей это домик? (изображение улья.)
- Да, в этом чудо-домике живут трудолюбивые пчелы. Пчелы - верные предсказатели погоды. Утром перед дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.
Педагог: О ком речь в следующей загадке?
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)
Слайд 7.
Педагог: Бабочка-крапивница безошибочно предсказывает дождь. Перед дождем она среди дня начинает готовиться к ночлегу - прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья.
Педагог: О каком синоптике пойдет речь в следующей загадке?
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он.
А жильцов в нем - миллион. (Муравьи.)
Слайд 8.
Педагог: Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадет в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики-пирамидки.
Педагог: Еще одна загадка.
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк.
Покупайте, мухи, шелк! (Паук.)
Слайд 9.
Педагог: Кто видел тонкие шелковые кружева в лесу? Оказывается, пауки - тоже синоптики, особенно крестовик и домашний паучок. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается ненастье: они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсиживаться дома». Если же паук появился в жару, значит, он запасается кормом, следовательно, смело можно предсказывать грозу. А если увидели паука вечером, можно сказать, что дождя не будет.
Педагог: Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день, а мухи, комары перед дождем становятся назойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные приметы.
Слайд 10.
Педагог: Сейчас поговорим о растениях-синоптиках.
- Предсказывают погоду и растения. Чаще всего растения реагируют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождем закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка.
Педагог: Отгадайте загадку: о каком синоптике пойдет речь?
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.
На нем платок пуховый,
Всегда слететь готовый. (Одуванчик.)
Слайд 11.
Педагог: Одуванчики складывают перед дождем свои пушистые шарики. А есть растения, которые перед дождем «плачут» - выделяют лишнюю влагу. К таким растениям относится клен, который предсказывает сильное ненастье за трое-четверо суток. «Льют слезы» при хорошей погоде овес, пшеница. Если в солнечный день на перышках молодого овса или пшеницы выступили капли влаги, надо ждать дождя. Будьте наблюдательны, ребята, расскажите друзьям о своих наблюдениях в природе.
Педагог: Еще одно удивительное свойство есть у растений. Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, сориентироваться во времени нам помогут растения. Их называют цветочными часами. Ну не удивительно ли? А посмотрите, как радуют нас цветы.
Слайд 12,13.
Педагог: Среди них есть такие, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя!
- Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Викторина «В мире природы».
- Какая птица самая большая в мире? (Страус)
- Любимое лакомство аистов. (Лягушка)
- Какую птицу называют «лесной кошкой»? (Сову, за ее способность охотиться ночью).
- Птица-гадалка. (Кукушка.)
- Где находится ухо у кузнечика? (На ноге.)
- Из нее выводятся головастики... (Икра.)
- В народе этот цветок называют «цветком солнца». (Подсолнух.)
- Кто часто меняет одежду не раздеваясь? (Хамелеон.)
- Какая рыба вьет гнездо? (Сом, колюшка.)
- Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Бабочка.)
- Чем питается зимой жаба?(Ничем. Жаба вынуждена сидеть на «диете», так как обычно в это время года она крепко спит.)
- Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина.)
- Какая лесная птица считается самой болтливой? (Сорока.)
- Что подразумевается под термином «тихая охота»? (Сбор грибов.)
- Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
- Какую птицу принято считать символом мудрости? (Сову.)
- Какое дерево, по праву, считается символом России? (Береза.)
- Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами? (Крапива.)
- Эта птица стоит на первом месте по скорости полета среди всех птиц. (Стриж.)
- Самая маленькая птичка планеты? (Колибри. Ее размер не превышает полутора-двух сантиметров.)
- Кто из лесных зверей меняет свой «гардероб» два раза в год? (Заяц, белка, лиса.)
- Какую рыбу зовут «речным санитаром»? (Щуку. Ослабленную и больную рыбу она поедает в первую очередь.)
- Инженер-строитель» дома на реке? (Бобер.)
- Когда ежи не колются? (Едва родившись.)
- Какие ноги у жирафа длиннее - передние или задние? (Все ноги у жирафа одинаковой величины.)
- Сколько ног у паука? (Восемь.)
- А сколько ног у жука? (Шесть.)
Педагог: Молодцы ребята! Вы быстро справились и с этим заданием!
Слайд 14.
«Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!»
4. Подведение итогов.
Педагог: Сегодня вы узнали много удивительного о временах года и явлениях природы, о насекомых, животных и растениях - наших верных друзьях и помощниках. Помните о том, что птицы, звери и рыбы – наши меньшие братья. Нужно любить их и охранять. Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
- Ребята, вам понравилось путешествие?
- А что нового вы узнали?
Педагог: Спасибо, вам, за активную работу на занятии! До новых встреч!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЖИВОТНЫЕ - СИНОПТИКИ
РАСТЕНИЯ - СИНОПТИКИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В этом мире только мы
«В этом мире только мы»(по мотивам сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина) Ученицы 10 класса...
Закономерности и случайности в мире природы, или как в этом мире живут сообща
): биология, урок обобщения и систематизации знаний по теме «Закономерности и случайности в мире природы, или как в этом мире живут сообща». Форма урока – интерактивный с...
О, я недаром в этом мире жил!
сценарий внеклассного общешкольного мероприятия ко Дню Пожилого человека...
Беседа "Твой адрес в этом мире"
легенда о Кубани, символика краснодарского края,красота родной земли...
Классный час "Чтобы ты не был один в этом мире"
Чтобы ТЫ не был один в этом мире!...
Программа организации досуговой деятельности «Я в этом мире»
Программа организации досуговой деятельности «Я в этом мире»- это механизм, который вовлекает обучающихся в разностороннюю творческую деятельность. Новизна программы в первую очередь в том, что ...
Сильный в этом мире узнает все: позор, и муки, и суд над собой, и радость врагов. В.Шукшин
Биография Василия Шукшина...