Программы
материал
Программа учебного предмета «Основы графического дизайна» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Рабочая программа по предмету «Основы графического дизайна» занимает важное место в системе воспитания и образования в ДШИ. Изучение данного предмета важно для разностороннего художественного обучения и эстетического воспитания учащихся. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся.
Современный уровень развития производства, техники, строительства немыслимы без художественного проектирования, обеспечивающего не только технологичность, прочность конструкций, но и эстетический вид изделий, предметов, построек, малых архитектурных форм. Все это дизайн. Дизайн – это особая сфера изобразительного искусства, которая проектирует, создает, усовершенствует предметное окружение человека «от иголки до самолета», улучшает качество жизни. Дизайн сегодня стал одним из символов современной цивилизации. Профессия дизайнера очень интересная и перспективная именно потому, что область ее применения также безгранична, как и предметная среда. Включение в программу обучения дисциплины «Основы графического дизайна» необходимо и для профессиональной ориентации учащихся, и для более осознанного выбора профессии, и для формирования у школьников особого стиля мышления (дизайнерского мышления), для которого характерно понимание основных критериев гармонической вещи, чувство стиля, эстетическое отношение к миру вещей. Композиция станковая, декоративная и дизайн имеют свой образный язык. Освоение этого языка дает возможность увидеть и понять красоту окружающего мира, красоту повседневных предметов быта, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Поэтому очень важно с ранних лет на уровне художественной школы воспитание творчески-созидательной личности. В процессе занятий преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции. Опорные качества способностей, формируемых занятиями, с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки). Содержанием программы является формирование необходимых теоретических знаний и практических умений. Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, экскурсий, выставок, которые могут сопровождаться объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта и мнения, а так же при помощи бесед и диспутов. Практическая часть представлена в виде практического закрепления, выполнения домашнего задания, изготовления изделий. В процессе занятий осуществляются межпредметные связи с другими предметами курса. Важным является развитие таких умений, как умение анализировать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, подбирать необходимые материалы и инструменты. Формы работы: групповая, индивидуальная.
Направленность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы графического дизайна» имеет техническую направленность и ориентирована на приобщение школьников к основам дизайна и выявление одаренных детей с целью развития их творческого потенциала. Особое внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, которая даёт возможность максимально проявить творческий потенциал ребёнка, на практике раскрыть синтез пространственных видов искусства, научить ребёнка планировать свою творческую деятельность, ориентироваться во времени, видеть конечную цель творческого процесса. Актуальность программы состоит в том, что в процессе обучения у детей и подростков формируется дизайнерское мышление - особой установки сознания, которая позволяет человеку комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей его предметной среды в целом и любого из её компонентов. Согласно научным данным, дизайнерское мышление включает в себя следующие параметры: конструктивность, целесообразность, вариативность, гибкость; чувство стиля и стилевой гармонии. Помимо них большое значение имеет мировоззренческая канва, т.е. понимание взаимосвязи «Природа – Человек – Предметная среда». Формирование дизайнерского мышления в цельном виде и на соответствующем уровне может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности. В результате освоения детьми программы, предполагается формирование у них самостоятельного творческого мышления, которое поможет им на пути к успеху не только в области искусства и дизайна, но и в других областях деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_dizayna_6_klass.doc | 183 КБ |
osnovy_dizana_4_klass.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕСНОГОРСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОД ДЕСНОГРСК» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
216400, Смоленская обл., г. Десногорск, 4мкр.
Тел/факс (48153) 7-46-11/3-16-65
Разработала: преподаватель
высшей категории
Васильева А.В.
Предметная область
В.00. Вариативная часть
ОСНОВНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОСНОВЫ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА
В.ОО.В.03
6 КЛАСС
Десногорск 2019
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Графический дизайн» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Курс «Графический дизайн» входит в вариативную часть дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».
Анализ преподавания композиции в школах искусств однозначно свидетельствует о тенденции преобладания в детском художественном творчестве композиций выполненных в цвете. Среди графических работ однозначно приоритетным направлением стало преподавание в русле изобразительных средств станковой графики. Тематике формальной графики и формальной композиции уделяется непростительно мало внимания и обычно эта область присутствует в виде скучных и очень простых упражнений по основам графической композиции. Необходимость смены приоритетов диктует неоспоримый факт преподавания в высших учебных заведениях профилирующих предметов на базе изобразительного языка именно формальной композиции. Имея многочисленные альтернативные источники визуальной информации, сегодня очень активно используемые, молодёжь часто отдаёт предпочтение новым видам визуального творчества, иногда не очень качественным и не приемлемым даже для самообразования. Молодые люди часто мотивируют свой выбор новизной, современностью и креативностью изобразительного языка, например, комиксов или граффити и «отсталостью», архаичностью классической, близкой к станковизму графики. Язык и задачи графического дизайна или прикладной графики разных направлений, хорошего качества и верно ориентированный по возрастам, способны противостоять этому явлению. Воспитание вкуса подрастающего поколения, прямолинейно, безальтернативно и только на образцах классики часто приводит к исчезновению интереса к занятиям изобразительным творчеством вообще. Подобный эффект мы можем наблюдать по результатам занятий классической музыкой в ДМШ. Тем более, что в числе учащихся, активно интересующихся альтернативными изобразительными направлениями и формами, как правило, большинство составляют будущие дизайнеры, архитекторы, графики, а так же художники ДПИ.
Профессия дизайнера требует от человека особого типа мышления – гибкого и иногда даже парадоксального. Необходима большая эрудиция, разносторонние знания и навыки, развитая способность к воображению и фантазия на основе интуиции и вкуса. Многие из этих способностей наиболее полно раскрываются в будущем, если с самого раннего детства создать условия для их совершенствования, подпитки навыками и творческим опытом.
В основе идеологии методики преподавания курса лежит стремление воспитания разносторонней личности, способной тонко воспринимать и видеть красоту, широко и синтетически мыслить. Личности вооруженной профессионально верной, передовой идеологией, навыками, опытом и знаниями. Именно открытый ко всему новому, устремленный в будущее в своей профессиональной, созидательной творческой деятельности автор и является целью и конечным итогом воспитания из абитуриента, сделавшего правильный профессиональный выбор, полноценного профессионала, успешного в конкурентной среде выпускника ВУЗа.
Курс графической композиции является итогом достаточно длительного и обширного опыта преподавания основ формальной композиции, графической стилизации и графического дизайна. Курс особенно востребован учащимися ДШИ, изъявившими желание продолжить обучение в профильных высших учебных заведениях, имеющих в основе курса композиции базовую составляющую, включающую элементы типографики, полиграфии, графического и информационного дизайна.
Ввиду того, что требования, предъявляемые к абитуриентам-графикам в различных ВУЗах, предъявляются так же достаточно разные, курс не является образовательно-исчерпывающим по данной тематике, а носит скорее ознакомительный характер в режиме «пробы пера» и понимания своих сил и возможностей. Он также позволит автору судить по достигнутым результатам о правильности собственного выбора и выбора направления дальнейшего образования в области изобразительного искусства.
- Срок реализации программы.
Срок реализации программы - 5 лет в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» с 8-летним сроком освоения. Срок реализации программы по предмету «Живопись» увеличивается на 1 год при освоении обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» с дополнительным годом обучения (9 класс).
Программа предназначена для детей от десяти до восемнадцати лет (4-8 (9) класс ДШИ).
Аудиторные занятия по предмету – один учебный час в неделю; на самостоятельную работу может отводиться до 50 % от времени аудиторных занятий.
3. Цели и задачи учебного предмета.
Целями и задачами данной программы предусмотрено обеспечение обучения, воспитания и развития детей в русле мировой культуры, российских традиций и культурных особенностей региона.
Основной целью курса «Графический дизайн» является:
- воспитание в обучающихся готовности к освоению и восприятию нового, к творческому эксперименту, поиску новых форм и решений;
- расширение кругозора, эрудиции, творческого арсенала обучающегося;
- сохранение в обучающихся их творческой индивидуальности, оригинальности, смелости и самобытности в творческом поиске и выборе изобразительных средств;
- выработка у обучающихся новых подходов к восприятию графических задач, отличных от курса станковой и декоративной графики основного курса ДШИ;
- профессиональная ориентация наиболее одаренных учащихся после ознакомления с заданиями курса.
Основные задачи программы:
- ознакомительное изучение базовых азов формальной композиции и стилизации.
- развитие навыка мобилизации художественной восприимчивости, воображения и интуиции при работе в поле композиции;
- развитие навыка воплощать ассоциативные, нематериальные свойства и образы в грамотные, наглядные и предельно выразительные композиции;
- развитие умения абстрагироваться от одних свойств и качеств, подчеркивая и выделяя другие, максимально работающие на образ, свойства и качества;
- приобретение обучающимися практических навыков выполнения графических упражнений, расширение арсенала используемых инструментов, успешное сочетание различных техник, приемов и методов изображения;
- обучение грамотному применению полученных навыков в связи с особенностями языка графического дизайна, его особенностей и условностей восприятия;
- выработка у обучающихся развитого ассоциативно-образного мышления, воображения, фантазии и чувства гармонии;
- приобретение обучающимися навыков самостоятельного поиска, сбора и систематизации информации по теме. Приобщение обучаемого к самостоятельному эскизному поиску.
- Форма проведения учебных занятий.
Занятия по предмету «Графический дизайн» рекомендуется осуществлять в форме групповых занятий (численностью от 11 до 15 человек), а так же мелкогрупповых занятий (численностью до 7-8 человек). Рекомендуемая продолжительность уроков – 40-45 минут с учетом норм СанПиН.
Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Особую важность приобретает самостоятельная работа дома. Результаты которой обучающийся показывает преподавателю и, получив рецензию, снова ведет самостоятельный поиск дома.
Основной формой проведения занятий является урок комбинированного типа.
План типового урока (или серии уроков по теме):
- обозначение темы, целей и задач урока;
- объёмный рассказ преподавателя по теме с рассмотрением аналогово-изобразительного ряда, обсуждение с обучающимися возможных путей решения выполнения задания;
- сбор визуальной и аналоговой информации по теме;
- максимально полное и развёрнутое эскизирование по теме (15-20 лаконичных эскизов фломастером или карандашом), работа по выбранному эскизу линейно, а затем тонально и в цвете;
- подведение итогов промежуточного домашнего эскизирования;
- практическая работа на разных стадиях освоения темы;
- практическое выполнение упражнений по формальной композиции;
- завершение работы, подведение итогов, просмотр. Выдача задания по следующей теме.
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета, сведения о затратах учебного времени, графике промежуточной и итоговой аттестации
При реализации программы учебного предмета «Графический дизайн» с нормативным сроком обучения 5 (4-8 классы) лет общая трудоемкость составляет 243 часов (в том числе, 165 часов аудиторных занятий, 78 часов самостоятельной работы).
При реализации программы учебного предмета «Графический дизайн» с нормативным сроком обучения 6 лет (4-9 классы) (с дополнительным годом обучения) общая трудоемкость составляет 282 часов (в том числе, 198 часов аудиторных занятий, 84 часа самостоятельной работы).
При оценке деятельности учащихся используются следующие виды аттестации:
- текущая – оценка качества знаний по домашним заданиям, отдельным этапам выполнения работы;
- тематическая – оценка качества усвоения учащимися знаний по определенной теме посредством готовых работ;
- промежуточная – оценка качества усвоения знаний за полугодие: итоговый просмотр (недифференцированный зачет в I полугодии, контрольный урок во II полугодии).
- итоговая - в конце 8 класса (при дополнительном годе обучения – в конце 9 класса) проводится итоговый контрольный урок, который завершает изучение предмета и предполагает выполнение контрольного задания с проведением итогового просмотра выполненных работ.
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой аттестации | Всего часов | |||||||||||
Классы | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||||
Полугодия | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Аудиторные занятия (в часах) | 16 | 17 | 16 | 17 | 16 | 17 | 16 | 17 | 16 | 17 | 16 | 17 | 198 |
Самостоятельная работа (в часах) | 8 | 8 | 7 | 8 | 8 | 8 | 7 | 8 | 8 | 8 | 6 | - | 84 |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 24 | 25 | 23 | 25 | 24 | 25 | 23 | 25 | 24 | 25 | 22 | 17 | 282 |
Вид промежуточной аттестации по полугодиям и итоговая аттестация | Зачет | Контрольный урок | Зачет | Контрольный урок | Зачет | Контрольный урок | Зачет | Контрольный урок | Зачет | Итоговый контрольный урок | Зачет | Итоговый контрольный урок |
- Обоснование структуры программы.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала в течение всего времени обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
- Методы обучения.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:
- словесный – изложение темы, обсуждение темы на примерах аналогового ряда, формулировка домашнего задания;
- наглядный – показ методического фонда работ обучающихся, показ методического фонда аналогового ряда, просмотр домашних эскизов и упражнений;
- практическая работа в классе – реализация авторской мысли на основе эскизов и набросков.
Основная программа учебного предмета «Основы дизайна» 6 класс В.00.В. 03. разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства (далее ФГТ) «Живопись» (срок обучения 5 лет с дополнительным годом обучения к ОП)
Организация-разработчик: МБОУДОД «ДХШ»
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ П ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основы дизайна В.00.В. 03. (6 класс)
- 1. 1.Область применения программы:
- программа учебного предмета «Основы дизайна» (6 класс) является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства в соответствии с ФГТ по программе
живопись
(срок обучения 5 лет с дополнительным годом обучения к ОП)
- примерная программа учебного предмета может быть использована в художественных школах дополнительного образования детей, школах искусств.
- - место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства:
В 01. Вариативная часть.
- 2. Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета:
- в результате освоения предмета обучающийся должен знать:
что такое реалистичное изображение, стилизация, ассоциативность, абстракция, знаковость.
Принципы подхода к методике преподавания фактического материала приближены к методике преподавания в художественных училищах, но имеют свои существенные отличия в связи с возрастными особенностями детей (10-15 лет).
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- 2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 66 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 33 |
в том числе: | |
практические занятия | 22 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 33 |
в том числе: | |
итоговая аттестация в форме: 1.Контрольного просмотра (по полугодиям) | 2 |
- 2.2. Примерный тематический план и содержание учебного предмета
- Основы дизайна
6 класс
Цель года: научить детей использовать таким элементам предметов, как цветоведение, шрифт, прикладная графика ,графический дизайн, объемно - пространственная композиция, подготовка учащихся 6-х классов к поступлению в высшие и средние учебные заведения.
Задачи года:
- Знакомство с языком дизайна.
- Освоение основных композиционных приемов.
- Развитие образного мышления.
- Знакомство с цветной гармонизацией в прикладных композициях.
- Последовательная работа над этапами преображения предметов:
а) реалистичное изображение,
б) стилизация,
в) ассоциативность,
г) абстракция,
д) знаковость.
- Освоение правил построения композиций,
- Знакомство с особенностями объемной композиции,
- Развитие навыков построения объемных композиций,
- Развитие ассоциативного мышления,
- Развитие навыков в работе с графическими приемами в композиции,
- Развитие образного, объемно- пространственного мышления .
Данная программа предназначена для обучения в ДХШ в 4-6-х классов при пятилетнем обучении.
Предмет в настоящее время необходим для профессионального ориентирования учащихся для дальнейшего выбора будущей профессии. Программа направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческого потенциала, ремесленных навыков.
Для выполнения практических работ предусматриваются применение доступных школьных материалов ( тушь ,бумага белая и цветная, картон, работа с рейсфедером)
Программа предусмотрена на практические задания, выносящихся на просмотры за полугодие, для отчета учащихся о полученных знаниях.
Практическая работа ( ее результаты) являются наиболее ярким показателем освоенного материала и соответствует уровню образования. В ней четко просматривается понимание поставленных задач, виден результат труда (получение навыков), т.е достижение определенной цели.
Упражнения выполняются на формате от 10х10 см до Ф а3.
Название темы | Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа | Количество часов |
Тема 1. Формальный образ «техники» и «лирики» (2 композиции) Ассоциативная композиция. | Построить 2 композиции, представляющих собой формально-образное выражение наиболее существенных свойств и признаков «техники» и «лирики» как качественно различных явлений действительности. Общие требования: - Не использовать в композициях реалистичные построения формального образа. Выполнить 2 композиции формат работ может варьироваться от 15х15 см, до 15х20 см, техника исполнения подбирается по индивидуальному выбору. | 4,5 ч. |
Теория | 0,5 ч. | |
Практические занятия | 4 ч. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 ч. | |
Тема 2 . Стилизация форм природного мира | Понятие о стилизации. Выбор формы животного или растительного мира. От реалистичной зарисовки методом трансформации достичь изменения объекта до приобретения символичности. Материалы и оборудование: бумага Ф(а2),гуашевые краски. | 4,5 ч . |
Теория | 0,5 ч. | |
Практические занятия | 4 ч. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 ч. | |
Тема 3 Условно - стилизованный натюрморт | Выполнить 3-4 форэскиза стилизованного натюрморта по воображению. Рисунок должен отвечать условному изображению, выстроенным в едином стиле, т.е изображенные объекты и все изобразительные средства должны работать комплексно и органично. По утверждённому эскизу выполнить работу в заданном формате. Материалы и оборудование: бумага (Ф А2),плоские кисти, круглые кисти, гуашевые краски. | 4,5 ч. |
Теория | 0,5 ч. | |
Практические занятия | 4 ч. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 ч. | |
Тема 4 Трансформация изображения | Понятие о трансформации форм в композиции. Выбрать объект животного мира и методом стилизации трансформировать данную форму в объект технический. Выполняются 6 трансформаций. Материалы и оборудование: бумага Ф А2,кисти гуашевые краски. | 4,5 ч. |
Теория | 0,5 ч. | |
Практические занятия | 4 ч. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 ч. | |
Тема 5. Шрифтовая композиция | Шрифтовая композиция. Руководствуясь полученными образцами шрифтов разработать ряд шрифтовых композиций на уровне эскиза. Учащимся дается понятие об основных группах шрифта: рубленный и антиква. Материалы и оборудование: Бумага Ф(А4), карандаш, ластик, линейка, гуашевые краски. | 4,5 ч. |
Теория | 0,5 ч. | |
Практические занятия | 4 ч. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 ч. | |
Тема 6 . Социальный плакат | Научить учащихся основным принципам плакатного обобщения, декоративной стилизации. Плакат как массовое искусство. История плаката. Художественные приемы: психологизм, метафора. Символическая ассоциация. Связь с современностью. Лаконическая символика. Ритмическое построение композиции. Эмоциональная характеристика цвета. Цветовой контраст. Передача ритма. Материалы и оборудовании: бумага Ф а3, гуашевые краски, карандаш, ластик, лекало, рейсфедер, циркуль, линейка. | 4,5 ч. |
Теория | 0,5 ч. | |
Практические занятия | 4 ч. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 ч. | |
Тема 7. Разработка оформления для компакт- диска | Учащимся предлагается разработать обложку для компакт- диска известной современной группы или классического произведения. Умение создать фирменный стиль, целостность, лаконизм изображения, использование ассоциативности и стилизованности. | 4,5 ч. |
Теория | 0,5 | |
Практическая работа: | 4 ч. | |
Самостоятельная работа обучающихся: | 3 ч. | |
Тема 8. Сетчатый орнамент | На основе раннее выполненной стилизации разработать мотив с ограниченной цветовой гаммой (3-4 цвета) для дальнейшего выполнения «сетчатого орнамента». Выполнить сетчатый орнамент. Материалы и оборудование: карандаш, бумага(ф А2),калька, копировальная бумага, гуашевые краски. | 4,5 ч. |
Теория | 0,5 ч. | |
Практическая работа | 4 ч. | |
Самостоятельная работа обучающихся: | 3 ч. | |
Тема 9. Глубинно- пространственная композиция. | Выполнить несколько форэскизов по созданию тектонического пространства. Построить и выполнить в материале глубинно- пространственную композицию с включением графических средств, так чтобы формы и графика подчеркнуло характер пластической организации пространства и одновременно обогатило его. Материалы и оборудование: гофрокартон (для платформы ф 20х20 см),для выполнения объемных деталей (на усмотрение учащегося),цветная бумага, клей ПВА ,ножницы, карандаш, линейка, резак ,циркуль. | 4,5 ч. |
Теория | 0,5 ч. | |
Практические занятия | 4 ч. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 ч. | |
Тема 10. Монументальная роспись | Учащимся предлагается выполнить эскизный проект для росписи фрагмента внутреннего помещения здания ( стены ) детского учреждения (бассейн, спортзал, музыкальный зал, игровая, кабинет труда и т. д,). Умение правильно определить стиль росписи, максимально стилизовав изображение. Гармонично подобрать цветовой ряд. | 4,5 ч . |
Теория | 0,5ч. | |
Практические занятия | 4 ч. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 ч. | |
Тема 11 Фирменный стиль, логотип для детской художественной школы | Разработать фирменный стиль художественной школы. Создать целостный, выразительный узнаваемый образ. Материалы и оборудование: бумага Ф а3, гуашевые краски, линейка, рейсфедер. | 4,5 ч. |
Теория | 0,5 ч. | |
Практические занятия | 4 ч. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 ч. | |
Всего за год: | Теория | 11 часов. |
Практические занятия | 22 часов | |
Самостоятельная работа обучающихся | 33часа | |
Контрольные работы | - | |
Всего аудиторных занятий: | 33часа |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате знакомства с курсом «Графический дизайн» обучающийся должен уметь:
- быстро и грамотно подбирать информационно-аналоговый ряд по теме, с использованием всех доступных источников информации;
- пользоваться терминологией и понятиями основ графического дизайна;
- согласовывать выбранные изобразительные средства и подчинять их авторскому замыслу;
- успешно структурировать творческий процесс от ассоциации к идее до готовой оригинальной композиции в плоскости листа;
- объединять детали и частные моменты композиции в единое целое, именуемое изобразительным полем листа;
- подчинять или согласовывать друг с другом реальное или иллюзорное формирование пространства плоскости и объёма, симметрии и асимметрии, движения и статики, нюансов и контрастов, масштаба, ритма, зрительных масс и пропорций;
- строить взаимоотношения в формальной схеме композиции на основе статики или динамики, грамотно делить целое на части без ущерба для общей выразительности работы. Успешно применять и другие основы формальной композиции;
- свободно оперировать выразительными возможностями точки, линии, геометрических фигур, простейшими, в том числе абстрактными изобразительными элементами и символами;
- успешно реализовывать решение поставленной графической задачи минимально необходимым арсеналом графических приемов, стилей и методов;
- свободно трансформировать реально существующий объект изображения путем графических и стилистических преобразований, направленных на выявление типических качеств и свойств, составляющих образ;
- минимальными средствами достигать успеха в процессе ассоциативной трансформации и визуализации образа;
- опираясь на приобретенные навыки стилизации, добиваться работы полученного изображения как самостоятельного знакового символа, а также применять знак при разработке объектов функционального назначения;
- минимальными средствами достигать успеха в выполнении простейшей шрифтовой композиции;
- владеть разными графическими инструментами и техниками. Применять различные графические фактуры для раскрытия авторского замысла. Изобретать новые фактуры, вырабатывать и совершенствовать свой собственный изобразительный язык. Обходиться минимальными изобразительными графическими средствами для достижения максимального изобразительного эффекта;
- двигаться к намеченной цели кратчайшим путём, понимая, что знания и навыки формальной композиции не являются самоцелью, а средством самовыражения и возможностью избежать стандартных ошибок начинающего дилетанта. Понимать, что формализм также ограничивает возможности творческого поиска автора, как и натурализм.
Формы и методы контроля, система оценок
- Формы и методы контроля.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
При оценке деятельности учащихся используются следующие виды аттестации:
- текущая – оценка качества знаний части изучаемой темы по домашним заданиям, отдельным этапам выполнения работы;
- тематическая – оценка качества усвоения учащимися знаний по определенной теме посредством готовых работ;
- промежуточная – оценка качества усвоения знаний за полугодие: итоговый просмотр (недифференцированный зачет в I полугодии, контрольный урок во II полугодии).
- итоговая - в конце 8 класса (при дополнительном годе обучения – в конце 9 класса) проводится итоговый контрольный урок, который завершает изучение предмета и предполагает выполнение контрольного задания с проведением итогового просмотра выполненных работ.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.
Формы текущего контроля успеваемости:
- зачеты по итогам домашней работы, подбора аналогового ряда и осмысления идеологии и сценария темы;
- зачет по итогам домашних заданий по основам формальной композиции;
- оценка за решение темы в эскизе, в контуре, в тоне;
- текущая оценка за овладение новыми графическими приемами и инструментами;
- текущая оценка за выполнение итоговой композиции по теме;
Формы подведения итогов:
- зачет (недифференцированный);
- контрольный урок (дифференцированный);
- итоговый урок по теме;
- экзамен;
- выставка лучших работ обучающихся по программе.
Формы текущего контроля успеваемости: проверка домашнего задания, зачет по одной из стадий выполнения работы по теме, оценку подготовительного этапа (эскизирование), выполнение заданий в классе, предусмотренных образовательной программой.
Формы поведения итогов:
- зачет (недифференцированный);
- контрольное урок (дифференцированный);
- итоговый просмотр;
- выставка;
- конкурс.
Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров работ учащихся в 4-8 (9) классах по итогам учебных полугодий за счет аудиторного времени. На просмотрах работ учащихся выставляется итоговая оценка за полугодие.
По окончании предмета проводится итоговая аттестация, вид аттестации – контрольный урок, оценка за который выставляется в конце 8 (9) класса и заносится в свидетельство об окончании предмета «Графическая композиция».
- Критерии оценки.
Для развития творческого потенциала учащихся, а также стимулирования творческого роста, предлагается оценивать работу обучающегося исходя из трех параметров: оригинальность мышления (новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания), композиция (грамотный выбор формата, определение величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин, знание элементарных законов композиции), техника исполнения (выразительность цветового или графического решения: наличие индивидуального решения, законченность работы).
Оценка «5»: обучающийся самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, без помощи преподавателя:
- составление эскизов, зарисовок, в которых велись поиски наиболее выразительной композиции;
- знание и умение применять на практике понятие «целостности композиции», ритмов, организация сюжетно-композиционного центра; умение применять навыки передачи симметрии и асимметрии, равновесия, тональной, цветовой, линейной композиции;
- умение создавать редкие, оригинальные, нестандартные образы.
Оценка «4»: обучающийся справляется с поставленными задачами, но прибегает к помощи преподавателя, есть незначительные ошибки.
Оценка «3»: обучающийся сталкивается с определенными трудностями, и допускают ошибки:
- отсутствие предварительных эскизов, набросков и зарисовок;
- нарушение целостности композиции;
- несоразмерность величин.
Методическое обеспечение учебного процесса
Отличия данного курса от уже существующих:
- отсутствие стандартного, достаточно обширного подготовительного периода, включающего упражнения по формальной композиции и азам стилизации;
- в основу курса положен принцип обучения в процессе творчества. На этапе именно творческого осмысления автором темы и происходит выбор изобразительных средств и приемов, техник и методов стилизации. Постижение азов происходит в процессе композиционного поиска, а создаваемый в результате творческого процесса образ становится формообразующим фактором, который подчиняет главной идее все приемы, техники, изобразительные средства и элементы композиции;
- таким образом, основы формальной композиции и другие «азы» не становятся самоцелью, а воспринимаются автором как средство. Безусловно, автор получает необходимый минимум информации о наиболее универсальных, азбучных понятиях композиции, графического дизайна, основных приемах и техниках. Данный этап является подготовительным и выдается обучающемуся в качестве домашнего задания;
- именно домашняя работа, проводимая автором самостоятельно и носящая часто исследовательский характер с привлечением современных электронных источников получения информации, в том числе и исчерпывающего визуального ряда, призвана побудить автора к самообразованию. Именно самостоятельный поиск аналогового объема информации по теме, стремление обучающегося самостоятельно изучить тему, систематизировать и обобщить найденную информацию помогут ему в дальнейшем стать успешным студентом. Такой подход также является инновационным;
- в специальных упражнениях, выдаваемых на дом и предшествующих каждой теме, бегло изучаются выразительные возможности линий, силуэтов, тональных пятен, текстур и фактур. В результате, в процессе выполнения задач курса субъективное творческое восприятие и индивидуальное видение успешно соединяются со знанием базовых, объективных законов композиции при работе над образом в плоскости листа. А основой сотрудничества автора и преподавателя является интерес к творческому решению необычной темы, новым подходом, новыми техниками и инструментами;
Средствами достижения приемлемых результатов являются:
- обширный методический материал по выбранной теме, из фонда графики используется на каждом уроке в папках-файлах для индивидуального изучения, как в классе, так и дома;
- домашнее эскизирование и поиск происходит уже фломастером, реже в карандаше. Из максимального количества эскизов, выполненных дома, методом исключения выбирается пять. На следующем этапе, разрабатывая и трансфомируя пятёрку лучших, автор выбирает один или два. Лучший, из обширного многообразия, эскиз готовится к реализации, а учащийся приобретает солидный багаж креативного мышления, разнообразия подходов и путей творческого поиска;
- овладение техникой трансформации образов отобранных для исполнения эскизов на основе выявления наиболее характерных морфологических черт объекта. Стилизация натуры идёт от сложного многообразия характерных признаков к доминированию главного над второстепенным и усилению звучания «знаковых» черт образа;
- овладение разнообразными графическими инструментами в арсенале художника порождает многообразие техник, подталкивает юного автора к эксперименту, поиску и творчеству в процессе реализации конкретной композиции или на стадии домашнего задания по эскизированию;
- выбор нужной темы для эскизирования и реализации должен быть обдуман преподавателем особо и отвечать возрастным особенностям, навыкам и привязанностям юного автора;
- овладение разнообразными графическими техниками, приёмами и средствами, так необходимыми для художника-графика, нарабатывается уже на стадии эскизирования. А практический выбор происходит не только по принципу «получается» и «не получается», но и с учётом необходимости владения той или иной техникой или инструментом для осуществления творческого замысла.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Класс оснащен натурными столами, мольбертами, компьютером, предметами натурного фонда.
Список литературы.
- Адамчик М.В. Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографии. М., 2010.
- Бадян В.Е., Денинсенко В.И. Основы композиции. М., 2011.
- Бесчастнов Н.П. Сюжетная графика: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Графика». М., 2012.
- Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010.
- Большаков Н. Декор и орнамент в книге. М., 1990.
- Вейль Т. Симметрия. М., 1979.
- Ветрова И.Б. Неформальная композиция: От образа к творчеству. М., 2004.
- Вильберг Г.П., Форсман Ф. Азбука книжного дизайна. СПб, 2003.
- Герчук Ю. Об искусстве шрифта: Работы московских художников. М., 1977.
- Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. М., 1936.
- Голубева О.Л. Основы композиции. М., 2004.
- Григорян Е.А. Основы композиции в прикладной графике. Ереван, 1986.
- Даглдиян К. Декоративная композиция: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2011.
- Декоративные шрифты для художественно-оформительских работ. М., 1987.
- Дмитриева Н. Изображение и слово. М., 1962.
- Искусство книги. Вып. 1-5. М., 1960-1968.
- Иттен И. Искусство формы. М., 2009.
- Кибрик Е.А. Общие сведения о композиции: Композиция и творчество. М., 2006.
- Кузнецова Э. Искусство силуэта. Л., 1970.
- Лесняк В.И. Графический дизайн (основы профессии). Харьков, 2011.
- Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М., 2010.
- Нестеренко В. Энциклопедия дизайна. М., 1994.
- Ньюарк К. Что такое графический дизайн? М., 2005.
- Паранюшкин Р.В. Композиция. Ростов-на-Дону, 2005.
- Паркер Р. Как сделать красиво на бумаге. М., 2008.
- Пидоу Д. Геометрия и искусство. М., 1979.
- Проненко Л. Каллиграфия для всех. М., 1989.
- Райн Х. Графический дизайн. М., 2008.
- Раппопорт С. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. М., 1968.
- Рэнд П. Дизайн: Форма и хаос. М., 2012.
- Саттон Т., Виллен Б. Гармония в цвете. М., 2004.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕСНОГОРСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОД ДЕСНОГРСК» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
216400, Смоленская обл., г. Десногорск, 4мкр.
Тел/факс (48153) 7-46-11/3-16-65
Разработала: преподаватель
высшей категории
Васильева А.В.
Предметная область В.ОО.
Вариативная часть
ОСНОВНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основы дизайна
В.ОО.В.03.
4 класс
Десногорск 2019
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Дизайн
- 1. 1.Область применения программы:
- примерная программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства в соответствии с ФГТ по программе
живопись
(срок обучения 2 года с дополнительным годом обучения к ОП)
- примерная программа учебного предмета может быть использована в художественных школах дополнительного образования детей, школах искусств.
- - место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства:
ПО.01.Художественное творчество
- 2. Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета:
- в результате освоения предмета обучающийся должен знать:
1) обучение навыкам и умениям в работе над практическими заданиями, осмысление языка графического дизайна, его особенностей и условностей;
2) воспитание у детей высоких эстетических критериев;
3) интеллектуальное развитие учащихся, расширение их кругозора на базе широкого охвата по прикладной графике.
Принципы подхода к методике преподавания фактического материала приближены к методике преподавания в художественных училищах, но имеют свои существенные отличия в связи с возрастными особенностями детей (10-15 лет).
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- 2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 66 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 33 |
в том числе: | |
практические занятия | 22 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 33 |
в том числе: | |
итоговая аттестация в форме: 1.Контрольного просмотра (по полугодиям) | 2 |
- 2.2. Примерный тематический план и содержание учебного предмета
- Дизайн
4 класс
Цель года: научить детей использовать такие элементы предметов как цветоведение ,шрифт, прикладная графика ,графический дизайн,
объемно - пространственная композиция, подготовка учащихся 6-х классов к поступлению в высшие и средние учебные заведения
Задачи года:
- Знакомство с языком дизайна.
- Освоение основных композиционных приемов.
- Развитие образного мышления.
- Знакомство с цветной гармонизацией в прикладных композициях.
- Последовательная работа над этапами преображения предметов:
а) реалистичное изображение,
б) стилизация,
в) ассоциативность,
г) абстракция,
д) знаковость.
- Освоение правил построения композиций,
- Знакомство с особенностями объемной композиции,
- Развитие навыков построения объемных композиций,
- Развитие ассоциативного мышления,
- Развитие навыков в работе с графическими приемами в композиции,
- Развитие образного, объемно- пространственного мышления .
Данная программа предназначена для обучения в ДХШ в 4-6-х классов при пятилетнем обучении.
Предмет в настоящее время необходим для профессионального ориентирования учащихся для дальнейшего выбора будущей профессии. Программа направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческого потенциала, ремесленных навыков.
Для выполнения практических работ предусматриваются применение доступных школьных материалов ( тушь ,бумага белая и цветная, картон, работа с рейсфедером)
Программа предусмотрена на практические задания, выносящихся на ежегодный просмотры, для отчета учащихся о полученных знаниях.
Практическая работа ( ее результаты) являются наиболее ярким показателем освоенного материала и соответствует уровню образования. В ней четко просматривается понимание поставленных задач, виден результат труда (получение навыков), т.е достижение определенной цели.
Упражнения выполняются на формате от 10х10 см до ф а3.
Название темы | Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа | Количество часов |
Тема 1. «Дизайн» | Содержание учебного материала | |
Определение термина « Дизайн». Сознательный подход учащихся к дизайнерскому творчеству .Особенности построения формальной композиции как важнейшей составляющей дизайна. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | - | |
Тема 2. Художественные средства построения композиции. Графика. | Точка. Линия. Пятно. Раскрыть свойства каждого графического средства в отдельности. Создать композиции на основные виды линейных графических форм и тональных графических форм А) передать ощущение плавного ритма Б) передать ощущение резкого ритма Материалы и оборудование: бумага ф (а4), тушь-перо, кисти.
| 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1ч. | |
Тема 3. Композиция из непересе-кающихся геометрических фигур | Разработать ряд композиционных форэскизов из простых геометрических элементов ограниченного количества для выработки навыков по созданию гармонических схем и сбалансированности композиции Материалы и оборудование: бумага ф. 15х15( 4 листа ), гуашевые краски, кисти, рейсфедер. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 ч. | |
Тема 4. Композиция из пересекающихся геометрических фигур. | Разработать ряд композиционных форэскизов из простых геометрических элементов ограниченного количества для выработки навыков по созданию гармонических схем и сбалансированности композиции. Совершенствовать навыки полученные на предыдущих уроках, уметь создавать более сложные композиционные схемы. Материалы и оборудование: бумага ф. 15х15( 4 листа ), гуашевые краски, кисти, рейсфедер. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 ч. | |
Тема 5. Контраст светлого и тёмного | Понятие контраста. Виды контраста. Разработать ряд композиционных форэскизов из буквы и ограниченного количества геометрических элементов по принципу аверлеппинга и тонального контраста. Материалы и оборудование: бумага Ф (15х15), гуашевые краски, кисти. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 ч. | |
Тема 6. Нюанс цвета | Понятие нюанса. Разработать ряд композиционных форэскизов из буквы и ограниченного количества геометрических элементов по принципу аверлеппинга и цветового контраста. Материалы и оборудование: бумага Ф (15х15), гуашевые краски, кисти. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 ч. 40 мин. | |
Тема 7. Симметрия | Понятие симметрии. Разработать ряд композиционных форэскизов из геометрических элементов на создание симметричной композиции Материалы и оборудование: бумага Ф (15х15), гуашевые краски, кисти. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 ч. | |
Тема 8. Ассиметрия | Понятие ассимметрии. Разработать ряд композиционных форэскизов из геометрических элементов на создание ассимметричной композиции Материалы и оборудование: бумага Ф (15х15), гуашевые краски, кисти. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 ч. | |
Тема 9. Разработка упаковки | Объемно-пространственная композиция с включением графических форм. Разработка упаковки для пищевого продукта (молочный пакет) Материалы и оборудование: бумага Ф А3, гуашевые краски, кисти, линейка, резак, клей ПВА, ножницы. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 ч. | |
Тема 10. Куб | Задание на включение объемной графики ( линии и тона) в объемную композицию. Задачи – « сохранение» формы, «разрушение» графического объема. Материалы и оборудование: бумага ф (20х20),гуашевые краски, кисти. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 ч. | |
Тема11. Шрифтовая композиция | Шрифтовая композиция. Руководствуясь полученными образцами шрифтов разработать ряд шрифтовых композиций на уровне эскиза. Материалы и оборудование: Бумага Ф(А4), карандаш, ластик, линейка, гуашевые краски. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 ч. | |
Тема 12. Образ и шрифт | Подобрать шрифт к выбранному слову и на основании выбранного эскиза выполнить шрифтовую композицию в материале. Материалы и оборудование: бумага Ф (А4), гуашевые краски, кисти. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 ч. | |
Тема 13. Стилизация форм природного мира | Понятие о стилизации. Выбор формы животного или растительного мира. От реалистичной зарисовки методом трансформации достичь изменения объекта до приобретения символичности. Материалы и оборудование: бумага Ф(а2),гуашевые краски, кисти. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 ч. | |
Тема 14. Сетчатый орнамент | На основе раннее выполненной стилизации разработать мотив с ограниченной цветовой гаммой (3-4 цвета) для дальнейшего выполнения «сетчатого орнамента». Выполнить сетчатый орнамент. Материалы и оборудование: карандаш, бумага(ф А2),калька, копировальная бумага,гуашевые краски. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 ч. | |
Тема 15. Условно - стилизованный натюрморт | Выполнить 3-4 форэскиза стилизованного натюрморта по воображению. Рисунок должен отвечать условному изображению, выстроенным в едином стиле, т.е изображенные объекты и все изобразительные средства должны работать комплексно и органично. По утверждённому эскизу выполнить работу в заданном формате. Материалы и оборудование: бумага (фА2),плоские кисти, круглые кисти, гуашевые краски. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 ч. | |
Тема 16. Ассоциация как средство образно- пластической выразительности композиции | Понятие об ассоциации. Виды ассоциативных композиций. Физические ассоциации: - весовые ( легкие, тяжелые); - температурные (теплые, холодные); - фактурные (мягкие, жесткие); - акустические (тихие, громкие); - пространственные ( глубокие, поверхностные). Выполнить 10 работ 10х10 см, техника подбирается индивидуально учащимся. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 ч. | |
Тема 17. «Ассоциация как средство образно- пластической выразительности композиции» | Понятие об ассоциации. Виды ассоциативных композиций. Эмоциональные ассоциации: - позитивные (веселые, приятные); - негативные (грустные, злые); - нейтральные (спокойные, злые). Выполнить 6 работ 10х10 см, техника подбирается индивидуально учащимся. | 2 ч. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1ч. | |
Тема 18. Формально- композиционное выражения состояния человека и природы (2 композиции) | На основе содержательного анализа различных состояний человека и природы выявить наиболее существенные и значимые для их наглядно- образного представления качества, свойства, признаки и характеристики и определить необходимые художественно- композиционные средства и принципы для их визуального выражения. Выполнить 2 композиции формат работ может варьироваться от 15х15 см, до 15х20 см, техника исполнения подбирается по индивидуальному выбору. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 ч. | |
Тема 19. Формальный образ «техники» и «лирики» (2 композиции) | Построить 2 композиции, представляющих собой формально_ образное выражение наиболее существенных свойств и признаков «техники» и «лирики» как качественно различных явлений действительности. Общие требования: - Не использовать в композициях реалистичные построения формального образа. Выполнить 2 композиции формат работ может варьироваться от 15х15 см, до 15х20 см, техника исполнения подбирается по индивидуальному выбору. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 ч. . | |
Тема 20. Трансформация изображения | Понятие о трансформации форм в композиции. Выбрать объект животного мира и методом стилизации трансформировать данную форму в объект технический. Выполняются 6 трансформаций. Материалы и оборудование: бумага ф А2,кисти гуашевые краски. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 ч. . | |
Тема 21. Глубинно- пространственная композиция. | Выполнить несколько форэскизов по созданию тектонического пространства. Построить и выполнить в материале глубинно- пространственную композицию с включением графических средств, так чтобы формы и графика подчеркнуло характер пластической организации пространства и одновременно обогатило его. Материалы и оборудование: гофрокартон (для платформы ф 20х20 см),для выполнения объемных деталий (на усмотрение учащегося),цветная бумага, клей ПВА ,ножницы, карандаш, линейка, резак ,циркуль. | 1,5 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 ч. | |
Тема 22. Знак. Эмблема. Экслибрис. | Ознакомление учащихся с понятием «Знак», «Эмблема», «Экслибрис», с принципами абстрагирования. Создать знаковое изображение поэтапно: - реалистичное изображение объекта; - стилизация, упрощение через пластику линий; - подчеркивание характер образа, целостность и выразительность, гармонию цвета. Создать несколько форэскизов на заданную тему и на основании наиболее удачного выполнить работу в материале. Материалы и оборудование: бумага (20х20 см),карандаш, линейка, циркуль, рейсфедер, гуашевые краски. | 1,5 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 часа | |
Всего за год: | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 26 часов | |
Контрольные работы | - | |
Всего аудиторных занятий: | 33ч. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
- реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета: учебный кабинет для индивидуальных занятий у каждого куратора класса
- оборудование учебного кабинета: мольберты, стулья, натюрмортные столы, софиты, планшеты; реквизит (предметы и драпировки).
- технические средства: телевизор, компьютер
- 3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Устин В.Б. Композиция в дизайне( основы построения формальной композиции в дизайнерском творчестве).Учебное пособие( издание первое).МГАЛП,1997.
2. Чернышев О. В. Формальная композиция. Минск, « Харвест». 1999.
3. Волкотруб И. Основы комбинаторики в художественном конструировании, Учебное пособие. Киев, 1986.
4. Бойцов С. Ф. комбинаторные идеи в дизайне. «ТЭ» 1983, № 1
5. Вакс и др. «основы композиции». «ТЭ» 1966, № 12
6. Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. М–Л. 1935.
7. И. Иттен. Искусство цвета. – М. : Издатель Д. Миронов. 2000.
8. И. Иттен. Искусство формы. – М. : Издатель Д. Миронов. 2001
9. Композиционные средства и приемы художественной выразительности в дизайне. Труды ВНИИТЭ. Вып. 13, М., 1982
10. Кондратьева К. А. Цвет в художественном конструировании. Уч. пособие. МВХПУ, М., 1984
11. Кракиновская В. Д. Объемно-пространственная композиция (вводный курс основ художественного конструирования. Упражнения.). Уч. пособие. 1979.
12. Михайлов С. Кулеева Л. Основы дизайна. М. 2002
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины учащийся умеет: - грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира; - создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач; -самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла; - анализировать цветовой строй дизайнерских композиций - подготовить работы к экспозиции; -уметь стилизовать и трансформировать объекты животного и растительного мира; - уметь создавать глубинно- пространственные композиции; -использовать изобразительно-выразительные возможности композиции в дизайне; - самостоятельно применять различные художественные материалы и техники; В результате освоения дисциплины учащийся знает: -навыки работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами; -навыки передачи объема и формы в тектоническом пространстве, четкой конструкции объектов -навыки ассоциативного мышления; - навыки трансформирования объектов; - навыки стилизации объектов; -навыки правильного и гармоничного расположения объектов в заданном формате; -терминологию изобразительного искусства; -классическое художественное наследия, основные направления современных художественных школ. | Формы и методы: проверка и обсуждение домашних заданий, проверка контрольных работ за полугодие и контрольных работ за четверть. Классные просмотры и экспресс -выставки после завершения каждой работы. Оценка: по пятибалльной системе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...