Конспект и презентация открытого урока по сольфеджио на тему: "Интервалы. Тритоны".
план-конспект урока (5 класс)

Кузьмина Татьяна Юрьевна

Конспект и презентация открытого урока на тему: "Интервалы. Тритоны".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила Кузьмина Татьяна Юрьевна преподаватель теоретических дисциплин МОБУДОД «Волховская школа искусств» Интервалы Тритоны

Слайд 2

Интервал - сочетание двух звуков

Слайд 3

Консонанс –согласие звуков

Слайд 4

Диссонанс – напряженное звучание

Слайд 8

Увеличенная кварта

Слайд 9

Проверь себя

Слайд 10

Назови интервал

Слайд 11

Назови интервал

Слайд 12

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.Камозина О. «Неправильное сольфеджио ». - Р.- Д ., 2009г . 2.Боровик Т. «Изучение интервалов на уроках сольфеджио». - М., 2007г . 3. Алексеева Л. «Игровое сольфеджио для малышей ». - М ., 2004г .



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного

образования детей «Волховская детская школа искусств»

Открытый урок

Тема: «Интервалы. Тритоны»


преподаватель:

Кузьмина Татьяна Юрьевна

Учащиеся: 5 класс эстетический отдел

Всего: 9 человек

Девочек: 8 человек

Мальчиков: 1 человек

Возраст учащихся: 10 лет

Дата и место проведения: 22.03.2012 г. ВДШИ. Семинар педагогов музыкальных школ и школ искусств Волховского района.

Тема урока: Изучение интервалов.

Раздел в образовательной программе: интервалы

Цель урока:  развитие интервального слуха у учащихся, способность точно оценить интервал как высотное соотношение двух звуков, обладающих определенным устойчивым выразительным свойством.

Задачи урока:

Обучающие:

– сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление интервалов;

– сформировать умение и навыки в освоении интервалов

Развивающие:
– развить интерес к интервалам  через творческое самовыражение;
– развить аналитическое мышление;
Воспитательные:
– воспитать  эстетический вкус, стремление к творчеству;
– воспитать эмоциональную отзывчивость,
 организованность, работоспособность, активность.

Тип урока:  комбинированный
Форма организации: групповая.

Степень сложности: средняя.

Наглядный материал: таблицы интервалов, карточки с обозначением интервалов.

Структура урока:

Организационная часть (10 минут):

– приветствие;

постановка цели и задач урока;

выборочная поверка домашнего задания;

Основная часть(25 минут):

–прохождение нового материала.

Заключительная часть:

– подведение итогов урока;

– домашнее задание.

Планируемый результат урока:

 усвоение теоретических сведений;

запоминание интонации интервалов;

формирование восприятия интервалов на слух;

 анализ области применения интервалов.

Методы обучения:

наглядный (слуховой и зрительный);

словесный ( обсуждение, образные сравнения, словесная оценка);

объяснительно – иллюстративный;

проблемно – поисковый;

 творческий;

 игровой;

 обобщающий.

Материально- техническое оснащение: аудитория, столы, стулья, фортепиано, доска.

Ход урока:

1) Организационная часть.

Приветствие учителя, эмоциональный настрой учащихся.

Учитель:  Я рада вновь видеть вас. И думаю, что сегодняшний урок нам на пользу.

2) Повторение пройденного материала

 Учитель: На предыдущих уроках мы с вами прошли восемь интервалов. На сегодняшнем уроке мы закрепим пройденное и познакомимся с необычным интервалом. Но сначала давайте споем распевку-повторение.

Учащиеся: выполняют задания:

Пение песенки - попевки об интервалах  со словами, с названием нот;

  транспонирование попевки.

Учитель: Давайте поговорим об интервалах, вспомним правила их построения.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

   - что такое интервал ? (созвучие двух звуков);

   - что такое простые интервалы? (интервалы расположенные в пределах одной октавы);

- какие две величины в интервале? (качество и количество);

- по звучанию интервалы бывают? (диссонирующие и консонирующие);

- как называется нижний и верхний звуки в интервале (нижний- основание, верхний- вершина).

Учащиеся строят, играют, поют пройденные мелодические  интервалы.

         Учитель: Интервалы, в своей основе, имеют мелодическое звучание. Голосом мы исполняем интервалы мелодически, т.е. поочередное исполнение каждого звука, а на фортепиано можно исполнить одновременно оба звука, и такое звучание называется гармоническим (диссонирующий интервал, при мелодическом исполнении, теряет свое резкое звучание и становится мелодическим).            

 Учащиеся поют заданные интервалы на два голоса.

       3) Основная часть. Прохождение нового материала.

   Учитель:     Сегодня на уроке мы начинаем изучать большую тему, которая называется «интервал тритон». Перед тем как мы запишем определение нового интервала, постараемся  догадаться, что такое тритон.                   Какая величина присутствует в названии интервала?

    Учащиеся: Качественная

    Учитель:  Значит, в названии интервала только 3 тона, количество ступеней отсутствует. Это мы сейчас и будем выяснять. Сначала проанализируем применение тритонов в музыкальных произведениях, и их гармоническое звучание на фортепиано. В качестве примера я сыграю вам произведение П.И. Чайковского « Баба- яга» из сборника «Детский альбом».

     Учитель: исполняет пьесу.

      Учащиеся: анализируют произведение, определяют характер звучания тритонов.

     Учитель: теперь перейдем к построению интервалов у доски для выяснения его количественного состава. 

             К доске вызывается ученик, ему дается задание от звука «до» построить три тона, назвать звуки,  затем записать.

     Учитель: У нас получился интервал « до»- «фа#». Сколько ступеней в этом интервале?

     Учащиеся: Пять.

     Учитель: В каком интервале четыре ступени?

 Учащиеся: В кварте.

Учитель: По правилу энгармонизма заменим звук с диезом на звук с бемолем. Получились два интервала – кварта и квинта. Теперь сравним полученные интервалы с тритонами и определим их название.

 Учащиеся: сравнивают тритоны: увеличенную кварту и уменьшенную квинту по количественному и качественному составу, дают определение «тритон».

Учитель: Теперь, когда мы дали определение тритонам, давайте  найдем их местоположение в ряду интервалов.

Учащиеся:

  - перечисляют интервалы (прима, секунда, терция, кварта, тритон, квинта, секста, септима, октава); 

   - делают вывод: интервал тритон находится между интервалами квартой и квинтой (показ таблицы простых интервалов).

Учитель: Теперь давайте построим, сыграем и споем тритоны от разных звуков.

 Учащиеся: строят на доске и инструменте тритоны и поют их.

Учитель: В следующем задании вы должны определить тритон  и сделать энгармонизм к определенному вами тритону.

Учащиеся: выполняют задания на доске и в тетради.      

Учитель: Переходим к работе в ладу. Задание: в тональности До- мажор построить на всех ступенях лада интервал кварту и определить на какой ступени будет строится тритон (ув.4).

Учащиеся: определяют ув.4 на 4 ступени.

Аналогично строится и определяется ум.5 на 7 ступени.

Учитель: какие ступени входят в тритоны?

Учащиеся: Нустойчивые. Они требуют разрешения в устойчивые.

Учитель: давайте вспомним правило разрешения ступеней.

Учащиеся: По правилу разрешения 4 ст. переходи в 3,а 7 ст. в 1ст. Поэтому, в ув4 звуки при разрешении расходятся в м6,а в ум5 звуки сходятся в б3.

Учитель: Давайте построим и разрешим ув.4 и ум.5 в тональности Фа – мажор.

Учащиеся: выполняют задание.

Учитель: Пропоем эти интервалы и их разрешения.

3)Заключительная часть.

Учитель: Подведем итог. С каким необычным интервалом мы сегодня познакомились и что вы о нем узнали?

Учащиеся: отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Запишите Домашнее задание:

- строить, играть и петь ув. 4 и ум. 5 от всех белых клавиш;

- в тональностях Ре, Фа и Соль- мажор построить и разрешить тритоны.

                                                                                                                       

                                                   

                                   



 Необходимо изучение интервала в ладу и от звука. Изучение интервала в ладу способствует развитию интонационно чуткого слуха. Изучение интервала «самого по себе» формирует константные представления о нем. Необходимо различать мелодические и гармонические интервалы в методических подходах к их освоению. Мелодический интервал рассматривается как интонация, как наименьшая выразительная ячейка, «измеритель эмоционального строя звукопроизнесения» (Асафьев). Гармонический интервал изучается как созвучие, обладающее тембровой и функциональной характеристикой, как одно из средств развития гармонического и тембрового слуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация открытого урока по технологии (1 класс). Тема: "Аппликации из ладошек"

Конспект разработан в соответсвии с ФГОС по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект и презентация открытого урока "Личный герб"

Презентация + Конспект "Личный герб"...

Конспект и презентация открытого урока по обществознанию в 7 классе "Поиск смысла жизни"

Урок - часть темы:" Социальная сфера". Цель урока - ориентация учащихся на выбор жизненного пути....

Конспект и презентация открытого урока музыки и пения "Три "кита" в музыке" для детей 1 класса школы-интерната VIII вида.

Конспект и презентация (итогового) открытого урока музыки и пения "Три "кита" в музыке"  для детей с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида....

Конспект и презентация открытого урока математики в 5 классе по теме "Десятичные дроби"

Данный материал является самостоятельной разработкой и был проведен в виде открытого урока на профессиональном конкурсе "Лучший молодой учитель года"...

План-конспект и презентация открытого урока по химии 10 класс "Кислородсодержащие органические соединения"

План-конспект и презентация открытого урока по химии 10 класс "Кислородсодержащие органические соединения"...

Конспект с презентацией открытого урока по информатике на тему: "Визуализация информации в текстовых документах"

Этот урок научит детей использовать компьютерные программы для визуализации информации.Визуализация данных — это наглядное представление массивов различной информации. Почему визуализация важна?О...