" Мои поступки - моя ответственность"
методическая разработка
"МОИ ПОСТУПКИ – МОЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ"
Описание материала: Предложенный материал может быть использован в работе с детьми от 7-10 лет, независимо от места их проживания: в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних или семьи. Конспект занятия будет полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям; направлен на правовое воспитание, развитие умения анализировать и нести ответственность за свои поступки.
Цель: профилактика правонарушений и вредных привычек среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект " Мои поступки - моя ответственность" | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«МОИ ПОСТУПКИ – МОЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ».
Цель: профилактика правонарушений и вредных привычек среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания.
Задачи:
- познакомить с понятиями «проступок», «правонарушение», «ответственность»;
- содействовать формированию умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
- способствовать развитию у детей чувства ответственности.
- воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки.
Оборудование:
1. Оформление зала (напечатанные на бумаге название занятия, определения «Поступок», «Проступок», «Ответственность»),
2. Распечатанные пословицы к игре «Составь пословицу»,
3. Заготовки больших конвертов – на каждую группу детей, цветные буквы (копилка добрых дел),
4. Цветные картинки с хорошими поступками и делами для оформления конверта, клей,
5. Фотоаппарат.
Предварительная подготовка детей: чтение-инсценировка стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», подготовка инсценировки проступка.
Конспект занятия по профилактике правонарушений и вредных привычек среди несовершеннолетних
Ход занятия:
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть вас. Встаньте в круг. Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук друг друга, улыбнитесь друг другу. Предлагаю вам рассказать стихотворение руками
Небо ясное над нами,
Твердь земная
под ногами,
Мир дороги открывает,
Солнце свет нам посылает,
Солнце поднимается,
Сердце открывается,
Согревается земля,
С ней и я!
Воспитатель. У нас хорошее настроение, и мы хотим передать его вам.
(Дети рассаживаются на стулья полукругом)
Воспитатель. У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое зло, что такое хорошо и что такое плохо. Кто-нибудь из вас читал стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо?»).
- Про что оно? (высказывания детей). Ребята подготовили стихотворение и сейчас они его представят. (чтение-инсценировка стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо?»)
Воспитатель. Сегодня, мы бы хотели поговорить с вами о ваших поступках и ответственности за них. Тема нашего занятия так и звучит: «Мои поступки – моя ответственность». А что же такое поступок? Как вы понимаете это слово? (высказывания детей)
Воспитатель. Хорошо. Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и посмотрим, какое определение слову «поступок» даётся в нем.
Поступок - это совершённое кем-либо сознательное действие с определённой целью, намерениями и последствиями.
Воспитатель. А вы совершали когда-нибудь поступки? Как можно сказать о поступках в двух словах: какие они могут быть (плохие и хорошие). Расскажите о них (коротко записываем на доске, разграничивая плохие и хорошие)
Например:
- пропустил вперед себя взрослого
- поздоровался
- уступил место в автобусе
- помог товарищу выполнить домашнее задание
- выполнил поручения воспитателя и т.д.
______________________________________
- плохо учатся, а потом бросают школу;
- курят и выпивают;
- унижают маленьких и слабых;
- лгут, иногда даже без причины;
- стараются выяснять отношения с помощью силы;
- портят школьное имущество и имущество детского дома
- хулиганские действия (разбитие окна, ломают, нецензурные выражения в адрес сверстников и взрослых)
- воровство и т.д.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, сколько поступков мы совершаем.
Воспитатель. Мы поговорили о поступках, которые несут в себе и добро и зло.
По каким признакам можно определить поступок хороший или нет? (если поступок приносит страдания , боль другим или имеет разрушительную силу – это плохой, если чувство радости, удовольствия, помощь - это хороший ).
Воспитатель. Поступки, которые несут в себе зло – это не просто поступки, это – проступки. А что такое проступок? Давайте ещё раз обратимся к словарю.
Проступок – это поступок, нарушающий правила поведения, провинность.
Воспитатель. За хорошие поступки нас благодарят и любят, а что мы получаем за плохие поступки - проступки? (высказывания детей)
Воспитатель. Почему вас ругают и наказывают?
Воспитатель. Правильно, за плохие поступки нам приходится отвечать, т. е нести ответственность!
Воспитатель. Рассмотрим ситуацию (появляется девочка Катя, проходит мимо ребят)
- Девочка по имени Катя каждый день ходила в школу, но занятия в школе пропускала, бродила по коридорам, заглядывала в классы во время уроков, то есть нарушала дисциплину. А потом приходила домой и обманывала родителей. Говорила, что была на всех уроках и хорошо вела себя в школе.
- Как можно расценить поведение Кати? (ответы детей)
Катя: Многие так делают, а мне, что нельзя?
Воспитатель. Как вы думаете, Катя понесёт за свой проступок наказание? (ответы детей)
Воспитатель. Конечно. Она нарушила Устав школы, в котором прописаны все права и обязанности обучающихся. Давайте вместе с вами вспомним, что обязан делать ученик: (добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий, не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия, бережно относиться к имуществу школы, уважительно относиться к другим учащимся и педагогам)
Воспитатель. А какую ответственность она за это может понести? (ответы детей)
Воспитатель. Директор школы может вызвать родителей, заслушать поведение Кати на Совете профилактики. А может для беседы пригласить сотрудника из полиции – инспектора из отдела по делам несовершеннолетних.
Катя: Нет! С директором дело лучше не иметь. И на Совет профилактики я бы не хотела попасть. А инспектор может поставить на учёт! Лучше я буду посещать занятия и никогда никого не обманывать .Обманывать – это плохо! (Катя уходит)
Воспитатель. Рассмотрим следующую ситуацию. Кто-нибудь из вас нашел чужой телефон и взял его. Как вы думаете: в этом поступке нет ничего особенного или он будет расцениваться, как проступок? (кража) Почему? А если кто-то видел, да промолчал, несет ли он за это ответственность?
А за преступление дети несут наказание?
Воспитатель. За совершение преступления несовершеннолетние тоже несут ответственность. Могут поставить на учёт в полицию, могут поместить в Центр временного содержания несовершеннолетних подростков, а могут направить ходатайство в суд о помещении его в специальную школу закрытого типа.
- Ребята, мы с вами рассмотрели несколько ситуаций. Так что же такое ответственность? Давайте дадим определение:
Ответственность – это умение осознавать, что ты делаешь и как ты делаешь, что будет после твоего действия.
Воспитатель. Всегда ли поступки и ответственность ходят рядом?
Ответ на этот вопрос люди нашли давно. Мы предлагаем вам сыграть в игру «Составь пословицу». Ваша задача, найти части пословиц и составить целое предложение. Подумайте над смыслом этих пословиц (дать разъяснение).
• На добрый привет – добрый ответ.
• Семь раз отмерь – один раз отрежь.
• Заварил кашу – расхлёбывай
Воспитатель. Ребята, нам очень хочется верить, что после нашего занятия, вы сделаете для себя выводы и будете совершать только хорошие поступки, так как, совершая правонарушения, вы не только нарушаете закон, но и причиняете боль своим родным и другим людям.
Вывод: Хороший и добрый поступок приносит пользу людям. Проступок приносит неприятности, горе и огорчение. Нас наказывают, ругают, чтобы мы не совершали впредь таких поступков. Поэтому, прежде, чем совершить какой-либо поступок, проступок (словесный, физический) нужно хорошо подумать (как в пословице: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»). Подумать о том, как будут чувствовать себя те люди, которые имеют отношение к твоим поступкам и подумать об ответственности, которую ты несешь за свои слова и действия.
Воспитатель. А сейчас предлагаем вам всем вместе сделать «Копилку Добрых дел». (дети вместе с педагогами наклеивают буквы. картинки и оформляют конверт)
Воспитатель. А сейчас подарите друг другу конверты, которые вы украсили. Этот конверт будет находиться у вас в группе и вы будете каждый день его пополнять хорошими поступками.
Воспитатель. Ребята, встаньте в круг. Какие поступки (хорошие или плохие) вам хочется совершать после сегодняшней беседы? Хочется ли вам о сегодняшнем разговоре рассказать своим друзьям? Почему?
- А сейчас возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте по очереди чего-нибудь хорошего, доброго, начиная с фразы: «Я желаю тебе…» . ((Дети выполняют.)
Спасибо всем за участие! Совершайте только хорошие, добрые дела и поступки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научиться быть ответственным за свои поступки
Задачи родительского собрания:-обсудить проблемы поведения учащихся в школе и дома-формировать у родителей понимания значимости данной проблемы для становления характера их ребенка...
Как научиться быть ответственным за свои поступки
Рекомендации родителям на родительском собрании....
Открытый урок "Воспитание души. Совесть и ответственность человека за свои поступки. Прощёное воскресенье на Руси."
Открытый урок "Воспитание души. Совесть и ответственность человека за свои поступки. Прощёное воскресенье на Руси."...
Родительское собрание в 9-м классе " Как научиться быть ответственным за свои поступки"
Задачи собрания: 1. Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов,...
Классный час "Твои поступки и ответственность за них"
Классный час "Твои поступки и ответственность за них"...
Твои поступки и ответственность за них
Презентация для профилактического мероприятия...
Классный час для учащихся 5 классов "Твои поступки и ответственность за них"
Цель: способствовать развитию у школьников чувства ответственности, содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, воспитывать уважение, терпимость к окружающ...