Рабочая программа внеурочной деятельности: "Азбука танца"
рабочая программа
Направленность: историко-бытовые танцы. Программа рассчитана на один год для 4, 5 и 6 классов коррекционной школы восьмого вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Азбука танца | 50.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «АЗБУКА ТАНЦА»
Рабочая программа по курсу ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ТАНЦА»
составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ " Об образовании в РФ" №273-ФЗ. от 29.12. 2012г.
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
-Примерной адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
-Адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ Школа № 108.
- Учебным планом ГБОУ Школа № 108.
- Календарным учебным графиком ГБОУ Школа № 108.
Общая характеристика коррекционного курса
Цель коррекционных занятий по внеурочной деятельности «Азбука танца» – осуществление коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых школьников средствами музыкально - ритмической деятельности.
В программу включены здоровьесберегающие технологии, формирующие компетенцию здоровьесбережения и самосовершенствования. Эти технологии помогают быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми. Дают психотерапевтический эффект:
- Эмоциональную разрядку
- Снятие умственной перегрузки
- Снижение нервно – психического напряжения
- Восстановления положительного энергетического тонуса
Основными задачами занятий по внеурочной деятельности «Азбука танца» являются:
- развитие двигательных навыков и умений, развитие координации движений, формирование правильной осанки, красивой походки;
- обогащение двигательного опыта обучающихся разнообразными видами движений;
- расширение кругозора школьников не только через знакомство с танцевальной культурой, традиционных видов хореографии, но и знакомство с историей возникновения и развития танца;
- создание условий для творческого самовыражения ребёнка, учитывая индивидуальные возможности;
- формирование у детей эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения;
- коррекция высших психических функций, коррекция моторно-двигательной сферы.
Решение поставленных задач имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития обучающихся с особыми образовательными потребностями, их познавательных возможностей и интересов.
Место курса в учебном плане.
Класс | 5 | Год |
Количество часов | 3 час в неделю | 105 часа |
Личностные и предметные результаты
освоения коррекционного курса внеурочной деятельности «Азбука танца».
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру овладения ими социокультурным опытом.
Личностные результаты должны отражать: - осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения АООП имеют 2 уровня: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов коррекционного курса внеурочной деятельности «Азбука танца».
Достаточный уровень
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, уметь определять ее характер ( веселая, грустная, бодрая и т.д.) ;
- замечать изменения в звучании (тихо- громко, быстро-медленно);
- двигаться в соответствии двухчастной форме музыки и силе её звучания, реагировать на начало и окончание музыки;
- ориентироваться в пространстве (различные перестроения) , иметь представление о рисунках в танцах (движение по кругу, парами, тройками, четверками, по диагоналям, «змейкой», «звездочкой» и т.д.);
- согласовывать музыку и движение, выполнять несложные ритмические и танцевальные комбинации по одному, в паре, группой );
- выполнять несложные гимнастические элементы, развивающие гибкость и эластичность суставов («полушпагат», «коробочка», «кольцо», «березка» и т.д.);
- знать элементарные хореографические термины ( поклон, позиции ног, положение рук на поясе, юбке, правила исполнения различных танцевальных элементов);
- познакомится с танцевальной культурой, с историей возникновения и развития танца.
Минимальный уровень
- узнавать знакомые мелодии и эмоционально реагировать на них;
- двигаться при помощи взрослого в соответствии с характером и темпом музыки;
- выполнять с помощью взрослого несложные движения под музыку: шагать, бегать, прыгать, притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, выполнять движения с предметами (платком, погремушкой, флажком, мячиком и.т.д.).
Содержание коррекционного курса внеурочной деятельности «Азбука танца»
Проведение коррекционных занятий внеурочной деятельности «Азбука танца» обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные танцу, способствуют общему развитию школьников, исправлению недостатков физического развития, общей моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
Содержанием работы на занятиях внеурочной деятельности «Азбука танца» является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять разнообразные упражнения, танцевать.
В процессе выполнения танцевальных движений (марш, «танцевальный шаг», подскоки, бег с высоко поднятым коленом вперед, назад, «шаг польки» под музыку в соответствии с заданным направлением, осуществляется развитие представлений обучающихся о пространстве и умении ориентироваться в нём.
Упражнения с предметами (мяч, платок, «султанчики», гимнастический обруч, ленты, маракасы) развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Упражнения применяются для развития у детей подвижности пальцев, умению ощущать напряжение и расслабление мышц, воспитывают ритмичность и координацию движения рук. Этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания и умения.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать характер музыки (весёлая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа.
Программа по внеурочной деятельности «Азбука танца» состоит из четырех разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве», «Ритмико-гимнастические упражнения», «Танцевальные упражнения», цикл бесед «История возникновения и развития танца».
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определён их объём, а также указаны знания и умения, которым должны овладеть учащиеся. На каждом уроке осуществляется работа по всем трем разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел, различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение. Четвертый раздел «История возникновения развития танца» включает в себя девять бесед (9часов), поэтому проводится один, два раза в месяц.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков, выработку координации движений, выполнению несложных гимнастических элементов, развивающие гибкость и эластичность суставов, мышечный аппарат.
Упражнения с предметами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением, сопоставление пальцев. Задание на координацию рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, чтобы дать возможность обучающимся отдохнуть от активной физической нагрузки.
Обучение танцам предшествует работа по привитию навыков чёткого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы, дети знакомятся с названием танцев, их историей и их основными движениями (притопы, галоп, шаг польки, приставной шаг, тройной шаг, шаг «пружинка» т.д.).
Структура программы по внеурочной деятельности «Азбука танца»:
- внеурочная деятельность Азбука танца» напоминает форму интегрированного урока, который включает в себя разнообразный комплекс упражнений, одновременно связанный и с ритмикой, и с элементами оздоровительной гимнастики, танцевальных движений и комбинаций, творческих заданий на реализацию определённых музыкальных образов, импровизации.
- Тематические занятия состоят из подготовительной, основной и заключительной частей, на таком занятии происходит развитие гибкости, пластичности, развитии способности к выразительному исполнению движений (ходьба, бег, прыжки, общеразвивающие упражнения, плясовые движения).
- Творческое, познавательное занятие проводится по заданному сценарию бесед из раздела «История возникновения и развития танца». Например, историко-бытовой танец «Падеграс». Подготовительная часть – беседа «Небольшой экскурс в историю», основная часть – изучение основного шага, поклона кавалера и дамы, изучение движений в паре, заключительная часть- небольшая композиция танца «Падеграс» - развязка, цель, которая была поставлена в начале урока.
- Урок - импровизация, как правило проходит в конце учебного года. Это конкурс - соревнование – итог года, выбираем лучших танцоров, кто лучше повторит за педагогом, конкурс на лучшее исполнение танца «Тик-так, тик- так, я умею делать так», «Полька в паре с хлопками».
.
Календарно - тематическое планирование
1 четверть.
№ урока | Тема урока | Дата |
1. | Вводное занятие. Правила поведения в танцевальном классе. | 01.09.20 |
2. | Постановка корпуса. Построение перед началом движения. | 02.09.20 |
3. | Движение по кругу маршевым шагом, на месте, вокруг себя. | 03.09.20. |
4. | Фигурная маршировка. Диагональное движение. Понятие «центральная» точка класса. | 08.09.20. |
5. | План класса (8 точек) | 09.09.20. |
6. | Изучение поклона для мальчиков, для девочек. Первая позиция ног. Шестая позиция ног. | 10.09.20. |
7. | Беседа «Экскурс в историю возникновения реверанса, поклона». | 15.09.20. |
8. | Изучение фигурного марша. Понятия « колонна», «шеренга», деление в две колонны. | 16.09.20. |
9. | Изучение фигурного марша. Деление колонны на двойки, четверки. | 17.09.20. |
10. | Изучение фигурного марша. Построение большого круга, малых кругов. | 22.09.20. |
11. | Изучение фигурного марша. Движение по заданным точкам. | 23.09.20. |
12. | Изучение фигурного марша. Соединение нескольких перестроений. | 24.09.20. |
13. | Постановка корпуса у станка. Первая, вторая, третья, шестая позиции ног. Правила исполнения. | 29.09.20. |
14. | Положение рук на талии. Понятия «кисть» руки, плечо, предплечье, запястье. | 30.09.20. |
15. | Постановка корпуса. Упражнения для головы, плеч, рук. Правила исполнения. | 01.10.20. |
16. | Изучение шага «пружинка», приставной шаг в сторону. Различия. | 20.10.20. |
17. | Изучение танцевального шага ( шаг с носка). | 21.10.20. |
18. | Хлопки (глухие, звонкие) в сочетании с притопами. | 22.10.20. |
19. | Правила исполнения наклонов в стороны, вперед. Понятия «поясница», «лопатки», «плоскость». | 27.10.20. |
20. | Беседа «История возникновения танца». Игра «Древние люди». | 28.10.20. |
21. | Изучение «крестового» шага из стороны в сторону. | 29.10.20. |
2 четверть.
№ урока | Тема урока | Дата |
22. | Что такое характер музыки. Вступление. Основная часть. | 03.11.20. |
23. | Основные музыкальные понятия: ритм, темп. Различия. | 05.11.20. |
24. | Понятие-парный танец. Положение рук в паре. | 10.11.20. |
25. | Танцевальные движения (шаг с носка) по кругу с предметами. | 11.11.20. |
26. | Партерная гимнастика. Самовытяжение. Постановка корпуса. | 12.11.20. |
27. | Понятие- ритмический рисунок. Упражнения с хлопками. | 17.11.20. |
28. | Партерная гимнастика. Понятия - натянутая, сокращенная стопа. | 18.11.20. |
29. | Упражнения на натянутость ног, стопы в положении сидя, лежа. | 19.11.20. |
30. | Танцевальные элементы для рук («Тик-так», «Окошечко»). | 24.11.20. |
31. | Понятия- правая, левая диагональ. Различия. | 25.11.20. |
32. | Изучение поворота «шене» на месте, без продвижения. Схема. | 26.11.20. |
33. | Беседа «Историко-бытовые танцы, как жанр». | 01.12.20. |
34. | Понятие - танцевальная комбинация. Соединение танцевально- ритмических движений. | 02.12.20. |
35. | Исполнение фигурного марша, как обязательное начало проведения каждого урока. Танцевальный шаг. | 03.12.20. |
36. | Понятие-начало и конец музыкального предложения, произведения. | 08.12.20. |
37. | Упражнения на совпадение танцевально- ритмических движений с началом и концом музыкального предложения. | 09.12.20. |
38. | Партерная гимнастика. Упражнения для мышц живота «самолет», «ножницы». Исполнение на 1-4,1- 8 счетов. | 10.12.20. |
39. | Беседа «Дворцовые танцы. Придворный этикет». | 15.12.20. |
40. | Партерная гимнастика. Упражнения, развивающие гибкость позвоночника. «коробочка», «кольцо». | 16.12.20. |
41. | Подготовительные, гимнастические упражнения к «кувырку» через плечо назад. Стойка на лопатках - упражнение «березка». | 17.12.20. |
42. | Движение по диагонали по одному. Понятие - интервал. | 22.12.20. |
43. | Изучение поворота «шене» с продвижением в сторону. Правила исполнения. | 23.12.20. |
44. | Поворот «шене». Правила исполнения с «точкой» ( с головой) без продвижения, на месте. | 24.12.20. |
45. | Поворот «шене». Исполнение с точкой с продвижением в сторону. | 29.12.20. |
46. | Итоговое занятие. Задание на каникулы. | 30.12.20. |
3 четверть.
№ урока | Тема урока | Дата |
47. | Гимнастические упражнения «крабик», «полушпагат».Правила исполнения. | 19.01.21. |
48. | Из положения сидя, ноги врозь-наклоны через бок к ногам и с разворотом корпуса . Подготовительное упражнение к растяжке на поперечный шпагат. | 20.01.21. |
49. | Упражнения для спины. Мостик с пола. Работа в паре. | 21.01.21. |
50. | Упражнение на растяжку ног в паре. | 26.01.21. |
51. | Историко-бытовой танец «Падеграс». Основной шаг, движения в паре. Беседа. | 27.01.21. |
52. | Понятие-выворотность. Тазобедренный сустав. Упражнение «Лотос». | 28.01.21. |
53. | Выворотное положение ног. У станка -первая позиция ног. | 02.02.21. |
54. | .Постановка корпуса в первой позиции ног. Правило 4-х точек. | 03.02.21. |
55. | Кувырок назад из положения «березка» через плечо. | 04.02.21. |
56. | Кувырок назад через плечо из положения «присед» на корточках. Правила исполнения. | 09.02.21. |
57. | Кувырок назад через плечо из положения «стоя». Правила исполнения. | 10.02.21. |
58. | Упражнения на координацию для рук. Вращения, разгибание и поочередное сгибание в локтях. Упражнение «тик-так», для пальцев -«камушки». | 11.02.21. |
59. | Танцевальные элементы «переступание с носка на каблук, с каблука на носок. Тоже с руками и корпусом. | 16.02.21. |
60. | Танец «Полонез». Основной шаг. Изучение движений в паре, комбинации «Окошечко». Беседа. | 17.02.21. |
61. | Ориентировка в пространстве. Рисунок «Лесенка» с использованием танцевальных элементов: танцевальный шаг, приставной шаг в сторону. | 18.02.21. |
62. | Ориентировка в пространстве. Рисунок «Лесенка». с использованием танцевальных элементов: танцевальный шаг, крестный шаг в сторону. | 24.02.21. |
63. | Ориентировка в пространстве. Рисунок «Лесенка» с использованием танцевальных элементов: танцевальный шаг с шагом «пружинка». | 25.02.21. |
64. | Ориентировка в пространстве. Рисунок «Лесенка». с использованием танцевальных элементов: танцевальный шаг с шагом «пружинка» с выносом ноги на каблук. | 02.03.21. |
65. | Шаг « пружинка» с продвижением вперед, назад. | 03.03.21. |
66. | Шаг «пружинка» в сочетании с приставным шагом. | 04.03.21. |
67. | Шаг «пружинка» в сочетании с приставным шагом с добавлением рук «тик-так. | 09.03.21. |
68. | Шаг «пружинка» с поворотом «шене» с хлопками из стороны в сторону. | 10.03.21. |
69. | Соединение танцевальных движений в комбинацию: «тик-так» с хлопками, «тик-так» с притопами. | 11.03.21. |
70. | Соединение танцевальных движений в комбинацию: «тик-так» с хлопками и притопами, шагом «пружинка», приставными шагами вправо, влево с руками «тик-так». | 16.03.21. |
71. | Историко-бытовой танец «Полька знакомств». Основной шаг. Знакомство с основными элементами. Движения в паре. Беседа. | 17.03.21. |
72. | Итоговое занятие. | 18.03.21. |
4 четверть.
№ урока | Тема урока | Дата |
73. | Рисунок « до за до» с элементами поворот «шене» с хлопками вправо, влево. | |
74. | Лицом к станку. Подготовительное упражнение к прыжкам, ноги по 6-ой позиции. Трамплинные прыжки. | |
75. | Трамплинные прыжки ( натянутость стоп и колен в воздухе) Основные правила исполнения. | |
76. | 3и 5 позиции ног. Правило 4-х точек. Главные различия. Подготовительное положение рук. | |
77. | Понятия- рабочая нога, опорная нога. Положение рабочей ноги на станке. | |
78. | Тема: детская полька. Танцевальные движения-подскок, соскок. Правила исполнения. Основные различия. Музыкальный размер (счет) «и-раз-и-два». | |
79. | Подскоки с продвижением по диагонали по одному. Исполнение на «затакт». | |
80. | Подскоки. Поворот вокруг себя на 4 счета вправо с правой ноги, поворот вокруг себя влево с левой ноги. | |
81. | Па галопа без разворотов. Правила исполнения. Движение по кругу с правой ноги, обратно с левой ноги по 8 раз в каждую сторону. | |
82. | Танец «Гавот». Реверанс, поклон. Основной шаг. Движение в паре. Беседа. | |
83. | Понятие-движение по часовой стрелке, движение против часовой стрелки. | |
84. | Исполнение па галопа по диагонали. Основные правила. Правым плечом- правая диагональ, левым плечом-левая диагональ. | |
85. | Па галопа с разворотом. Исполнение по кругу по 8раз с правой ноги, не меняя направления с левой ноги 8раз. | |
86. | Па галопа с разворотом. Исполнение по кругу по 4раза. Исполнение по кругу по 2 раза с каждой ноги. | |
87. | Соединение танцевальных движений: па галопа с разворотом : с подскоками без поворота. | |
88. | Соединение танцевальных движений: па галопа с разворотом и подскоками в повороте. | |
89. | Движение в паре. Основные правила. Танцевальное движение па польки без подскоков. | |
90. | Беседа «Эпоха вальса». Музыкальный размер 3\4. Положение в паре. Отличительные особенности танцевальных движений. | |
91. | Па польки с подскоками. Правила исполнения. Упражнения на согласованность рук в паре. | |
92. | Соединение танцевальных элементов-па польки по кругу с галопом с разворотом по 8, 4 раз с каждой ноги. С подскоками. | |
93. | Танцевальная комбинация польки с хлопками. Исполнение в паре. | |
94. | Партерная гимнастика. Подготовительные упражнения к исполнению кувырков «рыбка, «матрешка». Правила исполнения. | |
95 | Подготовительные упражнения к шпагату (продольный, поперечный). Правила исполнения. Их различия. | |
96. | Станок. Изучение прыжков- «разножка», «с поджатыми ногами». Правила исполнения. | |
97. | Синкопированный подскок. Правила исполнения. | |
98. | Итоговое занятие. Урок-импровизация. Танцевальные комбинации «Тик- так, тик-так, я умею делать так», «Полька с хлопками». |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Методический комплект для учителя
- С.И Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина «Музыка и движение» (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет) Москва. Просвещение 1984 г.
- М.Ю. Гоголева «Логоритмика в детском саду» Ярославль . Академия развития 2006 год.
- Н.В. Полевая, Л.В. Перминова – «Комплекс коррекционно-музыкальных занятий «Дружная семейка» Санкт-Петербург. Детство-пресс. 2010 год.
- Л.Буцкиев «Подвижные игры под музыку». 1987 год.
- М.Ю. Картушина «Логоритмика для малышей» Творческий центр «Сфера» Москва 2005год.7.М.А. Касицина, И.Г, Бородина «Коррекционная ритмика» Москва 2005 год.
- М.И. Чистякова. Психогимнастика Москва 1995 год.
- Е.А. Медведевой (под редакцией) «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» Москва 2002 год.
- Е.А. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика» Санкт-Петербург 2006 год.
Информационно-коммуникативные средства
- Е.Д. Критская. Музыка 1-4 класс. Электронный ресурс.
- Видеокурс "Гимнастика для детей".
- Музыкальные записи произведений композиторов, звучание оркестра.
Интернет-ресурсы
- Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по предмету «Музыка». – Режим доступа: http://www.school-collection.edu.ru/
- Началка Инфо (www.nachalka.info)
- Учитель.ru (http://teacher.fio.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 1 класса
Программа для работы с детьми 1 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 2 класса
Программа для работы с детьми 2 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....
рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Здоровья"
программа расчитана на уяащихся 1-4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий"
Курс «Азбука профессий» реализует познавательное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начальн...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука дорожной безопасности»
Рабочая программа социального направления нацелена на формирование культуры поведения на дорогах, вовлечение учащихся в деятельность по профилактике дорожно—транспортного травматизма и обеспечение защ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука общения»
Программа внеурочной (внеучебной) деятельности «Азбука общения» направленная на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5 А классов, воспитание личности подростк...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Азбука общения» 7 класс Общекультурное направление
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблем...