Методическая разработка «Художественные принципы музыкальных стилей»
методическая разработка
Методическая разработка
«Художественные принципы
музыкальных стилей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_hudozhestvennye_printsipy.docx | 18.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области
Методическая разработка
«Художественные принципы
музыкальных стилей»
Разработала:
педагог дополнительного образования
Самуленков Анатолий Евгеньевич
г.Ярцево
2019 год
Приступая к ознакомлению школьников с явлением музыкального стиля, необходимо поставить перед собой конкретные цели. Эти цели вытекают из задач воспитания и развития учащихся в ходе знакомства с музыкой. Речь идёт прежде всего об ознакомлении учащихся с характерными чертами музыки определенной исторической эпохи, национальной школы, индивидуального композиторского стиля. Эта работа служит средством активации музыкально-эстетического развития школьников, что в итоге может привести к повышению общего уровня их художественного сознания и вкуса. Знакомство с музыкальным стилем является важным средством пробуждения, мотивации учащихся к определенным эпохам музыкального искусства, творчеству конкретного композитора. Вместе с тем стилевые задания требуют творческого использования полученных знаний, заставляют искать аналогии с другими искусствами. Наиболее доступны учащимся следующие музыкально-исторические стили: «венская классика» или «венская школа» (вторая половина XVIII и начала XIX века) и «романтизм» (XIX век). Стиль венских классиков сложился в Вене во 2-ой половине XVIII века в творчестве И. Гайдна и В. А. Моцарта – композиторов, связанных с передовыми устремлениями эпохи «Просвещения». Б. Асафьев писал: «В этой музыке главное – мягкий свет, ясность контуров и легкость конструкции, а в психологическом плане – наивное чувство и неприхотливый юмор».
Высший этап венской школы – творчество Л. ван Бетховена. Этот этап отражает идеи великой французской революции и антифеодального движения в немецких странах. Художественные образы музыки венских классиков отличают логичность, ясная структура, строгая уравновешенность и гармоничность. Простота и правдивость провозглашаются в эту эпоху высшими принципами искусства. Оптимизм, правдивое отражение действительности, классически стройные формы произведений, гуманизм и народность – таковы общие черты венского классического стиля при всех различиях между отдельными композиторами.
В эту эпоху складывались основные виды мажора и минора, сонатная форма, состав симфонического оркестра. Классический тип симфонии создали Гайдн и Моцарт. Драматургия найдена Моцартом и доведена до совершенства. А Бетховен подхватил эти идеи, усложнив гармонический язык, усовершенствовав тембровые краски. Примерный список произведений для освоения и слухового закрепления понятий « стиль венских классиков». Гайдн: Концерт для фортепиано с оркестром D-dur 1 часть.
«Прощальная» симфония» Глюк: Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика». Моцарт: Маленькая ночная серенада. Симфония №40. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Турецкий марш. Бетховен:Увертюра «Эгмонт». Увертюра «Кориолан». Соната№8 «Патетическая». Соната№14 «Лунная». Стиль романтизм непосредственно примыкает в историческом отношении к стилю венской классической школы. В творчестве композиторов-романтиков получили выражение демократические интересы, интерес к народной жизни, национальной культуре, любовь к природе. В это время развиваются жанры баллады, песни, танца, ноктюрна, прелюдии, программной музыки. Усиливается лирическая направленность в симфониях, камерных сочинениях. Для романтиков характерны поиски картинности, красочной изобразительности. Центр внимания художника перемещается в лирическую сферу. В то же время поднятые революционной эпохой идеи демократизма находят у романтиков своё сложное отражение. Чтобы раскрыть душевный мир простого человека, требовались иные формы и средства выразительности. Огромны новаторские достижения романтиков в сфере гармонии, инструментовки, музыкальной формы. Как самостоятельное направление стиль романтизма сложился к началу XIX века в творчестве Шуберта, Вебера, Россини и получил дальнейшее развитие во второй половине XIX века у Шопена, Шумана, Листа, Грига. В России романтизм отразился в творчестве Алябьева, раннего Глинки и развивался почти у всех представителей русской национальной школы. Произведения романтического стиля характеризуются приподнятостью, яркостью гармонической окраски. Романтическая музыка сравнительно просто осваивается на слух как великое лирическое искусство. Слуховое освоение «романтизма» в музыке. Шуберт: «Неоконченная симфония». «Музыкальный момент» фа-мажор. «Ave, Maria». «Баркарола». «Серенада». «Лесной царь». Шуман: «Грёзы» из «Детских сцен». «Карнавал». «Арлекин». «Порыв» из «Фантастических пьес». Шопен: Вальс, Ноктюрны, Этюды (c-moll, соль-бемоль мажор). Мазурки. Лист: «Кампанелла», 2 венгерская рапсодия, «Хоровод гномов», «Шум леса» (концертные этюды). Григ: «Весна». Соната №2 для скрипки и фортепиано Соль-мажор. Танец эльфов. Концерт для фортепиано с оркестром, сюита «Пер Гюнт». Стилистическую границу, пролегающую между искусством венских классиков и музыкальным романтизмом, яснее всего можно почувствовать, слушая в сопоставлении фрагменты музыки: Гайдна – Шуберта,Моцарта – Грига, Бетховена – Чайковского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение проблем в музыкальном воспитании детей на примерах воздействия на них различных музыкальных стилей
Выступление на педагогическом совете...
Методическая разработка "Художественная обработка древесины. Геометрическая резьба по дереву"
Элементы резьбыИнструментыПодготовка заготовки к резьбеТехнология выполнения геометрической резьбы...
Задачи, методы и принципы музыкального обучения на уроках музыки
Задачи музыкального обучения на уроках музыки.Обучение на уроках музыка должно быть:1. обучающим;2. развивающим;3. воспитывающим.Обучающий момент включает в себя цели, методы и принципы музыкальн...
Основные принципы музыкального воспитания
методическая разработка...
Реферат "Концепция и принципы музыкального образования"
Реферат "Концепция и принципы музыкального образования"...
Методическая разработка. Художественно-творческое развитие учащихся в рамках дополнительного образования "Разговор о портретах"
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.Фребель, мн...
Статья "Фольклор и современные музыкальные стили"
Статья "Фольклор и современные музыкальные стили". Способы интерпретации фольклора на фоне разнообразия современных музыкальных стилей и немного из истории фольклоризма....