Работа над ансамблем в классе гитары
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
МАОУК ДО МО г. Нягань «Детская школа искусств»
Преподаватель по классу гитары Михайлова Г.М.
Открытый урок
«Работа над ансамблем в классе гитары»
Данная тема будет актуальна, на мой взгляд, всегда, поскольку нет более интересной формы музицирования для учащихся, чем совместное исполнение – « Мы играем вместе!». В ансамбле дети играют с желанием и игровым тонусом. Повышенное эмоциональное состояние, вызываемое совместной игрой, способствует их развитию и как солистов. Ансамбль раскрепощает юных музыкантов, обогащает их мир звуков, расширяет кругозор.
Занятия в классе ансамбля способствуют развитию у обучающихся ритмического, мелодического, гармонического слуха, музыкальной памяти, развитию творческих навыков и, главное, прививают интерес и любовь к музыке и своему инструменту.
Само понятие ансамбль очень ёмкое – с одной стороны это форма исполнения (дуэт, трио и т.д.), но с другой – это степень слаженности, стройности, как качество звучания. В этом случае мы говорим – хороший ансамбль или плохой, т. е. подразумевая именно сыгранность участников. Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами, сообща, раскрывают художественное содержание произведения.
Существует несколько важных критериев, по которым можно говорить, что ансамбль состоялся:
- Единая трактовка произведения
- Точные вступления, снятия звука
- Точный ритм, единство темпо – ритма
- Единое понимание формы
- Единство выбранных штрихов и приёмов
- Точное использование выразительных средств
- Умение общаться друг с другом во время исполнения и сопереживать
Целью данного урока является формирование и развитие у учащихся навыков и приёмов ансамблевой игры.
Задачи
- Проработать единую линию трактовки произведения – характер, форма, динамика, приёмы, темпо – ритм, тембральный окрас
- Прояснить картину с ролью партии каждого в том или ином эпизоде партитуры
- Отработать точные вступления и окончания фраз (взятие и снятие звука)
- Соблюдение точного ритма
- Проиграть произведение от начала до конца, учитывая все, вышеперечисленные задачи
План урока.
- Представление детей, принимающих участие в ансамбле
- О произведении – В. Ковба Фантазия на темы военных песен
- о композиторе
- разъяснение понятия инструментального жанра ФАНТАЗИЯ (от греч. ВООБРАЖЕНИЕ) – музыкальная пьеса свободного построения, в которой важное значение приобретает импровизационное начало, свободное развёртывание мысли
- на каком материале основана. В нашем случае свобода мысли касается трёх известных песен ВОВ: «Тёмная ночь» (1943год) из к/ф «Два бойца», где изображена сцена написания письма солдатом с фронта домой (известный исполнитель Марк Бернес); «Случайный вальс» (1943год) - песня, в основу которой легла реальная история лётчика Василия Васильева и девушки Зины (исполнитель Леонид Утёсов); «Смуглянка» (1940год, но впервые в 1944году) – о девушке – партизанке. Лирическая, задорная песня, пелась в минуты отдыха на привале, для создания ощущения эмоционального подъёма и предания сил.
- можно разделить на 3 части – 3 песни, в каждой из которых есть куплет, припев, своя кульминация. Предварительно прослушали и посмотрели видеозапись.
- Непосредственно выполнение задач:
- Выбор ведущего – дирижёра из участников ансамбля (показывает ауфтакт, все отклонения от темпа)
- Проигрывание по цифрам – работа над формой (куплет – припев), определение характера темы, направления музыкальной мысли – построение фразы,
попутно выясняя роль каждого в данном эпизоде (мелодия, сопровождение, подголосок) и проблемные места
- Работа над точностью ритма (точность взятия, снятия звука, ритмический рисунок внутри фразы)
- Темп, отклонения от темпа
- Приёмы и штрихи
- выстроить динамический план
- подобным образом работать над каждой частью произведения
- в конце занятия проиграть от начала до конца
- Подведение итогов: определение домашнего задания.
Список литературы:
- Ковба В.В. Вопросы методики преподавания игры на классической гитаре / В.В. Ковба.- Челябинск, 2006.
- Михайленко Н.П. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре / Н.П. Михайленко.- К.: «Книга»,2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация домашней работы на шестиструнной гитаре в системе дополнительного образования. Cоставитель МетлаС.Г руководитель ГМО педагогов по классу гитары.
Все,что вы найдете в этой методической работе-установки,методические рекоминдации,приемы,пожелания - все это можно принимать или овергать. ...
Организация домашней работы на шестиструнной гитаре в системе дополнительного образования. Cоставитель МетлаС.Г руководитель ГМО педагогов по классу гитары.
Все,что вы найдете в этой методической работе-установки,методические рекоминдации,приемы,пожелания - все это можно принимать или овергать. ...
Организация домашней работы на шестиструнной гитаре в системе дополнительного образования. Cоставитель МетлаС.Г руководитель ГМО педагогов по классу гитары.
Все,что вы найдете в этой методической работе-установки,методические рекоминдации,приемы,пожелания - все это можно принимать или овергать. ...
Ансамбль в классе гитары. Особенности и специфика ансамблевого музицирования.
Особенности ансамблевой формы творчества. Организация ансамблевой работы в кружке гитары. Специфика ансамблевого музицирования. Нотные примеры....
«Работа с начинающими в классе гитары».
Первая встреча с учеником – это всегда волнующий момент для учителя и ученика. С первых уроков необходимо завоевать доверие ученика. В общении с учеником следует поставить перед собой задачу, чт...
Методическая работа: "Формирование навыков самостоятельной работы в классе гитары»
Каждый ребенок – это индивидуальность, личность, искусство педагога заключается в том, чтобы любой учащийся стал прекрасным исполнителем, приобрел устойчивый интерес к музыкальным з...
Методическое сообщение "Ансамбль в классе гитары. Особенности и специфика ансамблевого музицирования."
Методическое пособие предназначенное для преподавателей ДМШ и ДШИ....