Методическая разработка. "Конструирование и моделирование транспортных средств из картона как основа для формирования образного технического мышления и умения выразить свой замысел"
методическая разработка (5, 6 класс)
Результат практических занятий начальным техническим моделированием и конструированием способствует формированию умения достаточно самостоятельно решать вопросы изготовления простейших технических объектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie_iz_kartona_-_metod._razrabotka.docx | 251.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Речниковская средняя общеобразовательная школа
Новосибирская область, Коченёвский район, п. Речник
Методическая разработка
"Конструирование и моделирование транспортных средств из картона как основа для формирования образного технического мышления и умения выразить свой замысел"
Павленко Людмила Николаевна
учитель технологии
I категория
2019г.
"Думать и делать! Делать и думать - соединить голову с руками!" И. П.Павлов
Техническое моделирование - один из видов конструкторско-технологической деятельности школьников. Под техническим моделированием школьников принято понимать создание ими макетов и действующих моделей. Значение начального технического конструирования и моделирования для всестороннего развития учащихся очень велико. Мы живём в век техники, нас окружают различные машины, механизмы, приборы, аппаратура. Мир техники велик и разнообразен. Моделирование и конструирование позволяют лучше познать её, развивают творческие конструкторские способности, образное мышление и являются одним из важнейших способов познания окружающей действительности. Техническое моделирование - это познавательный процесс, который обогащает учащихся общетехническими, начальными политехническими знаниями, умениями и способствуют развитию их творческих способностей в области техники. Развитие творческих способностей заключается именно в том, чтобы раскрыть суть моделирования, его принципы и закономерности. Начальное техническое моделирование - это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов.
Цель: Формирование первоначальной подготовки к конструкторско-технологической деятельности, развитие образного мышления
Задачи:
- Пробуждать интерес к устройству простейших технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции и желание выполнять макеты и модели этих объектов
- Учить находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, выражать свой замысел на плоскости в виде наброска, рисунка, простейшего чертежа
- Овладевать основами черчения и масштабирования. Анализировать линии чертежа, конструкции изделия
- Развивать смекалку детей, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности
- Формировать умение планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать свои, оригинальные поделки
Этапы моделирования:
- Определение объекта моделирования
- Подготовка рабочих чертежей
- Составление плана работы, подбор материала
- Исполнение намеченного плана
Для школьников конструировать - это означает планировать, проектировать, преобразовывать свой замысел в действующую модель. В технической творческой деятельности учащихся работа может выполняться по образцу, шаблону, словесному описанию, но чаще всего по техническому рисунку, простейшему чертежу или собственному замыслу, где возникает необходимость в чтении технических рисунков, простейших чертежей и другой конструкторско-технологической документации. Поэтому, усвоение приемов чтения графических изображений один из главных компонентов графической подготовки школьников. При этом важно не только научить читать рисунки и чертежи, но и сформировать потребность использовать их в самостоятельной работе. В процессе конструирования и моделирования дети используют бумагу, картон, проволоку, краски, клей и другие материалы. Обрабатывают их различными инструментами: ножницами, шилом, кусачками, круглогубцами. Важно научить детей не только правильно выполнять трудовые операции, пользоваться инструментами, соблюдать технику безопасности, но и способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления простейших технических объектов. Результат практических занятий моделированием и конструированием должен быть познавательным, перспективным, открывающим детям новый мир, новые чувства и ощущения. Главное, чтобы дети самостоятельно думали, и создавая новую поделку, вносили в её конструкцию что-то своё. Планирование учащиеся могут осуществлять различными способами: словами, с помощью рисунка, наброска, эскиза. Большой помощью, отличным образцом служат иллюстрации из книги "Техническое творчество в начальных классах", автор Г.И. Перевертень, издательство "Просвещение" 1988г., в которой даны не только эскизы моделей, но и подробные чертежи, опираясь на которые, учащиеся выполняют свои изделия.
Работы школьников, выполненные по чертежам из книги:
Паровоз серии С выполнен учащимся 6 класса Кудриковым Захаром.
Автомобиль Нива выполнен учащимся 7 класса Федякшиным Алексеем.
Макет трактора К-700 выполнен учеником 8 класса Герман Никитой.
Конструкторская деятельность школьников отличается от профессиональной своим результатом, т.е. технические объекты, которые конструируют дети, имеют только субъективную новизну, и тем не менее она включает в себя многие элементы профессионального конструирования. Например, обдумывание, осмысливание идеи, создание мысленного образа, попытку выбрать метод конструирования, определить последовательность изготовления деталей, подбор необходимых инструментов. Вначале учащиеся выполняют модели по чертежам, схемам, приобретают определённую сумму знаний, постепенно они переходят к изготовлению более сложных моделей и самостоятельной разработке конструкций. Детские работы не всегда безупречны с точки зрения качества исполнения, но похвально стремление детей выполнить изделие как можно лучше.
Автомобиль "Жигули" - Кудриков Захар, Кудриков Борис.
Дузенко Тимофей, ученик 5 класса - изготовление автобуса.
Школьная выставка моделей, посвящённой Дню Победы.
Выставка поделок к 23 февраля.
Дети наделены врождённой тягой к исследованию, надо лишь своевременно добавлять им необходимые сведения, чтобы они стремились к осмыслению фактов, развивая своё естественное желание к открытию нового. На занятиях ребята фантазируют, ощущают радость познания, радость труда! В.А. Сухомлинский писал: "Радость труда - великая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство" Занимаясь техническим моделированием, школьники не только включаются в активную деятельность: изготавливают модели в качестве подарков к праздникам, участвуют в школьных, районных выставках, занимаются проектной деятельностью. Но и знакомятся с историей развития техники, её создателями, крупнейшими предприятиями по производству автомобилей, тракторов, самолётов, железнодорожной техники, расширяют сведения по техническому моделированию, конструированию и макетированию.
Используемая литература:
- Г.И. Перевертень. Техническое творчество в начальных классах - М.: Просвещение, 1988г.-160с., ил.
- Г.И. Перевертень. Самоделки из бумаги.- М.: Просвещение, 1983г.-94с., ил.
- А.П. Журавлёва, Л.А. Болотина - М.: Просвещение, 1982г. - 158с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Конструирование электрифицированных игрушек из папье-маше и плассмасссовых форм"
Методическая разработка " Конструирование электрифицированных игрушек из папье-маше и плассмассовых форм". Объединение "Электрифицированная игрушка" Дома Юных Техников г. Тосно....
Проект "Моделирование как средство формирования ключевых компетенций на основе деятельностного подхода".
В проекте представлена теоретическая часть, включающая в себя сведения о целях и задачах метода моделирования в учебном процессе, классификации видов моделирования, свойствах и этапах создания модели....
Методическая разработка "Конструирование примеров для усвоения определений и методика их обсуждения с учащимися"
Обобщение опыта работы по теме самообразование "Реализация базовых методик математики в системе личностно ориентированного обучения учащихся"По материаллам областных педагогических чтений. г. Брянск...
программа по учебному предмету: «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств»
Выполнил Забродин А.В....
Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и является продолжением программ занятий с младшими школьниками.
Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и явл...
Методическая разработка конструирования урока по английскому языку в начальной школе с использованием интерактивных возможностей программы Smart-notebook для обеспечения дистанционной поддержки учеников с ограниченными возможностями здоровья
Методическая разработка конструирования урока по английскому языку в начальной школе с использованием интерактивных возможностей программы Smart-notebook для обеспечения дистанционной поддержки ...
Методическая разработка: "Конструирование швейных изделий. Снятие мерок" 5 класс.
Презентация для учеников 5 класса. В презентации даётся понятие о чертеже и выкройке швейного изделия, моделировании....