«Развитие художественного образа в процессе работы над музыкальным произведением в классе гитары»
материал
Задача преподавателя - закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения. Повышать самооценку ребёнка, отмечая наиболее удачные моменты. В случае «зажатости» ученика, преподавателю необходимо задавать наводящие вопросы, иллюстрировать на инструменте музыкальные фрагменты, объясняя и показывая их эмоциональную окраску.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.ur_._moy.docx | 24.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Чунская детская музыкальная школа»
План – конспект открытого урока по теме:
«Развитие художественного образа
в процессе работы над музыкальным произведением в классе гитары»
Провел:
преподаватель МБУДО «Чунская ДМШ»
по классу гитары
Габдрахманов Тимур Динарович
Тема урока: «Развитие художественного образа в процессе работы над музыкальным произведением в классе гитары» с обучающейся 2 класса Терпуговой Екатериной
Цель урока:
- Максимально активизировать творческую фантазию и образное мышление обучающегося с помощью освоения музыкально-технических навыков на примере двух разнохарактерных произведений (В.Ерзунов «Свеча», В.Козлов «Испанский танец»)
Задачи:
Обучающие:
- Проработать и закрепить приёмы звукоизвлечения (разгеадо, арпеджио, натуральный флажолет, апояндо) и артикуляции (легато, портаменто), соответствующие образным характеристикам выбранных произведений.
- Проработать ритмический план, динамические оттенки и штриховые особенности пьес.
- Определить форму, фразировку, кульминацию пьес.
Развивающие:
- Привить навыки полноценного художественного восприятия идейно-образного содержания музыкального произведения.
- Познакомить учащегося с традиционной испанской культурой фламенко.
- Расширить представление обучающегося о тембровом разнообразии гитары.
- Закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения.
Воспитательные:
- Углубить интерес обучающегося к многообразию исполнительской техники гитариста.
- Воспитать толерантность и коммуникабельность.
- Форма учебного занятия: индивидуальная
- Тип учебного занятия: комбинированное занятие
1.Начальный этап.
Цель для обучающегося - подготовка рабочего места, настройка инструмента, принятие удобной правильной посадки.
Задача учителя - подготовить учащегося психологически к открытому уроку; создать дружелюбную, располагающую к творчеству обстановку, заинтересовать темой урока, настроить ученика на активную работу.
Знакомство с планом урока:
- Игра гамм для разогрева исполнительского аппарата;
- Проверка домашнего задания;
- Основная тема урока;
- Закрепление учебного материала;
- Задание на дом;
На первоначальном этапе урока учащемуся даётся задание сыграть в медленном темпе гамму с-dur , контролируя качество звукоизвлечения.
2.Проверка домашнего задания.
В работе произведение В.Ерзунова «Свеча». Дома учащийся должен был отработать в медленном темпе соединения всех музыкальных фраз пьесы, особо уделяя внимание фрагментам, вызывающим затруднения (исполнению барре, флажолета). Постоянный контроль над артикуляцией, чистотой звукоизвлечения, правильной посадкой.
Цель преподавателя на данном этапе - помочь ученику «увидеть» произведение целиком, облечь его в форму. Для этого предлагается сначала визуально проанализировать нотный текст, обозначить кульминацию, затем сыграть от начала до конца наизусть в едином выбранном темпе. В случае «неровности» исполнения, учащийся играет под тактирование учителя или собственный счёт.
Задача преподавателя, не перебивая внимательно выслушать ученика, затем отметить наиболее удачные моменты в его исполнении. Предлагая ему самому проанализировать собственное исполнение, можно плавно перейти к менее удавшимся фрагментам и попробовать их исправить, заново более тщательно прорабатывая материал.
3.Основной этап
Цель основного этапа – активизировать творческую фантазию учащегося. Задача преподавателя – вызвать интерес ребёнка к произведению, открыть новые грани его исполнения. Тогда эмоциональное состояние учащегося будет положительно влиять на прилежание, способствовать целенаправленной настойчивой работе над звуком, темпом, нюансами, штрихами. В результате произведение прозвучит более ярко, осмысленно.
Ученику предлагается представить в воображении картину горящей свечи, пофантазировать на тему обстановки комнаты или храма, времени суток, при каких условиях зажгли свечу, какой она формы, стоит ли она в подсвечнике или зажата в ладони и т.д.
Искренний отклик, заинтересованность преподавателя в ответах ученика создают у ребёнка эмоциональную отзывчивость и комфортные психологические условия для успешного решения более сложных задач, поставленных преподавателем.
Определившись со зрительным образом, можно перейти к характеристике исполнения пьесы (играть надо мягко, бережно, спокойно, чтобы свеча не погасла от порывистых движений или сквозняка). Очень важно поговорить с ребёнком о том, что чувствует человек, несущий свечу (тревогу, страх, боязнь темноты или умиротворение, любовь при чтении молитвы), ведь именно чувства и эмоции делают исполнение музыки живым и находят отклик у слушателей.
На данном этапе ученику предлагается снова сыграть пьесу, мысленно подкрепляя игру созданными художественными образами. Преподавателю обязательно необходимо похвалить ученика за более проникновенное исполнение произведения (отдельных фраз или кульминации), укрепляя тем самым у ребёнка уверенность исполнителя и мотивируя на творчество.
В.Козлов «Испанский танец». На прошлом занятии ученику предлагалось при помощи сети Интернет подготовить небольшое сообщение на тему «Символы Испании: коррида и фламенко». Продолжать работу над произведением, прорабатывая в медленном темпе заключительный пассаж.
Цель первого этапа работы над пьесой – в ходе беседы подвести разговор к основной теме урока. Задача – вызвать интерес учащегося к исполняемому произведению, помочь вспомнить историю возникновения шестиструнной гитары, закрепить знания о символах Испании.
В ходе беседы можно ненадолго сменить сферу деятельности учащегося, предложив ему посмотреть фрагменты выступления исполнителей фламенко, фотографии участников корриды. Предложить повторить характерные движения тореадора или танцора фламенко, тем самым давая отдых мышцам.
Переходим к основному этапу. Предлагаем ребёнку пофантазировать на тему данного произведения и представить зрительный образ. Выслушав его рассказ, можно подвести понимание ребёнка к тому, что коррида выглядит как танец, как хореографическое действо с возможными драматическими неожиданностями. Матадор, как и танцор, выполняет определённую последовательность фигур. Знатоки оценивают не только мастерство, но и артистизм участников боя.
Говоря о характере произведения (энергетике, напоре, страсти) можно предложить ребёнку сравнить его с характером предыдущей пьесы. (Если ты исполнишь «Свечу», представляя образ матадора и бегущего быка, какие чувства это исполнение вызовет у слушателя? Как бы ты назвал «новое» произведение? Какую картину рисует воображение, если играть «Испанский танец» бережно, утончённо, ласково?)
Следующий этап – исполнение учеником произведения с нужным эмоциональным настроем. Тщательный художественно-теоретический разбор изучаемого сочинения стимулирует интерес, активизирует эмоциональное отношение к нему. На этом этапе первоначально созданный художественный образ получает своё развитие, обретает более чёткие краски, становится объёмным, живым.
Задача преподавателя – не отходя от созданного образа, помочь ученику преодолевать трудности технического характера.
4. Закрепление учебного материала.
Для закрепления данного материала разберём пьесу Л.Ивановой «Маша и медведь». Преподаватель играет, учащийся следит по нотам.
Задача учащегося – сделать самостоятельный художественно-теоретический разбор пьесы. Определить фразы, кульминацию, технические сложности, увидеть в музыке развитие взаимоотношений Маши с Медведем, рассказать о характере исполнения пьесы, о чувствах и эмоциях героев. («В начале слышен диалог. Голос Медведя звучит в низком регистре, медленно и устрашающе, а ответ Маши – в высоком, весело и беззаботно. Миша недоволен, он угрожающе наступает на Машу и останавливается. Воспользовавшись заминкой, Маша быстро убегает и прячется».)
Задача преподавателя - закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения. Повышать самооценку ребёнка, отмечая наиболее удачные моменты. В случае «зажатости» ученика, преподавателю необходимо задавать наводящие вопросы, иллюстрировать на инструменте музыкальные фрагменты, объясняя и показывая их эмоциональную окраску.
В конце занятия очень важно подвести итог проделанной на уроке работы. Осознавая важность художественно-эмоциональной окраски исполняемой музыки, произведение, исполняемое учащимся, обретёт объёмное звучание, наполнится смыслом, переживаниями. Юный музыкант быстрее найдёт духовную связь с окружающим миром, повысит свой интеллект.
5.Домашнее задание.
1.Продолжить работу над произведениями, привнося в исполнение эмоционально-художественную окраску.
2.Посмотреть в Интернете фрагменты выступлений различных исполнителей фламенко.
Задания можно делать вместе с родителями. Это укрепит психологическую и эмоциональную связь в семье.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по теме «Работа над исполнительскими приемами для создания художественного образа в детских музыкальных произведениях»
Занятие проводилось по предмету общее фортепиано для учащихся 10 лет....
Методическое сообщение "Музыкально - исполнительское развитие ученика в процессе работы над музыкальным произведением"
В сообщении дается краткий обзор музыкально-исполнительского развития ученика музыкальной школы в работе над пьесами, полифонией, крупной формой....
«Работа с начинающими в классе гитары».
Первая встреча с учеником – это всегда волнующий момент для учителя и ученика. С первых уроков необходимо завоевать доверие ученика. В общении с учеником следует поставить перед собой задачу, чт...
Открытый урок:" Художественное воплощение музыкального образа в работе над произведениями различных форм в младших классах ДМШ"
Открытый урок по фортепиано...
Документальное и художественное: образ князя Олега в произведениях литературы и исторических документах.
Интегрированный урок по истории литературе и русскому языку в 6 классе. В интересной форме. в разных форматах происходит изучение учебного материала....
Работа над ансамблем в классе гитары
Открытый урок...
Методическое сообщение "Музыкально - исполнительское развитие ученика в процессе работы над музыкальным произведением"
В сообщении дается краткий обзор музыкально-исполнительского развития ученика музыкальной школы в работе над пьесами, полифонией, крупной формой....