"Значимость занятия по изобразительному искусству"
статья
Новое искусство низвергает существующие идеалы, вкусы, привычки, воспоминания на традиционном искусстве, показывая в то же время сложность положения человека в окружающем его мире. У каждого ребенка – свой взгляд на мир, свое выражение впечатлений, эмоций, своя направленность фантазии. В работах детей – отдельные изображения и сложные сюжеты, целый калейдоскоп образов, острых характеристик; внимательное исследование натуры и работы фантазии; разные способы и манеры использования, приемы композиции, краски, ритмы – все это сливается в ощущение удивительного богатства, безграничной широты мировосприятия ребят всех возрастов. Закладывается фундамент, на котором вырастает человеческая личность со всеми ее богатствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_izo.docx | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Значимость занятия по ИЗО.
Предметом изобразительного искусства является эстетическое отношение школьника к действительности, его задача – художественное освоение мира. Искусство, одна из форм общественного сознания. Пространственное мышление способствует развитию самосознания ребенка, его места и роли в системе общего развития человеческой культуры, дает тем самым знания в единстве мировоззрения.
В процессе обучения решается целый комплекс задач, среди которых наиболее значимы: 1) стимулирование учебнопознавательной активности школьников на уроках изобразительного искусства;
2) развитие их памяти, творческих способностей и дарований;
3) организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;
4) совершенствование учебных умений и навыков;
5) выработка научного мировоззрения, повышения уровня общей культуры.
Для организации процесса обучения учащихся основам изобразительной грамоты учителю необходимо знать основные элементы, которые входят в обучение:
1) целевой;
2) потребностно-мотивационный;
3) содержательный;
4) операционно-деятельностный;
5)эмоционально-волевой;
6) контрольно-регулирующий;
7) оценочно-результативный.
Связь этих элементов друг с другом позволяет говорить о стройной системе обучения изобразительному искусству, в которой каждый элемент, являясь компонентом целого, выполняет свою специфическую функцию.
Тогда обучение будет:
а) научным и иметь мировоззренческую направленность;
б) наглядным;
в) активным и сознательным;
г) доступным;
д) систематическим и последовательным;
е) прочным.
В процессе обучения организуются и другие виды деятельности школьников – игровая, трудовая, общение с товарищами. В этих случаях ученик включается в другой вид деятельности, в ходе которой научится тому, чему планирует научить его учитель. В школе ученик учится не так, как сам хочет, а так, как его учат. Происходит не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и одновременное развитие интеллекта школьника.
ПЕДАГОГИКА - 133 - Отсюда следует, что обучение ведет за собой развитие, оно развивает. Содержание образования в современной школе находится в зависимости от состояния наук, основы которых преподаются в школе, научно-технического прогресса общества и познавательных возможностей, интересов и потребностей школьников. Вот почему, исходя из этой закономерности, учебные программы периодически пересматриваются, а современные учебные планы включают общий образовательный стандарт, региональный и школьный компоненты, отражая таким образом не только интересы общества, но и самих школьников.
Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности школьника, метод педагогической деятельности вместе с тем всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Социальное назначение искусства заключается в том, что оно через отражение своего предмета целостно, универсально взаимодействует и воздействует на человека. В изобразительном искусстве воплощены все стороны нашего общества. Обычно различаются три функции искусства: познавательная, воспитательная, эстетическая в их неразрывной органической связи. Действительно, можно сказать, что изобразительное искусство познает воспитывая и воспитывает познавая, и происходит это на эстетической основе.
Произведения искусства должны волновать, потрясать, показывать новые, неизведанные стороны человеческой жизни, психики, окружающего мира и его конфликтов. Оно должно раскрывать сложную, богатую, беспокойную и напряженную жизнь нашего общества, должно мобилизовать личность воспринимающего.
Новое искусство низвергает существующие идеалы, вкусы, привычки, воспоминания на традиционном искусстве, показывая в то же время сложность положения человека в окружающем его мире. У каждого ребенка – свой взгляд на мир, свое выражение впечатлений, эмоций, своя направленность фантазии. В работах детей – отдельные изображения и сложные сюжеты, целый калейдоскоп образов, острых характеристик; внимательное исследование натуры и работы фантазии; разные способы и манеры использования, приемы композиции, краски, ритмы – все это сливается в ощущение удивительного богатства, безграничной широты мировосприятия ребят всех возрастов. Закладывается фундамент, на котором вырастает человеческая личность со всеми ее богатствами.
Фундамент нужен прочный, в рисунках сказываются и культурные традиции, взгляды и обычаи страны, своего края, особенности быта и трудовые занятия народа. Чем старше ребенок, тем больше он в своем творчестве отражает национальное искусство своей Родины.
В искусстве ребенок находит понимание предметов, познание мира, явлений действительности. Он может познать законы природы, своей гармонической слитности со всем миром. В этом главный смысл искусства, основное значение для ребенка и его творческих работ. Оно необходимо не только для формирование эстетических представлений и вкуса детей, но и их интеллекта, всей области эмоциональных проявлений. Это сама необходимость в воспитании ребят.
Взаимодействие изобразительного и декоративно-прикладного искусства в современных условиях происходит на уровне художественного развития нашего общества.
В литературе эстетическое воспроизведение мира осуществляется через слово; в живописи – через зрительно воспринимаемые образы цветового богатства мира; в скульптуре – через пластические образы, объемно-пространственные формы; в графике – через линию рисунка, штрих – это и есть единство эстетического восприятия.
Оно доставляет человеку радость (в особенности ребятам, когда они видят свои работы), наслаждение, духовно обогащает и вместе с тем пробуждает в них художника, способно- ОБЩЕСТВО: СОЦИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА (2011, № 1–2) - 134 - го в конкретной сфере своей деятельности творить по законам красоты. Между объективной деятельностью, искусством и человеком находится еще одно важное звено – культура, овладение которой определяет его способность создавать произведение искусства. Культура и начинается там, где человек творит «по мере любого вида», а для ребенка эта мерка раскрывается через образное мышление и овладение творчеством. Овладение этой меркой и есть сущностный признак культуры. Но для того чтобы это произошло, человек должен быть в определенной степени независим. Приобщением школьников к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства.
Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Сформировать у ребят умения пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Основами реалистического изображения ученики овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности, как фактура материала, цвет – линия – объем, светотональность, ритм, форма и пропорция, пространство, композиция. Каждый ребенок универсален и чувствует биение пульса своего времени, и поэтому творимое им искусство не может не отражать богатства духовной жизни общества. Оно служит средством самовыражения ребенка в его работах, и, следовательно, предметом искусства является как отношение человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях – психологическом, социальном, нравственном, бытовом. Немалое значение в обучении школьников на уроках изобразительного искусства имеет игра. О целесообразности использования игры в обучении существуют различные мнения. Учитывая большую сложность современного содержания образования и вообще то, что учение – дело серьезное, некоторые считают, что в обучении игре нет места. Но более обоснованным является все-таки другое мнение, сторонники которого утверждают, что обучение без игры не решит всех стоящих перед ним задач. Дело в том, что задачи обучения значительно шире, чем сообщение школьникам определенной суммы знаний и выработки умений применять эти знания. Главная задача обучения – подготовка их к жизни. А в период ученичества дети фактически лишь в игре получают возможность трансформации окружающего мира в соответствии со своими желаниями. И действительно, игра помогает активизировать школьников в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество.
Для использования всех игр в обучении изобразительному искусству характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:
1. Ориентация: учитель представляет тему, дает характеристику игры, общий обзор ее хода и правил.
2. Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их использованию, обеспечение процедур управления игрой.
3. Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результат.
4. Обсуждение игры: дается характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменения ее правил.
В системе воспитательных средств, обучения основам изобразительной грамоты игра имеет весьма существенное значение, но в определенный непродолжительный период жизни. В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения ПЕДАГОГИКА - 135 - взрослых. Он не только осваивает готовые способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся воображением. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно так же, как через другого начинает понимать себя. Действительно, дети любят строить, создавать что-либо сложное из простых элементов. Эти игры развивают моторику, способствуют совершенствованию мыслительного аппарата, воспитывают самостоятельность, пытливость, творческую направленность личности. Игра в жизни человека имеет колоссальное значение, и особенно велика ее роль в жизни школьников. Чем младше ребенок, тем большую воспитательно-развивающую значимость в его жизни имеют игры. С возрастом на смену играм приходят более серьезные занятия и труд. Однако и здесь игра не исчезает полностью: делу – время, потехе – час, но и этот час нередко значит очень много, и пренебрегать им не следует. И дети – будущее человечества – заслуживают того, чтобы с ними чаще играли на уроках изобразительного искусства. Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение принесло безусловную пользу школьникам.
Фундаментом педагогического процесса являются закономерности воспитания, обучения и методологические посылки педагогической деятельности. Закономерности воспитания представляют собой устойчивые связи в педагогическом процессе, учет которых позволяет достигнуть эффективных результатов в воспитании школьников. Знание закономерностей воспитания школьников дает возможность определить общие подходы к их реализации:
1) воспитание школьников происходит в процессе включения их в деятельность;
2) воспитание – это стимулирование активности формируемой личности школьника обучаемого в организуемой деятельности;
3) в процессе воспитания должны гармонично сочетаться уважение к личности школьника с высокой требовательностью;
4) в процессе воспитания следует выявить положительные качества школьника и опираться на них;
5) следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников;
6) воспитание должно преимущественно осуществляться в коллективе и через коллектив.
Воспитание начинается именно с обучения, базируется на нем и не может осуществляться в отрыве от него. Формировать у школьников таких нравственных качеств, как прилежание, упорство, трудолюбие. Педагог воспитывает, учит, стимулирует стремление учащихся к саморазвитию, изучает их активность, создает условия для самодвижения. Естественно, что при этом особое значение имеют профессионально-ценностные ориентации педагога, связанные с его отношением к учащимся, к педагогической деятельности. Воспитание связано с обучением, существенной стороной их единства является то, что содержание обучения заключает в себе большой воспитательный материал. Обучение представляет важную форму совместной деятельности школьников в их общении с педагогом и друг с другом, где также имеется широкое «поле» воспитательных усилий. Единство обучения и воспитания строится и на общности методов, с помощью которых они осуществляются. Таким образом, всестороннее развитие способностей учащихся в процессе обучения в школе обусловливает гармоническое развитие личности школьника. Создавая свои работы, они видят, как серьезно оценивается их работа, поэтому и сами относятся к ней всерьез. Труд ребенка в изобразительном искусстве требует серьезного отношения к выполненной работе – только тогда можно ожидать результатов. Через изобразительное, ОБЩЕСТВО: СОЦИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА (2011, № 1–2) - 136 - декоративно-прикладное и народное искусство будет развиваться творческое мыслящая и грамотная личность. Учить творчеству может учитель, если он сам творческая натура, увлекаясь и увлекая ребенка искусством, которое всегда было предельно ориентировано именно на духовную культуру чувств и отношений людей, великие традиции русской культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект учебного занятия по изобразительному искусству на тему: "Портрет литературного героя"
Учебное занятие с применением ИКТ....
Внеклассное занятие по изобразительному искусству "Творцы"
Внеклассное занятие по изобразительному искусству "Творцы"...
Публичная презентация "Формирование образовательной среды на занятиях по изобразительномуискусству"
Презентация дает информцию о целях, задачах и способах формирования образовательной среды по изобразительному искусству в МОАУ СОШ № 12 город Рыбинск. Схематично показаны принципы обучения ИЗО н...
Формирование эмоциональной культуры младших школьников на занятиях по изобразительному искусству.
Статья....
Влияние занятий по изобразительному искусству на личностные качества и креативные способности детей младшего школьного возраста.
Одним из весьма эффективных средств формирования креативности учащихся традиционно признаётся изобразительная деятельность, занятия которой обеспечивают развитие многих согласованно участвующих в ней ...
Конспект занятия по изобразительному искусству «Как говорит искусство. Цвет, ритм, композиция»
Конспект занятия по изобразительному искусству Педагога дополнительного образования ЦДТ «Царицыно»Верстовой Иванны Михайловны...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (на примере изучения искусства Гжели и народной игрушки)
Данный материал предназначен для педагогов по изобразительному искусству. На примере занятий по декоративно-прикладному искусству раскрывается их содержание....