Конспект занятия «Приглашаем в театр»
план-конспект

Цель: способствовать развитию интереса к театральному искусству, обучить правилам поведения в театре (театральному этикету), расширить и обогатить творческий диапазон детей. Задачи: Образовательные: познакомить с различными театральными профессиями, обратить внимание на связь литературы с театром; формировать интерес учащихся к литературе. Развивающие: развивать фантазию, воображение, создавать условия для формирования творческих способностей учащихся. Воспитательные: способствовать воспитанию эстетической культуры, культуры поведения, взаимоотношений, умения работать в команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priglashaem_v_teatr_dlya_3_goda_obucheniya.docx31.16 КБ
Файл teatr_qu.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования

«Дорогобужский Дом детского творчества»

Конспект занятия в творческом объединении

«Секреты актёрского мастерства»

«Приглашаем в театр»

 

Подготовила: педагог дополнительного образования

Березовская И.В.

г. Дорогобуж

2021 год

Цель: способствовать развитию интереса к театральному искусству, обучить правилам поведения в театре (театральному этикету),  расширить и обогатить творческий диапазон детей.

Задачи:

Образовательные: познакомить с различными театральными профессиями, обратить внимание на связь литературы с театром; формировать интерес учащихся к литературе.

Развивающие: развивать фантазию, воображение, создавать условия для формирования творческих способностей учащихся.

Воспитательные: способствовать воспитанию эстетической культуры, культуры поведения, взаимоотношений, умения работать в команде.

Оборудование и материалы: грим, цветные карандаши, краски, бумага для рисования.

Весь мир — театр.

                                                                      В нем женщины, мужчины — все актеры.

                                                 В. Шекспир

Ход проведения:

1. Вступительное слово

Сегодня я хочу пригласить вас в театр. Но зайдём мы в него не как зрители, через парадный вход. Мы узнаем, сколько людей работает, чтобы создать спектакль, и попробуем себя в каждой из этих профессий, а затем – и в роли актеров. Ну что, готовы? Тогда в путь!

2.  Что вы знаете о театре? Игра «Да– нет»

  • В Древней Греции в театре все актёры были мужчинами, они же и играли женские роли. (Да)
  • В начале XVII века в итальянских театрах, там, где сейчас находится престижный партер, толпилась и бедная, и богатая публика. Все смотрели спектакль стоя. (Да. Кресла в партере в то время ещё отсутствовали.)
  • В России театр появился только в 19 веке. (Нет. Алексей Михайлович, а затем Петр 1. Народные театры – балаганы со скоморохами. В Беларуси – батлейка)
  • Театр называют женским, если в нём играют только женщины.(Нет, в женском театре режиссёр - женщина.)
  • Великий баснописец Иван Андреевич Крылов начал свою литературную деятельность в качестве драматурга. (Да. Писал комедии и трагедии, оперные либретто. Но прославился он своими баснями.)
  • Солистка - это специалистка по засолке овощей. (Нет, певица или балерина, выступающая соло.)
  • Известная детская поэтесса Агния Барто в юности собиралась стать балериной. (Да. Она даже училась в хореографическом училище, но желание писать детские книги оказалось сильнее.)
  • Оператор - это человек, пишущий оперы. (Нет, специалист, управляющий работой какого-либо сложного  устройства, оборудования.)
  • Костюмер – это человек,   ответственный за изготовление, состояние и хранение костюмов, используемых в театральных спектаклях, при киносъемках и т.п.  (Да)
  • Человек, который занимается постановкой спектакля, называется директором. (Нет, режиссёр)

-Итак, постановкой спектакля действительно занимается режиссёр. Но для того, чтобы режиссёру было, с чем работать, должен поработать сценарист – автор текста. А как называются произведения, предназначенные для постановки на сцене?  (Драматические)

Какие вы знаете жанры драматических произведений? (комедия, трагедия, драма и др.)

-Молодцы, идём дальше. Предположим, сценарист уже поработал, сценарий написал, режиссёр подобрал актёров. Но пока они вживаются в образ, над подготовкой спектакля работают люди самых разных профессий. Например, для того, чтобы сделать актёра похожим на его героя, превратить его в старичка или богатыря, в Бабу Ягу или Василису Прекрасную должен поработать …кто? Правильно, гримёр.

(приглашается 2 участника)

Предлагаю поработать вам гримёрами и с помощью вот этого грима превратить наших добровольцев в … (индейца и пирата.)

-А пока гримёры работают, мы постараемся узнать литературного героя по его портрету.

  1. Княгиня - диво:

Под косой луна блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама- то величава,

Выступает, будто пава. (Царевна Лебедь -  А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане")

  1. Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: “Здравствуйте, меня зовут…”(Пьеро – А.Н. Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”)

 -  А теперь проверим, что получилось у наших гримеров. Молодцы! А мы следуем дальше.

- Актёров мы загримировали, а теперь их нужно одеть в подходящие костюмы. А этим в театре занимаются …кто? Костюмеры. Кто хочет поработать художником костюмером?

(приглашается 2 участника)

Вы должны нарисовать эскиз костюма …(Кощея Бессмертного, Снежной Королевы), а зрители должны будут угадать, кому же этот костюм подойдёт.

А мы тоже сидеть, сложа руки, не станем. По описанию костюма вы должны назвать литературного героя.

      1) Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные  брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие  краски. (Незнайка - Н.Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей».)                    

     2)  На лазоревом платье – частые звёзды, на голове месяц ясный, такая красавица – не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать. (Василиса Премудрая – русская народная сказка “Царевна-лягушка”)

    3)  Это была высокая, стройная,  ослепительно  белая женщина  -  и шуба и шапка на ней были из снега. («Снежная королева» Андерсен)

- А теперь наши художники - костюмеры продемонстрируют нам свои эскизы. Молодцы! А мы идём дальше и приходим в бутафорскую комнату. Что это такое? Это комната, где хранится бутафория или реквизит: предметы, задействованные в спектакле. Иногда, в произведении они имеют определенное значение.

 Сейчас я буду вам  называть предметы, а вы должны ответить, в каком спектакле они используются и какому герою принадлежат.

Цветик – семицветик («Цветик-семицветик», девочке Жене)

Золотой ключик (Буратино, «Золотой ключик, или приключения Буратино») 

Денежка («Муха Цокотуха»)

Репка (Деду, «Репка»)

Колечко (Падчерице, «Двенадцать месяцев»)

-  Чтобы хорошо выступить на сцене, артисты тренирую свою речь, мимику, пластику.

Скороговорки

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Белые бараны били в барабаны.

Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул  в чёрный дымоход.

-Для того чтобы образ был выразительнее, актеры могут использовать пантомиму. Пантомима - вид сценического искусства, основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела и мимика. Это тоже очень важно для актёра. Проверим, а есть ли такие способности у вас.

- Попробуйте без звуков изобразить:

  • Вы – шарик, который надувается, надувается и лопается.
  • Вы – утюг, который включили в розетку, и он начинает нагреваться.
  • Вы –  цветочек, который растёт, потом расцветает.
  • Вы -  Кот, охотящийся за мышью.        
  • Вы – пассажир, который ожидает автобус на остановке и очень опаздывает.

- Что ж, мы неплохо подготовились и можем сыграть спектакль.

(На сцену приглашаются 12 участников, им предлагается вытянуть роли. Ведущий читает текст, актеры без слов изображают то, что требуется по сценарию.)

Действие 1

Занавес открывается

Посреди лесной поляны, широко расставив кудрявые ветви, стоял могучий дуб. Весело играя лучами, по небу катилось солнышко. Пронесся лёгкий ветерок. Но вот показалась туча. Она стала закрывать солнышко. Солнышко изо всех сил пыталось выглянуть из-за тучи, но ему это не удалось. Через пару минут прошел дождь. Он капал сначала тихонько, а потом капли становились все сильнее, все громче. Дуб согнулся под дождем, его  качал  разыгравшийся ветер. Но вот солнышку удалось выйти из-за тучи, ветер прогнал тучу, на поляне стало тихо.

Занавес закрывается

Действие 2

Занавес открывается

 А в это время  в своем королевстве, на троне, восседал король. Потягиваясь, он подошел к окну, огляделся по сторонам.  В комнату вбежала  принцесса. Она бросилась отцу на шею, расцеловала его. В это время под окном, осматриваясь, пробирался разбойник. Когда принцесса села у окна, разбойник быстро схватил ее и уволок к себе в логово, которое находилось у заброшенного старого дуба. Плачет король – отец. Появляется возлюбленный принцессы – принц. Король показывает ему, куда разбойник унес принцессу. Принц кланяется, садится на коня и отправляется на поиски принцессы.

Занавес закрывается

Действие 3

Занавес открывается

Полянка в лесу, на которой растёт дуб. Появляются разбойник и упирающаяся принцесса. Разбойник привязывает принцессу к дубу. Принцесса плачет, но её никто не слышит. Только лёгкий ветерок проносится по полянке.

Но тут на своем лихом коне появляется принц, он  слезает с коня и нападает на разбойника. Завязалась драка. Один удар! И разбойник падает. Принц отвязывает принцессу от дерева,  садится  на коня,  и они отправляются домой.

Занавес закрывается

Бурные аплодисменты!

3. Заключение

-Ребята, мы сегодня с вами побывали в театре. Мы узнали, как готовится спектакль, сколько людей самых разных профессий работает над тем, чтобы спектакль получился красочным, интересным, запоминающимся. А многие из вас смогли попробовать себя в новых ролях. Спасибо всем за участие.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования

«Дорогобужский Дом детского творчества»

Конспект занятия

 «Театр QU»

 

Подготовила: педагог дополнительного образования

Березовская И.В.

г. Дорогобуж

2021 год

Форма: игра-викторина

Тема: «Театр QU»

Цель: создание условия для отработки командного взаимодействия, для развития креативности и стремления к победе.

Задачи:

Личностные УУД:

-пробудить интерес детей к совместному активному отдыху,

-вызвать желание у детей преодолевать трудности,

-предоставить возможность испытывать чувство успешности от совместного творческого процесса.

Познавательные УУД:

- развивать наблюдательность, творческую фантазию и воображение, внимание и память, образное мышление;

- развивать интерес  учащихся к спектаклям, театральному творчеству.

Регулятивные УУД:

-оценивать результаты своей деятельности,

-анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной деятельности).

Коммуникативные УУД:

-формировать партнерские отношения, учить общению друг с другом, взаимному уважению.

Материалы и оборудование:

Педагог: Добрый день, ребята. Прежде, чем начать наше занятие  я хочу загадать вам загадку:

Там есть сцена и кулисы,

И актеры, и актрисы,

Есть афиша и антракт,

И, конечно же, премьера!

Догадались вы, наверно... (Театр)

- Да, речь сегодня пойдет о театре. Я хочу немного рассказать об истории театра. Слово «театр» греческое. Означает оно и место, где зрелище происходит, и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад. В Древней Греции представления шли иной раз по нескольку дней. Зрители приходили на них,  запасаясь продуктами. Огромные толпы людей рассаживались на возвышениях, а само действие происходило на арене, расположенной прямо на траве. 27 марта в Древней Греции проходили Великие Дионисии – праздники в честь бога виноделия Диониса. Они сопровождались шествиями и весельем, было много ряженых. А с 1961 года этот день, 27 марта, стали отмечать во всем мире как Международный день театра.

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно.

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И сними светлый мир добра.

- Международный день театра — это не просто профессиональный праздник мастеров сцены и всех работников театра, это и наш с вами праздник — праздник миллионов неравнодушных зрителей. И, конечно же, по случаю этого замечательного Дня в театрах многих стран мира проводятся различные театральные фестивали, праздничные постановки и показы лучших спектаклей.

- А что о театре знаете вы, ребята? Давайте проведем с вами викторину о театре.

1) Что закрывает сцену от зрителей? (занавес)

2) Красочное объявление о спектаклях, концертах (афиша)

3) Человек, который подсказывает актёру слова из его речи (суфлёр)

4) Как называется первый показ спектакля в театре? (премьера)

5) Как называется театральная косметика? (грим)

6) Бурные продолжительные аплодисменты (овация)

7) Театральный художник (декоратор)

8) Драматическое произведение, предназначенное для театра (пьеса)

9) Помещение театра, где хранятся костюмы театральных актёров (костюмерная)

10) Как называются изделия, которые только изображают настоящие предметы, используемые во время представлений в театре (бутафория)

11) Как называется речь одного лица? (монолог)

12) Как называется перерыв в спектакле? (антракт)

13) Сколько предупредительных звонков дают перед началом спектакля? (3)

14) Современный музыкальный спектакль? (мюзикл)

15) Театральное представление, в котором только танцуют и ничего не говорят (балет)

16) Какой вид театра вызывает наибольший восторг у маленьких зрителей? (кукольный)

17) Актёр и режиссёр, 60 лет, руководивший самым большим театром кукол. (С.В.Образцов)

18) Сценка, в которой актёр не произносит ни одного слова, но всё объясняет с помощью жестов (пантомима)

19) Назовите самый крупный театр в Санкт-Петербурге. (Мариинский театр)

20) Что украшает фасад Большого театра? (4 коня бога – покровителя искусства Аполлона, запряжённые в колесницу)

21) Кто играл все роли в театрах Древней Греции? (мужчины)

22) Как назывались первые профессиональные артисты на Руси? (скоморохи)

23) Фамилия известного дрессировщика Московского театра кошек. (Куклачёв)

24) Герой балета П.И.Чайковского, сражавшийся с Мышиным королём. (Щелкунчик)

25  Грустный кукольный друг Буратино. (Пьеро)

26) Какую книжку Буратино обменял на билет в кукольный театр? (Азбуку)

- Театр — это своеобразный праздник души, который своей игрой создают актеры, поэтому культурное поведение в театре поможет полностью им насладиться и не испортить впечатление окружающим.

- А знаете ли вы основные правила поведения в театре? Сейчас мы это проверим? Конкурс «Мы в театре»

Вопросы:

1. Как нужно проходить на свои места перед сидящими зрителями?

а. Спиной к сидящим;

б. Лицом к сидящим;

в. Боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.

2. Можно ли обсуждать новости во время спектакля?

а. Конечно, ведь нам с другом не так уж часто приходится посидеть час - полтора рядышком;

б. Не стоит этого делать, ведь приходится напрягать голосовые связки, так как мешают музыка и реплики актеров;

в. Разговаривать во время спектакля нельзя, ведь это неуважение к актерам и сидящим рядом зрителям.

3.  Как ты поступишь с шоколадкой, купленной во время антракта?

а. Отдам другу, пусть он шуршит фольгой шоколадки во время спектакля;

б. Дождусь, когда артист выйдет на сцену и, громко шурша фольгой, разверну ее - так под реплики артиста будет меньше шума;

в. Съем шоколадку в буфете во время антракта.

4.  Если спектакль не понравился, что нужно делать?

а. Свистеть и топать ногами;

б. Немедленно встать и покинуть зал;

в. Молчать и не аплодировать.

- Итак, зажигаются софиты, открывается занавес, и зрители аплодисментами приглашают на сцену актеров. А актерами сегодня будете вы. Конкурс «Пантомима»

Выберем пять смельчаков – артистов. Конкурсанты должны без слов, пантомимой показать нам как:

1.  Человек откусил лимон.

2.  Человек ест мороженое.

3.  Человек, который только что сытно пообедал;

4.  Человек, которому жмут ботинки;

5.  Человек, который заблудился в темном лесу.

- Театр - это не только актеры, но и все те люди, которые участвуют в подготовке этого чуда, создают театральную атмосферу, то есть люди разных театральных профессий. И хотя актерам принадлежит роль первой скрипки, успех постановки зависит в такой же мере и от тех, кто на сцену не выходит. Викторина: Кто работает в театре?

1. Кто подбирает и шьет театральные костюмы? (Костюмер)

2. Кто делает сценический макияж артистам? (Гример)

3. Кто прописывает на бумаге, что актеры будут говорить, в каких условиях, что в это время будут делать и т. д.? (Сценарист)

4. Кто пишет музыку к спектаклям? (Композитор)

5. Кто руководит оркестром музыкантов? (Дирижер)

6. Кто создает полную звуковую картину представления? (Звукорежиссер)

7. Кто занимается постановкой спектакля? (Режиссер)

8. Кто ведает освещением сцены, созданием световых эффектов? (Осветитель)

9. Кто автор и постановщик хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте? (Балетмейстер)

 10. Кто занимается установкой декораций и мебели на сцене? (Монтировщик сцены)

- Посчитайте, минимум людей, которых мы назвали, и которые задействованы в постановке одного спектакля.

- А сейчас я предлагаю провести небольшую викторину по сказкам «Внимательный читатель»

1. Друг Винни Пуха, который остался с хвостом (ослик Иа)

2.  Семь желаний на одной ножке (Цветик-семицветик)

3.  Сказка, в которой опровергается утверждение о том, что денежки на дороге не валяются. (К. Чуковский «Муха-Цокотуха».)

4.  Сколько стоил билет в театр Карабаса-Барабаса? (Четыре сольдо.)

5.  Парнокопытный лабиринт для Крошечки-Хаврошечки. (Корова.)

6. Награда за подвиг, которую дают в придачу цари(полцарства)

7.  Командир 33 богатырей (Черномор)

8.  Сказочный дурак. (Иванушка.)

9.  История о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю. (Колобок.)

10.  Детали женского платья, в которые помещаются озера, лебеди и прочие элементы окружающей среды. (Рукава.)

11.  Персонаж, лопнувший со смеху при виде неквалифицированно построенного моста. (Пузырь.)

12.  Тот, кто по морю гуляет и кораблик подгоняет. (Ветер.)

13.  Самая дружная коммунальная квартира. (Теремок.)

14.  Молодой специалист по выращиванию деревьев с золотыми листьями. (Буратино.)

15.  Сказочная стиральная машина (Корыто)

16.  Два лицемерных друга Буратино (Лиса Алиса и кот Базилио)

17.  Сколько чашек с чаем выпивали букашки? (3 чашки с молоком и крендельком.)

- В театре после выступления актеров, зрители одаривают их аплодисментами. Но ведь аплодисменты бывают разные. Какие? Давайте попробуем изобразить.

Итак, обычные. А теперь ленивые. Восторженные. И, наконец, овации.

Конкурс «Сценарист"

А сейчас попробуйте подобрать рифму к веселым загадкам, посмотрим, что

получится!

•На обед сыночку Ване, мама варит суп в ... (не в стакане, а в кастрюле).

•Говорит нам папа басом: «Я люблю конфеты с ... (не с мясом,а с орехом или джемом)

•Попросила мама Юлю, ей чайку налить в ... (не кастрюлю, а в чашку).

•Подобрать себе я смог пару варежек для ... (не для ног, а для рук).

•Во дворе трещит мороз — шапку ты надень на ... (не на нос, а на голову).

•День рожденья на носу — испекли мы ... (не колбасу, а торт).

•И капризна, и упряма, в детский сад не хочет ... (не мама, а дочка).

•Вся хрипит, чихает Лада, съела много ... (не шоколада, а мороженого).

•Белым снегом всё одето - значит, наступает ... (лето - зима)

•Чик-чирик! Чик-чирик! Кто поднял веселый крик? Эту птицу не пугай! Расшумелся ...(попугай, воробей)

•Ква-ква-ква - какая песня! Что быть может интересней, что, быть может, веселей? А поет вам ...(соловей-лягушка)

•Ночью каждое оконце слабо освещает ...(солнце-луна)

- Актеры - это мастера слова. Очень важны манеры речи, умение владеть голосом, говорить разным тоном с различными интонациями. На театральных подмостках ставятся постановки разных жанров. Какие вы знаете (драма, комедия, трагедия, сказка, мюзикл)? Сейчас вам  предоставляется возможность продемонстрировать свое актерское мастерство, побывать в роли актеров. А актеры, как вы уже знаете,  должны уметь демонстрировать разные чувства, эмоции: грусть, радость, удивление, испуг и т. д. О том, какое чувство или какую эмоцию испытывает человек, может сказать выражение его лица или мимика. Мы посмотрим сейчас, как с помощью мимики вы сможете выражать разные эмоции. Конкурс «Мастера слова»

Нужно прочитать стихотворение А. Барто «Наша Таня громко плачет» в разных жанрах (комедия, трагедия, мюзикл, драма).

- Человеческая речь – живая, яркая, такая разная…. Но самое сложное в работе актёра сыграть животное, для этого необходимо быть очень наблюдательным. Ведь животные умеют общаться друг с другом. Вот и сейчас участники разобьются по парам и изобразят встречу двух животных, которые пообщаются друг с другом. Нужно точно воссоздать звуки и движения животного. Конкурс «Актерское мастерство»

Итак, «Разговор животных»: "курица и петух", "свинья и корова", "большая и маленькая собаки", "диалог двух обезьян", "волк и козлёнок", "кошка и собака", "гусь и утка". Ребята, прошу выйти.

- У нас получился замечательный зоопарк! Давайте ещё раз поддержим наших актёров аплодисментами.

- Все когда-нибудь кончается. И после спектакля актеры уходят за кулисы, стихает музыка, закрывается занавес, гаснут софиты и зал пустеет.

- Закончилось и наше путешествие в мир театра. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия - "Волшебный мир театра"

Цель: Развитие гармоничной творческой личности ребенка с помощью приобщения к театральному искусству. Благодаря театрализованным играм и спектаклям ребята становится более раскрепощенными, ...

Конспект занятия по "Хореографии и дефиле", Театр Моды "Силуэт", МБОУ СОШ № 15 г. Ковров

Конспект занятия по курсу "Хореография и дефиле" для учащихся 5-9 классов МБОУ СОШ № 15 г. Коврова, Театр Моды "Силуэт"....

план конспект занятия к программе театра моды "Дизайн-форма"

Раздел  программы «Основы художественного моделирования»,подраздел «Художественное оформление одежды». Тема занятия: «Текстильный дизайн в коллекции одежды» Характеристика занятия....

План-конспект занятия по радиоэлектронике. Я приглашаю вас в мой мир.

Тип занятия: изучения, закрепления и коррекции знаний.Цели занятия для обучающегося: получить представление о направлении радиоэлектроника, ознакомиться с элементной базой, используемой при обучении; ...

«Основы кукольного театра: распределение ролей по новой пьесе» (План-конспект проведения занятия в детском театре кукол) автор Елена Захарова

План-конспект занятия  предназначен начинающим руководителям детских театральных объединений. На примере авторского сценария   "Почему проснулся Ёжик"  педагог сможет подготовить детску...

Конспект занятия "В мире театра"

Открытое занятие по социально- коммуникативному развитию. Подготовительная к школе группа. Театрализация сказки "Колосок"...

Приглашаем в Театр Танца "Релакс"

Дорогие ребята, уважаемые родители, встречайте - Театр танца «Релакс»! Приглашаем всех ребят активно включиться в творчество и познакомиться с удивительным, волшебным миром хореографии как...