Моя родословная
методическая разработка

Оксана Рогожина

Проектная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Генеалогическое древо73.48 КБ

Предварительный просмотр:

i.jpg

Исследовательский проект

«Моя родословная.

Создание генеалогического дерева»

Авторы проекта:

Ученица 4 класса

 Бастракова Екатерина

Руководитель проекта:

Педагог МБДОУ ДО ЦВР « Мужество» г. Туапсе

Рогожина О. В.

 

2020 г.

Аннотация

Знать свою родословную - правило хорошего тона.  Генеалогическое дерево рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род.

Мне хотелось больше узнать о своих родных и предках, о семейных традициях, узнать историю возникновения своей фамилии, создать генеалогическое древо.

Цель работы - изучить родословную моей семьи.

Методы исследования:

  1. Опрос родственников.
  2. Изучение семейных архивов, документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни представителей моего рода.
  3. Анкетирование.

 4. Сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации

Выводы.

Я вырасту, и родословная, составленная мной, будет передаваться из поколения в поколение моими детьми, внуками и т.д., значит, память о нашем роде будет бессмертной.

Таким образом, благодаря этому  проекту я  смогу:

- изучить происхождение своей фамилии, историю своего рода;

- узнать о судьбах своих предков;

- лучше понять историю своей страны;

- научиться  брать интервью; размещать материалы на сайте;

- познакомиться с основами учебно-исследовательской деятельности;

И, наконец, еще один результат работы над проектом – укрепление родственных отношений.

Содержание

Аннотация _______________________________2

Введение ________________________________4 – 6

Основная часть.

I  раздел. Что такое генеалогия. Как построить генеалогическое древо_____________________7 – 9

II раздел. История фамилии  Бастраковых  ____10 – 11

III раздел. История моей семьи_____________12 – 17

Заключение_____________________________18

Список литературы ______________________19

Приложение ____________________________20 – 29

Введение

                                               « Человеку важно знать свои корни — отдельному человеку, семье, народу — тогда  и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни".

Василий Песков  

Россия вступила в третье тысячелетие, мы не можем не задавать себе  вопросов: какой будет она  в XXI веке? Какой будет российская семья? Какой будет человек? И здесь, как мне кажется, для нас бесценным сокровищем является опыт наших предков, живая нить преемственности поколений.

Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Спроси у друзей и родных, что такое Родина, и ты получишь разные ответы. Одни скажут, что Родина – место, где родился, вторые скажут, что это родной дом, где сделал первый шаг и сказал первое слово. Третьи скажут, что Родина начинается с близких нам людей – мамы и папы, братьев и сестёр, родственников и друзей. Для многих Родина берёт начало с отчего дома. Отчий дом- значит отцовский. Это слово от того же корня, что и слово «Отечество». Они близки и по значению: Отечество – земля наших отцов, отчий дом – дом нашего отца. Каким бы ни был наш дом, где бы он не находился, он всегда будет нам дорог и близок.

Ни одно дерево не может вырасти красивым и крепким, не опираясь при этом на свои величавые корни. Так и человек не может стать достойным сыном своего отечества, не зная родословной своей семьи.

В данной работе я хочу рассказать о родословной моей семьи. Я выбрал эту тему, так как актуальность её очевидна. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Ещё А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности ».

В настоящее время интерес к генеалогии вновь усиливается. Все чаще человека волнует прошлое его предков, личная и общественная жизнь тех, кто дал начало роду, выходцем из которого  он является.

Я – не исключение. Еще будучи совсем маленьким, я постоянно просил маму и  бабушку рассказать мне об их мамах и бабушках. Тогда я, конечно, не понимал, что интересуюсь генеалогической проблемой. Но сейчас, когда ко мне пришло осознание того, что я живу в большой, дружной семье, решил сам выяснить: кто я? откуда я? Приступая к составлению генеалогической схемы своей семьи,  я поставил перед собой следующую цель - изучить родословную моей семьи.

Задачи работы:

1. Узнать:

-  что такое генеалогия,

-  как составляются родословные,

2. Собрать материал:

- об истории своего рода,

- о жизни, профессиях, достижениях моих предков,

3. Оформить собранные материалы в виде родословной семьи  Бастраковых.

4. Создать виртуальную родословную на сайте, разместить на нем  документы, фотографии по теме проекта.

Методы исследования:

  1. Опрос родственников.
  2. Изучение семейных архивов, документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни представителей моего рода.
  3. Анкетирование.
  4. Сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации.

Предмет исследования: семья  Бастраковых.

Тип проекта: информационно – исследовательский, ребёнок-субъект проектирования; внутри школы; при участии детей и взрослых; коллективный, долгосрочный.

Объект исследования: родословная семьи  Бастраковых  

Новизна проекта и практическая значимость состоит в том, что родословная составляется в вирьтуальном пространстве (в интернете на сайте, посвященном генеалогии  «MyHeritage»). Таким образом, с результатом моего проекта может ознакомиться любой  желающий.

Характеристика проекта

Проект:

- информационный, поскольку  собиралась информация о моих предках в разные периоды истории;

- практико-ориентированный, так как был создан профиль на сайте «MyHeritage», на котором размещены все собранные материалы:

- надпредметный, во-первых, потому что занимался его реализацией  во внеурочной деятельности;

- средней продолжительности, так как работа над ним велась около 2-х месяцев.

Этапы проекта

1. Анкетирование среди одноклассников «Что я знаю об истории своей семьи?».

2. Постановка цели и задач проекта.

3. Поиск материалов об истории своей семьи: документов, писем, фотографий и т.д.

4. Проведение интервью с членами семьи.

5. Написание истории семьи.

6. Знакомство с  основами генеалогии.

7. Оформление родословной (рисунок)

8. Создание виртуальной родословной.

10.  Презентация своей родословной в классе.

11. Обсуждение виртуальной родословной. Планирование дальнейшей деятельности по проекту

Ресурсное обеспечение проекта

Проект реализуется за счет личностных ресурсов семьи Бастраковых.

Из материально-технических ресурсов требуется наличие в дома и в школе  компьютеров с выходом в интернет. Никаких дополнительных материальных вложений проект не требует.

Раздел  I

Что такое генеалогия.

Как построить генеалогическое древо.

Генеалогия – специальная или вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности.

Возникла генеалогия из практических потребностей правящих классов, нуждающихся в закреплении своих родственных отношений по целому ряду причин. Знание родословия потребовалось для определения места лица на лестнице социальной иерархии. Оно было также необходимо для наследственного права, причём не только в области наследования имущества, но и власти (династическое право). В области архивного дела генеалогия также открывает большие возможности для розыска новых документов, хранящихся у населения. В этом случае речь идёт об установлении ныне живущих потомков известных деятелей прошлого и людей из их окружения.

Родословная, или, как говорили раньше, родословие, - это последовательный перечень поколений людей твоего рода.

В прошлом генеалогии родословные были достоянием только привилегированной горстки аристократов. А всей массе простого народа «предков не полагалось». Но как раз именно миллионы людей вправе гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины.

В генеалогии различают восходящие и нисходящие родословные в зависимости от того, кто является исходной главной персоной. Традиционно большинство родословных являются нисходящими и выводятся от наиболее древнего известного предка.

Родословную можно оформить тремя различными способами: в виде родословного древа, в виде таблицы или в виде поколенной росписи. Выбор варианта в основном зависит от предпочтений создателя, а так же от наличия доступной информации. Родословная таблица – это схематическое изображение рода, включающее в себя имена и даты жизни его членов. Таблицы можно построить вертикальные, горизонтальные и даже круговые, сути их содержания это не меняет.

Близко по смыслу и структуре к таблице родословное древо. В данном случае его корнем будет служить основатель рода, обычно это самый отдаленный известный предок. А стволом, листьями и кроной – его потомки. Родословное древо так же содержит в основном только имена и даты жизни - смерти.

Мы  в семье выбрали  оформление родословной в виде нисходящего родословного дерева.

Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена.

Но все ли знают историю своей семьи? Я решил провести анкетирование учеников 5-6 классов нашей школы на тему «История моей семьи».

Результаты данного опроса вы видите ниже.

1. Знаком ли ты с историей своей семьи?

2. Кто тебе её рассказал?

3. Есть ли в вашей семье «Генеалогическое древо»?

Как сохранить родословную на века и сделать так, чтобы родные и близкие по всему миру имели доступ к генеалогическому древу, могли уточнять родословную, добавлять в нее сведения, фотография и документы?

Значительно облегчит эти задачи ресурс MyHeritage с богатым набором инструментов для построения семейного древа. Это международный проект, объединяющий семейные сайты пользователей со всего мира.

Программное обеспечение предоставляет уникальные возможности:

-создать собственный семейный сайт и администрировать его, добавляя важную информацию, приглашая родственников в качестве новых участников-пользователей;

-самостоятельно или совместно с родственниками построить генеалогическое дерево;

-распечатать его в виде графика или постера, выбрав форму на свой вкус.

Вывод

Проанализировав результаты анкетирования, мы можем сделать вывод, что в большинстве случаев дети знакомы с историей своей семьи в первую очередь от бабушек и дедушек, потом уже от своих родителей. Но родословную своей семьи практически имеют единицы. А сейчас очень много интернет-ресурсов, позволяющих создать родословное древо, не выходя из дома.

Раздел II

История фамилии Бастраковых.

До середины 19 века на Руси человек с фамилией был чем-то диковинным. Повсеместно фамилии стали появляться в 1861 году, после отмены крепостного права, когда крестьяне перестали быть собственностью помещиков. Вот тогда и возникла насущная потребность иметь фамилию. До середины 19 века фамилии встречались только среди крестьян северных районов России.   Немного позже фамилии начали появляться и у московской знати.

Многие связывают возникновение фамилии с тем моментом, когда князь, лишившись своего удела, сохранял его за своими потомками в качестве прозвища.

Фамилии же бывших крепостных крестьян часто формировались от фамилий их бывших хозяев-помещиков, от названий населенных пунктов, где они проживали, но чаще всего - от рода занятий, из отчества (Степановы, Михайловы, Федоровы), или от уличного прозвища (Верещагины, Безруковы, Морозовы).

После военной реформы 1874 года, с введением всеобщей воинской повинности, произошло юридическое оформление фамилий крестьянства.

А всероссийской переписью населения 1874 года они были закреплены. Окончательно прижились фамилии в нашей стране только к 30-м годам прошлого века.

В настоящее время родовые имена имеют неофициальное хождение и, как правило, сообщаются только близким людям.

Фамилия  Бастраковых в 50% случаев имеет русское происхождение, в 5% -- украинское, в 10% -- белорусское, в 30% происходит из языков народов России (татарского, мордовского, башкирского и т.д.), в 5% случаев происходит из болгарского или сербского языков.

В любом случае эта фамилия образована от имени, прозвища, рода занятий или места жительства дальнего предка человека по мужской линии.

 Существует целая группа фамилий, образованных от названия оружия и воинских предметов. Возможно, мой предок, получивший фамилию Бастраковых, хорошо владел кинжалом, или изготавливал его, или был воином. Есть версия, что фамилия  Бастраковых означает  «целеустремленный, добивающийся цели».

III раздел

История моей семьи.

Приступая к работе над родословной, я не ставил задачу подробно изучить биографию каждого члена семьи. Для меня важнее было рассмотрение родственных связей, поэтому я решил ограничиться лишь краткими сведениями из жизни моих родных. Помогали мне собирать информацию, составлять родословное древо мои родные: папа, мама, бабушки и дедушки. Даже мои родные сестры увлеклись этим проектом и решили выяснить значение имен наших предков (Приложение 1)

К сожалению, собрать информацию обо всех членах семьи мне не удалось. Дело в том, что некоторых родных  уже нет в живых, не сохранились и их документы, которые могли бы кое-что рассказать о своих владельцах, бабушки и дедушки тоже обладают далеко не полной информацией относительно биографии их предшественников. Однако то, что удалось выяснить, - великая ценность, которую необходимо хранить в памяти нашей семьи.

Народ – это огромное дерево, на котором не сосчитать листьев. Каждое дерево имеет корни, без корней его повалил бы даже слабый ветерок. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Я думаю, что человеку важно знать свои корни, культуру, быт, обычаи своего народа, традиции, язык.

Собранный материал распределен на несколько групп в зависимости от того, какую фамилию имеют члены

Заключение

Изучение родословной – это настоящее исследование. Изучая историю своего рода, своей семьи, я узнал много нового, интересного о жизни и исторических событиях, соответствующих каждому поколению. Я совершил увлекательное путешествие в далекое прошлое.

      Я думаю, чтобы любить свою семью, своих предков, надо знать историю рода, ее радостные и трагические страницы.

Я точно знаю, что на этом моя работа не окончена, наш род продолжает жить и процветать, а значит, надо будет постоянно дополнять родовое  дерево.

 Я горжусь своей семьёй, своими предками.

Список литературы

1. Воспоминания родных и близких.

2. Фото и документы из семейного архива.

3. Интернет-ресурс

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Моя родословная»

Проект «Моя родословная»Направление проекта: Сохранение памяти о истории семьи, городаЦель проекта: изучить историю своей семьи, своей фамилии, составить родословную, построить генеалогическое д...

Классные часы "Моё родословное древо"

Авторская разработка классного часа: "Моё родословное древо"...

Минем гаиләм- минем шәҗәрәм. Тәрбия сәгате.Моя семья-мое родословное.Классный час.

Тема : Минем гаиләм- минем шаҗәрәмМаксат: укучыларда гореф- гадәтләргә, гаилә традицияләренә,ядкарьләренә кысыксыну уяту, буыннар бәйләнеше, исем, фамилияләр, аларның килеп чыгышы, әһәмияте туры...

Классный час по теме "Имя и родословная" для учащихся 5 класса

Чтобы пробудить интерес с своим корням - родословной, начнем с истории имени....

Исследовательская работа "Моя Родословная"

Работу выполняла ученица 10 класса Хабарова ИринаЦель исследования – изучение истории своей семьи. Задачи: изучение методики составления родословной, поиск сведений о членах семьи, составление генеало...

Разработка урока по теме "Семья. Моя родословная"

Материал урока помогает учащимся в обобщении и актуализации речевых навыков по темам: "Хобби", "Профессия", "Черты характера", "Обязанности в семье", "Отношения в семье"; заставляет учащихся зад...

Моя родословная.

Моя родословная. Презентация. Несколько советов начинающим....