Годовой цикл учебно-воспитательной работы учреждения дополнительного образования
методическая разработка
В работе раскрываются основные этапы и направления учебно-воспитательной работы в учреждении дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_godovoy_tsikl_uch-vospitatelnoy_raboty_udod.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ ДО Центр детского (юношеского) технического творчества
Московского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Годовой цикл учебно-воспитательной работы
учреждения дополнительного образования»
Автор: методист Витвинова С.А., ГБУ ДО ЦДЮТТ Московского района |
|
Санкт-Петербург
2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Мероприятия годового цикла учебно-воспитательной работы учреждения дополнительного образования 7
Введение.
Эффективность деятельности любого образовательного учреждения в настоящих условиях во многом зависит от использования современных методов и принципов работы.
В контексте модернизации содержания российского образования к деятельности заместителя директора по УВР предъявляются требования, ориентированные на его оптимальную теоретическую подготовку и высокий уровень компетенций в области управления образовательным процессом.
В данной работе раскрываются теоретические основы циклограммы деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в дополнительном образовании детей, основные мероприятия деятельности.
Данная тема актуальна, ввиду необходимости ее теоретической и практической разработки для дальнейшего совершенствования качества деятельности образовательных учреждений. Обзор литературы и интернет-источников показал, что данная тема не разработана, и является востребованной. Работа может быть полезна руководителям, заместителям руководителей, работающим в дополнительном образовании.
Теоретическая часть.
Не секрет, что большая часть работы заместителя директора циклична и в основном повторяется из года в год в одно и тоже время. Специалисты утверждают, что примерно 90% всех служебных действий поддается стандартизации. При таком подходе внутренний контроль осуществляется целенаправленно, планомерно, системно, но при этом сокращается бумажный вал и увеличивается информационная ёмкость.
Циклограмма работы – это совокупность мероприятий, составляющих законченный круг действия.
Циклограмма работы строится исходя из функциональных обязанностей и вопросов зам. директора по УВР.
Циклограмма деятельности может строиться как ежедневно, еженедельно, ежемесячно, так и представлять годичный цикл.
В нашем случае целесообразно представить, что законченный круг - это учебный год. Все планирование работы строится на этот временной промежуток.
В нашей работе мы предлагаем оттолкнуться от приоритетных направлений деятельности заместителя директора: организационно-координационная, планово-прогностическая, инструктивно-методическая, контрольно-диагностическая, информационно-аналитическая деятельность.
Поподробнее остановимся на этих направлениях.
Организационно-координационная деятельность является одной из важнейших, т.к. организация дополнительного образования является объектом управления, в котором люди и выполняемые ими задачи находятся в постоянной взаимозависимости и взаимосвязи. Для обеспечения синхронизации деятельности и взаимодействия различных частей организации используется координация и организация коммуникаций. Координация представляет собой процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимодействия различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Координация обеспечивает целостность, устойчивость организаций. В малых организациях, где все работники знают друг друга, обеспечить координацию их работы не представляет сложности. Очевидно, что если деятельность распределена между десятками подразделений с сотнями сотрудников, то потребность в координации неизмеримо возрастает и требует приложения больших усилий.
Планово-прогностическая деятельность, является основой управления и важнейшей стадией управленческого цикла на всех уровнях управления. Планирование и прогнозирование заключается в определении зон ближайшего и перспективного развития в конкретных условиях педагогического коллектива. Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности, мероприятий, подборе и расстановке конкретных исполнителей и в определении сроков исполнения. Деятельность учреждения регламентируется многочисленными документами. Все они должны учитываться при составлении плана работы. В процессе работы проходит уточнение и корректировка в зависимости от объективных условий.
Инструктивно-методическая деятельность заместителя директора направлена на разработку, систематизацию, распространение инструктивно-методических материалов, подготовку документов, положений, отчетов и иных документов.
Контрольно-диагностическая деятельность, принципиально важный компонент, без которого управление не может существовать. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям.
Рассматривая контроль как вид управленческой деятельности, можно отметить, что контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения. Контроль предполагает выявление отклонений фактических результатов от намеченных целей.
Информационно-аналитическая деятельность заместителя директора по учебно-воспитательной работе неразрывно связана с большим объемом информации о состоянии и развитии разнообразных процессов в учреждении. Вся информация, которая подразделяется на внешнюю и внутреннюю, требует кропотливого анализа и принятия управленческих решений. Технология анализа состоит из следующих этапов: сбор информации, ее анализ, выявление несоответствий или соответствий, оформление документов и принятие решений.
Основное содержание работы.
Основу деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе составляет непосредственное руководство образовательным процессом через основные направления деятельности. В своей работе мы попытались сформулировать основные виды деятельности через призму функций и требований законодательства РФ. Хочется отметить, что у каждого заместителя директора, циклограмма деятельности будет своей, в зависимости от его функционала, требований директора и специфики учреждения.
Ниже вы можете познакомиться с мероприятиями годовой циклограммы деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
Мероприятия годовой циклограммы деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе
Месяц | Организационно-координирующая | Планово-прогностическая | Инструктивно- методическая | Контрольно-диагностическая | Информационно-аналитическая |
Ежемесячно | Координация по подготовке и проведению районных и городских массовых мероприятий по плану учреждения. | Корректировка плана работы учреждения. | Подготовка приказов
| Контроль за организацией районных и городских массовых мероприятий по плану учреждения. Контроль за проверкой журналов заведующими отделами | Анализ наполняемости, информационной составляющей сайта Работа с обращениями участников образовательного процесса |
АВГУСТ | Подготовка учреждения к новому учебному году. Набор обучающихся в группы | Подготовка к педагогическому совету. Подготовка и утверждение плана работы учреждения. Уточнение списка дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в учебном году. | Подготовка положений конкурсов городского и всероссийского уровня Корректировка гос.задания в соответствии с производственным планом на учебный год Подготовка договоров о сетевой реализации дополнительных программ | Смотр готовности учебных кабинетов к началу года. | Уточнение данных производственного плана Анализ взаимодействия учреждения со школами района |
СЕНТЯБРЬ | Набор обучающихся в группы Распределение журналов учёта учебных занятий Консультации при прохождении процедуры аттестации на первую и высшую категории. Консультации по корректировке рабочих программ Организация взаимодействия учреждения со школами района Организация аттестации на соответствие должности | Составление расписания занятий коллективов. Проведение педагогического совета о перспективах нового учебного года. Подготовка и утверждение образовательной программы учреждения | Подготовка приказов
Подготовка договоров о сетевой реализации программ дополнительного образования со школами района Подготовка образовательной программы учреждения | Уточнение списков, обучающихся по базе Параграф УДОД Посещение открытых занятий и массовых мероприятий по плану учреждения. Внутренний контроль по охране труда, внутренней дисциплине в учреждении | Анализ набора обучающихся в группы Анализ кандидатур к награждению, подготовка представлений |
ОКТЯБРЬ | Консультации по заполнению журналов и списков Совещание при директоре (еженедельно) Организация взаимодействия учреждения с социальными партнерами города | Организация работы на каникулах Организация мониторинга в учреждении | Подготовка текущей документации (приказов, отчетов, анкет, мониторингов и др.) Работа со списками, обучающихся по базе Параграф УДОД | Проверка списков, обучающихся по базе Параграф УДОД Проверка сохранности контингента и выполнения расписания Проверка рабочих программ Посещение открытых занятий и массовых мероприятий по плану учреждения. | Анализ открытых занятий и массовых мероприятий Анализ проверки по сохранности контингента и принятие управленческих решений |
НОЯБРЬ | Совещание при директоре (еженедельно) Организация взаимодействия учреждения с социальными партнерами города | Организация работы на осенних каникулах Организация мониторинга в учреждении | Подготовка текущей документации:
| Проверка заполнения журналов Посещение массовых мероприятий по плану учреждения. | Анализ массовых мероприятий и принятие управленческих решений Анализ проверки заполнения журналов и принятие управленческих решений |
ДЕКАБРЬ | Совещание при директоре (еженедельно) Организация взаимодействия учреждения с социальными партнерами города | Организация работы на зимних каникулах Организация мониторинга в учреждении Подготовка изменений в государственное задание | Подготовка текущей документации (приказов, отчетов за полугодие, анкет, мониторингов и др. по запросу)
| Посещение открытых занятий и массовых мероприятий по плану учреждения. Персональный контроль по итогам предыдущих проверок Проверка выполнения законодательства в сфере «защиты персональных данных» | Анализ открытых занятий и массовых мероприятий и принятие управленческих решений Анализ проверки в сфере «защиты персональных данных» Анализ проверки рабочих программ и принятие управленческих решений |
ЯНВАРЬ | Совещание при директоре (еженедельно) Организация работы на зимних каникулах | Подготовка изменений в государственное задание | Подготовка текущей документации (приказов, отчетов за полугодие, анкет, мониторингов и др.)
| Проверка работы педагогических работников в каникулярное время Посещение массовых мероприятий по плану учреждения. | Анализ мероприятий и принятие управленческих решений |
ФЕВРАЛЬ | Совещание при директоре (еженедельно) Организация взаимодействия учреждения с социальными партнерами города | Организация мониторинга в учреждении Подготовка и организация городских конкурсов и фестивалей | Подготовка текущей документации (приказов, отчетов, анкет, мониторингов и др.) | Посещение открытых занятий и массовых мероприятий по плану учреждения. | Анализ открытых занятий и массовых мероприятий и принятие управленческих решений |
МАРТ | Совещание при директоре (еженедельно) Организация взаимодействия учреждения с социальными партнерами города | Подготовка и организация самообследования в учреждении Подготовка и организация городских конкурсов и фестивалей Подготовка к собеседованию при директоре заведующих по планируемому учебному году Организация работы на весенних каникулах | Подготовка текущей документации (приказов, отчетов, анкет, мониторингов и др.)
| Проверка сохранности контингента и оценка качества образования Посещение открытых занятий и массовых мероприятий по плану учреждения. | Анализ открытых занятий и массовых мероприятий и принятие управленческих решений Анализ сохранности контингента и оценки качества образования |
АПРЕЛЬ | Совещание при директоре (еженедельно) Организация взаимодействия учреждения с социальными партнерами города Организация аттестации на соответствие должности Организация самообследования | Собеседования при директоре заведующих по новому учебному году Подготовка летней оздоровительной кампании | Подготовка текущей документации (приказов, отчетов, анкет, мониторингов и др.)
| Проверка состояния материально-технической базы кабинетов Контрольный срез по on-line анкетированию на сайте по удовлетворенности потребителей образовательных услуг Посещение районных и городских массовых мероприятий по плану учреждения. | Анализ и оценка эффективности деятельности педагогического коллектива, направленной на повышение качества образования по результатам самообследования Анализ удовлетворенности потребителей образовательных услуг Анализ кандидатур к награждению, подготовка представлений |
МАЙ | Совещание при директоре (еженедельно) Организация взаимодействия учреждения с социальными партнерами города Организация летней оздоровительной кампании | Подготовка к педагогическому совету Подготовка летней оздоровительной кампании | Подготовка текущей документации (приказов, отчетов, анкет, мониторингов и др.)
| Посещение итоговых районных массовых мероприятий по плану учреждения. | Анализ и оценка эффективности деятельности педагогического коллектива, направленной на повышение качества образования; |
ИЮНЬ | Подготовка и проведение педагогического совета по итогам учебного года Организация работы на летних каникулах Организация взаимодействия учреждения со школами района в рамках летних лагерей Консультации по разработке рабочих программ | Подготовка проекта перспективного плана учреждения на новый учебный год | Подготовка текущей документации (приказов, отчетов, анкет, мониторингов и др.)
| Контроль заполнения педагогическими работниками анкеты по оценке результатов и выполнению дополнительной общеобразовательной программы Проверка заполнения журналов в соответствии с рабочей программой | Анализ и оценка эффективности деятельности педагогического коллектива, направленной на повышение качества образования |
Заключение.
Циклограмма деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе поможет увидеть целостность образовательного процесса, спланировать деятельность в соответствии с требованиями времени и законодательства.
В современных условиях возникает трудность в планировании работы учебных групп, т.к. государственное задание подписывается на календарный год, таким образом, оно подлежит корректировке минимум 1 раз в год. В силу специфики наших учреждений (разнообразие направлений деятельности), возникают трудности в замещении направленностей. Главная задача учреждения - выполнение государственного задания со своевременной корректировкой и чтобы грамотно спланировать работу всего учреждения, необходим регулярный контроль за учебно-воспитательным процессом. При регулярном контроле можно сделать вывод о востребованности тех или иных направлений, о готовности школ-партнеров для сотрудничества, о желании родителей (как участников образовательного процесса) оказывать посильную помощь в развитии детского творческого коллектива.
Основными задачами заместителя директора становятся: умение четко и своевременно выполнять мероприятия, соответствующие циклограмме, умение видеть проблемы, возникающие при работе с участниками образовательного процесса, искать пути их решения, не доводя до конфликтных ситуаций, а если и возникает конфликт, разрешить его спокойно и грамотно, выслушав и приняв во внимание все стороны конфликта.
Библиография.
- Корнеева И.Г., Колюсина В.В. Внутришкольный контроль. Руководство к действию — М.: УЦ «Перспектива», 2010.
- Мильнер Б.З., Теория организации- М.: ИНФРА-М, 2000.
- Никишина И.В., Мастер-класс для руководителей школы. Управление методической работой. – М.: «Планета», 2011.
- Плахова Л.М., Курс молодого бойца, или азбука директора школы. Вып.2 - Москва, «Просвещение», 2008.
- Савкин А.П., Рабочая книга школьного администратора.Вып.1 — М.: 2007.
- Сибирцова Г.Н., Настольная книга зам. директора школы по воспитательной работе (опыт, рекомендации, документы) — Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
- http://www.prodlenka.org /
- http://festival.1september.ru/
- http://studbooks.net/
- http://www.studfiles.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования" - Сборник материалов всероссийской конференции "Актуальные подходы в вопросах здоровьесберегающей и инновационной деятельности ОУ"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3982930","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном ...
Интеграция различных видов и жанров искусства в работе учреждений дополнительного образования детей.
Данная работа отражает подход педагогов Центра детского творчества к решению проблемы обучения и воспитания детей через интеграцию различных видов искусства. Эти выводы основаны на многолетнем опыте п...
Использование игровых технологий в учебно-воспитательной работе с подростками в учреждении дополнительного образования
Статья об огранизации работы с подростками в учреждении дополнительного образования ...
Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования
Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог ...
ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Педагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» города Евпатории Республики
ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯПедагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования дет...
Методические материалы по организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.
В пособии отражены сущность деятельности учреждения дополнительного образования детей, освещены компоненты профессионализма и педагогического мастерства руководителей кружков, даны рекомендации по орг...
Гражданско- патриотическое воспитание в духе мира в учебно- воспитательном процессе в системе дополнительного образования
Методический материал для педагога, который позволяет, благодаря ряду мероприятий, воспитать гражданина, патриота, ценителя своей культурных традиций, нравственных ценностей....