статья Экспериментальная работа в классах кларнета и саксофона на индивидуальных, ансамблевых и оркестровых занятиях
статья

Тарасова Светлана Михайловна

Стаьтя посвещена эксперементальной работе в класах кларнета и саксофона

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментальная работа в классах кларнета и саксофона на индивидуальных, ансамблевых и оркестровых занятиях

Сорокапятилетний опыт игры на кларнете и саксофоне, а также двадцатилетний стаж педагогической деятельности в различных учебных заведениях позволили автору выдвинуть предположение, что бесприжимная постановка при игре на кларнете и саксофоне будет иметь широкое применение в педагогической практике музыкантов в связи с высокими результатами её реализации.

Острые проблемы физиологического, психолого-педагогического, практического концертно-исполнительского характера, волнующие музыкантов-духовиков, выявлены, раскрыты и обстоятельно изучены нами в первых главах данного диссертационного исследования.

Анализируя поставленные профессиональной деятельностью проблемы, а также- учитывая наши теоретические предложения по их решению, мы подготовили и провели экспериментальную работу в классах кларнета и саксофона. В процессе педагогического эксперимента была проверена теоретико-методическая состоятельность и практическая эффективность выдвигаемых нами предложений по совершенствованию учебного процесса, изменению основных подходов к его содержанию, внедрению новых принципов исполнительской постановки, игровых приемов, составляющих в целом нашу методику обучения игре на кларнете и саксофоне на основе бесприжимной постановки.

На страницах данного параграфа мы излагаем полученные нами в процессе экспериментальной работы весьма положительные результаты при обучении детей, подростков и юношества игре на кларнете и саксофоне-теноре на основе бесприжимной постановки.

Проведение экспериментальной работы, а также анализ и обобщение её результатов осуществлено с учетом применения в контрольных группах традиционной методики, известной нескольким поколениям кларнетистов и саксофонистов, а в экспериментальных группах - авторской экспериментальной методики, созданной за многие годы практической исполнительской, педагогической и теоретико-методической исследовательской работы. Основные методы проведения экспериментальной работы: - метод беседы (опроса) для отбора учащихся в экспериментальные группы; - собственно педагогический эксперимент - обучение игре на кларнете и саксофоне по авторской методике на основе бесприжимной постановки; - наблюдение за содержанием и результатами обучения участников контрольных групп; - контрольные срезы (проверка уровня знаний, умений, навыков, способностей, выявление динамики интеллектуального, творческого, исполнительского развития с помощью специально разработанных заданий); - сравнительный анализ результатов контрольных срезов, подведение итогов, формулирование выводов по эксперименту. Тема нашего исследования настоятельно диктует необходимость поставить и рассмотреть вопрос наиболее эффективной методической организации процесса обучения сольному, ансамблевому и оркестровому исполнительству на духовых язычковых инструментах. Словосочетание «оркестровые духовые инструменты», как известно, предусматривает коллективное исполнение музыки. Однако в оркестровой музыке практически всегда присутствуют сольные инструментальные партии. Поэтому необходимо разобраться, что же такое сольное исполнение музыки и сольные произведения, оркестровые произведения, коллективная игра и исполнение отдельных сольных мест, музыка, написанная композитором только-для сольного исполнения. Знание подобных различий необходимо в связи с тем, что это влияет на многие аспекты исполнительской работы музыканта — технические; художественно-творческие, социально-коммуникативные, психофизиологические и т.д. Музыканту, планирующему достичь универсального исполнительского мастерства, необходимо знать, какой подготовкой он должен обладать, чтобы максимально реализовать свои потенциальные личностные и профессиональные качества, способности, возможности во всех этих случаях — в сфере сольного, ансамблевого и оркестрового исполнительства на кларнете и саксофоне. Таким образом, в процессе проведения эксперимента необходимо было также получить ответ на вопрос: какие именно различия сопровождают процесс подготовки сольных, ансамблевых и оркестровых исполнителей на кларнете и саксофоне.

Для проведения эксперимента и получения достоверных сравнительных данных нами были созданы две экспериментальные и две контрольные группы: экспериментальная и контрольная группы кларнетистов; экспериментальная и контрольная группы саксофонистов. Учебные занятия (индивидуальные и оркестровые) в этих четырех группах должны были проводиться в соответствии с составленным учебным планом; программой и расписанием. Индивидуальные занятия - по 1 часу два раза в неделю (2 часа), а групповые - оркестровые - по 2 часа подряд каждое занятие два раза в неделю (всего 4 часа).

Все созданные группы состояли из детей музыкальной школы третьего года обучения игре на инструментах духового оркестра. В эксперименте участвовали только играющие в духовом оркестре на кларнетах строя Си-бемоль и саксофонах-тенорах. Всего в опытной работе было решено задействовать 20 человек в возрасте 11-12 лет. При определении оптимального возраста детей для их участия в экспериментальной работе, мы исходили из того, что к третьему году обучения на оркестровых инструментах, в том числе на кларнете и саксофоне, дети обычно достаточно обучены. Они к этому периоду обычно уже хорошо владеют аппликатурой- инструмента, сравнительно бегло читают ноты, имеют четкое понятие об извлечении чистого и красивого звука, работе над нюансами. Что очень важно, дети к этому времени приобретают умения и необходимые навыки правильного дыхания и его распределения (расходования) при исполнении музыкальных построений, в частности при отработке технически сложных музыкальных фраз. Это тот круг вопросов, которым дети, играющие на духовых инструментах, должны, как правило, владеть к третьему году обучения.

Из отобранных для участия в опытной работе детей в экспериментальные группы вошли 5 кларнетистов и 5 саксофонистов (10" человек). Соответственно, для соблюдения одного из главных условий эксперимента, в контрольные группы было введено такое же количество-учащихся - 5 кларнетистов и 5 саксофонистов (10 человек).

Составлено в мае 2021 года

Тарасовой Светланой Михайловной 

Педагогом  ДД(Ю)Т  Московского района


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ансамблевое и оркестровое музицирование как средство воспитания личностных и исполнительских качеств учащихся (на примере деятельности оркестра народных инструментов Хоровой школы мальчиков и юношей г.Конаково)

В этой работе я описываю, каким образом оркестровые и ансамблевые формы работы с детьми помогли сформировать у учащихся навыки активного восприятия музыки, обогатили музыкальный опыт детей и как...

Программа опытно - экспериментальной работы «Исследование и повышение уровня готовности старшеклассников к профессиональному карьерному развитию за счёт обеспечения их индивидуальными планами карьеры»

Кто я сейчас? Кем я хочу стать? Это вопросы, которые задаёт себе каждый ученик старших классов. Ответ на эти вопросы в  профессиональном самоопределении -  первом настоящем выборе молодого ч...

МАСТЕР-КЛАСС на тему: «Исследовательская деятельность на занятиях по программе «Углубленная биология» для учащихся 10-11 классов» (В рамках опытно- экспериментальной работы с одаренными детьми)

Разработка мастер-класса на тему "Исследовательская деятельность на занятиях по программе "Углубленная биология " для учащихся  10-11 классов...

статья Методика обучения сольной, ансамблевой и оркестровой игре на кларнете и саксофоне на основе бесприжимной постановки

статья посвящена методике  обученя сольной, ансамблевой и оркестровой игре на кларнеие и саксофоне...