Аспекты читательской грамотности 9 класс
рабочая программа (9 класс)

Земскова Елена Евгеньевна

Рабочая программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Аспекты читательской грамотности» для учащихся 9 классов составлена с опорой на:

•        Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

•        СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

•        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");

•        Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

•        Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;

•        Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;

•         Учебный план МБОУ СОШ № 13.

Цель программы:  

Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.

Задачи: 

Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом;

Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;  

Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации;

Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;

Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;  

Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».  

У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:

  1. умения, целиком основанные на тексте:

– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;

– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

– основываясь на тексте, делать простые выводы;

  1. умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:

– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;

– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;  

– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;  

– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).  

Планируемые результаты

Предметные результаты

Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор.

Личностные результаты

В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:

• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;

• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

• осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
  • Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
  • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
  • Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  • Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
  • Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
  • Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
  • Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
  • Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
  • Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
  • В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Выпускник научится: 

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;  
  • выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;  
  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;  
  • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;  
  • объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;  
  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;  
  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);  
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;  
  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;  
  • выделять главную и избыточную информацию;  
  • прогнозировать последовательность изложения идей текста;  
  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
  • выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
  • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.  

Выпускник получит возможность научиться: 

  • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;
  • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста);
  • критически относиться к рекламной информации;
  • находить способы проверки противоречивой информации;
  • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Место учебного курса

По учебному плану на курс «Аспекты читательской грамотности» в 9 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю).  

Общая характеристика курса

Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.

Содержание программы

Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания.

Сопоставление содержания текстов научного стиля.

Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации Типы текстов: текст-аргументация.

Составление плана на основе исходного текста.

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи.

Работа со смешанным текстом. Составные тексты.

Итоговый контроль. 

Формы контроля

Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.

По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.

Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

 Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности

зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименования

разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения

Скорректиро-

ванные сроки прохождения

Вводное занятие

Работа с текстом

Сентябрь

1 неделя

Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания

Работа с текстом: умение связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников

Сентябрь

2 неделя

Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания

Работа с текстом: умение связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников

Сентябрь

3 неделя

Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания

Работа с текстом: умение оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире

Сентябрь

4 неделя

Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания

Практикум: самостоятельная работа с текстом

Октябрь

5 неделя

Сопоставление содержания текстов научного стиля

Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера

Октябрь

6 неделя

Сопоставление содержания текстов научного стиля

Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера

Октябрь

7 неделя

Сопоставление содержания текстов научного стиля

Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера

Октябрь

8 неделя

Сопоставление содержания текстов научного стиля

Практикум: самостоятельная работа с текстом

Октябрь

9 неделя

Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации

Работа с текстом: умение оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире

Ноябрь

10 неделя

Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации

Работа с текстом: умение оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире

Ноябрь

11 неделя

Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации

Работа с текстом: умение оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире

Ноябрь

12 неделя

Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации

Практикум: самостоятельная работа с текстом

Декабрь

13 неделя

Типы текстов: текст-аргументация

Знакомство с разными видами аргументации

Декабрь

14 неделя

Типы текстов: текст-аргументация

Работа с текстом: умение обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов

Декабрь

15 неделя

Типы текстов: текст-аргументация

Работа с текстом: умение делать выводы из сформулированных посылок

Декабрь

16 неделя

Типы текстов: текст-аргументация

Практикум: самостоятельная работа с текстом

Январь

17 неделя

Составление плана на основе исходного текста

Работа с текстом: умение объяснять порядок частей, содержащихся в тексте

Январь

18 неделя

Составление плана на основе исходного текста

Работа с текстом: выделять не только главную, но и избыточную информацию

Январь

19 неделя

Составление плана на основе исходного текста

Работа с текстом: умение структурировать текст, составлять простой план

Февраль

20 неделя

Составление плана на основе исходного текста

Работа с текстом: умение структурировать текст, составлять сложный план

Февраль

21 неделя

Составление плана на основе исходного текста

Практикум: самостоятельная работа с текстом

Февраль

22 неделя

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи

Знакомство с понятием «аналитические (конструирующие) задачи»

Февраль

23 неделя

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи

Работа с текстом: умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи

Март

24 неделя

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи

Работа с текстом: умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи

Март

25 неделя

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи

Работа с текстом: умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи

Март

26 неделя

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи

Практикум: самостоятельная работа с текстом

Апрель

27 неделя

Работа со смешанным текстом

Знакомство с разными формами смешанного текста

Апрель

28 неделя

Работа со смешанным текстом

Работа с текстом: умение анализировать смешанные тексты

Апрель

29 неделя

Составные тексты

Знакомство с разными формами составного текста

Апрель

30 неделя

Составные тексты

Работа с текстом: умение анализировать составные тексты

Апрель

31 неделя

Составные и смешанные тексты

Практикум: самостоятельная работа с текстом

Май

32 неделя

Итоговый контроль

Комплексная работа с текстом

Май

33 неделя

Итоговый контроль

Комплексная работа с текстом

Май

34 неделя

Заключительное занятие

Подведение итогов

Май

35 неделя

Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Пособие для учащихся

  1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю.

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1-2 – М: Просвещение, 2020

Пособия для учителя

  1. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018.
  2. Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности – М: Просвещение, 2019
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2018
  4. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2019  
  5. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа.

Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников школ.\\Социологические исследования

  1. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык издательский дом “Первое сентября”
  2. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред И.В. Усачевой. М., 2016.  
  3. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В.   От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и родителей.-- Тлн.: Арго, 2017
  4. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.
  5. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения». Тольятти, 2018.
  6. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm 
  7. Рождественская Л.В. Блоггинг в школе для развития навыков чтения и письма// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.

Информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные обучающие программы

Тренажёрные компьютерные программы

Экранно-звуковые пособия

СD / DVD – проигрыватель

Компьютер с программным обеспечением

Экспозиционный экран

Мультимедийный проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Аспекты читательской грамотности 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности...

Аспекты читательской грамотности 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности...

Аспекты читательской грамотности 8 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности...

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Курс внеурочной деятельности: «Читательская грамотность» Класс: 5-9

Программа нацелена на развитие:способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возмо...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...