Статья. Технология проектной работы школьника.
статья

Барковская Наталия Геннадьевна
Концепция технологии Проектное обучение является той педагогической технологией, которая в большей степени, чем многие другие отвечает требованиям профильного обучения и предпрофильной подготовки, так как оно побуждает учащихся проявлять способность • к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода: социального, личностного, связанного с познавательным интересом, с жизненными и профессиональными планами; • к целеполаганию, ориентированному на значимые результаты; • к самообразованию и самоорганизации; • к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников; • видеть проблему, выдвигать гипотезы, демонстрировать интеллектуальные умения; • делать выбор и принимать решения. В концепции модернизации структуры и содержания образования проектно-исследовательская деятельность учащихся рассматривается не только как технология, но и как имеющее важное значение содержание обучения. В связи с этим она занимает определенное место в экспериментальном базисном учебном плане.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._tehnologiya_proektnoy_raboty_shkolnika.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектного обучения

Концепция технологии

     Проектное обучение является той педагогической технологией, которая в большей степени, чем многие другие отвечает требованиям профильного обучения и предпрофильной подготовки, так как оно побуждает учащихся проявлять способность

  • к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода: социального, личностного, связанного с познавательным интересом, с жизненными и профессиональными планами;
  • к целеполаганию, ориентированному на значимые результаты;
  • к самообразованию и самоорганизации;
  • к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;
  • видеть проблему, выдвигать гипотезы, демонстрировать интеллектуальные умения;
  • делать выбор и принимать решения.

В концепции модернизации структуры и содержания образования проектно-исследовательская деятельность учащихся рассматривается не только как технология, но и как имеющее важное значение содержание обучения. В связи с этим она занимает определенное место в экспериментальном базисном учебном плане.

1) В базовых и профильных предметах инвариантной части плана

  • как структурообразующий принцип формирования содержания и ведущей деятельности;
  • как содержание (процедуры проектировочной деятельности и проектировочные умения), подлежащие усвоению;
  • как технология обучения.

2) В вариативной части учебного плана

  • как самостоятельные спецкурсы в профильном обучении;
  • как ведущая технология практико-ориентированного профильного и предпрофильного образования;
  • как свободно избираемая индивидуальная или групповая деятельность в курсах по выбору в предпрофильной подготовке, выполняющая функцию «профессиональной пробы».

Рассмотрим основные педагогические характеристики технологии проектного обучения и ее возможности применения в профильном обучении старшеклассников и предпрофильной подготовке учащихся основной школы.

Основное целевое назначение проектной технологии в профильном обучении заключается в том, чтобы

1) познакомить учащихся на предметном и межпредметном материале с социально, научно и практически значимыми проблемами, которые характерны для профильного обучения и профессионального обучения и профессиональной деятельности, и со способами решения этих проблем;

2) включить учащихся в активную, хотя преимущественно в квазиисследовательскую и квазипрофессиональную, но вполне реальную деятельность, в проживание реальных событий и чувств, позволяющих ученику осмыслить социальную и личностную значимость этой деятельности и ее результатов, оценить свои склонности и возможности в выполнении деятельности с определенными для того или иного профиля характеристиками;

3) стимулировать интерес учащихся к самостоятельному решению проблем:

  • к собственному приобретению знаний из разных областей и источников, которые могут быть использованы в жизни, в будущей профессиональной деятельности, в продолжении образования по выбранному профилю;
  • к получению реального, имеющего социальный и личностный смысл результату;
  • к творческой деятельности по конструированию новых объектов.

Но, кроме специфичный профориентационных, проектное обучение преследует и общедидактические цели, такие, например, как

4) создать условия для развития интеллектуальных способностей:

  • критически мыслить;
  • прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения на основе не только аналитического, логического, но и интуитивного мышления;
  • мыслить на уровне широких обобщений;
  • ориентироваться в окружающей действительности;

5) Формировать ключевые умения и компетенции:

  • проектировочные: определение цели, разработка проектного задания, планирование работы и распределение обязанностей, реализация проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия;
  • познавательные; навыки самостоятельной работы с информацией, самостоятельного конструирования знаний, применения к решению новых познавательных задач.
  • исследовательские: выявление проблем, сбор информации, построение гипотез, экспериментирование, обобщение;
  • коммуникативные: передача информации, умение слушать и понимать другого;
  • социальные: умение сотрудничать в групповом общении и принятии решений, принимать собственные решения и брать за них на себя ответственность, регулировать конфликты;
  • информационные: владение способами получения информации из разных источников, в том числе телекоммуникационных, обработка информации и хранение.

Обобщенная процедура проектной деятельности

В теории и практике проектирования обычно выделяются следующие этапы разработки проекта.

Исходный этап: разработка проектного задания:

  • Определение проблемы: выявление затруднения, обоснование актуальности, анализ изученности, формулирование темы проекта («Что делать, чтобы преодолеть затруднение?»).
  • Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения («Что должно стать результатом моей работы, чтобы преодолеть затруднение, и как этого добиться?»)
  • Определение цели проекта и поэтапных задач.

Этап разработки плана работы:

  • Определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчетности.
  • Выбор средств и методов выполнения.
  • Обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания.
  • Выбор способа оформления результатов и сценария презентации.
  • Выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.

Реализация проекта:

  • Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.
  • Проведение исследования, выполнение расчетов,
  • Подготовка наглядно-графического материала (графиков, диаграмм, таблиц, схем, фотографий, видеоматериалов и т.д.).
  • Оформление материалов для презентации (заключение, статья, доклад, компьютерная презентация, выставка и т.д.)
  • Контроль и коррекция промежуточных результатов.

Завершение проекта:

  • Общественная презентация проекта.
  • Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.
  • Рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.

Технология проектного обучения в системе уроков

Этапы разработки проекта и их содержания

Методика организации учебного процесса

1. Исходный: разработка проектного задания

Использование проектного задания возможно на разных этапах изучения предметной темы или элективного курса.

  • В начале – как способ создания проблемной ситуации;
  • На этапе применения изученного теоретического материала к решению практических задач;
  • По завершении темы – с целью углубления и расширения знаний по интересующим аспектам темы и представления творческой работы в портфолио для накопительной рейтинговой оценки.

1.1.Определение проблемы: выявление противоречия и обоснование актуальности, формулирование темы проекта.

Варианты способов предъявления проблемы:

  • Учитель предлагает зарисовки проблемных жизненных социальных ситуаций, загадочных природных явлений и др. и ставит вопросы, подводящие учащихся к выявлению противоречия и необходимости его разрешения; к формулированию темы проекта.
  • Если у детей есть определенный опыт, знания по теме, то учитель предлагает учащимся определить, какие, интересующие их лично или социально значимые проблемы поможет разрешить изучение данной темы;
  • Учитель предлагает перечень проблем, связанных с темой, обосновывает их актуальность и предлагает учащимся выбрать наиболее их интересующую. Формулирует соответствующие темы и подтемы (проектные задания).

1.2. Определение цели проекта и постановка поэтапных задач.

В цели проекта задаются::

  • педагогические цели: образовательные, развивающие, личностные, профориентационные;
  • Цель самой проектной деятельности, как ожидаемый результат проекта..
  • Учитель задает цели и задачи выполнения проекта.
  • Учитель ставит вопросы, подводящие учащихся к осознанию и формулированию цели и задач поэтапного решения проблемы: «Что нужно изучать, исследовать, сделать для достижения цели проекта?».

1.3. Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения.

  • Учитель предлагает высказать учащимся своё предложение о результатах проекта в целом или по выделенным подтемам. Истинность или ложность предположений ни в коем случае учителем не оценивается. Это дети будут делать самостоятельно в процессе исследования или конструирования.
  • Учитель может сам предложить несколько гипотез: все возможные варианты; те, которые высказывались в науке; существуют в массовом мнении;
  • Учитель показывает образец формулирования гипотез как высказывание о взаимосвязи, отношении результата и условий.

2. Разработка проекта: планирование работы.

Учитель задаёт план работы над проектом,

  • организует его обсуждение,
  • дети составляют план самостоятельно.

. План работы фиксируется: в рабочих тетрадях, в дневниках, в индивидуальных графиках, а также в виде общеклассного «экрана»(графика) выполнения проекта (каждым учащимся или группами).

2.1. Определение сроков выполнения проекта в целом и его частей и промежуточной

отчетности.

Сроки и график выполнения проектных заданий и отчетности задает учитель. Указывается, какая часть работы и на каком уроке будет выполняться. Что и к какому сроку выполняется в качестве домашнего задания. Задаются только рубежные сроки – окончание этапов работы. Сроки индивидуальной работы в рамках рубежных сроков планируются самостоятельно.

2.2. Обсуждение критериев оценки качества проекта.

Критерии могут быть заданы учителем; выбраны в совместном обсуждении с классом; разработаны экспертной комиссией (жюри), выбранной из состава класса или старшеклассников, учителей, родителей.

В качестве критериев могут быть использованы также показатели:

  • полнота и разносторонность в раскрытии темы; доказательность гипотез.
  • качество оформления (грамотность изложения, наличие иллюстраций, графиков, актуальность и эстетичность, уровень носителя информации);
  • самостоятельность выполнения, суждений,
  • элемент исследования и новизны результата;
  • уровень презентации (речь, наглядность, ответы на вопросы, уверенность поведения).
  • степень активности каждого участника команды, степень сотрудничества.

Способы оценивания: в традиционной пятибалльной системе, в рейтинговых баллах, в индивидуальных и суммарных групповых. зачтено – незачтено, содержательное рецензирование.

2.3. Выбор средств и методов выполнения проекта.

Учитель

  • задает методы в проектном задании,
  • организует коллективное или групповое обсуждение, какими методами можно решить каждую из задач проекта, поставленных при разработке проектного задания.
  • представляет в наглядной форме перечень всевозможных методов, применяемых в проектной деятельности, из которого учащиеся могут выбрать и обсудить в группе их эффективность при решении той или иной задачи.

Учащиеся должны знать, что при проектировании могут использоваться методы:

  • изучение и анализ литературных источников;
  • теоретическое моделирование и обобщение;
  • различного рода опросы: анкетирование, интервью, собеседование; запросы через Интернет;
  • наблюдение по специальной программе,;
  • опыты и эксперименты;
  • статистические методы обработки данных.

2.4. Выбор формы работы над проектом и распределение обязанностей.

Учитель предлагает различные варианты работы над проектом. Учащиеся выбирают:

  • Общая тема для всего класса разбивается на мелкие подтемы (в соответствии с частными проблемами, задачами, видами деятельности) и распределяется в виде индивидуальных заданий каждому ученику или по выбору желающим;
  • Класс разбивается на творческие группы (команды). Каждая команда получает (выбирает) задание на выполнение части общего проекта или своего отдельного проекта. Внутри команды все её члены могут сообща выполнять все задания, или распределить обязанности (роли). В этом случае необходимо, чтобы группа определила кроме исполнительских ролей ещё и управленческие: ведущего, эксперта.

2.5. Выбор способов оформления результатов и их презентации

Учитель предлагает учащимся выбрать способ оформления результатов проектной деятельности и способ их презентации, исходя из интересов, желания и возможностей учащихся и школы, а также целесообразности с точки зрения особенностей материала проекта и его значимости.

Возможные способы оформления:

доклад, реферат, сценарий, газета, книга, альбом, служебное письмо, видеофильм, сайт в Интернете модель, макет, картина и др.

Возможные способы презентации:

  • выступление перед своим или другими классами в специально отведенное время урока;
  • защита проектов на открытых обобщающих уроках;
  • выступление с докладами на детских и взрослых конференциях различного уровня;
  • публикация материалов, рассылка писем, школьные стенды;
  • выставка работ;
  • предметные вечера, недели и др.

3. Реализация проекта.

Учащиеся в соответствии с групповыми и индивидуальными заданиями, планом и графиком работы осуществляют самостоятельную конструктивную деятельность.

Учитель оказывает стимулирующую поддержку, консультирует деятельность учащихся и групп.

3.1.Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.

Если проект разрабатывается в урочное время, то в классе должна быть составлена подборка необходимой литературы со свободным доступом к ней учащихся.

Литературу отбирает учитель и приносят учащиеся.

Источником информации может быть и сам учитель. Он может ее представить в форме лекционного занятия, изложения материала на части урока или организовать изучение материала по учебнику в соответствии с программой базового или профильного курса.

Учитель дает учащимся рекомендации, как работать с литературными источниками в виде памяток, алгоритмов действий, фронтального обсуждения.

Помогает во время урока разработать анкеты и другие опросники и дает рекомендации по их проведению и обработке данных во внеурочное время.

3.2. Проведение исследования.

Учитель оказывает помощь учащимся в разработке программы исследования, в отборе оборудования и интерпретации результатов. Рекомендации могут выносится на общеклассное обсуждение (если этот этап присутствует в деятельности каждой группы) или групповое.

3.3. Подготовка иллюстративного материала: наглядно-графического, звукового .

Учащиеся сами выбирают способы представления наглядно-графического материала. Учитель оказывает помощь в организационном и материальном обеспечении этой работы.

Варианты иллюстративного материала: рисунки, коллажи, плакаты, фотографии, графики и диаграммы, видео и звукозаписи, компьютерные презентации.

 

3.4. Оформление материала для презентации.

«Ведущий» в группе собирает воедино весь материал. «Эксперт» отбирает тот, который подтверждает гипотезу, оценивает достоверность доказательств. «Ведущий» обсуждает с членами группы реализацию запланированного сценария презентации своей части проекта или способ интеграции её в общий проект. Обсуждает последнее с ведущими других групп и с учителем.

3.5. Контроль и коррекция промежуточных результатов.

На уроке учитель наблюдает за деятельностью учащихся, оказывает им поддержку, консультирует, в ситуациях типичных затруднений организует общее обсуждение. Если проект выполняется во внеурочное время, то промежуточный контроль осуществляется в соответствии с планом и графиком в форме отчетов.

4. Завершение проекта.

Завершенный проект обязательно должен быть представлен и получить общественную оценку (учащихся своего класса, параллельного, школы, учителей, родителей, за пределами школы). Это придаёт смысл деятельности, повышает мотивацию и ответственность.

4.1. Общественная презентация проекта.

Если проект был краткосрочный и выполнялся в урочное время в течение 1-2 уроков на основе сотрудничества в творческих группах, то презентация проводится в следующих вариантах:

  • Защита проекта представителями от каждой группы на том же уроке (или на 2-ом сдвоенном);
  • Выступление докладчиков на обобщающем уроке – конференции или уроке «погружения в проблему» (при межпредметном проекте).
  • Поочередное выступление докладчиков на уроках по базовым или профильным предметам за счет времени, отведенного на актуализацию ранее усвоенного.

Формы защиты длительных проектов, выполненных самостоятельно в рамках элективных курсов или во внеурочное время в составе творческих групп, более разнообразны (см. 2.5.).

4.2. Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями .

После презентации учитель организует обсуждение результатов проекта по плану:

  • сопоставление первоначальных целей и результатов;
  • подведение итогов;

Ориентировочный план дискуссии:

  • Представители от каждой группы, выполнявшие роль «эксперта в своей группе» высказывают собственную оценку;
  • «Оппоненты», которых выдвигают другие группы делают свою оценку, оценивая положительные и отрицательные стороны проекта в соответствии с принятыми в самом начале критериями. Выдвигают свои предложения по доработке, совершенствованию, внедрению в практику.
  • «Жюри» в специальной таблице (ведомости) оценивает в баллах, также по заранее оговоренным критериям, вклад каждой группы в разработку проекта и его качество. На основании суммарных баллов можно установить рейтинг групп, и, в случае необходимости на этом основании выставить дифференцированные отметки.

«Председатель жюри» (на уроке эту роль выполняет учитель) подводит общий итог относительно качества проекта. Предлагает рекомендации (или решения) о практическом внедрении проекта.

4.3. Рефлексия.

Учитель предлагает группам дать самооценку качества проекта, его соответствия цели и гипотезе.

  • процесса работы над проектом оптимальности и продуктивности работы, затруднений и способы преодоления;
  • качество сотрудничества членов группы: взаимопомощи, и вклада ответственности каждого за общий успех.
  • личностных достижений: влияния работы над проектом на мотивацию учения, волевые качества, навыки самообразования, коммуникативные способности, кругозор, уверенность в себе и удовлетворенность работой и собственными достижениями.

Учитель, в свою очередь, оценивает удачные и неудачные моменты в своей деятельности по педагогическому руководству проектной деятельностью детей. Совместно с детьми решают, какие усовершенствования в эту работу внести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технология проектной деятельности школьников

Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обуче...

технология проектной деятельности школьников

Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обуче...

технология проектной деятельности школьников

Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обуче...

технология проектной деятельности школьников

Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обуче...

технология проектной деятельности школьников

Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обуче...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ»

Сущность технологии проектной деятельности школьников заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, находить нестанд...

Статья "Технологии проектного обучения на уроках технологии", 2019

Метод проектов позволяет реализовать разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, помогает созданию условий для креативной самореализации л...