Мастер-класс по изобразительному искусству «Весенние цветы»
методическая разработка
Данная методическая разработка поможет познакомиться с технологией создания выразительной художественной работы через применение нетрадиционных техник рисования на занятии по изобразительной деятельности. В разработке показаны методы и приёмы обучения на занятии, которые помогают раскрытию и развитию творческого потенциала учащихся, формированию устойчивой мотивации к продуктивной деятельности и активной самореализации личности, практической реализации полученных знаний.
Занятие проходит в игровой форме, что позволяет учащимся в полной мере насладиться творческим процессом создания работы и получить новые знания по изобразительной деятельности.
Методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования, а также учащимся учреждений дополнительного образования, учителям и воспитателям образовательных учреждений, родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 789.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Весенние цветы» мастер-класс по изобразительному искусству с использованием различных нетрадиционных техник рисования по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Весёлая палитра»
Разработчик: Солдаткина Светлана Александровна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория
11 стр.
Данная методическая разработка поможет познакомиться с технологией создания выразительной художественной работы через применение нетрадиционных техник рисования на занятии по изобразительной деятельности. В разработке показаны методы и приёмы обучения на занятии, которые помогают раскрытию и развитию творческого потенциала учащихся, формированию устойчивой мотивации к продуктивной деятельности и активной самореализации личности, практической реализации полученных знаний.
Занятие проходит в игровой форме, что позволяет учащимся в полной мере насладиться творческим процессом создания работы и получить новые знания по изобразительной деятельности.
Методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования, а также учащимся учреждений дополнительного образования, учителям и воспитателям образовательных учреждений, родителям.
МАУ ДО «Кристалл», 2021
Содержание
Введение……………………………………………………………………….......4
Технологическая карта мастер-класса «Весенние цветы»………...…….……..5
Заключение …..…………….…………………………………………...………..10
Интернет ресурсы ………………..………………………………………...……11
Введение
В Международный женский день 8 Марта принято дарить подарки всем представительницам слабого пола.
Делать подарки своими руками это очень хорошая традиция в образовательных учреждениях в рамках воспитательной работы с учащимися. При этом дети учатся проявлять свои чувства: любовь, уважение, заботу, одаривая знаками внимания близких и знакомых людей. У детей развивается фантазия, самостоятельность, инициативность, желание доставить радость другим людям.
Подарок, сделанный детскими руками, всегда высоко ценится и вызывает только положительные эмоции. Открытки, рисунки, картинки хранятся многие годы в семейных архивах, напоминая о детстве.
На мастер-классе учащиеся изображают первые весенние цветы.
Подснежник получил свое название за способность растения пробиваться из земли и зацветать с первыми весенними лучами солнца, когда начинает таять снег. Сначала подснежники выпускает пару листьев, а вскоре зацветают белые и голубые колокольчики. Им не страшны ни снег, ни зимние морозы, ни весенние заморозки. И это верный знак — весна совсем близко!
Технологическая карта мастер-класса
Педагог: Солдаткина Светлана Александровна
Название программы: «Фантазёры»
Год обучения: первый
Тема занятия: «Весенние цветы»
Дата проведения: 05.03.21год
Возраст учащихся: 5-6 лет
Методическая цель: Развитие творческой активности учащихся через игровую технологию обучения с использованием приёмов нетрадиционного рисования для получения выразительной и эффектной работы.
Цель занятия: Формирование знаний и умений изображать подснежники с помощью различных техник нетрадиционного рисования
Образовательная: - формировать у учащихся представления об особенностях изображения цветов; познакомить с нетрадиционными техниками рисования- рисование губкой, «на-брызг»
Развивающая: - развивать умения пользоваться художественными материалами и инструментами; развивать творческие способности, чувство композиции.
Воспитательная: воспитывать умение видеть, понимать и замечать прекрасное в повседневной жизни, красоту окружающего мира; воспитывать эстетический вкус и аккуратность в процессе работы
Тип занятия: «открытие» нового знания
Форма проведения: мастер-класс
Педагогические технологии: игровая технология
Педагогические методы обучения: беседа, диалог, объяснение, сюрпризный момент, поисковый метод через загадывание загадок, деятельностный, игра на эмоциональный настрой и раскрепощение, образец работы, практическая работа.
Дидактический материал: образец выполненной работы, фотографии подснежника, видеофильм, музыкальное сопровождение практической части, изображение весны, конверт с дидактической игрой «Собери цветок».
Подготовка учащихся: гуашь, палитра, альбомный лист; кисти широкая и тонкая, ёмкость с водой, губка, зубная щётка или кисти с жёсткой щетиной
Предполагаемые результаты:
Знать: характерные особенности изображения подснежника
Уметь: применять полученные знания в практической работе
Контрольно-оценочные средства: рефлексия «Дерево успеха», выставка и защита работ
Участники МК: учащиеся и педагоги дополнительного образования, приглашённые гости.
Предварительная работа:
- Организация пространства для проведения занятия
- Подготовка наглядного материала
- Составление технологической карты занятия, нахождение необходимого методического материала.
План проведения МК:
- Организационный момент, подготовка рабочего места. 2 мин.
- Организация учебного помещения, оформление;
- Организация присутствующих участников процесса, нацеливание их на работу с помощью игры на раскрепощения;
- Проверка готовности инструментов и материалов.
- Постановка темы и цели занятия. 5 мин.
- Введение в тему занятия. Дидактическая игра «Собери цветок»
- Формулировка темы занятия.
- Просмотр видео «Пробуждение подснежника».
- Рассматривание алгоритма работы.
- Сообщение о времени, отведённом на работу.
- Физ.минутка 1 мин.
- Практическая часть. 15 мин.
Правила техники безопасности.
Фронтальная и индивидуальная работа с участниками МК
- Итог занятия. Рефлексия. 2 мин.
Фронтальная беседа с учащимися, вопросы, анализ работ
Рефлексия «Дерево успеха»
Итого: 25 минут
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
1. Орг.момент | Проверка готовности к занятию. Готовы? Давайте проверим подготовку к занятию с помощью загадок: 1. Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы, Дядя, длинный и худой, Носит воду бородой И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом, весь мир! ( акварельные краски, кисточка и палитра) 2. Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (вода) - Итак, поднимите руку у кого все эти предметы есть на столе? Приветствие учащихся. Игра «Давайте поздороваемся»: Дети по сигналу хаотично двигаются по кабинету и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом: Один хлопок- здороваются за руку, Два хлопка –здороваются плечиками, Три хлопка –здороваются спинками. | Приветствуют педагога, проверяют готовность к занятию, активно включаются в предложенную игру |
2. Основная часть. Изучение нового материала | На занятие к нам пришла гостья. Давайте отгадаем загадку: Она приходит с лаской и со своею сказкой. Волшебной палочкой взмахнет – В лесу подснежник расцветет. Листья появляются, птицы с юга возвращаются. Подскажите, как это время года называется? - Весна! А что это за время года такое? Расскажите мне, чем весна отличается от других времён года? Конечно, весна – это пробуждение природы после долгого зимнего сна. Все вокруг наполняется светом и теплом, все краски становятся ярче, а пение птиц – звонче. Послушайте стихотворение Е.Каргановой: Если снег повсюду тает, День становится длинней, Если все зазеленело И в полях звенит ручей, Если стал теплее ветер, Если птицам не до сна, Если солнце ярче светит, Значит, к нам пришла весна! Весна нам принесла маленький подарок, а вы любите подарки? Давайте дружно отгадаем: Появился из-под снега, Увидал кусочек неба. Самый первый самый нежный, Чистый маленький …(подснежник) У каждого региона свой подснежник. У нас сине – фиолетовый. А настоящий подснежник – белый. Ребята, а что-то с ним не так? Наш подарок сломался! Давайте попробуем вместе сложить правильно цветок. Для этого надо повторить части из которых состоит это растение: трава, стебель, основание цветка, лепестки и серединка цветка, листики. (дети собирают макет цветка) (На доску прикрепляется картинка с изображением подснежника). - Как вы думаете, почему он так называется? (появляется из-под снега) Подснежники это первоцветы, появляются в лесу на проталинках. Давайте посмотрим небольшой фильм, как появляются эти цветочки. (видео) | Активно включаются в предложенную игру, рассуждают, думают, обобщают свои наблюдения из жизненного опыта опыт. Получают новую информацию в ходе решения проблем |
3. Практическая работа | Ребята, подумайте, как же быть, если хочется подарить эти цветы любимым людям, например, у нас скоро будет праздник. Какой? Правильно, 8 марта! (можно нарисовать подснежники и подарить рисунок маме вместо живых цветов) Сегодня мы с вами можем изобразить подснежники при помощи гуашевых красок. -Хорошо, давайте проведем небольшую игру и приступим к практической части. Физминутка «Подснежники» Давайте и мы с вами на минутку станем подснежниками. Дети садятся на корточки, голова прижата к коленям-«спят», выполняют движения в соответствии с текстом. Вот подснежники проснулись, Улыбнулись, потянулись. Раз – росой они умылись. Два – изящно покружились. Три – нагнулись и присели. И на солнце поглядели. (садятся обратно за рабочие места) - Скажите, какие цвета нам потребуются для рисования цветов? (белый, синий, голубой, зелёный, коричневый, жёлтый) Показываю образец выполненной работы. -Ребята сейчас, я поэтапно буду показывать выполнение работы, а вы выполняете свой рисунок вместе со мной. Этапы выполнения работы: 1. Широкой кистью рисуем фон: от жёлтого до тёмно коричневого с изумрудной зеленью по диагонали. 2. Рисуем траву зелёным цветом, на верху травы добавляем жёлтые блики. 3. Рисуем характерные стебельки и основания цветов, листики. 4. С помощью способа «примакивания» рисуем лепестки цветов белой краской, оттеняем синим цветом, добавляем серединки. 5. Цветы оживляем бликами. 6. С помощью губки рисуем снег, сначала голубым цветом, оттеняем белым. 7. В конце работы добавляем красивые эффекты с помощью техники «на-брызг» Ведётся фронтальная и индивидуальная работа с учащимися. | Личностное включение всех участников в процесс обучения. Развивают свои умения и творческие способности. Учатся выбирать, обсуждать, доказывать, мыслить, давать оценку своей деятельности и её результатам |
4. Итог занятия и рефлексия | -У всех все получилось? Давайте проведем небольшую выставку работ. -Кому какая работа нравится больше всего? Работа была сложной или легкой? Сможете повторить самостоятельно работу? - Скажите, ребята, а можно ли эти цветы рвать? (нет) Почему? (Подснежников в природе немного, они занесены в Красную книгу. Если мы будем их рвать, может наступить день, когда их совсем не останется). - Как вы думаете, почему подснежники так нравятся людям, что в них необычного? (Этот цветок хоть и маленький, нежный, хрупкий, но гордый, смелый растёт рядом со снегом, не боится холода и ветров) - Правильно, а ещё люди любят его потому что он символ весны и тепла. Рефлексия «Дерево успеха»: разместить на дереве либо яблоки (всё понятно и могут повторить рисунок), либо цветы (есть затруднения, но всё усвоили) в зависимости от того на сколько дети усвоили учебный материал. | Активное участие в обсуждении и подведении итогов |
Заключение
Главная функция рисования на мастер-классе - это дарить радость от творчества!
Применение различных способов и приёмов нетрадиционного рисования даёт возможность в значительной степени улучшить процесс творчества на занятиях с учащимися, повысить самостоятельность детей в процессе обучения.
А использование на занятиях игровой технологии обучения повышает уровень познавательной и творческой активности каждого учащегося, так как обучение проходит ненавязчиво, легко и непринуждённо, учитываются возможности и способности каждого ребёнка, ребёнок просто играет в рисование.
Интернет ресурсы
- https://kopilkaurokov.ru/izo/uroki/konspiekt-otkrytogho-uroka-viesienniie-tsviety
- https://www.maam.ru/detskijsad/pervye-vesenie-cvety-1128720.html
- https://infourok.ru/konspekt-uroka-izo-vesenniy-buket-risuem-vesennie-cveti-klass-2692401.html
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2017/05/20/1-klass-konspekt-uroka-po-izo-na-temu-vesennie-tsvety-perspektiva
- https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%2C%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BF%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D1%8E%D1%82%D1%81%D1%8F&path=wizard&parent-reqid=1614905175109322-1481227135064764243948880-prestable-app-host-sas-web-yp-152&wiz_type=vital&filmId=12477269356864930161
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/19/picture-568117-1421677253.jpg)
Методическая разработка "Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству "Изготовление цветов из нитей"
Методическая разработка "Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству "Изготовление цветов из нитей"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/22/picture-636561-1432302071.jpg)
Мастер – класс по актерскому мастерству: «Искусство быть разным»
Актёрский тренинг снимает эмоциональные барьеры в общении, создает эмоционально комфортную атмосферу на занятии, создает ситуацию успеха, позволяя проявить себя. Все это способствует более успеш...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/16/picture-692159-1560715655.jpg)
Модифицированная программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Мастерская цвета"
Модифицированная программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Мастерская цвета" используется ежегодно в работе учителя и актуальна на 2019/2020 учебный год. Рез...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/05/picture-763644-1457200915.jpg)
Методическая разработка мастер - класса ободок в технике канзаши "Весенние настроение"
Разработка мастер - класса....
Конспект урока изобразительного искусства "Весенний букет"
Конспект содержит подробную структуру и ход урока. В урок включена беседа и подробное объяснение выполнения задания....
Конспект урока по изобразительному искусству.Тема: «Цвет как средство выражения. Тихие цвета», 2 класс
Конспект урока по изобразительному искусству Тема: «Цвет как средство выражения. Тихие цвета» Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с понятием «тихие&raqu...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/05/picture-1276478-1664998059.jpg)
Презентация к уроку изобразительного искусства "Роль цвета в портрете"
Художник использует цвет не только для передачи реальной окраски предметов, но и для создания определенного настроения, для поэтического воплощения замысла. Это относится и к портрету, ведь звучание ц...