Конспект и презентация открытого урока по сольфеджио на тему: "Интервалы. Тритоны".
план-конспект урока (5 класс)
Конспект и презентация открытого урока на тему: "Интервалы. Тритоны".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_kuzmina_t.yu_._intervaly.pptm | 2.4 МБ |
otkrytyy_urok_kuzmina_t.yu_._po_solfedzhio_intervaly._tritony.doc | 53.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интервал - сочетание двух звуков
Консонанс –согласие звуков
Диссонанс – напряженное звучание
Увеличенная кварта
Проверь себя
Назови интервал
Назови интервал
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.Камозина О. «Неправильное сольфеджио ». - Р.- Д ., 2009г . 2.Боровик Т. «Изучение интервалов на уроках сольфеджио». - М., 2007г . 3. Алексеева Л. «Игровое сольфеджио для малышей ». - М ., 2004г .
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного
образования детей «Волховская детская школа искусств»
Открытый урок
Тема: «Интервалы. Тритоны»
преподаватель:
Кузьмина Татьяна Юрьевна
Учащиеся: 5 класс эстетический отдел
Всего: 9 человек
Девочек: 8 человек
Мальчиков: 1 человек
Возраст учащихся: 10 лет
Дата и место проведения: 22.03.2012 г. ВДШИ. Семинар педагогов музыкальных школ и школ искусств Волховского района.
Тема урока: Изучение интервалов.
Раздел в образовательной программе: интервалы
Цель урока: развитие интервального слуха у учащихся, способность точно оценить интервал как высотное соотношение двух звуков, обладающих определенным устойчивым выразительным свойством.
Задачи урока:
Обучающие:
– сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление интервалов;
– сформировать умение и навыки в освоении интервалов
Развивающие:
– развить интерес к интервалам через творческое самовыражение;
– развить аналитическое мышление;
Воспитательные:
– воспитать эстетический вкус, стремление к творчеству;
– воспитать эмоциональную отзывчивость, организованность, работоспособность, активность.
Тип урока: комбинированный
Форма организации: групповая.
Степень сложности: средняя.
Наглядный материал: таблицы интервалов, карточки с обозначением интервалов.
Структура урока:
Организационная часть (10 минут):
– приветствие;
– постановка цели и задач урока;
– выборочная поверка домашнего задания;
Основная часть(25 минут):
–прохождение нового материала.
Заключительная часть:
– подведение итогов урока;
– домашнее задание.
Планируемый результат урока:
– усвоение теоретических сведений;
– запоминание интонации интервалов;
– формирование восприятия интервалов на слух;
– анализ области применения интервалов.
Методы обучения:
– наглядный (слуховой и зрительный);
– словесный ( обсуждение, образные сравнения, словесная оценка);
– объяснительно – иллюстративный;
– проблемно – поисковый;
– творческий;
– игровой;
– обобщающий.
Материально- техническое оснащение: аудитория, столы, стулья, фортепиано, доска.
Ход урока:
1) Организационная часть.
Приветствие учителя, эмоциональный настрой учащихся.
Учитель: Я рада вновь видеть вас. И думаю, что сегодняшний урок нам на пользу.
2) Повторение пройденного материала
Учитель: На предыдущих уроках мы с вами прошли восемь интервалов. На сегодняшнем уроке мы закрепим пройденное и познакомимся с необычным интервалом. Но сначала давайте споем распевку-повторение.
Учащиеся: выполняют задания:
– Пение песенки - попевки об интервалах со словами, с названием нот;
– транспонирование попевки.
Учитель: Давайте поговорим об интервалах, вспомним правила их построения.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
- что такое интервал ? (созвучие двух звуков);
- что такое простые интервалы? (интервалы расположенные в пределах одной октавы);
- какие две величины в интервале? (качество и количество);
- по звучанию интервалы бывают? (диссонирующие и консонирующие);
- как называется нижний и верхний звуки в интервале (нижний- основание, верхний- вершина).
Учащиеся строят, играют, поют пройденные мелодические интервалы.
Учитель: Интервалы, в своей основе, имеют мелодическое звучание. Голосом мы исполняем интервалы мелодически, т.е. поочередное исполнение каждого звука, а на фортепиано можно исполнить одновременно оба звука, и такое звучание называется гармоническим (диссонирующий интервал, при мелодическом исполнении, теряет свое резкое звучание и становится мелодическим).
Учащиеся поют заданные интервалы на два голоса.
3) Основная часть. Прохождение нового материала.
Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем изучать большую тему, которая называется «интервал тритон». Перед тем как мы запишем определение нового интервала, постараемся догадаться, что такое тритон. Какая величина присутствует в названии интервала?
Учащиеся: Качественная
Учитель: Значит, в названии интервала только 3 тона, количество ступеней отсутствует. Это мы сейчас и будем выяснять. Сначала проанализируем применение тритонов в музыкальных произведениях, и их гармоническое звучание на фортепиано. В качестве примера я сыграю вам произведение П.И. Чайковского « Баба- яга» из сборника «Детский альбом».
Учитель: исполняет пьесу.
Учащиеся: анализируют произведение, определяют характер звучания тритонов.
Учитель: теперь перейдем к построению интервалов у доски для выяснения его количественного состава.
К доске вызывается ученик, ему дается задание от звука «до» построить три тона, назвать звуки, затем записать.
Учитель: У нас получился интервал « до»- «фа#». Сколько ступеней в этом интервале?
Учащиеся: Пять.
Учитель: В каком интервале четыре ступени?
Учащиеся: В кварте.
Учитель: По правилу энгармонизма заменим звук с диезом на звук с бемолем. Получились два интервала – кварта и квинта. Теперь сравним полученные интервалы с тритонами и определим их название.
Учащиеся: сравнивают тритоны: увеличенную кварту и уменьшенную квинту по количественному и качественному составу, дают определение «тритон».
Учитель: Теперь, когда мы дали определение тритонам, давайте найдем их местоположение в ряду интервалов.
Учащиеся:
- перечисляют интервалы (прима, секунда, терция, кварта, тритон, квинта, секста, септима, октава);
- делают вывод: интервал тритон находится между интервалами квартой и квинтой (показ таблицы простых интервалов).
Учитель: Теперь давайте построим, сыграем и споем тритоны от разных звуков.
Учащиеся: строят на доске и инструменте тритоны и поют их.
Учитель: В следующем задании вы должны определить тритон и сделать энгармонизм к определенному вами тритону.
Учащиеся: выполняют задания на доске и в тетради.
Учитель: Переходим к работе в ладу. Задание: в тональности До- мажор построить на всех ступенях лада интервал кварту и определить на какой ступени будет строится тритон (ув.4).
Учащиеся: определяют ув.4 на 4 ступени.
Аналогично строится и определяется ум.5 на 7 ступени.
Учитель: какие ступени входят в тритоны?
Учащиеся: Нустойчивые. Они требуют разрешения в устойчивые.
Учитель: давайте вспомним правило разрешения ступеней.
Учащиеся: По правилу разрешения 4 ст. переходи в 3,а 7 ст. в 1ст. Поэтому, в ув4 звуки при разрешении расходятся в м6,а в ум5 звуки сходятся в б3.
Учитель: Давайте построим и разрешим ув.4 и ум.5 в тональности Фа – мажор.
Учащиеся: выполняют задание.
Учитель: Пропоем эти интервалы и их разрешения.
3)Заключительная часть.
Учитель: Подведем итог. С каким необычным интервалом мы сегодня познакомились и что вы о нем узнали?
Учащиеся: отвечают на вопросы учителя.
Учитель: Запишите Домашнее задание:
- строить, играть и петь ув. 4 и ум. 5 от всех белых клавиш;
- в тональностях Ре, Фа и Соль- мажор построить и разрешить тритоны.
Необходимо изучение интервала в ладу и от звука. Изучение интервала в ладу способствует развитию интонационно чуткого слуха. Изучение интервала «самого по себе» формирует константные представления о нем. Необходимо различать мелодические и гармонические интервалы в методических подходах к их освоению. Мелодический интервал рассматривается как интонация, как наименьшая выразительная ячейка, «измеритель эмоционального строя звукопроизнесения» (Асафьев). Гармонический интервал изучается как созвучие, обладающее тембровой и функциональной характеристикой, как одно из средств развития гармонического и тембрового слуха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация открытого урока по технологии (1 класс). Тема: "Аппликации из ладошек"
Конспект разработан в соответсвии с ФГОС по программе "Перспективная начальная школа"...
Конспект и презентация открытого урока "Личный герб"
Презентация + Конспект "Личный герб"...
Конспект и презентация открытого урока по обществознанию в 7 классе "Поиск смысла жизни"
Урок - часть темы:" Социальная сфера". Цель урока - ориентация учащихся на выбор жизненного пути....
Конспект и презентация открытого урока музыки и пения "Три "кита" в музыке" для детей 1 класса школы-интерната VIII вида.
Конспект и презентация (итогового) открытого урока музыки и пения "Три "кита" в музыке" для детей с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида....
Конспект и презентация открытого урока математики в 5 классе по теме "Десятичные дроби"
Данный материал является самостоятельной разработкой и был проведен в виде открытого урока на профессиональном конкурсе "Лучший молодой учитель года"...
План-конспект и презентация открытого урока по химии 10 класс "Кислородсодержащие органические соединения"
План-конспект и презентация открытого урока по химии 10 класс "Кислородсодержащие органические соединения"...
Конспект с презентацией открытого урока по информатике на тему: "Визуализация информации в текстовых документах"
Этот урок научит детей использовать компьютерные программы для визуализации информации.Визуализация данных — это наглядное представление массивов различной информации. Почему визуализация важна?О...