Работа над ансамблем в классе гитары
учебно-методический материал

Михайлова Гульнора Митиновна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ансамбль19.97 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУК ДО МО г. Нягань «Детская школа искусств»

Преподаватель по классу гитары Михайлова Г.М.

Открытый урок

«Работа над ансамблем в классе гитары»

         Данная тема будет актуальна, на мой взгляд, всегда, поскольку нет более интересной формы музицирования для учащихся, чем совместное исполнение – « Мы играем вместе!». В ансамбле дети играют с желанием и игровым тонусом. Повышенное эмоциональное состояние, вызываемое совместной игрой, способствует их развитию и как солистов. Ансамбль раскрепощает юных музыкантов, обогащает их мир звуков, расширяет кругозор.

        Занятия в классе ансамбля способствуют  развитию у обучающихся ритмического, мелодического, гармонического слуха, музыкальной памяти, развитию творческих навыков и, главное, прививают  интерес и любовь к музыке и своему инструменту.

         Само понятие ансамбль очень ёмкое – с одной стороны это форма исполнения (дуэт, трио и т.д.), но с другой – это степень слаженности, стройности, как качество звучания. В этом случае мы говорим – хороший ансамбль или плохой, т. е. подразумевая именно сыгранность участников.  Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами, сообща, раскрывают художественное содержание произведения.

        Существует несколько важных критериев, по которым можно говорить, что ансамбль состоялся:

  • Единая трактовка произведения
  • Точные вступления, снятия звука
  • Точный ритм, единство темпо – ритма
  • Единое понимание формы
  • Единство выбранных штрихов и приёмов
  • Точное использование выразительных средств
  • Умение общаться друг с другом во время исполнения и сопереживать

Целью данного урока является формирование и развитие у учащихся навыков и приёмов ансамблевой игры.

Задачи

  • Проработать единую линию трактовки произведения – характер, форма, динамика, приёмы, темпо – ритм, тембральный окрас
  • Прояснить картину с ролью партии каждого в том или ином эпизоде партитуры
  • Отработать точные вступления и окончания фраз (взятие и снятие звука)
  • Соблюдение точного ритма
  • Проиграть произведение от начала до конца, учитывая все, вышеперечисленные  задачи

План урока.

  1. Представление детей, принимающих участие в ансамбле
  2. О произведении – В. Ковба Фантазия на темы военных песен 
  • о композиторе
  • разъяснение понятия инструментального жанра ФАНТАЗИЯ (от греч. ВООБРАЖЕНИЕ) – музыкальная пьеса свободного построения, в которой важное значение приобретает импровизационное начало, свободное развёртывание мысли
  • на каком материале основана. В нашем случае свобода мысли касается трёх известных песен ВОВ: «Тёмная ночь» (1943год) из к/ф «Два бойца», где изображена сцена написания письма солдатом с фронта домой (известный исполнитель Марк Бернес); «Случайный вальс» (1943год) - песня, в основу которой легла реальная история лётчика Василия Васильева и девушки Зины (исполнитель Леонид Утёсов); «Смуглянка» (1940год, но впервые в 1944году) – о девушке – партизанке. Лирическая, задорная песня, пелась в минуты отдыха на привале,  для создания ощущения эмоционального подъёма  и предания сил.
  • можно разделить на 3 части –  3 песни, в каждой из которых есть куплет, припев, своя кульминация. Предварительно прослушали и посмотрели видеозапись.
  1. Непосредственно выполнение задач:
  • Выбор ведущего – дирижёра  из участников ансамбля (показывает ауфтакт, все отклонения от темпа)
  • Проигрывание по цифрам – работа над формой (куплет – припев), определение характера темы, направления музыкальной мысли – построение фразы,

попутно выясняя роль каждого в данном эпизоде (мелодия, сопровождение, подголосок) и проблемные места

  • Работа над точностью ритма (точность взятия, снятия звука, ритмический рисунок внутри фразы)
  • Темп, отклонения от темпа
  • Приёмы и штрихи
  • выстроить  динамический план
  • подобным образом работать над каждой частью произведения
  • в конце занятия проиграть от начала  до конца
  1.   Подведение итогов: определение домашнего задания.

Список литературы:

  1.  Ковба В.В. Вопросы методики преподавания игры на классической гитаре / В.В. Ковба.- Челябинск, 2006.
  2. Михайленко Н.П. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре / Н.П. Михайленко.- К.: «Книга»,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация домашней работы на шестиструнной гитаре в системе дополнительного образования. Cоставитель МетлаС.Г руководитель ГМО педагогов по классу гитары.

Все,что вы найдете в этой методической работе-установки,методические рекоминдации,приемы,пожелания - все это можно принимать или овергать. ...

Организация домашней работы на шестиструнной гитаре в системе дополнительного образования. Cоставитель МетлаС.Г руководитель ГМО педагогов по классу гитары.

Все,что вы найдете в этой методической работе-установки,методические рекоминдации,приемы,пожелания - все это можно принимать или овергать. ...

Организация домашней работы на шестиструнной гитаре в системе дополнительного образования. Cоставитель МетлаС.Г руководитель ГМО педагогов по классу гитары.

Все,что вы найдете в этой методической работе-установки,методические рекоминдации,приемы,пожелания - все это можно принимать или овергать. ...

Ансамбль в классе гитары. Особенности и специфика ансамблевого музицирования.

Особенности ансамблевой формы творчества. Организация ансамблевой работы в кружке гитары. Специфика ансамблевого музицирования. Нотные примеры....

«Работа с начинающими в классе гитары».

Первая встреча с учеником – это всегда волнующий момент для учителя и ученика. С первых уроков необходимо завоевать доверие ученика. В общении с учеником следует поставить перед собой задачу, чт...

Методическая работа: "Формирование навыков самостоятельной работы в классе гитары»

 Каждый ребенок – это индивидуальность, личность, искусство педагога заключается в том, чтобы любой учащийся стал прекрасным исполнителем, приобрел устойчивый интерес к музыкальным з...

Методическое сообщение "Ансамбль в классе гитары. Особенности и специфика ансамблевого музицирования."

Методическое пособие предназначенное для преподавателей ДМШ и ДШИ....