Конспект занятия "Народные промыслы и ремесла России"
план-конспект
История возникновения ремесел и промыслов на Руси. Рассказ с сопровождением презентации о разделении женских и мужских ремесел в разных краях России. О возрожденнии этих ремесел в наше время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
promysly_i_remesla.docx | 36.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА РОССИИ»
Цели:
- Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес и любовь к Родине, ее истории и культуре.
- Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.
- Воспитание национальной гордости и верности русским традициям.
- Развитие эмоционально-ценностного отношения воспитанников к произведениям декоративно- прикладного искусства.
- Развитие исследовательской и творческой активности.
Оборудование: мультмедийный проектор, компьютер, выставка предметов народных промыслов России, презентация «Народные промыслы и ремесла России»
Ход:
Организация учащихся на урок
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле от пшеницы золотое
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.
- Мы с вами живём в России и должны хорошо знать её традиции, гордиться умелыми руками народных мастеров. Начинаем наше путешествие по интереснейшим местам нашей Родины
Художественные изделия из бересты
Белая берёза… Пожалуй, это самое любимое дерево в России. В берёзовой роще всегда, даже в пасмурную погоду, светло и радостно. О белоствольной красавице сложено много песен, легенд, чудесных сказок, с ней связаны и старинные обряды. Было у берёзы среди многих дел одно очень важное дело – дарить людям красоту. Издавна на руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи – плели корзины и короба. А в берестяных туесах хранили мёд и ягоду, сметану и масло. А ещё из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, вазы, стаканчики и даже лапти. Береста – прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. А ещё узоры на бересте выдавливали специальными штампиками. Это называется тиснением. И сегодня интерес к древнему народному промыслу не угас. Мы восхищаемся талантом мастеров, подарившим нам эту красоту.
Богородская резная игрушка
Когда-то по воскресным дням у неприступных стен Троице-Сергиева монастыря шумел на площади весёлый торг. Много разного товара продавалось там, но самым лучшим и желанным товаром были игрушки! По преданию, сам основатель монастыря преподобный Сергий Радонежский вырезал из дерева игрушки и одаривал ими ребятишек. Лучшими игрушечниками считались мастера из села Богородского. Вырезают игрушки из липы, ольхи, осины. Инструмент у мастера нехитрый – топорик, пила да набор стамесок. А вот ножик особый – очень острый, с треугольным скосом. Его так и называют – «богородский нож». Работа идёт быстро и споро. Уверенными движениями мастер режет заготовку – и рождается чудесная игрушка. Чаще всего она не раскрашена, мы видим естественный, тёплый цвет дерева. Есть игрушки, которые двигаются, словно живые!
Резьба по дереву
Расцвет народного промысла резьбы по дереву во многом связан с имением Абрамцево. Сюда часто приезжали и работали известные писатели и художники. Сестра знаменитого художника Василия Поленова организовала в Абрамцеве художественные мастерские, в которых возрождались народные промыслы. В этих мастерских умельцы из окрестных деревень и сёл изготовляли различные изделия из дерева, мебель по старинным образцам. Они вырезали затейливые орнаменты, их рельефный узор чем-то напоминал узоры народной вышивки на рушниках, полотенцах, одежде. Резные изображения веточек с листьями, трав и цветов, птиц и животных могут покрывать почти всю поверхность шкатулки, ларца, вазы или ковша – братины. Это можно сравнить с неиссякаемым чистым родником, что пробился к нам сквозь века.
Городецкая роспись
На высоком берегу Волги стоит древний Городец. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Они строили корабли и щедро украшали их резьбой и красивой росписью. А какие красивые дома были в Городце! На ставнях и воротах красовались пышные цветы и гирлянды, львы и русалки. Прялки, разукрашенные городецкими мастерами, расходились по всей России. По традиции, в верхней части прялки изображалось Древо жизни и всадники. А в нижней – разные сценки из повседневной жизни: чаепитий, катания на лодках и каруселях. Со временем городецкие мастера стали расписывать не только прялки, но и ларцы, шкатулки, сундуки, мебель, посуду и деревянные игрушки. Городецкая роспись – весёлая, праздничная. Цвета – чёрный, красный, синий, зелёный, коричневый, белый – на любой вкус!
Русская матрёшка
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе живут.
Как же их зовут? (матрешки)
Кто матрешку создал?
Я не знаю,
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-встанькой,
как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал искусный мастер
В нивах шумных? В сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь плеснул в ее глаза
И, пустив в неповторимый танец,
Он должно быть весело сказал:
«Ну и пой, гуляй себе по свету,
Весели себе честной народ!
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице
И летит о ней по миру слава
О безвестном мастере – творце.
В конце XlX века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звёздочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрёну!» С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.
Матрёшку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает работу мастер с самой маленькой матрёшечки, лишь потом их размер становится всё больше и больше. Яркими, весёлыми красками распишет художник матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семьёй.
Золотая Хохлома
Хохломская роспись
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи-перелески.
Шелковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
У красы точеной –
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома!
Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришёл, нам неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушёл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.
А сделать настоящую хохлому совсем непросто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку – будущую чашу. Потом сушит её и покрывает тонким слоем глины. А потом ещё её надо льняным маслом пропитать. А золот для «золотой хохломы» и не требуется! Этот секрет знали ещё иконописцы Древней руси. Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное – золотой мерцающий фон.
Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да ещё золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни стужи. Всё так же будут сиять её краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.
Лаковая живопись
Не печалься, древняя земля!
Ты богата сказами да былью...
Русские иконные края
Палеха не сломленные крылья!
Сколько здесь оставлено сердец,
Сколько тут написано шкатулок!
Да и сам-то Палех, как ларец,
Сохраняет таинства святыни.
В давние времена в земли Владимиро-Суздальского княжества пришли люди, спасаясь от набегов вражеских орд. Среди лесных чащоб расчистили место для поселения и пашни, а пни от вековых деревьев сожгли, спалили. Потому и назвали село Палехом, а тихую и чистую речку Палешкой.
Палешане славились как искусные иконописцы. С ранних лет отдавали мальчиков для обучения этому ремеслу. Над иконой трудилось несколько мастеров: кто-то рисовал одежды или пейзажи, кто-то лица и руки. Палехские иконописцы расписывали чудесными фресками церкви и храмы по всей России. Даже в Московском Кремле, в «золотой», как её иногда называли, Грановитой палате работали мастера из Палеха – братья Белоусовы.
Но время шло, искусство Палеха оказалось вдруг никому не нужным. Обиделись многие художники и уехали из родных мест в поисках лучшей доли.
Новую славу Палеху принесло искусство лаковой живописи на шкатулках из папье-маше. И ожили традиции старинных мастеров-иконописцев.
…Вьётся алый плащ богатыря, победившего злодея; по морю синему плывёт на всех парусах кораблик царевича Гвидона; в высоком тереме красна девица ждёт удалого молодца… Под кистью мастера рождаются пейзажи родной стороны – и сияет золотое солнце, текут быстрые реки…
Гжельская керамика
Русская жемчужина,
Нас чаруешь ты.
Синяя фантазия – море красоты!
Великий князь московский иван Калита упоминал о Гжели в завещании своим сыновьям. А знаменитый русский учёный М.В.ломоносов писал: «Едва ли есть земля самая чистая и без примесей где на свете… для фарфора употребляемая, какова у нас гжельская… нигде не видел я белизною превосходнее».
От дедов к внукам передавали свои секреты гжельские гончары. Вся посуда лепилась и расписывадлась вручную. Особенно славились гжельские кувшины – кумганы-квасники. У них необычная круглая форма с отверстием в центре, куда клали мешочек со льдом. Как приятно в жаркий день отведать прохладный, вкусный квас! Но славилась Гжель прежде всего знаменитым сочетанием белого фона и синей росписи. Кистями разной величины, мазками длинными и короткими гжельцы создают гамму до 30 оттенков синевы! И расцветают удивительные синие розы и другие цветы сказочной красоты. Мелкие цветочки сплетаются в гирлянды, чудесные узоры. Кроме цветочных орнаментов, можно увидеть и картинки из народной жизни, пейзажи.
Мастера и художники Гжели не забывают старинные традиции промысла, и, значит, сказочные, синие цветы будут цвести по-прежнему.
Дымковская игрушка
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично.
Ликующе и празднично,
В ней молодость - изюминка,
В ней удаль и размах.
Синейте охра с суриком
По всей земле в домах.
В Дымково любили песни, пляски,
В селе рождались чудо сказки
Вечера зимою длинные,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые
А волшебно- расписные
И пошла о Дымке слава
Заслужив на это право
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз,
О древней дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
Когда-то давно на поросшем лесом берегу реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на другом берегу реки со временем появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской. Издавна в дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины посуду, а ещё дудочки-свистульки. Свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы детворы. В старину вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – весёлым свистом глиняных дудочек. То-то шума и веселья было! Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья».
Старинная легенда рассказывает, что однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная… Казалось, нет от них спасения. Но вятичи – люди находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой «Свистуньей».
Но больше всего славы досталось знаменитым дымковским игрушкам – нарядным, ярким, дарящим людям ощущение праздника. Нельзя смотреть на них без улыбки. Ах, какие красавицы в длинных, колоколом, юбках и нарядных фартуках с оборками! На щеках горит румянец, чёрные брови дугой. Модницы хвастают друг перед другом платьями, шляпками, зонтиками. Кто-то несёт коромысло с полными вёдрами, кто-то ребёночка баюкает. Есть и весёлые музыканты, и танцоры, и кавалеры-щёголи. А всадники не только на конях: кто-то уселся верхом на хрюшку и скачет, вызхывая смех окружающих.
Жостовские подносы
Какие свежие, яркие и прекрасные букеты цветов! Розы – белые, чайные, алые – раскрыли свои нежные лепестки, пионы красуются пышными шапками, огненные маки и астры, словно большие лучистые звёзды, красочные георгиныи ещё какие-то незнакомые, необычные, но не менее прекрасные цветы.
А разве не очаровательны букеты из скромных полевых цветов: ромашек, васильков, незабудок, фиалок? Среди крупных, почти прозрачных, налитых соком виноградных гроздей порхают маленькие, яркие птицы. А ещё можно увидеть корзинки спелых фруктов и ягод. И мы, кажется, ощущаем тонкий и нежный аромат, свежесть влажных от росы листьев…
Нет, мы не в саду и не в цветочном магазине. Все эти чудесные букеты нарисованы на знаменитых подносах из Жостова. Поднос при любимом русском занятии чаепитии – вещь незаменимая. На него удобно поставить горячий самовар и вазочки с вареньем, пряниками, баранками и другим угощением. Да что говорить, поднос – нужная вещь. Должен он быть красивым, взор радовать. Поднос из обычной, нехитрой вещи превратился в настоящее произведение искусства.
Жостовские подносы нравятся всем!
Ростовская финифть
Ростов Великий славится умелыми зодчими да звонарями, но не только ими. Особо знаменитой стала ростовская финифть. Финифтью в России называют роспись специальными красками по металлу, покрытому эмалью. Это искусство очень древнее, его хорошо знали наши предки. Прошли века, но всё так же ярки и свежи красочные рисунки на эмали. Время не властно над финифтью.
Рождение художественного промысла на Ростовской земле связывают с XVIII веком. Мастера украшали финифтью оклады икон, рисовали на медных пластинках и сами иконы. Были украшения из финифти на одеждах священников, на церковной утвари, на обложках-окладах тяжлых рукописных книг. Финифть часто соседствует с золотом, самоцветными камнями, искусным шитьём, ажурными узорами скани. Скань, или филигрань, - это кружево из тоненьких гладких или витых проволочек, иногда золотых и серебряных.
Позже ростовские мастера стали изображать на рисунках не только святых и сюжеты из Священного Писания. На изящных женских украшениях расцвели нежные цветочные гирлянды, букеты. На эмалевых миниатюрах можно увидеть копии полотен известных художников, портреты знаменитых людей, картины на исторические и фольклорные сюжеты. Финифть, словно драгоценность, украшает ларцы, шкатулки, ювелирные изделия, сувениры, декоративные панно.
Красочные, мягко мерцающие картина и орнаменты рождают ощущение чуда, волшебной сказки.
Касли́нское чугунное литьё
В 1900 году в Париже проходила Всемирная выставка. Много удивительного можно было увидеть на ней. Выстраивались огромные очереди в знаменитый «чугунный павильон». Это была работа литейщиков и художников из уральского городка Касли́. Павильон представлял собой удивительную комнату-шатёр с ажурными, узорными стенами и потолком из чугуна. И всё в этой комнате тоже было сделано из чугуна! И картины-медальоны на стенах, и изящная мебель, и вазы, и даже посуда! Особенно торжественно чугунные узоры смотрелись на фоне тёмно-красного бархата, которым были затянуты стены. Французские газеты и журналы писали о работе касли́нских мастеров как о невиданном чуде.
А начиналось всё на южном Урале, где в 1747 году в городе Касли́ купец Коробков построил чугунолитейный завод. Сначала на нём делали обычные вещи – котлы, кувшины, решётки, ограды, детали для строительства зданий и мостов. Но высокое качество касли́нского чугуна вскоре получило широкую известность. Узорные ограды и ажурные решётки для садов, набережных, мостов везли в Петербург и другие города России. Можно вспомнить строки А.С.Пушкина, посвящённые городу на неве: «Твоих оград узор чугунный…»
Когда мы слышим слово «чугун», то представляем себе что-то тяжёлое, грубое, простое. Вроде чёрной чугунной сковороды. Но какими изящными могут быть чугунные скульптуры! Касли́нские мастера всегда славились изящностью работы, филигранной, почти ювелирной отделкой своих творений.
…Мягкими складками струится одежда всадника, у скачущего коня под гладкой, лоснящейся кожей перекатываются упругие мышцы, кровь пульсирует в жилах. Кажется, мы слышим стук его сердца. Чугун словно оживает!
В это трудно поверить, но касли́нские умельцы делали из чугуна даже украшения – кулоны, перстни, серьги, браслеты, броши, пряжки, тоненькие цепочки, ажурные ларцы и шкатулки. Даже не верится, что всё это сделано из тяжёлого металла.
Камнерезное искусство
Художественная обработка камня на Урале обогатила русское искусство великолепными камнерезными произведениями, большей частью классическими по форме и созданными из отечественных материалов руками народных мастеров.
В них отразилась красота русской земли, зелень её лесов и полей, синее раздолье озёр, глубина неба, яркая красочность закатных часов, чарующая нежность весеннего утра.
Природные особенности камня умело использовали мастера-малахитчики, выполняя свои творения методом мозаики, когда совпадающие по рисунку кусочки малахита разрезались на тонкие пластинки и наклеивались на основу. В готовом изделии создавалось впечатление сплошного узорчатого камня.
О том, как добывали и обрабатывали самоцветные и поделочные камни, написал свои уральские сказы «Малахитовая шкатулка» Павел Бажов. Нам хорошо известна история Данилы-мастера, который стремился создать каменный цветок.
Платки из Павловского Посада
Узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них и молоденькие девушки, и почтенные матери семейств. Издавна, по народной традиции, платок был самым желанным подарком. Платок не просто головной убор, а символ любви и красоты.
Когда-то жители села Павлово уходили на заработки в большие города, нанимались на шелкоткацкие мануфактуры и в красильные мастерские. А потом возвращались в родные края. Те, кому повезло разбогатеть, открывали ткацкие, красильные фабрики. Появились и свои умелые мастера, и искусные художники-резчики для набивного дела.
Платки яркие, нарядные – глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зелёные листья и травы сплетаются в узоры – и всё это на разноцветном фоне: чёрном, белом, красном, золотистом… Есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше.
Всем павловские платки и шали к лицу! Накинет на плечи праздничный платок женщина, взглянет в зеркало и улыбнётся… Красавица!
Вологодское кружево
Вы когда-нибудь любовались морозными узорами на стекле? Или зимним лесом, где пушистые от снега ветви переплетаются в чудесное кружево, сквозь которое пробиваются солнечные лучи. Жаль только, что эта красота недолговечна. Пригреет теплое солнышко, подует ветер – и нет её...
А вот эти ажурные узоры, эта сказочная красота не исчезнет, не растает. Потому что создали её не морозы и снежные вьюги, а руки искусных мастериц. Это знаменитые вологодские кружева.
Трудно сказать точно, когда на Руси стали плести кружева. Возникло кружевоплетение, очевидно, позже, чем вышивка. Но известно, что еще в XVII веке плели кружевные узоры из золотых и серебряных нитей. Дорогими кружевами украшали одежду бояр и царей. Кружева можно было увидеть на царском троне, на сёдлах, на церковном убранстве. С раннего утра и до вечерней зари трудились девушки-кружевницы в дворцовых мастерских, в помещичьих усадьбах.
Славилась кружевами и старинная Вологда. В этой северной стороне выращивали «русский шёлк» – лён. А льняные нити – превосходный материал для плетения кружев.
Ажурные вологодские кружева – это и заснеженный лес, и морозные узоры на стекле, и пушистые снежинки... Мастерицы сами придумывают свои узоры. В них можно разглядеть те же рисунки, что и на старинных вышивках, – сказочные птицы-павы, и Древо жизни, солнце и звезды, цветы и гирлянды, фигурки людей и чудесные травы...
В наши дни, как и встарь, кружева плетут из нитей, намотанных на коклюшки — круглые деревянные палочки. В специальную подушечку-валик воткнуты булавки. В умелых руках кружевницы тихо постукивают коклюшки, мастерица быстро и ловко перебрасывает их из одной руки в другую. Нити обвиваются вокруг булавок и сплетаются в прекрасном узоре кружева.
Словно какая-то загадка заключена в замысловатых узорах, и, зачарованные красотой, мы пытаемся разгадать эту загадку.
Вологодские кружева и ныне в почете и уважении. Ими украшают одежду, бельё, салфетки. Самые известные модельеры охотно работают с кружевом.
Итог.
К р о с с в о р д
- В каком городе вяжут знаменитые пуховые платки?
- На каких изделиях изображены лаковые миниатюры?
- Самая молодая русская кукла?
- В каком городе живут известные всему миру кружевницы?
- В каком городе украшали прялки яркими узорами?
- Как называется рисунок по эмали на металлических изделиях?
- Где отмечают весёлый праздник «Свистунья»?
- Где расписывают керамику 30 оттенками одного цвета?
- Плетёная обувь.
- Из чего делают игрушки в селе Богородском?
- Где искусство росписи по дереву называют золотым?
- Какую посуду для приготовления чая изобрели тульские оружейники?
- Чем издавна русские люди украшают свою одежду?
- Из чего делали ягодные туески?
- Ярко-зелёный поделочный камень.
- Павел Бажов написал уральские …?
Ответы: Оренбург, шкатулки, матрёшка, Вологда, Городец, финифть, Дымково, Гжель, лапти, дерево, Хохлома, самовар, вышивка, береста, малахит, сказы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия: Промыслы и ремесла Терских казаков
Конспект открытого занятия по трудовому направлению: Промыслы и ремесла Терских казаков....
Народные ремесла России. Городец.
Познакомить учеников с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Сформировать практические умения и навыки рисования с образца....
Народные ремесла России. Золотая Хохлома. Зарисовка элементов композиции.
Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы....
Промыслы и ремесла (техника обработки природных материалов
Работа посвящена промыслам и ремеслам России. Автор, ученица 10 класса, Камышева Анастасия, обобщила материал по самым популярным промыслам России и Нижегородского края. В данной работе были использов...
Использование природного материала (дерева) в промыслах и ремеслах
Конкурсная работа в номинации промыслы и ремесла. Цель работы: показать значимость промысла и ремесла, связанных с природным материалом - деревом....
Презентация "Традиционные промыслы и ремесла на Руси"
Традиционные ремесла и промыслы на Руси....
Презентация "Народные промыслы и ремесла России"
Береста - незаменимый материал в жизни наших предков в быту и в жизни. Как использовали бересту, какие предметы изготавливали из нее - незаменимое ремесло в прошлом и настоящем....
- Мне нравится (2)