Лекарственные растения
план-конспект
Материалы по теме лекарственные растения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekarstvennye_rasteniya.docx | 750.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Юный спасатель»
Педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» Дегтярев М.Ю.
Материалы для занятия
ТЕМА: Лекарственные растения и грибы
УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с профессией спасателя .
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: Воспитать у учащихся дисциплинированность, ответственность и стремление к изучению и подготовке к будущей работе спасателя
А. Заблудиться в лесу, а тем более в тайге очень просто. Что делать, если с собой нет никакой еды, вы не охотник и не рыболов и не слишком хорошо разбираетесь в грибах, которые могут оказаться ядовитыми? Тогда остаются орехи, ягоды и растения, которые можно использовать в пищу.
1. Щавель
Щавель активно используется в русской кухне для приготовления супов или зеленых щей, а в сыром виде – для салатов. Своим кисловатым вкусом он обязан высокому содержанию аскорбиновой и щавелевой кислот, содержится в нем и белок. Распознать щавель несложно по длинному широкому листу со стреловидным кончиком и стреловидным же вырезом у черешка, в основании листа.
2. Клевер
В отварном виде его используют для приготовления похлебки или пюре, но его можно есть и сырым, если измельчить листья. Клевер также богат белком.
3. Одуванчик
Из его молодых сочных листьев готовят добавку в салат, но предварительно нужно устранить горечь – для этого их вымачивают полчаса в соленой воде, а при отсутствии соли – два часа в пресной.
Корни одуванчика тоже годятся в пищу: их нужно помыть, разрезать вдоль, немного подсушить, а затем до хруста поджарить на открытом огне. Своим приятным сладким вкусом корни одуванчика обязаны высокому содержанию сахара (до 10%), а также крахмала (до 53%). Зажаренные и растертые в порошок корни одуванчика используют для приготовления напитка, который напоминает кофе.
4. Ревень
Ревень популярен в Европе в качестве овощной культуры, но будьте осторожны: в пищу пригодные только толстые черешки от листьев, очень сочные и питательные, все остальное считается ядовитым. Черешки листьев ревеня обычно отваривают или тушат.
Распознать ревень можно по крупным листьям, нередко волнистыми по краям, и соцветию в виде метелки. Цветки обычно имеют белый или зеленоватый цвет, но встречаются также розового или кроваво-красного цвета.
5. Иван-чай (кипрей)
В этом растении съедобны как свежие листья и побеги, которые используют для супов, так и корни с приятным сладковатым вкусом, что едят в сыром виде. Корни также сушат и делают из них муку, из которой пекут лепешки и варят кашу.
Кипрей можно распознать по высоте, которая доходит до 1,5 м, и приятному медовому аромату. Его розовые цветки собраны в соцветия-кисти, которые сужаются кверху, а поочередное расположение листиков на стебле напоминает иву.
6. Лопух
Лопух – одно из самых распространенных растений. У него съедобны корни, которые едят сырыми (они вкуснее, если лопух еще не начал цвести) или запеченными, тогда они приобретают приятный сладковатый вкус.
7. Тростник
Корни тростника, сочные, нежные, со сладковатым вкусом, можно употреблять в пищу в сыром виде. Кроме того, их варят, запекают и сушат, а после сушки растирают в муку и пекут лепешки. Муку также можно обжарить и приготовить напиток.
Тростник растет обычно по берегам рек и озёр. Его высокий тонкий стебель покрыт узкими листьями и увенчан колоском-метёлкой.
8. Камыш
Камыш в большом количестве произрастает у воды. На его мягких легких стеблях нет листьев, а узнать его можно по небольшой бурой метелке на верхушке. Нежные корни камыша обладают сладковатым вкусом, их можно есть сырыми, особенно весной.
9. Крапива двудомная
Крапива – настоящий кладезь витаминов, недаром из ее побегов и листьев готовят супы и салаты. Чтобы избавиться от жгучего вкуса, ее нужно минут 5 подержать в кипятке.
Крапива двудомная и крапива жгучая – близкородственные растения, но двудомная отличается большей высотой, длинными соцветиями и заостренными, вытянутыми к концу листьями.
10. Рогоз
Рогоз часто считают камышом, но это неверно, хотя он также растет по берегам водоемов. У него толстое соцветие коричневого цвета с бархатистой поверхностью.
В отварном виде в пищу употребляются молодые побеги рогоза, очень питательные и вкусные, напоминающие по вкусу спаржу.
Корневище можно запекать целиком, как картошку, или же высушить у костра, нарезав на кусочки толщиной по 0,5 см. Потом высушенный и растертый в муку корень можно использовать для выпечки хлеба или лепешек, а если его поджарить и растереть, можно приготовить вкусный и питательный напиток.
11. Водяная лилия (кувшинка белая)
У водяной лилии съедобным является корневище, но его вначале придется достать со дна, а потом уже отварить, запечь или поджарить.
12. Сусак (якутский дикий хлеб)
Корневище этого растения запекают или поджаривают с салом; из него можно также приготовить муку и напиток, как это делается с корнями тростника и рогоза.
Сусак произрастает в воде, его можно узнать по тонким длинным листьям и стеблям и похожему на зонтик соцветию наверху с крупными цветками розового цвета — один цветок верхушечный, а три — самостоятельные соцветия.
Вот такая «золотая дюжина» растений, которые помогут продержаться, если вы заблудились. Но учтите: если вы не уверены, что перед вами именно то растение, о съедобности которого вам известно, лучше его не трогать – всегда есть опасность отравиться. И не забудьте, что многие из них можно есть, только подвергнув их термической обработке или вымачиванию.
Б. Обеспечение пищей
Голодание - это "состояние организма при полном отсутствии или недостаточности поступления пищевых веществ"[4].
Голод страшен тем, что усиливает действие других поражающих человека факторов. Голодный человек замерзает в несколько раз быстрее, чем сытый. Он чаще заболевает и тяжелее переносит болезни. При длительном голодании замедляются реакции, ослабевает интеллектуальная деятельность. Резко падает работоспособность. При голодании необходимо пить достаточное количество воды, тогда ткани распадаются менее интенсивно, меньше образуется продуктов распада (мочевины, сульфатов и др.), и для выведения их через почки требуется меньшее количество жидкости. Первые 2-3 суток от употребления пищи можно вообще воздержаться, употребляя только воду. Этого времени бывает, как правило, достаточно для обеспечения себя хотя бы минимальными запасами пищи за счет даров природы, охоты, рыбной ловли[8].
Специалисты насчитали на планете примерно 300 тыс. растений. У нас на Урале таких растений более 100. Они оказывают благоприятное влияние на организм: усиливают окислительно-восстановительные процессы, улучшают кроветворение, способствуют выведению вредных веществ из организма, нормализуют деятельность желудочно-кишечного тракта, улучшают зрение, обмен веществ, предупреждают образование камней в почках. В связи с этим возрастает сопротивляемость организма к неблагоприятным условиям среды, улучшается самочувствие и работоспособность человека [12]. Одни из них можно употреблять в пищу в сыром виде, другие следует предварительно подвергать термической обработке, а также сушке или вымачиванию.
В пищу используются плоды, корни, луковицы, молодые побеги, стебли, листья, почки, цветы, орехи. Одни из них, например ягоды, плоды, можно есть в сыром виде, другие – корневища, луковицы, клубни – требуют кулинарной обработки.
Листья, стебли, побеги лучше собирать с растений до их цветения или с не цветущих экземпляров. Они нежнее, сочнее, легче перевариваются и усваиваются. После цветения наземные части растений грубеют, теряют свою пищевую ценность. Наиболее питательны молодые листья, побеги и их растущие верхушки. Заготовленную зелень промывают в проточной воде и едят в том или ином виде.
Выкопанные корни, луковицы, клубни следует сразу же отряхнуть от земли и тщательно вымыть, а затем разобрать, удалив участки, пораженные гнилью, имеющие ненормальный цвет, наросты или вовсе несвойственную корневищу бугристость[8].
Однако, используя в пищу растения, следует строгопридерживаться определенных правил, ибо, ошибочно приняв то или иное растение за съедобное, можно получить серьезное отравление.
Не рекомендуется употреблять в пищу косточки и семена плодов, луковицы без характерного луковичного или чесночного запаха и растения, выделяющие на изломе млечный сок. Съедобен ли тот или иной плод, иногда можно узнать по косвенным признакам: птичьему помету, обрывкам кожуры и многочисленным косточкам, валяющимся у подножия дерева, поклеванным плодам и т. п.
«Зеленые береты» армии США рекомендуют следующую тактику употребления в пищу незнакомых растений. Небольшое количество незнакомого растения необходимо растереть между пальцами руки. Если через 15–20 мин вы не почувствуете жжения (покраснения) кожи, положите его на внутреннюю часть локтевого сгиба. Если через 15–20 мин вы не почувствуете жжения (покраснения) кожи, поместите его между губами. При отсутствии раздражения, жжения через 15–20 мин возьмите крохотную часть незнакомого растения в рот и разжуйте его, но не глотайте. При отсутствии раздражения, жжения, горького вкуса через 15–20 мин проглотите его. Если через 15–20 мин вы не почувствуете тошноты, головокружения и других признаков ухудшения здоровья – используйте в пищу небольшое количество этого растения. Если на следующий день вы не почувствовали ухудшения здоровья, смело употребляйте это растение в пищу.
Чтобы избежать отравления растительными ядами, не ешьте незнакомые растения; не употребляйте в пищу широко известные культурные растения (картофель, зерновые, гречиха, горох и т. д.), которые неправильно хранились или зимовали в поле [8].
В целях профилактики незнакомые плоды и клубни следует тщательно проварить, поскольку большинство растительных ядов разрушается при термической обработке.
В. Сохранение здоровья.
Сохранение собственного здоровья для выживающего в условиях дикой природы становится первостепенной задачей, когда средства и оборудование для первой квалифицированной медицинской помощи отсутствуют.
Поэтому главная защита от болезней и ранений – это их ежедневная профилактика, соблюдение которой потребует овладения многими простыми приемами – персональной гигиеной.
Ежедневный уход за кожей и пальцами ног является строго обязательным. Одно из средств профилактики грибковых заболеваний - пересыпание складок кожи растертым в пыль сухим грибом–трутовиком, пухом кипрея (иван–чая), мхом сфагнумом.
Ежедневная чистка полости рта. В случае несоблюдения может развиться кариес, пародонтоз, другие заболевания полости рта. Заменить зубную щетку может ветка молодого кустарника, дерева диаметром 0,5 см, расщепленная с одной стороны при помощи крестообразного распила ножом, зубную пасту заменят растения с бактерицидным свойством (ель, сосна, мята).
Большую пользу приносят в экстремальных условиях лечебные свойства дикорастущих съедобных растений. Их можно использовать для остановки кровотечений, перевязке ран, при острых желудочно-кишечных заболеваниях, для лечения воспалений. Например, при наружных и внутренних кровотечениях усиливают свертываемость крови: крапива, калина, горцы, пастушья сумка, девясил, кровохлебка, тысячелистник, медуница и др. Обладают ранозаживляющим действием, стимулируют регенерацию тканей — береза, лопух, одуванчик, тысячелистник, ромашка и др. При расстройствах желудка, кишечника помогут - полынь, кровохлебка, зверобой, щавель конский, ольха. Сильным противовоспалительным действием обладают: череда, мать-и-мачеха, подорожник, смородина, шиповник, береза. Если произошло отравление — антитоксические средства: одуванчик, полынь, пустырник, лопух, подорожник, клевер, клюква. При аллергиях — череда, ромашка, береза, полынь, щавель, клюква.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ОБЖ в 6 классе по теме: «Лесная аптека » («Лекарственные растения»)
На уроке учащиеся 6-х классов знакомятся с некоторыми лекарственными растениями Подмосковья, способами их применения. Приобретают практические навыки и умения использования различных лекарственных рас...
Лекарственные растения
Методическая разработка и презентация урока экологии для учащихся 6 класса о значении повсеместно встречающихся лекарственных растениях....
Лекарственные растения. Внеклассное мероприятие
Конспект внеклассного мероприятия "Лекарственные растения Краснодарского края" для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида....
урок по теме "Лекарственные растения"
Урок по теме "Лекарственные растения ".Данный урок разработан с применением здоровьесберегающих технологий на уроках биологии. Урок знакомит учащихся с многообразием лекарственных ра...
Конспект занятия по биологии в 7 классе "Лекарственные растения Кубани"
Данный конспект занятия содержит материала о лекарственных растениях Кубани....
Тест "Лекарственные растения. Зеленая аптека"
Тест разработан на основании содержания учебника "Природоведение" Пакуловой В.М. и др. Уровень сложности для пятиклассников - средний....
Конспект урока "Лекарственные растения"
Урок проходит в игровой форме. На уроке ребята познакомятся с видами лекарственных растений, легендами о растениях....