Программа кружка "Юный эколог"
рабочая программа (8 класс)
Данная программа направлена на изучение экологии учащимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осуществляется на основе развития обобщения биологических понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Юный эколог" | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ельнинская средняя школа №1 имени М.И. Глинки
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2018г. | Утверждено Директор ________Г.А. Глебова Приказ № от 01.09.2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Платоновой Жанны Алексеевны
учителя высшей квалификационной категории
Г.Ельня
2018 год
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы
Данная программа направлена на изучение экологии учащимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осуществляется на основе развития обобщения биологических понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Данная программа рассчитана на учащихся 7 -10 классов с целью развития коммуникативных качеств у учащихся, воспитанию уважительного отношения к другому мнению. Изучение учащимися экологических понятий, законов по прежнему актуально, т.к. способствует расширению кругозора, воспитанию научного мировоззрения, установлению логических связей в окружающей природе. Данная программа способствует развитию у учащихся умений выступать перед аудиторией, высказывать свое мнение, развитию целого ряда личностных качеств (ответственность, самостоятельность и т.д.). Программа предусматривает активное проявление знаний, умений учащихся, осознание значимости экологических знаний, их ценности. Благодаря данной программе у учеников продолжит развиваться познавательный интерес к экологии, чувство сопричастности к общему делу каждого члена кружка.
Цели и задачи:
- воспитать у ребят любовь к природе,
- воспитывать ответственность за сохранность живой природы
- воспитывать бережное отношение к жизни, ценность жизни
- научить наблюдать учащихся за жизнью природы,
- привлечь к практической деятельности и дать навыки работы с живыми организмами
- расширение энциклопедических представлений школьников;
- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;
- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
- Развивать коммуникативные навыки, с целью распространения экологических знаний, умений среди учащихся
В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих:
Данная программа отличается от уже существующих на развитие коммуникативных навыков у учащихся, т.е. навыков передачи своего жизненного опыта, экологических знаний в кругу общения. Также данная программа способствует развитию у учащихся экологической грамотности, экологической культуры.
Возраст детей: 12-16 лет (7-10 классы)
Сроки реализации образовательной программы: 2018 – 2019 учебный год
Формы и режим занятий:
Экскурсии, уроки - конференции, уроки - практикумы, уроки – викторины, комбинированные уроки, лабораторные и практические работы
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
К концу года учащиеся должны знать:
Простейшие элементы ориентирования на местности.
Предмет изучения экологии
Связь между человеком и природой.
Природа родного края.
Основные законы экологии.
Типы экосистем
Многообразие экологических групп комнатных растений
Экологические группы растений и животных по отношению к различным факторам
Связь между состоянием природы и здоровьем человека.
Основные экологические проблемы мира и пути их решения
Значение мониторинга окружающей среды
К концу года учащиеся должны уметь:
Составлять маршруты прогулок, дорог и планов.
Уметь работать с биологическим оборудованием: микроскопами
Уметь изготавливать гербарий
Уметь готовить микропрепарат
Различать изученные группы растений и животных.
Осуществлять систематический уход за живыми организмами.
Умение выступать с докладом, презентацией
Вести наблюдения в природе под руководством учителя
Выполнять правила поведения в природе
Изготовлять экологические памятки, этикетки комнатных растений
Составлять описание природного сообщества
Находить отличия между естественным и искусственным сообществом
Выявлять черты приспособленности растений и животных
Проводить исследования окружающей среды на предмет загрязненности
Проводить наблюдения за живыми организмами и биологические эксперименты
Отстаивать свою позицию по отношению к экологическим проблемам мира
Решать экологические задачи
Применять экологические законы для решения проблемных ситуаций
Конструировать экологические модели, выполнять рисунки по экологической тематике
Участвовать в разработке экологических игр, конкурсов
Уметь вести диалог, беседу по экологической тематике с другими учащимися
Для определения результативности учитель предлагает учащимся самостоятельно выполнить по завершению изучения определенной темы презентацию , фототчет, участвовать в учебной конференции , викторине, экологической игре, конкурсе или мини- олимпиаде.
Формы подведения итогов:
- выставки
- сценки
- учебно-исследовательские конференции
- экологические викторины
- защита презентации
- мини-олимпиада
Учебно-тематический план (34 часа, 1 час в неделю)
- перечень разделов:
Введение – 1 час
- Изучение комнатных растений живого уголка – 4 часа
- Изучение природного сообщества – экосистемы – 4 часа
- Экологическое состояние окружающей среды – 6 часов
- Экологические игры, сказки, конкурсы – 4 часа
- Экология растений и животных – 4 часа
- Законы экологии – 1 час
- Экологические проблемы и пути их решения – 5 часов
- Решение экологических задач – 2 часа
- Создание моделей, таблиц (оборудования) по экологической тематике для уроков биологии - 1 час
- Экологические тропы – 1 час
Подведение итогов работы кружка – 1 час
Практические работы выделены курсивным шрифтом
№ п.п. | Раздел | Тема (1 час в неделю) | Оборудование |
1 | Введение (1 час) | Введение. Постановка целей и задач кружка. Экология как наука, ее методы. | |
2 | Изучение комнатных растений живого уголка (4 часов) | Исследование видового многообразия комнатных растений кабинета биологии. Составление перечня. | Комнатные растения живого уголка, фотоаппарат |
Изучение вредителей комнатных растений и методов борьбы с ними. | Комнатные растения живого уголка, справочники о комнатных растениях | ||
3 | |||
4 | Исследование черт приспособленности комнатных растений к условиям окружающей среды. | Микроскоп, рабочая тетрадь, линейки, предметные и покровные стекла | |
5 | Практическая работа: «пересадка комнатных растений, их черенкование, правильная расстановка» | Комнатные растения живого уголка |
6 | Изучение природного сообщества (экосистемы) – 4 часа | Определение видов растений и животных, методика составления гербария | Определители, бинокуляр, бумага для черчения, засушенные растения, бумажные этикетки, клей, скотч, нитки |
7 | Экосистема и биогеоценоз. Их структура и отличия | ||
8 | Правила поведения в естественном сообществе | ||
9 | Сравнение искусственных сообществ с естественными. | ||
10 | Экологическое состояние окружающей среды – 6 часов | Экскурсия: «Оценка экологического состояния г. Ельня» | Компас, планшет, карандаши, бумага, определители растений, клейкая прозрачная лента (скотч), полиэтиленовые мешки, фотоаппарат |
11 | Подведение итогов экскурсии. Анализ собранного материала | ||
12 | Проектирование учебно-опытного участка на следующий год | ||
13 | Исследование водоёмов Ельнинского района | Пробы воды, реактивы, фотоаппарат | |
14 | Написание исследовательской работы: «Загрязнение водоемов на территории Ельнинскаго района. Причины загрязнений и меры их устранения» | ||
15 | Экскурсия: «Биоиндикация на территории Сквера Боевой Славы» | фотоаппарат | |
16 | Экологические игры, сказки, конкурсы – 4 часа | Создание эмблемы: «Сохрани природу!» | |
17 | Экологическая игра | ||
18 | Экологическая игра | ||
19 | Экологическая игра | ||
20 | Экология растений и животных– 4 часа | Группы растений по отношению к свету и воде, их особенности. | |
21 | Группы растений по отношению к плодородию почв, засоленности почв, их приспособления. | ||
22 | Группы животных по способам питания, по отношению к температуре | ||
23 | Хищничество и конкуренция в природе | ||
24 | Законы экологии – 1 час | Закон минимума и оптимума Законы Коммонера | |
25 | Экологические проблемы мира и пути их решения – 5 часов | Экологические проблемы и пути их решения | |
26 | Экологические проблемы и здоровье человека | ||
27 | Реабилитация человека при помощи средств природы | ||
28 | Охрана растений. Красная книга. Охрана животных. Красная книга | ||
29 | На пути к устойчивому развитию. | ||
30 | Решение экологических задач – 2 часа | Решение творческих экологических задач | |
31 | Нахождение экологических ошибок | ||
32 | Создание моделей, таблиц (оборудования) по экологической тематике для уроков биологии - 1 час | Разработка учебных таблиц по экологии | |
33 | Экологические тропы - 1 час | Прокладывание экологических троп | |
34 | Подведение итогов работы кружка – 1 час | Подведение итогов работы кружка |
Содержание изучаемого курса
Введение – 1 часа
Экология – наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой. Методы исследования в экологии.
- Изучение комнатных растений живого уголка – 4 часа
Приспособленность. Экологический фактор. Видовое название организмов. Правила ухода за комнатными растениями. Значение комнатных растений в жилище человека.
- Изучение природного сообщества – экосистемы – 4 часа
Гербарий. Описание растений и животных. Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Естественное и искусственное сообщество.
- Экологическое состояние окружающей среды – 6 часов
Мониторинг, биоиндикация, загрязнение, сбросы, выбросы, анализ проб воды и воздуха
- Экологические игры, сказки, конкурсы – 4 часа
Значение экологических игр.
- Экология растений и животных – 4 часа
Экологические группы растений и животных по отношению к определенному фактору окружающей среды. Приспособленность и ее относительный характер.
- Законы экологии – 1 час
Закон минимума (либиха). «Бочка Либиха», законы Коммонера.
- Экологические проблемы и пути их решения – 5 часов
Здоровье человека. Гармония с природой. Охрана животных и растений. Связь человека с живой природой. Экологическая культура. Загрязнение мирового океана, загрязнение почв, неконтролируемая вырубка лесов, неконтролируемая добыча полезных ископаемых и т. д.
8. Решение экологических задач – 2 часов
9. Создание моделей, таблиц (оборудования) по экологической тематике для уроков биологии - 1 час
10. Экологические тропы – 1 час
Подведение итогов работы кружка – 1 час.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
- Обеспечение программы методическими видами продукции (игры, беседы, конкурсы, конференции, экскурсии):
- биологическая игра «Эволюция»
- экологические игры:
- «Цепи питания»
- «Непригодная тропа» и т.д.
(сайт: http://ecosystema.ru/03programs/igr/index.htm)
- Экскурсия в природное сообщество
- Экскурсия на учебно-опытный участок
- Экологические тропы
- Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов
Перед проведением лабораторных и практических работ перед учащимися необходимо четко сформулировать цель проводимой работы, а также значимость получаемых умений. Учителю и учащимся необходимо заранее отобрать необходимое оборудование и изучить детально ход предлагаемой работы. При проведении биологических экспериментов ученики должны вовремя отслеживать результаты эксперимента, его ход, проводить сравнительные описания контрольных и экспериментальных групп. Результаты лабораторных работ, экспериментов должны быть сведены к формулировке вывода, составлению сводной таблицы, либо оформлению графиков. Данные некоторых лабораторных работ и экспериментов должны быть отображены в исследовательских работах кружка.
- Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы
Лекционный материал:
Экосистема и биогеоценоз. Их структура и отличия
Правила поведения в естественном сообществе
Сравнение искусственных сообществ с естественными.
Экология как наука, ее методы.
Экологический мониторинг. Методика сбора проб воды.
Биоиндикация окружающей среды.
Экологические проблемы и здоровье человека
Реабилитация человека при помощи средств природы
Памятники природы
Охрана растений
Красная книга
Эффективное потребление энергии. Альтернативные источники энергии.
Проблемы утилизации отходов. Вторичное производство.
Экология и экономика.
На пути к устойчивому развитию
Тематика опытнической и исследовательской работы:
Исследование видового многообразия комнатных растений кабинета биологии. Составление перечня.
Составление этикеток с указанием названий растений, а также списка с указанием родины, семейства, особенностями ухода.
Изучение вредителей комнатных растений и методов борьбы с ними.
Практическая работа: «Подкормка комнатных растений»
Разработка презентации: «Путешествие с комнатными растениями» (фотоотчет)
Исследование черт приспособленности комнатных растений к условиям окружающей среды.
Практическая работа: «пересадка комнатных растений, их черенкование, правильная расстановка»
Создание искусственной экосистемы (флорариума либо аквариума)
Описание природного сообщества (парк, школьный сад) по плану
Определение видов растений и животных, методика составления гербария
Экскурсия: «Оценка экологического состояния учебно-опытного участка по биологии»
Проектирование учебно-опытного участка на следующий год
Определение содержания в пробах воды из разных источников загрязняющих веществ (фосфатов, нитратов, солей свинца).
Анализ и сравнение обнаруженных загрязняющих веществ в различных пробах воды
Написание исследовательской работы: «Загрязнение водоемов на территории Выборгского района. Причины загрязнений и меры их устранения»
Экскурсия: «Биоиндикация на территории лесопарка «Сосновка»»
Решение творческих экологических задач
Разработка учебных таблиц по экологии
Экологические модели
Прокладывание экологических троп
Список литературы
Для учителя:
- Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. – СПБ.: Наука, САГА, 2005. – 137 с.
- Галеева Н.Л. Современный кабинет биологии: Работа учителя на основе дидактики личностно-ориентированного образовательного процесса. М.: 5 –е издание, 2005. – 192 с.
- Миркин Б.М. Игры на уроках биологии. 9-11 кл. /Миркин Б. М., Наумова Л. Г. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 271 с.
- Басов В.М. Практикум по анатомии, морфологии и систематике растений. Учебное пособие. – М. Книжный дом «Либроком», 2010. – 240 с.
- Ильин М.П. Школьный гербарий (Пособие для учителей) . М. «Просвещение», 1971 г.
- Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н., Зоологические экскурсии. Руководство для изучения зоологии в природе. Для учащих, учащихся и любителей природы. Часть 1. Ленинград. 1925 год.
- Новоселов А.А., Комнатное растениеводство методом водных культур. Пособие для учителей средней школы. Москва. 1959 год
- Зернов С.А. Общая гидробиология. Москва 1934
- Резько И.В. Экзотические животные в вашем доме/Авт. сост. И.В.Резько. –Мн. : ООО «Харвест», 1999. – 528 с.
Для учащихся:
- Томанова З.А. Экологическое состояние и природопользование Ленинградской области: учеб. пособие для 10-11 классов / З.А. Томанова, М.А. Шаталов, А.Н. Любарский. – 2-е изд. – СПб.: Специальная Литература, 2-010 – 158 с.: ил.
- Пуговкин А.П. Практикум по общей биологии: Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразоват. Учреждений/А.П. Пуговкин, Н.А. Пуговкина, В.С. Михеев. – М. Просвещение, 2002. – 112 с.
- Яковлева А.В. Лабораторные и практические занятия по биологии: Общая биология: 9 кл. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 80 с.
- Голубкина Н.А. Лабораторный практикум по экологии/ - 2-е изд., исп. И доп. – М. : ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 64 с. Ил.
- Мансурова С.Е. Практикум по общей биологии. 10-11 / С.Е. Мансурова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 79 с.
- Веселые эксперименты для детей. Биология. А. ван Саан. Питер. 2011
- Пономарева И.Н. Биология: 10 класс: профильный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В.Симонова; под. Ред. И.Н. Пономаревой. – М. Вентана-Граф, 2010. – 400 с. ил.
- Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов. СПб: СМИО Пресс, 2001. – 240 с.; ил.
- Прядко К.А., Понятия и определения: Экология/Словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 64 с.
- Энциклопедия для детей. Том 19. Экология/Ред. коллегия: М. Аксенова, ,В. Володин, Г. Вильчек, Е. Ананьева идр. – М.: Аванта +, 2005. – 448с. : ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа кружка "Эколог и Я"
Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий...
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)
Рабочие программы по созданы в соответствии с программой Швец И.М....
Программа по экологии "Добро пожаловать в экологию"
«Добро пожаловать в экологию»программа по формированию представлений о природе и ее богатствах у детей с интеллектуальной недостаточностью, проходящих реабилитацию в реабилитационном отделении для дет...
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...