Урок ПОБЕДЫ
план-конспект урока (5 класс)

Чавыкина Виктория Александровна

 

Великая Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов - важнейшее событие отечественной истории с точки зрения формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма, российской идентичности, в основе которой — гордость за принадлежность к народу-победителю, осознание сопричастности подвигам героев фронта и тыла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_sentyabrya_klassnyy_chas.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Победы.

Подготовила

классный руководитель 5Б класса

Чавыкина Виктория Александровна

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 327 от 8 июля

2019 года 2020 год в Российской Федерации объявлен Годом памяти и славы.

В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы

в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Минпросвещения России

рекомендует провести в общеобразовательных организациях Урок Победы в День

знаний в 2019 году

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Великая Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов - важнейшее событие отечественной истории с точки зрения формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма, российской идентичности, в основе которой — гордость за принадлежность к народу-победителю, осознание сопричастности подвигам героев фронта и тыла. Именно наш народ ценой неимоверных усилий и огромных потерь сумел не только выстоять в борьбе с нацистской Германией, но и спасти мир от «коричневой чумы». Основная задача ежегодного Урока знаний как праздника начала нового учебного года состоит в том, чтобы ориентировать обучающихся различных уровней на приоритет знаний и умений в современной жизни, на необходимость серьезного и осмысленного отношения к учебе, которое будет способствовать всестороннему развитию личности школьников, успешному формированию ключевых жизненных компетенций, осознанному выбору ими будущей профессии. Урок Победы, посвященный Году памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941— 1945 годов, проводимый в День знаний, ориентирует школьников на необходимость овладевать глубокими и всесторонними знаниями по тематике Великой Отечественной войны. Конечно, за один 45-минутный урок невозможно охватить всю тематику нашей Памяти о войне. Да этого и не нужно делать: впереди целый учебный год - год новых знаний, открытий, интересных исследований, торжественных мероприятий и акций Памяти, посвященных Победе нашего народа в самой кровопролитной войне за всю историю человечества. Главное в Уроке Победы - его духовно-нравственное, воспитательное содержание: обращение школьников к тому, что составляет историческую память многонационального народа Российской Федерации, что значимо для всех поколений россиян, для каждой российской семьи, для представителей различных народов нашей страны. Важно, чтобы школьники в ходе Урока Победы могли ответить на вопрос: почему мы храним память о событиях 75- летней давности и передаем ее из поколения в поколение. Актуальность темы методических рекомендаций. Хотя со времени окончания войны в Европе прошло почти 75 лет, ее события, ход, итоги, значение не перестают быть актуальными и в наше время. Более того, чем дальше от нас отстоят те радостные и вместе с тем полные драматизма майские дни 1945 года, тем сильнее разгораются споры о судьбах стран, мира и человечества в эпоху глобализации, тем настойчивее становятся попытки пересмотреть итоги Второй мировой войны. Сегодня Великая Победа остается мощным идентификатором нашего многонационального народа как народа-победителя, носителя ценностей добра, милосердия, справедливости, самопожертвования, человечности. Она сплачивает разные поколения россиян, что наглядно проявляется в патриотической акции-шествии «Бессмертный полк». Великая Победа вселяет уверенность в том, что в единстве наша сила, что наш народ невозможно победить в открытом противостоянии с врагом, что наша страна всегда обладала особой привилегией проводить независимую, суверенную политику, отстаивая собственные национальные интересы и интересы более справедливого миропорядка. Более того, Великая Победа и память о ней - общая ценность для народов, живущих на постсоветском пространстве. Некогда скрепленные боевым братством, они и сегодня успешно создают и укрепляют основы коллективной безопасности в этой части земного шара. Вместе с тем в ряде бывших республик СССР, ставших независимыми государствами, сегодня возрождается нацизм, осуществляется героизация коллаборационистов, которых власти этих стран ставят в один ряд с истинными героями- освободителями. Являясь правопреемницей СССР, вдохновляемая Великой Победой наших предков, Российская Федерация выступает сегодня как активная сила, противостоящая попыткам дестабилизации ситуации в мире в целом и в отдельных его регионах, фактически предлагая альтернативный путь развития мирового сообщества в современную эпоху. Урок Победы проводится в соответствии с принятыми нормативными документами: 1. Указ Президента Российской Федерации №327 от 8 июля 2019 года «Об объявлении 2020 года в Российской Федерации Годом памяти и славы»; 2. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2018 г. «О подготовке и проведении празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Особенностью методических рекомендаций по организации и проведению Урока Победы, проводимого в День знаний, является то, что данный урок фактически открывает учебный год, важнейшим воспитательным содержанием которого является подготовка к празднованию юбилейной даты. Потому этот урок имеет характер вводно-ознакомительного, закладывающего основы учебно-воспитательной деятельности обучающихся на месяцы вперед на классном, школьном, внешкольном (муниципальном), региональном и федеральном уровнях. Поэтому Урок Победы должен быть ориентирован на перспективы проведения различных мероприятий, посвященных знаменательной дате, и привлечение к участию в них всех обучающихся. В новом учебном году Урок Победы будет проведен 2 сентября, в понедельник, что совпадает с 74-й годовщиной завершения Второй мировой войны. Поэтому важнейшая мировоззренческая идея Урока Победы заключается в том, что школьники должны как можно больше знать о событиях военной поры, о роли СССР в разгроме стран гитлеровского блока, о значении Великой Победы для судеб человечества, о цене, которую заплатил наш народ за Победу. Цель методических рекомендаций: оказать методическую помощь педагогам-практикам в организации и проведении Урока Победы, посвященного Году памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов; составить алгоритм подготовки и проведения единого Всероссийского Урока в классах различных уровней.

Цель проведения Урока Победы: формирование патриотизма, воспитание российской идентичности школьников; воспитание чувства гордости за свою Родину и ее Вооруженные Силы, за наш народ и героические страницы истории России, в том числе на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, на примере трудового подвига их родных и земляков в суровое военное время; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.

 Задачи проведения Урока Победы:

1. Способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества, а также места Российской Федерации в современном мире как правопреемницы СССР - страны- победительницы в Великой Отечественной и во Второй мировой войнах.

2. Способствовать осмыслению школьниками таких духовнонравственных категорий, как Родина-мать, историческая память, уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание.

3. Формировать такие духовно-нравственные ценности, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу народа, нравственный долг перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, ощущение общности исторической судьбы народов России.

4. Формировать у обучающихся неприятие идей и практик расового, этнического, религиозного, политического превосходства, человеконенавистнических идеологий в контексте юбилея Великой Победы.

5. Способствовать воспитанию семейно-родственной, локальнорегиональной, этнокультурной идентичности обучающихся на ярких примерах, связанных с историей Великой Отечественной войны.

 Ожидаемые результаты проведения Урока Победы ориентированы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

Личностные результаты образования:

 - формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы национального самосознания россиян, осмысление Великой Победы как значимого события в жизни всего народа, мощного фактора его единства;

 - воспитание российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе осознания принадлежности к общности победителей в Великой Отечественной войне;

 - воспитание чувства гордости за свою Родину и ее Вооруженные Силы, за народ, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени, за героические страницы истории России;

 - воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. О результативности подготовки и проведения Урока Победы с точки зрения личностных результатов образования можно судить по степени активности школьников в изучении различных аспектов истории Великой Отечественной войны, по интересу к участию в классных, школьных, районных мероприятиях, в конкурсах и олимпиадах, посвященных 75-летию Великой Победы.

Метапредметные результаты образования:

 - умение находить, сопоставлять и критически оценивать информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.);

 - применение различных способов решения проблем творческого и поискового характера, в том числе в группе и команде;

 - умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, в том числе в форме презентаций; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

 - умение вступать в коммуникацию со взрослыми в целях получения информации, участия в деятельности общественных организаций, выполнения учебно-практических задач.

Предметные результаты образования:

- знание основных вех истории Великой Отечественной войны на пути к Великой Победе;

- умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины; - способность противодействовать попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны, которые осуществляются в интересах антироссийской пропаганды;

- проявление творческих задатков, способностей и навыков социального проектирования у детей, подростков и молодежи на основе работы с материалами по региональной истории Великой Отечественной войны.

Вступительное слово педагога

Праздники бывают разными: государственные и семейные, религиозные и городские. Например, 8 Марта – праздник государственный, мы празднуем его всей страной. Пасха – праздник религиозный, потому что он связан с церковным календарем. Но есть у нас праздник, который является и государственным, и семейным. Это тот праздник, который называют "праздник со слезами на глазах". Это День Победы.

• Что вы знаете об этом празднике? Что означает дата "9 Мая"? (Это праздник Победы. 9 мая 1945 года наши воины одержали победу в войне с фашистами.)

Учитель: Наша страна пережила величайшую трагедию – войну. А что значит "война"? Как вы понимаете это слово? (Ужас, смерть, страх, потери, голод, слезы, горе)

Вот что сказал о войне наш великий писатель Л. Толстой: "Война – величайшее из несчастий, которое мог выдумать человек".

Учитель: Мы с вами живем в прекрасной стране, в прекрасное время. Небо над нашей страной мирное. И это – счастье, потому что хуже войны нет ничего на свете! И мы с вами живем, потому что в те далекие сороковые годы наши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки пожертвовали собой. Теперь наш долг – помнить об этом, не забывать те страшные годы, когда миллионы жителей нашей страны продемонстрировали невероятную силу духа, мужество и отвагу, смелость и отчаянную храбрость. Когда миллионы людей шли на смерть, чтобы мы с вами жили.

Сегодня я вам предлагаю совершить прогулку в прошлое. Это будет нелегкая прогулка. Но она нам необходима, чтобы мы сами увидели, что такое война, и чего стоила нам победа.

Стояло лето 1941 года. 21 июня во всех школах страны старшеклассники праздновали выпускной. Смех и счастье, мечты о прекрасном будущем, танцы до утра, веселье. И вдруг! На рассвете зазвучало зловещее….

22 июня 1941 года фашистские захватчики вторглись в пределы нашей Родины. Началась война. Тысячи мальчишек и девчонок прямо с выпускного бала отправились на войну.

Первыми приняли удар защитники пограничного города Брест.

О подвиге солдат, служивших в Брестской крепости, сложили немало стихов, до сих пор снимают кинофильмы. В память о тех, кто первым стал грудью на защиту Родины, написал поэт С. Щипачев.

 Работа со словарем:

На доске слова: немецко-фашистские захватчики, Великая Отечественная война, страна, Родина, Отечество.

Вопросы:

• Почему войну назвали Отечественной? (Люди защищали Отечество)

• Что значит Отечество? (Родина, Отчизна)

• Кто такие немецко-фашистские захватчики? Чего они хотели? (Это фашисты, которые хотели поработить наш народ, заставить работать на себя. Кроме своей нации они никого не признавали).

• Как вы понимаете выражение "Город-герой"? ( Город, прославившийся своей героической обороной в Великой Отечественной войне).

Продолжение беседы:

Учитель: Наши воины сражались не на жизнь, а на смерть. Но фашисты были хорошо подготовлены к войне, у них было больше оружия, больше солдат. Несмотря на отчаянное сопротивление, наши войска отходили все дальше.

Фашисты рассчитывали на быструю победу. Они стали наступать сразу в трех направлениях: на Киев, на Москву и Ленинград, на города возле Черного моря.

2) Беседа:

• Как вы думаете, почему фашисты стремились сразу захватить Москву? (Это главный город нашей страны, столица государства)

• Как сейчас называют город Ленинград? (Санкт-Петербург)

• Почему фашисты хотели отрезать путь к Черному морю? ( Хотели уничтожить флот)

Продолжение беседы:

Но мы не могли позволить, чтобы по улицам нашей столицы разгуливали фашисты. И на защиту Москвы встали все – от мала до велика. В сентябре 1941 года, когда захватчики уже вплотную подошли к Москве, всю страну облетели слова командира В. Клочкова: "Велика Россия, а отступать некуда. Позади – Москва!". Отстояли.

Не смогли фашисты одолеть и Ленинград. И на долгие 871 день они заковали город в кольцо блокады.

Блокада – это изоляция города с целью отрезать его от мира.

Блокада Ленинграда: 8 сентября 1941 – 27 января 1944

А на берегах Черного моря разразились кровопролитные битвы за каждый клочок земли, за каждый корабль. В этом ряду немало городов, которые внесли значимый вклад в будущую победу: Керчь и Севастополь, Одесса и Новороссийск.

В 1943 году наступил перелом. И началось все с битвы под Сталинградом. Впервые советским войскам удалось одержать столь значимую победу.

Сталинградская битва – крупнейшая сухопутная битва в истории человечества. В этой битве погибло около 2-ух млн человек. Но это была наша победа. И с тех пор 2 февраля отмечается как День воинской славы России.

С этой поры начинается победное наступление наших войск по всем фронтам. Фашисты стали отступать к границам, а затем наши воины гнали этих завоевателей и по городам Европы, освобождая их от фашистов.

И вот наступила весна 1945 года. Наши воины гнали фашистов до самого Берлина. Над главным зданием фашистов – над Рейхстагом, взвилось наше знамя. 9 мая 1945 года была объявлена Победа!

Первый день мира люди встретили ликованием. Все высыпали на улицу. Незнакомые люди обнимали друг друга и поздравляли. Плакали от счастья.

А в полночь в Москве грянул салют. 30 залпов из 1000 орудий возвестили миру о том, что самая кровопролитная и самая жестокая в мире война закончилась. И закончилась нашей Победой!

Учитель зажигает свечу.

Учитель: Посмотрите на эту свечу. На что похож огонь? Что он символизирует?

Есть огонь, который символизирует память. Посмотрите на фото "Могила неизвестного солдата в Москве". Возле этой могилы всегда горит огонь. И каждый день выстраивается Почетный караул. А пост называется "Пост № 1". Он самый важный и самый почетный.

• Откуда такое название: могила Неизвестного солдата? (памятник погибшим во время войн военнослужащим, личность которых установить не удалось)

• Почему огонь всегда горит возле таких могил? (Издавна люди наделяли огонь таинственной силой. В древности считалось, что в сердце каждого человека горит частица божественного огня. Одна старинная легенда повествует: «Жило некогда племя людей, которых враги согнали с родной земли. Они были бы обречены на гибель в гнилом болоте, если бы не Данко. Данко решил спасти людей и вывести их из дремучего и гибельного леса к свету. Люди поверили ему и пошли за ним. Но дорога была трудная. Многие не выдерживали тягот пути и умирали. Тьма окружала людей, и надежда на спасение таяла с каждой минутой. Идущие за Данко стали роптать на него и обвинять, будто он хочет погубить их раньше назначенного им времени. Но он не стал сердиться на них. Он почувствовал, что в сердце его лишь сильнее разгорается любовь к людям и желание их спасти. «Что сделаю я для людей?! » — воскликнул Данко. И тогда он разорвал руками грудь и вырвал из нее свое сердце. Свет горящего сердца Данко озарил путь отчаявшимся людям. И они с новыми силами бросились вперед, за Данко, к своему спасению. А когда достигли края леса, за которым начиналась для них новая жизнь, силы оставили Данко. Он упал и умер…» *Вот такая прекрасная и печальная легенда.А может, огонь зажигают на могилах, потому что он должен напоминать о вечной жизни души — как свечки в храме? Или чтобы он согревал души оставшихся в живых и тоскующих по своим родным, погибшим в годы войны?

Но главное, что огонь на солдатской могиле будит в людях воспоминания и не дает забыть погибших во имя Отечества.Он горит зимой и летом, днем и ночью. И потому его называют вечным.)

• Почему возле этих могил всегда лежат свежие цветы? (Цветы выражают нашу память и уважение к погибшим.)

• Есть ли могила неизвестного солдата в нашем городе?

Давайте поговорим об этом подробнее

Вблизи села Привольного Красногвардейского района в торжественной обстановке открыт памятник Неизвестному Солдату.

Обелиск посвящен одному из трагических эпизодов военного лихолетья. После поражения наших войск под Ростовом летом 1942 года колонна с ранеными солдатами двигалась на юг. И 31 июля – 1 августа немецкая авиация жестоко атаковала санитарные эшелоны в привольненских полях. Как следует из свидетельств очевидцев, у раненых бойцов не было шансов на спасение. Похоронить погибших оказалось просто невозможно – эти места были оккупированы немцами. И только весной 1943 года, после освобождения территории от фашистских захватчиков, стало возможно собрать останки тел и предать их земле в братской могиле. Именно на ее месте теперь установлена мраморная стела, которую венчает красная звезда. На памятнике высечено: «Имена ваши неизвестны, но подвиг ваш бессмертен!».

Более 20 млн. советских людей погибло в годы войны. Мы никогда не забудем тех, кто защищал нашу Родину в эти страшные дни. В память обо всех погибших прошу вас встать. Почтим их память минутой молчания.

Учитель: С тех пор прошло уже 74 года. Мало осталось тех людей, кто воевал, кто жил и работал в тылу. Это наши ветераны. Они – герои. Именно им мы обязаны тем, что живем мирно и счастливо, в такой прекрасной стране. Они завоевали нам свободу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»

Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс...

Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

2020 год объявлен в России Годом памяти и славы в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов....

Классный час «Урок Победы», посвященный году памяти и славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Классный час «Урок Победы», посвященный году памяти и славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов....

Сценарий классного часа «Урок Победы», посвящённого празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

Сформировать представление учащихся о Великой Отечественной войне и её героях. Показать, какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории развития нашей страны. Соде...

Методическая разработка урока Победы, посвященного 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам»

Методическая разработка урока Победы,  посвященного 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам»      Цель: формировать...

РАЗРАБОТКА УРОКА ПОБЕДЫ, ПОСВЯЩЕННОГО ГОДУ ПАМЯТИ М СЛАВЫ – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

РАЗРАБОТКАУРОКА ПОБЕДЫ, ПОСВЯЩЕННОГО ГОДУ ПАМЯТИ М СЛАВЫ – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов...