Работа с родителями
рабочая программа
Работа с родителями
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8
с углубленным изучением отдельных предметов»
(МАОУ «Средняя школа № 8»)
Программа по взаимодействию
с родителями учащихся
«Союз»
Храпунова Т.Ю.
Педагог-организатор
2020, г.Когалым
Пояснительная записка
Педагогика должна стать наукой для всех: и для педагогов, и для родителей.
В.А.Сухомлинский
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.
А. С.Макаренко
С точки зрения общества, быть родителем – это значит, прежде всего, удовлетворять основные потребности ребенка, заботиться о его здоровье, благополучии, счастье. С точки зрения педагогики и детской психологии, в это понятие включаются взаимоотношения с детьми, их воспитание, направленное на развитие личности.
Родители испытывают потребность получать поддержку в воспитании своих детей. Очевидно, что сейчас эта потребность в квалифицированной помощи актуальна как никогда. Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается также помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей – родительские функции.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и образовательного учреждения никогда не ставилась под сомнение. Именно от этого взаимодействия зависит то, насколько семья понимает политику, проводимую организацией по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвует в ее реализации.
Организация дополнительного образования в школе имеет свою специфику по организации работы с семьей, позволяет наиболее полно реализовывать принцип преемственности учета особенностей семейной социализации своих учащихся в целостном педагогическом процессе.
Отношения между учащимися, родителями и педагогами в дополнительном образовании построены на основе свободы выбора. Но, как правило, большинство родителей не видит необходимости систематически общаться с педагогами дополнительного образования, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. Отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер:
• с одной стороны – родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался «полезным делом»;
• с другой стороны, значительная часть родителей проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу.
Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения, его значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку.
Так же выявляются проблемы и со стороны педагогического коллектива:
- педагоги не всегда умеют поставить задачи педагогического взаимодействия и выбрать адекватные им содержание, методы, формы работы с учетом конкретной специфики семейной социализации детей;
- технологии сотрудничества с семьей недостаточно дифференцированы;
- при выборе методик взаимодействия педагоги не всегда учитывают возможности и условия жизни конкретных семей и др.
Причины этого — недостаточное знание специфики семейного воспитания, неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей, особенности семейной социализации детей и соответственно с этим проектировать свою деятельность по отношению к членам семьи и детям.
А успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и образовательной организации.
Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Актуальность темы
Сегодня педагоги дополнительного образования как никогда ранее нуждаются в осмыслении имеющегося опыта и проблем сотрудничества с семьями учащихся, выявлении наиболее перспективных направлений и форм такой работы. Без союза с семьей, без активного и заинтересованного взаимодействия с родителями, без установления прочных и продуктивных контактов сложно ожидать высоких результатов в личностно-творческом развитии ребенка.
Вопрос взаимодействия семьи и педагога-организатора весьма актуален, так как сегодня многие родители все чаще уклоняются от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов. Поэтому крайне важно, чтобы составной частью профессиональной деятельности педагогов была систематическая работа по повышению эффективности их взаимодействия с семьей.
Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в УДО? Как создать условия, чтобы им захотелось сотрудничать? Какие способы и средства взаимодействия выбрать?
Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи, с учетом запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности каждой семьи.
Основная цель работы с родителями: развитие отношений сотрудничества между педагогами и родителями, способствующих созданию единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды.
Задачи сотрудничества с родителями:
- Выявление потребностей родителей в педагогической поддержке.
- Установление партнерских отношений с семьями учащихся.
- Объединение усилий для полноценного развития и воспитания.
- Выбор эффективных форм взаимодействия и сотрудничества.
- Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Педагогическая система взаимодействия школы и семьи имеет многоцелевой характер:
а) побуждает педагогический педагога-организатора самосовершенствованию с учетом мнения родителей о качестве образовательного процесса;
б) стимулирует у педагогов заботу об авторитете школы среди других учебных заведений;
в) формирует критическое мышление коллектива по отношению к образовательным программам, к учебно-воспитательному процессу, вызывает стремление к их обновлению, совершенствованию.
Нормативно-правовая база и направления Программы
Программными документами для разработки системы взаимодействия учреждений дополнительного образования и родителей учащихсяявляются:
- Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
- Федеральный закон «Об образовании»;
- Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 года;
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года;
- Методические рекомендации "О взаимодействии ОУ с семьей" (Приложение к письму МО РФ от 31.01.01 г. №90/30-16);
- Программа развития организации.
Данная программа определяет три основных направления работы с родителями:
Просветительское – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми, способствовать повышению психолого-педагогической грамотности родителей: лекции, дни открытых дверей, мастер-классы.
Консультативное – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков: индивидуальные тематические консультации, консультации по запросу.
Коммуникативное – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культурного взаимодействия с ребенком, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс: родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в организации жизнедеятельности детских объединений, оформлении кабинета, совместное посещение культурно-исторических мест и т.д.
Данной программой эти направления раскрываются и конкретизируются.
Механизм реализации осуществляется через:
- мониторинговые исследования и определение перспектив;
- установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;
- психолого-педагогическое сопровождение психологического просвещения родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания, проведение совместных проблемных семинаров;
- внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;
- привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций;
- повышение роли дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, туристко-краеведческую работу.
Принципы, лежащие в основе программы:
1. Акцент на эмоциональной стороне отношений детей, родителей и педагогов.
2. Подвижность программ, вариативность содержания, форм и методов работы с родителями.
3. Признание добровольного участия родителей в жизни школы.
4. Учет личностного опыта родителей, ориентация на актуальные, значимые проблемы.
Алгоритм и формы взаимодействия организации с семьей
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
Алгоритм взаимодействия родителей и педагогов:
• Создание среды для знакомства, взаимодействия.
• Формирование группы из родителей и учащихся, готовых активно сотрудничать.
• Организация и осуществление педагогической поддержки родителей.
• Включение родителей в учебно-воспитательный процесс.
• Осуществление обратной связи.
Модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения:
• приобщение родителей к педагогическому процессу;
• пребывание родителей в образовательном учреждении;
• система мероприятий, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;
• совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию детей.
Включение семьи в деятельность организации основано на:
-гуманистическом стиле общения и взаимодействия;
-уважительном отношении семьи и организации к учащемуся и друг к другу;
-систематическом повышении психолого-педагогического уровня педагогов и родителей.
Педагогический коллектив при взаимодействии с семьей призван выполнять следующие функции:
-Воспитательно-развивающую - привлечение родителей для активного участия в учебно-воспитательном процессе;
-Просветительскую - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на детей и подростков в процессе приобретения ими общественных и учебных навыков.
-Коммуникативную - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия учащихся и родителей.
-Охранно-оздоровительную – создание условий для содержательного и безопасного развития учащихся, привитие навыков здорового образа жизни.
Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, - которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.
Формы работы с семьей:
1.Психолого-педагогическая диагностика:
- анкетирование родителей (выявление уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей; социальный заказ на услуги дополнительного образования; степень удовлетворенности качеством дополнительного образования);
- диагностика уровня воспитанности учащихся.
Анализ результатов мониторинговых исследований позволяет корректировать образовательный процесс в учреждении.
2. Участие родителей в образовательном процессе:
- родительские собрания(«Семья и педагоги – партнеры в воспитании», “Склонности и интересы детей в выборе профессии”…);
- посещение учебных занятий;
- мастер-классы, творческие мастерские с учащимися и родителями по подготовке к праздникам, по изготовлению сувениров и подарков;
- семейные проекты («История моей семьи», «Традиции моей семьи», «Событие в моей семье»…);
- участие в конкурсах, в выставках семейного творчества.
3. Досуговая деятельность с участием родителей:
- Дни открытых дверей - презентация детских объединений;
- Тематические праздничные мероприятия;
- Спортивные праздники (суперсемья; папа, мама, я - спортивная семья; веселые старты);
- Дни здоровья;
- Концерты.
4. Психолого-педагогическое просвещение родителей:
- распространение печатной продукции;
- информационные стенды, творческие и тематические выставки, фотовыставки;
- буклеты о деятельности детских объединений;
- участие педагога-психолога в родительских собраниях;
- сайт организации – страничка для родителей.
Повышение психолого-педагогической культуры родителей способствует совершенствованию семейного воспитания, влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, повышает уровень положительного отношения к представителям педагогической общественности, раскрывает положительный семейный опыт.
5. Индивидуальные и семейные консультации -обогащение родителей психолого-педагогическими знаниями в вопросах воспитания и развития детей.
6. Семейный клуб (для семей с детьми с ОВЗ)- формирование социальной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих трудности социального взаимодействия; формирование культуры здоровых семейных взаимоотношений.
План работы
№ | Направление | Сроки исполнения | Ответственные | ||
Психолого-педагогическая диагностика | |||||
1. | Анкетирование родителей | ||||
«Изучение семей воспитанников, социального статуса семьи» | Сентябрь | Педагог | |||
Первичное (личностные качества детей, склонности, одаренность, особенности эмоциональной сферы) | В начале учебного года Сентябрь | педагоги | |||
Вторичное (достижения ребенка, удовлетворенность родителей услугами дополнительного образования, пожелания родителей) | В конце учебного года Апрель | педагоги | |||
2. | Анкетирование, тестирование, диагностика детей | ||||
Первичное (собеседование, тестирование) | Сентябрь | педагоги | |||
Удовлетворенность образовательным процессом (отношение к деятельности детского объединения, педагогам, пожелания) | Май | педагоги | |||
Опросники по проведенным мероприятиям | В течение учебного года | Педагог - психолог | |||
3. | Организационно-педагогическая деятельность | ||||
1. | Родительские собрания, встречи: “День открытых дверей” - презентация творческих объединений | Сентябрь | Администрация, педагоги д/о | ||
Беседа «Как стать другом для своего ребенка» | Декабрь | Педагог д/о | |||
Беседа «Подросток и вредные привычки» (с применением презентации) | Март | ||||
Индивидуальное консультирование родителей | В течение года | ||||
Беседа «Безопасность детей на дороге» | 1 раз в квартал | ||||
2. 3. | Мероприятия с родителями и детьми Круглый стол «Наши семейные традиции» | В соответствие с планом работы д/о | Педагог д/о | ||
Вечер отдыха, посвященный Дню российского движения школьников «Мы - будущее России» | В соответствие с планом работы д/о | ||||
Оформление стенда в объединении «Семья, друзья и здоровье» | В соответствие с планом работы д/о | ||||
Выставка семейных работ «Мастера на все руки» | В соответствие с планом работы д/о | ||||
Помощь родителей в подготовке к выставкам, соревнованиям, конкурсам, мероприятиям | В течение года | ||||
Оформление холла школы а к Новому году | Декабрь | ||||
«Женский день – 8 марта» – праздничный концерт | Март | ||||
«День Защитника Отечества» - поздравление пап, дедушек | Февраль | ||||
Открытое занятие. Мастер-класс «Звукообразование и голосоведение». Творческий отчет перед родителями. Награждение родителей грамотами, благодарственными письмами | Май | ||||
Мероприятия с детьми «Мастерская талантов» | В соответствие с планом работы д/о | Педагог д/о | |||
«О маме с любовью” - конкурс рисунков. | В соответствие с планом работы д/о | ||||
«Мой любимый папа» - праздничный концерт | В соответствие с планом работы д/о | ||||
«Событие в моей семье» - конкурс на самый интересный рассказ о событии, произошедшем в семье. | В соответствие с планом работы д/о | ||||
Итоговый гала-концерт «Тебе, школа, наше творчество» | Май |
Кадровое обеспечение Программы
В реализации Программы участвуют следующие специалисты:
- педагог-психолог;
- педагоги дополнительного образования;
- методисты;
- педагоги-организаторы;
- привлеченные специалисты из области здравоохранения, социальной защиты, правоохранительных органов, сферы культуры и образования.
Ожидаемые результаты
- Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций в семье.
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей.
- Изменение позиции родителей за ответственное воспитание детей.
- Родители - активные помощники в учебно-воспитательномпроцессе, сотрудники и соавторы развития ребенка.
- Родители оценивают значимость дополнительного образования в жизни ребёнка.
- Рост числа родителей, принимающих участие в совместных мероприятиях школы, родительских собраниях.
- Уменьшение количества проблемных семей.
- Повышение уровня профессионального мастерства педагогов, обмен позитивным, результативным опытом работы по взаимодействию с семьями учащихся.
Литература
- Кожурова О.Ю. Воспитательный потенциал семьи как основа семейной педагогики:
- учебно-методическое пособие / О.Ю. Кожурова, Д.В. Григорьев. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2011. – 84 с.
- Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с. Ил.
- Формы работы с родителями. 5-11 классы / Сост. Л.П. Барылкина, Т.А. Фалькович, Г.И. Татаренко. – М.: ВАКО, 2013. – 160 с.__
Предварительный просмотр:
Работа с родителями обучающихся
Важным направлением многогранной деятельности педагога-организатора является работа с родителями обучающихся. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности педагога-организатора к этой работе. Педагогу-организатору необходимо знать основные принципы, направления и формы работы с родителями.
Педагог-организатор вместе с родителями может обеспечить единство требований учреждения дополнительного образования и семьи, если будет следовать таким принципам, как дипломатичность в общении, позиция сотрудничества, уважение родительской любви.
Педагог-организатор принимает в детское объединение всех желающих детей, руководствуясь возрастными критериями, прописанными в дополнительной общеразвивающей программе. Родители приводят детей в детский клуб, преследуя различные цели: пожелания ребёнка реализовать свои творческие способности, желание родителей научить какому-то виду деятельности (танцы). Так же в детском объединении оказываются дети, родители которых, особенно не спрашивая желание самого ребёнка, считают необходимым с пользой организовать его досуг. Такие родители выбирают для своих детей такие детские объединения, которые удобны им по расписанию. Порой родители даже не знают о направленности дополнительной общеразвивающей программы, которая реализуется в данном детском объединении.
Успех творческой деятельности разноплановой группы зависит от того, насколько комфортные условия для развития каждого ребёнка будут созданы педагогом-организатором, насколько сплочённым будет коллектив детей, как будут построены отношения педагога-организатора с родителями детей. С первого дня деятельности коллектива педагог должен тщательно продумывать и планировать работу с родителями обучающихся. Иными словами, понимать то, что принимая в коллектив ребёнка, он принимает в коллектив, в более широком смысле, всю его семью.
Выбор формы работы с родителями во многом зависит от направления деятельности конкретного детского объединения.
а) Самой простой формой работы с родителями является родительское собрание (Приложение А). Его проводят руководители всех детских объединений учреждений дополнительного образования. Самым главным для педагога-организатора при подготовке и организации родительского собрания должен быть учет того, что собрание проводится не для того, чтобы прилюдно похвалить или поругать обучающихся. Подобные беседы целесообразно проводить лично с родителем конкретного ребёнка. Главное в такой беседе не высказывание недовольств и претензий – возможно, после такой беседы ребёнок вовсе перестанет посещать детское объединение – а совместный поиск педагогического решения. Начиная беседу, педагог должен быть настроен на её позитивный исход. На общем родительском собрании целесообразно предложить родителям какую-либо тему в виде информации, продумать вопросы для обсуждения, интересующие родителей, касающиеся процесса обучения и воспитания, обсудить организационные моменты работы с детьми. Для выявления тем, интересующих родителей, можно разработать анкеты и провести предварительное анкетирование (Приложение Б).
б) Ещё одной распространённой формой работы с родителями является открытое занятие для родителей. Такое мероприятие не требует особой подготовки и является весьма эффективным способом привлечения внимания и развития интереса родителей к творчеству их детей. Такую же роль играют концерты для родителей, организуемые в детских объединениях художественного направления (Приложение В).
в) Позитивную роль в приобщении родителей к творчеству их детей имеют совместные проекты, в реализации которых участвуют дети вместе со своими родителями:
− фестивали и концерты семейных дуэтов и ансамблей, организация и проведение познавательных музыкальных мероприятий для детей и их родителей – в детских объединениях художественной направленности;
− «весёлые эстафеты» и соревнования с участием не только родителей, но и братьев и сестёр, и, даже, бабушек и дедушек обучающихся – в детских объединениях физкультурно-спортивной направленности;
− имеющие познавательный характер командные «игры по станциям», для участия в которых приглашаются все желающие родственники и друзья обучающихся можно проводить в детских объединениях туристко-краеведческой, естественнонаучной направленности.
Таким образом, педагог получает дополнительную возможность пригласить в своё объединение новых детей; совместные праздники: «Осенние посиделки», «Рождество», «Масленица» и др., в подготовке и проведении которых дети и родители принимают равное участие (Приложение Г).
Подобные мероприятия способствуют укреплению интереса к данному направлению деятельности, развивают чувство ответственности за происходящее не только у детей, но и у родителей. Главное, во время их планирования и подготовки педагог-организатор должен помнить, что родители – участники мероприятия, а значит, так же как и их дети, должны получить возможность собственной творческой самореализации, почувствовать себя успешными исполнителями своей роли, и, конечно, получить хорошее настроение. Родителям могут помочь рекомендации (Приложение Д).
г) В каникулярное время весьма целесообразна организация совместных с родителями походов в музеи соответствующего направления, в театры, для музыкальных объединений – походы в филармонию. Чтобы подобное мероприятие имело позитивный результат и не вызвало негативного отношения, педагог-организатор обязан подготовить будущих зрителей к восприятию, а после провести итоговую беседу-обсуждение, где родители, наравне с детьми, имеют право поделиться своими мыслями о прошедшем мероприятии. Это позволяет детям, родителям и педагогу-организатору лучше узнать друг друга.
Совместные с родителями загородные походы также способствуют сплочению коллектива, укреплению дружеских, доверительных отношений между детьми и их родителями, и педагогом-организатором.
В наше непростое время нет однозначных рецептов, чтобы навсегда избавить педагога от трудностей и проблем, возникающих в процессе его работы, но дружный, сплочённый им детский коллектив, поддержка родителей, собственное творческое отношение к делу – лучшие помощники педагога-организатора на пути к успеху.
Приложение А
Организация и структура родительского собрания
Собрание организуется не реже 2-х раз в год. Родительское собрание может быть трех видов: организационное, итоговое, тематическое.
В начале учебного года обязательно проводится организационное собрание, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Родителям учащихся 1-го года обучения важно презентовать образовательную программу и результаты ее освоения, специфику и расписание занятий.
Любое родительское собрание требует от педагога тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», плана, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. При подготовке тематического собрания желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или ознакомиться с материалами периодической печати.
Важно продумать оформление учебного кабинета, зала (оформить выставку творческих работ обучающихся, подобрать литературу для родителей, выпустить тематическую газету). Не менее значима и форма приглашения родителей на собрание.
Встреча должна начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.
Каждое собрание (имеется в виду не тематическое, а рабочее собрание) структурируется в соответствии со следующей повесткой:
- Информация об образовательной организации детей, о детском объединении, о достижениях детей за прошедший период (только положительная информация).
- Полезная информация от специалистов (врачей, психологов, социологов, ученых, работников правоохранительных органов).
- Информация о работе родителей с обучающимися за прошедший период.
- Планирование участия родителей в делах детского объединения на следующий период.
В заключительной части встречи педагог благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться тех, родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, чтобы выяснить причины и выработать совместное решение о возможных путях их преодоления.
В конце учебного года проводится итоговое собрание. Главная его цель – представление родителям образовательных результатов по программе, демонстрация достижений обучающихся, а также планирование деятельности детского объединения на следующий учебный год.
Протокол № ____
родительского собрания творческого объединения
__________________________________________________________
наименование учреждения
от «____» ___________ 20____ г.
Присутствовало ______ человек.
Повестка дня
- ………………………………….
- ………………………………….
- ………………………………….
По первому вопросу СЛУШАЛИ ……………………………..
По второму вопросу СЛУШАЛИ …………………………….
ПРЕДЛОЖЕНО:
- …………………………………………………………..
- ………………………………………………………….
РЕШИЛИ:
- ………………………………………………………….
- …………………………………………………………
- ………………………………………………………....
ГОЛОСОВАЛИ: за – _____, против – _____, воздержались – ________.
Председатель собрания ____________________ _______________________
подпись ФИО
Секретарь собрания ____________________ _______________________
подпись ФИО
Предварительный просмотр:
Работа с родителями обучающихся
Важным направлением многогранной деятельности педагога-организатора является работа с родителями обучающихся. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности педагога-организатора к этой работе. Педагогу-организатору необходимо знать основные принципы, направления и формы работы с родителями.
Педагог-организатор вместе с родителями может обеспечить единство требований учреждения дополнительного образования и семьи, если будет следовать таким принципам, как дипломатичность в общении, позиция сотрудничества, уважение родительской любви.
Педагог-организатор принимает в детское объединение всех желающих детей, руководствуясь возрастными критериями, прописанными в дополнительной общеразвивающей программе. Родители приводят детей в детский клуб, преследуя различные цели: пожелания ребёнка реализовать свои творческие способности, желание родителей научить какому-то виду деятельности (танцы). Так же в детском объединении оказываются дети, родители которых, особенно не спрашивая желание самого ребёнка, считают необходимым с пользой организовать его досуг. Такие родители выбирают для своих детей такие детские объединения, которые удобны им по расписанию. Порой родители даже не знают о направленности дополнительной общеразвивающей программы, которая реализуется в данном детском объединении.
Успех творческой деятельности разноплановой группы зависит от того, насколько комфортные условия для развития каждого ребёнка будут созданы педагогом-организатором, насколько сплочённым будет коллектив детей, как будут построены отношения педагога-организатора с родителями детей. С первого дня деятельности коллектива педагог должен тщательно продумывать и планировать работу с родителями обучающихся. Иными словами, понимать то, что принимая в коллектив ребёнка, он принимает в коллектив, в более широком смысле, всю его семью.
Выбор формы работы с родителями во многом зависит от направления деятельности конкретного детского объединения.
а) Самой простой формой работы с родителями является родительское собрание (Приложение А). Его проводят руководители всех детских объединений учреждений дополнительного образования. Самым главным для педагога-организатора при подготовке и организации родительского собрания должен быть учет того, что собрание проводится не для того, чтобы прилюдно похвалить или поругать обучающихся. Подобные беседы целесообразно проводить лично с родителем конкретного ребёнка. Главное в такой беседе не высказывание недовольств и претензий – возможно, после такой беседы ребёнок вовсе перестанет посещать детское объединение – а совместный поиск педагогического решения. Начиная беседу, педагог должен быть настроен на её позитивный исход. На общем родительском собрании целесообразно предложить родителям какую-либо тему в виде информации, продумать вопросы для обсуждения, интересующие родителей, касающиеся процесса обучения и воспитания, обсудить организационные моменты работы с детьми. Для выявления тем, интересующих родителей, можно разработать анкеты и провести предварительное анкетирование (Приложение Б).
б) Ещё одной распространённой формой работы с родителями является открытое занятие для родителей. Такое мероприятие не требует особой подготовки и является весьма эффективным способом привлечения внимания и развития интереса родителей к творчеству их детей. Такую же роль играют концерты для родителей, организуемые в детских объединениях художественного направления (Приложение В).
в) Позитивную роль в приобщении родителей к творчеству их детей имеют совместные проекты, в реализации которых участвуют дети вместе со своими родителями:
− фестивали и концерты семейных дуэтов и ансамблей, организация и проведение познавательных музыкальных мероприятий для детей и их родителей – в детских объединениях художественной направленности;
− «весёлые эстафеты» и соревнования с участием не только родителей, но и братьев и сестёр, и, даже, бабушек и дедушек обучающихся – в детских объединениях физкультурно-спортивной направленности;
− имеющие познавательный характер командные «игры по станциям», для участия в которых приглашаются все желающие родственники и друзья обучающихся можно проводить в детских объединениях туристко-краеведческой, естественнонаучной направленности.
Таким образом, педагог получает дополнительную возможность пригласить в своё объединение новых детей; совместные праздники: «Осенние посиделки», «Рождество», «Масленица» и др., в подготовке и проведении которых дети и родители принимают равное участие (Приложение Г).
Подобные мероприятия способствуют укреплению интереса к данному направлению деятельности, развивают чувство ответственности за происходящее не только у детей, но и у родителей. Главное, во время их планирования и подготовки педагог-организатор должен помнить, что родители – участники мероприятия, а значит, так же как и их дети, должны получить возможность собственной творческой самореализации, почувствовать себя успешными исполнителями своей роли, и, конечно, получить хорошее настроение. Родителям могут помочь рекомендации (Приложение Д).
г) В каникулярное время весьма целесообразна организация совместных с родителями походов в музеи соответствующего направления, в театры, для музыкальных объединений – походы в филармонию. Чтобы подобное мероприятие имело позитивный результат и не вызвало негативного отношения, педагог-организатор обязан подготовить будущих зрителей к восприятию, а после провести итоговую беседу-обсуждение, где родители, наравне с детьми, имеют право поделиться своими мыслями о прошедшем мероприятии. Это позволяет детям, родителям и педагогу-организатору лучше узнать друг друга.
Совместные с родителями загородные походы также способствуют сплочению коллектива, укреплению дружеских, доверительных отношений между детьми и их родителями, и педагогом-организатором.
В наше непростое время нет однозначных рецептов, чтобы навсегда избавить педагога от трудностей и проблем, возникающих в процессе его работы, но дружный, сплочённый им детский коллектив, поддержка родителей, собственное творческое отношение к делу – лучшие помощники педагога-организатора на пути к успеху.
Приложение Б
Методика изучения удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
Цель исследования – изучение мнения родителей учащихся о воспитательной работе и организации взаимодействия в учреждении и детском объединении.
Задачи исследования:
- Определить активность участия детей и их родителей в жизни учреждения дополнительного образования, подготовке и проведении мероприятий в объединении и учебной группе.
- Определить, насколько удовлетворены родители учащихся отношениями со всеми участниками образовательного процесса.
- Выявить эмоциональное отношение родителей учащихся к учреждению дополнительного образования детей, к мероприятиям, к негативным явлениям в детском объединении.
Исследование проводится на родительском собрании. Работа ведется по специальному опроснику. Анкета выдается каждому родителю, и они отвечают на все вопросы в течение 10-12 минут.
Уважаемые родители!
Пригашаем Вас принять участие в опросе по вопросам воспитательной системы МАОУ «Средняя школа №8» и взаимодействия педагогов и родителей. Ваше мнение поможет понять существующее положение и выработать рекомендации для педагогического коллектива по улучшению воспитательной работы.
Надеемся на искренние ответы. Результаты работы будут использованы только в обобщенном виде, поэтому свою фамилию можно не указывать. Запишите только название образовательной программы или объединения, в котором Ваш ребенок занимается.
Необходимо ознакомиться с вариантами ответов на каждый вопрос, затем выбрать и указать на листе для ответов тот из них, который больше всего соответствует вашему мнению.
Заранее благодарим и желаем успеха!
- Участвовал ли Ваш ребенок в подготовке и проведении мероприятий в школе раннее?
А) да, постоянно
Б) да, эпизодически
В) нет, не участвовал
Г) затрудняюсь ответить
2. Нравятся ли Вам мероприятия, которые проводятся в школе?
А) в основном нравятся
Б) нравятся, но не во всем
В) в основном не нравятся
Г) затрудняюсь ответить
3. Насколько вы удовлетворены отношениями, которые сложились у Вас с педагогом дополнительного образования?
А) в основном удовлетворительные
Б) в чем-то удовлетворительные, в чем-то нет
В) в основном неудовлетворительные
Г) затрудняюсь ответить
4. Что Вас привлекает и не привлекает в деятельности детского объединения
_____________________________________________________________________
5. Ваши предложения по организации воспитательных и праздничных мероприятий в нашей школе.
_____________________________________________________________________
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, предлагаемых ниже. Мы очень надеемся, что на основании ваших ответов мы могли бы оказать вам педагогическую поддержку в воспитании ваших детей.
Для заполнения анкеты, пожалуйста, обведите нужный номер ответа или допишите свой.
1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?
а). Да б). Нет в). Не вполне
2. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?
- СМИ (радио, ТВ, газеты, журналы);
- специальные книги о педагогике;
- беседы с друзьями и знакомыми;
- беседы с учителями;
- ________________________________________________________ .
3. Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании:
- взаимное непонимание детей и взрослых;
- успеваемость детей;
-______________________________________________________.
4. Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?
-___________________________________________________________.
5. Что препятствует тому, чтобы вы могли решить вашу проблему?
-___________________________________________________________.
6. С кем вы говорили о вашей проблеме?
А) -
Б) - ни с кем
7. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?
- психолога,
- педагога,
- врача,
- __________________________________________.
8. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка?
- безусловно, семья;
- в большей мере семья;
- в равной степени и семья, и школа;
- школа, так как там ребенок проводит много времени;
- школа и улица
- друзья
-увлечения
-______________________________________________
9. В какой форме мы могли бы помочь вам в решении ваших проблем?
- лекциями о воспитании;
- специальными практическими занятиями;
- информацией об особенностях развития моего ребенка;
- информацией о том, что можно почитать по моей проблеме;
- _____________________________________________________.
10. Сколько бы вы могли уделить времени для повышения своей педагогической компетентности, если для вас будут организованы специальные занятия?
- не более одного часа в неделю;
- примерно пару часов в месяц;
- трудно сказать.
Спасибо за ответы!
Предварительный просмотр:
Работа с родителями обучающихся
Важным направлением многогранной деятельности педагога-организатора является работа с родителями обучающихся. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности педагога-организатора к этой работе. Педагогу-организатору необходимо знать основные принципы, направления и формы работы с родителями.
Педагог-организатор вместе с родителями может обеспечить единство требований учреждения дополнительного образования и семьи, если будет следовать таким принципам, как дипломатичность в общении, позиция сотрудничества, уважение родительской любви.
Педагог-организатор принимает в детское объединение всех желающих детей, руководствуясь возрастными критериями, прописанными в дополнительной общеразвивающей программе. Родители приводят детей в детский клуб, преследуя различные цели: пожелания ребёнка реализовать свои творческие способности, желание родителей научить какому-то виду деятельности (танцы). Так же в детском объединении оказываются дети, родители которых, особенно не спрашивая желание самого ребёнка, считают необходимым с пользой организовать его досуг. Такие родители выбирают для своих детей такие детские объединения, которые удобны им по расписанию. Порой родители даже не знают о направленности дополнительной общеразвивающей программы, которая реализуется в данном детском объединении.
Успех творческой деятельности разноплановой группы зависит от того, насколько комфортные условия для развития каждого ребёнка будут созданы педагогом-организатором, насколько сплочённым будет коллектив детей, как будут построены отношения педагога-организатора с родителями детей. С первого дня деятельности коллектива педагог должен тщательно продумывать и планировать работу с родителями обучающихся. Иными словами, понимать то, что принимая в коллектив ребёнка, он принимает в коллектив, в более широком смысле, всю его семью.
Выбор формы работы с родителями во многом зависит от направления деятельности конкретного детского объединения.
а) Самой простой формой работы с родителями является родительское собрание (Приложение А). Его проводят руководители всех детских объединений учреждений дополнительного образования. Самым главным для педагога-организатора при подготовке и организации родительского собрания должен быть учет того, что собрание проводится не для того, чтобы прилюдно похвалить или поругать обучающихся. Подобные беседы целесообразно проводить лично с родителем конкретного ребёнка. Главное в такой беседе не высказывание недовольств и претензий – возможно, после такой беседы ребёнок вовсе перестанет посещать детское объединение – а совместный поиск педагогического решения. Начиная беседу, педагог должен быть настроен на её позитивный исход. На общем родительском собрании целесообразно предложить родителям какую-либо тему в виде информации, продумать вопросы для обсуждения, интересующие родителей, касающиеся процесса обучения и воспитания, обсудить организационные моменты работы с детьми. Для выявления тем, интересующих родителей, можно разработать анкеты и провести предварительное анкетирование (Приложение Б).
б) Ещё одной распространённой формой работы с родителями является открытое занятие для родителей. Такое мероприятие не требует особой подготовки и является весьма эффективным способом привлечения внимания и развития интереса родителей к творчеству их детей. Такую же роль играют концерты для родителей, организуемые в детских объединениях художественного направления (Приложение В).
в) Позитивную роль в приобщении родителей к творчеству их детей имеют совместные проекты, в реализации которых участвуют дети вместе со своими родителями:
− фестивали и концерты семейных дуэтов и ансамблей, организация и проведение познавательных музыкальных мероприятий для детей и их родителей – в детских объединениях художественной направленности;
− «весёлые эстафеты» и соревнования с участием не только родителей, но и братьев и сестёр, и, даже, бабушек и дедушек обучающихся – в детских объединениях физкультурно-спортивной направленности;
− имеющие познавательный характер командные «игры по станциям», для участия в которых приглашаются все желающие родственники и друзья обучающихся можно проводить в детских объединениях туристко-краеведческой, естественнонаучной направленности.
Таким образом, педагог получает дополнительную возможность пригласить в своё объединение новых детей; совместные праздники: «Осенние посиделки», «Рождество», «Масленица» и др., в подготовке и проведении которых дети и родители принимают равное участие (Приложение Г).
Подобные мероприятия способствуют укреплению интереса к данному направлению деятельности, развивают чувство ответственности за происходящее не только у детей, но и у родителей. Главное, во время их планирования и подготовки педагог-организатор должен помнить, что родители – участники мероприятия, а значит, так же как и их дети, должны получить возможность собственной творческой самореализации, почувствовать себя успешными исполнителями своей роли, и, конечно, получить хорошее настроение. Родителям могут помочь рекомендации (Приложение Д).
г) В каникулярное время весьма целесообразна организация совместных с родителями походов в музеи соответствующего направления, в театры, для музыкальных объединений – походы в филармонию. Чтобы подобное мероприятие имело позитивный результат и не вызвало негативного отношения, педагог-организатор обязан подготовить будущих зрителей к восприятию, а после провести итоговую беседу-обсуждение, где родители, наравне с детьми, имеют право поделиться своими мыслями о прошедшем мероприятии. Это позволяет детям, родителям и педагогу-организатору лучше узнать друг друга.
Совместные с родителями загородные походы также способствуют сплочению коллектива, укреплению дружеских, доверительных отношений между детьми и их родителями, и педагогом-организатором.
В наше непростое время нет однозначных рецептов, чтобы навсегда избавить педагога от трудностей и проблем, возникающих в процессе его работы, но дружный, сплочённый им детский коллектив, поддержка родителей, собственное творческое отношение к делу – лучшие помощники педагога-организатора на пути к успеху.
Приложение В
Сценарий выступления родителей на праздновании Последнего звонка
Цель: Родительское напутствие детям, переходящим во взрослую жизнь.
Вот настал прощальный час, Прозвенит звонок для Вас;
И поймете погодя, что очень много, Школа значила для вас,
Дружбу и любовь подчас
Вы нашли у школьного порога.
Все поют на мотив «Песня о капитане .... »
Жил на свете ученик, Прочитал он много книг.
Все науки в совершенстве постиг.
Часто руку поднимал.
На ВОПРОСЫ отвечал,
И всегда он эту песню напевал:
"В институт поступлю ...
Пользу обществу и людям принесу!"
Припев:
Ученик, ученик занимайся,
Пред тобою институт впереди!
Ученик, ученик, не влюбляйся,
В школе можно обойтись и без любви!
Но не знаем, где сгорим ....
Словно нежный херувим, Восьмиклассница возникла перед ним .... Он всё глазки поднимал
На прекрасный идеал
И в неделю десять двоек нахватал. Как же так, почему?
Я влюбился, и учиться не могу:
Припев:
МИЛЫЙ сын. милый сын,
занимайся Пред тобою институт впереди
МИЛЫЙ сын, милый сын, не влюбляйся,
В школе можно обойтись и без любви!
А девчонки, как модели Микро юбочки надели.
Губки, брюки - маникюр Навели .... На учёбу - наплевать
Стали глазками стрелять,
От мальчишек комплименты получать. Как же так, почему?
Я влюбилась, и учиться не могу:
Припев:
Дочь моя, дочь моя,
Занимайся пред тобою ИНСТИТУТ впереди,
Дочь моя, дочь моя, не влюбляйся,
В школе можно обойтись и без любви!
Жил на свете дружный класс.
Жаль, уходит он от вас.
Все науки в совершенстве постиг.
Годы школьные прошли,
Наши дети подросли ...
Институт всех ожидает впереди!
Но, пока не спеши ....
Ведь у вас еще ЕГЭ впереди!
Припев:
Выпускники, выпускники занимайтесь.
Перед вами институт впереди,
Выпускники, выпускники не влюбляйтесь
В школе можно обойтись и без любви!
Родители одевают атрибуты цыганских нарядов (платки, бубны, яркие бусы)
Песня - приглашение:
Нам веселье не помеха Путь слова текут рекой. Приглашаем мы на сцену Выпускной класс дорогой
Родители читают стих - гадание о каждом выпускнике.
Очень важная задача
Экономику поднять,
А Андрею и Наташе
Желаем реформаторами стать!
Хочет стать милиционером
И закончить институт.
Будет гордостью России -
Его Лёнею зовут!
Юристом Оксана хотела бы стать
И будет она в ПГУ поступать,
А как окончит институт -
в судах такие кадры ждут!
Алексей Лобанов - профи!
Он пожарным хочет стать.
Предотвращать все катастрофы
В бедах людям помогать!
Кто такой культуровед?
Многие не знают.
профессию такую Яна выбирает!
Максим и Иван - Это наши умы!
Такие ребята нужны для страны!
Используемые материалы:
- http://scena.land.ru
- http://scenarii.ru
- http://day4you.ru
- http://scenaristika.ru
- http://subscribe.ru
- http://pozdravok.ru
Предварительный просмотр:
Работа с родителями обучающихся
Важным направлением многогранной деятельности педагога-организатора является работа с родителями обучающихся. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности педагога-организатора к этой работе. Педагогу-организатору необходимо знать основные принципы, направления и формы работы с родителями.
Педагог-организатор вместе с родителями может обеспечить единство требований учреждения дополнительного образования и семьи, если будет следовать таким принципам, как дипломатичность в общении, позиция сотрудничества, уважение родительской любви.
Педагог-организатор принимает в детское объединение всех желающих детей, руководствуясь возрастными критериями, прописанными в дополнительной общеразвивающей программе. Родители приводят детей в детский клуб, преследуя различные цели: пожелания ребёнка реализовать свои творческие способности, желание родителей научить какому-то виду деятельности (танцы). Так же в детском объединении оказываются дети, родители которых, особенно не спрашивая желание самого ребёнка, считают необходимым с пользой организовать его досуг. Такие родители выбирают для своих детей такие детские объединения, которые удобны им по расписанию. Порой родители даже не знают о направленности дополнительной общеразвивающей программы, которая реализуется в данном детском объединении.
Успех творческой деятельности разноплановой группы зависит от того, насколько комфортные условия для развития каждого ребёнка будут созданы педагогом-организатором, насколько сплочённым будет коллектив детей, как будут построены отношения педагога-организатора с родителями детей. С первого дня деятельности коллектива педагог должен тщательно продумывать и планировать работу с родителями обучающихся. Иными словами, понимать то, что принимая в коллектив ребёнка, он принимает в коллектив, в более широком смысле, всю его семью.
Выбор формы работы с родителями во многом зависит от направления деятельности конкретного детского объединения.
а) Самой простой формой работы с родителями является родительское собрание (Приложение А). Его проводят руководители всех детских объединений учреждений дополнительного образования. Самым главным для педагога-организатора при подготовке и организации родительского собрания должен быть учет того, что собрание проводится не для того, чтобы прилюдно похвалить или поругать обучающихся. Подобные беседы целесообразно проводить лично с родителем конкретного ребёнка. Главное в такой беседе не высказывание недовольств и претензий – возможно, после такой беседы ребёнок вовсе перестанет посещать детское объединение – а совместный поиск педагогического решения. Начиная беседу, педагог должен быть настроен на её позитивный исход. На общем родительском собрании целесообразно предложить родителям какую-либо тему в виде информации, продумать вопросы для обсуждения, интересующие родителей, касающиеся процесса обучения и воспитания, обсудить организационные моменты работы с детьми. Для выявления тем, интересующих родителей, можно разработать анкеты и провести предварительное анкетирование (Приложение Б).
б) Ещё одной распространённой формой работы с родителями является открытое занятие для родителей. Такое мероприятие не требует особой подготовки и является весьма эффективным способом привлечения внимания и развития интереса родителей к творчеству их детей. Такую же роль играют концерты для родителей, организуемые в детских объединениях художественного направления (Приложение В).
в) Позитивную роль в приобщении родителей к творчеству их детей имеют совместные проекты, в реализации которых участвуют дети вместе со своими родителями:
− фестивали и концерты семейных дуэтов и ансамблей, организация и проведение познавательных музыкальных мероприятий для детей и их родителей – в детских объединениях художественной направленности;
− «весёлые эстафеты» и соревнования с участием не только родителей, но и братьев и сестёр, и, даже, бабушек и дедушек обучающихся – в детских объединениях физкультурно-спортивной направленности;
− имеющие познавательный характер командные «игры по станциям», для участия в которых приглашаются все желающие родственники и друзья обучающихся можно проводить в детских объединениях туристко-краеведческой, естественнонаучной направленности.
Таким образом, педагог получает дополнительную возможность пригласить в своё объединение новых детей; совместные праздники: «Осенние посиделки», «Рождество», «Масленица» и др., в подготовке и проведении которых дети и родители принимают равное участие (Приложение Г).
Подобные мероприятия способствуют укреплению интереса к данному направлению деятельности, развивают чувство ответственности за происходящее не только у детей, но и у родителей. Главное, во время их планирования и подготовки педагог-организатор должен помнить, что родители – участники мероприятия, а значит, так же как и их дети, должны получить возможность собственной творческой самореализации, почувствовать себя успешными исполнителями своей роли, и, конечно, получить хорошее настроение. Родителям могут помочь рекомендации (Приложение Д).
г) В каникулярное время весьма целесообразна организация совместных с родителями походов в музеи соответствующего направления, в театры, для музыкальных объединений – походы в филармонию. Чтобы подобное мероприятие имело позитивный результат и не вызвало негативного отношения, педагог-организатор обязан подготовить будущих зрителей к восприятию, а после провести итоговую беседу-обсуждение, где родители, наравне с детьми, имеют право поделиться своими мыслями о прошедшем мероприятии. Это позволяет детям, родителям и педагогу-организатору лучше узнать друг друга.
Совместные с родителями загородные походы также способствуют сплочению коллектива, укреплению дружеских, доверительных отношений между детьми и их родителями, и педагогом-организатором.
В наше непростое время нет однозначных рецептов, чтобы навсегда избавить педагога от трудностей и проблем, возникающих в процессе его работы, но дружный, сплочённый им детский коллектив, поддержка родителей, собственное творческое отношение к делу – лучшие помощники педагога-организатора на пути к успеху.
Приложение Г
Предварительный просмотр:
Работа с родителями обучающихся
Важным направлением многогранной деятельности педагога-организатора является работа с родителями обучающихся. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности педагога-организатора к этой работе. Педагогу-организатору необходимо знать основные принципы, направления и формы работы с родителями.
Педагог-организатор вместе с родителями может обеспечить единство требований учреждения дополнительного образования и семьи, если будет следовать таким принципам, как дипломатичность в общении, позиция сотрудничества, уважение родительской любви.
Педагог-организатор принимает в детское объединение всех желающих детей, руководствуясь возрастными критериями, прописанными в дополнительной общеразвивающей программе. Родители приводят детей в детский клуб, преследуя различные цели: пожелания ребёнка реализовать свои творческие способности, желание родителей научить какому-то виду деятельности (танцы). Так же в детском объединении оказываются дети, родители которых, особенно не спрашивая желание самого ребёнка, считают необходимым с пользой организовать его досуг. Такие родители выбирают для своих детей такие детские объединения, которые удобны им по расписанию. Порой родители даже не знают о направленности дополнительной общеразвивающей программы, которая реализуется в данном детском объединении.
Успех творческой деятельности разноплановой группы зависит от того, насколько комфортные условия для развития каждого ребёнка будут созданы педагогом-организатором, насколько сплочённым будет коллектив детей, как будут построены отношения педагога-организатора с родителями детей. С первого дня деятельности коллектива педагог должен тщательно продумывать и планировать работу с родителями обучающихся. Иными словами, понимать то, что принимая в коллектив ребёнка, он принимает в коллектив, в более широком смысле, всю его семью.
Выбор формы работы с родителями во многом зависит от направления деятельности конкретного детского объединения.
а) Самой простой формой работы с родителями является родительское собрание (Приложение А). Его проводят руководители всех детских объединений учреждений дополнительного образования. Самым главным для педагога-организатора при подготовке и организации родительского собрания должен быть учет того, что собрание проводится не для того, чтобы прилюдно похвалить или поругать обучающихся. Подобные беседы целесообразно проводить лично с родителем конкретного ребёнка. Главное в такой беседе не высказывание недовольств и претензий – возможно, после такой беседы ребёнок вовсе перестанет посещать детское объединение – а совместный поиск педагогического решения. Начиная беседу, педагог должен быть настроен на её позитивный исход. На общем родительском собрании целесообразно предложить родителям какую-либо тему в виде информации, продумать вопросы для обсуждения, интересующие родителей, касающиеся процесса обучения и воспитания, обсудить организационные моменты работы с детьми. Для выявления тем, интересующих родителей, можно разработать анкеты и провести предварительное анкетирование (Приложение Б).
б) Ещё одной распространённой формой работы с родителями является открытое занятие для родителей. Такое мероприятие не требует особой подготовки и является весьма эффективным способом привлечения внимания и развития интереса родителей к творчеству их детей. Такую же роль играют концерты для родителей, организуемые в детских объединениях художественного направления (Приложение В).
в) Позитивную роль в приобщении родителей к творчеству их детей имеют совместные проекты, в реализации которых участвуют дети вместе со своими родителями:
− фестивали и концерты семейных дуэтов и ансамблей, организация и проведение познавательных музыкальных мероприятий для детей и их родителей – в детских объединениях художественной направленности;
− «весёлые эстафеты» и соревнования с участием не только родителей, но и братьев и сестёр, и, даже, бабушек и дедушек обучающихся – в детских объединениях физкультурно-спортивной направленности;
− имеющие познавательный характер командные «игры по станциям», для участия в которых приглашаются все желающие родственники и друзья обучающихся можно проводить в детских объединениях туристко-краеведческой, естественнонаучной направленности.
Таким образом, педагог получает дополнительную возможность пригласить в своё объединение новых детей; совместные праздники: «Осенние посиделки», «Рождество», «Масленица» и др., в подготовке и проведении которых дети и родители принимают равное участие (Приложение Г).
Подобные мероприятия способствуют укреплению интереса к данному направлению деятельности, развивают чувство ответственности за происходящее не только у детей, но и у родителей. Главное, во время их планирования и подготовки педагог-организатор должен помнить, что родители – участники мероприятия, а значит, так же как и их дети, должны получить возможность собственной творческой самореализации, почувствовать себя успешными исполнителями своей роли, и, конечно, получить хорошее настроение. Родителям могут помочь рекомендации (Приложение Д).
г) В каникулярное время весьма целесообразна организация совместных с родителями походов в музеи соответствующего направления, в театры, для музыкальных объединений – походы в филармонию. Чтобы подобное мероприятие имело позитивный результат и не вызвало негативного отношения, педагог-организатор обязан подготовить будущих зрителей к восприятию, а после провести итоговую беседу-обсуждение, где родители, наравне с детьми, имеют право поделиться своими мыслями о прошедшем мероприятии. Это позволяет детям, родителям и педагогу-организатору лучше узнать друг друга.
Совместные с родителями загородные походы также способствуют сплочению коллектива, укреплению дружеских, доверительных отношений между детьми и их родителями, и педагогом-организатором.
В наше непростое время нет однозначных рецептов, чтобы навсегда избавить педагога от трудностей и проблем, возникающих в процессе его работы, но дружный, сплочённый им детский коллектив, поддержка родителей, собственное творческое отношение к делу – лучшие помощники педагога-организатора на пути к успеху.
Приложение Д
Советы и рекомендации родителям:
- Говорите сыну или дочери: «Людям должно быть с тобой легко», - не бойтесь повторять это.
- Когда вы браните ребёнка, не употребляйте выражений: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребёнок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.
- Не расставайтесь с ребёнком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
- Старайтесь, чтобы ребёнок был привязан к дому, возвращаясь, домой, не забывайте сказать: «А всё-таки, как хорошо у нас дома».
- Внушайте ребёнку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».
- Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.
- В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно неправы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.
- Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности в обществе?
- Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи.
- Оценивайте уровень развития ребенка.
- Избегайте длинных объяснений или бесед.
- Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.
- Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
Развивайте в своих детях следующие качества:
- уверенность, базирующуюся на собственном сознании самооценки;
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и окружающих;
- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, душевному мужеству;
- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
- умение находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.
Предварительный просмотр:
«Формирование личности ученика
через организацию самоуправления в классе».
Цель: поделиться опытом организации самоуправления в классном коллективе.
Как известно ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации
- собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
- перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,
- обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Все мы понимаем, что для формирования личности ребёнка должны быть созданы соответствующие условия. Задача школы - создать такие условия. В школу приходят дети уже с определённым «багажом». Хорошо если ребёнок посещал «Школу будущего первоклассника». Я имею представление о его нём. Очень радует появление в классе младших детей, так как уже имеешь представление о семье, в которой воспитывается ученик. Соответственно и «багаж» знаком. Это мне важно, потому что нельзя навязывать поручение, принуждать ученика. В этом нет смысла! Ждать продуктивной деятельности, включения в коллективную деятельность в таком случае не придётся. Это, думаю, одна из причин того, что спрашиваешь у ребёнка: а ты в классе за что отвечаешь, какое поручение выполняешь. Ответ: а…не знаю, не помню, кажется…Поручения не должны быть формальными.
Моделей организации самоуправления много. Идея организации и использования той модели, которой я пользуюсь многие годы, возникла у меня давно. Конечно, я работала с классами, у детей были поручения в классическом виде (звёздочки, звенья). Но самостоятельность, активность детей была не невысоком уровне, как бы я ни старалась.
Было время, когда мы принимали активное участие в территориальных, окружных, международных олимпиадах. Во время посещения одной из школ я обратила внимание на стенд. На нём была схема организации школьного самоуправления. Я увидела: президент, министерства. А ведь на самом деле! Статусность - это может быть мотивом к деятельности! С тех пор я использую следующую структуру организации самоуправления в классе:
ПРЕЗИДЕНТ
(председателя правительства нет)
МИНИСТЕСТВО УЧЁБЫ: МИНИСТР, ОТВЕТВСТВЕННЫЕ ЗА РЯД
МИНИСТЕРСТВО ПОРЯДКА: МИНИСТР, ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА ГАРДЕРОБ, ЗА СТОЛОВУЮ
МИНИСТЕРСТВО БЕЗОПАСНОСТИ
МИНИСТЕРСТВО ЧИСТОТЫ
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ
МИНИСТЕРСТВО ИНФОРМАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ
Каждое министерство имеет свою зону ответственности. В 1 классе на «Совете дела» организовываются открытые выборы, на которых я знакомлю детей с предлагаемым распределением органов самоуправления и объёмом ответственности. Как правило, для совета дела использую 2 собрания. Сначала объясняю и даю время подумать до следующего совета. Прежде всего, учитываю «Я ХОЧУ». На президентскую и министерскую должности я могу предложить свои кандидатуры, убеждаю, если чувствую в ребёнке потенциал.
После успешно завершённых выборов каждому ученику делаю вклейку в дневник, на которой написано кто он, либо в каком министерстве, за что он отвечает, т.е. зону ответственности. Обязательно информирую родителей о результатах выборов!
Выборы проходят ежегодно, на протяжении всего обучения в начальной школе. Приятно, что часто дети остаются на своих постах, расширяя год от года объём работы. Например, в 1 классе министерство учёбы проверяет наличие принадлежностей, сохранность учебников, со 2 класса контролирует выполнение домашних заданий. Раз ученикам нравится выполнять своё поручение, значит, создана комфортная среда, для конкретного ученика.
Я являюсь (слайд 9) организатором, консультантом, тьютором, давая право каждому ученику проявить себя. В организации самоуправления важна систематичность. Очень важно излишне не вмешиваться в процесс самоуправления, не делать работу за детей. К чему я призываю и родителей. Пусть результат по взрослым меркам не всегда на высоком уровне, нужно помочь осознать ребёнку свою значимость: если я не сделаю, то никто не сделает.
Только тогда, будет развиваться самостоятельность, ответственность, добросовестность, активность, самореализация учащихся, классного коллектива в целом.
Кроме выполнения текущей работы, органы ученического самоуправления занимаются организацией классных и школьных мероприятий (тематические классные часы, КТД). Например, классный час «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». На совете дела, обозначив цель, осуществляется планирование - какое министерство за какую часть организации возьмётся. Причём, свою концепцию этого классного часа я не предоставляю. Я запрашиваю информацию у детей: что мы можем обсудить. Предложения ребят, как правило, поступают в зависимости от зоны ответственности министерств (рисунки, пословицы, стихи, загадки и т.д.). Зафиксировав это, я простраиваю содержание классного часа. Дети делают записи в дневниках. Министры контролируют подготовку в своих министерствах. Через день-два спрашиваю степень готовности, нужна ли моя консультация. Содержание работы министерств хорошо поместить в классный уголок.
В заключение хочется отметить, что данная модель организации самоуправления не всегда понятна родителям, поэтому я в 1 классе подробно с ней знакомлю. Встречается непонимание деятельностного подхода к организации мероприятий.(Велибекова) «Багаж» первоклассников хуже. В семьях дети часто предоставлены сами себе, нет системы требований по организации любой деятельности со стороны родителей.
Выпуская класс, я пишу подробную характеристику, указывая участие ребёнка в органах самоуправления. Даю подробную информацию о своём опыте будущему классному руководителю и спустя год-два…формализм. Встречаю ребят, спрашиваю как дела, у кого какие поручения – не помню, не знаю. Хотя школьное самоуправление у нас есть.
Тем не менее, опыт участия в самоуправлении класса ценен для формирования личности каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями. Ошибки родителей.
Являюсь руководителем ШМО классных руководителей. Постоянно нахожусь в творческом поиске. Приходиться выбирать темы заседаний ШМО, которые вызвали бы интерес у каждого классного руководителя. Данная п...
формы работы с родителями - Пикник с родителями и учениками
Я подобрал игры для нетрадиционной формы работы с родителями - Пикник.Это пикник с родителями и учениками....
Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.
Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....
Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.
Реализация проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи школы и поднять ее на более высок...
Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"
Программа по воспитательной работе с учениками и родителями...
Работа с семьёй и родителями. Как наиболее эффективно организовать работу с родителями в школе?
В статье рассматривается взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Интеграция педагогов образовательного учреждения, осуществляющих воспитательную деятельность по созданию благоприятных усл...
Программа работы с родителями «Мы вместе» предназначена для работы с родителями (законными представителями)
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказыва...