Ярмарка народных игр
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Предварительный просмотр:
«Ярмарка народных игр»
(спортивное развлечение)
Цель: воспитывать у детей интерес к русским народным играм, к традициям своего народа.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с русскими народными играми;
- развивать чувство юмора, воображение, смекалку, ловкость, быстроту, выносливость;
- воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим.
Предварительная работа: знакомство с традициями, играми и забавами русского народа, разучивание слов со скоморохами.
Оборудование: костюмы скоморохов, медведя, канат, фонограмма русских народных песен.
Ход мероприятия:
(Выходят скоморохи)
1-й скоморох: Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.
Отворяют ворота, проходите, господа.
2-й скоморох: Привет, ты куда идешь?
1-й скоморох: Я иду на ярмарку.
Вот собрался народ, скоро ярмарка придет.
С разноцветными флажками! Калачами и блинами.
2-й скоморох: Нет! Блины и калачи в теплой пусть сидят печи!
Наша ярмарка другая, мы с народом поиграем!
1-й скоморох: А я думал, здесь товары продают, что-нибудь себе куплю! (плачет).
Думал подарков купить: матери – платок, отцу – сапоги, бабушке – сережки, а сестренке – ленту, по самые коленки!
2-й скоморох: Хватит реветь, смотри, уж народ на ярмарку собрался. Добрый день гости дорогие, званные, да желанные.
Собрались мы на ярмарку, на веселую, да на спортивную.
1-й скоморох: Собирайся честной народ.
Много интересного вас ждет.
Много песен, прибауток
И спортивных разных шуток.
Игры, аттракционы
Чудеса из чудес!
Спешите, спешите
Время у вас в обрез.
Народ собирается
Ярмарка открывается.
Ведущий: Уважаемые гости, дети! Собрались мы сегодня, чтобы вспомнить старину, поиграть в русские народные игры. В которые давным-давно играли ваши дедушки, бабушки и прабабушки.
На ярмарку всех зовем, хоть ничего не продаем!
Ярмарку игр мы начинаем
Всем здоровья пожелаем!
Всем в дорогу нам пора!
В гости нас зовёт игра!
1-й скоморох: Не хотите ль поиграть?
Свою удаль показать?
2-й скоморох: Отчего ж не поиграть?
Всегда мы играм рады!
А будут ли награды?
1-й скоморох: А наградой будет смех
Дружный и весёлый!
Хоровод мы заведем
Песню звонкую споем!
(Хороводная игра «Грачи»)
Дети встают в круг, в центре круга сидит «грач». Дети идут хороводом и поют:
Бей качи, качи, качи!
Глянь, баранки-калачи.
С пылу с жару из печи -
Все румяны, горячи
Налетели тут грачи,
Похватали калачи.
На слова «налетели тут грачи, подхватили калачи» дети разбегаются, а грач их ловит. Кого первого поймали, тот становится грачом.
1-й скоморох: Песни, игры, хороводы, не уйдут из нашей моды,
Собирайся детвора, будет новая игра.
(Игра «Горелки»)
Перед началом игры нужно выбрать водящего, того, кто будет “гореть”, - отсюда и название игры. Все участники игры встают парами друг за другом, водящий впереди. Участники игры говорят нараспев слова:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Стой подоле, гляди на поле:
Ходят грачи да едят калачи.
Птички летят, колокольчики звенят!
Как только пропоют эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему:
Раз, два, не воронь, беги, как огонь!
Двое детей бегут вперед, ловко увёртывается от водящего, стараются взять друг друга за руки. Если они возьмутся за руки, то “горелка” им не страшен, они спокойно идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь “горит”. Но если водящему удаётся поймать одного из убегающих, он встает с ним впереди всей колонны, а “горит” тот, кто остался без пары. Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.
1-й скоморох: Мы время свое проведем здесь чудесно,
Как дети играют смотреть интересно.
2-й скоморох: Мимо ярмарки в конец шёл удалый молодец,
Не товар продавать, себя людям показать
Эй, добры молодцы, выходите
Свою силу и ловкость покажите.
(Игра «Хвосты»)
Играют парами. Каждый из игроков получает веревку одинаковой длины с соперником. Веревка заправляется за пояс брюк так, чтобы 2/3 свисали сзади наподобие хвоста. Каждый из игроков должен отобрать хвост у противника, одновременно не отдав свой. Во время игры нельзя толкаться, драться, хвататься руками за все, кроме хвоста, ставить подножки. Победитель тот, кто отобрал хвост у противника, но спас свой. Можно играть и по 4–5 человек одновременно, цель – спасти свой хвост и собрать больше хвостов противников.
1-й скоморох: Пока вы тут играли, я такие чудеса видел.
Чудо – чудо – чудеса, на пеньке стоит лиса,
Палочкою машет, а зайчата пляшут!
2-й скоморох: Да разве это чудо? Я ещё чуднее знаю!
На болоте стоит пень, шевелиться ему лень
Шея не ворочается, а посмеяться хочется.
1-й скоморох: Да разве это чудо? Я ещё чуднее видел!
Стучит – бренчит по улице – Фома едет на курице
Тимошка – на кошке по кривой дорожке.
2-й скоморох: Да разве это чудо? Я ещё чуднее слышал
Плыли утром по реке два барана в челноке
Чёрный с удочкой, белый с дудочкой
Чёрный рыбку ел, белый песню пел.
(Игра «Удочка»)
Игроки становятся по кругу «рыбки», а ведущий в центре круга «рыбак». Игра начинается. «Рыбак» спускает с руки удочку и начинает поворачиваться вокруг своей оси, а «рыбки» должны перепрыгивать через удочку. «Рыбы» поочерёдно начинают подскакивать, стараясь не попасться на крючок. А кто пойман - выходит из круга. «Рыбак» крутит удочку в другую сторону. Так, один за другим, игроки выбывают из игры. Игра кончается, как только выбыл предпоследний игрок. А последний, самый ловкий, считается выигравшим, ему в награду вручается удочка, и он становится «рыбаком».
1-й скоморох: Что устали? Отдохните, да умом пошевелите.
Загадаю вам загадку:
"Я хозяин леса строгий, я зимою сплю в берлоге,
И всю зиму напролёт снится мне душистый мёд.
Страшно я могу реветь, кто же я, скажи? "
Дети: Медведь!
(Появляется поводырь с медведем)
Поводырь: Много знает он потех,
Будет шутка, будет смех!
Спой, медведушка!
Медведь берет балалайку и начинает громко реветь. Поводырь отступает назад, закрыв руками уши. Медведь продолжает реветь и играть, приближаясь к поводырю, отмахивающемуся от него. Потом поводырь забирает балалайку, медведь кланяется, пляшет вместе с детьми под русскую народную мелодию "Калинка".
Поводырь: Ух, уморил! Ну-ка, Миша, отдохни!
Да немножечко вздремни!
(Игра «У медведя во бору»)
Дети ходят вокруг медведя со словами: У медведя во бору, грибы, ягоды беру, а медведь не спит и на нас рычит. Медведь просыпается и ловит детей. Кого поймал, отводит в свою берлогу.
1-й скоморох: Ярмарку продолжаем, игру новую начинаем.
2-й скоморох: Игра интересная, прямо скажем расчудесная.
(Игра «Молчанка»)
Согласно правилам игры нужно выбрать ведущего. Каждый участник подбирает себе фанты. Они у всех должны быть разными. Все участники становятся перед ведущим и громко произносят распев:
Первенчики, червенчики, летали голубенчики,
По свежей росе, по чужой полосе,
Там чашки, орешки, медок, сахарок. Молчок!
Как только произносится последнее слово, все должны замолчать, смеяться тоже нельзя. А ведущий смешит игроков смешными песенками, стишками, потешками, своими движениями. Если кто-то проговорился или засмеялся, должен отдать ведущему свой фант.
Далее, игроки должны выкупить свой фант, исполнив какое-либо желание ведущего. Например, станцевать, спеть, рассказать стих и т.д.
1-й скоморох: Да со всех концов земли к нам на ярмарку пришли!
Эй, девчоночки - подружки, веселушки, хохотушки!
Эй, ребята - молодцы, озорные удальцы!
На игру все выходите, всех гостей повеселите!
(Игра «Золотые ворота»)
Выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой - «наливное яблочко». После этого они берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим, берутся за руки и цепочкой проходят под игровой припев в ворота:
Золотые ворота, проходите, господа!
В первый раз прощается, второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
На последнем слове игрового припева ведущие опускают руки и закрывают ворота, задерживая одного из игроков. Он просит: «Золотые ворота, пропустите вы меня! » Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь - серебряное блюдечко или наливное яблочко? » Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону, он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит и с другими участниками. Так играющие делятся на две команды.
2-й скоморох: Просто так и для утехи вам последняя потеха.
(Перетягивание каната)
Ведущий: Отдохнули мы на славу,
Победили все по праву.
Порезвились, наигрались,
Много новых сил набрались.
Ярмарка завершается
Чаепитие начинается
1-й скоморох: Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
2-й скоморох: Гостей и близких привечаем
Мы ароматным сладким чаем!
(Чаепитие)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Город мастеров. Ярмарка народных ремёсел"
Внеклассное мероприятие по декаративно-прикладному искусству; гжель,хохлома, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, русские матрёшки....
Внеклассное мероприятие по ИЗО на тему: «Древние корни народного искусства» или «Добро пожаловать на Ярмарку»
Внеклассное мероприятие по ИЗО на тему: "Девние корни народного искусства" или "Добро пожаловать на Ярмарку"...
План-конспект урока в 9 классе по теме "Традиционная экономика. Народные промыслы на российской ярмарке"
Цели и задачи: познакомить с географией народных промыслов Подмосковья;вспомнить историю создания и развития промыслов и ремесел на Руси;раскрыть характер основных видов народных изделий Подмосковья, ...
Программа внеурочной деятельности по изо "Ярмарка народных промыслов" 5 класс
Программа курса по изобразительному искусству «Ярмарка народных промыслов» рассчитана на учащихся 5-го класса. В программе представлены материалы практических заданий по изгото...
Ярмарка Народно-спортивная переменка
Цели:1. Познакомить детей с эпизодами народных гуляний, самобытностью русского народа, проявляющейся в культуре проведения праздников.2. При...
Физкультурное развлечение в средней группе " Ярмарка народных подвижных игр"
Мир детства не может быть без игры. Детские игры многообразны. Наши дети любят играть в русские народные подвижные игры, в них заложен дух и история русского народа....
Методические материалы для урока ИЗО. "Ярмарка народных промыслов". Проверочная работа. Презентация
Много талантливых мастеров было на русской земле. В народных промыслах участвовали порой целые деревни: секреты мастерства передавались из поколения к поколению, от отца к сыну, от матери к дочери. Оч...