Музыкальные краски и рисунки
методическая разработка
Цель занятия:
формирование вокально - хоровых навыков,
певческого голосообразования
Задачи:
- обучение правильному певческому дыханию с использованием новых нетрадиционных методов;
- формирование представлений о значимости цветовых и звуковых красок, развитие метроритмического чувства;
- воспитание эмоционально – ценностного отношения к музыке и другим видам искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_ionina_g_i.ppsx | 704.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Музыкальные краски и рисунки
Одной из самых массовых форм музыкального искусства является – пение. Оно оказывает исключительное влияние на формирование личности ребёнка: воздействует на сознание, память, воображение, волю, умственные силы детей, занимает их досуг в яркой, образной форме и углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности
Цель занятия: формирование вокально - хоровых навыков, певческого голосообразования Задачи: обучение правильному певческому дыханию с использованием новых нетрадиционных методов; формирование представлений о значимости цветовых и звуковых красок, развитие метроритмического чувства; воспитание эмоционально – ценностного отношения к музыке и другим видам искусства.
Дети входят в класс под «Оранжевую песенку», музыка К. Певзнера, слова А. Арканова, Г. Горина. Педагог: Здравствуйте, ребята. Давайте вспомним темы, которые мы обсуждали с вами на прошлом занятии. Кто мне напомнит, о чём мы говорили? Дети: Мы говорили о гигиене голоса, об укреплении голосового аппарата. Педагог: Я напомню вам, что гигиена голоса – это область науки, которая занимается изучением причин, вызывающих неполадки в голосовом аппарате, выявлением голосовых расстройств и заболеваний, изучением физических возможностей организма, составлением правил, норм голосового поведения и режима. А что мы должны делать, чтобы сохранить свой голосовой аппарат здоровым? Дети: Мы должны соблюдать все правила, делать упражнения для развития голосового аппарата и укрепления его здоровья, оберегать голосовой аппарат от простудных заболеваний.
Педагог: Правильно, ребята. Сегодня мы с вами выполним упражнения для наработки навыков дыхания через нос , упражнения для укрепления горла и снятия напряжения, упражнения на развитие и фиксацию мышечных ощущений (мышечной памяти), а так же - упражнения на снятие мышечных зажимов. (обучающиеся выполняют упражнения) Педагог: А сейчас я приглашаю вас в картинную галерею, но не простую, а музыкальную. Вот взгляните, перед вами картина, которая выполнена в черно-белых тонах. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы она стала более выразительной, яркой и запомнилась надолго?
Дети: Нужно раскрасить эту картину в разноцветные цвета. Педагог: Правильно, ребята. А как вы думаете, можем мы раскрасить музыку, сделать ее запоминающейся, привлекательной? Дети: Да, конечно, можем. Педагог: А какие музыкальные краски для этого необходимы? Дети: Чтобы раскрасить музыку необходимы: лад, темп, тембр и динамические оттенки. Педагог: Правильно. А какие музыкальные рисунки вы знаете? Дети: Рисунок ритмический и мелодический. Педагог: Молодцы, именно этими красками и рисуют музыкальные картины. Сейчас мы с вами рассмотрим полотна известных художников, прослушаем произведения знаменитых композиторов, а затем сравним их по ладу, темпу, тембру и динамике .
Педагог: Итак, прослушайте музыкальную картинку (фрагмент из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского) и сравните его с двумя живописными картинами («Василиса Премудрая» и «Аленушка» В. Васнецова). Как вы думаете, какое из этих художественных полотен созвучно по ладу музыкальной картине балета? «Василиса Премудрая» «Алёнушка»
Об-ся (1): Я считаю, что по ладу музыке созвучно полотно «Алёнушка». На картине художник ярко передал печаль девушки по младшему братцу, голова у нее опущена, глаза грустные, прозвучавшая музыка была такая же грустная, в минорном ладу. И краски на живописной картине темные, как и музыка. Педагог: Верно. Прослушаем следующий музыкальный фрагмент (пьесу П. Чайковского «Игра в лошадки») и сравним ее с двумя полотнами («Весна» и «Всадница» К. Брюллова). Скажите, какая, на ваш взгляд, из живописных картин созвучна музыкальной по темпу?
Об-ся: (2): Я считаю, что музыкальной картине по темпу созвучна картина «Всадница», потому что на ней лошадь скачет, несется, так же, как звучало в музыке. Педагог: Молодцы! Следующая музыкальная картина («В пещере горного короля» Э. Грига) сравнится с живописными по динамике исполнения («Девятый вал» и «Чёрное море» И. Айвазовского). Какая из картин созвучна музыке. Чёрное море
Об-ся (3): Мне кажется созвучна музыке картина «Девятый вал», потому что на картине мы видим начало шторма, море бушует. Такое явление природы не может быть тихим, так же, как и прозвучавшая музыка. Педагог: Замечательно, а теперь скажите, какое из этих двух полотен («Три богатыря» и «Спящая царевна» В. Васнецова ) созвучно по тембру музыке (тема феи Драже, П. Чайковский «Щелкунчик»).
Об-ся (4): Я думаю, что созвучна по музыке тема картины с изображением спящей царевны, потому что музыка мягкая, волшебная, исполняется на высоких регистрах Педагог: Я с вами согласна. А теперь посмотрите на эти картинки и прохлопайте ритмический рисунок животных, изображенных на ней.
Педагог: У меня в руках матрешки. Взгляните. Прохлопайте их ритмический рисунок, если известно, что большая матрешка звучит - Та-а-а-а, поменьше - Та-а, еще меньше - Та, а две маленькие — Ти-ти. (Дети выполняют задание)
Педагог: Следующее задание. Я проговариваю строчку из песни, а вы записываете ее ритмический рисунок: На полянку, на лужок Тихо падает снежок. Кап-кап, кап-кап, Мокрые дорожки. Дили-дон, дили-дон, Колокольчики кругом. Вам не кажется, что мы с вами сегодня что-то упустили, о чем-то не вспомнили. (Ответы детей.) Правильно, совсем забыли еще об одном музыкальном рисунке - о мелодическом. Педагог: Сейчас я напою начало нескольких песен («Во поле березка», «Уж как шла лиса», «Андрей-воробей», «Дон-дон»), а вы выберите из имеющихся на парте карточек с рисунками те, которые подходят к этим мелодиям. (Дети показывают карточки с изображением движения мелодии)
Педагог: А теперь, повторив все музыкальные рисунки и краски, найдем их в русской народной песне «Тень-тень». - Скажите, как поет медведь? (Громко, грозно, низко, медленно) - А лиса? (Плавно, мягко, ласково, умеренно громко, в умеренном темпе). - Ну, а зайчик? (Легко, высоко, быстро, отрывисто). - А как поет коза? (Громко, угрожающе, скачками, резко). Предлагаю инсценировать нашу песенку, изображая ее героев голосом и движениями. (Дети под музыку изображают лису, зайца, медведя и козу) А теперь простучите ритмический рисунок этой песни на ложках. В конце нашего занятия предлагаю каждому представить, что вы бы нарисовали на эту мелодию. (Педагог исполняет «Сладкие грезы» П. Чайковского. Дети рассказывают, какие картины они бы нарисовали) Педагог: Вот и закончилось наше путешествие в музыкальную картинную галерею, из которого мы поняли, что музыка может рассказать о многом, надо только научиться ее слушать и слышать!
САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ Занятие разработано для обучающихся второго года обучения, возрастная категория-младшая Тема занятия : «Музыкальные краски и рисунки» Цель занятия: формирование вокально-хоровых навыков, певческого голосообразования Задачи: обучение правильному певческому дыханию с использованием новых нетрадиционных методов; формирование представлений о значимости цветовых и звуковых красок, развитие метроритмического чувства; воспитание эмоционально – ценностного отношения к музыке и другим видам искусства. Тип занятия : комбинированное. Это: повторение изученного материала, передача новых знаний, их систематизация, а также обобщение знаний и ,на последнем этапе занятия, закрепление полученных знаний . СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ Первый этап занятия – организационный. Способствовал созданию положительной психологической обстановки на занятии.
Второй этап – всесторонняя проверка знаний обучающихся. Это повторение пройденного теоретического и практического материала. Мы вспомнили: 1. Строение и функции дыхательных мышц, голосового аппарата: а) анатомически (с помощью демонстрационного материала и наглядных пособий); б) практически (с применением специфических упражнений); 2. Гигиену голоса, способы защиты голосового аппарата с применением специальных упражнений. Выполнили комплексы специальных упражнений, которые необходимы для профессионального становления голоса: - упражнения для наработки навыков дыхания через нос; - упражнения для укрепления горла и снятия напряжения; - упражнения на развитие и фиксацию мышечных ощущений (мышечной памяти) в вокальной технике; - упражнения на снятие мышечных зажимов, релаксацию. Методы, помогающие мне раскрыть детские голоса, выходят за рамки общепринятых вокальных установок.
Третий этап – знакомство с новым материалом. Выработка соответствующих знаний, умений и навыков. Новая тема продолжила тему предыдущего занятия «Лад, темп, тембр, динамические оттенки, музыкальные рисунки». Обучающиеся выполнили практические задания и упражнения, развивающие: представления о значимости цветовых и звуковых красок, метроритмическое чувство. Объём учебного материала , планируемый для изучения в этом разделе занятия, определён достаточно чётко и конкретно . Характер изложения учебного материала на занятии был выстроен в чёткой последовательности. Проверялась степень усвоения материала по ходу его объяснения. Опрос обучающихся был организован индивидуально и фронтально. Использовались следующие методы обучения : словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый. Методы и приёмы обучения, используемые в процессе занятия были оправданными, реализованными в полном объёме, соответствовали целям, содержанию занятия, возможностям обучающихся и способствовали их познавательной активности. Выполнение новых заданий было направлено на усвоение, углубление и закрепление нового материала и содействовало одновременному решению задач развития и воспитания обучающихся.
Формы организации учебной деятельности : фронтальная, групповая, индивидуальная - способствовали разносторонней проверке знаний обучающихся. Заключительная часть. Установление неразрывной связи правильного осмысленного певческого дыхания и яркости, красоты, эмоциональности пения. Мотивация обучаемых к дальнейшему совершенствованию. Музыкальное заключение. На занятии использовались здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникативные педагогические технологии . Они способствовали разностороннему развитию детей (укреплению здоровья, активизации познавательной, мыслительной, творческой деятельности обучающихся). Рабочее время на занятии использовалось рационально и служило достижению поставленной цели. Использовались следующие наглядные пособия и дидактический материал: таблицы (строение голосового аппарата), раздаточный материал (упражнения на развитие интонационной выразительности речи), мультимедийное сопровождение, дополнительная литература. Используемые на занятии наглядные пособия и дидактический материал, послужили активному усвоению нового материала.
На занятии был обеспечен самоконтроль обучающихся за качеством выполнения упражнений, выявлены типичные ошибки и затруднения, которые устранились в последствие. Самостоятельная работа обучающихся на данном этапе обучения, мне кажется, малопродуктивна, т.к. требует постоянного контроля со стороны педагога. Неправильно самостоятельно закреплённые обучающимися навыки, очень трудно потом исправлять. Тема и содержание занятия опирались на связь с изобразительным искусством, валеологией, хореографией, медициной, литературой. В ходе занятия мною учитывались индивидуальные особенности и уровень подготовки каждого обучающегося. Осуществлялся дифференцированный подход в постановке учебных заданий: более подготовленные обучающиеся помогали менее подготовленным. Деятельность обучающихся спланирована таким образом, чтобы они, получив некоторый объём теоретических сведений, сразу смогли применить их на практике и проанализировать
Для повышения эффективности учебного процесса, для достижения высокого уровня обучения на занятии я использовала метод интенсификации и активизации обучения. Значительное место в обучении детей на занятии было уделено беседе о русском фольклоре. Итог занятия Методы и приёмы, использованные мною в процессе занятия, считаю оправданными и реализованными в полном объёме. Выполнение новых заданий было направлено на усвоение, углубление, закрепление нового материала и содействовало одновременному решению задач развития и воспитания обучающихся. Был обеспечен самоконтроль обучающихся за качеством выполнения упражнений, выявлены типичные ошибки и затруднения, которые устранились в последствие. Я считаю, что цель и задачи занятия достигнуты в полном объёме, поскольку в ходе занятия внешняя и внутренняя мотивация обучающихся активно мною стимулировались и степень познавательной активности обучающихся на занятии была высокой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока музыки в 1 классе «Музыкальные краски осени»
Цель: - развитие у детей умения анализировать и сравнивать свои эмоциональные состояния, возникающие под воздействием природы и музыки;- обобщить музыкально-жизненные впечатления детей;- воспита...
Проект «Музыкальные краски русской поэзии»
Детская школа искусств, воспитывая юных музыкантов, имеет все возможности для культурно-просветительской деятельности в условиях небольшого посёлка. Это культурно-просветительский проект, в котором уч...
Презентация к уроку "Музыкальные краски", 5 класс.
Наглядный материал к уроку в 5 классе по программе Л. В. Занкова...
"Музыкальные краски" в произведениях композиторов-импрессионистов
Разработка урока музыки в 5 классе по программе В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак...
Музыкальные краски осени
Сценарий праздника для учащихся начальных классов...
Конспект музыкального занятия в старшей группе «Музыкальные краски весны».
Конспект музыкального занятия в старшей группе «Музыкальные краски весны»...
Музыка 5 класс "Музыкальные краски" - композиторов импрессионистов.
Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Музыкальные краски" - композиторов импрессионистов. Программа В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак....