программа "Азбука шитья"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» п. Ханымей Пуровского района
Принята на заседании методического совета от «___» ___________2021 г. Протокол № ____ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «ДДТ» п. Ханымей ____________ М.Г. Крылосова «___» ___________ 2021 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«АЗБУКА ШИТЬЯ»
Срок реализации: 4 года
Возраст учащихся: 8 - 15 лет
Автор-составитель:
Волошина Людмила Андреевна,
педагог дополнительного образования
п. Ханымей, 2021 г.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука шитья» (далее – программа) - художественной направленности.
В современном мире мода приобрела значимый статус. Выделяются направления и стили моды, как для взрослых, так и для детей. А одежда ручной работы считается уникальной, своеобразной и неповторимой, тем самым и имеет свою ценность.
Дети младшего возраста опираются на вкус родителей, выбирая себе одежду, или довольствуются тем, что приобрели им мама с папой. Дети постарше вырабатывают свой собственный вкус, и в этот момент нуждаются в помощи, в совете. Ведь зачастую выбранный в детстве стиль одежды остается с человеком на всю жизнь. Вот тут приходят на помощь занятия в объединениях дополнительного образования, где дети учатся создать индивидуальный, неповторимый образ, гармонично сочетать элементы костюма и аксессуаров, причёски и макияжа, это так же очень актуально в воспитании девочек, девушек, будущих матерей и деловых женщин.
Школьная программа не раскрывает всех особенностей и тонкостей индивидуального пошива, моделирования и конструирования одежды, не дает представления об истории моды, модельерах, стилях одежды и, самое главное, не воспитывает чувство стиля и красоты. Для этого необходимо дополнительное образование.
На основе вышеизложенного, возникла необходимость разработки данной программы, целью которой является воспитание творческих способностей у учащихся и обучение навыкам, помогающим реализовать свои идеи.
Программа предполагает следующие направления деятельности:
- учебно-воспитательный процесс;
- массовые праздники и развлечения;
- конкурсная деятельность;
- профессиональная ориентация детей и подростков.
Программа дает большое преимущество в этих аспектах, поскольку дети получат практические навыки:
- в создании выкройки на любой тип фигуры;
- в создании различных моделей одежды;
- в изменении базовой конструкции в модельную, используя варианты собственных эскизов;
- в подборе наиболее эффективных методов обработки узлов изделия и последовательности их выполнения;
- в подборе материалов и фурнитуры для изготовления модели;
- в работе на швейной машине с электрическим приводом.
Актуальность программы
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Программа актуальна, поскольку предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, учит осознавать свое “Я” в социуме, дает возможность каждому ребенку реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Также параллельно с обучением кройки и шитью учащиеся осваивают различные виды рукоделия, что дает детям возможность приобрести положительный опыт и использовать его не только как хобби, но и для развития профессиональной направленности.
Отличительные особенности программы от уже существующих
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей. Само шитье может сопровождаться познавательной беседой, рассказом, иллюстрациями. Дети должны научиться зрительному восприятию модели платья или костюма, использовать в шитье различные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами кройки и пошива одежды.
Адресат программы: дети в возрасте от 8 до 15 лет.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 4 года обучения. Программа рассчитана на 576 часов (по 144 часа в год), включает теоретическую часть и практические занятия. Продолжительность каждого занятия 40 минут, перемена 10 минут.
Формы организации образовательного процесса: занятия могут проводиться как в очной форме, так и с применением дистанционных технологий.
В программе отводятся часы по отдельному плану на индивидуальные занятия, которые необходимы для подготовки к конкурсам и мероприятиям или для учащихся, которые по каким-либо причинам отстали от программы, а также для занятий с высокомотивированными детьми.
Особенности организации образовательного процесса: в студии могут заниматься дети, как младшего, так и среднего возраста, группы комплектуются с разницей в возрасте учащихся не более одного-двух лет. Комплектование в группу детей одного возраста позволяет педагогу построить занятия соответственно с их возрастными особенностями, определить методику проведения занятий, подход для распределения заданий, правильно спланировать время для теоретических занятий и практической работы. Наполняемость одной группы составляет 9-12 человек.
При формировании учебных групп необходимо учитывать психологические особенности возраста и объединить детей в соответствии с их интересами и учетом образовательной базы учреждения, семьи.
Режим занятий
Год обучения | Кол-во часов/занятий в неделю | Общее кол-во часов |
1 год обучения | 2/2 | 144 |
2 год обучения | 2/2 | 144 |
3 год обучения | 2/2 | 144 |
4 год обучения | 2/2 | 144 |
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: способствовать формированию у детей чувства прекрасного, развивать творческие способности, воображение, самостоятельность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие и усидчивость.
Задачи программы:
Образовательные:
- овладевать элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности;
- обучать выполнению и оформлению работы, практическим умениям и навыкам при выполнении работ из ткани;
- активизировать творческое мышление.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику и эстетический вкус;
- формировать умения работы в коллективе, создавать условия для совместного творчества;
- развивать пространственное воображение при создании эскиза модели;
- развивать глазомер, чувство цвета, пропорции, сочетания разных видов тканей, создание аксессуаров.
Воспитательные:
- повышать психоэмоциональное состояние, инициативу, самостоятельность, вырабатывать новые оригинальные решения;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие.
1.3. Содержание программы
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения |
Изучение основ швейного дела | Изучение технологии изготовления отдельных деталей одежды, практическое изготовление | Пошив костюма из 4-х предметов: топ, юбка, брюки, жакет | Самостоятельное создание коллекции одежды определенного вида и показ дефиле |
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ | Тема | Количество часов | Формы аттестации и контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности | 2 | 1 | 1 | Собеседование. Опрос |
2 | История моды. Стили одежды | 12 | 2 | 10 | Опрос |
3 | Швейные аксессуары | 8 | 2 | 6 | Опрос |
4 | Швейная машина | 10 | 2 | 6 | Опрос. Самостоятельная работа |
5 | Оверлок | 10 | 2 | 8 | Опрос Самостоятельная работа |
6 | Материаловедение. Цветоведение | 10 | 2 | 8 | Тест |
7 | Рисунок эскиза. Построение наглядной модели на плоскости | 12 | 1 | 11 | Самостоятельная работа |
8 | Снятие мерок. Размер выкройки. Перенос выкройки на бумагу | 12 | 2 | 10 | Самостоятельная работа |
9 | Раскрой ткани | 16 | 2 | 14 | Самостоятельная работа |
10 | Ручные и машинные швы. Виды швов | 12 | 1 | 11 | Самостоятельная работа |
11 | Швы для особых тканей. Обработка кромки | 10 | 1 | 9 | Самостоятельная работа |
12 | Декоративные швы. Вышивка ручная и машинная | 14 | 1 | 13 | Самостоятельная работа |
13 | Изготовление органайзера для игл, с применением изученных приемов | 12 | 1 | 11 | Самостоятельная работа |
14 | Итоговое занятие | 2 | 2 | Тестирование | |
Итого: | 144 | 21 | 123 |
Содержание учебно-тематического плана 1-го года обучения
Вводное занятие. Техника безопасности
Теория: Задачи работы объединения. План работы. Организационные вопросы. Правила пользования швейными инструментами и принадлежностями. Расписание занятий, правила поведения в учреждении.
Практика: Организация рабочего места.
История моды. Стили одежды
Теория: Краткая информация об истории моды.
Практика: Рассмотрение стилей и направлений моды. Отличительные особенности.
Швейные аксессуары.
Теория: Определение понятий швейные аксессуары: ножницы, иглы, булавки, нитки, сантиметровая лента, мел, бумага, калька, копировальный ролик, утюг. Правила обращения, техника безопасности, хранения и пользования.
Практика: Практическое применение.
Швейная машина
Теория: Краткая история. Техника безопасности. Устройство швейной машины. Правила эксплуатации. Уход.
Практика: Настройка швейной машины. Практическое применение.
Оверлок
Теория: Краткая история. Устройство оверлока, техника безопасности. Правила эксплуатации. Уход.
Практика: Настройка оверлока. Практическое применение.
Материаловедение. Цветоведение
Теория: Понятие материаловедения, виды и типы тканей, их особенности и отличия. Понятие цветоведения, сочетания цветов и оттенков.
Практика: Практическое применение тканей.
Рисунок эскиза. Построение наглядной модели на плоскости
Теория: Понятие эскиз, набросок. Правила построения наглядной модели на плоскости в цвете и в оттенках серого.
Практика: Практическая работа.
Снятие мерок. Размер выкройки. Перенос выкройки на бумагу.
Теория: Понятие мерки. Основные правила при снятии мерок. Инструменты и устройства необходимые для данной манипуляции.
Практика: Практическое применение знаний. Определение размера по снятым меркам. Выделение нужной выкройки и перенос ее на бумагу.
Раскрой ткани
Теория: Понятие раскрой ткани. План и особенности раскроя.
Практика: Практическая работа. Распределение выкройки на ткань и перенос ее на ткань.
Ручные и машинные швы. Виды швов
Теория: Виды и типы ручных и машинных швов.
Практика: Практическое применение на лоскуте ткани
Швы для особых тканей. Обработка кромки.
Теория: Виды и типы швов для тонких, эластичных тканей, коже, мехе. Специфика и тонкости в обработке кромки ткани на разных видах тканей.
Практика: Практическая работа.
Декоративные швы.
Теория: Виды и типы декоративных швов. Их применение. Декоративные швы ручные и машинные. Вышивка ручная виды и техника. Вышивка машинная.
Практика: Практическая работа.
Изготовление органайзера для игл, с применением изученных приемов
Теория: Виды и типы игольниц и органайзеров. Их применение.
Практика: Практическое применение умений и навыков. От эскиза модели, выбора цвета и материала, применение ручных и машинных швов, до декоративных швов и вышивки.
Итоговое занятие: Подведение итогов. Оценивание работ.
Планируемый результат после изучения программы 1-го года обучения
По окончании первого года обучения программы учащиеся
должны знать:
- правила обращения, техники безопасности, хранения и пользования швейными инструментами и принадлежностями;
- швейные аксессуары и их применение, определение понятий;
- Стили одежды
- Материаловедение. Цветоведение;
- Построение наглядной модели на плоскости;
- Ручные и машинные швы. Виды швов
должны уметь:
- Соблюдать технику безопасности труда, санитарии и гигиены, лежащие в основе работы швейной мастерской;
- использовать материалы, инструменты, и оборудования для ручного и машинного шитья и выполнять с их помощью простые изделья;
- осуществлять подготовку оборудования для ведения работы;
- Определить размер по снятым меркам.
- Выделить нужную выкройку и перенос ее на бумагу.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ | Тема | Количество часов | Формы аттестации и контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 1 | 1 | Опрос |
2 | Повторение пройденного материала | 6 | 2 | 4 | |
3 | Техника шитья. «Портновский язык» терминология. Вытачки. | 6 | 2 | 4 | Опрос |
4 | Техника шитья. Пошив рукава. | 12 | 2 | 10 | Самостоятельная работа |
5 | Техника шитья. Вставка-отделка. Окантовка. Пояс. | 12 | 4 | 8 | Самостоятельная работа |
6 | Техника шитья. Складки. | 6 | 2 | 4 | Самостоятельная работа |
7 | Техника шитья. Пуговицы и петли. | 8 | 2 | 6 | Самостоятельная работа |
8 | Техника шитья. Воротник. | 12 | 2 | 10 | Самостоятельная работа |
9 | Техника шитья. Манжеты. | 8 | 2 | 6 | Самостоятельная работа |
10 | Техника шитья. Молнии. | 12 | 2 | 10 | Самостоятельная работа |
11 | Техника шитья. Кромки. Тесьма. | 12 | 2 | 10 | Самостоятельная работа |
12 | Техника шитья. Карманы. | 10 | 2 | 8 | Самостоятельная работа |
13 | Техника шитья. Застежки. | 10 | 2 | 8 | Самостоятельная работа |
14 | Техника шитья. Обработка края. | 10 | 2 | 8 | Самостоятельная работа |
17 | Пошив деталей изделия с использованием полученных навыков. | 16 | 1 | 15 | Самостоятельная работа |
18 | Итоговое занятие | 2 | 2 | Тестирование | |
Итого: | 144 | 32 | 112 |
Содержание учебно-тематического плана 2-го года обучения
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Теория: Задачи работы объединения. План работы. Организационные вопросы. Правила пользования швейными инструментами и принадлежностями. Расписание занятий, правила поведения в учреждении.
Практика: Организация рабочего места.
Повторение пройденного материала
Теория: Повторение материала по конспектам и презентациям 1-го года обучения.
Практика: Выполнение практического задания.
Техника шитья. «Портновский язык» терминология. Вытачки
Теория: Понятие «портновского языка», Термины: конструирование, моделирование, модель, фасон изделья, снятие мерок, основные виды фигуры и т. д.
Практика: Техника шитья вытачек. Практика
Техника шитья. Пошив рукава
Теория: Виды рукавов. Их применение. Правила пошива.
Практика: Пошив рукава. Практическая работа.
Техника шитья. Вставка-отделка. Окантовка. Пояс
Теория: Понятие вставки-отделки. Понятие окантовки, применение. Понятие пояс. Виды поясов. Правила изготовления.
Практика: Практическая работа и пошив пояса.
Техника шитья. Складки
Теория: Виды и типы складок. Техника изготовления.
Практика: Пошив складок разных видов.
Техника шитья. Пуговицы и петли
Теория: Виды пуговиц и петель. Правила применения видов пуговиц и петель к ним.
Практика: Практическое исполнение петель ручным и машинным способами. Пришивание пуговиц.
Техника шитья. Воротник
Теория: Понятия воротник. Виды и типы воротников. Их применение.
Практика: Изготовление воротника.
Техника шитья. Манжеты
Теория: Понятия манжеты. Виды и типы манжет. Их применение.
Практика: Изготовление манжеты.
Техника шитья. Молнии
Теория: Виды молний. Их применение. Правила втачивания.
Практика: Втачать молнию.
Техника шитья. Кромки. Тесьма
Теория: Виды кромок их применение. Лжекромка. Закрепление. Виды тесьмы, применение.
Практика: Практическая работа.
Техника шитья. Карманы
Теория: Виды и типы карманов. Применение. Техника изготовления.
Практика: Пошив кармана.
Техника шитья. Застежки
Теория: Виды застежек. Применение.
Практика: Практическое изготовление застежки
Техника шитья. Обработка края
Теория: Виды обработок, технология их изготовления.
Практика: Практическая работа обработки края.
Пошив деталей изделия с использованием полученных навыков
Теория: Контрольная работа по изученному материалу, выбор детали по желанию ученика (воротник, рукав, карман, застежка, молния и т.д.).
Практика: Изготовление детали одежды с применением полученных знаний.
Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов. Оценивание работ.
Планируемый результат после изучения программы 2-го года обучения
По окончании второго года обучения программы учащиеся
должны знать:
- Задачи работы объединения;
- Понятие «портновского языка»;
- Термины: конструирование, моделирование, модель, фа-сон изделья, снятие мерок, основные виды фигуры;
- Виды и типы рукавов, складок, манжеты, молний, застежки, карманы и их применение. Правила пошива;
- Пошив деталей изделия с использованием полученных навыков;
должны уметь:
- Выбирать материалы с учетом вида и названия изделия;
- Пошить рукав, пояс, кармана,
- Пошить складки разных видов.
- Изготовить воротник, манжеты, застежки
- Втачать молнию, пришить пуговицу ручным и машинным спосабом.
Учебно-тематический план 3 года обучения
№ | Тема | Количество часов | Формы аттестации и контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности | 2 | 2 | Самостоятельная работа | |
2 | Повторение пройденного материала за 1 и 2 годы обучения. Понятия конструирования и моделирования одежды. | 12 | 2 | 10 | Самостоятельная работа |
3 | Основные сведения о топах: виды, стили. Снятие мерок для топа. Построение чертежа топа. Пошив топа. | 26 | 2 | 24 | Самостоятельная работа |
4 | Основные сведения о юбках: виды, стили. Снятие мерок для юбки. Построение чертежа прямой двухшовной юбки. Пошив прямой двухшовной юбки. | 26 | 2 | 24 | Самостоятельная работа |
5 | Основные сведения о жакетах: виды, стили. Снятие мерок для жакета. Построение чертежа жакета. Пошив жакета. | 28 | 2 | 26 | Самостоятельная работа |
6 | Основные сведения о брюках: виды, стили. Снятие мерок для брюк. Построение чертежа брюк. Пошив брюк. | 26 | 2 | 24 | Самостоятельная работа |
7 | Завершение пошива ансамбля, декоративные детали. | 22 | 22 | Самостоятельная работа | |
8 | Итоговое занятие | 2 | 2 | Тестирование | |
Итого: | 144 | 14 | 130 |
Содержание учебно-тематического плана 3-го года обучения
Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности:
Теория: Задачи работы объединения. План работы. Организационные вопросы. Правила пользования швейными инструментами и принадлежностями. Организация рабочего места. Расписание занятий, правила поведения в учреждении.
Повторение пройденного материала за 1 и 2 годы обучения. Понятия конструирования и моделирования одежды
Теория: Повторение материала по конспектам и презентациям 1-2 года обучения.
Практика: выполнение практического задания.
Основные сведения о топах: виды, стили. Снятие мерок для топа. Построение чертежа топа. Пошив топа
Теория: Сведения о топах их типы и виды, сочетания с одеждой.
Практика: Применение на практике умений снятия мерок. Самостоятельное построение чертежа топа. Раскрой ткани. Пошив топа с применением знаний и умений пользования утюгом, оверлоком, швейной машины, обработки края ткани.
Основные сведения о юбках: виды, стили. Снятие мерок для юбки. Построение чертежа прямой двухшовной юбки. Пошив прямой двухшовной юбки Теория: Сведения о юбках – типы и виды, сочетания с одеждой.
Практика: Применение на практике умений снятия мерок. Самостоятельное построение чертежа простой прямой двухшовной юбки. Раскрой ткани. Пошив простой прямой двухшовной юбки с применением знаний и умений пользования утюгом, оверлоком, швейной машины, обработки края ткани, втачивания молнии, пришивание пояса.
Основные сведения о жакетах: виды, стили. Снятие мерок для жакета. Построение чертежа жакета. Пошив жакета
Теория: Сведения о жакетах – типы и виды, сочетания с одеждой.
Практика: Применение на практике умений снятия мерок. Самостоятельное построение чертежа жакета. Раскрой ткани. Пошив жакета с применением знаний и умений пользования утюгом, оверлоком, швейной машины, обработки края ткани, изготовления застежки
Основные сведения о брюках: виды, стили. Снятие мерок для брюк. Построение чертежа брюк. Пошив брюк
Теория: Сведения о брюках – типы и виды, сочетания с одеждой.
Практика: Применение на практике умений снятия мерок. Самостоятельное построение чертежа брюк. Раскрой ткани. Пошив брюк с применением знаний и умений пользования утюгом, оверлоком, швейной машины, обработки края ткани, втачивания застежки, пришивание пояса.
Завершение пошива ансамбля, декоративные детали
Практика: Завершение ансамбля – декорирование швами ручными и машинными, вышивка ручная и машинная.
Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов. Оценивание работ.
Планируемый результат после изучения программы 3-го года обучения
По окончании третьего года обучения программы учащиеся
должны знать:
- Основные сведения о топах их типы и виды, сочетания с одеждой.
- Основные сведения о юбках – типы и виды.
- Сведения о жакетах – типы и виды, сочетания с одеждой
- Сведения о брюках – типы и виды, сочетания с одеждой.
должны уметь:
- Применять на практике умение снятия мерок.
- Самостоятельно построить чертеж топа, юбки, жакета, брюк;
- Раскроить ткань для изделий;
- Пошить брюки с применением знаний и умений пользования утюгом, оверлоком, швейной машины;
- Обработать края ткани, втачивания застежки, пришить пояс;
-оформлять готовые изделия, ухаживать за ним, хранить его и демонстрировать.
Учебно-тематический план 4 года обучения
№ | Тема | Количество часов | Формы аттестации и контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа |
2 | Повторение пройденного материала. | 10 | 2 | 8 | Самостоятельная работа |
3 | Создание эскиза. Подбор ткани. Подбор прически и макияжа. | 12 | 2 | 10 | Самостоятельная работа |
4 | Пошив костюма (платья). Снятие мерок. Построение чертежа. Перенос выкройки на бумагу. Раскрой. | 30 | 2 | 28 | Самостоятельная работа |
5 | Пошив костюма (платья). Пошив: Сметывание. Первая примерка, подгон по фигуре. Пошив. | 38 | 2 | 36 | Самостоятельная работа |
6 | Окончательная обработка костюма (платья): украшение, детали, отутюживание. | 18 | 2 | 16 | Самостоятельная работа |
7 | Репетиции дефиле. | 32 | 12 | 20 | Самостоятельная работа |
8 | Итоговое занятие | 2 | 2 | Тестирование | |
Итого: | 144 | 23 | 121 |
Содержание учебно-тематического плана 4-го года обучения
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Теория: Задачи работы объединения. План работы. Организационные вопросы Правила пользования швейными инструментами и принадлежностями. Расписание занятий, правила поведения в учреждении.
Практика: Организация рабочего места.
Повторение пройденного материала за 1-3 года обучения. Понятия конструирования и моделирования одежды:
Теория: Повторение материала по конспектам и презентациям 1-3 года обучения.
Практика: Выполнение практического задания.
Создание эскиза. Подбор ткани. Подбор прически и макияжа:
Теория: Подбор ткани, прически и макияжа в соответствии со знаниями материаловедения и цветоведения
Практика: Создание эскиза костюма для отчетного концерта.
Пошив костюма (платья). Снятие мерок. Построение чертежа. Перенос выкройки на бумагу. Раскрой
Теория: Соблюдаем правила и технологию проведения операций для данной темы.
Практика: Опираясь на эскизы, производим снятие мерок, перенос выкройки на бумагу, и раскрой ткани.
Пошив костюма (платья). Пошив. Сметывание. Первая примерка, подгон по фигуре. Пошив
Теория: План работы при пошиве костюма.
Практика: Сметывание раскроенных деталей. Первая примерка, подгон по фигуре с использованием булавок. Корректировка, примерка. Пошив изделия с применением оверлока, швейной машины, ручных швов, обработки (кайма, кромка, воротник и т.д. в зависимости от выбранной модели).
Окончательная обработка костюма (платья): украшение, детали, отутюживание. Теория: Техника безопасности при работе с утюгом.
Практика: Окончательная обработка – чистка изделия, работа над деталями – вышивка, украшение декоративными элементами, бисер, бусины и др. в зависимости от модели. Отутюживание.
Репетиции дефиле
Теория: Порядок поведения и техника безопасности работы на сцене.
Практика: Подбор музыки. Постановка проходки, репетиции дефиле.
Итоговое занятие
Практика: Подведение итогов. Оценивание работ.
Планируемый результат после изучения программы 4-го года обучения
По окончании четвертого года обучения программы учащиеся
должны знать:
- Понятия конструирования и моделирования одежды:
- Подобрать ткани, прически и макияж в соответствии со знаниями материаловедения и цветоведения;
- План работы при пошиве костюма
- Техника безопасности при работе с утюгом
- Порядок поведения и техника безопасности работы на сцене.
должны уметь:
- Организовать рабочее место;
- Создать эскиз костюма;
- Произвести снятие мерок, перенести выкройки на бумагу, и раскроить ткань;
- Сметать раскроенные детали;
- Подогнать по фигуре изделие с использованием булавок после примерки;
- Пошить изделия с применением оверлока, швейной машины, ручных швов, обработки (кайма, кромка, воротник и т.д. в зависимости от выбранной модели).
- Окончательно обработать изделие;
- Украсить декоративными элементами, вышивка, бисер, бусины и др. в зависимости от модели. Отутюжить.
- Подобрать музыку для дефиле.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарно-учебный график
Начало учебного года – 1 сентября
Окончание учебного года – 31 мая
Количество учебных недель – 36 недель
Количество учебных дней – 273 дня
Продолжительность каникул: зимние - с 1 по 9 января
летние - с 1 июня по 31 августа
Календарно-тематический план составлен для каждой учебной группы согласно приложению к программе.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
- учебный кабинет;
- стол, стулья;
- швейные машины;
- оверлок.
Материалы и инструменты:
- нитки (мулине, шерстяные, шелковые);
- иглы простые и вышивальные;
- ткань;
- ленты;
- ножницы;
- ткань (ХБ, трикотаж, ситец, эластин, и т.д.)
Информационное обеспечение:
- видеоматериалы;
- фотоматериалы;
- интернет-источники
Кадровое обеспечение.
Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.
2.3. Формы аттестации
Программой предусмотрены:
- входной контроль проводится в начале курса для учащихся первого года обучения.
- промежуточная аттестация проводится в конце первого и второго полугодия для учащихся каждого года обучения.
- итоговая аттестация проводится в конце четвертого года обучения.
- текущий контроль: творческие работы, практические задания, самостоятельные работы, тестирование, участие в выставках конкурсах разного уровня.
2.4. Оценочные материалы
Для мониторинга результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе используем методику Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н. и психолого-педагогическую методику «Изучение качеств личности воспитанников», разработанную на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой.
Приложение 1. Входной контроль.
Приложение 2. Промежуточная аттестация учащихся.
Приложение 3. Итоговая аттестация учащихся.
2.5. Методические материалы
Существуют разнообразные классификации методов обучения. Выбор метода всецело зависит от направленности, целевой установки занятия, поставленных и реализуемых задач. Традиционно методы трудового обучения подразделяются на словесные, наглядные, практические, однако преимущественно применяются комбинированные методы обучения. Но решения поставленных задач достигаются в результате исполнения всей совокупности методов ми методических приемов в различных сочетаниях.
Словесный метод обучения представлен в деятельности педагога очень широким набором приемов. Как правило, на занятии по швейному делу педагог сообщает новые сведения в рассказе, в ходе которого используются объяснения, краткое пояснение. Если же учащиеся имеют некоторый запас знаний и представление по изучаемому вопросу, целесообразно провести беседу. Эти методы применяются в различных сочетаниях: рассказ прерывается беседой, беседа – объяснением.
Традиционно к наглядному методу обучения относятся методы (приемы) демонстрации и организованного наблюдения. Применение наглядного метода опирается на общеизвестные принципы и требования.
Индивидуальный подход. Работа с каждым ребенком обязательна, она является определяющим принципом работы с группой в целом: только обращаясь к одному, другому, третьему и т. д. конкретному ребенку, можно работать с группой детей.
Теоретический материал на занятиях дается с использованием методов беседы, рассказа, диалога с детьми о художественных произведениях, комментариев педагога, различных игр, просмотров иллюстративного материала, видеофильмов и закрепляется затем практическим освоением тем.
Практические занятия рассматриваются в программе как наиболее эффективная форма обучения, т. к. предусматривает освоение различных видов художественной творческой деятельности.
Продуктивный метод обучения - создание детьми собственных изделий, разработка проектов.
2.6. Список литературы, используемый педагогом
1) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 № 196.
3) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4) Постановления Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания».
5) Амирова Э.К. Конструирование одежды, М. Мастерство, 2012.
6) Гордон Н. Техника рисования фигуры человека. – М.; Эксмо-Пресс. 2010.
7) Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности. М., 2014.
8) Современная энциклопедия. Том «Мода и стиль» - М. Аванта, 2012.
9) Екшурская Т.Н. Юдина Е.Н. «Модное платье», С.-Петербург, 2012.
10) Ермилова В.В. моделирование и художественное оформление одежды. М. Академия, 2010.
11) Труханова А.Т. Технология женской и детской одежды. М. Академия, 2010.
12) Журналы «Burda»2000 – 2015 гг.
Список литературы для детей
1) Чернякова В.Н. «Технология обработки тканей» - 7-9 класс, М., «Просвещение», 2012.
2) Абрамов Д.С., Кочегаров И.И., Юдин А.М. – Азбука домоводства – М., 2015.
3) Тарасова А.П. «Трудовое обучение и домоводство» - СПб.: изд. «Дом», 2008
Интернет-ресурсы
- Голованова Н.Ф. Общая педагогика (Электронный ресурс),2005 – 320с. URLhttp://www.StudFiles.ru>preview/1763938
- Учебно-наглядное пособие по Конструированию и моделированию одежды. (Электронный ресурс). URL
http://www.knowledge.allbest.ruhttp://www.twirpix.com>file/891519
- Моделирование одежды. Школа моделирования. (Электронный ресурс). URL
http://www.yuliana-sew.com>stati/modelirovanie.html
- Мода и стиль. (Электронный ресурс). URL
http://www.raduga.uomur.org>obedineniy/stil.html
- Основы конструирования одежды – все о шитье – шей сама. (Электронный ресурс). URL
http://www.fb.ru>article...konstruirovanie...i-modelirovanie.http://www.shei-sama.ru
Приложение 1
Входной контроль для учащихся первого года обучения
Проводиться в форме опроса с целью выявления базовых умений и знаний в области декоративно – прикладного искусства.
Вопросы:
- Какие инструменты используются в швейном деле?
- Как правильно передавать ножницы?
- Где хранить иглы?
- Как называют человека, который шьёт одежду?
- Какие виды тканей вы знаете?
Приложение 2
Промежуточная аттестация учащихся по итогам первого года обучения
Тестовые задания по швейному делу
Материаловедение.
1. Долевая нить при растяжении:
а) изменяет свою длину;
б) не изменяет своей длины.
2. Процесс получения ткани из ниток путём переплетения называется:
а) прядением;
б) ткачеством;
в) отделкой.
3. К гигиеническим свойствам тканей относятся:
а) прочность;
б) непромокаемость;
в) воздухопроницаемость;
г) пылеёмкость.
4. Волокна растительного происхождения относятся к волокнам:
а) искусственным;
б) синтетическим;
в) натуральным.
5. Ткань, окрашенная в один цвет, называется:
а) окрашенная;
б) однотонная;
в) гладкокрашеная;
г) отбелённая;
д) цветная.
6. Нити основы перекрывают две нити утка в ткацком переплетении:
а) полотняном;
б) сатиновом;
в) саржевом.
7. Текстильные волокна делятся на натуральные и:
а) растительные;
б) минеральные;
в) химические;
г) синтетические.
Оборудование.
8. В машинной игле ушко находится:
а) в середине иглы;
б) рядом с остриём;
в) там же, где у швейной иглы.
9. В бытовой швейной машине имеются регуляторы:
а) длины стежка;
б) ширины стежка;
в) натяжения верхней нити.
10. Обрыв верхней нити может произойти по причине:
а) неправильного положения прижимной лапки;
б) слишком большое натяжение верхней нити;
в) неправильной заправке верхней нити;
г) неправильная установка иглы;
д) тупая игла.
Промежуточная аттестация учащихся по итогам второго года обучения
Тестовые задания по швейному делу
Оборудование.
1. Длинный желобок иглы при её установке в иглодержатель должен быть повёрнут:
а) влево;
б) вправо;
в) в сторону челнока;
г) к рукаву.
2. Поломка швейной иглы может произойти, если:
а) игла имеет ржавый налёт;
б) игла погнута;
в) игла вставлена в иглодержатель до упора;
г) игла вставлена в иглодержатель не до упора;
д) шпульный колпачок вставлен в челночное устройство не до упора.
3. Длинный желобок машинной иглы служит:
а) для заправки верхней нити;
б) для предохранения нити от перетирания;
в) для образования петли.
Машинные швы.
4. К соединительным швам относятся:
а) стачной;
б) на строчной;
в) накладной;
г) шов в подгибку
5. Для обработки нижнего среза изделия используются машинные швы:
а) стачной;
б) накладной;
в) шов в подгибку с закрытым срезом;
г) шов в подгибку с открытым срезом.
6. После выполнения машинной строчки концы ниток:
а) выводят на изнаночную сторону и завязывают узелком;
б) выводят на лицевую сторону и обрезают;
в) выполняют закрепку
7. При обработке боковых и плечевых срезов изделия применяют швы:
а) стачной;
б) шов вподгибку;
в) двойной;
г) накладной.
Промежуточная аттестация учащихся по итогам третьего года обучения
Контрольные вопросы
1.Что такое конструирование?
2.Что такое моделирование?
3.Что такое модель?
4.Что такое фасон изделия?
5.Что такое плечевые изделия?
6.Что такое поясные изделия?
7.Что включает в себя снятие мерок?
8.Какие линии фигуры являются основными?
9. Что такое обхват?
10. Как называются нити основы ткани, идущие вдоль кромки?
Приложение 3
Итоговая аттестация учащихся по завершении обучения по программе
Контрольные вопросы
1. Что такое обтачка?
2. Перечислите разновидности манжет по внешнему виду, конструкции, способу соединения их с низом рукавов.
3. Чем отличается обработка застежек на тесьму-молнию, расположенных на целой детали и в шве соединения деталей?
4. Как называется повторяющийся элемент ниточной строчки между двумя проколами иглы?
5. Должна ли быть одинаковой обработка правой и левой сторон застежки?
6. Какие швы применяются для отделки деталей и изделия в целом?
7. Что такое припуск на шов?
8. В каких случаях низ рукавов целесообразно обрабатывать обтачками?
9. Как называется соединение строчкой двух или нескольких слоёв материала, прилегающих друг к другу.
10.Какой шов используется для отделки деталей и изделия в целом. Применяют для создания определённого силуэта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лоскутное шитье
Изготовление картины "Котенок". Работа Тулиной Марии....
Использование однотонных тканей в лоскутном шитье
Техника лоскутного шитья на уроках "Технология" в 8 классах....
Создание аксессуаров с использованием технологий лоскутного шитья
Презентация + мастер-класс в четырёх частях, можно использовать с5 по 11классы и во внеурочной работе. В презентации даны выкройки....
Технология лоскутного шитья - для 5 - 11классов
Презентация из трех частей для уроков по теме: Лоскутное шитье. Подходит для всех классов....
Образовательная программа творческой мастерской "Лоскутное шитье"
Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план. содержание образовательной программы, критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, список литературы....
План-конспект занятия по теме "Техника лоскутного шитья "Ляпочиха". Изготовление коврика.
В кабинете набирается очень много мелких, ненужных обрезков после раскроя изделий и для этой техники лоскутного шитья всё это подходит как нельзя лучше. Она приучает учащихся к экономике и...
Основы лоскутного шитья. Техника выполнения скоростного лоскутного шитья.
Лоскутное одеяло - это стеганное одеяло, лицевая сторона которого сщита из разноцветных и пестрых кусочков ткани....